Предварительное следствие как форма расследования
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Общая характеристика предварительного следствия 6
1.1 Понятие, сущность и особенности предварительного следствия как одной из форм расследования 6
1.2 Прокурорский надзор и судебный контроль при производстве предварительного следствия 13
Глава 2 Порядок производства предварительного следствия 23
2.1 Начало проведения предварительного следствия 23
2.2 Общие условия производства предварительного следствия 36
2.3 Окончание проведения предварительного следствия 47
Заключение 53
Список используемой литературы и используемых источников 55
Введение 4
Глава 1 Общая характеристика предварительного следствия 6
1.1 Понятие, сущность и особенности предварительного следствия как одной из форм расследования 6
1.2 Прокурорский надзор и судебный контроль при производстве предварительного следствия 13
Глава 2 Порядок производства предварительного следствия 23
2.1 Начало проведения предварительного следствия 23
2.2 Общие условия производства предварительного следствия 36
2.3 Окончание проведения предварительного следствия 47
Заключение 53
Список используемой литературы и используемых источников 55
Предварительное расследование является одним из важных уголовно-правовых институтов, которое регулирует общественные отношения в сфере досудебного судопроизводства. В ходе его осуществления собираются доказательства, которые, при их достаточности, направляются на судебное рассмотрение. В уголовно-процессуальном праве существует две формы расследования: предварительное следствие и дознание.
Предварительное следствие, являясь одной из форм предварительного расследования, играет значительную роль в досудебном производстве, поскольку при его производстве расследуются большинство уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях. Можно отметить, что в подавляющем большинстве, рассмотрение уголовного дела было бы невозможно без производства предварительного следствия, поскольку в УПК РФ ему отведено особое место в качестве основной формы производства расследования. Главной задачей для следствия является сбор доказательственной базы и их фиксация в соответствии с УПК РФ, а также подготовки уголовного дела и передачи на следующую стадию - судебного производства. Следователь направляет ход расследования, однако его самостоятельность ограничена в некоторых случаях. Поскольку в нынешних условиях очень быстро развивается преступная деятельность, необходимо упрощать производство следствия для наиболее эффективной и качественной раскрываемости уголовных дел. Конечно же, на законодательном уровне регулирования предварительного следствия имеются проблемы правоприменения, которые активно обсуждаются разными авторами в своих трудах. Сложности, затрудняющие исполнение предварительного следствия следователем, делают выбранную тему актуальной.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие на стадии предварительного расследования.
Предметом исследования являются нормы уголовно-процессуального права, касающиеся производства предварительного расследования, теоретические точки зрения различных ученых в решении проблем, а также правоприменительная практика зарубежных стран.
Целью работы является изучение сущности предварительного следствия, его особенности и эффективность, анализ правоприменительной практики, на основании которых разработать рекомендации для усовершенствования законодательства и практики его применения.
Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть понятие и значение предварительного расследования
- выявить особенности предварительного следствия и его отличия от дознания
- рассмотреть сущность прокурорского надзора и судебного контроля на стадии предварительного следствия
- определить общие условия предварительного следствия
- привести анализ проблем производства следствия и методы их решения
При написании данной работы были рассмотрены труды различных ученых-процессуалистов, таких как: Г.П. Химичева, И.В. Жеребятьев, А.Ю. Шумилов, И.И. Сыдорук, В.Б. Ястребов, Л.М. Володина, С.П. Сереброва, С.Н. Клоков, Э.Д. Шайдуллина, М.Ю. Павлик, С.В. Зуев и др.
Нормативную основу исследования составляют: Конституция РФ, Федеральный конституционный закон, УПК РФ, международные договоры РФ, а также федеральное законодательство, регулирующее правоотношения в процессе производства следствия, Определение КС РФ, приказы Генерального прокурора РФ.
Структура и содержание бакалаврской работы обусловлены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
Предварительное следствие, являясь одной из форм предварительного расследования, играет значительную роль в досудебном производстве, поскольку при его производстве расследуются большинство уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях. Можно отметить, что в подавляющем большинстве, рассмотрение уголовного дела было бы невозможно без производства предварительного следствия, поскольку в УПК РФ ему отведено особое место в качестве основной формы производства расследования. Главной задачей для следствия является сбор доказательственной базы и их фиксация в соответствии с УПК РФ, а также подготовки уголовного дела и передачи на следующую стадию - судебного производства. Следователь направляет ход расследования, однако его самостоятельность ограничена в некоторых случаях. Поскольку в нынешних условиях очень быстро развивается преступная деятельность, необходимо упрощать производство следствия для наиболее эффективной и качественной раскрываемости уголовных дел. Конечно же, на законодательном уровне регулирования предварительного следствия имеются проблемы правоприменения, которые активно обсуждаются разными авторами в своих трудах. Сложности, затрудняющие исполнение предварительного следствия следователем, делают выбранную тему актуальной.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие на стадии предварительного расследования.
Предметом исследования являются нормы уголовно-процессуального права, касающиеся производства предварительного расследования, теоретические точки зрения различных ученых в решении проблем, а также правоприменительная практика зарубежных стран.
Целью работы является изучение сущности предварительного следствия, его особенности и эффективность, анализ правоприменительной практики, на основании которых разработать рекомендации для усовершенствования законодательства и практики его применения.
Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть понятие и значение предварительного расследования
- выявить особенности предварительного следствия и его отличия от дознания
- рассмотреть сущность прокурорского надзора и судебного контроля на стадии предварительного следствия
- определить общие условия предварительного следствия
- привести анализ проблем производства следствия и методы их решения
При написании данной работы были рассмотрены труды различных ученых-процессуалистов, таких как: Г.П. Химичева, И.В. Жеребятьев, А.Ю. Шумилов, И.И. Сыдорук, В.Б. Ястребов, Л.М. Володина, С.П. Сереброва, С.Н. Клоков, Э.Д. Шайдуллина, М.Ю. Павлик, С.В. Зуев и др.
Нормативную основу исследования составляют: Конституция РФ, Федеральный конституционный закон, УПК РФ, международные договоры РФ, а также федеральное законодательство, регулирующее правоотношения в процессе производства следствия, Определение КС РФ, приказы Генерального прокурора РФ.
Структура и содержание бакалаврской работы обусловлены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
Подводя итоги по теме бакалаврской работы, стоит отметить следующее:
Предварительное следствие - это основная форма расследования, начинающаяся с момента возбуждения уголовного дела. Расследование производится следователем или следственной группой, деятельность которых заключается в производстве системы процессуальных действий и вынесения решений, указанных в УПК РФ. Предварительное следствие гарантирует реализацию прав участников уголовного дела. В отличие от дознания, где расследуются дела небольшой и средней тяжести, следствие осуществляется по категориям тяжких и особо тяжких преступлений.
Общие условия производства следствия, указанные в УПК РФ, выражают требования организационного характера, тем самым обуславливая эффективность этих норм при установлении обстоятельств расследуемого уголовного дела. Общие условия следствия указаны в главе 21 УПК РФ, которые применимы и для дознания, чем также обуславливается особенность данной формы расследования.
Изучив научные труды ученых, правоприменительную практику и законодательную основу регулирования предварительного следствия нами были рассмотрены проблемы его производства и пути совершенствования выявленных проблем. На наш взгляд, путем решения выявленных проблем будет повышена эффективность производства расследования.
Так, нами были сформулированы конкретные предложения, которые усовершенствовали бы законодательство и правоприменительную практику:
- одним из способов оптимизации работы следователя при производстве неотложных следственных действий выступает законодательное урегулирование вопроса о привлечении защитника при производстве неотложных следственных действий. Данная тема очень актуальна, поскольку на практике возникает ряд вопросов о допустимости полученных в ходе неотложного следственного действия доказательств. При решении этого вопроса мы предлагаем внести в УПК РФ положение о допустимости производства следственного действия без участия защитника в случае его неотложности, либо обеспечить его участие в формате видеосвязи.
- при производстве допроса несовершеннолетнего, участвовавшего в совершении преступления вместе с совершеннолетним, но не являющегося субъектом уголовной ответственности, предлагаем ввести понятие осведомленного лица, который, в отличие от понятия «свидетель», будет отображать процессуальный статус несовершеннолетнего и соответствовать с фактическим статусом;
- в части приостановления предварительного следствия по п. 1 ч. 1 ст. 439 УПК РФ предлагаем убрать следующую формулировку «психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда», поскольку данная норма повторяет положения ч. 2 ст. 443 УПК РФ. На наш взгляд, окончательное решение о признании лица невменяемым должно приниматься исключительно судом;
При написании данной работы мы рассмотрели особенности прокурорского контроля и судебного надзора за органами следствия, что является важнейшей гарантией при проверке законности осуществления следователем своих обязанностей.
Совершенствование предварительного расследования, а также организация деятельности органов, расследующих преступления всегда остается одним из приоритетных вопросов при реформе государственного и законодательного характера. Усовершенствование норм УПК РФ значительно повысит раскрываемость преступлений и положительно отразится на качестве производства расследования.
Резюмируя, можно сделать вывод, что в ходе исследования темы были достигнуты все поставленные цели и задачи.
Предварительное следствие - это основная форма расследования, начинающаяся с момента возбуждения уголовного дела. Расследование производится следователем или следственной группой, деятельность которых заключается в производстве системы процессуальных действий и вынесения решений, указанных в УПК РФ. Предварительное следствие гарантирует реализацию прав участников уголовного дела. В отличие от дознания, где расследуются дела небольшой и средней тяжести, следствие осуществляется по категориям тяжких и особо тяжких преступлений.
Общие условия производства следствия, указанные в УПК РФ, выражают требования организационного характера, тем самым обуславливая эффективность этих норм при установлении обстоятельств расследуемого уголовного дела. Общие условия следствия указаны в главе 21 УПК РФ, которые применимы и для дознания, чем также обуславливается особенность данной формы расследования.
Изучив научные труды ученых, правоприменительную практику и законодательную основу регулирования предварительного следствия нами были рассмотрены проблемы его производства и пути совершенствования выявленных проблем. На наш взгляд, путем решения выявленных проблем будет повышена эффективность производства расследования.
Так, нами были сформулированы конкретные предложения, которые усовершенствовали бы законодательство и правоприменительную практику:
- одним из способов оптимизации работы следователя при производстве неотложных следственных действий выступает законодательное урегулирование вопроса о привлечении защитника при производстве неотложных следственных действий. Данная тема очень актуальна, поскольку на практике возникает ряд вопросов о допустимости полученных в ходе неотложного следственного действия доказательств. При решении этого вопроса мы предлагаем внести в УПК РФ положение о допустимости производства следственного действия без участия защитника в случае его неотложности, либо обеспечить его участие в формате видеосвязи.
- при производстве допроса несовершеннолетнего, участвовавшего в совершении преступления вместе с совершеннолетним, но не являющегося субъектом уголовной ответственности, предлагаем ввести понятие осведомленного лица, который, в отличие от понятия «свидетель», будет отображать процессуальный статус несовершеннолетнего и соответствовать с фактическим статусом;
- в части приостановления предварительного следствия по п. 1 ч. 1 ст. 439 УПК РФ предлагаем убрать следующую формулировку «психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда», поскольку данная норма повторяет положения ч. 2 ст. 443 УПК РФ. На наш взгляд, окончательное решение о признании лица невменяемым должно приниматься исключительно судом;
При написании данной работы мы рассмотрели особенности прокурорского контроля и судебного надзора за органами следствия, что является важнейшей гарантией при проверке законности осуществления следователем своих обязанностей.
Совершенствование предварительного расследования, а также организация деятельности органов, расследующих преступления всегда остается одним из приоритетных вопросов при реформе государственного и законодательного характера. Усовершенствование норм УПК РФ значительно повысит раскрываемость преступлений и положительно отразится на качестве производства расследования.
Резюмируя, можно сделать вывод, что в ходе исследования темы были достигнуты все поставленные цели и задачи.
Подобные работы
- Проблемы организации предварительного следствия как формы расследования
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Предварительное следствие как форма расследования (Тольяттинский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Предварительное следствие как форма расследования
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2023 - Предварительное следствие как форма расследования
Бакалаврская работа, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Предварительное следствие как форма расследования
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Предварительное следствие как форма расследования
Бакалаврская работа, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - Предварительное следствие как форма расследования
Бакалаврская работа, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Предварительное следствие как форма расследования
Бакалаврская работа, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - «Предварительное следствие как форма расследования»
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023





