Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности со взрослыми (Мордовский Государственный Педагогический Университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: Детский сад "Радуга" комбинированного вида" Рузаевского муниципального района.
Выборка: 20 старших дошкольников.
1. Введение 3
2. Теоретические основы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности со взрослыми 6
2.1 Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 6
2.2 Особенности формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности со взрослыми 14
2.3 Педагогический потенциал совместной деятельности со взрослыми в формировании познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 19
3. Экспериментальная работа по формированию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности со взрослыми 26
3.1 Изучение исходного уровня сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности со взрослыми. 26
3.2 Организация работы по формированию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности со взрослыми 33
3.3. Анализ результатов экспериментальной работы 42
4. Заключение 45
5. Список использованных источников 46
Актуальность проблемы формирования познавательной активности старших дошкольников обусловлена тем, что в настоящее время происходят инновационные процессы в различных сферах нашего общества и эти изменения требуют других подходов к системе образования в нашей стране.
Особенно важным для каждого человека становится его умение «учиться», умение, которое необходимо пронести через всю свою жизнь для развития своих творческих талантов, для самосовершенствования, самореализации. Умение «учиться» должно быть заложено уже в дошкольном возрасте, уже в этот период у ребенка должен появиться интерес к получению знаний, развиться познавательное любопытство, стремление к постижению неизведанного.
Формирование познавательной активности дошкольников, как и сам процесс обучения может осуществляться только при организации этого обучения взрослым: педагогом или родителем. Проблема организации процесса обучения или формирования познавательных способностей, познавательной активности детей старшего дошкольного возраста является крайне актуальной, так как основы учения, взаимодействия ребенка со взрослым, приобретенный опыт станет основой для дальнейшего обучения в школе ребенка, а также будет играть значительную роль в формировании его личности, становлении его ценностей и мировоззрения.
Педагогу в дошкольной образовательной организации, воспитателям, другим работникам ДОУ, а также взрослым, которые окружают ребенка дома необходимо научить ребенка старшего дошкольного возраста такой совместной деятельности со взрослым, при которой ребенок сможет сам ставить цели своей деятельности, научиться самостоятельно ее осуществлять, контролировать, ставить перед собой новые задачи, т.е. проявлять творческое начало в развитии своих познавательных способностей. Это достаточно длительный и целенаправленный процесс, который требует от взрослого особых знаний, умений и навыков.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически проверить эффективность партнерских взаимоотношений при совместной деятельности взрослых и детей для формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическую проблему;
2. Изучить особенности формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности со взрослыми;
3. Выделить педагогический потенциал совместной деятельности со взрослыми в формировании познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста;
4. Провести изучение исходного уровня познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности со взрослыми;
5. Организовать работу по формированию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности со взрослыми;
6. Проанализировать полученные результаты исследования, сделать выводы.
Объект исследования: познавательная активность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности со взрослым.
Методы исследования:
Теоретические – анализ, обобщение, классификация, сравнение;
Эмпирические – наблюдение, анкетирование, статистико-математический метод.
Степень изученности проблемы: значительное количество ученых, среди которых следует выделить Л.С. Выготского, Л.П. Аристову, Е.П.Грибову, О.В. Акулову, Г.И. Щукину, М.И. Лисину, Т.В. Штомберга и др., исследовали проблему формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Все ученые указывали на то, что познавательная активность ребенка может быть сформирована только в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым. Главное – это умение педагога организовать такое психолого-педагогическое сопровождение ребенка, создать такую предметно-развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении, при котором ребенок сможет самостоятельно осуществлять учебную, познавательную деятельность.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников
В ходе проведенного исследования на тему «Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности со взрослыми» было рассмотрено понятие «познавательная активность» и само формирование познавательной активности как психолого-педагогическая проблема. Также были определены особенности и педагогический потенциал совместной деятельности со взрослыми для формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Была проведена экспериментальная работа на базе Структурного подразделения "Детский сад №7 комбинированного вида муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Радуга" комбинированного вида" Рузаевского муниципального района, что у детей достаточно низкий уровень познавательной активности. После организованного и проведенного формирующего этапа эксперимента, который включал в себя обучение педагогов дошкольной образовательной организации, показатели сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, возросли. По результатам проведенной работы были сделаны следующие выводы:
- познавательная активность у детей старшего дошкольного возраста формируется только в процессе совместной деятельности детей со взрослыми;
- многие педагоги дошкольной образовательной организации не владеют достаточными способами для эффективного формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста;
- регулярная и систематическая совместная деятельность ребенка со взрослым поможет сформировать достаточно высокий уровень познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.
1. Приказ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении государственного образовательного стандарт дошкольного образования». [Электронный ресурс]. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 29.12.2023).
2. Акулова, О. В. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста: к постановке проблемы / О. В. Акулова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2021. – Т. 16, № 2. – С. 6-13.
3. Аристова, Л. П. Активность учения школьника / Л. П. Аристова. - Москва : Флинта ; Наука, 1986. - 150 с.
4. Асланян, М. В. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через совместную проектную деятельность взрослых и детей. [Электронный ресурс]. – URL: http://uzlovaya5.russia-sad.ru/download/93781 (дата обращения: 29.12.2023).
5. Баранов, А. А. Формирование навыков социально-безопасного поведения у старших дошкольников в процессе совместной деятельности со взрослым / А. А. Баранов, А. Р. Елганов // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – № 2(22). – С. 7-9.
6. Бородченко, М. П. Развитие познавательной активности дошкольника в процессе опытно-экспериментальной деятельности / М. П. Бородченко // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». – 2020. – Т. 2, № 12-2. – С. 214-218.
7. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка [Электронный ресурс] / Л. С. Выготский. − Электрон. журн. − По материалам «Журнала психологического общества им. Л. С. Выготского» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dob.1sept.ru/article.php?ID=20050 0510 (дата обращения: 30.12.2023).
8. Грибова, Е. П. Исследование развития мотивационного компонента познавательной активности старших дошкольников / Е. П. Грибова, Т. В. Поштарева // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2020. – № 5(80). – С. 155-163.
9. Егорова, Е. Г. Познавательная активность старших дошкольников и возможности ее развития с помощью метода проектов / Е. Г. Егорова // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. – 2019. – № 3. – С. 14-18.
10. Жукова, В. Н. Проект, как форма совместной развивающей деятельности детей и взрослых в ДОО / В. Н. Жукова // Психология развития и стагнации личности в рамках современного общества : III Международная научно - практическая Интернет - конференция, Казань, 05 марта 2015 года / ИП Синяев Д. Н.. – Казань: Индивидуальный предприниматель Синяев Дмитрий Николаевич, 2015. – С. 25-28.
11. Коротаева Е.В. Уровни познавательной активности //Народное образование. – 1995. - № 10. - с. 67.
12. Кудрявцев, В. Т. Педагогически организованные коммуникации детей дошкольного возраста и взрослых как фактор развития творческого воображения / В. Т. Кудрявцев, А. В. Игнатович // Педагогика: история, перспективы. – 2022. – Т. 5, № 5. – С. 14-26.
13. Лисина, М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М. И. Лисина. - Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 1997. - С. 227-259.
14. Литвинова, А. Г. Развитие эмоциональной сферы дошкольников в совместной деятельности со взрослыми / А. Г. Литвинова, А. Р. Мочалова, А. Я. Кузнецова // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации : Материалы всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием, Ульяновск, 21–22 декабря 2022 года / Отв. редактор А.Ю. Нагорнова. Том Часть 1. – Ульяновск: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство «Зебра»), 2022. – С. 68-73.
15. Мишина, С. В. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / С. В. Мишина // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества : Материалы ХI Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию кафедры психологии РГУ имени С. А. Есенина, Рязань, 10–12 октября 2019 года / отв. ред. Л. А. Байкова. – Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2019. – С. 257-261.
16. Небратенко, Н. Э. Познавательная активность как залог успешной социализации дошкольников / Н. Э. Небратенко // Школа как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионального образования : Материалы V региональной научно-практической (очно-заочной) конференции, Волгоград-Котово, 16 февраля 2018 года. – Волгоград-Котово: Волгоградский государственный технический университет, 2018. – С. 41-43.
17. Неретина, Д. А. Семинар - практикум «Организация партнерской деятельности взрослого и ребенка в ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования». [Электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/01/16/seminar-praktikum-organizatsiya-partnerskoy (дата обращения: 29.12.2023).
18. Нуриева, А. Р. Развитие познавательной активности дошкольников в условиях детского экспериментирования / А. Р. Нуриева // Категория «социального» в современной педагогике и психологии : материалы 9-й всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием, Ульяновск, 06–07 июля 2021 года. – Ульяновск: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство "Зебра"), 2021. – С. 109-113.
19. Обухова, Л. А. Развитие познавательной активности дошкольников / Л. А. Обухова, О. А. Попова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2020. – № 3(52). – С. 131-135.
20. Рыжкова, Л. В. Понятие познавательной активности / Л. В. Рыжкова, Ю. В. Митченкова // Вопросы педагогики. – 2021. – № 3-1. – С. 213-216.
21. Савенкова, Т. Д. Совместная деятельность дошкольников со сверстниками и взрослыми как средство позитивной социализации / Т. Д. Савенкова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2020. – Т. 25, № 186. – С. 104-113.
22. Самсонов, Ю. А. Становление понятия «педагогический потенциал» в современной педагогической теории / Ю. А. Самсонов, Т. У. Тучкова // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2013. – Т. 3, № 23. – С. 25-29.
23. Сдвижкова, М. С. Особенности познавательного развития старших дошкольников в контексте успешной подготовки к обучению в начальной школе / М. С. Сдвижкова, А. Н. Кузьмичева // Гносеологические аспекты образования : Международный сборник научных трудов, посвящённый памяти профессора С.П. Баранова. – Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. – С. 504-508.
24. Скобелева, Н. А. Современные подходы к организации совместной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста / Н. А. Скобелева // Нижегородское образование. – 2013. – № 4. – С. 74-79.
25. Соловьева, И. В. Сущность понятия познавательная активность в психолого-педагогических исследованиях / И. В. Соловьева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения : Сборник материалов LV Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 25 января – 17 2017 года / Под общей редакцией С.С. Чернова. – Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью «Центр развития научного сотрудничества», 2017. – С. 63-67.
26. Тарабарина, Т. И. Формирование интереса к труду у дошкольников в совместной деятельности со взрослыми / Т. И. Тарабарина, Н. В. Елкина // Педагогическое образование: история становления и векторы развития : материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ, Москва, 14–15 октября 2021 года. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2022. – С. 763-768.
27. Тращенкова, С. А. Концепция развития детско-взрослых сообществ / С. А. Тращенкова // Вестник Новгородского государственного университета. – 2016. – № 2(93). – С. 108-111.
28. Усанькова, С. М. Основы развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста / С. М. Усанькова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 28 августа 2015 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2015. – С. 149-153.
29. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М.: Педагогика, 1982. – 209 с.
30. Штомберг, Т. В. Развитие познавательной активности дошкольников / Т. В. Штомберг // Вестник научных конференций. – 2019. – № 3-1(43). – С. 121-123.
31. Щукина, Г. И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2001. – 351 с.