Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Международно-правовые нормы о выдаче преступников и их роль в российском праве (Уральский Государственный Юридический Университет)

Работа №136966

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международное публичное право

Объем работы55
Год сдачи2024
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
38
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ВЫДАЧИ ЛИЦА ДЛЯ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРА……… 6
1.1. Понятие и сущность выдачи лица для уголовного преследования……6
1.2. Нормативно-правовая основа выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора…………………………... 13
1.3. Принципы выдачи (экстрадиции) лица для уголовного преследования или исполнения приговора…………………………... 17
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ВЫДАЧИ ЛИЦА ДЛЯ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРА………………………………………………………………... 20
2.1. Общая характеристика международных договоров, регулирующих экстрадицию и их влияние на российское право. Нормы международного права при направлении запросов о выдаче лиц………20
2.2. Нормы международного права при исполнении запросов о выдаче лиц……26
2.3. Нормы международного права при обжаловании решений о выдаче лиц……40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….. 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………… 49

Актуальность выпускной квалификационной работы. Процессы глобализации и интеграции, сопровождавшиеся бурным развитием межгосударственных отношений, привели к открытию возможностей для упрощенного и безвизового пересечения национальных границ. Однако, в то же время это привело к значительному росту транснациональной преступности, что представляет реальную угрозу международной безопасности. Отсюда возникла необходимость развития сотрудничества между государствами в борьбе с преступностью. Одним из инструментов международного уголовного права, позволяющим привлекать лиц к ответственности за нарушение законов одних стран и затем свободно перемещать их в другие, не находящиеся под юрисдикцией государств, в которых были совершены преступления, является институт выдачи лиц, которые совершили преступления, то есть экстрадиция.
Экстрадиция преступников является важнейшим международно-правовым институтом, значение которого выходит за рамки межгосударственных отношений. Экстрадиция служит укреплению и совершенствованию международной правовой системы. В отношении лиц, совершивших преступления и скрывающихся на территории другого государства, в соответствии с международным правом должны быть немедленно созданы механизмы, обеспечивающие их задержание и экстрадицию в страну гражданства или в другое заинтересованное государство, с целью привлечь их к ответственности и назначить наказание.
Вместе с тем, в настоящее время институт экстрадиции испытывает сложности, связанные с санкционной политикой ряда государств. Зачастую институт выдачи преступников действует лишь в одну сторону.
Согласно статистическим данным Генеральной прокуратуры РФ количество выдаваемых нашей страной лиц ежегодно увеличивается. Так, в 2021 году Россия выдала иностранным государствам в два раза больше преступников, чем в 2020 году. При этом на запросы нашего государства к другим странам о выдаче российских граждан, совершивших преступления, сейчас очень часто следуют отказы. К примеру, в 2022 году чаще всего отказов на российские запросы об экстрадиции поступало от Австрии и Германии. На начало декабря 2022 года в Российскую Федерацию было выдано всего лишь 166 человек, которые скрылись от российского правосудия, в 56 случаях российская сторона в указанный период столкнулась с отказами в экстрадиции таких лиц. При этом российские правоохранительные службы не прекращают своего взаимодействия с компетентными органами иностранных государств в борьбе с преступностью. Так с начала 2022 года по декабрь 2022 года российской стороной было удовлетворено 812 запросов иностранных государств об экстрадиции. Большинство европейских стран формально подходят к рассмотрению запросов российской стороны о выдаче лиц, совершивших преступления. Как уже было сказано, чаще всего отказывали в экстрадиции Германия (17) и Австрия (12), но со стороны других европейских стран поступали отказы: от Италии (5), Черногории (4), Польши (4), Великобритании (3), Кипра (3), Чехии (3) и т.д.
«В большинстве случаев правоохранительный органы иностранных государств в отказах указывали на то, что опасаются несоблюдения российской стороной прав передаваемых лиц, не приводя при этом никаких вразумительных аргументов. Это позволило избежать уголовной ответсвенности большому числу преступников, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления» .
Такая негативная тенденции не способствует борьбе с преступностью на международном уровне.
В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права экстрадицию лиц следует рассматривать как проявление добрососедства и сотрудничества государств, как действие, полностью отвечающее требованиям основополагающих международно-правовых документов. Это определяет актуальность изучения теоретических и практических подходов к оценке института экстрадиции.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, которые составляют основу для заключения международных договоров, которые предусматривают выдачи лиц, совершивших преступления.
В качестве предмета выпускной квалификационной работы выступают нормы международного права, которые определяют правила выдачи лиц, которые совершили преступления.
Цель выпускной квалификационной работы заключается комплексном анализе современного состояния институ¬та выдачи лиц, которые совершили преступления, как в международном, так и в отечественном праве, а также выявление основных про¬блем реализации данного института.
Цель выпускной квалификационной работы предопределила задачи, которые необходимо решить при ее написании, а именно:
- раскрыть понятие выдачи преступников с позиции международного права и с позиции отечественного уголовного права;
- рассмотреть правовую природу института выдачи преступников в междуна¬родном праве;
- раскрыть основные принципы института выдачи преступников;
- проанализировать особенности нормативного регулирования выдачи преступников в международном праве;
- определить правовые модели выдачи преступников, присущие различным странам, в том числе и Российской Федерации;
- рассмотреть основные проблемы выдачи преступников в международном праве и определить пути решения данных проблем.
Эмпирическую основу при написании выпускной квалификационной работы составили материалы международной и российской судебной практики, аналитические и статистические данные, опубликованные в различных научных изданиях.
При написании выпускной квалификационной работы использовались международные договоры, регулирующие основания и порядок экстрадиции, принципы и отдельные аспекты ее применения в борьбе с преступностью, а именно:
- Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков 1929 года ;
- Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 года ;
- Европейская конвенция о выдаче 1957 года ;
- Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстрой-ствами, для проведения принудительного лечения 1997 года ;
- Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года ;
- Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уго¬ловным делам 1993 года и 2002 года ;
- другие международные правовые нормы, регламентирующие институт экстрадиции.
Разработанность темы выпускной квалификационной работы. Значительный вклад в изучение международно-правовых норм о выдаче преступников и их роли для российского права внесли такие ученые и практики в области международного уголовного права, как А.А. Бастрыкин, Р.М. Валеев, Л.Н. Галенская, В.К. Звирбуль, Н.В. Калачев, Н.И. Карпец, А.А. Новосельский, В.П. Шупилов и другие.
Методологическую основу для написания выпускной квалификационной работы составили следующие методы: логико-теоретический, сравнительно-правовой и системно-структурный. Теоретическую основу исследования составили труды российских ученых в области международного уголовного права.
Структура выпускной квалификационной работы согласуется с ее целью и задачами и состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Как итог, можно сделать следующие выводы: экстрадиция и выдача являются двумя взаимосвязанными, но не идентичными понятиями. Понятие "экстрадиция" включает в себя широкий спектр действий, включающих не только выдачу, но и передачу лица для уголовного преследования или исполнения судебного решения. Соответственно, понятие "выдача" может быть рассмотрено как один из аспектов понятия "экстрадиция". Важно отметить, что использование термина "преступник" при формировании определения не является корректным, так как принцип презумпции невиновности предполагает отсутствие установленной вины до вынесения судебного решения. Институт выдачи включает в себя не только уголовно-процессуальные действия, но и требование со стороны государства, основанное на соответствующих правовых и моральных нормах. В целом, определение института выдачи требует учета различных аспектов, включая его структуру, сущность, правовую природу и ключевые признаки.
Институт выдачи регулируется как международными договорами, так и внутренними нормативными актами. Международные договоры, такие как Европейская конвенция о выдаче и Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях, определяют основные принципы и процедуры выдачи между государствами. Однако, Российская Федерация может оставлять за собой право отказать в выдаче в соответствии с оговорками, которые были сделаны при ратификации данных конвенций. Так же важным документом регулирующим институт выдачи является Типовой договор о выдаче, утвержденный резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, который закрепляет основные положения, касающиеся выдачи лиц. Этот договор определяет основания отказа в выдаче и механизм направления запроса о выдаче, а также перечень необходимых документов. Он также предусматривает возможность упрощенной процедуры выдачи, при условии ясного согласия лица, в отношении которого поступила просьба.
В целом, Европейская конвенция о выдаче не играет существенной роли для стран, не входящих в Евросоюз, из-за строгих миграционных правил и учета иностранцев. Однако сама конвенция является основой для создания двусторонних договоров, в том числе с участием Российской Федерации. Правовое регулирование конвенции имеет приоритет перед любыми двусторонними соглашениями для стран-участниц.
Нормативно-правовая основа выдачи внутри России включает Конституцию РФ, УПК РФ, федеральные конституционные и федеральные законы РФ. Кроме того, специальные ведомства могут иметь собственные нормативные правовые акты, которые регулируют некоторые процедурные вопросы выдачи.
На международном уровне, основные стандарты прав человека, такие как Всеобщая декларация прав человека, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Международный пакт о гражданских и политических правах, также оказывают влияние на содержание института выдачи, уделяя особое внимание защите прав человека в контексте выдачи.
Институт выдачи также регулируется приказами и указаниями Генерального прокурора, министров юстиции и внутренних дел РФ, а также другими подзаконными актами, которые регулируют отдельные процедурные вопросы выдачи.
Таким образом, институт выдачи включает в себя как суверенные права государства, так и права человека, и его нормативно-правовая основа формируется с учетом международных и внутренних правовых норм и актов различных уровней.
Принципы выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора играют важную роль при заключении международных договоров и изменении национального законодательства. Общеправовые принципы, включающие гуманизм, законность и защиту прав человека, отражают основные аспекты этого института. Принцип гуманизма подразумевает соблюдение ограничений при применении наказания, запрещает пытки и унижающие обращения и требует соблюдения определенного процессуального порядка. Принцип законности предполагает строгое следование установленным порядкам выдачи и может определяться как международными договорами, так и национальными правовыми актами. Принцип защиты прав человека обеспечивает гарантии и права лиц, подвергающихся процедуре выдачи, и позволяет им повлиять на эту процедуру.
Межотраслевые принципы, такие как неотвратимость ответственности и принцип "non bis in idem" ("не дважды за одно и то же"), дополняют общеправовые принципы и играют важную роль в уголовном процессе.
Специальные принципы, такие как принцип взаимности, невыдача собственных граждан, отказ в выдаче за политические преступления, , двойная инкриминация, устанавливают особые условия выдачи. В целом, эти принципы являются основополагающими принципами сотрудничества между государствами в сфере уголовного преследования и исполнения приговора.
Несмотря на то что ситуация с международным сотрудничеством в 2023 и 2024 году представляет собой вызов для Генпрокуратуры Российской Федерации. Неоптимистичное состояние сотрудничества и возникающие проблемы в этой области не отменяют того факта что с каждым годом количество международных актов, регулирующих отношения по выдаче, возрастает для Российской Федерации. Они включают в себя двусторонние и многосторонние договоры о правовой помощи по уголовным делам, а также региональные соглашения о выдаче преступников и оказании правовой помощи. Все эти договоры можно классифицировать на три группы: прямо регулирующие вопросы выдачи, регулирующие вопросы организации правовой помощи по уголовным делам и содержащие общие положения о борьбе с преступностью.
Итак, рассмотрев нормы и документы, регулирующие институты выдачи и экстрадиции, можно сделать несколько важных выводов. Во-первых, помимо международных договоров, принимаются и другие документы, такие как конвенции против пыток, которые также влияют на процесс выдачи. Например, Конвенция против пыток устанавливает обязательство стран, являющихся участниками, включать акты пыток в список преступлений, влекущих выдачу лиц, даже если между ними нет двустороннего договора о выдаче.
Во-вторых, в двусторонних договорах о выдаче с участием Российской Федерации всегда закреплен пункт о невыдаче собственных граждан. Это положение часто также прописывается на уровне конституций договаривающихся стран. Важно отметить, что запрет на выдачу собственных граждан не освобождает их от уголовного преследования. Другие государства могут запросить возможность рассмотреть преступления, имеющие международный или общеуголовный характер.
В-третьих, во многих многосторонних договорах, направленных на сотрудничество в борьбе с определенными преступлениями, присутствуют положения, согласно которым эти преступления рассматриваются как влекущие выдачу. Это особенно важно в случаях, когда деяния совершаются по политическим мотивам. Однако данные положения не предусматривают обязательную выдачу лиц, если государство, в котором они находятся, не привлекает их к уголовной ответственности в соответствии со своими законами.
Кроме того, политические отношения между государствами играют ключевую роль в решении о выдаче лиц. Напряженные отношения могут затруднять сотрудничество в борьбе с преступностью и приводить к проблемам внешнеполитического характера в международном сотрудничестве по уголовным делам.

В Российской Федерации существуют некоторые проблемы с применением норм института выдачи. Например, международные конвенции и двусторонние договоры предусматривают выдачу лиц только в случаях, когда предусмотрено лишение свободы на максимальный срок по крайней мере в один год или более серьезное наказание. Однако уголовный кодекс РФ не устанавливает нижний предел наказания в некоторых статьях, что исключает возможность выдачи за определенные преступления.
Также стоит отметить, что уголовно-процессуальное законодательство России не предусматривает возможность розыска, задержания и заключения под стражу лиц, разыскиваемых правоохранительными органами иностранных государств до получения запроса о выдаче, хотя Европейская конвенция об этом говорит.
Важно отметить, что принятие решения о выдаче лиц должно осуществляться с учетом оценки рисков, которым может подвергнуться лицо в запрашивающем государстве. Приобретение баланса между защитой прав и основных свобод человека и необходимостью борьбы с преступностью является сложной задачей, требующей согласования интересов всех сторон.
В заключение, обсуждаемая проблема соблюдения прав человека и публичных интересов при выдаче лиц представляет собой сложный вопрос, требующий сбалансированного подхода. Практика обжалования решений о выдаче указывает на нарушения статей, гарантирующих право на справедливое судебное разбирательство, а также статей, предоставляющих право на эффективное средство правовой защиты. Это свидетельствует о потере баланса между правами человека и публичными интересами, а также интересами государства. Однако необходимо отметить, что борьба с преступностью и международное взаимодействие в сфере экстрадиции являются неотъемлемой частью общественной безопасности. Поэтому важно найти оптимальное решение, которое учитывало бы права человека, но при этом не пренебрегало бы необходимостью пресечения преступных деяний. Важным аспектом при выдаче лиц является обоснованность избрания меры пресечения, такой как заключение под стражу. Обоснованность должна основываться на достаточных основаниях и сведениях, подтверждающих необходимость данной меры. Поэтому необходимо продолжать изучение и анализ практики обжалования решений о выдаче, с учетом соблюдения прав человека и интересов общества.
Соблюдение прав и основных свобод человека при выдаче лиц является важным и сложным вопросом, требующим поиска оптимального баланса между правами человека и публичными интересами. Международные конвенции, посвященные защите прав человека, предоставляют гарантии и стандарты, которые должны быть соблюдены при решении о выдаче лиц. Однако, в анализе практики обжалования дел Европейским судом по правам человека возникает представление о потере данного баланса и пренебрежении публичными интересами и интересами государства.
Необходимо учесть важность борьбы с преступностью и признать, что международное взаимодействие в сфере экстрадиции является неотъемлемой составляющей этой борьбы. Без эффективного международного сотрудничества в выдаче лиц, трудно бороться с преступностью и защищать интересы общества. Однако, при этом необходимо добиваться соблюдения прав и основных свобод человека в соответствии с международными стандартами.



1. Агишева В. В. Проблемы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства // Проблемы и перспективы в современной юриспруденции. 2017. №3. С. 115-118.
2. Бойцов А.И. Выдача преступников //Правовая регламентация экстрадиции – СПб. : Изд-во Юридический центр Пресс, 2004. - С. 9- 22.
3. Валеев РМ. Выдача преступников в современном международном праве. Казань: КГУ, 2016. 314 с.
4. Вениаминов А. Г., Грудинин Н. С., Грязнова Д. В. Вопросы заключения под стражу лиц, подлежащих экстрадиции. URL : http://nauka-rastudent.ru/21/2874/?get_pdf (дата обращения: 27.05.2016).
5. Воронин О.В. О понятии, содержании, типах, видах и сложившихся моделях экстрадиции 2018 39стр.
6. Дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче Страсбург, 15 октября 1975 года Официальный перевод Российской Федерации для подготовки к ратификации ст 1
7. Европейская конвенция по правам человека измененная и дополненная Протоколами № 11 и № 14, вступившими в силу 1 июня 2010 г.
8. Конвенция о неприменении срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.; ч. 5 ст. 78
9. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в г. Кишиневе 07.10.2002) // Собрание законодательства РФ, 24.07.2023, № 30, ст. 5501.
10. Лятифов: Обжалование обоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в целях возможной выдачи лица реферат
11. Малов А. Сотрудничество Генеральной прокуратуры РФ с компетентными органами зарубежных государств в вопросах экстрадиции2012г. 6 стр.
12. Плотников А.В. История становления и развития института экстрадиции 2009 Стр 77
13. Попаденко Е. Выдача лиц в международном уголовном праве // Уголовное право. – 2013. – № 1. – С. 60-65.
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"
15. Потапова А.В Пробелы в нормах об экстрадиции // Актуальные проблемы научных исследований XXI века: Теория и практика.
16. Романов А.К. Лысягин О.Б. Указ. соч. – С. 91-98.
17. Сафаров Н.А. Экстрадиция и права человека: поиск оптимального баланса «Современное право», № 3’ 2007 С 19
18. Саргсян Л.Л. Некоторые международно-правовые аспекты выдачи преступников // Вестник общественных наук НАН Армении. – 2002. – № 2. – С. 171.
19. Смирнов М.И. Понятие и правовая природа выдачи (экстрадиции) // Современное право. – 2007. – № 3. – С. 15.
20. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : принят Государственной Думой 22 ноября 2001 г.
21. Уголовный кодекс Российской Федерации : принят Государственной Думой 24 мая 1996 г. : по состоянию на 04 апр. 2020 г. – М. : Норматика, 2020. – С. 30.
22. Указание Генпрокуратуры России от 05.03.2018 N 116/35 (ред. от 25.11.2022) "О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора"
23. Федеральный закон от 17 янв. 1992г. № 163-ФЗ "О прокуратуре" (в ред. от 06 фев. 2020 г. № 427–ФЗ, с изм. от 17 фев. 2015г. № 2 –П)
24. Российская Федерация. Конституция (1993). Новая редакция : с комментариями Конституционного суда РФ. — Москва : Проспект, 2022. — 116 с

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ