Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Актюбинский технико-технологический колледж.
Выборка: 25 студентов, в возрасте от 19 до 23 лет.
Есть приложения.
Текст работы имеет одинарный межстрочный интервал.
Введение……………………………………………………………………………... 3
1.Теоретические аспекты исследования феномена юмора у студентов………. 5
1.1.Определение понятия «юмор» и его виды.5
1.2. Основные теории юмора………7
2. Методическое обоснование исследования феномена юмора у студентов….. 10
2.1. Объект, предмет, цели, задачи, гипотеза исследования…………………. 10
2.2. Выбор и обоснование методов исследования, описание психодиагностических методик исследования…………………………………... 12
3. Анализ и интерпретация результатов психодиагностического исследования феномена юмора у студентов………14
3.1. Представление и анализ результатов феномена юмора у студентов по методикам: опросник стилей юмора (Р.Мартин), методика Шмелева…………. 14
3.2. Интерпретация результатов психодиагностического исследования……. 16
Заключение………………………………………………………………………… 18
Список использованных источников…20
Приложения………………………………………………………………………… 22
Актуальность данного исследования заключается в том, что юмор является важной социальной и эмоциональной компетенцией, которая помогает людям адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и преодолевать трудности. Исследование феномена юмора может помочь понять, как студенты используют юмор для решения проблем и развития своих социальных и эмоциональных навыков. Исследование феномена юмора может иметь практическую ценность для профессиональных психологов и консультантов. Оно может помочь им разработать новые методы и подходы для работы с клиентами, которые используют юмор как способ справляться с трудностями и стрессом.
Также исследование юмора у студентов может помочь понять, какие виды юмора наиболее популярны среди этой группы и как они воспринимают юмор в различных контекстах. Это может иметь значение для создания эффективных коммуникационных стратегий и развития культуры толерантности и уважения к различным формам юмора.
Некоторые исследования показывают, что юмор может иметь положительный эффект на психическое здоровье, в том числе на уменьшение уровня тревожности и депрессии. Поэтому изучение феномена юмора может помочь понять, какие виды юмора могут быть полезны для студентов в целях улучшения их психического здоровья.
Можно отметить, что исследования феномена юмора у студентов имеют не только практическую, но и теоретическую значимость. Юмор является сложным явлением, которое может быть рассмотрено из разных углов зрения и с различных позиций в психологии, социологии, философии и других науках. Проведение таких исследований позволяет углубить наше понимание юмора как феномена и его влияния на человеческую жизнь, а также обогатить теоретический фундамент психологии личности и социальной психологии.
Кроме того, проведение исследования феномена юмора у студентов может способствовать развитию методических и инструментальных подходов к изучению социально-психологических процессов в образовательной среде. Одним из таких подходов может стать использование психодиагностических методов, которые были описаны в рамках данного исследования, и разработка новых методик, адаптированных к специфике студенческой среды.
Таким образом, исследование феномена юмора у студентов в психологии имеет широкие теоретические и практические возможности для исследования и может помочь развить наши знания о социальных и эмоциональных аспектах юмора.
Цель работы – проанализировать феномен юмора у студентов.
Предмет работы – характеристика и особенности феномена юмора у студентов.
Эмпирический объект работы – в исследовании принимало участие 25 студентов в возрасте от 19 до 23 лет.
Проблема выбранной темы заключается в исследовании группы студентов с точки зрения характеристик и особенностей феномена юмора у студентов.
При рассмотрении поставленной цели и задач использовались современные методы научного познания. Опираясь на исторические и современные методы, использовались теоретические формы рассмотрения и изложения материала. Исследования проводились на основе логической последовательности: от общего к частному, от предыдущего к современному.
Гипотеза - студенты, использующие юмор как способ адаптации к новым условиям жизни и решения проблем, будут иметь более высокий уровень социальной и эмоциональной компетенции, чем студенты, которые не используют юмор в таких ситуациях.
Для достижения поставленной цели, необходимо:
− рассмотреть понятие, виды, основные теории, функции и значение юмора в психологии;
− изучить объект, предмет, цели, задачи, гипотезу исследования, а также выбор методов исследования;
− выделить анализ результатов феномена юмора у студентов по различным методикам и интерпретировать результаты психодиагностического исследования;
− проанализировать анализ результатов и основные выводы по данной теме.
Практическая значимость заключается в анализе и совершенствовании исследования феномена юмора у студентов, и использования результатов проделанной работы по мере изучения предмета.
Теоретической основой по изучению феномена юмора у студентов послужили работы таких авторов как: Лук А. Н., Дорожкин В.В., Ракова Н.В.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Можно сделать следующие выводы о том, что в ходе изучения понятия юмора в психологии были рассмотрены его виды, основные теории, функции и значение. Было выяснено, что юмор может использоваться в качестве защитного механизма, способа решения конфликтных ситуаций, укрепления социальных связей и повышения эмоционального благополучия.
Целью исследования феномена юмора у студентов было выявление особенностей использования юмора, а также определение уровня чувства юмора в различных группах студентов. Для достижения этой цели были поставлены соответствующие задачи, была выдвинута гипотеза и выбраны методы исследования.
Были использованы различные психодиагностические методы, включая тесты, интервью и наблюдение. Анализ результатов по каждой методике позволил получить более полное представление об использовании юмора студентами и оценить их отношение к нему.
Интерпретация результатов психодиагностического исследования показала, что уровень чувства юмора студентов может варьироваться в зависимости от различных факторов, таких как пол, возраст, уровень образования. Также было установлено, что использование юмора может иметь положительное влияние на эмоциональное и социальное благополучие студентов.
В результате проведенного психодиагностического исследования были использованы различные методики для анализа феномена юмора у студентов. Анализ результатов по каждой методике позволил получить более полную картину использования юмора студентами и оценить их отношение к нему.
Так, анализ результатов теста юмористических фраз показал, что большинство студентов способны понимать и оценивать юмористические фразы, и у них есть предпочтения по выбору тех фраз, которые они находят наиболее смешными. Однако, также были выявлены отличия в оценках студентов, что может свидетельствовать о различиях в уровне чувства юмора у разных групп студентов.
Метод интервью позволил получить более глубокое представление об использовании юмора студентами и оценить их отношение к нему. В процессе интервью студентам задавались различные вопросы, которые позволили выявить их мотивацию для использования юмора, определить, как они относятся к юмору в общении, а также оценить их восприятие юмора в социальной среде.
Метод наблюдения позволил оценить использование юмора студентами в естественных условиях. В процессе наблюдения было выявлено, что использование юмора может иметь положительный эффект на социальные связи студентов, а также на их эмоциональное состояние.
Также, для дальнейшего исследования можно расширить выборку и включить в нее студентов из различных регионов и культур, чтобы оценить влияние культурных различий на использование юмора. Также может быть полезно исследовать связь между уровнем чувства юмора у студентов и их эмоциональным состоянием, мотивацией и успехами в учебе.
Исходя из результатов проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что юмор является важным аспектом взаимодействия и коммуникации среди студентов. Он может использоваться как для улучшения социальных связей, так и для повышения эмоционального состояния и успешности в учебе.
Для определения того, подтвердилась ли гипотеза исследования, необходимо провести дополнительное исследование, направленное на изучение связи между использованием юмора и уровнем социальной и эмоциональной компетенции у студентов.
Однако, на основе результатов исследования, проведенного по методике теста юмористических фраз, можно сделать предварительные выводы о том, что студенты, которые дали более высокие оценки фразам в тесте юмористических фраз, могут иметь более высокий уровень юмора и, следовательно, могут использовать юмор как способ адаптации к новым условиям жизни и решения проблем.
Кроме того, результаты интервью и наблюдения также могут указывать на то, что юмор является важным элементом социальной и эмоциональной компетенции, поскольку он может помочь в установлении контакта, решении конфликтов и улучшении межличностных отношений.
Также следует отметить, что проведенное исследование имеет свои ограничения, связанные в первую очередь с ограниченностью выборки и использованием ограниченного числа методов исследования. Для получения более точных и обширных результатов требуется расширение выборки и использование более разнообразных методов исследования.
Кроме того, стоит учитывать, что результаты исследования могут быть неприменимы в других условиях и культурах, поскольку культурные различия могут иметь влияние на оценку и использование юмора.
Кроме того, результаты исследования могут быть полезны при разработке курсов, которые будут помогать студентам развивать и улучшать свои навыки чувства юмора. Также результаты могут быть полезны при проведении групповых занятий и тренингов, которые будут направлены на улучшение социальной адаптации студентов и их коммуникативных навыков.
В заключение можно отметить, что исследование феномена юмора у студентов является актуальной темой, которая может привлечь интерес исследователей в различных областях психологии и социологии. Дальнейшие исследования в этой области могут помочь расширить наше понимание о том, как юмор влияет на нашу жизнь, и как его можно использовать для улучшения нашей психологической и социальной адаптации.
В целом, проведенное исследование позволило получить ценную информацию о феномене юмора у студентов, его особенностях, роли и влиянии на их жизнь. Полученные результаты могут быть полезны для различных областей, таких как психология, образование, медиа и другие.
1. Белоусова И.В., Сорокина, М.Ю. (2019). Характеристика чувства юмора студентов как креативной качественной характеристики личности. Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова, 25(4), с. 110-114.
2. Гордеева Т.Д., Солдаткина Л.Ю. Юмор и здоровье // Тезисы конференции «Здоровье и долголетие в казахском обществе: актуальные проблемы и перспективы» – 2018. – с. 63-64.
3. Давыдова Н. Б. (2019). Юмор как фактор социальной адаптации личности. Москва: Логос.
4. Дорожкин В.В., Попова, Е.О. (2018). Особенности социально-психологической адаптации студентов, обладающих различным уровнем чувства юмора. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки, 7(209), с.74-83.
5. Константинов В.В., Железнова Т.А. Психологический механизм юмора // Вестник УГАТУ – 2018. – Т. 22. – № 4. – с. 139-144.
6. Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. М.: Искусство, 1977. 138 с.
7. Мануйлова Л. В. (2018). Особенности проявления чувства юмора у студентов. Научный диалог, (11), с. 95-106.
8. Маклакова А.А., Никифорова Е.В., Бабаева О.В. Социально-психологический анализ использования юмора в образовательной деятельности // Вестник Челябинского государственного университета – 2018. – № 3. – с. 41-46.
9. Мартин Р. Психология юмора. – СПб.: Питер, 2009. – 480 с.
10. Мамонтова Е.А., Семиколенова, Е.А. Юмор как социальный феномен. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России – 2018. – № 3. – с. 121-124.
11. Ракова А.В. (2018). Юмор как фактор эмоциональной адаптации студентов к учебному процессу. Вестник Балтийского федерального университета имени И.Канта, 3, с. 44-49. (14)
12. Суркова О.В. (2018). Юмор как способ адаптации к социальной среде студентов. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств, 1, с. 39-42.
13. Трунова О.И., Макеева, Л.В. Восприятие юмора студентами-психологами и студентами-непсихологами. // Молодой ученый. – 2018. – № 11. – с. 52-55.
14. Филатова И.А., Сысоева Н.А. Использование юмора в профессиональной деятельности педагога // Интеллектуальные системы в производстве – 2018. – Т. 16. – № 2. – с. 37-45.
15. Шершнева Т.В. (2019). Юмор как показатель эмоциональной зрелости студентов. Вестник Московского гуманитарного университета имени М.А. Шолохова, 1 с. 125-131.
16. Якимова Т.Н. (2018). Влияние чувства юмора на социальную адаптацию студентов в высшем учебном заведении. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Педагогика и психология, 16(1), с. 118-126.