СТРИТ-АРТ В ПРОСТРАНСТВЕ МУЗЕЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теория и практика стрит-арта в современных исследованиях 7
§ 1.1. Зарубежная историография 7
§ 1.2. Отечественная историография 19
Глава 2. Феномен музея уличного искусства 29
§ 2.1. К истории институциализации граффити и стрит-арта 29
§ 2.2. Музей уличного искусства в Санкт-Петербурге: концепция создания и постоянная экспозиция 37
§ 2.3. Выставочные проекты Музея уличного искусства в Санкт-
Петербурге 45
Глава 3. Стрит-арт в контексте отечественной выставочной деятельности ... 50
§ 3.1. Критическая рецепция выставочных проектов 50
§ 3.2. Проблемы и перспективы демонстрации стрит-арта в музее 58
Заключение 64
Список использованной литературы 67
Список интернет-ресурсов 70
Приложение 1. Глоссарий 73
Приложение 2. Иллюстрации
Глава 1. Теория и практика стрит-арта в современных исследованиях 7
§ 1.1. Зарубежная историография 7
§ 1.2. Отечественная историография 19
Глава 2. Феномен музея уличного искусства 29
§ 2.1. К истории институциализации граффити и стрит-арта 29
§ 2.2. Музей уличного искусства в Санкт-Петербурге: концепция создания и постоянная экспозиция 37
§ 2.3. Выставочные проекты Музея уличного искусства в Санкт-
Петербурге 45
Глава 3. Стрит-арт в контексте отечественной выставочной деятельности ... 50
§ 3.1. Критическая рецепция выставочных проектов 50
§ 3.2. Проблемы и перспективы демонстрации стрит-арта в музее 58
Заключение 64
Список использованной литературы 67
Список интернет-ресурсов 70
Приложение 1. Глоссарий 73
Приложение 2. Иллюстрации
Актуальность темы исследования обусловлена четко прослеживаемой тенденцией к внедрению различных форм уличного искусства в музейное пространство, что находит отражение в выставочных проектах последних лет. Стрит-арт как явление художественной жизни города сегодня вызывает интерес у различных культурных институций, о чем свидетельствует появление музеев и галерей, выбирающих этот вид искусства своим главным профилем. В 2012 году на территории действующего завода слоистых пластиков в Санкт-Петербурге открывается Музей уличного искусства; в Москве, в условиях очистки города от граффити, проводится биеннале «Артмоссфера», представляющая российских и зарубежных художников, сформировавшихся под влиянием уличного искусства; фестивали стрит-арта проводятся в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. Несмотря на то, что институциализация стрит-арта происходит с 70-х годов XX века, этот процесс считается спорным как в научном сообществе, так и среди представителей субкультуры, и является поводом для дискуссий. Многие утверждают, что понятие «стрит-арт» дискредитировано, а некоторые художники вообще не связывают свою деятельность с искусством.
Научная новизна данного исследования заключается в прояснении того противоречия, которое возникает при сопоставлении основных особенностей уличного искусства и традиционной музейной деятельности, а также более четком определении статуса произведений уличного искусства в музее. Практическая значимость работы заключается в выявлении наиболее удачных и подходящих под специфику стрит-арта способов демонстрации. Среди рассматриваемых выставочных проектов: «Паша 183. Наше дело подвиг!» (март - май 2014, MMOMA), «Конфликт/Испытание» (август 2017, Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков), «Войти в историю» (декабрь - май 2018, Музей Москвы), «Части Стен» (август 2018, Центральный выставочный зал «Манеж» в Санкт-Петербурге), и другие персональные и групповые выставки уличных художников.
Одной из проблем при исследовании стрит-арта является сложность дефиниции самого понятия «стрит-арт», а также сосуществование в отечественной практике терминов «стрит-арт» и «уличное искусство». В манифесте кураторов Института исследования стрит-арта в Санкт- Петербурге стрит-арт определяется как «любые жанры искусства и формы творчества, существующие и развивающиеся на улице как художественные интервенции в открытом и доступном всем урбанистическом пространстве: архитектура, графика, живопись, скульптура, инсталляции, театр, цирк, перформансы, танцы, музыка и другие» и приравнивается к понятию «уличное искусство». Однако существующие различия в восприятии уличного искусства художниками, теоретиками и обычными зрителями указывают на недостаточность такого определения. Этой проблеме был посвящен симпозиум «Тезаурус» (декабрь, 2017), по результатам которого был составлен словарь наиболее часто употребляемых терминов.
В данной работе под стрит-артом подразумевается художественная практика в городском и общественном пространстве, основные (но не всегда обязательные) черты которой: нелегальность производства, социально-критический посыл, анонимность, темпоральность, сайт-специфичность, отсутствие заказчика, а также низовые гражданские инициативы с максимально широким спектром используемых изобразительных и медийных средств и техник (настенные росписи, рисунки, наклейки, постеры, трафареты и др.). Его отличие от граффити проявляется, прежде всего, в концептуальной составляющей и фигуративности изображений. Термин «уличное искусство» используется автором как синоним.
Степень научной разработанности проблемы. Уличному искусству посвящены фундаментальные труды таких исследователей, как Т. Манко, С. Льюисон, А. Вацлавек, Р. Шектер, И. Поносов. К феномену граффити обращаются Н. Мейлер, Н. Глейзер, Ж. Бодрийяр. Различные аспекты стрит- арта анализируют в своих статьях Н. Риггл, С. Бильро, Д. Голынко-Вольфсон, С. Кропотов, И. Кудряшов, Н. Самутина и О. Запорожец, А. Тылик и другие. Прослеживается недостаток публикаций, исследующих связь уличного искусства и музея (Ю. Кузовенкова, Н. Дроздова-Пичурина). Отдельную группу источников представляют каталоги выставок. Более подробно история изучения уличного искусства будет изложена в первой главе, посвященной зарубежной и отечественной историографии.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1970-х по 2010-е гг.
Объект исследования - стрит-арт как направление современного искусства.
Предмет исследования - демонстрация произведений стрит-арта в культурных институциях.
Цель работы заключается в исследовании стрит-арта в контексте музейной и выставочной деятельности.
Задачами работы являются:
- обзор литературы по теме исследования, позволяющий проследить историю изучения уличного искусства и выявить многообразие подходов к его трактовке;
- анализ деятельности Музея уличного искусства в Санкт-Петербурге и сравнение отечественного и зарубежного опыта по институциализации и сохранению стрит-арта;
- определение особенностей произведений стрит-арта как потенциального музейного контента;
- описание специфики экспонирования произведений стрит-арта в музейном и галерейном пространстве;
- обозначение перспектив развития демонстрации и популяризации стрит-арта.
Методология исследования носит междисциплинарный характер. В работе используется методы истории, музеологии и искусствознания, среди них источниковедческий и сравнительно-исторический анализ.
Структура работы: диссертация состоит из трех глав, введения и заключения.
Научная новизна данного исследования заключается в прояснении того противоречия, которое возникает при сопоставлении основных особенностей уличного искусства и традиционной музейной деятельности, а также более четком определении статуса произведений уличного искусства в музее. Практическая значимость работы заключается в выявлении наиболее удачных и подходящих под специфику стрит-арта способов демонстрации. Среди рассматриваемых выставочных проектов: «Паша 183. Наше дело подвиг!» (март - май 2014, MMOMA), «Конфликт/Испытание» (август 2017, Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков), «Войти в историю» (декабрь - май 2018, Музей Москвы), «Части Стен» (август 2018, Центральный выставочный зал «Манеж» в Санкт-Петербурге), и другие персональные и групповые выставки уличных художников.
Одной из проблем при исследовании стрит-арта является сложность дефиниции самого понятия «стрит-арт», а также сосуществование в отечественной практике терминов «стрит-арт» и «уличное искусство». В манифесте кураторов Института исследования стрит-арта в Санкт- Петербурге стрит-арт определяется как «любые жанры искусства и формы творчества, существующие и развивающиеся на улице как художественные интервенции в открытом и доступном всем урбанистическом пространстве: архитектура, графика, живопись, скульптура, инсталляции, театр, цирк, перформансы, танцы, музыка и другие» и приравнивается к понятию «уличное искусство». Однако существующие различия в восприятии уличного искусства художниками, теоретиками и обычными зрителями указывают на недостаточность такого определения. Этой проблеме был посвящен симпозиум «Тезаурус» (декабрь, 2017), по результатам которого был составлен словарь наиболее часто употребляемых терминов.
В данной работе под стрит-артом подразумевается художественная практика в городском и общественном пространстве, основные (но не всегда обязательные) черты которой: нелегальность производства, социально-критический посыл, анонимность, темпоральность, сайт-специфичность, отсутствие заказчика, а также низовые гражданские инициативы с максимально широким спектром используемых изобразительных и медийных средств и техник (настенные росписи, рисунки, наклейки, постеры, трафареты и др.). Его отличие от граффити проявляется, прежде всего, в концептуальной составляющей и фигуративности изображений. Термин «уличное искусство» используется автором как синоним.
Степень научной разработанности проблемы. Уличному искусству посвящены фундаментальные труды таких исследователей, как Т. Манко, С. Льюисон, А. Вацлавек, Р. Шектер, И. Поносов. К феномену граффити обращаются Н. Мейлер, Н. Глейзер, Ж. Бодрийяр. Различные аспекты стрит- арта анализируют в своих статьях Н. Риггл, С. Бильро, Д. Голынко-Вольфсон, С. Кропотов, И. Кудряшов, Н. Самутина и О. Запорожец, А. Тылик и другие. Прослеживается недостаток публикаций, исследующих связь уличного искусства и музея (Ю. Кузовенкова, Н. Дроздова-Пичурина). Отдельную группу источников представляют каталоги выставок. Более подробно история изучения уличного искусства будет изложена в первой главе, посвященной зарубежной и отечественной историографии.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1970-х по 2010-е гг.
Объект исследования - стрит-арт как направление современного искусства.
Предмет исследования - демонстрация произведений стрит-арта в культурных институциях.
Цель работы заключается в исследовании стрит-арта в контексте музейной и выставочной деятельности.
Задачами работы являются:
- обзор литературы по теме исследования, позволяющий проследить историю изучения уличного искусства и выявить многообразие подходов к его трактовке;
- анализ деятельности Музея уличного искусства в Санкт-Петербурге и сравнение отечественного и зарубежного опыта по институциализации и сохранению стрит-арта;
- определение особенностей произведений стрит-арта как потенциального музейного контента;
- описание специфики экспонирования произведений стрит-арта в музейном и галерейном пространстве;
- обозначение перспектив развития демонстрации и популяризации стрит-арта.
Методология исследования носит междисциплинарный характер. В работе используется методы истории, музеологии и искусствознания, среди них источниковедческий и сравнительно-исторический анализ.
Структура работы: диссертация состоит из трех глав, введения и заключения.
Внедрение в музейное пространство различных форм уличного искусства обосновано не только его институциональным признанием, но и усложнением морфологии музейного пространства и урбанизацией музея. Анализ истории изучения уличного искусства выявляет его уникальные черты и характеризует как значимое социокультурное явление современности. Применение культурологической теории музейности позволяет считать объекты стрит-арта потенциальными носителями музейной ценности, а значит и потенциальным музейным контентом.
Создание Музея уличного искусства можно назвать одним из этапов его институциализации. Существование феномена музея уличного искусства является возможностью уличного художника заявить о себе в мире искусства, не загоняя при этом свое творчество в традиционные рамки: обширная территория позволяет создавать проекты, неосуществимые в закрытых помещениях обычных музеев и галерей. Пытаясь выполнять функции сохранения, документирования, изучения и популяризации, Музей уличного искусства в Санкт-Петербурге осуществляет традиционную музейную деятельность и не ограничивается выставочными проектами, успех которых зависит от деятельности кураторов.
При перенесении и экспонировании объектов стрит-арта в музеях, галереях и других культурных институциях, они оказываются вырванными из той городской среды, в контексте которой создавались. Также нарушаются такие характеристики уличного искусства, как временность существования, нелегальность и анонимность создания. Таким образом, не может состояться диалог между произведением искусства и зрителем, предполагаемый на улице. Однако, если провести параллель с традиционным пониманием музейного предмета, показ произведений уличного искусства вне улицы не заключает в себе неразрешимых противоречий, так как утилитарная функция, то есть изначальное предназначение потенциального музейного предмета, почти всегда перестает действовать при его переносе в музей.
Несмотря на то, что как вид искусства в своем традиционном понимании стрит-арт может существовать только на улице, в музее предпринимаются важные попытки репрезентации и исследования этого феномена. При этом способы показа различны: фотографии произведений; копии и воспроизведения работ; фото- и видеодокументация процесса создания объектов стрит-арта; оригиналы произведений, когда их перемещение из городской среды возможно физически; новые работы, созданные художниками специально для выставок. Среди форм репрезентации стрит-арта в пространстве музея можно выделить следующие:
- транслирование наследия уличного искусства художниками «уличной волны», которые сознательно занимают пространство между галереей и улицей и создают холсты, инсталляции и иные объекты, опираясь на свой уличный опыт. Выставки могут быть посвящены феномену уличного искусства конкретно, а также включены в диалог с уже существующей экспозицией музея, предоставляющего площадку;
- документирование уличных практик и ретроспектива творчества уличных художников, где основными способами показа являются фотографии, видеоматериалы и реконструкция арт-объектов;
- демонстрация произведений уличного искусства в том виде, в котором они существуют на улице. Сохранение объектов стрит-арта и создание новых проектов в этом случае происходит в новой музейной форме - Музее уличного искусства. Экспонирование в классическом музейном пространстве возможно, если объекты стрит-арта будут восприняты как культурные артефакты.
Наиболее уместным для экспонирования стрит-арта остается формат фестиваля, особенно организованного нелегально. При этом отпадает этический вопрос переноса объектов стрит-арта в музей или галерею, сохраняется связь с пространством улицы. Когда уличное искусство никак не регламентируется и не отягощено институциональной нормативностью, в его формах наиболее ярко выражаются реакции на современные социальные и политические реалии.
Создание Музея уличного искусства можно назвать одним из этапов его институциализации. Существование феномена музея уличного искусства является возможностью уличного художника заявить о себе в мире искусства, не загоняя при этом свое творчество в традиционные рамки: обширная территория позволяет создавать проекты, неосуществимые в закрытых помещениях обычных музеев и галерей. Пытаясь выполнять функции сохранения, документирования, изучения и популяризации, Музей уличного искусства в Санкт-Петербурге осуществляет традиционную музейную деятельность и не ограничивается выставочными проектами, успех которых зависит от деятельности кураторов.
При перенесении и экспонировании объектов стрит-арта в музеях, галереях и других культурных институциях, они оказываются вырванными из той городской среды, в контексте которой создавались. Также нарушаются такие характеристики уличного искусства, как временность существования, нелегальность и анонимность создания. Таким образом, не может состояться диалог между произведением искусства и зрителем, предполагаемый на улице. Однако, если провести параллель с традиционным пониманием музейного предмета, показ произведений уличного искусства вне улицы не заключает в себе неразрешимых противоречий, так как утилитарная функция, то есть изначальное предназначение потенциального музейного предмета, почти всегда перестает действовать при его переносе в музей.
Несмотря на то, что как вид искусства в своем традиционном понимании стрит-арт может существовать только на улице, в музее предпринимаются важные попытки репрезентации и исследования этого феномена. При этом способы показа различны: фотографии произведений; копии и воспроизведения работ; фото- и видеодокументация процесса создания объектов стрит-арта; оригиналы произведений, когда их перемещение из городской среды возможно физически; новые работы, созданные художниками специально для выставок. Среди форм репрезентации стрит-арта в пространстве музея можно выделить следующие:
- транслирование наследия уличного искусства художниками «уличной волны», которые сознательно занимают пространство между галереей и улицей и создают холсты, инсталляции и иные объекты, опираясь на свой уличный опыт. Выставки могут быть посвящены феномену уличного искусства конкретно, а также включены в диалог с уже существующей экспозицией музея, предоставляющего площадку;
- документирование уличных практик и ретроспектива творчества уличных художников, где основными способами показа являются фотографии, видеоматериалы и реконструкция арт-объектов;
- демонстрация произведений уличного искусства в том виде, в котором они существуют на улице. Сохранение объектов стрит-арта и создание новых проектов в этом случае происходит в новой музейной форме - Музее уличного искусства. Экспонирование в классическом музейном пространстве возможно, если объекты стрит-арта будут восприняты как культурные артефакты.
Наиболее уместным для экспонирования стрит-арта остается формат фестиваля, особенно организованного нелегально. При этом отпадает этический вопрос переноса объектов стрит-арта в музей или галерею, сохраняется связь с пространством улицы. Когда уличное искусство никак не регламентируется и не отягощено институциональной нормативностью, в его формах наиболее ярко выражаются реакции на современные социальные и политические реалии.
Подобные работы
- СТРИТ-АРТ В ПРОСТРАНСТВЕ МУЗЕЯ
Магистерская диссертация, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ПОТЕНЦИАЛ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ВИРТУАЛИЗАЦИЯ СТРИТ-АРТА В ПРИЛОЖЕНИИ AR HUNTER
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2022 - СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РОССИЙСКОГО СТРИТ-АРТА: НА МАТЕРИАЛЕ РАБОТ СИБИРСКИХ ХУДОЖНИКОВ 2000-Х - 2010-Х ГГ.
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - СТРИТ-АРТ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ КОРОЛЕВСТВА МАРОККО)
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ПОТЕНЦИАЛ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ
РЕАЛЬНОСТИ В ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:
ВИРТУАЛИЗАЦИЯ СТРИТ-АРТА В ПРИЛОЖЕНИИ AR HUNTER
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Концепты рекламных коммуникаций в социокультурной сфере
Магистерская диссертация, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ХУДОЖНИКА В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2022 - Вовлечение креативных пространств в туристские маршруты Санкт-Петербурга для диверсификации туристских потоков
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - Арт-туризм как направление диверсификации
культурного туризма в Санкт-Петербурге
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024



