ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников во
внеурочной деятельности 8
1.1. Сущность и содержание нравственного воспитания личности... 8
1.2. Формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников 16
1.3. Внеурочная деятельность как средство формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников 23
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию нравственных ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности 31
2.1. Анализ педагогического опыта по формированию
нравственных ценностных ориентаций у младших школьников 31
2.2. Диагностика уровня сформированности нравственных
ценностных ориентаций у младших школьников 39
2.3. Организация работы по формированию нравственных
ценностных ориентаций у младших школьников в процессе внеурочной деятельности 45
Заключение 56
Библиографический список 58
Приложения 63
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников во
внеурочной деятельности 8
1.1. Сущность и содержание нравственного воспитания личности... 8
1.2. Формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников 16
1.3. Внеурочная деятельность как средство формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников 23
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию нравственных ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности 31
2.1. Анализ педагогического опыта по формированию
нравственных ценностных ориентаций у младших школьников 31
2.2. Диагностика уровня сформированности нравственных
ценностных ориентаций у младших школьников 39
2.3. Организация работы по формированию нравственных
ценностных ориентаций у младших школьников в процессе внеурочной деятельности 45
Заключение 56
Библиографический список 58
Приложения 63
Общество всегда волновали вопросы нравственного воспитания, развития и совершенствования человека. В настоящее время проблема нравственного воспитания становится более актуальной из-за проявлений насилия и жестокости в современном мире. Некоторые дети страдают скептицизмом, социальным инфантилизмом, проявляют нежелание участвовать в общественных делах, пребывают в иждивенческом настроении. Поэтому учитель, который имеет возможность влияния на младшего школьника, должен отвести этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Учитель должен, решая задачи воспитания, опираться на нравственное в человеке, помогать детям определять в своей жизнедеятельности ценностные основы. Этому может способствовать органически спланированное в учебно-воспитательном процессе формирование нравственных ценностных ориентаций.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) даны установки на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества (Федеральный государственный..., 2011). Образовательная программа начального образования направлена на формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (Федеральный государственный..., 2011).
Проблеме нравственного развития личности уделяли внимание в своих работах такие ученые, как: А.С. Макаренко, И.Ф. Харламов, Б.Т. Лихачев, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, в которых выявляется сущность основных понятий нравственного воспитания и указываются пути его последующего развития содержания, форм и принципов. Проблему формирования нравственных ценностей у школьников разного возраста изучали В.П. Бездухов, Г.П. Иванова, А.В. Иващенко, и др. Аспекты воспитания, в частности внеурочную работу школы, рассматривали В.И. Казаренков, Н.Е. Щуркова, Л.И. Маленкова, С.В. Кульневич и др. Тем не менее, на наш взгляд, решение задач формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников на современном этапе не достаточно исследовано.
Исходя из данных, представленных в психолого-педагогической литературе, направленной на теоретический анализ и практическую разработку данной проблемы, можно отметить, что формирование личности предполагает становление определенной системы жизненных ценностей человека, начиная с младшего школьного возраста.
Ценностное развитие младших школьников является главным фактором в развитии и становлении личности в дальнейшем. Ценностное развитие - это развитие нравственности в духовной сфере ребенка, включающее опору на ценности ребенка. В ходе социального взаимодействия у ребенка складывается система ценностей и ценностных ориентаций. Ребенок приучается регулировать свое социальное поведение и взаимоотношения с людьми в соответствии с принятой в обществе системой ценностей. В связи с этим личность предъявляет к себе соответствующие требования, происходит оценивание себя.
На сегодняшний день внеурочная деятельность определяется как составная часть учебно-воспитательного процесса и одна из форм организации свободного времени обучающихся, цель которой - создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора. Внеурочная деятельность - это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребенку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию (Бим-Бад, 2003, с. 31).
В условиях внедрения ФГОС НОО внеурочная деятельность приобретает новую актуальность, потому что стандарт закрепил обязательность ее организации. Это именно тот ресурс, который позволяет школе достичь нового уровня и качества образования. В ФГОС НОО внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание, определяется ее время и пространство в образовательном процессе.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: нравственное воспитание младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективным если:
- учитель будет использовать разнообразные методы, приемы и формы нравственного воспитания;
- младшие школьники будут включаться в коллективную творческую деятельность;
- будет организована деятельность, которая способствует переживанию учениками ценностного отношения к явлениям действительности и осознанию личностного смысла ценности.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой определились задачи исследования:
1. Раскрыть особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте, структуру и содержание нравственных ценностных ориентаций младших школьников.
2. Провести диагностику уровня сформированности нравственных ценностных ориентаций у младших школьников.
3. Экспериментально подтвердить выдвинутые в гипотезе педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Анкетирование.
3. Анализ передового педагогического опыта.
4. Наблюдение.
5. Методы статистической и математической обработки данных.
6. Педагогический эксперимент.
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Покровская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ветчинкина К.Г.» Волоконовского района Белгородской области.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, представлен аппарат исследования, структура работы.
В первой главе «Теоретические основы формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности» рассмотрен исторический подход к обозначению проблемы исследования, представлены формы и методы формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников, особенности их формирования во внеурочной деятельности.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию нравственных ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности» описан передовой педагогический опыт по проблеме исследования, представлена диагностика уровня сформированности нравственных ценностных ориентаций у младших школьников, организация и проведение опытно-экспериментальной работы, по формированию нравственных ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности.
В заключении изложены выводы исследования.
Библиографический список содержит 53 источника.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы: диагностические методики, разработки внеурочных занятий.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) даны установки на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества (Федеральный государственный..., 2011). Образовательная программа начального образования направлена на формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (Федеральный государственный..., 2011).
Проблеме нравственного развития личности уделяли внимание в своих работах такие ученые, как: А.С. Макаренко, И.Ф. Харламов, Б.Т. Лихачев, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, в которых выявляется сущность основных понятий нравственного воспитания и указываются пути его последующего развития содержания, форм и принципов. Проблему формирования нравственных ценностей у школьников разного возраста изучали В.П. Бездухов, Г.П. Иванова, А.В. Иващенко, и др. Аспекты воспитания, в частности внеурочную работу школы, рассматривали В.И. Казаренков, Н.Е. Щуркова, Л.И. Маленкова, С.В. Кульневич и др. Тем не менее, на наш взгляд, решение задач формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников на современном этапе не достаточно исследовано.
Исходя из данных, представленных в психолого-педагогической литературе, направленной на теоретический анализ и практическую разработку данной проблемы, можно отметить, что формирование личности предполагает становление определенной системы жизненных ценностей человека, начиная с младшего школьного возраста.
Ценностное развитие младших школьников является главным фактором в развитии и становлении личности в дальнейшем. Ценностное развитие - это развитие нравственности в духовной сфере ребенка, включающее опору на ценности ребенка. В ходе социального взаимодействия у ребенка складывается система ценностей и ценностных ориентаций. Ребенок приучается регулировать свое социальное поведение и взаимоотношения с людьми в соответствии с принятой в обществе системой ценностей. В связи с этим личность предъявляет к себе соответствующие требования, происходит оценивание себя.
На сегодняшний день внеурочная деятельность определяется как составная часть учебно-воспитательного процесса и одна из форм организации свободного времени обучающихся, цель которой - создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора. Внеурочная деятельность - это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребенку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию (Бим-Бад, 2003, с. 31).
В условиях внедрения ФГОС НОО внеурочная деятельность приобретает новую актуальность, потому что стандарт закрепил обязательность ее организации. Это именно тот ресурс, который позволяет школе достичь нового уровня и качества образования. В ФГОС НОО внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание, определяется ее время и пространство в образовательном процессе.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: нравственное воспитание младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективным если:
- учитель будет использовать разнообразные методы, приемы и формы нравственного воспитания;
- младшие школьники будут включаться в коллективную творческую деятельность;
- будет организована деятельность, которая способствует переживанию учениками ценностного отношения к явлениям действительности и осознанию личностного смысла ценности.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой определились задачи исследования:
1. Раскрыть особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте, структуру и содержание нравственных ценностных ориентаций младших школьников.
2. Провести диагностику уровня сформированности нравственных ценностных ориентаций у младших школьников.
3. Экспериментально подтвердить выдвинутые в гипотезе педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Анкетирование.
3. Анализ передового педагогического опыта.
4. Наблюдение.
5. Методы статистической и математической обработки данных.
6. Педагогический эксперимент.
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Покровская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ветчинкина К.Г.» Волоконовского района Белгородской области.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, представлен аппарат исследования, структура работы.
В первой главе «Теоретические основы формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности» рассмотрен исторический подход к обозначению проблемы исследования, представлены формы и методы формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников, особенности их формирования во внеурочной деятельности.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию нравственных ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности» описан передовой педагогический опыт по проблеме исследования, представлена диагностика уровня сформированности нравственных ценностных ориентаций у младших школьников, организация и проведение опытно-экспериментальной работы, по формированию нравственных ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности.
В заключении изложены выводы исследования.
Библиографический список содержит 53 источника.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы: диагностические методики, разработки внеурочных занятий.
Подводя итоги проделанной работы можно сделать вывод, что формированию нравственных ценностных ориентаций необходимо уделять должное внимание в младшем школьном возрасте, так как он является наиболее благоприятным периодом для усвоения норм, морали и правил поведения.
Ценности - это ядро структуры личности, определяющее ее направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности. Таким образом, ценностные ориентации личности, являясь важнейшим регулятором поведения человека, во многом зависят от характера деятельности, в которую включен человек и изменяются в процессе его жизни.
Главной задачей школы и учителя является процесс нравственного воспитания и организация деятельности для формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников. Для этого необходимо соблюдать определенные педагогические условия, осуществлять целенаправленную работу.
В ходе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы был выявлен недостаточный уровень сформированности нравственных ценностных ориентаций младших школьников. Поэтому в ходе формирующего этапа нами апробировались педагогические условия, способствующие формированию нравственных ценностных ориентаций младших школьников. На контрольном этапе экспериментальной работы была выявлена положительная динамика сформированности нравственных ценностных ориентаций младших школьников.
Проведенная экспериментальная работа показала, что для успешного формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности необходимо использовать разнообразные методы и приемы воспитания, включать учащихся в коллективную творческую деятельность и деятельность, которая способствует переживанию учениками ценностного отношения к явлениям действительности и осознанию личностного смысла ценности. Таким образом, мы можем сказать, что исследование дало положительный результат, а наша гипотеза подтвердилась.
Ценности - это ядро структуры личности, определяющее ее направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности. Таким образом, ценностные ориентации личности, являясь важнейшим регулятором поведения человека, во многом зависят от характера деятельности, в которую включен человек и изменяются в процессе его жизни.
Главной задачей школы и учителя является процесс нравственного воспитания и организация деятельности для формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников. Для этого необходимо соблюдать определенные педагогические условия, осуществлять целенаправленную работу.
В ходе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы был выявлен недостаточный уровень сформированности нравственных ценностных ориентаций младших школьников. Поэтому в ходе формирующего этапа нами апробировались педагогические условия, способствующие формированию нравственных ценностных ориентаций младших школьников. На контрольном этапе экспериментальной работы была выявлена положительная динамика сформированности нравственных ценностных ориентаций младших школьников.
Проведенная экспериментальная работа показала, что для успешного формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности необходимо использовать разнообразные методы и приемы воспитания, включать учащихся в коллективную творческую деятельность и деятельность, которая способствует переживанию учениками ценностного отношения к явлениям действительности и осознанию личностного смысла ценности. Таким образом, мы можем сказать, что исследование дало положительный результат, а наша гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(НА ПРИМЕРЕ КРУЖКА
«НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2018 - Формирование критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020 - Развитие нравственных основ личности младшего школьника во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Формирование культурного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Формирование лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021



