Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение особенности работы педагога с дошкольниками с признаками одаренности (Северный (Арктический) федеральный университет)

Работа №136928

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы28
Год сдачи2024
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы одаренности 6
1.1 Сущность понятия «одаренность» 6
1.2 Характеристика одаренных детей дошкольного возраста 8
1.3 Работа педагога с одаренными детьми 14
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей работы педагога с детьми с признаками одаренности 19
2.1 Характеристика базы исследования 19
2.2 Методы и методики изучения работы педагогов с дошкольниками с признаками одаренности 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Явление одаренности – одна из нерешенных проблем психологической науки. История развития исследований одаренности в зарубежной и отечественной психологии из дореволюционного периода соответствовала изменениям социальных потребностей общества и динамике развития психологической науки. Эти исследования охватывали всю систему проблем, которые изучаются и в наши дни: теоретические проблемы психологии одаренности, проблемы диагностики, разработки принципов, методов развития и обучения одаренных, талантливых личностей. Собственно, изучение этого феномена психики человека должно быть направлено на то, чтобы общество научилось бережно относиться к одаренным детям, помогало им приумножить и реализовать творческий потенциал, реализоваться в личностном и общественном уровнях. Такие попытки, безусловно, можно найти во многих исследованиях. [9]
Под одаренностью понимали: естественную предпосылку способностей; совокупность внутренних условий для достижения выдающихся результатов в деятельности; общие способности; высокий уровень развития способностей; интеграцию способностей с целью деятельности; творческие возможности человека; потенциальный талант и тому подобное. Считаем, что такое разнообразие взглядов обусловлено сложностью и многоаспектностью исследуемого явления, а также использованием для раскрытия феномена одаренности таких дефиниций, как «способности», «талант», «гениальность», «творчество».
Актуальность социально-педагогических исследований определена значительным количеством социально-психологических проблем одаренных детей. К ним относятся: проблемы в общении друг с другом; нарушение взаимодействия с педагогом; недоразумения с родителями; проявления девиантного поведения; отсутствие навыков просоциального поведения на различных уровнях (от бытового до общественного) и др. Вышеуказанное обуславливает актуальность темы исследования.
Психологическое сопровождение одаренных детей на этапах их развития позволяет осуществлять динамическое наблюдение за развитием сфер познания, чувств и эмоций детей. Одаренные дети имеют уникальные, сложные характеры. Они чувствительны и поэтому требуют особого внимания.
Одаренность ребенка – это способность, которая в структуре личности ребенка более развита.
Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Ф. Баррон, Дж. Гилфорда, К. Тейлора, П. Торренса. На основе идей психологов Б. Блума и Дж. Кэрола их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж. Брюно. [4]
Проблемы одаренности изучали отечественные психологи: А.М. Матюшкин, Н.Б. Шумакова, Г.Д. Чистякова, В.С. Юркевич.
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Сегодня появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у педагогов и родителей одаренных детей в наше время.
Объект работы: работа педагога дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: особенности работы педагога с дошкольниками с признаками одаренности
Цель: раскрыть особенности работы педагога с дошкольниками с признаками одаренности.
Гипотеза: работа педагога с дошкольниками с признаками одаренности характеризуется такими особенностями, как наличие представлений у педагогов об одаренности дошкольников, углублённое изучение сущности и особенностей индивидуального развития одаренных детей, ведение работы на диагностической основе с использованием разнообразных форм и методов работы.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- дать определение понятию «одаренность»;
- предоставить характеристику одаренных детей дошкольного возраста;
- рассмотреть работу педагога с одаренными дошкольниками;
-проанализировать методы работы педагога с одаренными дошкольниками.
Методы исследования: для решения поставленных задач использованы следующие методы научного исследования: теоретический анализ научно-методических источников, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация;
База исследования: МБОУ «Самковская школа» филиал дошкольного образования «Теремок».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Следовательно, одаренность – это высокий уровень способностей человека, позволяющий ему достигнуть особых успехов в определенной области деятельности. Различают общую и специальную одаренность. Общая умственная одаренность проявляется в овладении всеми видами деятельности, для успешного осуществления которых необходимы определенные умственные качества. Специальная одаренность связана с определенными видами деятельности, в которых она больше всего развивается.
Одаренные дети – это дети, которые имеют общую или ту или другую специальную одаренность. Как свидетельствуют научные исследования, и жизненная практика является определенная возрастная последовательность в проявлениях различных видов специальной одаренности. Так, довольно рано проявляется музыкальная одаренность, затем к рисованию. Вообще, одаренность к искусству обнаруживается раньше, чем к науке, а в области науки раньше других развивается математическая одаренность.
Обще интеллектуальная одаренность проявляется, как правило, в очень высоком уровне умственного развития ребенка и в качественном своеобразии, самостоятельности, нестандартности выполнения задания и умственной деятельности в целом.
Итак, для работы с одаренными дошкольниками от педагога требуется: общая профессиональная подготовка предметные, психолого-педагогические, методические знания и умения; высокий уровень профессиональной компетентности относительно поддержки и развития личности ребенка; наличие профессионально важных личностных качеств (необходимого уровня интеллектуального развития, адекватной самооценки, творческого личного мировоззрения); умение распознавать признаки одаренности в интеллектуальной деятельности, творческих проявлениях, художественном мастерстве, общении, поощрять учащихся; умение привлекать к выявлению и развитию одаренности родителей, сверстников, создавая с их помощью благоприятную среду для развития способностей и дарований ребенка; непрерывное повышение уровня профессионально-педагогической компетентности для улучшения результативности работы с одаренными учащимися.
Анализируя работу педагога с одаренными дошкольниками, уместно сказать, что социально-психологический и социально-интегративный подходы положительно способствуют на социально-педагогическую деятельность в учебных заведениях; социальная защита одаренного ребенка базируется на учете ведущих подходов: охранно-защитной, социально-педагогического, социально-психологического, социально-интегративного, что предоставляет благоприятные условия для работы с одаренными детьми.



1. Антонова О. Е. Одаренность: опыт исторического и сравнительного анализа: Монография. – М.: ЖДУ, 2015. – 456 с.
2. Богоявленская Б. В. Концепция одаренности / Б. В.Богоявленская, А. М. Матюшин // Одаренный ребенок. – 2018. – №1. – С.12-17.
3. Ветрова О. Д. Теоретические основы социально-педагогических технологий в работе с одаренными детьми / О. Д. Ветрова // Научные труды. – 2016. – Вып. 10. – С. 130-134.
4. Грабовский А. И. К вопросу о классификации видов детской одаренности / А. И. Грабовский // Педагогика. – 2018. – №8. – С.13-18.
5. Джумагулова Т. Одаренный ребенок. Дар или наказание / Т.Джумагулова, И. Соловьева. – Ростов-на-Дону, 2015. – 160 с.
6. Доровской А. И. Сто советов по развитию одарённости детей. Родителям, воспитателям, учителям / А. И. Доровской. – М.: Российское агенство, 2017. – 180 с.
7. Корецкая Л. В. Подготовка педагога к работе с одаренными дошкольниками / Л. В. Корецкая, А. Е. Жосан. – М.: Высь, 2012.– 137 с.
8. Матюшкин А. М. Загадки одаренности / А. М. Матюшкин. – М.: 2017. – 128 с.
9. Моляко В. А. Актуальные социально-психологические аспекты проблемы одаренности / В. А. Моляко // Одаренный ребенок. – 2018. - № 2. - С. 3-6.
10. Монина Г. Ох уж эти одаренные дети! Талант и синдром дефицита внимания. Двойная исключительность / Г.Монина, М.Рузина. – СПб.: Речь, 2014. – 128с.
11. Липовая Л. Специфика обучения одаренных детей / Л.Липовая, Л.Морозова, Л.Луценко // Родная школа. – 2017. - №7. – С.8-10.
12. Организация работы с одаренными детьми: электронный учебно-метод. комплекс: / сост. Т. В. Александрович; Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина, каф. специальных педагогических дисциплин. – Брест: БрГУ, 2018. – 204 с.
13. Панов В.И. Образовательные технологии работы с одаренными детьми / В.И. Панов // Опыт работы с одаренными детьми в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Научный редактор Л.П. Дуганова. – М.: 2015. – 81 с.
14. Сергеева Т.Ф. Система работы с одаренными дошкольниками. Теория и практика / Т.Ф.Сергеева, Н.А.Пронина, Е.В.Сечкарева, – М.: Простор, 2016. – 288 с.
15. Способности, творчество, одаренность: теория, методика, результаты исследований / за ред. В. О. Моляко, О. Л. Музыки. – М.: Изд-во Рута, 2016. – 320 с.
16. СущенкоТ.И. Характерные особенности одаренных детей // Начальная школа. – 2020. – №2. – С. 10-11.
17. Цыганкова Е. Одаренность как проблема. Психопрофилактика / Е. Цыганкова. – К.: Редакция общепедагогических газет, 2013. – 112 с.
18. Шумакова Н.Б. Одаренный ребенок: особенности обучения / Н.Б.Шумакова, Н.И.Авдеева. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с.
19. Штерн В. Умственная одаренность. Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям дошкольного возраста / В.Штерн. – М.: СВП-Плюс, 2016. – 128 с.
20. Одаренные дети: сборник методик по выявлению способностей и одаренности детей / ГОУ ДОД Дом детского творчества «На реке Сестре»; Составители Л.Ф.Васильченко, Я.П. Атласова. – СПб.: ДДТ «На реке Сестре», 2014. - 2-е изд. - 39с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ