Изучение особенности работы педагога с дошкольниками с признаками одаренности (Северный (Арктический) федеральный университет)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы одаренности 6
1.1 Сущность понятия «одаренность» 6
1.2 Характеристика одаренных детей дошкольного возраста 8
1.3 Работа педагога с одаренными детьми 14
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей работы педагога с детьми с признаками одаренности 19
2.1 Характеристика базы исследования 19
2.2 Методы и методики изучения работы педагогов с дошкольниками с признаками одаренности 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы одаренности 6
1.1 Сущность понятия «одаренность» 6
1.2 Характеристика одаренных детей дошкольного возраста 8
1.3 Работа педагога с одаренными детьми 14
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей работы педагога с детьми с признаками одаренности 19
2.1 Характеристика базы исследования 19
2.2 Методы и методики изучения работы педагогов с дошкольниками с признаками одаренности 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Явление одаренности – одна из нерешенных проблем психологической науки. История развития исследований одаренности в зарубежной и отечественной психологии из дореволюционного периода соответствовала изменениям социальных потребностей общества и динамике развития психологической науки. Эти исследования охватывали всю систему проблем, которые изучаются и в наши дни: теоретические проблемы психологии одаренности, проблемы диагностики, разработки принципов, методов развития и обучения одаренных, талантливых личностей. Собственно, изучение этого феномена психики человека должно быть направлено на то, чтобы общество научилось бережно относиться к одаренным детям, помогало им приумножить и реализовать творческий потенциал, реализоваться в личностном и общественном уровнях. Такие попытки, безусловно, можно найти во многих исследованиях. [9]
Под одаренностью понимали: естественную предпосылку способностей; совокупность внутренних условий для достижения выдающихся результатов в деятельности; общие способности; высокий уровень развития способностей; интеграцию способностей с целью деятельности; творческие возможности человека; потенциальный талант и тому подобное. Считаем, что такое разнообразие взглядов обусловлено сложностью и многоаспектностью исследуемого явления, а также использованием для раскрытия феномена одаренности таких дефиниций, как «способности», «талант», «гениальность», «творчество».
Актуальность социально-педагогических исследований определена значительным количеством социально-психологических проблем одаренных детей. К ним относятся: проблемы в общении друг с другом; нарушение взаимодействия с педагогом; недоразумения с родителями; проявления девиантного поведения; отсутствие навыков просоциального поведения на различных уровнях (от бытового до общественного) и др. Вышеуказанное обуславливает актуальность темы исследования.
Психологическое сопровождение одаренных детей на этапах их развития позволяет осуществлять динамическое наблюдение за развитием сфер познания, чувств и эмоций детей. Одаренные дети имеют уникальные, сложные характеры. Они чувствительны и поэтому требуют особого внимания.
Одаренность ребенка – это способность, которая в структуре личности ребенка более развита.
Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Ф. Баррон, Дж. Гилфорда, К. Тейлора, П. Торренса. На основе идей психологов Б. Блума и Дж. Кэрола их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж. Брюно. [4]
Проблемы одаренности изучали отечественные психологи: А.М. Матюшкин, Н.Б. Шумакова, Г.Д. Чистякова, В.С. Юркевич.
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Сегодня появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у педагогов и родителей одаренных детей в наше время.
Объект работы: работа педагога дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: особенности работы педагога с дошкольниками с признаками одаренности
Цель: раскрыть особенности работы педагога с дошкольниками с признаками одаренности.
Гипотеза: работа педагога с дошкольниками с признаками одаренности характеризуется такими особенностями, как наличие представлений у педагогов об одаренности дошкольников, углублённое изучение сущности и особенностей индивидуального развития одаренных детей, ведение работы на диагностической основе с использованием разнообразных форм и методов работы.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- дать определение понятию «одаренность»;
- предоставить характеристику одаренных детей дошкольного возраста;
- рассмотреть работу педагога с одаренными дошкольниками;
-проанализировать методы работы педагога с одаренными дошкольниками.
Методы исследования: для решения поставленных задач использованы следующие методы научного исследования: теоретический анализ научно-методических источников, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация;
База исследования: МБОУ «Самковская школа» филиал дошкольного образования «Теремок».
Под одаренностью понимали: естественную предпосылку способностей; совокупность внутренних условий для достижения выдающихся результатов в деятельности; общие способности; высокий уровень развития способностей; интеграцию способностей с целью деятельности; творческие возможности человека; потенциальный талант и тому подобное. Считаем, что такое разнообразие взглядов обусловлено сложностью и многоаспектностью исследуемого явления, а также использованием для раскрытия феномена одаренности таких дефиниций, как «способности», «талант», «гениальность», «творчество».
Актуальность социально-педагогических исследований определена значительным количеством социально-психологических проблем одаренных детей. К ним относятся: проблемы в общении друг с другом; нарушение взаимодействия с педагогом; недоразумения с родителями; проявления девиантного поведения; отсутствие навыков просоциального поведения на различных уровнях (от бытового до общественного) и др. Вышеуказанное обуславливает актуальность темы исследования.
Психологическое сопровождение одаренных детей на этапах их развития позволяет осуществлять динамическое наблюдение за развитием сфер познания, чувств и эмоций детей. Одаренные дети имеют уникальные, сложные характеры. Они чувствительны и поэтому требуют особого внимания.
Одаренность ребенка – это способность, которая в структуре личности ребенка более развита.
Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Ф. Баррон, Дж. Гилфорда, К. Тейлора, П. Торренса. На основе идей психологов Б. Блума и Дж. Кэрола их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж. Брюно. [4]
Проблемы одаренности изучали отечественные психологи: А.М. Матюшкин, Н.Б. Шумакова, Г.Д. Чистякова, В.С. Юркевич.
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Сегодня появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у педагогов и родителей одаренных детей в наше время.
Объект работы: работа педагога дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: особенности работы педагога с дошкольниками с признаками одаренности
Цель: раскрыть особенности работы педагога с дошкольниками с признаками одаренности.
Гипотеза: работа педагога с дошкольниками с признаками одаренности характеризуется такими особенностями, как наличие представлений у педагогов об одаренности дошкольников, углублённое изучение сущности и особенностей индивидуального развития одаренных детей, ведение работы на диагностической основе с использованием разнообразных форм и методов работы.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- дать определение понятию «одаренность»;
- предоставить характеристику одаренных детей дошкольного возраста;
- рассмотреть работу педагога с одаренными дошкольниками;
-проанализировать методы работы педагога с одаренными дошкольниками.
Методы исследования: для решения поставленных задач использованы следующие методы научного исследования: теоретический анализ научно-методических источников, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация;
База исследования: МБОУ «Самковская школа» филиал дошкольного образования «Теремок».
Следовательно, одаренность – это высокий уровень способностей человека, позволяющий ему достигнуть особых успехов в определенной области деятельности. Различают общую и специальную одаренность. Общая умственная одаренность проявляется в овладении всеми видами деятельности, для успешного осуществления которых необходимы определенные умственные качества. Специальная одаренность связана с определенными видами деятельности, в которых она больше всего развивается.
Одаренные дети – это дети, которые имеют общую или ту или другую специальную одаренность. Как свидетельствуют научные исследования, и жизненная практика является определенная возрастная последовательность в проявлениях различных видов специальной одаренности. Так, довольно рано проявляется музыкальная одаренность, затем к рисованию. Вообще, одаренность к искусству обнаруживается раньше, чем к науке, а в области науки раньше других развивается математическая одаренность.
Обще интеллектуальная одаренность проявляется, как правило, в очень высоком уровне умственного развития ребенка и в качественном своеобразии, самостоятельности, нестандартности выполнения задания и умственной деятельности в целом.
Итак, для работы с одаренными дошкольниками от педагога требуется: общая профессиональная подготовка предметные, психолого-педагогические, методические знания и умения; высокий уровень профессиональной компетентности относительно поддержки и развития личности ребенка; наличие профессионально важных личностных качеств (необходимого уровня интеллектуального развития, адекватной самооценки, творческого личного мировоззрения); умение распознавать признаки одаренности в интеллектуальной деятельности, творческих проявлениях, художественном мастерстве, общении, поощрять учащихся; умение привлекать к выявлению и развитию одаренности родителей, сверстников, создавая с их помощью благоприятную среду для развития способностей и дарований ребенка; непрерывное повышение уровня профессионально-педагогической компетентности для улучшения результативности работы с одаренными учащимися.
Анализируя работу педагога с одаренными дошкольниками, уместно сказать, что социально-психологический и социально-интегративный подходы положительно способствуют на социально-педагогическую деятельность в учебных заведениях; социальная защита одаренного ребенка базируется на учете ведущих подходов: охранно-защитной, социально-педагогического, социально-психологического, социально-интегративного, что предоставляет благоприятные условия для работы с одаренными детьми.
Одаренные дети – это дети, которые имеют общую или ту или другую специальную одаренность. Как свидетельствуют научные исследования, и жизненная практика является определенная возрастная последовательность в проявлениях различных видов специальной одаренности. Так, довольно рано проявляется музыкальная одаренность, затем к рисованию. Вообще, одаренность к искусству обнаруживается раньше, чем к науке, а в области науки раньше других развивается математическая одаренность.
Обще интеллектуальная одаренность проявляется, как правило, в очень высоком уровне умственного развития ребенка и в качественном своеобразии, самостоятельности, нестандартности выполнения задания и умственной деятельности в целом.
Итак, для работы с одаренными дошкольниками от педагога требуется: общая профессиональная подготовка предметные, психолого-педагогические, методические знания и умения; высокий уровень профессиональной компетентности относительно поддержки и развития личности ребенка; наличие профессионально важных личностных качеств (необходимого уровня интеллектуального развития, адекватной самооценки, творческого личного мировоззрения); умение распознавать признаки одаренности в интеллектуальной деятельности, творческих проявлениях, художественном мастерстве, общении, поощрять учащихся; умение привлекать к выявлению и развитию одаренности родителей, сверстников, создавая с их помощью благоприятную среду для развития способностей и дарований ребенка; непрерывное повышение уровня профессионально-педагогической компетентности для улучшения результативности работы с одаренными учащимися.
Анализируя работу педагога с одаренными дошкольниками, уместно сказать, что социально-психологический и социально-интегративный подходы положительно способствуют на социально-педагогическую деятельность в учебных заведениях; социальная защита одаренного ребенка базируется на учете ведущих подходов: охранно-защитной, социально-педагогического, социально-психологического, социально-интегративного, что предоставляет благоприятные условия для работы с одаренными детьми.



