Введение 4-5
Глава I. Теоретические основы развития туризма в сельских поселениях
1.1 Сельские поселения как специфический объект туризма 5-12
1.2 Определение сельского туризма в отечественных и зарубежных исследованиях и
практике 12-17
1.3 Специфика сельского туризма как одного из сегментов мирового туристского
рынка: Российский опыт и мировые тенденции развития сельского
туризма 17-22
Глава II. Условия и факторы развития туризма в Калужской области
2.1 Специфика Калужской области как туристской дестинации 22-23
2.2 Конкурентные преимущества территории Калужской области для сельского
туризма 23-28
2.3 Историко-культурные маршруты Калужской области 28-32
2.4 Калужская область на рынке внутреннего туризма РФ 32-35
2.5 Туристско-рекреационная инфраструктура Калужской области 35-41
Глава III. Разработка туристского продукта по сельской местности Калужской области
3.1 Общая характеристика разработанного туристского продукта 41-48
3.2 Калькуляция тура 48-52
3.3 Рекомендации по выбору эффективных средств продвижения турпродукта.53-54
Заключение 55
Список использованной литературы 56-59
Приложения
Во многих странах туризм занимает весомую долю в формировании ВРП и ВВП, создаются новые рабочие места, улучшается уровень жизни местного населения. В Российской Федерации меры по развитию туризма, как отрасли экономики начали приниматься сравнительно недавно. Особенно остро стоит вопрос продвижения принимающего туризма в сельской местности. Для некоторых стран сельский туризм стал уникальной возможностью развивать депрессивные районы, характеризующиеся отсутствием рабочих мест и оттоком населения. Кроме того сельский туризм обеспечивает развитие инфраструктуры на прилегающих территориях путем развития смежных сфер экономики.
Стратегия пространственного развития РФ до 2025 года определяет курс развития сельской местности, а именно возможность развития сельских поселений за счет развития туризма, обуславливая актуальность данной работы. Согласно программе UNWTO «Цели устойчивого развития путешествий до 2030 года» сельский туризм должен развиваться и становиться одним из ключевых способов борьбы с депопуляцией в сельской местности. Федеральная целевая программа Российской Федерации «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» обозначена важность сельского туризма, как возможного существенного источника дополнительного, а иногда и основного дохода для сельского населения, особенно в депрессивных регионах.
Калужская область - один из перспективных регионов России для развития сельского туризма ввиду выгодного экономико-географического положения и разнообразия рекреационных ресурсов. Принимающий туризм в сельской местности сегодня - это сотрудничество бизнеса и власти, направленное на развитие области. С каждым годом туристический поток возрастает, что актуализируют научные исследования в данной тематике.
Объект исследования - туристско-рекреационный потенциал сельских поселений Калужской области.
Предмет исследования - условия и факторы развития туризма в сельских поселениях Калужской области.
Цель исследования - создание регионального туристского продукта.
Согласно поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
• Изучить понятийный аппарат, используемый в исследовании
• Провести анализ тенденций туристко-рекреационной деятельности в сельской местности;
• Выявить аттракции в сельских поселениях Калужской области;
• Провести анализ конкурентных направлений туров выходного дня из Москвы;
• Определить основные направления развития туризма в сельской местности Калужской области;
• Выявить экономический и социальный эффект от внедрения разработанного туристского продукта.
В исследовании использованы методы сравнительного и статистического анализа, маркетинговых исследований и изучения и анализа литературных источников.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования для формирования нового турпродукта и его продажи в профильных компаниях Москвы и Московской области. Кроме этого, исследование может быть полезно в целях повышения туристического потока в сельскую местность Калужской области.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава включает в себя теоретические основы природно-ориентированного туризма. Во второй главе рассмотрены условия и перспективы развития природно-ориентированного туризма на территории Забайкальского края. Третья глава состоит из нового туристского продукта, его калькуляции, а также оценки мер дальнейшего продвижения.
Таким образом, Калужская область имеет значительный потенциал для развития самых разнообразных видов туризма на сельской местности - от культурно-познавательного и событийного до оздоровительного. Туризм может стать драйвером для развития сельской местности и малых исторических городов.
В теоретической части раскрыто понятие «сельская местность», «сельский туризм», проанализированы существующие способы по развитию туризма в сельской местности, основываясь на опыте ведущих отечественных и зарубежных дестинаций.
Выявлена зависимость от наличия необходимой государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях, а также острый дефицит профессиональных кадров в данной сфере.
В аналитической части работы проводилась оценка действительного состояния туристкой отрасли Калужской области. Кроме этого были обозначены ведущие объекты сельского туризма каждого района региона. Проанализированы ресурсы культурно-исторического, событийного и сельского туризма. Выявлена необходимость привлечения большего количества инвесторов для продуктивного государственно - частного партнерства в строительстве туристкой инфраструктуры.
В практической части работы был разработан новый региональный туристский продукт «Побег из мегаполиса - 1,2». Его осуществление возможно в любое время года, что позволяет избежать ярко выраженной сезонности, свойственной региональным туристским продуктам. За счёт выгодного географического положения, предоставляемой возможности туристам обрести новый опыт и знания, а также уникальной флоры и фауны развитие туризма в регионе не будет стоять на месте, а разработанный продукт найдет своих потребителей.
1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
2. Ожегов С.И. Толковый словарь. Электронный ресурс:
http://www.вокабула.рф/словари/
3. Ожегов С.И. Толковый словарь. Электронный ресурс:
http://www.вокабула.рф/словари/толковый-словарь-ожегова/поселение
4. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь. Электронный ресурс:https://slovar.cc/rus/efremova-tolk/338026.html
5. Тюкленкова Е.П., Задачинкова М.Ф. РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 10-3. - С. 528
6. Лужанская Т. Ю., Махлинец С. С., Тебляшкина Л. И. Сельский туризм: история, настоящее и перспективы: Учебное пособие. / Под редакцией д. г. н., Профессора Волошина И. М. - К.: Кондор, 2008. - 63 с.
7. Развитие сельского и экологического туризма / Э.Г. Имескенова, И.В. Ишигенов [и др.]; Серия обучающих пособий "RUDECO Переподготовка кадров в сфере развития сельских территорий и экологии“ М., 2012. - 145 с.
8. Андреева К. Организация туризма в сельской местности / Материалы рабочей встречи участников проекта «Темпус: разработка образовательных программ по устойчивому сельскому туризму» (Франция, Анже). М.: ГУУ, 2011. - 32 с.
9. Постановление Правительства РФ «Устойчивое развитие сельских территорий на
2014-2017 годы и на период до 2020 года» Электронный
ресурс:http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102399783&backlink=1&&nd=1 02166904
10. Григорьева, М.П., Сельский туризм: понятие, история, тенденции развития, Международный научный журнал «Символ науки», Оренбург, 2016 г. Электронный ресурс:https://cyberleninka.rU/article/v/selskiy-turizm-ponyatie-istoriya-i-tendentsii-razvitiya
11. Кусков А.С., Джаладян Ю.А., Основы туризма. М.: КНОРУС, 2008, с.329.
12. Яковенко Н.В., Сельские гостевые дома как перспективное направление развития агротуризма в Ивановской области, Современные проблемы сервиса и туризма, 2015. Т.9. №3, с.83.
13. Всемирная туристская организация при ООН (ЮНВТО). Электронный ресурс: http://www2. unwto. org/ru/home
14. Иощенко А.П., Развитие зеленого туризма в России. М.: КНОРУС, 2005, с.37.
15. Полякова И.Л., Григорьева М.П., Сельский туризм: классификации и особенности организации. Сетевой научный журнал №5, Оренбург, 2017. Электронный ресурс: https://cyberleninka.rU/article/v/selskiy-turizm-klassifikatsii-i-osobennosti-organizatsii
16. M. Pakurar, J. Olah, DEFINITION OF RURAL TOURISM AND ITS CHARACTERISTICS IN THE NORTHERN GREAT PLAIN REGION. 777ANALELE UNIVERSITATII DIN ORADEA FASCICULA: ECOTOXICOLOGIE, ZOOTEHNIE SI TEHNOLOGII DE INDUSTRIE ALIMENTARA, VOL. VII, ANUL 7, 2016. Электронный ресурс: https://www.researchgate.net/publication/267685020_DEFINITION_OF_RURAL_TOURIS M_AND_ITS_CHARACTERISTICS_IN_THE_NORTHERN_GREAT_PLAIN_REGION
17. Katherine Dashper, Rural Tourism:An International Perspective, Cambridge Sholars Publishing, 2014. P. 3
18. Туриско-информационный центр Калужской области «Калужский край». (Режим доступа -http://visit-kaluga.ruот 03.04.2019)
19. Официальный сайт мужского введенского ставропигиального монастыря Оптина пустынь. (Режим доступа -https://www.optina.ru/от 03.04.2019)
20. Официальный сайт заповедника Калужские засеки. (Режим доступа -http://zaseki.ru/от 03.04.2019)
21. Официальный портал органов Калужской власти. (Режим доступа https://admoblkaluga.ru/main/work/от 02.05.2019)
22. Василиха Д. Ф. Стратегическое управление развитием региональной инфраструктуры туризма // Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата экономических наук - Санкт-Петербургский государственный инженерно¬экономический университет - 2012 г.
23. Величкина А. В. Оценка развития туристской инфраструктуры региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. №2 (32). С. 239-250
24. Сервис «яндекс-расписание». (Режим доступа https://rasp.yandex.ru/station/2000345от 03.05.2019)
25. Официальный сайт Международного аэропорта Калуга. (Режим доступа https://klf.aero/Airport/about-the-airport/от 03.05.2019)
26. Информация о состоянии общественного питания на территории Калужской области на официальном портале власти Калужской области (Режим доступа - http://admoblkaluga.ru/sub/competitive/departments mkpt/market mkpt/market analytic/about market.php от 03.05.2019)
27. Материалы журнала «Турбизнес» от 20.10.2017. Событийный туризм. (Режим доступа -http://turi100.net/от 15.05.2019).
28. Блохин Ю. И. Концепция социально -экономической модели развития туризма в крупном туристском центре или регионе / Ю. И. Блохин // Туристские фирмы. - Вып. 17. - 2014.
29. Методические рекомендации по ведению сельского туризма / Министерство культуры Российской Федерации, Министерство культуры и туризма Калужской области. — Ч.1. — Калуга: Ноо сфера, 2015. — 72 с.
30. Путеводитель по Калужской области «Аграрный туризм» Режим доступа - http://admoblkaluga.ru/upload/minkult/turizm/reestr/82%D0%B5%D0%BB%D1%8C-4.pdfот 30.04.2019
31. Методические рекомендации по развитию сельского туризма в Республике Башкортостан: инструктивно-методическое издание. - Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2016. - 122 с.
32. Современные проблемы науки туриндустрии: сборник научных статей: в 2 т./ под ред. Т.Н. Третьяковой, Ю.А. Сыромятниковой. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. - Т. 2. - 324 с.
33. Постановление Правительства Калужской области от 29 июня 2009 года № 250 «О Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года» // Кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - (Режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/972215857)
34. Постановление Правительства Калужской области от 31.12.2013 г. № 767 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие туризма в Калужской области»
35. Официальный сайт арт-парка Никола-Ленивец. (Режим доступа -http://nikola- lenivets.ru/от 04.05.2019)
36. Кириллов А. Т., Маслова Е. В. Реклама в туризме. - СПб., 2002.
37. Особенности рекламы в туризме - http://lemoon.ru/osobennosti-reklami-v-turizme/[Электронный ресурс от 30.04. 19]
38. Шугерман Д. Искусство создания рекламных посланий. Справочник выдающегося американского копирайтера М.: Манн, Иванов и Фербер; Эксмо, 2013
39. Дурович А.П. Реклама в туризме / А.П. Дурович. - Минск: Новое знание, 2008. - 254 с.