Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Территориальные диспропорции в обеспеченности налоговыми доходами местных бюджетов в Санкт-Петербургской агломерации

Работа №136822

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

география

Объем работы114
Год сдачи2019
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
47
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические и методические основы исследований
территориального распределения налоговых доходов в Российской Федерации 7
1.1. Бюджетно-налоговый федерализм 7
1.2. Критерии устойчивости местных бюджетов и источники их наполнения 12
1.3. Методика исследования территориальных диспропорций бюджетной
обеспеченности 23
Глава 2. Территориальные различия в обеспеченности налоговыми доходами местных бюджетов муниципальных образований Санкт-Петербургской агломерации 26
2.1. Особенности формирования налоговых доходов местных бюджетов
муниципальных образований Ленинградской области 26
2.2. Особенности формирования налоговых доходов местных бюджетов
муниципальных образований Санкт-Петербурга 49
2.3. Сходства и различия в формировании налоговой базы муниципальных
образований Санкт-Петербурга и Ленинградской области 61
Глава 3. Современные подходы к выравниванию бюджетной обеспеченности
местных бюджетов муниципальных образований Санкт-Петербургской агломерации 63
3.1. Механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных
образований Ленинградской области 63
3.2. Механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных
образований Санкт-Петербурга 72
3.3. Сходства и различия механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности
муниципальных образований Санкт-Петербурга и Ленинградской области 86
Заключение 90
Список используемых источников 92
Приложение №1 98
Приложение №2 108
Приложение №3 113


Нынешний период бюджетных и налоговых реформ в Российской Федерации отличается высокой активностью. За период реформ приняты многочисленные поправки и совершенствования по отдельным видам налогов согласно Налоговому кодексу РФ (НК РФ), активно реализуется общая концепция развития налоговой и бюджетной системы, направленные на создания рациональной системы налогообложения и межбюджетных отношений [24].
Насущность проблемы построения эффективной модели бюджетно-налогового федерализма в России обусловлены двумя причинами:
• во-первых, необходимостью сбалансирования бюджетной нагрузки между субъектами бюджетных отношений, характеризующихся как реципиенты и доноры;
• во-вторых, оптимизацией и рациональной децентрализацией налоговых прав субъектов федерации и местных органов самоуправления.
Тема межбюджетных отношений всегда была актуальной для Российской Федерации. Большое внимание уделялось региональному уровню, вопросам его зависимости от федерального центра (данная проблема рассматривалась такими авторами как Михайлова А.А., Климанов В.В., Сафина А.И., Коротких А.М., Зубаревич Н.В. и др.). Местному же уровню до последнего времени было уделено гораздо меньше внимания, несмотря на его непосредственную «близость» к гражданам страны. На него обращают своё внимание такие авторы как: Татаркин А.И., Михайлова А.А., Виноградова Н.А., Морозова Е.А. и другие.
Местным органам власти необходимо иметь достаточные объёмы финансовых средств, для осуществления предоставленных им законодательством полномочий, касающихся вопросов социально-экономического развития муниципалитетов, качества жизни проживающего на его территории населения и ряда других вопросов.
Санкт-Петербург является одним из трех городов Российской Федерации, обладающих статусом городов федерального значения. Система управления ресурсами и налоговой базой в данных городах имеет свои значительные особенности в правовом аспекте управления. В связи с этим, полигоном исследования была определена территория Санкт-Петербурга, а также прилегающие муниципалитеты Ленинградской области. Санкт-Петербургская агломерация на сегодняшний день является второй по численности населения (около 6,3 млн. человек) в Российской Федерации. Агломерацию нельзя назвать окончательно сформировавшейся, так как её развитие все ещё активно продолжается. Что повышает необходимость эффективного функционирования не только региональных властей, но и местного уровня власти, для решений возникающих перед агломерацией вызовов. Устойчивое развитие муниципальных образований невозможно без стабильного, прогнозируемого бюджета.
Так, главной целью данной работы является выявление территориальных закономерностей обеспечения налоговыми доходами местных бюджетов муниципальных образований в Санкт-Петербургской агломерации.
Объектом исследования являются налоговые доходы местных бюджетов на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также их безвозмездные поступления.
Предметом исследования являются территориальные диспропорции в обеспеченности налоговыми доходами и безвозмездными поступлениями местных бюджетов в Санкт-Петербургской агломерации.
В соответствии с поставленной целью, предметом и объектом исследования, перед автором были определены задачи, которые необходимо было решить в рамках данной работы:
• Выявить сходства и различия в формировании налоговой базы местных бюджетов соседствующих субъектов РФ.
• Выявить территориальные диспропорции налоговых доходов местных бюджетов муниципальных образований Санкт-Петербурга, прилегающих к нему муниципалитетов Ленинградской области, и Ленинградской области в целом.
• Рассмотреть территориальные особенности механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности.
• Установить структуру местных бюджетов для Санкт-Петербурга, Ленинградской области и муниципалитетов Ленинградской области, относящихся к агломерации.
Хотелось бы выразить отдельную благодарность Шендрику Александру Владимировичу, ассистенту кафедры экономической и социальной географии, за помощь на всех этапах выполнения исследовательской работы

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведённого исследования были разобраны налоговые доходы и безвозмездные поступления муниципалитетов Ленинградской области и города Санкт-Петербург, источники и структура налоговых поступлений, а также влияние и удельный вес безвозмездных поступлений.
Решены определённые задачи:
• Выявлены сходства и различия в формировании налоговой базы местных бюджетов соседствующих субъектов РФ.
• Выявлены территориальные диспропорции налоговых доходов местных бюджетов
• Рассмотрены территориальные особенности механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности
• Установлена структура местных бюджетов для Санкт- Петербурга, Ленинградской области и муниципалитетов Ленинградской области, относящейся к агломерации.
На основе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1) Каждый из субъектов имеет свои источники налоговых поступлений. Для обоих субъектов налоговые доходы играют ведущую роль в структуре местных бюджетов.
2) Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в основном реализуется распределением безвозмездных поступлений. В Санкт-Петербурге дополнительно действует дифференцированный процент от УСН.
3) Обращая внимание на структуру и душевые показатели местных бюджетов, можно сделать вывод о положительном влиянии агломерации на входящие в её состав муниципалитеты Ленинградской области. Таким примером может служить рассмотренная территория Всеволожского района.
4) Наблюдается разительный разрыв в суммах, которыми располагают местные бюджеты соседних регионов. Так разница в механизмах бюджетообразования приводит к разрыву в 7,5 раз, в пользу областных муниципалитетов, несмотря на большие объёмы экономики Санкт- Петербурга. Что наталкивает на мысль о неэффективном использовании исключительных прав города федерального значения.
Подобное распределение средств может свидетельствовать о централизации власти на уровне субъекта, в нашем случае городских властей, и для увеличения лояльности, со стороны зависимого с финансовой точки зрения, местного уровня власти.
5) Не приходится говорить о финансовой самодостаточности муниципалитетов. Если душевые показатели бюджетов в Ленинградской области и Всеволожском районе позволяют в какой-то степени проводить некоторые самостоятельные действия для решения локальных наиболее острых проблем, то в случае с Санкт-Петербургом эта возможность ещё более ограничена.



1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) (НК РФ) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 01.05.2019).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (НК РФ) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 01.05.2019).
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019).
4. «О бюджете Санкт-Петербурга на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»: Закон Санкт-Петербурга, с изменениями на 30 мая 2017 года N 328-51.
5. «О земельном налоге в Санкт-Петербурге»: Закон Санкт-Петербурга от 23.11.2012 N 617-105 (с изменениями на 30 ноября 2018 года)
6. Паспорт промышленных зон Санкт-Петербурга 2017. (Электронный
ресурс) URL: http://cppi.gov.spb.ru/razvitie-terr-i-sopr-
projects/promyshlennye-territorii/ (дата обращения: 20.02.2019)
7. "Об областном бюджете Ленинградской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов": Закон Ленинградской области, с изменениями на 31 октября 2017 года N 67-оз.
Специальная литература
8. Бугаев М.А. Маятниковые миграции на рынке труда Санкт-Петербурга и Ленинградской области // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.5 2015. Вып. 4, с. 86-116.
9. Гаврилова Н.А. Налогообложение имущества и перспективы введения налога на недвижимость в России / Н.А. Г аврилова // Имущественные отношения в РФ. - 2010. -№ 12 - С. 6-13.
10. Гайнанов, Д.А. Постреформенные тенденции изменения финансовой самостоятельности муниципальных образований России / Д. А. Гайнанов, А. Г. Атаева // Аудит и финансовый анализ. - 2016. - № 4. - С. 201-207.
11. Гамова, Е.Е. Финансовые основы местного самоуправления и основные направления развития финансовой самостоятельности муниципальных образований / Е.Е. Гамова, О.В. Закирова // Инновационное развитие экономики. - 2018. - № 3(45.) - С. 162-167.
12. Игонина Л.Л. Принципы организации муниципальных финансов // Финансы. 2003. №8. С. 15-19.
13. Игонина Л.Л. Финансовая самостоятельность муниципальных
образований: ограничения и возможности / Л.Л. Игонина // Финансы и кредит. - 2015. - № 35. - С. 12-24.
14. Исследование. Богатство и самостоятельность: что делает бюджет города устойчивым. Организатор исследования ООО "КБ Стрелка". Москва, 2017 г.
15. Климанов В.В., Коротких А.М. Распределение межбюджетных
трансфертов: теоретические предпосылки и российская практика // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2016 №5 (33). - С. 7-15.
16. Концепция комплексного развития территорий Ленинградской
области, прилегающих к границам Санкт-Петербурга. Санкт- Петербург, 2014.
17. Кремповая Н.Л., Кузьмичева А.Х. Экономическая самостоятельность местных бюджетов // Бюллетень науки и практики. 2016. № 10 (11). С. 177-180.
18. Кузнецов С.В., Лачининский С.С., Шендрик А.В. Экономическая динамика городских поселений Ленинградской области в 2011-2016 гг. // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. Санкт-Петербург, 2017 г. - с. 76-85.
19. Лачининский С.С. Некоторые подходы к оценке развития муниципальных образований в зоне влияния Санкт-Петербургского крупногородского ареала (СПБКА). // Проблемы преобразования и регулирования региональных социально-экономических систем. Институт региональной экономики РАН. Санкт-Петербург, 2018 г. - с. 83-85
20. Лимонов Л.Э. Пригородный пояс Санкт-Петербургской агломерации: социально-экономические и институциональные особенности пространственного развития // XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах. Книга 3. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014 г. - с. 102-109.
21. Лимонов Л.Э., Батчаев А.Р. Санкт-Петербург и Ленинградская область: связи, проблемы, координация развития агломерации // Пространственная экономика. - 2013. -№1. - с. 123-135
22. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения. М.: ЮНИТИ-ДА-НА, 2007. С.312.
23. Михайлова А.А., Климанов В.В., Сафина А.И. Влияние межбюджетных трансфертов на экономический рост и структуру региональной экономики // Вопросы экономики. 2018. №1. С. 91-103
24. Морозова Е.А. Модели бюджетного федерализма в развитых странах и особенности их применения в Российской Федерации / Автореферат на соискание учёной степени доктора экономических наук. - М., 2009. - 49с.
25.Осипов Е.С., Клоков К.Б. Геодемографическая ситуация в Санкт- Петербурге и Ленинградской области в постсоветский период // Выпускная работа на степень бакалавра, СПбГУ, 2018 г - URI: http://hdl.handle.net/11701/14539
26. Родионова Е.В. Налоговые доходы местных бюджетов в развитии финансовой самостоятельности муниципальных образований // Вектор экономики. 2018. № 8 (26). С. 22.
27. Сабитова Н.М. Развитие бюджетного устройства Российской Федерации // Финансы. 2013. №2. С. 29-34.
28. Томаров В.В, Правовое регулирование региональных и местных налогов и сборов в Российской Федерации: Дис. канд. юр. наук. М., 2000.
29. Rodden J. Comparative Federalism and Decentralization: on Meaning and Measurement // Comparative Politics. 2004. Vol. 36. № 4. P. 481-500.
30.Serageldin M., Jones D., Vigier F., Solloso E. Municipal finance conditions & trends. URL:
http://i2ud.org/documents/Municipal Finance to distribute 11.14.05.pdf.
Интернет-ресурсы
31. http://gks.ru- информационный интернет-порта Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации.
32. https://www.nalog.ru/- информационный интернет-порта Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
33. http://petrostat.gks.ru/ - информационный интернет-портал Управления
Федеральной службы государственной статистики по
г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
34. https://www.minfin.ru/ - информационный интернет-портал
Министерства финансов Российской Федерации.
35. http://cppi.gov.spb.ru/razvitie-terr-i-sopr-projects/promyshlennye-territorii/
- Паспорт промышленных зон Санкт-Петербурга 2017.
36. https://www.gov.spb.ru/- официальный сайт администрации Санкт- Петербурга.
37. http://lenobl.ru/- официальный сайт администрации Ленинградской области.
38. https://www.nalog.ru/rn78/related activities/statistics and analytics/forms/
- данные по формам статистической налоговой отчётности на территории Санкт-Петербурга (ФНС России).
39. https://www.nalog.ru/rn47/related activities/statistics and analytics/forms/
- данные по формам статистической налоговой отчётности на территории Ленинградской области (ФНС России).
40. Отчёт Министерства финансов по результатам проведения
мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных
отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях за 2015 год. - Режим доступа - URL: https://www. minfin.ru/common/upload/library/2016/07/main/Rezultaty_pro vedeniya_monitoringa_mestnykh_budzhetov_za_2015_god.pdf (дата
обращения 25.12.2018)
41. Отчёт Министерства финансов по результатам проведения
мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных
отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях за 2016 год. - Режим доступа - URL: https: //www. minfin.ru/common/upload/library/2017/06/main/Rezultaty_pro vedeniya_monitoringa_mestnykh_budzhetov_za_2016_god- versiya_28.06.2017.pdf (дата обращения 25.12.2018)
42. Отчёт Министерства финансов по результатам проведения
мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных
отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях за 2017 год . - Режим доступа - URL:
https: //www. minfin.ru/common/upload/library/2018/07/main/Rezultaty_pro
vedeniya_monitoringa_mestnykh_budzhetov_za_2017_god-
versiya_290618.docx (дата обращения 25.12.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ