Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Понятие и угрозы национальной безопасности 7
1.1 Понятие национальной безопасности 7
1.2 Основные угрозы национальной безопасности 12
Глава 2 Прокуратура РФ в системе субъектов обеспечения национальной безопасности 20
2.1 Прокуратура РФ как субъект обеспечения национальной
безопасности 20
2.2 Правовая основа деятельности прокуратуры РФ по обеспечению
национальной безопасности 29
Глава 3 Деятельность прокуратуры РФ в области по обеспечению национальной безопасности 39
3.1 Роль прокуратуры РФ в противодействии экстремизму и
терроризму 39
3.2 Роль прокуратуры РФ в противодействии коррупции 47
Заключение 58
Список используемой литературы и используемых источников 62
Актуальность исследования. Прокуратура РФ, как непоименованный в Федеральном законе от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» субъект обеспечения национальной безопасности, выполняет важную роль по защите стратегических национальных интересов России от внутренних и внешних угроз. После обострения ситуации на приграничной территории с Украиной в 2014 г. и 2022 г. прокуратура РФ рационализировала свои усилия по направлению противодействия экстремизму, терроризму и коррупции: по инициативе Генеральной прокуратуры РФ признаны экстремистками организациями «Правый сектор», Украинская национальная ассамблея - Украинская народная самооборона», «Украинская повстанческая армия», «Тризуб им. Степана Бандеры», «Братство», а после начала СВО - общественная организация «СИЧ-14» («Слава и честь», ГО «С14», «Основа Майбутнього»), националистическое объединение «Добровольческое Движение Организации украинских националистов», националистическая группировка «Черный Комитет», признаны террористическими организациями: украинское военизированное националистическое
объединение «Азов» (батальон «Азов», полк «Азов»), украинское военизированное объединение Легион «Свобода России» («Легион Свобода России»); по инициативе Генеральной прокуратуры РФ начато расследование актов международного терроризма - подрыва магистральных газовых трубопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2».
Статистика, представленная Генеральной прокуратурой РФ, говорит о росте преступлений экстремисткой и террористической направленности : по итогам 2022 г. в Российской Федерации зарегистрировано 1566 преступлений экстремисткой направленности (рост составил 48,2%) и 2 233 преступлений террористической направленности (рост составил 4,5%); пресечено 64 террористических акта и 54 преступления террористической направленности. Генеральная прокуратура РФ опубликовала статистические данные о количестве коррупционных правонарушений, совершенных в 2021 - 2022 гг.: в 2021 г. выявлено 252 328 коррупционных правонарушения, в 2022 г. наблюдается снижение данного показателя на 26,8% - зафиксировано 184 829 таких нарушений; в 2021 г. принесено 34 398 протестов, а в 2022 г. - 32 687, что на 5% меньше чем за прошедший год; в 2021 г. направлено 4 303 исков (заявлений) в суд, а в 2022 г. - 4 594 (+6,8%); в 2021 г. внесено 62 704 представлений, а в 2022 г. - 59 103 (-5,7%); в 2021 г. привлечено 81 640 лиц к дисциплинарной ответственности, а в 2022 г. - 82 118 (+0,6%); в 2021 г. по постановлению прокурора привлечено 7 448 лиц к административной ответственности, а в 2022 г. - 7 538 лиц (+1,2%); в 2021 г. направлено 3 408 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, а в 2022 г. - 3 085 (-9,5%); в 2021 г. по инициативе прокуратуры РФ возбуждено 2 996 уголовных дел, а в 2022 г. - 2 749 (-8,2%).
Объект исследования: роль прокуратуры РФ в обеспечении
национальной безопасности.
Предмет исследования: нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность прокуратуры РФ по обеспечению национальной безопасности.
Цель исследования: анализ деятельности прокуратуры РФ по обеспечению национальной безопасности.
...
На основании вышеизложенного, констатируем следующие выводы.
Ни в Конституции РФ от 12.12.1993 г., ни в Федеральном законе от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» не раскрывается понятие
«национальная безопасность». Действующим Указом Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» описывается содержание понятия «национальная безопасность». В доктрине конституционного права официальная дефиниция, содержащаяся в Стратегии национальной безопасности РФ, находит широкое одобрение: имеющиеся подходы к определению национальной безопасности исходят из категорий «состояние» и «положение» защищенности национальных интересов от внешних и внутренних угроз.
Современные угрозы национальной безопасности РФ - это комплексные явления, представляющие прямую или косвенную опасность национальным интересам РФ. Их можно разделить на 15 сфер влияний:
• угрозы в международной сфере;
• угрозы в политической сфере;
• угрозы в экономической сфере;
• угрозы в военной сфере;
• угрозы в оборонно-промышленной сфере;
• угрозы в информационной сфере;
• угрозы в социальной сфере;
• угрозы в транспортной сфере;
• угрозы в энергетической сфере;
• угрозы в экологической сфере;
• угрозы в культурной сфере;
• угрозы в духовно-нравственной сфере;
• угрозы в научно-образовательной сфере;
• угрозы в сфере здравоохранения;
• угрозы в демографической сфере.
Прокуратура РФ является «непоименованным» субъектом обеспечения национальной безопасности, надзорная деятельность которой охватывает все стратегические национальные приоритеты России: сбережение народа России и развитие человеческого потенциала; поддержание режима законности в оборонно-промышленной сфере; обеспечение государственной и
общественной безопасности; информационная безопасность; экономическая безопасность; научно-технологическое развитие; экология и рациональное природопользование; защита традиционных российских духовнонравственных ценностей, культуры и исторической памяти; стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество; противодействие экстремизму, терроризму и коррупции.
Правовую основу деятельности прокуратуры РФ по обеспечению национальной безопасности составляют международно-правовые акты; Конституция РФ и федеральные конституционные законы; федеральные законы; нормативно-правовые акты Президента РФ; ведомственные акты Г енеральной прокуратуры РФ.
Предметом прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере противодействия экстремизму выступают исполнение требований антиэкстремистского законодательства, обеспечение соответствия антиэкстремистскому законодательству РФ актов, издаваемых поднадзорными органами, а также обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина от деструктивного воздействия правонарушений (преступлений) экстремисткой направленности.
...
1. Абрамов А.Э. Молодежный экстремизм как угроза национальной безопасности России в условиях глобализации // Общество: политика, экономика, право. 2020. № 5. С. 52-57.
2. Абинов И.О. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии экстремизму // Российское правоведение: трибуна молодого ученого: сб. статей / отв. ред. В.А. Уткин. Томск: Издательство Томского государственного университета, 2021. - Вып. 21. С. 200 - 201.
3. Абинов И.О. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии терроризму // Молодой ученый. 2022. № 28 (423). С. 150-152.
4. Актуальные проблемы противодействия коррупции: учебник / под ред. А.В. Юрковского. Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2018. 407 с.
5. Алева-Герман Е.А.А. Осуществление прокуратурой функции
уголовного преследования как важнейшая составляющая деятельности по защите национальной безопасности // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Международной научнометодической конференции, Международной студенческой научной конференции, Санкт-Петербург, 28-30 сентября 2019 года. Санкт-Петербург: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования Гуманитарный национальный
исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2019. С. 93- 99.
6. Ашурбеков Т.А. Деятельность прокуратуры по обеспечению национальных государственных интересов России. М.: Издательство РАГС, 2005. 244 с.
7. Ашурбеков Т.А. Правовые и организационные основы надзорной и иной функциональной деятельности прокуратуры в сфере национальной безопасности: автореф. дисс. докт. юрид. наук. М. 2009. 66 с.
8. Белозеров В.К. Стратегия национальной безопасности Российской
Федерации: от обретения смыслов к реализации // Вестник МГЛУ.
Общественные науки. 2021. Вып. 2 (843). С. 20-35.
9. Белова Н.И., Великая Н.М., Фадеева Е.В. Социальные страхи россиян в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 // I Российско-Иранский социологический форум: сборник тезисов докладов участников форума (Москва, 16-18 ноября 2020 г.) / отв. ред. С.В. Рязанцев, Т.К. Ростовская; ФНИСЦ РАН. М.: Перспектива, 2020. С. 186-195.
10. Бочкарев С.Г. Современная политика Российской Федерации. М.: Книга, 2015. 315 с.
11. Вишняков В.Г. О методологических основах правового регулирования проблем безопасности Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. № 9. С. 27-39.
12. Воронов А.М. Концепция общественной безопасности: вопросы реализации // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. Вып. 4 (26). С. 35-42.
13. Воронов А.М. Институты гражданского общества в негосударственной системе обеспечения национальной безопасности современной России // Вестник Пермского университета. Юридические науки.
2017. Вып. 35. С. 33-41.
14. Гатауллин З.Ш. Теоретическая модель участия прокурора в уголовном преследовании по делам о преступлениях террористической направленности: дисс. ... докт. юрид. наук. Казань, 2022. 537 с.
15. Григорьева Е.С. Глобализация: вызов - ответ. По мотивам гуманистического манифеста // Вестник Воронежского государственного технического университета, Т. 9. №. 1. 2013. С. 97-101.
... всего 92 источника