Введение 4
Глава 1: Теоретические основы религиозного туризма 7
1.1. Понятие религиозного туризма и его место в классификации видов туризма 7
Глава 2: Потенциал развития паломнического туризма в Республике Узбекистан ..12
2.1. История развития паломнического туризма в Республике Узбекистан ...12
2.2. Оценка текущего состояния индустрии паломнического туризма в
Республике Узбекистан 18
2.3. Государственная программа по развитию паломнического туризма 22
2.4. Наиболее значимые объекты и места мусульманского паломничества в
Республике Узбекистан и их современное состояние 30
Глава 3: Проектирование туристского маршрута по мусульманским паломническим объектам Республики Узбекистан 35
3.1. Анализ предложения на рынке паломнического туризма по
мусульманским святым местам Республики Узбекистан 35
3.2. Проектирование туристского маршрута по мусульманским святым
местам Республики Узбекистан «Зиярат по Узбекистану» или «Святыни
Узбекистана» 36
3.3. Экономическое обоснование тура «Зиярат по Узбекистану» или
«Святыни Узбекистана» 41
Заключение 45
Список источников 47
В условиях современных реалий туризм занимает одно из важнейших мест в общемировой экономике и вносит большой вклад в ее развитие, являясь динамичной развивающейся сферой. Так, по данным ЮНВТО, в начале 2000 году количество туристов по миру не превышало 700 млн., а в 2017 их общее количество составило 1,3 млрд. В свою очередь рынок туристических услуг показывает соответствующий рост, и сегодня имеется возможность удовлетворить любые потребности туристов.
Религиозный туризм, является одной из форм туризма, когда верующие люди путешествуют индивидуально или группами по причинам, связанным с религией или духовностью, в поисках смысла. Это может быть паломничество, миссионерство или отдых. Многие из самых популярных сегодня туристических направлений связаны с древними местами поклонения или с местом очевидных чудес. Кроме того, паломничество, как часть религиозного туризма, является актом перемещения из одного места в другое, часто путешествуя по чужим землям, упорядоченный марш группы людей, обычно с религиозным подтекстом. Это ритуальное путешествие со священной целью, каждый шаг на этом пути имеет смысл, паломник знает, что путешествие будет трудным, и что возникнут жизненные проблемы.
В основном священные места и места паломничества ассоциируются с основными религиями: христианством, исламом, индуизмом, буддизмом, иудаизмом и Сикхизмом. В настоящее время не менее трехсот миллионов паломников ежегодно посещают ключевые религиозные объекты мира. В исследовании также представлены отличия паломничества от религиозного туризма. С точки зрения паломничества, его включение передает религиозную вовлеченность в путешествие. Мотивация паломничества будет отличаться от мотивации религиозного туризма. Паломничество - это не просто отпуск, а трансформационное путешествие, во время которого происходят значительные изменения, даются новые прозрения, достигается более глубокое понимание, посещаются новые и старые места в сердце, принимаются благословения, происходит исцеление, и по возвращении из паломничества жизнь видится другими глазами, и ничто никогда не будет таким же, как прежде.
В стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан на период от 2017 до 2021 года подчеркивается особое значение туризма в экономике страны, так как он является значительным источником пополнения бюджетов всех уровней, способствует развитию социально-культурной среды. Особая роль уделяется развитию духовных и просветительских ценностей граждан, согласно которой приоритетным направлением признано развитие паломнического туризма, в том числе и для диверсификации турпродуктов.
Актуальность паломнический туризм в Республике Узбекистан активно развивается в последние несколько лет, а также ограниченным предложением мусульманских паломнических туров на рынке туристских услуг данной страны.
Объектом паломнический туризм в Республике Узбекистан
Предметом условия и факторы развитие мусульманского паломнического туризма в Республике Узбекистан
Цель работы Разработка паломнического тура в Республику Узбекистан
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Терминологический анализ базовых понятий паломнического туризма
2. Рассмотреть генезис паломнического туризма
3. Определить современные тенденции паломнического туризма в Узбекистане и зарубежных страна
4. Выявить наиболее важные паломнические объекты в Республике Узбекистан
5. Проанализировать предложение паломнических туров, а также религиозных туров экскурсионной направленности на рынке туристских услуг Республики Узбекистан
6. Выявить конкурентные преимущества Республики Узбекистан как паломнической дестинации
7. Создать туристский маршрут в рамках паломнического туризма, с элементами экскурсионной направленности по значимым паломническим объектам Республики Узбекистан
В ходе работы для достижения цели исследования были применены следующие методы:
• Метод терминологического анализа;
• Библиографический метод;
• Метод сравнительного анализа;
• Метод классификации.
Структура работы обусловлена её целью, задачами и состоит из введения, трёх глав, заключения, приложений и списка источников.
Во введении обоснована актуальность исследования, поставлены его цели и задачи, определён объект и предмет исследования. Также во введении сделан обзор применяемых в данной работе методов, приведена теоретико-методологическая база исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические основы религиозного туризма. Даётся определение таким понятиям как туризм, религиозный туризм, турист, прихожанин, паломник, а также акцентируется внимание на паломническом туризме, как ведущем понятии работы. Рассматривается паломнический туризм в историческом контексте.
Во второй главе рассматривается история развития паломнического туризма в Узбекистане, производится оценка его текущего состояния. Так же освещается историко-культурный и духовный потенциал развития паломнического туризма в Республике Узбекистан, а также меры, принимаемые правительством. Кроме того, определяются наиболее важные мусульманские паломнические объекты на страны и их современное состояние.
В третьей главе проводится анализ рынка предложений турпродуктов в нише паломнического туризма в Республике Узбекистан, а также представляется разработка тура по мусульманским святым местам страны.
По итогам изученного материала, можно сделать вывод о том, что паломнический туризм является тем видом туризму, который постепенно набирает популярность. Растущий интерес к данному виду туризма может послужить развитию территорий, которые раннее оставались незамеченными широкой аудиторией. Религиозный туризм в целом представляется перспективным направлением, в особенности в изученном в данной работе стране - Узбекистане, который богат на паломнические объекты.
Особую важность представляют открывающиеся возможности для туроператоров по налаживанию взаимовыгодных деловых отношений с местными туроператорами и турагентствами, как для отправки туристов в Узбекистан, так и возить туристов из Узбекистана в Россию. Ведь в России большое количество мусульман, которым будет интересно совершить путешествие по мусульманским святыням Узбекистана. А в Узбекистане большое количество православных, которым будет интересно посетить православные паломнические объекты России. Таким образом, паломничество - это еще одна сфера, в которой у России и Узбекистана есть возможность также успешно сотрудничать, как и в других сферах.
Анализ предложений по паломническим турам по Узбекистану показал их крайнюю ограниченность, а содержание программ весьма идентичными друг другу. То есть рынок паломнического туризма Узбекистана еще не занят. Однако также нам удалось изучить государственную политику в данной области, и на основе изученных материалов можно сделать вывод, что туризм в стране будет расти высокими темпами в ближайшее время, а уделяемое правительством внимание на паломнический туризм говорит о высокой вероятности скорого заполнения рынка.
Для развития этого имеющего огромный потенциал направления, автором разработан турпродукт по наиболее значимым мусульманским паломническим объектам страны. Маршрут данного тура проходит по территории Самаркандской, Навоийской, Бухарской, Кашкадарьинской и Ташкентской областей Узбекистана. При проектировании тура важно отметить следующие возникшие затруднения: недостаток информации об истории развития паломнического туризма в Узбекистане и о местоположении святынь.
Стоит повторить, что интерес к паломническим объектам Узбекистана растет, автору удалось изучить множество государственных программ по развитию данной отрасли и инициативы граждан, которые стремятся сохранить и благоустроить эти объекты. Таким образом, можно смело утверждать, что паломнический туризм - является новой возможностью раскрытия туристского потенциала Узбекистана.
1. Александрова А. Ю., Международный туризм: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "География" / А. Ю. Александрова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Кнорус, 2010. - 459 с.
2. Арапов Д.Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть - начало XX в.). М.: МПГУ, 2004. - 321 с.
3. Ат-Турки Маджид бен Абдель Азиз. Саудовско-российские отношения в глобальных и региональных процессах (1926 - 2004 гг.). - М.: наука, 2005. - 138 с.
4. Ахмадуллин В. А. Деятельность советского государства и духовных управлений мусульман по организации паломничества (1944—1965 гг.): анализ исторического опыта и значение для современности. - М.: Исламская книга, 2016. - 89 с.
5. Ахмадуллин В. А. Хадж советских мусульман в 1953—1955 гг. // Научно¬
информационный журнал Армия и общество. — 2013. — № 3 (35). — С. 91.
6. Ахмадуллин В. А. Деятельность партийно-государственного аппарата СССР и
Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана по изданию и распространению мусульманских журналов в 1945—1991 гг. // Вестник Дагестанского государственного университета. — 2014. — Вып. 4. — С. 103.
7. Бабаханов Ш. Муфтий Зияуддинхан ибн Эшон Бабахан, - Т.: Узбекистон миллий
энциклопедияси, 1999. - 183 с.
8. Бабкин, А.В. Специальные виды туризма Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 252 с.
9. Житенёв С.Ю. Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты. - М.: Индрик, 2012. - 168 с.
10. Ибрагимов. А. историко-философический очерк "Эътикодга бахшида умр. - Т.: Янги аср авлоди , 2004. - 178 с.
11. Каримов И.А. На пути духовного возрождения. - Т.: Узбекистон, 1998 г. - 215 с.
12. КаримовИ.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. - Т.: Узбекистон, 1995 г. - 165 с.
13. Литвинов В.П. Внерегиональное паломничество мусульман Туркестана (эпоха Нового времени). Елец, 2006. - 8 с.
14. Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. —
М.: Республика, 1992. — Т. 2. — 400 с.
15. Назаров А.Х. История религиозной жизни мусульман Таджикистана в 1941 - 1991 гг. Дисс. ... канд. ист. наук. - Душанбе, 2004. - 72 с.
16. Основы туризма : учебник / коллектив авторов ; под ред. Е.Л. ПисаревО-75 ского. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. — 384 с.
17. Постановление Кабинета Министров №364 «Об усовершенствовании организации и проведения мероприятий «Хадж» и «Умра» от 7июня 2017года.
18. Постановление Кабинета Министров №1031 «О внесении дополнений и изменений в устав по организации и проведению мероприятий «Хадж» и «Умра» от 28 декабря 2017 года.
19. Христов, Т. Т. Религиозный туризм: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Социально-культурный сервис и туризм" / Т.Т. Христов. - 4-е изд., испр. - Москва: Академия, 2008. - 286с.
20. Якунин В. Н. Религиозный туризм и паломничество: особенности организации, проблемы и перспективы развития. СГТУ, 2011 - 7 с.
21. Яровой-Равский В.И. Сборник материалов по мусульманству. СПб. 1899 г. С. 136.
22. Chumarina G.R, Fakhrutdinova L.R, Eidelman B.M., Methodological aspects of advertising activity efficiency evaluation//International Business Management, 2016 - p.5
23. D. MacCannell, ‘The Tourist: A New Theory of the Leisure Class’, University of California Press, Berkley, 2013 - p.280.
24. Mathieson A., Wall G. Tourism: Economic, Physical and Social Impacts. London: Longman Group Ltd., 1982 - p.208.
25. Mava, Pilgrim Tourism Marketing Strategy with special reference to Shri Mata Vaishnu Devi Shrine, 2004 - p.242.
26. N. Collins-Kreiner, N. Kliot. Pilgrimage tourism in the Holy Land: The behavioural characteristics of Christian pilgrims.// GeoJournal, Vol. 50, No. 1 (2000) - p.56.
27. Smith V.L. Introduction: The quest in guest. // Annals of Tourism Research 19(1): 1-17. 1992. - p.171.
Интернет ресурсы
28. Материалы конференции «Православное паломничество: традиции и современность» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.mospat.ru/index.php?page=26271.Дата обращения: 02.05.2019.
29. Официальный сайт Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://stat.uz/ru/.Дата обращения: 18.04.2019.
30. Официальный сайт Государственного комитета до делам религий Республики
Узбекистан [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.religions.uz/news.
Дата обращения: 18.04.2019.
31. Официальный сайт Информационного агентства Regnum [Электронный ресурс]. -
Режим доступа:https://regnum.ru/. Дата обращения: 18.04.2019.
32. Официальный сайт Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://uzbektourism.uz/ru/.Дата обращения: 18.04.2019.
33. Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Узбекистан [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://mfa.uz/ru/.Дата обращения: 18.04.2019.
34. Официальный сайт Национального туристического сервиса [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.uzbekistanpass.com/.Дата обращения: 18.04.2019.
35. Официальный сайт нового горнолыжного курорта Amirsoy [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.amirsoy.com/.Дата обращения: 18.04.2019.
36. Официальный сайт Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма, раздел новостей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://uzbektourism.uz/ru/newnews/all.Дата обращения: 18.04.2019.
37. Официальный сайт Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма, раздел договоров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://uzbektourism.uz/ru/document/resolutions.Дата обращения: 18.04.2019.
38. Официальный сайт Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма раздел новостей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://uzbektourism.uz/ru/newnews/view?id=43.Дата обращения: 18.04.2019.
39. Официальный сайт Национальной авиакомпании «O'zbekiston havo yollari»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.uzairways.com/.Дата
обращения: 18.04.2019.
40. Официальный сайт Туроператора Aerotour [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.aerotur.travel/.Дата обращения: 18.04.2019.
41. Официальный сайт Туроператора Canaan travel [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://canaan.travel/.Дата обращения: 18.04.2019.
42. Официальный сайт Туроператора welcome alliance [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://traveluzb.com/.Дата обращения:18.04.2019.
43. Официальный сайт Туроператора Adventour [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.advantour.com.Дата обращения: 18.04.2019.