Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы формирования социальной активности людей пожилого возраста 9
1.1 Проблема социальной активности в отечественной и
зарубежной психологии 9
1.2 Психологические особенности и проблема социальной
активности пожилых людей 21
1.3 Возможности формирования социальной активности в пожилом возрасте через разные формы групповой работы 36
Глава 2 Эмпирическое исследование возможностей формирования социальной активности в пожилом возрасте 56
2.1 Организация и эмпирические методы исследования
социальной активности пожилых людей 56
2.2 Выявление уровня проявления социальной активности у
людей пожилого возраста 59
2.3 Разработка и апробация программы групповых форм
работы, направленной на формирование социальной активности пожилых людей 72
2.4 Анализ и интерпретация полученных результатов
исследования 89
Заключение 104
Список используемой литературы 108
Актуальность исследования. В современных условиях, когда происходит культурная и социальная трансформация в России, остро стоит проблема активного участия человека в жизни общества и его осознанного вовлечения, формирования и укрепления ответственности перед собой и другими людьми.
Число пожилых людей в России постоянно растет, около трети населения страны - это пенсионеры. В настоящее время старение населения является общей тенденцией, и за последнее десятилетие произошло значительное увеличение числа людей старше 65 лет. За последнее десятилетие в нашей стране очень много делается для социальной защиты пожилых людей: увеличение пенсий, социальный уход за одинокими, своевременные медицинские обследования, санаторно-курортное лечение и пр. Необходимо отметить, что паралельно проводятся множество социално- психологических, медицинских исследований, результаты которых показывают, что основная проблема пожилых - это одиночество, которое возникает, хотя и не всегда, в связи с ограничением общественных контактов, а зачастую связано с монотонностью и однообразием жизни. К сожалению, в настоящее время в России практически отсутствуют научные подходы к изучению преодоления одиночества людей пожилого возраста, их установок на социальную и коммуникативную активность , очень мало проектов и грантов, направленных на оказание реальной практической помощи для решения этих проблем старости.
Демографы прогнозируют, что к концу 2040 года доля людей пенсионного возраста составит около 40% от общей численности населения. Ограничение общения в пожилом возрасте делает человека более уязвимым. Так, по мнению экспертов, возрастные изменения в обществе уже сейчас влияют на его структуру, а значит, и на окружающую среду.
Известно, что позиция современного российского пенсионера по- прежнему далека от идеальной: недостаточное благополучное материальное положение усугубляется нарастающими проблемами со здоровьем, потерей привычного статуса».
После выхода на пенсию люди сужают круг общения, так как прекращают трудовую деятельность и у них появляется много времени для отдыха. Многие люди не могут найти себе общения и чувствуют себя одинокими. Нехватка общения, отсутствие удовлетворения потребности в общении может негативно отразиться на здоровье пожилого человека. Во многих регионах существует программа «Долголетие», направленная на организацию досуга и решение проблем людей старшего возраста. Особенно масштабно реализуется проект «Московское долголетие», с 2023 года начала свою деятельность и программа «Балтийское долголетие» в г. Калининграде. Отрадно, что есть понимание того, что стимулирование социальной активности положительно влияет на здоровье и самочувствие пожилых людей. Однако, несмотря на все усилия, существует ситуация, когда у людей старшего возраста не всегда есть мотивация для изменения своего образа жизни в лучшую сторону. И важно понять, какие установки влияют на социальную активность пожилых и какие формы работы могут способствовать их желанию изменить свой образ жизни на более активный.
Объект исследования: социальная активность людей пожилого возраста.
Предмет исследования: групповые формы работы как средство формирования социальной активности в пожилом возрасте.
...
Социальная активность пожилого человека рассматривается в соответствии с методологией теории деятельности, теории деятельности, теории безработицы и теории развития и личностного роста.
Социальная активность - это целенаправленный процесс, формирование которого включает в себя несколько этапов: I этап - установочный, в процессе которого пожилой человек осознаёт потребность в самореализации. II этап - мотивационно-тренинговый, при его реализации осуществляется работа по формированию стимулирования мотивации участия пожилых людей в танцевальном клубе. III этап - непосредственно активное участие в творческом процессе, предлагаемом различными учреждениями, занимающимися организацией досуга людей старшего возраста.
Установлено, что основной проблемой пожилых людей в современном обществе является одиночество, которое является причиной неизбежного снижения социального статуса после выхода человека на пенсию - как в филогенетическом, так и в онтогенетическом взглядах. Это связано с невозможностью продолжения прежней интенсивности жизни и экономической активности.
После того, как человек выходит на пенсию, он теряет такие параметры экономического состояния, как место работника в системе управления имуществом и активное управление им. В любой возрастной период, а особенно в старости, человек не может жить без социальных связей. Содержание жизни в обществе заключается в том, чтобы приносить пользу обществу. Бездействия в старости воспринимаются как уход из жизни, отказ от себя и своей индивидуальности.
Ограничения возрастных ограничений и уменьшение возможностей, в свою очередь, влияют на ментальное состояние пожилых людей, а также на 104
их место в социуме. Важную роль в формировании нового жизненного поведения в старости играет адаптация людей к новому образу жизни, социальным установкам и новым социальным установкам, имеющим активное начало. В то же время, в связи с тем, что танцевальные клубы активно активизируют ресурсы пожилых людей и помогают им улучшить качество жизни, на базе таких клубов можно создавать различные творческие коллективы, такие как психологическое консультирование, психологические тренинги, социальный театр и другие.
Исследование показало, что большинство пожилых людей обладают низкой стрессоустойчивостью и социальной адаптивностью, но при этом тратят большое количество ресурсов и времени на борьбу со стрессовыми состояниями. Неспособность справиться со стрессом снижает уровень социальной адаптации личности, потому что она не имеет необходимых ресурсов для успешной социализации. Они не могут полностью реализовать свои потребности, если к ним предъявляются требования, которые не соответствуют возможностям их личности. Большая часть пожилых людей обладает средним уровнем самоуважения. Это говорит об умеренной самооценке, недостаточно полном принятии сторон своей личности. Они находятся в положении между самоуважением и самоуничижением. Собственные успехи способствуют повышению самоуважения, а неудачи и провалы существенно снижают самооценку и самоуважению.
Целью нашей исследовательской работы выступало исследование возможностей формирования социальной активности людей пожилого возраста через групповые формы работы.
...
1. Александрова Н. Х. Особенности субъектности человека на поздних этапах онтогенеза. Дисс. ... д-ра психол. наук. М., 2000. 212 c.
2. Альперович В. Д. Проблема старения: Демография, психология, социология. М. : Апрель; АСТ, 2004. 352 с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для вузов. М. : Аспект-Пресс, 1996. С.148.
4. Анцыферова Л. И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 3. С. 99- 104.
5. Бекаури Л. Г., Бекаури М. В., Кравченко О. В. Понятие и особенности социально-психологической адаптации личности в коллективе танцевального клуба КРОО «Кенигсбергские счастливые коты». Инновации в технике, науке и образовании : материалы международной научнопрактической конференции / под редакцией Е.В. Конеевой. - Москва ; Калининград : Издательство БФУ им. И. Канта, 2020. - С. 134-140.
6. Бекаури М.В., Конеева Е.В., Кравченко О.В. Перспективы
использования сквэрдэнса в физическом воспитании студентов. В сб.
материалов «Европейское социально-экономическое пространство. Инновации в экономике, науке и образовании». 29 - 30 августа 2019 год. Калининград (Россия)/ред. Е.В. Конеевой. - М., 2019. - с.90-95
7. Беспалько А. В. Развитие социальной активности личности в детском объединении [Электронный ре сурс] / В. Беспалько // Вестн. психологии и педагогики: сб. наук. пр. 2012. Вып. 8. Режим доступа: http://www.psyh.kiev.ua. Дата обращения : 23.05.2023
8. Бочаров В. В. Антропология возраста : учебное пособие. СПб. : СПУ, 2001. 192 с.
9. Воробьев Ю. Л. В поисках смысла и правды. Активность и развитие личности. М. : МГСУ Союз, 2003. Т. 1. 500 с.
10. Ганжа А.О., Зотов А.А. Гуманистическая социология Флориана Знанецкого // Социологические исследования. 2002. № 3. С. 112-120.
11. Герасимова Н. В. Социальная адаптация пожилых людей к современным условиям. Автореф. дис. . кандидата соц. наук / Н. В. Герасимова. Саранск, 2001. 24 с.
12. Глухих С. И., Молчанова Н. В. Социально-психологические особенности медико-социальной реабилитации пожилых людей // Педагогическое образование в России. 2015 г. №11. Стр. 89-93
13. Девяткин А. А. Явление социальной установки в психологии ХХ века. Калининград, 1999. 309 с.
14. Елютина М. Э., Бексаева Н. А. Особенности перехода к пенсионному статусу // Социально-экономические проблемы гуманизации современного общественного развития. Межвузовский научный сборник. Саратов: Аквариус, 2004. С. 84-87.
15. Ермолаева М. В. Практическая психология старения. М. : ЭКСМОПресс, 2002. 319 с.
... всего 51 источников