Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Берёзовская средняя общеобразовательная школа.
Выборка: 30 испытуемых в возрасте 9-10 лет
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ 5
1.1 Содержание понятия развивающего обучения 5
1.2 Проблема соотношения обучения и развития 9
1.3 Теории развивающего обучения в отечественной психологии 13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 17
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ 18
2.1 Изучение познавательной активности младших школьников 18
2.2 Реализация развивающего обучения младших школьников 22
2.3 Оценка эффективности процесса реализации развивающего обучения младших школьников 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Актуальность темы исследования определяется тем фактом, что применение развивающего образования, основанного на психологических основах, является ключом к развитию не только учебных знаний, но и важнейших жизненных навыков, адаптивности и устойчивости, необходимых в жизни. Основа теория развивающегося обучения, ещё представленная в свои года, будет главным фундаментом, для обучения детей и их развития, тем более в нашем быстром развивающимся мире, где их обучение до сих пор остаётся главным вопросом во все времена.
Объект исследования – развивающее обучение.
Предмет исследования – психологические основы систем развивающего обучения.
Цель исследования: исследовать психологические основы систем развивающего обучения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть содержание понятия развивающего обучения.
2. Проанализировать проблему соотношения обучения и развития.
3. Изучить теории развивающего обучения в отечественной психологии.
4. Провести эмпирическое исследование эффективности развивающего обучения.
Гипотеза исследования: программа по реализации развивающего обучения способствует увеличению познавательной активности младших школьников.
Методы исследования:
1) теоретические - анализ психологической литературы, синтез, классификация, обобщение;
2) практические – эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный), диагностика и методы обработки данных (количественные и качественные).
Психологические основы систем развивающего обучения рассматриваются в работах таких отечественных и зарубежных ученых, как И.А. Букреева, В.Г. Васильев, А.Б. Воронцов, В.В. Давыдов, С.С. Ермаков, Ж.В. Рассказова и другие.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных в ходе экспериментальной работы результатов в работе с младшими школьниками.
База исследования: в исследовании участвовали 30 обучающихся третьего класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Берёзовская средняя общеобразовательная школа в возрасте 9-10 лет.
Структура работы: курсовая работа включает введение, две главы, заключение и библиографический список.
В результате теоретического анализа аспектов системы развивающего обучения были подробно рассмотрены содержание понятия развивающего обучения, проблема соотношения обучения и развития, теории развивающего обучения в отечественной психологии.
Так, установлено, что в развивающем обучении особое внимание уделяется содействию когнитивному, эмоциональному и социальному росту, признавая взаимосвязь этих аспектов в процессе обучения. Ориентируясь на зону ближайшего развития, развивающее обучение стремится создать благоприятную среду, которая не только бросает вызов учащимся на соответствующем уровне, но и поощряет активное участие и участие.
Взаимосвязь между обучением и развитием образует важнейшую связь в педагогической психологии, подчеркивая динамическое взаимодействие между структурированным опытом обучения и более широкой эволюцией личности. Динамическое взаимодействие между обучением и развитием проявляется в том, как развиваются когнитивные способности, эмоциональная устойчивость и социальные взаимодействия детей по мере их участия в образовательном контенте и деятельности.
Обучение должно формировать у школьников теоретическое мышление, которое имеет свое особое, отличное от эмпирического, содержание.
Эмпирическое исследование эффективности развивающего обучения показало, что учащихся, обладающих высоким уровнем развития познавательного интереса крайне мало. Учащиеся будут испытывать значительные затруднения в исследовательской деятельности. Для повышения уровня развития познавательного интереса у младших школьников, мы разработали комплекс уроков, эффективность которых мы проверяли экспериментальным путём. Целью этой программы является реализация развивающего обучения для младших школьников, способствующего не только академическим навыкам, но и всестороннему личностному росту. Уроки направлены на создание среды, которая учитывает индивидуальные модели развития, способствует активному участию и стимулирует когнитивное, эмоциональное и социальное развитие.
В результате проведения программы было установлено, что корреляция анализируемых значений находится в зоне значимости, т.е. взаимосвязь между прохождением программы и уровнем познавательной активности наблюдается. Таким образом, исследовательская гипотеза о том, что программа по реализации развивающего обучения способствует увеличению познавательной активности младших школьников, полностью подтверждена.
1 Букреева, И.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций / И.А. Букреева, Н.А. Евченко // Журн. Молодой ученый. — 2018. — № 8. — С. 309—312.
2 Васильев, В.Г., Перевозчикова, А.В. Постановка учебной задачи в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в условиях введения нового образовательного стандарта в начальной школе // Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu. ru» 2019. - Том 7. - № 1. - С. 69–79.
3 Васильев, В.Г., Третьяк, М.В. Структура мотивов учебной деятельности и ее связь с системой учебных действий // Материалы Международной научно-практической конференции «Психология мотивации: прошлое, настоящее, будущее», (г. Новосибирск, 25 – 28 декабря 2022г.) под ред. О.А. Белобрыкиной, Н.Я. Большуновой; Из-во НГПУ, Новосибирск 2022.- 334 с.
4 Воронцов, А.Б., Чудинова, Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина– В.В. Давыдова [Текст]/ Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. -М.: Рассказов А. И., 2021. - 304 с.
5 Выготский, Л.С. Мир психологии. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2018. - 1008 с.
6 Выготский, Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 2018. - 419 с.
7 Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. -М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2021. - 1136 с.
8 Гуружапов, В. А. Учебная деятельность в развивающем обучении (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова). Часть 1. Методическое пособие к дисциплине «Психологическая теория учебной деятельности». — М.: АНО «ПЭБ», 2018. - 80 с.
9 Дусавицкий, А.К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя /А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачева, З.И. Шилкунова. - М.: Вита-Пресс, 2018. - 288 с.
10 Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 2019. - 240 с.
11 Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. М.: ИНТОР. 2021. - 648 с.
12 Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман. — М.: Вопросы психологии. — 2022. — № 3-4 363 с.
13 Ермаков, С.С., Юркевич, В.С. Развитие познавательной потребности у школьников в процессе обучения [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. – Том 2. - №2. - С. 87–100. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2018/n2/61179.shtml (дата обращения: 04.12.2023)
14 Педагогическая психология / Под ред. В.А. Гуружапова. М.: Юрайт, 2019. - 496 с.
15 Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М.: Педагогика, 2021. - 98 c.
16 Рассказова, Ж. В. Исследовательская деятельность младших школьников как компонент процесса обучения в условиях общеобразовательной организации / Ж. В. Рассказова // Журн. Молодой ученый. — 2018. — № 4. — С. 108—112.
17 Сухов, В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2021. - 93 с.
18 Фридман, Л. М. Проблемная организация учебного процесса / Л.М. Фридман, В.И. Маху. - М.: Росмэн, 2018. - 140 с.
19 Цукерман, Г.А., Елизарова, Н.В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии. 2021. - № 6. - С. 37-44