Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ данных научно-методической литературы по физической подготовке самбистов в подростковом возрасте 8
1.1 Особенности развития мальчиков в подростковом возрасте 8
1.2 Характеристика вида спорта «Самбо» 15
1.3 Виды подготовки самбистов 18
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 25
2.1 Задачи исследования 25
2.2 Методы исследования 25
2.3 Организация исследования 31
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 33
Заключение 42
Список используемой литературы и используемых источников 43
Актуальность исследования. Для повышения результативности в любом виде спорта большое значение играет физическая и другие виды подготовки. Самбо как вид спорта, также не является исключением.
Гарник В.С. пишет: «Современный поединок характеризуется действиями борцов, которые отстаивают противоположные спортивные интересы, применяя разнообразные приемы, техники и тактики. Многообразие возникающих в ходе схватки ситуаций предъявляет высокие требования к общей и специальной подготовленности борца. Любая встреча на ковре может закончиться за считанные секунды, в результате проведения болевого приема, чистого броска, или же продолжаться 5 мин. чистого времени. Характерная черта современной борьбы - сокращение времени соревновательной схватки, повышение требовательности судей и эффективности действий борцов. Вследствие этого значительно увеличилась длительность учебных и тренировочных занятий по борьбе» [8].
Во многих литературных изданиях отмечается большая роль физической подготовленности в виде спорта самбо. Авторами отмечается о важности развития силовых и скоростно-силовых способностей, координационных способностей, в том числе выносливости и гибкости. Самбистам во время спортивного поединка необходимо прикладывать много усилий, проявлять быстроту реакции при выполнении технико-тактических действия, чтобы достигнуть желаемого результата [8], [10], [15], [16], [24], [27], [28], [30], [35], [37], [38].
В связи с выше сказанным, актуальным является подбор методов и средств для повышения уровня физической подготовленности самбистов 14-15 лет на этапе спортивной специализации (учебно-тренировочном этапе), необходимых для усвоения технико-тактических приёмов и положительных результатов в соревновательной деятельности.
Теоретической и методической основой по виду спорта самбо послужили научно-методические работы авторов В.С. Гарника [8], Н.А. Горбунова [10], А.Г. Карпенко [15], А.М. Кондакова и др. [16], A.А. Лукина, Г.П. Галочкина, Н.В. Щетинина [18], С.Б. Петрыгина [24], B.Н. Платонова [26], В.И. Авилова, С.Е. Харахордина, А.Н. Елизарова [27], C.В. Елисеева и др. [28], Д.Л. Рудмана, К.В. Троянова [30], А.П. Чайникова, В.Ю. Емельянова [37], А.В. Шулакова, Р.А. Гуща и др. [38].
Теоретической базой для раскрытия общих и частных вопросов понятий, а также развития физических качеств и двигательных способностей использовали литературу авторов В.В. Борисовой, Л.В. Рудневой [3], Г.Н. Германова [9], В.И. Ляха [19], Л.П. Матвеева [20], [21], В.Г. Никитушкина и др. [22], [23], С.Ю. Махова [25], В.Н. Платонова [26], О.Н. Онищук, М.М. Круталевич, И.П. Авериной и др. [29], Д.Г. Сидорова, А.С. Большева, В.М. Щукина, А.В. Погодина, С.А. Овчинникова, Р. Силкина [32], Ж.К. Холодова, B.C. Кузнецова [36] и др.
Для правильного планирования учебно-тренировочных занятий со спортсменами-самбистами большую роль сыграли основы знаний медико-биологической и психолого-педагогической литературы авторами которой являлись Н.А. Баёва, О.В. Погадаева [1], М.Б. Батюта, Т.Н. Князева [2], И.А. Власова, Г.Я. Мартынова [4], Л.М. Железнов, Г.А. Попов, О.В. Ульянов, И.М. Яхина [5], Н.Ф. Лысова, Р.И. Айзман, Я.Л. Завьялова, В.М. Ширшова [6], Г.С. Костюк, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец [и др.] [7], С.В. Дрокова [12], М.Ф. Иваницкий [13], Л.П. Черапкина [14], М.Р. Сапин, Э.В. Швецов [31], А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб [33], В. Тулякова [34].
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс по виду спорта самбо на этапе спортивной специализации (учебно-тренировочном этапе).
Предмет исследования: средства и методы физической культуры и спорта для повышения уровня физической подготовленности у самбистов 14-15 лет.
Цель исследования - повышение уровня физической подготовленности у самбистов 14-15 лет на этапе спортивной специализации (учебно-тренировочном этапе).
...
В заключении по результатам проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
- предварительное тестирование не выявило достоверных различий (р>0,05) между спортсменами-самбистами экспериментальной и контрольной группы;
- были подобраны упражнения (общеразвивающие, скоростно-
силовые, координационные), включены задания для развития вестибулярной устойчивости, подвижные игры с элементами спортивных единоборств. В учебно-тренировочных занятиях с ЭГ использовали метод круговой тренировки и элементы системы физических упражнений Кроссфит (лазанье по канату, подтягивание на перекладине, различные виды отжимания, приседания с собственным весом тела, а также с выпрыгиванием, на одной ноге, берпи, выпады, подъем ног в висе на перекладине, прыжки на тумбу);
- в конце педагогического эксперимента определили, что у спортсменов-самбистов 14-15 лет экспериментальной группы все показатели достоверно превышали показателей спортсменов-самбистов 14-15 лет контрольной группы (р<0,05);
- выявили достоверное изменение показателей (р<0,05) у спортсменов-самбистов экспериментальной группы. В контрольной группе также было выявлено положительное изменение показателей по многим показателям. Исключение составили результаты по следующим тестам: «Бег 1500м», «Челночный бег 3х10м»,
«Подтягивание из виса на высокой перекладине», «Забегание вокруг головы 5 раз, в правую и левую сторону». Однако, если сравнить в единицах измерения, то наибольший прирост выявили у спортсменов-самбистов экспериментальной группы.
1. Баёва, Н. А. Анатомия и физиология детей школьного возраста: учебное пособие / Н. А. Баёва, О. В. Погадаева. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2003. - 56с.
2. Батюта, М.Б. Возрастная психология: учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - Москва: Логос, 2013. - 306 с.
3. Борисова, В. В. Теория и методика физической культуры: курс лекций: учебно-методическое пособие / В. В. Борисова, Л. В. Руднева. - Тула: Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, 2021. - 244 с
4. Власова, И. А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена : учебно-методическое пособие по курсу «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» для студентов, обучающихся по специальности 050100 Педагогическое образование, профиль подготовки - музыкальное и художественное образование / И. А. Власова, Г. Я. Мартынова. - Челябинск : Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2014. - 136 с.
5. Возрастная анатомия человека [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.М. Железнов, Г.А. Попов, О.В. Ульянов, И.М. Яхина. - Электрон. текстовые данные. - Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2013. - 96 с.
6. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.Ф. Лысова, Р.И. Айзман, Я.Л. Завьялова, В.М. Ширшова. - Электрон. текстовые данные. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017. - 398 с.
7. Возрастная психология: хрестоматия для студентов педагогических направлений подготовки / Г.С. Костюк, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец [и др.] ; составители Н.А. Пронина [и др.]. - Тула : Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, 2019. - 231 с.
8. Гарник, В. С. Самбо : методика учебно-тренировочных и самостоятельных занятий. Учебное пособие / В. С. Гарник. - Москва : Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2012. - 191 с.
9. Германов, Г.Н. Двигательные способности и навыки. Разделы теории физической культуры: учебное пособие для студентов-бакалавров и магистров высших учебных заведений по направлениям подготовки 49.03.01, 49.04.01 «Физическая культура» и 44.03.01, 44.04.01 «Педагогическое образование» / Г. Н. Германов. - Воронеж: Элист, 2017. - 303 с.
10. Горбунов Н. А. Применение элементов борьбы самбо на уроках физической культуры в средней школе: учебно-методическое пособие / Н. А. Горбунов. - Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2019. - 128 с.
11. Губа, В. П. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований: учебно-методическое пособие / Губа В.П., Пресняков В. - Москва: Человек, 2015. - 288 с.
12. Дрокова, С.В. Возрастная психология: учебное пособие для студентов-иностранцев / С.В. Дрокова. - 2-е изд. - Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 69 с.
13. Иваницкий, М. Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учебник для институтов физической культуры / М.Ф. Иваницкий; под редакцией Б.А. Никитюк, А.А. Гладышева, Ф.В. Судзиловский. - 14-е изд. - Москва: Издательство «Спорт», Человек, 2018. - 624 с.
14. Карпенко, А. Г. Методика обучения основам борьбы самбо : учебное пособие / А. Г. Карпенко. - Таганрог : Таганрогский институт управления и экономики, 2018. - 32 с.
15. Кондаков, А. М. Технико-тактическая и координационная подготовка самбистов с учётом весовых категорий : монография / А. М. Кондаков, И. Ю. Горская. - Омск : Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2012. - 200 с.
...
ВСего источников 34