Введение 4
Глава 1 Теоретические основы использования сказкотерапии в коррекционных программах с детьми старшего дошкольного возраста... 9
1.1 Понятие «эмоционально-волевая сфера» в психологической литературе 9
1.2 Проблемы развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста 14
1.3 Использование сказкотерапии в психолого-педагогической работе 22
Глава 2 Эмпирическое исследование использования сказкотерапии в коррекционных программах с детьми старшего дошкольного возраста... 33
2.1 Организационные этапы исследования, особенности выборки и методы исследования 33
2.2 Диагностика и анализ результатов исследования эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста 37
2.3 Разработка и апробация программы, направленной на коррекцию нарушений эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста 51
Заключение 67
Список используемой литературы 72
Приложение А Результаты исследования, проведенного по методике «Волшебная страна чувств» (Т. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов) - констатирующий этап 75
Приложение Б Результаты тестирования тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) - констатирующий этап 78
Приложение В Результаты исследования, проведенного по методике «Паровозик» (С.В. Велиева) - констатирующий этап... 79
Приложение Г Результаты исследования, проведенного по методике «Кактус» (М.А. Панфилова) - констатирующий этап 81
Приложение Д Результаты исследования, проведенного по методике «Изучение эмоциональных проявлений детей»
(А.Д. Кошелева) - констатирующий этап 82
Приложение Е Результаты исследования, проведенного по методике «Волшебная страна чувств» (Т. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов) - контрольный этап 84
Приложение Ж Результаты тестирования тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) - контрольный этап 87
Приложение З Результаты исследования, проведенного по методике «Паровозик» (С.В. Велиева) - контрольный этап 88
Приложение И Результаты исследования, проведенного по методике «Кактус» (М.А. Панфилова) - контрольный этап 90
Приложение К Результаты исследования, проведенного по методике «Изучение эмоциональных проявлений детей» (А.Д. Кошелева) - контрольный этап 91
Приложение Л Социальный заказ 93
Актуальность настоящего исследования использования сказкотерапии в коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста обусловлена тем, что требования ФГОС побуждают психологов осуществлять поиск новых подходов к решению проблем детей старшего дошкольного возраста, а в частности решения проблем эмоционального развития. Уровень эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от степени их участия в коррекционных программах.
Дошкольный возраст - это важнейший период жизни человека, в котором формируется личность ребёнка, а также закладываются прочные основы дальнейшего интеллектуально-познавательного развития. Данный возрастной период играет особую роль в развитии ребенка, поскольку в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Актуальность исследования определяется, в том числе и тем обстоятельством, что в настоящее время, к сожалению, наблюдается рост количества детей старшего дошкольного возраста, имеющих различные проблемы в развитии, проблемы с адаптацией и проблемы в поведении, в особенности с эмоционально-волевой сферой. Данное обстоятельство обуславливает положение о том, что для детей старшего дошкольного возраста наиболее подходящими являются активные коррекционные методы работы, в частности сказкотерапия, эффективность которой доказана посредством целого ряда научно-практических исследований.
Сказкотерапия представляет собой активный метод психотерапии, который благоприятно влияет на развитие личности, развития творческих способностей и расширения сознания дошкольника и позволяет улучшить уровень эмоционально-волевого развития. Сказкотерапия способна положительно влиять на эмоциональную сферу ребенка, что положительно сказывается на его личности и на уровне эмоционально -волевого развития.
На сегодняшний день существует множество коррекционных программ, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации для использования в общеобразовательных учреждениях, однако коррекционных программ для развития эмоционально-волевой сферы для детей старшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии недостаточно, что делает исследование актуальным.
Таким образом, вышеперечисленные обстоятельства обуславливают актуальность и выбор темы научно-исследовательской работы, которые объясняются надлежащим и необходимым всесторонним комплексным исследованием механизма использования сказкотерапии в коррекционных программах с детьми старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоционально-волевая сфера.
Предмет исследования: сказкотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования состоит в разработке и апробировании программы коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования состоит в том, что коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста будет эффективна при разработке и апробации коррекционной программы с элементами сказкотерапии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать теоретические основы использования сказкотерапии в коррекционных программах с детьми старшего дошкольного возраста;
- разработать и апробировать содержание программы, направленной на коррекцию нарушений эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста;
- провести экспериментальную работу по использованию сказкотерапии в коррекционной программе с детьми старшего дошкольного возраста.....
Сказкотерапия является одним из наиболее эффективных способов работы с детьми, поскольку этот метод позволяет решать задачи эмоционально-волевой регуляции поведения. Сказкотерапия развивает личность ребенка через многогранный эффект: стимулирует развитие лидерских качеств, речи, воображения, мышления, и также помогает устранить нежелательные качества: нерешительность, страх, агрессию.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Автономной некоммерческой организации «Детско-юношеской театральной студии «Эксперимент» (АНО «Эксперимент»), город Тольятти, Самарская область.
Выборку исследования составили 32 ребенка в возрасте от 5 до 7 лет, из них: 13 - мальчики, 19 - девочки, самый младший - 2018 г.р. (на момент исследования возраст 5 лет), самый старший - 2016 г.р. (на момент исследования возраст 7 лет).
Поставленные в настоящей работе задачи потребовали применения следующих методов исследования:
- теоретический анализ научно-методической литературы по исследуемой теме;
- психолого-педагогическое наблюдение;
- психолого-педагогическое диагностирование;
- психолого-педагогический анализ, синтез и обобщение.
В исследовании использовались следующие методики:
1. Методика «Волшебная страна чувств» (Т. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов).
2. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
3. Методика «Паровозик» (С.В. Велиева).
4. Графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова).
5. Методика «Изучение эмоциональных проявлений детей» (А.Д. Кошелева).
На предварительном этапе исследования (январь-февраль 2023 года) была определена проблема исследования, его цели, задачи, сформулирована гипотезы научного исследования. На данном этапе также были изучены теоретические аспекты использования сказкотерапии в коррекционных программах с детьми старшего дошкольного возраста и составлена программа исследования.
На организационном этапе исследования (март 2023 года) была определена выборка исследования, произведен подбор методов и методик, необходимых для проведения научного исследования.
На практическом этапе (апрель-ноябрь 2023 года) была собрана первичная информация у участников исследования. Данная информация была обработана, на основе полученных данных были составлены таблицы и графики, интерпретированы полученные результаты, разработана и апробирована программа, направленная на коррекцию нарушений эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
На заключительном этапе (декабрь 2023 года) были подведены итоги исследования и сформулирован следующий вывод. Результаты контрольного исследования эмоционально-волевой сферы 32 детей старшего дошкольного возраста по пяти различным методикам после того, как была реализована предложенная программа, направленная на коррекцию нарушений эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста, свидетельствуют о результативности предложенной программы и эффективности использования технологии сказкотерапии в коррекционных программах с детьми старшего дошкольного возраста.
Результаты констатирующего этапа исследования эмоционально-волевой сферы 32 детей старшего дошкольного возраста по пяти различным методикам позволяют сделать следующие выводы.
Анализ результатов исследования, проведенного по методике «Волшебная страна чувств» (Т. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов), позволил сделать вывод о том, что в целом у детей наблюдается нормальное психоэмоциональное состояние, домики раскрашены адекватными цветами, распределение цветов относительно гармонично....
1. Амбросьева Н. Н. Сказкотерапия для детей. М.: Планета. 2022. 272 с.
2. Бардиер Г. Я хочу!: психол. сопровождение естеств. развития мален. детей. СПб.: Дорваль; Кишинев: Соц.-коммер. фирма «Человек». 1993. 90 с.
3. Баркова М. В., Криволапова А. А. Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста // Инновационная наука. 2022. № 10-2. С. 29-31.
4. Бородич И. Ю. Использование сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе: учебно-методическое пособие. Барановичи: Ба РИО БарГУ. 2007. 113 с.
5. Булыгина А. В. Применение техник сказкотерапии в дошкольной педагогике // Международный научный журнал «Слово в науке». 2022. № 10. С. 19-23.
6. Глуханюк Н. С., Семёнова С. Л., Печёркина А. А. Общая психология: учебное пособие. М.: Академический Проект. 2005. 327 с.
7. Дашкевич О. В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: диссертация ... доктора психологических наук : 19.00.01. М. 1985. 541 с.
8. Диянова З. В. Психология личности. Закономерности и механизмы развития личности: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. 2 -е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт. 2023. 154 с.
9. Емельянцева К. С. Сказкотерапия: психоаналитический подход // Science Time. 2023. № 5 (112). С. 57-59.
10. Защиринская О. В. Сказкотерапия в работе психолога. СПб.: Санкт - Петербургский государственный университет. 2016. 170 с.
11. Зверева Т. С. Использования сказкотерапии в социально-педагогической деятельности // Форум молодых ученых. 2021. № 1 (53). С. 116-119.
12. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: ООО «Речь». 2004. 310 с.
13. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: ООО «Речь». 2006. 176 с.
14. Зобков В. А. Психология понимания в сказкотерапии. М.: Юрайт. 2022. 155 с.
15. Клевцова А. Е. К проблеме развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста // Достижения науки и образования. 2020. №10 (64). С. 69-72...... (32)