Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Анализ проблемы исследования 7
1.1 Особенности физического развития в возрасте 15-16 лет 7
1.2 Специальная физическая подготовленность и ее значение в учебно-тренировочной деятельности борцов вольного стиля 15-16 лет 12
1.3 Характеристика средств и методов повышения специальной физической подготовленности борцов вольного стиля 15-16 лет. 19
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 26
2.1 Задач исследования 26
2.2 Методы исследования 26
2.3 Организация исследования 30
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 33
3.1 Организация занятий с борцами вольного стиля 15-16 лет 33
3.2 Влияние занятий на повышение специальной физической подготовленности борцов вольного стиля 15-16 лет 35
Заключение 44
Список используемой литературы 45
Актуальность исследования. Рассматривая такой вид спорта как вольная борьба, можно смело утверждать, что она является достаточно сложным по координации видом спортивной деятельности, которая определенно имеет некоторые ограничения в соответствии с существующими в настоящее время международными правилами соревнований. Так, В.А. Панков описывает, что: «в данном виде борьбы можно наблюдать достаточно стремительный рост спортивного мастерства на мировом уровне. Именно ее постоянно растущая динамичность, требуют определенного внимания к совершенствованию всех сторон подготовки борцов, от которых зависят спортивные результаты. К числу таких факторов, несомненно, относится физическая подготовленность борцов, а среди основных компонентов физической подготовленности, которая тесно связана с такими физическими качествами, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, огромное значение имеет столь существенная характеристика двигательных возможностей спортсмена, как его гибкость, подвижность суставов» [22].
Проанализировав последние данные, мы выяснили, что: «за последнее время наши соперники значительно модернизировали методику подготовки своих спортсменов. Это, несомненно, привело к еще большему обострению соперничества на мировой арене. Поэтому многие специалисты задумались над тем, чтобы повысить результативность на соревнованиях. А это значит, что необходимо наиболее тщательно подбирать средства и методы в учебно-тренировочном процессе борцов вольного стиля».
Ю.А. Шахмурадов описывает, что: «Теория и практика спортивной борьбы все еще имеют нерешенные вопросы, которые требуют дальнейшего изучения. С учетом требований соревновательной деятельности и тенденций развития данного вида спорта, необходимо вносить изменения в физическую,
техническую, тактическую, психологическую подготовку будущих чемпионов» [32].
Таким образом, данная работа является важной и актуальной в настоящее время.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс, направленный на повышение уровня специальной физической подготовленности борцов вольного стиля 15-16 лет.
Предмет исследования: методика, направленная на повышение уровня специальной физической подготовленности борцов вольного стиля 15-16 лет с применением системы физических упражнений кроссфит.
Цель исследования: изучение влияния разработанной методики на повышение уровня специальной физической подготовленности борцов вольного стиля 15-16 лет.
Задачи исследования:
- Определить уровень специальной физической подготовленности борцов вольного стиля 15-16 лет на начальном этапе.
- Разработать и внедрить методику, направленную на повышение уровня специальной физической подготовленности борцов вольного стиля 15-16 лет с упражнениями кроссфит.
- Оценить эффективность разработанной нами методики.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование разработанной методики в учебно-тренировочном процессе позволит повысить уровень специальной физической подготовленности борцов вольного стиля 15-16 лет при условии, что она будет применяться систематически.
Методы исследования, использованные в работе:
- теоретические (анализ литературы),
- статистические,
- эмпирические (опрос, наблюдение, эксперимент).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, чтобы обобщить теоретические представления о процессе повышения уровня специальной физической подготовленности борцов вольного стиля 15-16 лет.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: труды отечественных учёных в области физиологии, физической культуры и спорта.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБУДО СШОР №5 «Спортивная борьба» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 16 юношей в возрасте 15-16 лет, занимающиеся в спортивной секции вольной борьбы.
Педагогический эксперимент заключался в организации исследования с целью выявления эффективности применения методики, направленной на повышение уровня специальной физической подготовленности спортсменов занимающихся вольной борьбой.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности педагогов по спорту, тренеров по вольной борьбе, а также самих спортсменов, поскольку применение разработанной методики может эффективно повлиять не только на повышение уровня специальной физической подготовленности борцов вольного стиля 15-16 лет, но и на результат в спортивных соревнованиях по данному виду спорта.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из 49 страниц печатного текста и включает в себя: введение, три главы, заключение, список используемой литературы, 7 таблиц, 8 рисунков.
В результате исследовательской работы были сделаны следующие выводы.
Изучили особенности физического развития в возрасте 15-16 лет. Многие авторы утверждают: «для данного возрастного периода характерно: наибольший запас скорости, активно развиваются скоростно-силовые возможности, снижение темпа прироста работоспособности, в основном заканчивается возрастное развитие координации движений» [19].
Был изучен уровень развития специальной физической подготовленности у борцов вольного стиля 15-16 лет в начале исследования. По итогу констатирующего эксперимента мы выяснили, что значительных расхождений между контрольной и экспериментальной групп не выявлено.
В процессе проведения педагогического эксперимента, мы обращали особое внимание на методику, основанную на упражнениях кроссфит- подготовки и направленную на повышение уровня специальной физической подготовленности испытуемых экспериментальной группы.
Контрольное тестирование уровня специальной физической подготовленности испытуемых, проведенное в конце педагогического эксперимента, показало, что между контрольной и экспериментальной группами разница в показателях достаточно ощутимая. Полученные по итогу педагогического эксперимента результаты позволили нам сделать вывод, что в экспериментальной группе уровень специальной физической подготовленности испытуемых повысился, все результаты статистически достоверны. Контрольная группа осталась практически на том же уровне, что и в начале нашего исследования.
Таким образом, предложенная нами методика является эффективным средством повышения уровня специальной физической подготовленности борцов вольного стиля 15-16 лет. Наглядно заметна положительная динамика показателей испытуемых экспериментальной группы.
1. Айзман Р.И. Возрастная анатомия, физиология и гигиена (для бакалавров) / Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова, Я.Л. Завьялова. - Москва: КноРус, 2017. - 419 с.
2. Анатомия человека: 100 экзаменац. ответов: учеб. пособие / В. Н. Думбай [и др.]. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 141 с.
3. Ахматгатин А.А. Научное обеспечение организации и методики физической культуры и спорта // Физическая культура и спорт в системе образования. Красноярск: 2004. - С. - 4 - 7.
4. Ахматгатин А.А. Организация тренировочного процесса спортсменов с использованием контроля функционального состояния // Физическая культура и спорт в системе образования. Здоровьесберегающие технологии: Сб. материалов международного симпозиума / Красноярский гос. ун-т. — Красноярск, 2004. — С. 4-8.
5. Барановская С.А., Захаров В.М. Основные методы развития выносливости // Теория и практика физической культуры - 2002. - №8. - С. 234 - 238.
6. Бойко В.Ф., Данько Г.В. Физическая подготовка борцов. - Москва, 2004. - 224 с.
7. Вовканыч Л.С. Средства повышения спортивной работоспособности/ / Физическая культура и спорт в системе образования: Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции / Красноярск: 2003. - С. - 104 - 107.
8. Горбанева, Е. П. Физиологические основы функциональной подготовки спортсменов: монография / Е. П. Горбанева, И. Н. Солопов, В. В. Чемов и др. - Волгоград. - 2010. - С. 5-115.
9. Горбань, И.Г.Развитие и тестирование двигательных способностей студентов: методические рекомендации/ И.Г. Горбань, В.А. Гребенникова. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2006.- 37 с.
10. Дробинская, А.О. Анатомия и возрастная физиология: Учебник для бакалавров / А.О. Дробинская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 527 с.
11. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования /Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - 6-е изд., перераб. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 288 с.
12. Замчий, Т. П. Морфофункциональные аспекты адаптации к силовым видам спорта: монография / Т. П. Замчий, Ю. В. Корягина. - Омск: Изд-во СибГУК, 2012. - 156 с.
13. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена/В.М. Зациорский. - Москва: Физкультура и спорт,2010. -178 с.
14. Карелин А.А. Структурно-функциональная модель интегральной подготовленности борца высокой квалификации//Теория и практика физической культуры. - 2006. - №10. - С. 36 - 37.
15. Корягина, Ю. В. Курс лекций по физиологии физкультурно-спортивной деятельности: учебное пособие / Ю. В. Корягина, Ю. П. Салова, Т. П. Замчий. - Омск : Изд-во СибГУФК, 2014. - 152 с.
...
Всего источников 35