Введение 3
Глава 1 Теоретические основы обучения методам отбора корней уравнений в курсе алгебры и начал математического анализа общеобразовательной школы 11
1.1 Роль и место уравнений в школьном курсе математики 11
1.2 Анализ содержания теоретического и задачного материала по отбору корней уравнений в курсе алгебры и начал математического анализа 17
1.3 Методические особенности обучения решению иррациональных уравнений 25
1.4 Методы отбора корней показательных и логарифмических уравнений 30
1.5 Методы и способы отбора корней тригонометрических уравнений 33
Глава 2 Реализация методики обучения методам отбора корней уравнений в курсе алгебры и начал математического анализа общеобразовательной школы 49
2.1 Анализ задач ЕГЭ по теме исследования 49
2.2 Элективный курс «Иррациональные уравнения: основные типы и методы их решения» для учащихся математического профиля 54
2.3. Технология консультирования при обучении теме «Тригонометрические уравнений: отбор корней» 72
2.4 Педагогический эксперимент и его результаты 91
Заключение 98
Список используемой литературы и используемых источников 100
Актуальность и научная значимость настоящего исследования. Нормативным документом, регламентирующим проведение итоговой и промежуточной аттестации учеников общеобразовательных школ, является «Федеральный государственный стандарт среднего общего образования» (ФГОС СОО) [97]. Итоговая аттестация по математике в 9 классах проводится в форме ОГЭ, в 11 классах - в форме ЕГЭ. Оцениванию подлежат задачи на отбор наименьшего (наибольшего) корня уравнений и на отбор корней, принадлежащих тому или иному промежутку.
Курс математики содержит на каждой ступени образовательного процесса задачи на нахождение и отбор корней уравнений. Следует отметить, что согласно «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» «математическое образование должно обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность; непрерывную поддержку и повышение уровня математических знаний для удовлетворения любознательности человека, его общекультурных потребностей, приобретение знаний и навыков, применяемых в повседневной жизни и профессиональной деятельности» [ 45]. Непрерывная линия уравнений при изучении математики в общеобразовательной школе позволяет привить учащимся математическую культуру, начиная с начальной школы. Проводя обобщающее повторение в курсе алгебры и начал математического анализа при изучении темы «Отбор корней уравнений на заданном промежутке» для подготовки к сдаче единого государственного экзамена, школьники систематизируют ранее полученные знания и приобретают навыки самоконтроля.
Задачи на составление и решение уравнений, отбор корней на заданном промежутке имеют прикладное значение, встречаются при изучении естественнонаучных дисциплин в школе: например, биологии, химии, физики. Это диктует необходимость организации обобщающего повторения по теме «Отбор корней уравнений» как для приобретения навыков нахождения нестандартных способов решения задач естественнонаучной направленности, так и для формирования логических основ понимания явлений окружающего мира. Поэтому методика изучения и организации обобщающего повторения по теме поиска и отбора корней уравнений в теории и методике обучения математике, а также в практике работы в общеобразовательной школе занимает особое место.
Теоретические аспекты обучения методам отбора корней уравнений в школьном курсе математики рассмотрены в работах М.И. Башмакова [20], [21], М.И. Зайкина [36], Т.А. Ивановой [39], А.Г. Мордковича [65], Г.И. Саранцева [87], А.А. Столяра [93] Л.М. Фридмана [99] и других.
Актуальность темы исследования обоснована в том числе тем, что на фоне проведения экзаменов в форме тестирования, целые группы задач по теме данной работы оказываются отодвинутыми на второй план. В этих условиях основной акцент в обучении смещается непосредственно на учебные занятия и эффективную методику обучения отбору корней уравнений, так и на обобщающее повторение по данной теме. Это может оказаться мощным стимулом для осваивания определенных разделов алгебры и начал математического анализа, что и обуславливает актуальность данного исследования.
Вместе с этим, теме решения уравнений в школьном курсе математики посвящены многочисленные диссертационные исследования. Среди аспектов обучения решению уравнений в них выделяют: проблему развития у школьников системного типа мышления, способности демонстрировать практическое применение изученных методов их решения (В.В. Мирошин [58], 2008 г.); проблему использования в процессе обучения новых информационных технологий (С.А. Кругликов [50], 2003 г., Б.Б. Молоткова
[59], 2014 г.); проблему определения действий, которые необходимы при решении уравнений того или иного типа (С.В. Арюткина [17], 2002 г.); проблему применения дистанционных технологий обучения при реализации деятельностного подхода как способа развития математических способностей (С.Н. Суханова [94], 2002 г.).
...
Результаты и выводы, полученные в ходе достижения поставленных в исследовании задач:
- определены роль и место уравнений в курсе математики общеобразовательной школы.
Так, выделены цели, задачи обучения отбору корней иррациональных, показательных, логарифмических и тригонометрических уравнений в курсе алгебры и начал математического анализа общеобразовательной школы. Определено, что в процессе решения различных видов уравнений у старшеклассников формируется логическое мышление и способность нахождения рациональных методов решения уравнений и отбора их корней.
- проведен анализ учебников алгебры и начал математического анализа разных авторов по содержанию теоретического и задачного материалов по теме исследования, рекомендованных Министерством Просвещения РФ, выделены отличия при рассмотрении темы отбора корней уравнений;
- выявлены. методические особенности обучения отбору корней уравнений в курсе алгебры и начал математического анализа общеобразовательной школы и систематизированы методы их решения, методы и способы отбора их корней.
Разработана система задач на методы решения иррациональных уравнений и отбор их корней в курсе алгебры и начал анализа математического анализа общеобразовательной школы. При составлении системы задач выделены пять уровней: два базовых (по уровням сложности) и три профильных, в самом сложном из которых представлены иррациональные уравнения, содержащие параметр;
- рассмотрены задачи ЕГЭ по теме «Отбор корней уравнений»; выполнен анализ контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена по математике базового и профильного уровней.
- разработан элективный курс «Иррациональные уравнения: основные типы и методы их решения» для обучающихся 10 -11 классов математического профиля;
- представлена технология консультирования при обучении теме «Тригонометрические уравнений: отбор корней».
Приведён пример урока-консультации по данной теме по учебнику А.Г. Мордковича, обоснован выбор типа урока-консультирования, приведены примеры вопросов при проведении консультации;
- проверена эффективность разработанного элективного курса в ходе проведенного педагогического эксперимента и описаны полученные результаты.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что все поставленные в диссертации цели достигнуты.
1. Алгебра : для 8 кл. : учеб. пособие для учащихся шк. и кл. с углубл. изучением математики / Н. Я. Виленкин, А. Н. Виленкин, Г. С. Сурвилло, Ю. А. Дробышев ; под ред. Н. Я. Виленкина. Гриф МО. М.: Просвещение, 1995. 256 с.
2. Алгебра : сб. заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс осн. школы : 9 кл. М.: Дрофа, 1997. 144 с.
3. Алгебра : учеб. для 10-11 кл. / авт. коллектив А. Н. Колмогоров, Ю. П. Абрамов . М.: Просвещение, 1993. 225 с.
4. Алгебра : учеб. для 7 кл. общеобраз. учр. / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, Е. И. Нешков, Е. И. Нешков ; под ред. С. А. Теляковского. 6 -е изд. Москва : Просвещение, 1998. 240 с.
5. Алгебра : учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова ; под ред. С. А. Теляковского. 4-е изд. ; Гриф МО. М.: Просвещение, 1995. 240 с.
6. Алгебра : учеб. для 7 кл. сред. шк. / под ред. С. А. Теляковского. 3 -е изд. М.: Просвещение, 1993. 240 с.
7. Алгебра : учеб. для 7 кл. сред. шк. / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров, Н. Е. Федорова ; [под ред. А. Н. Тихонова]. 2 -е изд. ; Гриф МО. М.: Просвещение, 1993. 191 с.
8. Алгебра : учеб. для 8 кл. сред. шк. / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров [и др.]. М.: Просвещение, 1991. 239 с.
9. Алгебра : учеб. для 8 кл. сред. шк. / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова ; под ред. С. А. Теляковского. 2 -е изд. М.: Просвещение, 1991. 239 с.
10. Алгебра : учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова ; под ред. С. А. Теляковского. 3-е изд. ; Гриф МО. М.: Просвещение, 1995. 272 с.
11. Алгебра : учеб. для 9 кл. сред. шк. / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров, Н. Е. Федорова ; [под ред. А. Н. Тихонова]. М.: Просвещение, 1992. 223 с.
12. Алгебра и начала анализа : учеб. для 10-11 кл. сред. шк. / А. Н. Колмогоров, А. М. Абрамов, Ю. П. Дудницын, Б. М. Ивлев ; [под ред. А. Н. Колмогорова]. - 2-е изд. М.: Просвещение, 1991. 320 с.
13. Алгебра и начала анализа : учеб. для 10-11 кл. сред. шк. / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров, Н. Е. Федорова ; [под ред. А. Н. Тихонова]. М.: Просвещение, 1992. 254 с.
14. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс : учеб. Для общеобразоват. учреждений : базовый и профил. уровни / [Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин]; под ред. А.Б. Жижченко. 4- е изд. М.: Просвещение, 2011. 368 с.
15. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд.: базов. и профил. уровни / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. М.: Просвещение, 2018. 432 с.
...
Всего источников 108