Введение 3
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНЫЕ ПУТИ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. «Культурный путь» как новое явление в культурно-познавательном
туризме 6
1.2. Маркетинг и брендинг культурных путей 12
1.3. Феномен «Великого чайного пути» и его значение для развития
туризма 16
ГЛАВА 2. АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ
2.1. Сценарное планирование в разработке культурного маршрута 20
2.2. Оценка и диагностика историко-культурной дестинации
«Великий чайный путь» 22
2.3. Стратегический вектор развития туристской дестинации 32
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА «ВЕЛИКИЙ ЧАЙНЫЙ ПУТЬ»
3.1. Создание программы тура 43
3.2. Экономическое обоснование туристского продукта 47
3.3. Разработка рекомендаций по продвижению туристского продукта . 50
Заключение 53
Список литературы 55
Приложение
История Великого чайного пути насчитывает более 260 лет. За это время десятки торговых караванов, перевозивших чай, специи, кожаные изделия, драгоценные металлы, курсировали между Китаем и Россией. На наиболее важных отрезках пути выросли города, а вместе с тем и их значение. Путь, некогда пролегавший через три страны: Китай, Монголия и Россия, сегодня является объектом туристического интереса, ведь он - богатейшее наследие истории, культуры и природы.
Идея о возрождении Великого чайного пути появилась еще в конце XX века. Актуальность данного исследования подтверждается постоянно растущим интересом к воссозданию чайного пути, как туристской дестинации, вот уже на протяжении нескольких лет. До определенного времени страны, на территории которых некогда пролегал Великий чайный путь, субъекты РФ и регионы самостоятельно проявляли инициативы, решали возникающие проблемы и определяли перспективы развития маршрута. На настоящий момент проект «Великий чайный путь» является межрегиональным и развивается под единым брендом, что позволяет регионам расширять свою привлекательность с точки зрения истории, культуры, торговли, а также создавать новые механизмы взаимодействия которые приводят к появлению существенного синергетического эффекта, выраженного в увеличении взаимовыгодного туристического потока. Кроме того, продвижение регионами единого бренда имеет большое значение для преумножения и развития регионального туристского продукта.
Объект исследования - историко-культурная туристская дестинация «Великий чайный путь».
Предмет исследования - процесс создания туристского продукта в условиях историко-культурной дестинации «Великого чайного пути».
Цель работы - разработка механизма формирования туристского продукта в условиях историко-культурной дестинации «Великого чайного пути».
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
• проанализировать и обобщить научно-литературный и информационный массив по данной проблематике;
• критически проанализировать представление о понятии «культурный путь» и предложить собственную дефиницию;
• рассмотреть «Великий чайный путь» как феномен понятия «культурный путь» и проследить этапы его эволюции;
• разработать предложения по формированию туристского продукта «Великий чайный путь».
В соответствии с целью и задачами были определены следующие методы исследования: наблюдение, сравнение, аналогия, индукция, дедукция, анализ, обобщение, анкетирование, метод экспертных оценок.
Теоретическая значимость работы состоит в раскрытии содержания основных понятий, связанных с темой исследования, таких как «культурный путь», «дестинация», «маршрут», привнесении актуальной статистической информации об исследуемых регионах в уже имеющуюся теоретическую базу, обобщении данных, представляющих ценность в контексте данного исследования, по одному из главных сегментов туристского рынка в РФ - китайским туристам.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследовательской и проектной части могут быть использованы для дальнейшей разработки и продвижения туристского продукта «Великий чайный путь».
Теоретическую базу исследования составили статьи зарубежных учёных, посвященные проблематике управления культурными путями (Eleonora Berti, Marianna Martinoni, Frederic Bouilleux, Alessia Mariotti, Penelope Denu и др.), изучение туристского маршрута «Великий чайный путь» как основного вектора развития внешнеэкономических связей с Китаем (Максанова Л. Б-Ж, Жалсараева Б.Д, Кауров И.А, Дихтяр С.В. и др.), документы Всемирной туристской организации, описания культурных маршрутов, представленные в официальных источниках Европейского института культурных маршрутов Совета Европы, миссией которого является повышение национального самосознания европейцев, признание культурных маршрутов двигателями политической, экономической и социальной жизни Европы, а также информация о разрабатываемых проектах.
В современном мире туризм становится чем-то большим, чем просто сфера услуг, он становится проводником в мир впечатлений, новых знаний, культурной идентичности против набирающего обороты процесса глобализации. Культурные пути - это не просто транспортное сообщение, это путешествие в прошлое, к истокам, где только зарождался межкультурный диалог между людьми и государствами. Это направление в туризме возникло в Европе, а теперь активно развивается по всему миру. Путешествие людей с культурно-познавательными целями вот уже несколько лет уверенно держит лидирующие позиции. Для индустрии туризма и гостеприимства обращение к культурным путям дает возможность шире использовать инновационные возможности и потенциал территорий для развития и продвижения устойчивого туризма. Также инвестиционный потенциал маршрута на территории огромен. Пятилетний период наблюдения за объемами инвестиций в развитие туристской инфраструктуры территории, на которой пролегает «Великий чайный путь» показывает положительную динамику. Это вновь подтверждает, что формирование туристского продукта «Великий чайный путь» является актуальным, релевантным и финансово эффективным, а также проект может стать инструментом диалога между населением и вектором более глубокого знания местной жизни.
В ходе работы был проанализирован и обобщен научно-литературный и информационный массив относительно данной проблематики, который позволил рассмотреть «Великий чайный путь» в историческом разрезе и проследить его эволюцию, выявить особенности маркетинга и брендинга культурных путей, а также определить дефиницию «культурный путь» и соотнести её с другими сопутствующими терминами. Была найдена и структурирована исчерпывающая информация о межрегиональном проекте «Великий чайный путь», который находится в ведении Координационного Совета при Федеральном агентстве по туризму. Также был выявлен основной потребительский сегмент туризма в РФ - китайские туристы, преимущественно женщины, прибывающие в Россию с туристскими целями в количестве около 1, 5 млн прибытий. И основной поток китайских туристов приходится на Москву и Санкт-Петербург. Был подтвержден тезис о том, что, чтобы перераспределить туристскую нагрузку, необходимо создать новый туристский продукт в условиях историко-культурной дестинации «Великий чайный путь». Поскольку территория, где потребляется туристский продукт, и сам продукт неотчуждаемы, то в рамках работы была исследована туристская инфраструктура трех регионов: Забайкальского края, Республики Бурятия и Иркутской области, а также была прослежена тенденция трудового дефицита в сфере туризма. С помощью инструментов стратегического менеджмента - PEST-анализа, метода экспертных оценок и SWOT-анализа предполагаемого конкурента - были выявлены факторы взаимовлияния внешней среды и историко¬культурной дестинации «Великий чайный путь», а также предложены пути решения возможных проблем. Главным итогом работы стало создание туристского продукта «Великий чайный путь», составление программы тура, его экономическое обоснование. Выявленная и описанная специфика китайского рынка в сфере туризма позволила сформулировать ряд рекомендаций по продвижению продукта на рынок в соответствии с современными тенденциями.
Таким образом, сейчас в России происходит переориентация рынка на конкретный потребительский сегмент - китайских туристов. Пока еще на отечественном пространстве нет аналогов таких проектов, которые бы в полной мере отвечали требованиям и предпочтениям туристов из Поднебесной. «Великий чайный путь» обладает несомненным потенциалом для развития - ведь он сочетает в себе богатейшее историческое и природное наследие. Автор выражает надежду, что проведенная им оценка и диагностика историко-культурной дестинации «Великий чайный путь» и созданный туристский продукт смогут найти практическое применение и помогут в дальнейших исследованиях и проектах.
1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ: [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru.(Дата обращения: 11.02.2019)
2. Доклад «Материальное и нематериальное культурное наследие -
способ соединения культурных маршрутов и туризма в государствах-членах ЧЭС»: [Электронный ресурс]. URL:
http://www.pabsec.org/depo/documents/reports-and- recommendations/ru-rep-sctvkzo5ey.pdf. (Дата обращения: 24.03.2019)
3. Концепция федеральной целевой программы "Развитие внутреннего
и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)": [Электронный ресурс]. URL:
https://www.russiatourism.ru/upload/iblock/b6a/Концепция.pdf. (Дата обращения: 11.03.2019)
4. Инвестиционные проекты, представленные субъектами Российской
Федерации для реализации в федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)»: [Электронный ресурс]. URL:
https://www.russiatourism.ru/upload/iblock/b6a/Распоряжение%20от% 2030.05.18%20№%202-Р-18^Г. (Дата обращения: 11.03.2019)
5. Протокол Заседания Комитета Общероссийской общественной
организации «Деловая Россия». Круглый стол «Государственно- частное партнёрство в туризме»: [Электронный ресурс]. URL: https://deloros.ru/assets/files/1-2017/protokol-30.05.pdf. (Дата
обращения: 20.04.2019)
Монографии
6. Брендинг : учебник для бакалавров / А. М. Чернышева, Т. Н. Якубова. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 504 с. — Серия : Бакалавр. Базовый курс.
7. Логунцова И.В. Каналы коммуникации и инструменты продвижения в геобрендинге. Коммуникология. Том 5 №4. С. 119-129
8. Линдгрен, М. Сценарное планирование. Связь между будущим и стратегией [Текст] / М. Линдгрен, Х. Бандхольд. - М. : ЗАО «Олимп- Бизнес», 2009. - 256 с.
9. Котлер Ф. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. / Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. - СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, Питер, 2005. - 382 с.
10. Современный стратегический анализ: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. — М.: Издательство Юрайт, 2017 — 427 с. — Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс.
11. Дунец А. Н. Проектирование и продвижение регионального туристского продукта : учебное пособие / А. Н. Дунец; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. - Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2014 - 163 с.
12. Council of Europe, European Institute of Cultural Routes /Cultural Routes Management: From Theory to Practice. - Council of Europe, 2015. - 208 с.
13. Porter M.E. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. N. Y.: The Free Press, 1985, 2nd ed., N. Y.: Free Press, 1998. 592 p.
14. Schwartz P. The Art of the Long View. N. Y.: Doubleday, Currency, 1991.
15. Kahn H., Wiener A. The year 2000: A Framework for Speculation on the Next Thirty-Three Years. The Hudson Insitute, 1967
16. Schoemaker P.J.H. Experiments on Decisions under Risk: The expected Utility Hypothesis. Boston: Nijhoff Publishing Co., 1980.
Электронные ресурсы
17. История Великого чайного пути: [Электронный ресурс]. URL: http://novznania.ru/archives/3281. (Дата обращения: 12. 02. 2019)
18. Культурные маршруты | rus: [Электронный ресурс].URL:
http://culture-routes.net/sites/default/files/files/EICR-COE_depliant- presentation-institut-juin2016-RUS_PRINT.pdf(Дата обращения: 12.02.2019)
19. Статистика турпотоков | Туристическая Ассоциация «Мир без
границ»: [Электронный ресурс]. URL: http://www.vish-
russia.ru/rossiysko-kitayskiy-turizm/statistika. (Дата обращения: 11.04.19)
20. Федеральное агентство по туризму Министерство экономического развития Российской Федерации: [Электронный ресурс]. URL: https://www.russiatourism.ru/. (Дата обращения: 11.04.19)
21. Города «Золотого кольца» ежегодно посещают 18 млн туристов:
[Электронный ресурс]. URL: http://vmeste-rf.tv/news/the-city-s-
golden-ring-is-annually-visited-by- 18-million-tourists/. (Дата
обращения: 17.04.19)
22. Иностранные туристы в России: [Электронный ресурс]. URL: http://dgagency.ru/blog/2/122/. (Дата обращения: 17.04.19)
23. Лучшие Города Золотого Кольца России 2018 - ТурСтат:
[Электронный ресурс]. URL: http://turstat.com/goldenringrussia2018. (Дата обращения: 17.04.19)
24. Туры по Золотому кольцу России и туры в Москву: [Электронный
ресурс]. URL: http://www.silver-
ring.ru/ru/trip/ru/moskvaisolotoyekoltso/. (Дата обращения: 17.04.19)
25. РИА Новости - события в Москве, России и мире: темны дня, фото,
видео, инфографика, радио: [Электронный ресурс]. URL:
https://ria.ru/. (Дата обращения: 17.04.19)
26. Туризм - экологическая угроза для Байкала / +1: [Электронный
ресурс]. URL: http://plus-one.rbc.ru/blog/ecology/turizm-
ekologicheskaya-ugroza-dlya-baykala. (Дата обращения: 17.04.2019)
27. ATLAS home: [Электронный ресурс]. URL: http://www.atlas- euro.org/. (Дата обращения: 09.01.2019)
Статьи из сборников и журналов
28. Р. А. Косс, М. М. Плотникова. Великий чайный путь и формирование локальной идентичности на примере городов Иркутска и Ханькоу. Иркутский государственный университет, г. Иркутск, 2015. - 7 с.
29. Дихтяр, С.В. Великий чайный путь как инновационный туристский проект / С.В. Дихтяр // Туризм в евразийском пространстве :реальности и новые тенденции : сб. ст. из материалов евразийского научного форума 04-05 декабря 2014 г. / Общ.научн. ред. М.Ю. Спириной, ред. А.А. Торопыгина. Часть I. - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2014. - 276 с.
30. Л. Б.-Ж. Максанова, Б.-Р. Д. Жалсараева, И. А. Кауров. Туристический маршрут «Великий чайный путь»: проблемы и перспективы развития// Вестник Бурятского государственного университета экономики, вып. 2, 2017. - 40 - 47 с.
31. Булатова Е. К. Архитектура туризма: метод разработки системы сценарных планов маршрутных связей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 3 (март). - С. 56-60. - URL:http://e-koncept.ru/2016/16050.htm.
32. Сергиенко А. Б. Особенности потребительского поведения
китайских туристов // Молодой ученый — 2014. — №3. — С. 538¬541. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9601. (Дата обращения:
14.04.2019).
33. Дихтяр С.В. Культурные пути и их названия в туризме // Ученые записки. - 2018. - Том 25. - С. 85-88