Психологическая помощь детям, пережившим насилие в семье (Восточная Экономико-Юридическая Гуманитарная Академия)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: СОШ № 13 городского округа город Нефтекамск (Республика Башкортостан).
Выборка: 15 детей младшего и среднего подросткового возраста (12,13,14 лет).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….......2
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПОПАВШИМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ И КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ
1.1 Домашнее насилие над детьми, его причины и последствия для ребенка.5
1.2 Основные направления социально-психологической помощи детям — жертвам домашнего насилия ……11
ГЛАВА2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ - ЖЕРТВАМ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
2.1 Результаты изучения психоэмоционального состояния детей, жертв домашнего насилия19
2.2 Организация социально-психологической помощи детям - жертвам домашнего насилия...23
2.3 Оценка эффективности социально-психологической помощи детям - жертвам домашнего насилия...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………….40
ПРИЛОЖЕНИЕ 1..42
ПРИЛОЖЕНИЕ 2...45
База исследования: СОШ № 13 городского округа город Нефтекамск (Республика Башкортостан).
Выборка: 15 детей младшего и среднего подросткового возраста (12,13,14 лет).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….......2
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПОПАВШИМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ И КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ
1.1 Домашнее насилие над детьми, его причины и последствия для ребенка.5
1.2 Основные направления социально-психологической помощи детям — жертвам домашнего насилия ……11
ГЛАВА2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ - ЖЕРТВАМ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
2.1 Результаты изучения психоэмоционального состояния детей, жертв домашнего насилия19
2.2 Организация социально-психологической помощи детям - жертвам домашнего насилия...23
2.3 Оценка эффективности социально-психологической помощи детям - жертвам домашнего насилия...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………….40
ПРИЛОЖЕНИЕ 1..42
ПРИЛОЖЕНИЕ 2...45
Актуальность исследования. В последнее десятилетие в детской и молодежной среде возросли такие кризисные показатели, как жестокость, агрессивность, цинизм, ухудшение здоровья, наркотизация, алкоголизм, сексуальная гиперактивность. Затяжной, хронический кризис несёт в себе угрозу социальной дезадаптации, нервно-психического или психосоматического страдания. Одной из острых проблем кризисной психологии является поиск эффективных методов помощи детям в ситуации насилия. Данные социологических опросов свидетельствуют о широком применении родителями, учителями, воспитателями физического наказания детей. У ребенка, подвергающемуся физическому насилию может сформироваться низкая самооценка, высокая тревожность и агрессивность, низкий социальный статус, пристрастие к алкоголю и наркомании. Жестокое обращение не только наносит вред физическому и психическому здоровью детей, но и имеет тяжелые социальные последствия, главное из которых - воспроизводство самой жестокости. Насилие и небрежное отношение к детям признаны одной из основных международных проблем в области соблюдения прав человека и здравоохранения. Испытанная в детстве жестокость оставляет след на всю жизнь и приводит к тому, что в дальнейшем дети стремятся разрешать любые жизненные проблемы с помощью насильственных или противоправных действий. Один из путей разрешения данной проблемы - это активное использование социально-психологической помощи детям и подросткам - жертвам насилия. В нашей работе речь пойдет о детях подросткового возраста - жертвах домашнего насилия и разработке групповых занятий по стабилизации их психоэмоционального состояния.
Цель исследования: изучить психоэмоциональное состояние детей, жертв домашнего насилия, и разработать на этой основе систему социально-психологической помощи детям.
Задачи:
1. Охарактеризовать особенности домашнего насилия над детьми, его факторы.
2. Выделить основные направления социально-психологической помощи детям - жертвам домашнего насилия.
3. Изучить психоэмоциональное состояние детей, подвергшихся жестокому обращению в семье.
4. Разработать систему групповых занятий для детей - жертв домашнего насилия.
5. Показать эффективность социально-психологической помощи детям - жертвам насилия.
Объект исследования: психоэмоциональное состояние детей, жертв домашнего насилия.
Предмет исследования: эффективность социально-психологической помощи детям - жертвам насилия.
Гипотеза исследования: групповые занятия с детьми являются эффективными для стабилизации психоэмоционального состояния детей, жертв домашнего насилия.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение психологической литературы по проблеме исследования.
2. Психодиагностический метод.
3. Качественный и количественный анализ результатов исследования.
4. Интерпретационный метод.
5. Практическая разработка системы социально-психологической помощи детям - жертвам домашнего насилия.
Методика исследования: шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда. - Приложение 1.
Характеристика выборки исследования: В исследовании приняли участие 15 детей младшего и среднего подросткового возраста (12, 13, 14 лет). Информация о жестоком обращении с детьми предоставлена социальным педагогом школы.
Теоретическая значимость и научная новизна работы заключается в обобщении имеющегося наработанного материала, а также в предложении новых подходов. Эмпирическое исследование позволило выделить и проанализировать оценку эффективности социально-психологической помощи детям - жертвам домашнего насилия.
Практическая значимость работы состоит в том, что по результатам эмпирического исследования, проведенного на базе СОШ № 13 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан, разработаны рекомендации по развитию навыков групповых занятий , которая может широко применяться педагогами-психологами в работе с детьми для стабилизации психоэмоционального состояния детей, жертв домашнего насилия.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Цель исследования: изучить психоэмоциональное состояние детей, жертв домашнего насилия, и разработать на этой основе систему социально-психологической помощи детям.
Задачи:
1. Охарактеризовать особенности домашнего насилия над детьми, его факторы.
2. Выделить основные направления социально-психологической помощи детям - жертвам домашнего насилия.
3. Изучить психоэмоциональное состояние детей, подвергшихся жестокому обращению в семье.
4. Разработать систему групповых занятий для детей - жертв домашнего насилия.
5. Показать эффективность социально-психологической помощи детям - жертвам насилия.
Объект исследования: психоэмоциональное состояние детей, жертв домашнего насилия.
Предмет исследования: эффективность социально-психологической помощи детям - жертвам насилия.
Гипотеза исследования: групповые занятия с детьми являются эффективными для стабилизации психоэмоционального состояния детей, жертв домашнего насилия.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение психологической литературы по проблеме исследования.
2. Психодиагностический метод.
3. Качественный и количественный анализ результатов исследования.
4. Интерпретационный метод.
5. Практическая разработка системы социально-психологической помощи детям - жертвам домашнего насилия.
Методика исследования: шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда. - Приложение 1.
Характеристика выборки исследования: В исследовании приняли участие 15 детей младшего и среднего подросткового возраста (12, 13, 14 лет). Информация о жестоком обращении с детьми предоставлена социальным педагогом школы.
Теоретическая значимость и научная новизна работы заключается в обобщении имеющегося наработанного материала, а также в предложении новых подходов. Эмпирическое исследование позволило выделить и проанализировать оценку эффективности социально-психологической помощи детям - жертвам домашнего насилия.
Практическая значимость работы состоит в том, что по результатам эмпирического исследования, проведенного на базе СОШ № 13 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан, разработаны рекомендации по развитию навыков групповых занятий , которая может широко применяться педагогами-психологами в работе с детьми для стабилизации психоэмоционального состояния детей, жертв домашнего насилия.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Особую группу представляют семьи, где ребенок находится социально опасном положении, где имеется риск или реально присутствует насилие над детьми, в виде жестокого обращения.
Насилие в отношении ребенка - это специфические интерперсональные формы поведения родителей, которые включают физическое, сексуальное, психологическое (поведенческое, интеллектуальное, эмоциональное и проч.) насилие.
Физическое насилие - преднамеренное манипулирование взрослыми телом ребенка как объектом, приводящее к нанесению ребенку физических повреждений различной степени тяжести.
Сексуальное насилие - преднамеренное манипулирование взрослыми телом ребенка как сексуальным объектом, приводящее к вовлечению ребенка в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или какой-либо иной выгоды; к сексуальному насилию относится не только сексуальное совращение детей, но и вовлечение детей в проституцию, порнобизнес и т.п.
Психологическое (поведенческое, интеллектуальное, эмоциональное и проч.) насилие - преднамеренное манипулирование взрослыми ребенком как объектом, игнорирование его свободы, достоинства, прав, либо разрушающее отношения привязанности между взрослыми и ребенком, либо, напротив, фиксирующее эти отношения и приводящее к различным деформациям и нарушениям психического развития.
Жестокое обращение с детьми не только наносит вред физическому и психическому здоровью ребенка или подростка, но и имеет тяжелые социальные последствия, главное из которых - воспроизводство самой жестокости и насилия.
Для изучения психоэмоционального состояния детей, подвергшихся жестокому обращению в семье, была использована шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда. Результаты изучения психоэмоционального состояния детей, подвергшихся жестокому обращению в семье, показали выраженность таких негативных эмоций как страх, стыд, вина, отвращения.
Социально-психологическая помощь детям - жертвам насилия включает в себя следующие направления работы: социально-психологическую диагностику, профилактику, социально-психологическое консультирование, терапию и коррекционно-реабилитационную деятельность.
Для психоэмоционального состояния детей, подвергшихся жестокому обращению в семье, была разработаны система групповых занятий. Ее задачи включали в себя формирование способности ребенка свободно выражать свои мысли и чувства, выработку реакций, адекватных внешним воздействиям, обучение навыкам сохранения в безопасности своего личного пространства, навыкам нейтрализации негативных эмоциональных состояний.
Анализ результатов повторной диагностики показал, что у подростков после групповой работы стали доминировать эмоции интереса и радости, при этом значительно уменьшились проявления вины, стыда, страха и отвращения.
Таим образом, результаты нашего исследования показали, что психоэмоциональное состояние детей, подвергшихся жестокому обращению в семье, отличается наличием ярко выраженных эмоций страха, стыда, вины, отвращения, наличием астении. У детей данной группы часто подавленное настроение, противоречивость эмоций, попытка их скрыть свои эмоции. В такой ситуации им необходима психологическая помощь и поддержка. В ходе исследования показано, что групповая работа может рассматриваться как эффективный метод коррекции психоэмоционального состояния детей, подвергшихся жестокому обращению в семье. Такая работа может рассматриваться как одно из эффективных направлений социально-психологической помощи подросткам, оказавших в кризисной ситуации.
Цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.
Насилие в отношении ребенка - это специфические интерперсональные формы поведения родителей, которые включают физическое, сексуальное, психологическое (поведенческое, интеллектуальное, эмоциональное и проч.) насилие.
Физическое насилие - преднамеренное манипулирование взрослыми телом ребенка как объектом, приводящее к нанесению ребенку физических повреждений различной степени тяжести.
Сексуальное насилие - преднамеренное манипулирование взрослыми телом ребенка как сексуальным объектом, приводящее к вовлечению ребенка в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или какой-либо иной выгоды; к сексуальному насилию относится не только сексуальное совращение детей, но и вовлечение детей в проституцию, порнобизнес и т.п.
Психологическое (поведенческое, интеллектуальное, эмоциональное и проч.) насилие - преднамеренное манипулирование взрослыми ребенком как объектом, игнорирование его свободы, достоинства, прав, либо разрушающее отношения привязанности между взрослыми и ребенком, либо, напротив, фиксирующее эти отношения и приводящее к различным деформациям и нарушениям психического развития.
Жестокое обращение с детьми не только наносит вред физическому и психическому здоровью ребенка или подростка, но и имеет тяжелые социальные последствия, главное из которых - воспроизводство самой жестокости и насилия.
Для изучения психоэмоционального состояния детей, подвергшихся жестокому обращению в семье, была использована шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда. Результаты изучения психоэмоционального состояния детей, подвергшихся жестокому обращению в семье, показали выраженность таких негативных эмоций как страх, стыд, вина, отвращения.
Социально-психологическая помощь детям - жертвам насилия включает в себя следующие направления работы: социально-психологическую диагностику, профилактику, социально-психологическое консультирование, терапию и коррекционно-реабилитационную деятельность.
Для психоэмоционального состояния детей, подвергшихся жестокому обращению в семье, была разработаны система групповых занятий. Ее задачи включали в себя формирование способности ребенка свободно выражать свои мысли и чувства, выработку реакций, адекватных внешним воздействиям, обучение навыкам сохранения в безопасности своего личного пространства, навыкам нейтрализации негативных эмоциональных состояний.
Анализ результатов повторной диагностики показал, что у подростков после групповой работы стали доминировать эмоции интереса и радости, при этом значительно уменьшились проявления вины, стыда, страха и отвращения.
Таим образом, результаты нашего исследования показали, что психоэмоциональное состояние детей, подвергшихся жестокому обращению в семье, отличается наличием ярко выраженных эмоций страха, стыда, вины, отвращения, наличием астении. У детей данной группы часто подавленное настроение, противоречивость эмоций, попытка их скрыть свои эмоции. В такой ситуации им необходима психологическая помощь и поддержка. В ходе исследования показано, что групповая работа может рассматриваться как эффективный метод коррекции психоэмоционального состояния детей, подвергшихся жестокому обращению в семье. Такая работа может рассматриваться как одно из эффективных направлений социально-психологической помощи подросткам, оказавших в кризисной ситуации.
Цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Психологическое консультирование при утрате близкого (Восточная Экономико-Юридическая Гуманитарная Академия)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023



