Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая помощь детям, пережившим насилие в семье (Восточная Экономико-Юридическая Гуманитарная Академия)

Работа №136716

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы46
Год сдачи2024
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: СОШ № 13 городского округа город Нефтекамск (Республика Башкортостан).
Выборка: 15 детей младшего и среднего подросткового возраста (12,13,14 лет).
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….......2
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПОПАВШИМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ И КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ
1.1 Домашнее насилие над детьми, его причины и последствия для ребенка.5
1.2 Основные направления социально-психологической помощи детям — жертвам домашнего насилия ……11
ГЛАВА2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ - ЖЕРТВАМ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
2.1 Результаты изучения психоэмоционального состояния детей, жертв домашнего насилия19
2.2 Организация социально-психологической помощи детям - жертвам домашнего насилия...23
2.3 Оценка эффективности социально-психологической помощи детям - жертвам домашнего насилия...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………….40
ПРИЛОЖЕНИЕ 1..42
ПРИЛОЖЕНИЕ 2...45

Актуальность исследования. В последнее десятилетие в детской и молодежной среде возросли такие кризисные показатели, как жестокость, агрессивность, цинизм, ухудшение здоровья, наркотизация, алкоголизм, сексуальная гиперактивность. Затяжной, хронический кризис несёт в себе угрозу социальной дезадаптации, нервно-психического или психосоматического страдания. Одной из острых проблем кризисной психологии является поиск эффективных методов помощи детям в ситуации насилия. Данные социологических опросов свидетельствуют о широком применении родителями, учителями, воспитателями физического наказания детей. У ребенка, подвергающемуся физическому насилию может сформироваться низкая самооценка, высокая тревожность и агрессивность, низкий социальный статус, пристрастие к алкоголю и наркомании. Жестокое обращение не только наносит вред физическому и психическому здоровью детей, но и имеет тяжелые социальные последствия, главное из которых - воспроизводство самой жестокости. Насилие и небрежное отношение к детям признаны одной из основных международных проблем в области соблюдения прав человека и здравоохранения. Испытанная в детстве жестокость оставляет след на всю жизнь и приводит к тому, что в дальнейшем дети стремятся разрешать любые жизненные проблемы с помощью насильственных или противоправных действий. Один из путей разрешения данной проблемы - это активное использование социально-психологической помощи детям и подросткам - жертвам насилия. В нашей работе речь пойдет о детях подросткового возраста - жертвах домашнего насилия и разработке групповых занятий по стабилизации их психоэмоционального состояния.
Цель исследования: изучить психоэмоциональное состояние детей, жертв домашнего насилия, и разработать на этой основе систему социально-психологической помощи детям.
Задачи:
1. Охарактеризовать особенности домашнего насилия над детьми, его факторы.
2. Выделить основные направления социально-психологической помощи детям - жертвам домашнего насилия.
3. Изучить психоэмоциональное состояние детей, подвергшихся жестокому обращению в семье.
4. Разработать систему групповых занятий для детей - жертв домашнего насилия.
5. Показать эффективность социально-психологической помощи детям - жертвам насилия.
Объект исследования: психоэмоциональное состояние детей, жертв домашнего насилия.
Предмет исследования: эффективность социально-психологической помощи детям - жертвам насилия.
Гипотеза исследования: групповые занятия с детьми являются эффективными для стабилизации психоэмоционального состояния детей, жертв домашнего насилия.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение психологической литературы по проблеме исследования.
2. Психодиагностический метод.
3. Качественный и количественный анализ результатов исследования.
4. Интерпретационный метод.
5. Практическая разработка системы социально-психологической помощи детям - жертвам домашнего насилия.
Методика исследования: шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда. - Приложение 1.
Характеристика выборки исследования: В исследовании приняли участие 15 детей младшего и среднего подросткового возраста (12, 13, 14 лет). Информация о жестоком обращении с детьми предоставлена социальным педагогом школы.
Теоретическая значимость и научная новизна работы заключается в обобщении имеющегося наработанного материала, а также в предложении новых подходов. Эмпирическое исследование позволило выделить и проанализировать оценку эффективности социально-психологической помощи детям - жертвам домашнего насилия.
Практическая значимость работы состоит в том, что по результатам эмпирического исследования, проведенного на базе СОШ № 13 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан, разработаны рекомендации по развитию навыков групповых занятий , которая может широко применяться педагогами-психологами в работе с детьми для стабилизации психоэмоционального состояния детей, жертв домашнего насилия.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Особую группу представляют семьи, где ребенок находится социально опасном положении, где имеется риск или реально присутствует насилие над детьми, в виде жестокого обращения.
Насилие в отношении ребенка - это специфические интерперсональные формы поведения родителей, которые включают физическое, сексуальное, психологическое (поведенческое, интеллектуальное, эмоциональное и проч.) насилие.
Физическое насилие - преднамеренное манипулирование взрослыми телом ребенка как объектом, приводящее к нанесению ребенку физических повреждений различной степени тяжести.
Сексуальное насилие - преднамеренное манипулирование взрослыми телом ребенка как сексуальным объектом, приводящее к вовлечению ребенка в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или какой-либо иной выгоды; к сексуальному насилию относится не только сексуальное совращение детей, но и вовлечение детей в проституцию, порнобизнес и т.п.
Психологическое (поведенческое, интеллектуальное, эмоциональное и проч.) насилие - преднамеренное манипулирование взрослыми ребенком как объектом, игнорирование его свободы, достоинства, прав, либо разрушающее отношения привязанности между взрослыми и ребенком, либо, напротив, фиксирующее эти отношения и приводящее к различным деформациям и нарушениям психического развития.
Жестокое обращение с детьми не только наносит вред физическому и психическому здоровью ребенка или подростка, но и имеет тяжелые социальные последствия, главное из которых - воспроизводство самой жестокости и насилия.
Для изучения психоэмоционального состояния детей, подвергшихся жестокому обращению в семье, была использована шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда. Результаты изучения психоэмоционального состояния детей, подвергшихся жестокому обращению в семье, показали выраженность таких негативных эмоций как страх, стыд, вина, отвращения.
Социально-психологическая помощь детям - жертвам насилия включает в себя следующие направления работы: социально-психологическую диагностику, профилактику, социально-психологическое консультирование, терапию и коррекционно-реабилитационную деятельность.
Для психоэмоционального состояния детей, подвергшихся жестокому обращению в семье, была разработаны система групповых занятий. Ее задачи включали в себя формирование способности ребенка свободно выражать свои мысли и чувства, выработку реакций, адекватных внешним воздействиям, обучение навыкам сохранения в безопасности своего личного пространства, навыкам нейтрализации негативных эмоциональных состояний.
Анализ результатов повторной диагностики показал, что у подростков после групповой работы стали доминировать эмоции интереса и радости, при этом значительно уменьшились проявления вины, стыда, страха и отвращения.
Таим образом, результаты нашего исследования показали, что психоэмоциональное состояние детей, подвергшихся жестокому обращению в семье, отличается наличием ярко выраженных эмоций страха, стыда, вины, отвращения, наличием астении. У детей данной группы часто подавленное настроение, противоречивость эмоций, попытка их скрыть свои эмоции. В такой ситуации им необходима психологическая помощь и поддержка. В ходе исследования показано, что групповая работа может рассматриваться как эффективный метод коррекции психоэмоционального состояния детей, подвергшихся жестокому обращению в семье. Такая работа может рассматриваться как одно из эффективных направлений социально-психологической помощи подросткам, оказавших в кризисной ситуации.
Цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.



1. Антонов, А.И. Судьба семьи в России XXI века: размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции /А.И. Антонов, С.А. Сорокин. - М.: Изд. дом "Грааль", 2000. .
2. Бессонова Н.Н. Социально-педагогические технологии работы с неблагополучной семьей // Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - С. 116-128.
3. Бурмистрова, Е.В. Проблемы жестокого обращения в контексте психологии безопасности /Е.В. Бурмистрова // Материалы
4. Всероссийского съезда психологов образования России «Психология и современное Российское образование». - М., «Федерация психологов образования России», 2008. - 554 с. - С. 33-34.
5. Волкова, В.Н. Проблемы изучения распространенности и выявления случаев насилия над детьми /В.Н. Волкова // Национальный психологический журнал. № 1(2). - 2007 - С. 44-47.
6. Григорьев, С.И. Социальная работа: шведский вариант в первом приближении / С.И. Григорьев. - Барнаул, 1991. - 214 c.
7. Долецкий, С.Я. Критические ситуации в здоровье и воспитании детей: Лекция / С.Я. Долецкий. - М.: ЦОЛИУВ, 1986. - 138 c.
8. Достижения и находки: кризисные центры России / Отв. ред. и сост. Т.Ю. Забелина, Е.В. Исраелян. - М.: Пресс-Соло, 1999. - 244 c.
9. Дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изарду) /О.П. Елисеев // Практикум по психологии личности - СПб., 2003. - С.226-227.
10. К сердцу ребенка через мир понимания: социально-психологическое сопровождение детей, родители которых злоупотребляют алкоголем /Авт.-сост. С.Г. Кажарская. - Мозырь: Содействие, 2007. - 68 с.
11. Кун. Д. Основы психологии: все тайны поведения человека / Д. кун. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 720 с.
12. Малкина-Пых, И. Г.Психологическая помощь в кризисных ситуациях / И.Г. Малкина-Пых. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 960 с.
13. Мицкевич, Ж.И. Система социальной профилактики насилия в семье / Ж.И. Мицкевич // Системный подход в оказании социально-психологической помощи семье: материалы Междунар. Науч.-практ.конф., г. Минск, 28-29 нояб. 2007 г.; редкол. А.А. Туровец, Ж.И.Мицкевич (отв. ред.), Н.И. Муфель (и др.).- Минск: БГПУ, 2008. - 167 с. - С.114-116.
14. Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. - М.: ВЛАДОС, 2005. - С. 10-15.
14. Орлов, А.Б. Психологическое насилие в семье - определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи /А.Б. Орлов // Психолог в детском саду. - 2000. - №2-3. - С. 182-187.
15. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. - М.: Инфра-М, 1997. - 368 с.
16. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова, Е.В. Ектанова, Е.В. Зырянова [и др.]; отв. ред. Е. Г. Силяева. - М.: Центр, 2004. - 192 с.
17. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие / Е. И. Рогов, М.: Владос, 1996. - 529 с.
18. Россия: насилие в семье - насилие в обществе / Отв. ред. и составитель Забелина Т.Ю. - М., 2002. - 112 с.
19. Россия: cлишком мало и слишком поздно // Опыт и стандарты, используемые в международной практике, по вопросам защиты женщин от насилия. - М.: Central and East European law initiative, 2000.
20. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учебное издание для психологов, детских психологов, психотерапевтов, студентов педагогических ВУЗов / Под ред. Н.К. Асяновой. - М.:ВЛАДОС, 1997.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ