Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В США И ЕВРОПЕ…7
1.1 Понятие и сущность практической психологии …………………………..7
1.2 История развития практической психологии в США и европейских странах в системе образования…………………..……………………..…10
1.3 Выводы по первой главе……17
ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ...18
2.1 Основные этапы развития школьной психологической службы в России….18
2.2 Виды деятельности школьного психолога и их характеристика..22
Выводы по второй главе………28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…31
Психология – одна из современных наук, получившая популярность в современном мире. Нельзя сказать, что интерес к данной области научного познания оставался на протяжении истории малозаметным. Как область науки, занимающая промежуточное положение между естественными и гуманитарными науками, психология длительное время оставалась и, пожалуй, сегодня остается междисциплинарной областью. С одной стороны, психология базируется на философском фундаменте, с другой – активно опирается на естественные науки, в том числе физиологию и медицину. Анализируя историю развития данного предмета, нетрудно увидеть, что врачи внесли огромный вклад в становление психологии и отдельных ее разделов. Начиная с древнегреческого врача Гиппократа, который разработал первую теорию темперамента, можно указать Э. Кречмера немецкого психиатра и психолога, автора теории типологии тела и ее связи с болезнями, З. Фрейда, В.Н. Мясищева, П.Б. Ганушкина и многих других, кто, работая в сфере медицины, сыграл большую роль в разработке научных идей психологии.
Научная психология без связи с прикладной и практической не представляет значительной актуальности, как и другие области научного познания. Любое открытие в науке в конечном счете должно находить свое приложение в практике, тем самым развивая экономику, технологию и производство. Психология в данном аспекте не является исключением, все научные идеи так или иначе внедряются в практику. В этой связи сегодня можно выделить целый ряд прикладных аспектов психологии – это педагогическая психология, инженерная психология, юридическая психология, медицинская психология, космическая психологи и др. При этом в каждом разделе прикладной психологи можно выделить целый ряд подразделов. Так, например, в области педагогической психологии можно выделить психологию обучения, психологию воспитания, психологию педагога, психологию общения педагога и учащегося и т.д. В юридической психологии выделяют криминальную психологию, психологию следствия, психологию судебного разбирательства, психологию экспертизы, психологию допроса и более частные разделы.
Задача практической психологии как раз заключается в том, чтобы использовать научные результаты в прикладном аспекте психологии. Например, используя научные достижения в области теории общения, опираясь на разные концепции: Э.Берн трансактный анализ, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, А.А. Бодалев концепции общения, а также теорию НЛП, можно усовершенствовать в рамках юридической психологии коммуникацию между следователем и преступником или гармонизировать с помощью практических инструментов взаимодействие между учителем и учеником, а также значительно повысить социально-психологическое благополучие в коллективе, обучив его членов грамотной коммуникации.
В настоящее время практическая психология все больше получает признание и популярность в широких массах. Если 20 лет назад обращение к психологу в России носило исключительный характер, то сегодня практическая психология представляет широкомасштабно самые разные услуги. И в этом кроется определенная проблема, связанная с отсутствием сертификации практических психологов, недостаточной компетентностью отдельных из них, а иногда и неприкрытым шарлатанством.
Итак, проблема данного исследования заключается в том, что с развитием практической психологии и ее востребованностью в настоящее время практически не разрабатываются инновационные психотехнологии по оказанию психологической помощи населению. Психологи по-прежнему используют те психотехники, которые были разработаны в 19 и начале 20 века. Лишь немногие новые техники скорее трансформированы и выдаются за ноу хау. Кроме того, практическая психология очень медленно выходит на научный уровень. На современном этапе отсутствует научная специальность практическая психология.
Исходя из вышесказанного, возникает противоречие между востребованностью общества в качественной психологической помощи и отсутствием надежных научно-обоснованных технологий оказания данной помощи, а также отсутствием контроля со стороны государства за предоставлением качественных психологических услуг населению.
Степень разработанности проблемы. Вопросы, связанные с внедрением психологических практик в разные сферы жизнедеятельности человека в отечественной психологии, берут начало в конце девятнадцатого начале двадцатого века. Первый опыт внедрения психологии произошел в образовательной практике в систему обучения, развития и воспитания личности. Работы Г.И. Челпанова, П.П. Блонского, Л.С. Выготского и других отечественных ученых заложили фундамент научного знания о психическом развитии ребёнка. Огромный научный вклад в развитие практической психологии внесли Г.И. Россолимо и В.П. Кащенко, которые в начале XX в. стали инициаторами создания педологических лабораторий, а также такие известные ученые, как А.П. Нечаев, Н.П. Румянцев и В.М. Бехтерев. При разработке психологического инструментария для психодиагностического исследования детей выделяются работы М.М. Рубинштейн, А.П. Нечаева, Н.П. Румянцева, а также П.П. Блонского, М.Я. Басова, А.С. Залужного, Л.С. Выготского, А.Ф. Лазурского и др. Среди современных исследований можно отметить работы И.В. Дубровиной и Ю.К. Бабанского, а также А.В. Шуваловой, М.Р. Битяновой, Л.М. Фридман и др.
Цель исследования: проанализировать основные тенденции развития практической психологии в России и за рубежом
Объект исследования: практическая психология как отрасль психологической науки
Предмет исследования: особенности развития практической психологии личности в России и за рубежом
Гипотеза исследования: по всей видимости, развитие практической психологии личности в России и за рубежом будет отличаться интенсивностью и масштабностью данного процесса. Развитие психологических практик наиболее продуктивно развивается в европейской и американской психологии вследствие исторически сложившейся ситуации.
Задачи исследования:
- Осуществить теоретический анализ специальной литературы по проблеме развития практической психологии в России и за рубежом.
- Провести сравнительный развития практической психологии в России и за рубежом.
- Охарактеризовать основные направления практической психологии личности.
- Проанализировать современные тенденции развития практической психологии в России и выделить основные трудности.
Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных авторов по истории психологии и практической психологии, а также исследования по отдельным направлениям психологии, психологическому консультированию, психологической коррекции, психотерапии.
В качестве методов и методик исследования использовался иерархический и сопоставительный анализ научных и практических источников по психологии, медицине и другим отраслям науки.
Практическая значимость: заключается в том, что полученные в курсовой работе результаты послужат основой для дальнейших более глубоких исследований в области практической психологии.
Анализ научной литературы по проблеме становления практической психологии в системе образования в России и за рубежом показал, что первые психологические службы были открыты в Англии благодаря опубликованному закону об образовании в 1970 году. История развития практической психологии в Европе и Америке свидетельствует о том, что первый опыт внедрения психологических знаний был связан с организацией школьной психологической службы вначале в Англии, затем США, Франции, Германии, Швейцарии и других странах восточной Европы. В Европейских странах практическая психология развивалась в рамках психологии образования или школьной психологической службы. Первый опыт работы психологических служб за рубежом связан с реализацией основной функции, направленной на отбор учащихся для дифференцированного обучения. В дальнейшем функционал был расширен до оказания консультационных услуг не только детям, но и родителям, педагогам и администрации школ, а в качестве основных проблем, требующих участия психолога, стали вопросы воспитания, обучения, организации деятельности, межличностного общения и др.
Становление психологической службы в России происходило с некоторым отставанием от западных стран. Несмотря на то, что первый опыт данной работы отмечен в начале двадцатого века, окончательное оформление на законодательном уровне практической психологии в системе образования в России осуществляется только в 80-ых годах двадцатого века, благодаря психологическому эксперименту, осуществленному И.В. Дубровиной в рамках психологического института РАО.
Важно также отметить, что на современном этапе функционал школьного психолога в России и за рубежом практически не имеет различий, за исключением того, что в Европе и Америке работа психолога в школе более регламентирована законодательством штата и нормативными документами департаментов образования. В России школьные психологи имеют значительно больше свободы для профессиональных маневров и менее подвержены проверкам всевозможных инстанций, включая комитеты по этике.
1. Алехина С.В., Битянова М.Р., Метелькова Е.И. Психологическая служба в образовании: перспективы развития //Школьный психолог. – 2002. – № 4.
2. Баранов В. Ф. Педологическая служба в советской школе 20-30-х гг. //Вопросы психологии. – 1991. – № 4.
3. Бодалев В.А., Ломов Б.Ф., Матюшкин А.М. Психологическая наука – реформе школы //Вопросы психологии. – 1984, № 3. – С. 12-24;
4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000. – 298 с.
5. Всероссийский съезд практических психологов образования «Практическая психология в условиях модернизации образования» //Школьный психолог. - 2003. - № 34 (274). - С. 5-12.
6. Детская практическая психология /gод ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.
7. Дубровина И.В., Круглов Б.С. Первые итоги эксперимента по введению в школах Москвы психолога-педагога /В сб.: Психологическая служба в школе: Тезисы Всесоюзного симпозиума. Ч. I. – Таллин, 1983. – С. 106-110; .
8. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – СПб.: Питер, 2006. – 592 с.
9. Иванников В.А. Задачи практической психологии в комплексной службе помощи детям //Вопросы психологии. – 2005. – № 1. – С. 51-55.
10. Кала У.В., Раудик В.В. Психологическая служба в школе. – М. «Знание», 1986. – № 12 (Сер. «Педагогика и психология»). – 80 с.
11. Материалы 1 съезда практических психологов образования РФ. – М., 1994;
12. Материалы 2 съезда практических психологов образования РФ. – Пермь, 1995.
13. Нормативные правовые документы для педагогов-психологов образования /Сост. И.М.Каманов. Выпуск 1. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144 с.
14. Научно-практические проблемы школьной психологической службы /gод ред. Ю.К.Бабанского, А.А.Бодалева, И.В.Дубровиной. В 7 т. – М.: Педагогика, 1987.
15. Пахальян В.Э. Психопрофилактика в образовании //Вопросы психологии. – 2002, № 1. – С. 38-44.
16. Рубцов В.В., Селявина Л.К., Малых С.Б. Система психологической поддержки образования //Психологическая наука и образование. – 2005. – № 1. – С. 25-43.
17. Руководство практического психолога: Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы /gод ред. И.В.Дубровиной. – М.: «Академия», 2000. – 160 с.
18. Сонин В.А., Шлионский Л.М. Классики мировой психологии. – СПб.: Речь, 2001. – 288 с.
19. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. – М.: Наука, 1966. – 450 с.
20. Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы //Вопросы психологии. – 2001, № 1. – С. 97-107.
21. Челпанов Г.И. Психология. Философия. Образование. – М.: НПО «МОДЭК», 1999. – 528 с.
22. Шварцман, П.Я., Кузнецова, И.В. Педология //Репрессированная наука. Выпуск 2. – СПб.: Наука, 1994. – С.121-139.
23. Шувалов А.В. Развитие психологической службы в системе дополнительного образования детей //Вопросы психологии. – 2001. – № 6. – С. 136-138.
24. The Handbook of International School Psychology / ed. by S. R. Jiinerson, T. Oakland, P. Farrell. Thousand Oaks, California : Sage, 2006. P. 114.
25. Смотрицкии Е. Ю. Школьная психология в Германии. URL: zhurnal.lib.ni/s/ smotrickij_e_j/smotrytskyy-schul-psych-profil-3.shtml (дата обращения: 15.09.2015).
26. Психологические центры: Организация, содержание деятельности, документация / под ред. С. Б. Малых. М.: Генезис, 2007. С. 26.
27. The Handbook of International School Psychology / ed. by S. R. Jimerson, T. Oakland, P. Farrell. 2013. P.417.