Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Практическая психология в системе образования (Российский Университет Дружбы Народов)

Работа №136712

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы32
Год сдачи2022
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
38
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В США И ЕВРОПЕ…7
1.1 Понятие и сущность практической психологии …………………………..7
1.2 История развития практической психологии в США и европейских странах в системе образования…………………..……………………..…10
1.3 Выводы по первой главе……17
ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ...18
2.1 Основные этапы развития школьной психологической службы в России….18
2.2 Виды деятельности школьного психолога и их характеристика..22
Выводы по второй главе………28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…31

Психология – одна из современных наук, получившая популярность в современном мире. Нельзя сказать, что интерес к данной области научного познания оставался на протяжении истории малозаметным. Как область науки, занимающая промежуточное положение между естественными и гуманитарными науками, психология длительное время оставалась и, пожалуй, сегодня остается междисциплинарной областью. С одной стороны, психология базируется на философском фундаменте, с другой – активно опирается на естественные науки, в том числе физиологию и медицину. Анализируя историю развития данного предмета, нетрудно увидеть, что врачи внесли огромный вклад в становление психологии и отдельных ее разделов. Начиная с древнегреческого врача Гиппократа, который разработал первую теорию темперамента, можно указать Э. Кречмера немецкого психиатра и психолога, автора теории типологии тела и ее связи с болезнями, З. Фрейда, В.Н. Мясищева, П.Б. Ганушкина и многих других, кто, работая в сфере медицины, сыграл большую роль в разработке научных идей психологии.
Научная психология без связи с прикладной и практической не представляет значительной актуальности, как и другие области научного познания. Любое открытие в науке в конечном счете должно находить свое приложение в практике, тем самым развивая экономику, технологию и производство. Психология в данном аспекте не является исключением, все научные идеи так или иначе внедряются в практику. В этой связи сегодня можно выделить целый ряд прикладных аспектов психологии – это педагогическая психология, инженерная психология, юридическая психология, медицинская психология, космическая психологи и др. При этом в каждом разделе прикладной психологи можно выделить целый ряд подразделов. Так, например, в области педагогической психологии можно выделить психологию обучения, психологию воспитания, психологию педагога, психологию общения педагога и учащегося и т.д. В юридической психологии выделяют криминальную психологию, психологию следствия, психологию судебного разбирательства, психологию экспертизы, психологию допроса и более частные разделы.
Задача практической психологии как раз заключается в том, чтобы использовать научные результаты в прикладном аспекте психологии. Например, используя научные достижения в области теории общения, опираясь на разные концепции: Э.Берн трансактный анализ, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, А.А. Бодалев концепции общения, а также теорию НЛП, можно усовершенствовать в рамках юридической психологии коммуникацию между следователем и преступником или гармонизировать с помощью практических инструментов взаимодействие между учителем и учеником, а также значительно повысить социально-психологическое благополучие в коллективе, обучив его членов грамотной коммуникации.
В настоящее время практическая психология все больше получает признание и популярность в широких массах. Если 20 лет назад обращение к психологу в России носило исключительный характер, то сегодня практическая психология представляет широкомасштабно самые разные услуги. И в этом кроется определенная проблема, связанная с отсутствием сертификации практических психологов, недостаточной компетентностью отдельных из них, а иногда и неприкрытым шарлатанством.
Итак, проблема данного исследования заключается в том, что с развитием практической психологии и ее востребованностью в настоящее время практически не разрабатываются инновационные психотехнологии по оказанию психологической помощи населению. Психологи по-прежнему используют те психотехники, которые были разработаны в 19 и начале 20 века. Лишь немногие новые техники скорее трансформированы и выдаются за ноу хау. Кроме того, практическая психология очень медленно выходит на научный уровень. На современном этапе отсутствует научная специальность практическая психология.
Исходя из вышесказанного, возникает противоречие между востребованностью общества в качественной психологической помощи и отсутствием надежных научно-обоснованных технологий оказания данной помощи, а также отсутствием контроля со стороны государства за предоставлением качественных психологических услуг населению.
Степень разработанности проблемы. Вопросы, связанные с внедрением психологических практик в разные сферы жизнедеятельности человека в отечественной психологии, берут начало в конце девятнадцатого начале двадцатого века. Первый опыт внедрения психологии произошел в образовательной практике в систему обучения, развития и воспитания личности. Работы Г.И. Челпанова, П.П. Блонского, Л.С. Выготского и других отечественных ученых заложили фундамент научного знания о психическом развитии ребёнка. Огромный научный вклад в развитие практической психологии внесли Г.И. Россолимо и В.П. Кащенко, которые в начале XX в. стали инициаторами создания педологических лабораторий, а также такие известные ученые, как А.П. Нечаев, Н.П. Румянцев и В.М. Бехтерев. При разработке психологического инструментария для психодиагностического исследования детей выделяются работы М.М. Рубинштейн, А.П. Нечаева, Н.П. Румянцева, а также П.П. Блонского, М.Я. Басова, А.С. Залужного, Л.С. Выготского, А.Ф. Лазурского и др. Среди современных исследований можно отметить работы И.В. Дубровиной и Ю.К. Бабанского, а также А.В. Шуваловой, М.Р. Битяновой, Л.М. Фридман и др.
Цель исследования: проанализировать основные тенденции развития практической психологии в России и за рубежом
Объект исследования: практическая психология как отрасль психологической науки
Предмет исследования: особенности развития практической психологии личности в России и за рубежом
Гипотеза исследования: по всей видимости, развитие практической психологии личности в России и за рубежом будет отличаться интенсивностью и масштабностью данного процесса. Развитие психологических практик наиболее продуктивно развивается в европейской и американской психологии вследствие исторически сложившейся ситуации.
Задачи исследования:
- Осуществить теоретический анализ специальной литературы по проблеме развития практической психологии в России и за рубежом.
- Провести сравнительный развития практической психологии в России и за рубежом.
- Охарактеризовать основные направления практической психологии личности.
- Проанализировать современные тенденции развития практической психологии в России и выделить основные трудности.
Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных авторов по истории психологии и практической психологии, а также исследования по отдельным направлениям психологии, психологическому консультированию, психологической коррекции, психотерапии.
В качестве методов и методик исследования использовался иерархический и сопоставительный анализ научных и практических источников по психологии, медицине и другим отраслям науки.
Практическая значимость: заключается в том, что полученные в курсовой работе результаты послужат основой для дальнейших более глубоких исследований в области практической психологии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ научной литературы по проблеме становления практической психологии в системе образования в России и за рубежом показал, что первые психологические службы были открыты в Англии благодаря опубликованному закону об образовании в 1970 году. История развития практической психологии в Европе и Америке свидетельствует о том, что первый опыт внедрения психологических знаний был связан с организацией школьной психологической службы вначале в Англии, затем США, Франции, Германии, Швейцарии и других странах восточной Европы. В Европейских странах практическая психология развивалась в рамках психологии образования или школьной психологической службы. Первый опыт работы психологических служб за рубежом связан с реализацией основной функции, направленной на отбор учащихся для дифференцированного обучения. В дальнейшем функционал был расширен до оказания консультационных услуг не только детям, но и родителям, педагогам и администрации школ, а в качестве основных проблем, требующих участия психолога, стали вопросы воспитания, обучения, организации деятельности, межличностного общения и др.
Становление психологической службы в России происходило с некоторым отставанием от западных стран. Несмотря на то, что первый опыт данной работы отмечен в начале двадцатого века, окончательное оформление на законодательном уровне практической психологии в системе образования в России осуществляется только в 80-ых годах двадцатого века, благодаря психологическому эксперименту, осуществленному И.В. Дубровиной в рамках психологического института РАО.
Важно также отметить, что на современном этапе функционал школьного психолога в России и за рубежом практически не имеет различий, за исключением того, что в Европе и Америке работа психолога в школе более регламентирована законодательством штата и нормативными документами департаментов образования. В России школьные психологи имеют значительно больше свободы для профессиональных маневров и менее подвержены проверкам всевозможных инстанций, включая комитеты по этике.



1. Алехина С.В., Битянова М.Р., Метелькова Е.И. Психологическая служба в образовании: перспективы развития //Школьный психолог. – 2002. – № 4.
2. Баранов В. Ф. Педологическая служба в советской школе 20-30-х гг. //Вопросы психологии. – 1991. – № 4.
3. Бодалев В.А., Ломов Б.Ф., Матюшкин А.М. Психологическая наука – реформе школы //Вопросы психологии. – 1984, № 3. – С. 12-24;
4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000. – 298 с.
5. Всероссийский съезд практических психологов образования «Практическая психология в условиях модернизации образования» //Школьный психолог. - 2003. - № 34 (274). - С. 5-12.
6. Детская практическая психология /gод ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.
7. Дубровина И.В., Круглов Б.С. Первые итоги эксперимента по введению в школах Москвы психолога-педагога /В сб.: Психологическая служба в школе: Тезисы Всесоюзного симпозиума. Ч. I. – Таллин, 1983. – С. 106-110; .
8. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – СПб.: Питер, 2006. – 592 с.
9. Иванников В.А. Задачи практической психологии в комплексной службе помощи детям //Вопросы психологии. – 2005. – № 1. – С. 51-55.
10. Кала У.В., Раудик В.В. Психологическая служба в школе. – М. «Знание», 1986. – № 12 (Сер. «Педагогика и психология»). – 80 с.
11. Материалы 1 съезда практических психологов образования РФ. – М., 1994;
12. Материалы 2 съезда практических психологов образования РФ. – Пермь, 1995.
13. Нормативные правовые документы для педагогов-психологов образования /Сост. И.М.Каманов. Выпуск 1. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144 с.
14. Научно-практические проблемы школьной психологической службы /gод ред. Ю.К.Бабанского, А.А.Бодалева, И.В.Дубровиной. В 7 т. – М.: Педагогика, 1987.
15. Пахальян В.Э. Психопрофилактика в образовании //Вопросы психологии. – 2002, № 1. – С. 38-44.
16. Рубцов В.В., Селявина Л.К., Малых С.Б. Система психологической поддержки образования //Психологическая наука и образование. – 2005. – № 1. – С. 25-43.
17. Руководство практического психолога: Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы /gод ред. И.В.Дубровиной. – М.: «Академия», 2000. – 160 с.
18. Сонин В.А., Шлионский Л.М. Классики мировой психологии. – СПб.: Речь, 2001. – 288 с.
19. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. – М.: Наука, 1966. – 450 с.
20. Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы //Вопросы психологии. – 2001, № 1. – С. 97-107.
21. Челпанов Г.И. Психология. Философия. Образование. – М.: НПО «МОДЭК», 1999. – 528 с.
22. Шварцман, П.Я., Кузнецова, И.В. Педология //Репрессированная наука. Выпуск 2. – СПб.: Наука, 1994. – С.121-139.
23. Шувалов А.В. Развитие психологической службы в системе дополнительного образования детей //Вопросы психологии. – 2001. – № 6. – С. 136-138.
24. The Handbook of International School Psychology / ed. by S. R. Jiinerson, T. Oakland, P. Farrell. Thousand Oaks, California : Sage, 2006. P. 114.
25. Смотрицкии Е. Ю. Школьная психология в Германии. URL: zhurnal.lib.ni/s/ smotrickij_e_j/smotrytskyy-schul-psych-profil-3.shtml (дата обращения: 15.09.2015).
26. Психологические центры: Организация, содержание деятельности, документация / под ред. С. Б. Малых. М.: Генезис, 2007. С. 26.
27. The Handbook of International School Psychology / ed. by S. R. Jimerson, T. Oakland, P. Farrell. 2013. P.417.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ