Тележурналистика в Интернете: адаптация форматов
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТВ В ИНТЕРНЕТЕ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ 7
1.1 СМИ в сетевом пространстве: специфика адаптации 7
1.2 От ТВ в Интернете – к Интернет-ТВ 12
1.3 Адаптация телевизионных жанров в интернет-среде 18
ГЛАВА 2. ТЕЛЕКАНАЛ «ДОЖДЬ» В ЭФИРЕ И В СЕТИ 24
2.1 Телеканал «Дождь» как альтернативное ТВ: история становления 24
2.2 «Дождь» как новый формат телеканала: анализ контента 33
ГЛАВА III. ИНТЕРНЕТ-ТЕЛЕКАНАЛ «PITER TV»: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ, СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ, ИНТЕРАКТИВНЫЕ АСЕКТЫ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63
ПРИЛОЖЕНИЕ В 79
ГЛАВА I. ТВ В ИНТЕРНЕТЕ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ 7
1.1 СМИ в сетевом пространстве: специфика адаптации 7
1.2 От ТВ в Интернете – к Интернет-ТВ 12
1.3 Адаптация телевизионных жанров в интернет-среде 18
ГЛАВА 2. ТЕЛЕКАНАЛ «ДОЖДЬ» В ЭФИРЕ И В СЕТИ 24
2.1 Телеканал «Дождь» как альтернативное ТВ: история становления 24
2.2 «Дождь» как новый формат телеканала: анализ контента 33
ГЛАВА III. ИНТЕРНЕТ-ТЕЛЕКАНАЛ «PITER TV»: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ, СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ, ИНТЕРАКТИВНЫЕ АСЕКТЫ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63
ПРИЛОЖЕНИЕ В 79
Эфирное вещание теряет свою аудиторию. Это доказывает исследование, проведенное «Фондом общественного мнения». Было опрошено 3000 респондентов по всей России старше 18 лет. Процент тех, кто узнает новости и получает другую информацию из эфирного вещания, в 2011 году достигал отметки в 92%. К маю 2017 года он снизился до 78 процентов. Одновременно новостные сайты в Интернете набирают популярность у аудитории: количество потребителей выросло от 13% в 2010 году до 41%в 2017-м.Форумы, блоги, группы в социальных сетях также становятся востребованным источником, откуда россияне узнают новости: от 4% в 2010 году до 19% к концу 2017 года.
Вследствие этого, с одной стороны, эфирные ТВ-каналы постепенно осваивают сетевое пространство, с другой – растет количество интернет-телеканалов: по разным данным в настоящее время их насчитывается от 400 до 500 .
Медиапотребление с использованием Интернета вынуждает телевидение адаптироваться в новой коммуникативной среде, что приводит к изменениям в традиционных форматах презентации журналистского контента.
Актуальным представляется описание существующей практики такой адаптации, а также выявление существующих вариантов функционирования телевизионного контента в Сети.
Целью данной дипломной работы является выявление актуальных вариантов и тенденций трансформации телеконтента в Интернете.
Для достижения поставленной нами цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать варианты функционирования ТВ в интернет-среде
2. Выявить факторы и направления адаптации телевизионного контента в интернет-среде
3. Выявить варианты адаптации ТВ-форматов в сети на примере интернет-телеканалов «Дождь» и «PiterTV».
Степень разработанности темы. Данную тему освещают в своих трудах следующие исследователи: А. Амзин, Л.П. Шестеркина, И.М. Дзялошинский, С.Г. Корконосенко, Е.Л. Вартанова, И.Н. Блохин, С.С Бодрунова, М.А. Бережная, М.М. Лукина, И.Д. Фомичева, А.А. Калмыков, Л.А. Коханова и др. В фокусе внимания исследователей активный переход эфирных телевизионных каналов в новую коммуникативную среду, эволюция медиапространства. Практика динамично развивается, и новый опыт не успевает найти отражения в научных монографиях. В связи с этим, остался недостаточно изучен аспект новых гибридных жанров и форм ТВ, существующих в сети Интернет.
Объект нашего исследования –интернет-контент телевизионных каналов.
Предмет исследования – адаптация форматов тележурналистики в интернет-вещании.
Эмпирическим материалом послужили публикации интернет-телеканалов «Дождь» и «PiterTv», в частности следующие программы и рубрики: «Бремя новостей» («Дождь»),«Новости СПб»(PiterTV).
Для исследования нами были выбраны выпуски информационных телепрограмм, выходившие в эфир в период с 4 ноября 2017 по 28 апреля 2018 года. Информационный контент является наиболее динамичным, что дает возможность проследить изменения в форматах в течение полугода.
Методы исследования, которые использовались в дипломной работе: наблюдение, описание, сравнительный анализ, контент-анализ, метод классификации, метод глубинного интервью. Использован исторический и типологический подходы.
Теоретическую базу исследования составили научные статьи и монографии, посвященные интернет-журналистике – А.А. Калмыков, Л.А. Коханова «Интернет-журналистика», М.М. Лукина, И. Д. Фомичева «СМИ в пространстве интернета", М.Э. Жебит «Типология интернет-СМИ: подходы и перспективы», Л.А. Битков «Симбиоз средств массовой коммуникации: телевизионное вещание в социальных сетях в интернете и традиционное телевидение», К.В. Лученко «Интернет – СМИ будущего?», А.Г. Качкаева, И.В. Кирия «Российское телевидение: между спросом и предложением», И.М. Дзялошинский «Современное медиапостранство современной России» и др.
Также нами были использованы работы Е.М. Пак «Теоретические подходы к определению понятия жанра интернет-журналистики», Н.И. Клушиной, М.В. Ивановой «Трансформация медийных жанров в коммуникативном пространстве Интернет». Были полезны работы по истории и теории журналистики, в частности, В.П. Костоусов «История телевидения: телевидение в лицах, цифрах и событиях».
Новизна данной работы заключается в выявлении ТВ-форматов, которые характерны для современных интернет-каналов. Нами были выявлены факторы, которые определяют возникновение такого рода форматов, а также тенденции их изменений.
Структура. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе «ТВ в Интернете: основные этапы» мы дали определения основным понятиям интернет-журналистики, описали поэтапное развитие сетевых СМИ, а также описали процесс адаптации телевизионных форматов в Интернете.
В первом параграфе «СМИ в сетевом пространстве: специфика адаптации» мы определили специфику интернет-журналистики, дали историческую справку о развитии интернет-журналистики, классифицировали интернет-СМИ и обозначили варианты адаптации средств массовой информации в сети.
Во втором параграфе «От ТВ в Интернете – к интернет-ТВ» определены понятия «интерактивности», «дигитализации» и «конвергенции», приведены существующие классификации интернет-каналов.
В третьем параграфе «Адаптация телевизионных жанров в интернет-среде» дана жанровая классификация, описаны гибридные жанры ТВ, обозначены понятия «жанр» и «формат».
Вторая глава «Телеканал «Дождь» в эфире и в Сети» описывает тематическую и форматную специфику выбранного для анализа канала. Параграф первый «Телеканал «Дождь» как альтернативное ТВ: история становления» посвящен созданию и истории телеканала: обозначены основные этапы развития «Дождя».
Второй параграф «Дождь» как новый формат телеканала: анализ контента» направлен на изучение контента телеканала методом контент-анализа. Здесь выделены основные особенности форматов подаваемой информации, показан процесс трансформации контента.
Третья глава «Интернет-телеканал: специфика контента» направлена на изучение контента телеканала «PiterTV» с целью выявления его функциональной, содержательной, интерактивной и коммуникативной специфики.
В приложениях представлены: таблица прослеживаемых форматов и жанров на телеканале «Дождь» за выбранный нами период и расшифрованное интервью с главным редактором интернет-канала «PiterTV» Станиславом Бутенко.
Вследствие этого, с одной стороны, эфирные ТВ-каналы постепенно осваивают сетевое пространство, с другой – растет количество интернет-телеканалов: по разным данным в настоящее время их насчитывается от 400 до 500 .
Медиапотребление с использованием Интернета вынуждает телевидение адаптироваться в новой коммуникативной среде, что приводит к изменениям в традиционных форматах презентации журналистского контента.
Актуальным представляется описание существующей практики такой адаптации, а также выявление существующих вариантов функционирования телевизионного контента в Сети.
Целью данной дипломной работы является выявление актуальных вариантов и тенденций трансформации телеконтента в Интернете.
Для достижения поставленной нами цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать варианты функционирования ТВ в интернет-среде
2. Выявить факторы и направления адаптации телевизионного контента в интернет-среде
3. Выявить варианты адаптации ТВ-форматов в сети на примере интернет-телеканалов «Дождь» и «PiterTV».
Степень разработанности темы. Данную тему освещают в своих трудах следующие исследователи: А. Амзин, Л.П. Шестеркина, И.М. Дзялошинский, С.Г. Корконосенко, Е.Л. Вартанова, И.Н. Блохин, С.С Бодрунова, М.А. Бережная, М.М. Лукина, И.Д. Фомичева, А.А. Калмыков, Л.А. Коханова и др. В фокусе внимания исследователей активный переход эфирных телевизионных каналов в новую коммуникативную среду, эволюция медиапространства. Практика динамично развивается, и новый опыт не успевает найти отражения в научных монографиях. В связи с этим, остался недостаточно изучен аспект новых гибридных жанров и форм ТВ, существующих в сети Интернет.
Объект нашего исследования –интернет-контент телевизионных каналов.
Предмет исследования – адаптация форматов тележурналистики в интернет-вещании.
Эмпирическим материалом послужили публикации интернет-телеканалов «Дождь» и «PiterTv», в частности следующие программы и рубрики: «Бремя новостей» («Дождь»),«Новости СПб»(PiterTV).
Для исследования нами были выбраны выпуски информационных телепрограмм, выходившие в эфир в период с 4 ноября 2017 по 28 апреля 2018 года. Информационный контент является наиболее динамичным, что дает возможность проследить изменения в форматах в течение полугода.
Методы исследования, которые использовались в дипломной работе: наблюдение, описание, сравнительный анализ, контент-анализ, метод классификации, метод глубинного интервью. Использован исторический и типологический подходы.
Теоретическую базу исследования составили научные статьи и монографии, посвященные интернет-журналистике – А.А. Калмыков, Л.А. Коханова «Интернет-журналистика», М.М. Лукина, И. Д. Фомичева «СМИ в пространстве интернета", М.Э. Жебит «Типология интернет-СМИ: подходы и перспективы», Л.А. Битков «Симбиоз средств массовой коммуникации: телевизионное вещание в социальных сетях в интернете и традиционное телевидение», К.В. Лученко «Интернет – СМИ будущего?», А.Г. Качкаева, И.В. Кирия «Российское телевидение: между спросом и предложением», И.М. Дзялошинский «Современное медиапостранство современной России» и др.
Также нами были использованы работы Е.М. Пак «Теоретические подходы к определению понятия жанра интернет-журналистики», Н.И. Клушиной, М.В. Ивановой «Трансформация медийных жанров в коммуникативном пространстве Интернет». Были полезны работы по истории и теории журналистики, в частности, В.П. Костоусов «История телевидения: телевидение в лицах, цифрах и событиях».
Новизна данной работы заключается в выявлении ТВ-форматов, которые характерны для современных интернет-каналов. Нами были выявлены факторы, которые определяют возникновение такого рода форматов, а также тенденции их изменений.
Структура. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе «ТВ в Интернете: основные этапы» мы дали определения основным понятиям интернет-журналистики, описали поэтапное развитие сетевых СМИ, а также описали процесс адаптации телевизионных форматов в Интернете.
В первом параграфе «СМИ в сетевом пространстве: специфика адаптации» мы определили специфику интернет-журналистики, дали историческую справку о развитии интернет-журналистики, классифицировали интернет-СМИ и обозначили варианты адаптации средств массовой информации в сети.
Во втором параграфе «От ТВ в Интернете – к интернет-ТВ» определены понятия «интерактивности», «дигитализации» и «конвергенции», приведены существующие классификации интернет-каналов.
В третьем параграфе «Адаптация телевизионных жанров в интернет-среде» дана жанровая классификация, описаны гибридные жанры ТВ, обозначены понятия «жанр» и «формат».
Вторая глава «Телеканал «Дождь» в эфире и в Сети» описывает тематическую и форматную специфику выбранного для анализа канала. Параграф первый «Телеканал «Дождь» как альтернативное ТВ: история становления» посвящен созданию и истории телеканала: обозначены основные этапы развития «Дождя».
Второй параграф «Дождь» как новый формат телеканала: анализ контента» направлен на изучение контента телеканала методом контент-анализа. Здесь выделены основные особенности форматов подаваемой информации, показан процесс трансформации контента.
Третья глава «Интернет-телеканал: специфика контента» направлена на изучение контента телеканала «PiterTV» с целью выявления его функциональной, содержательной, интерактивной и коммуникативной специфики.
В приложениях представлены: таблица прослеживаемых форматов и жанров на телеканале «Дождь» за выбранный нами период и расшифрованное интервью с главным редактором интернет-канала «PiterTV» Станиславом Бутенко.
Современные средства массовой информации, которые осуществляют свою деятельность в Интернете, обладают организационной, коммуникативной и технологической спецификой. Процесс адаптации традиционных жанров и форматов происходит постоянно и обусловлен текущими информационными запросами потребителей. С целью наиболее полного охвата аудитории в медиапространстве сосуществуют как копии и аналоги традиционных средств массовой информации, их модифицированные версии, так и сугубо интернет-СМИ.
Интернет-телевидение как одна из составляющих сетевой журналистики опирается на три главных ее характеристики: дигитализация, конвергентность и интерактивность: все эти процессы способствуют вовлечению аудитории в событийное пространство и развитию информационной среды. Они определяют актуальные варианты и тенденции трансформации телеконтента в Интернете.
Интернет-телевидение существует как в русле общих тенденций функционирования ТВ, так и трансформирует привычные творческие и технологические практики тележурналистики. Активно развивается коммерциализация телевизионного контента, появляются новые жанры, ориентированные на развлекательные функции, в том числе с использованием различных мультимедийных средств; возникают и гибридные жанры тележурналистики, которые находят воплощение в различных форматах.
Интернет-среда дает возможность проявлению альтернативности телеканалов – как содержательной, так и технологической, а следовательно, более широкому выбору информационных источников для аудитории.
Контент-анализ позволил нам выявить некоторые тенденции в модификации жанровой политики телеканала «Дождь»: увеличение динамики в верстке новостных выпусков, увеличение диалогичности в новостных выпусках, театрализация диалогов, смешение фактов и мнений, рост развлекательных компонентов. Данные тенденции находят отклик у интернет-аудитории, что подтверждается количеством просмотров.
Соединение информации и развлечения наблюдается в новостях телеканала «PiterTV». Анализ функциональных, содержательных и интерактивных характеристик данного СМИ показал, что канал обладает региональной тематической спецификой, ориентирован на социально-культурную тематику, большинство материалов публикуются в печатном виде, они дополнены фотографиями или видео. Интерактивность осуществляется за счет использования любительских видео своей аудитории, а также за счет обратной связи в виде комментирования материалов и оценок зрителей. Это, с одной стороны, способствует вовлечению целевой аудиторию в процесс производства и оценки контента, что характерно для интернет-СМИ, однако, с другой стороны, происходит снижение качества видеоматериалов. Отмечается слияние информационной и рекреативной функций в подачи новостей.
Процесс адаптации традиционных жанров и форматов ТВ происходит в ходе освоения новых технологий, меняющихся запросов аудитории и практик потребления видеоконтента. Наблюдения за этим процессом позволяют выявить и зафиксировать не только новые варианты адаптации тележурналистики в Интернете, но осознать их взаимосвязь с социальными функциями журналистики и оценить с точки зрения современных профессиональных стандартов.
Интернет-телевидение как одна из составляющих сетевой журналистики опирается на три главных ее характеристики: дигитализация, конвергентность и интерактивность: все эти процессы способствуют вовлечению аудитории в событийное пространство и развитию информационной среды. Они определяют актуальные варианты и тенденции трансформации телеконтента в Интернете.
Интернет-телевидение существует как в русле общих тенденций функционирования ТВ, так и трансформирует привычные творческие и технологические практики тележурналистики. Активно развивается коммерциализация телевизионного контента, появляются новые жанры, ориентированные на развлекательные функции, в том числе с использованием различных мультимедийных средств; возникают и гибридные жанры тележурналистики, которые находят воплощение в различных форматах.
Интернет-среда дает возможность проявлению альтернативности телеканалов – как содержательной, так и технологической, а следовательно, более широкому выбору информационных источников для аудитории.
Контент-анализ позволил нам выявить некоторые тенденции в модификации жанровой политики телеканала «Дождь»: увеличение динамики в верстке новостных выпусков, увеличение диалогичности в новостных выпусках, театрализация диалогов, смешение фактов и мнений, рост развлекательных компонентов. Данные тенденции находят отклик у интернет-аудитории, что подтверждается количеством просмотров.
Соединение информации и развлечения наблюдается в новостях телеканала «PiterTV». Анализ функциональных, содержательных и интерактивных характеристик данного СМИ показал, что канал обладает региональной тематической спецификой, ориентирован на социально-культурную тематику, большинство материалов публикуются в печатном виде, они дополнены фотографиями или видео. Интерактивность осуществляется за счет использования любительских видео своей аудитории, а также за счет обратной связи в виде комментирования материалов и оценок зрителей. Это, с одной стороны, способствует вовлечению целевой аудиторию в процесс производства и оценки контента, что характерно для интернет-СМИ, однако, с другой стороны, происходит снижение качества видеоматериалов. Отмечается слияние информационной и рекреативной функций в подачи новостей.
Процесс адаптации традиционных жанров и форматов ТВ происходит в ходе освоения новых технологий, меняющихся запросов аудитории и практик потребления видеоконтента. Наблюдения за этим процессом позволяют выявить и зафиксировать не только новые варианты адаптации тележурналистики в Интернете, но осознать их взаимосвязь с социальными функциями журналистики и оценить с точки зрения современных профессиональных стандартов.
Подобные работы
- Адаптация формата телевизионного журналистского расследования в интернет-пространстве на YouTube (на примере канала «Редакция» Алексея Пивоварова)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ВЕЩАНИЕ В РЕГИОНАХ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - ЭВОЛЮЦИЯ СПОСОБОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ НА
ТЕЛЕВИДЕНИИ
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Методы и формы подачи информации в научно-популярных программах канала «Discovery»
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2016 - Образ мегаполиса в культурно-познавательной телепрограмме (на примере авторского телепроекта «Питер-life» на телеканале «МОСТ»)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Жанрово-стилистические приёмы популяризации гуманитарного знания в современной научно-популярной прессе
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕЛЕКАНАЛА НА ПРИМЕРЕ «ТОМСКОГО ВРЕМЕНИ». СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО КОНТЕКСТА
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2025 - Специфика поликодовых журналистских произведений Л. Г. Парфенова
Авторефераты (РГБ), журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2021 - Образ мегаполиса в культурно-познавательной телепрограмме (на примере авторского телепроекта «Питер-life» на телеканале «МОСТ»)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017



