ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТВ В ИНТЕРНЕТЕ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ 7
1.1 СМИ в сетевом пространстве: специфика адаптации 7
1.2 От ТВ в Интернете – к Интернет-ТВ 12
1.3 Адаптация телевизионных жанров в интернет-среде 18
ГЛАВА 2. ТЕЛЕКАНАЛ «ДОЖДЬ» В ЭФИРЕ И В СЕТИ 24
2.1 Телеканал «Дождь» как альтернативное ТВ: история становления 24
2.2 «Дождь» как новый формат телеканала: анализ контента 33
ГЛАВА III. ИНТЕРНЕТ-ТЕЛЕКАНАЛ «PITER TV»: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ, СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ, ИНТЕРАКТИВНЫЕ АСЕКТЫ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63
ПРИЛОЖЕНИЕ В 79
Эфирное вещание теряет свою аудиторию. Это доказывает исследование, проведенное «Фондом общественного мнения». Было опрошено 3000 респондентов по всей России старше 18 лет. Процент тех, кто узнает новости и получает другую информацию из эфирного вещания, в 2011 году достигал отметки в 92%. К маю 2017 года он снизился до 78 процентов. Одновременно новостные сайты в Интернете набирают популярность у аудитории: количество потребителей выросло от 13% в 2010 году до 41%в 2017-м.Форумы, блоги, группы в социальных сетях также становятся востребованным источником, откуда россияне узнают новости: от 4% в 2010 году до 19% к концу 2017 года.
Вследствие этого, с одной стороны, эфирные ТВ-каналы постепенно осваивают сетевое пространство, с другой – растет количество интернет-телеканалов: по разным данным в настоящее время их насчитывается от 400 до 500 .
Медиапотребление с использованием Интернета вынуждает телевидение адаптироваться в новой коммуникативной среде, что приводит к изменениям в традиционных форматах презентации журналистского контента.
Актуальным представляется описание существующей практики такой адаптации, а также выявление существующих вариантов функционирования телевизионного контента в Сети.
Целью данной дипломной работы является выявление актуальных вариантов и тенденций трансформации телеконтента в Интернете.
Для достижения поставленной нами цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать варианты функционирования ТВ в интернет-среде
2. Выявить факторы и направления адаптации телевизионного контента в интернет-среде
3. Выявить варианты адаптации ТВ-форматов в сети на примере интернет-телеканалов «Дождь» и «PiterTV».
Степень разработанности темы. Данную тему освещают в своих трудах следующие исследователи: А. Амзин, Л.П. Шестеркина, И.М. Дзялошинский, С.Г. Корконосенко, Е.Л. Вартанова, И.Н. Блохин, С.С Бодрунова, М.А. Бережная, М.М. Лукина, И.Д. Фомичева, А.А. Калмыков, Л.А. Коханова и др. В фокусе внимания исследователей активный переход эфирных телевизионных каналов в новую коммуникативную среду, эволюция медиапространства. Практика динамично развивается, и новый опыт не успевает найти отражения в научных монографиях. В связи с этим, остался недостаточно изучен аспект новых гибридных жанров и форм ТВ, существующих в сети Интернет.
Объект нашего исследования –интернет-контент телевизионных каналов.
Предмет исследования – адаптация форматов тележурналистики в интернет-вещании.
Эмпирическим материалом послужили публикации интернет-телеканалов «Дождь» и «PiterTv», в частности следующие программы и рубрики: «Бремя новостей» («Дождь»),«Новости СПб»(PiterTV).
Для исследования нами были выбраны выпуски информационных телепрограмм, выходившие в эфир в период с 4 ноября 2017 по 28 апреля 2018 года. Информационный контент является наиболее динамичным, что дает возможность проследить изменения в форматах в течение полугода.
Методы исследования, которые использовались в дипломной работе: наблюдение, описание, сравнительный анализ, контент-анализ, метод классификации, метод глубинного интервью. Использован исторический и типологический подходы.
Теоретическую базу исследования составили научные статьи и монографии, посвященные интернет-журналистике – А.А. Калмыков, Л.А. Коханова «Интернет-журналистика», М.М. Лукина, И. Д. Фомичева «СМИ в пространстве интернета", М.Э. Жебит «Типология интернет-СМИ: подходы и перспективы», Л.А. Битков «Симбиоз средств массовой коммуникации: телевизионное вещание в социальных сетях в интернете и традиционное телевидение», К.В. Лученко «Интернет – СМИ будущего?», А.Г. Качкаева, И.В. Кирия «Российское телевидение: между спросом и предложением», И.М. Дзялошинский «Современное медиапостранство современной России» и др.
Также нами были использованы работы Е.М. Пак «Теоретические подходы к определению понятия жанра интернет-журналистики», Н.И. Клушиной, М.В. Ивановой «Трансформация медийных жанров в коммуникативном пространстве Интернет». Были полезны работы по истории и теории журналистики, в частности, В.П. Костоусов «История телевидения: телевидение в лицах, цифрах и событиях».
Новизна данной работы заключается в выявлении ТВ-форматов, которые характерны для современных интернет-каналов. Нами были выявлены факторы, которые определяют возникновение такого рода форматов, а также тенденции их изменений.
Структура. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе «ТВ в Интернете: основные этапы» мы дали определения основным понятиям интернет-журналистики, описали поэтапное развитие сетевых СМИ, а также описали процесс адаптации телевизионных форматов в Интернете.
В первом параграфе «СМИ в сетевом пространстве: специфика адаптации» мы определили специфику интернет-журналистики, дали историческую справку о развитии интернет-журналистики, классифицировали интернет-СМИ и обозначили варианты адаптации средств массовой информации в сети.
Во втором параграфе «От ТВ в Интернете – к интернет-ТВ» определены понятия «интерактивности», «дигитализации» и «конвергенции», приведены существующие классификации интернет-каналов.
В третьем параграфе «Адаптация телевизионных жанров в интернет-среде» дана жанровая классификация, описаны гибридные жанры ТВ, обозначены понятия «жанр» и «формат».
Вторая глава «Телеканал «Дождь» в эфире и в Сети» описывает тематическую и форматную специфику выбранного для анализа канала. Параграф первый «Телеканал «Дождь» как альтернативное ТВ: история становления» посвящен созданию и истории телеканала: обозначены основные этапы развития «Дождя».
Второй параграф «Дождь» как новый формат телеканала: анализ контента» направлен на изучение контента телеканала методом контент-анализа. Здесь выделены основные особенности форматов подаваемой информации, показан процесс трансформации контента.
Третья глава «Интернет-телеканал: специфика контента» направлена на изучение контента телеканала «PiterTV» с целью выявления его функциональной, содержательной, интерактивной и коммуникативной специфики.
В приложениях представлены: таблица прослеживаемых форматов и жанров на телеканале «Дождь» за выбранный нами период и расшифрованное интервью с главным редактором интернет-канала «PiterTV» Станиславом Бутенко.
Современные средства массовой информации, которые осуществляют свою деятельность в Интернете, обладают организационной, коммуникативной и технологической спецификой. Процесс адаптации традиционных жанров и форматов происходит постоянно и обусловлен текущими информационными запросами потребителей. С целью наиболее полного охвата аудитории в медиапространстве сосуществуют как копии и аналоги традиционных средств массовой информации, их модифицированные версии, так и сугубо интернет-СМИ.
Интернет-телевидение как одна из составляющих сетевой журналистики опирается на три главных ее характеристики: дигитализация, конвергентность и интерактивность: все эти процессы способствуют вовлечению аудитории в событийное пространство и развитию информационной среды. Они определяют актуальные варианты и тенденции трансформации телеконтента в Интернете.
Интернет-телевидение существует как в русле общих тенденций функционирования ТВ, так и трансформирует привычные творческие и технологические практики тележурналистики. Активно развивается коммерциализация телевизионного контента, появляются новые жанры, ориентированные на развлекательные функции, в том числе с использованием различных мультимедийных средств; возникают и гибридные жанры тележурналистики, которые находят воплощение в различных форматах.
Интернет-среда дает возможность проявлению альтернативности телеканалов – как содержательной, так и технологической, а следовательно, более широкому выбору информационных источников для аудитории.
Контент-анализ позволил нам выявить некоторые тенденции в модификации жанровой политики телеканала «Дождь»: увеличение динамики в верстке новостных выпусков, увеличение диалогичности в новостных выпусках, театрализация диалогов, смешение фактов и мнений, рост развлекательных компонентов. Данные тенденции находят отклик у интернет-аудитории, что подтверждается количеством просмотров.
Соединение информации и развлечения наблюдается в новостях телеканала «PiterTV». Анализ функциональных, содержательных и интерактивных характеристик данного СМИ показал, что канал обладает региональной тематической спецификой, ориентирован на социально-культурную тематику, большинство материалов публикуются в печатном виде, они дополнены фотографиями или видео. Интерактивность осуществляется за счет использования любительских видео своей аудитории, а также за счет обратной связи в виде комментирования материалов и оценок зрителей. Это, с одной стороны, способствует вовлечению целевой аудиторию в процесс производства и оценки контента, что характерно для интернет-СМИ, однако, с другой стороны, происходит снижение качества видеоматериалов. Отмечается слияние информационной и рекреативной функций в подачи новостей.
Процесс адаптации традиционных жанров и форматов ТВ происходит в ходе освоения новых технологий, меняющихся запросов аудитории и практик потребления видеоконтента. Наблюдения за этим процессом позволяют выявить и зафиксировать не только новые варианты адаптации тележурналистики в Интернете, но осознать их взаимосвязь с социальными функциями журналистики и оценить с точки зрения современных профессиональных стандартов.
1. Блохин И. Н. Сетевые СМИ российского мегаполиса / В. Сидоров, Д. Иванов и др.; под ред И. Н. Блохина, С. Г. Корконосенко. - СПб: Филологический ф-т СПбГУ, 2011. - 218 с.
2. Вартанова Е. Л. Медиасистема России: учеб. пособие / Т. Гриберг, А. Гуреев, под. ред. Е. Л. Вартановой. - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2015. - 383 с.
3. Вестник Московского Университета под ред. Я. Н. Засурского. / А. Колесниченко, Т. Черевко и др. - М.: Издательский дом МГУ, 2018. - 152 с.
4. Дзялошинский И. М. Современное медиапространство России. / И. М. Дзялошинский. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 312 с.
5. Захаров В. В. Жанры радио- и тележурналистики. / В. В. Захаров. –. Тамбов: ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. - 16 с.
6. Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / А. Амзин, А. Галустян и др.; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. - Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2016. - 304 с.
7. Качкаева А. Г. Российское телевидение: между спросом и предложением. В 2-х томах / А. Г. Качкаева, И. В. Кирия. - М.: Элиткомстар, 2007. - Том 1.
8. Калмыков А. А. Интернет-журналистика. / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова. - М.: ЮНИТИ-ДНА, 2005. - 536 с.
9. Корконосенко С. Г. Современный российский медиаполис / И. Блохин, Н. Волковский и др.; под ред С. Г. Корконосенко. - СПб: С.-Петерб. гос. ун-т, Филологический ф-т, 2012. - 324 с.
10. Костоусов В. П. История телевидения: телевидение в лицах, цифрах и событиях: учеб. пособие / В. П. Костоусов. - Екатеринбург: Издательство Российского гос. профессионально-педагогического ун-та, 2014. - 198 с.
11. Лукина М. М. СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие / Лукина М. М., Фомичева И. Д. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005. - 87 с.
12. Методика телевизионной журналистики: учебное пособие под ред. Л. П. Шестеркиной / Л. П. Шестеркина, Т. Д. Николаева. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 224 с.
13. Олешко Е. В. Конвергентная журналистика: профессиональная культура субъектов информационной деятельности. / Е. В. Олешко. - Екатеринбург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский федеральный университет им. первого Президента Росси Б. Н. Ельцина, 2015. - 128 с.
14. Шестеркина Л. П. Универсальная журналистика. / Л. И. Белова, М. Н. Булаева и др.; под ред. Л. П. Шестеркиной. - М.: Аспект-Пресс, 2016. – 480 с.
Книгинаанглийскомязыке
15. Atton C. An Alternative Internet: Radical Media, Politics and Creativity. / C. Atton / - Edinburgh: Edinburg University Press, 2006. - Р. 176.
Научные статьи
16. Абрамов В. Г. Телевидение в российском медиапространстве: история, особенности и перспективы развития. / В. Г. Абрамов // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2014. - Том 7. - №3 (35). - С. 129-135.
17. Аксенова О. Н. Региональная интернет-журналистика: современное состояние и перспективы развития. / О. Н. Аксенова // Научный Вестник Воронежского Государственного архитектурно-строительного Университета. Серия: социально-гуманитарные науки. - 2013. - №2. - С. 101-106.
18. Битков Л.А. Симбиоз средств массовой коммуникации: телевизионное вещание в социальных сетях в интернете и традиционное телевидение. / Л. А. Битков // Вестник Челябинского Государственного университета. - 2013. - №16 (307). - С. 10-16.
19. Боков М. Б. Коммуникативная функция СМИ. / М. Б. Боков // Мониторинг общественного мнения. - 2009. - №5 (93). - С. 31-52.
20. Бычкова М. Б. Трансформация основных функций журналистики в современной отечественной вещательной модели (на примере телеканала «Первый»). / М. Б. Бычкова, А. А. Рябочкин // Вестник тверского государственного университета. Серия: филология. - 2016. - №3. - С. 179-186.
21. Дедов А. Н. О форматах телевизионных программ. / А. Н. Дедов // Медиапространство региона: история и перспективы развития. - 2016. - С. 13-17.
22. Дмитриев А. О. Альтернативность медиа как инструмент изменения принципов традиционной журналистики. / А. О. Дмитриев // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2017. - Т. 23, №3 (165). - С. 72-81.
23. Жебит М.Э. Типология интернет-СМИ: подходы и перспективы. /М. Э. Жебит// Вестник Московского Государственного Университета печати имени Ивана Федорова. - 2011. - №8. - С. 70-72.
24. Жиндеева Е. А. Сетература как новый род литературы: формальные признаки. / Е. А. Жиндеева // Успехи современной науки и образования. - 2017. - Том 1. - №6. - С. 244-246.
25. Иванова М.В. Трансформация медийных жанров в коммуникативном пространстве Интернет. / Н.И. Клушина, М. В. Иванова // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. - 2017. - №3 (88). - С. 121-129.
26. Игнатенко В. В. К вопросу о дигитализации СМИ. / В. В. Игнатенко // Гуманитарное образование в экономическом вузе. Материалы 5-ой Международной научно-практической заочной интернет-конференции. В 2-х томах. – М.: Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова. - 2017. - С. 122-124.
27. Леонова А. Т. Принцип серийности как основа телевизионного формата. / А. Т. Леонова // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки. - 2018. - С. 31-35.
28. Летуновский В. П. Телевизионный формат на перекрестке мнений. / В. П. Летуновский // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - №7-5. - С. 98-106.
29. Лученко К.В. Интернет – СМИ будущего? / К.В. Лученко // Наука телевидения. - 2009. - №6. - С. 180-187.
30. Орлова М. Ю. Интерактивность интернет-журналистики: читатель как источник информации и критик. / М. Ю. Орлова // Человек в информационном пространстве. - 2014. - С. 191-194.
31. Пак Е.М. Теоретические подходы к определению понятия жанра интернет-журналистики. / Е. М. Пак// Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №6. - С. 786.
32. Распопина И.А. Российская интернет-журналистика: история становления и характеристика современного состояния. / И. А. Распопина // Вопросы теории и практики журналистики - 2013. - №1. - С. 208-214.
33. Рыбка К. В. Рекреативный контент СМИ / К. В. Рыбка // Волжский вестник науки - 2017. - №1-2 (5-6). - С. 19-22.
34. Сергеев Е. Ю. Интернет-телевидение – современные информационные потребности общества. / Е. Ю. Сергеев // Научные труды северо-западного института управления. - 2014. - Том 5. - №1 (13). - С. 379-382.
35. Трифонова Ю.В. Особенности интернет-СМИ. / Ю. В. Трифонова // Язык. Культура. Коммуникации. - 2014. - № 2 (2) - С. 13.
36. Торопов И. П. Переход печатных СМИ в сетевое пространство. / И. П. Торопов // Сборник статей Нижневартовского Государственного Университета. - 2017. - №1. - С. 341-344.
37. Хлызова А. А. Обновление системы телевизионных жанров в современных медиаусловиях. / А. А. Хлызова // Журналистский ежегодник. - 2015. - №4. - С. 73-76.
38. Хорошилова Л. Г. Профессиональные стандарты в эпоху альтернативных медиа: задачи журналистского образования. / Л. Г. Хорошилова // Сборник материалов научной конференции кафедры журналистики. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского. - 2017. - С. 25-33.
Авторефераты, диссертации
39. Ильченко С. Н. Трансформация жанровой структуры современного отечественного телеконтента: актуализация игровой природы телевидения // дис. д-ра филол. наук/ С. Н. Ильченко, М., 2012.
40. Янчева Н.Ю. Автопортрет в интервью // автореф. дисс.канд. филол.наук/ Н. Ю. Янчева, Воронеж, 2011.
Интернет-источники
41. Бельская Я. Сколько в России телеканалов? [Электронный ресурс] / Я. Бельская // Радиостанция «Эхо Москвы» - официальный сайт. - 2017. - 23 июля. - Режим доступа: https://echo.msk.ru/programs/tv/2023390-echo. - Дата обращения: 07.04.2018.
42. Горный Е.А. Летопись русского Интернета. [Электронный ресурс] / Е.А. Горный // Лаборатория сетевой литературы «Словесность». - 2002. - Режим доступа: http://www.netslova.ru. - Дата обращения: 28.03.2018.
43. Дождь извинился за опрос о сдаче блокадного Ленинграда [Электронный ресурс] // Лента.ру - 2014. - 27 янв. - Режим доступа: https://lenta.ru/news/2014/01/27/raingate. - Дата обращения: 05.04.2018.
44. Зотова Н. «Дождь» не прекращается даже в квартире [Электронный ресурс] / Н. Зотова // Новая Газета - 2014. - 12 дек. - Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/articles/2014/12/10/62313-171-dozhd-187-ne-prekraschaetsya-dazhe-v-kvartire. - Дата обращения: 08.04.2018.
45. Интернет-телеканал «PiterTV» [Электронный ресурс] // Интернет-телеканал «PiterTV» - официальная группа «Вконтакте» - Режим доступа: https://vk.com/PiterTV. - Дата обращения: 01.03.2018.
46. История русских медиа 1989-2011. Версия «Афиши» [Электронный ресурс] // «Компания Афиша» - официальный сайт - 2011. - Режим доступа: https://www.afisha.ru/article/mediahistory/page46. - Дата обращения: 08.03.2018.
47. История телеканала Дождь. Первая серия [Электронный ресурс] // Youtube - официальная канал телеканала «Дождь» на Youtube - 2015. - 15 мая - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=amz3tnfIrjk. - Дата обращения: 06.04.2018.
48. Источники информации: мониторинг [Электронный ресурс] // Корпоративный сайт ГК «Фонд общественное мнение». - 2017. - 12 мая. - Режим доступа: http://fom.ru/SMI-i-internet/13323. - Дата обращения: 05.04.2018.
49. Князев А. Основы тележурналистики и телерепортажа [Электронный ресурс] / А. Князев // КРСУ. - 2001. - Режим доступа: http://www.evartist.narod.ru/text1/09.htm. - Дата обращения: 19.03.2018.
50. Литой А. Акции против «царя»: избитые, задержанные, несовершеннолетние [Электронный ресурс] / А. Литой // ОВД. ИНФО - 2018. - 8 мая. - Режим доступа: https://ovdinfo.org/articles/2018/05/08/akcii-protiv-carya-izbitye-zaderzhannye-nesovershennoletnie. - Дата обращения: 09.05.2018.
51. НЕ СЛЫШАЛИ ПРО «ДОЖДЬ» [Электронный ресурс] // ЛЕВАДА - ЦЕНТР - 2014. - 28 фев. - Режим доступа: https://www.levada.ru/2014/02/28/ne-slyshali-pro-dozhd. - Дата обращения: 06.04.2018.
52. Роскомнадзор подсчитал, сколько россияне смотрят телевизор [Электронный ресурс] // МТРК «Мир» - 2017. - 20 дек. - Режим доступа: https://mir24.tv/news/16283374/roskomnadzor-podschital-skolko-rossiyane-smotryat-televizor. - Дата обращения: 03. 05. 2018.
53. Рустамова Ф. Проекты Зимина закрываются из-за семи московских лекций о политике [Электронный ресурс] / Ф. Рустамова // РБК - 2015. - 27 мая. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/27/05/2015/5565b6299a7947389c8e5df2. - Дата обращения: 12.04.2018.
54. Санкт-Петербург: рейтинг СМИ за 3 квартал 2017 [Электронный ресурс] // Медиалогия – официальный сайт - 2017. - 22 ноября. - Режим доступа: http://www.mlg.ru/ratings/media/regional/5616/index.php. - Дата обращения: 11.03.2018.
55. Санкт-Петербург: рейтинг СМИ за 2 квартал 2017 [Электронный ресурс] // Медиалогия – официальный сайт - 2017. - 26 июля. - Режим доступа: http://www.mlg.ru/ratings/media/regional/5349/. - Дата обращения: 11.03.2018.
56. Санаева П. Наталья Синдеева: «Я никогда не допущу закрытия «Дождя» [Электронный ресурс] / П. Санаева // Forbes - официальный сайт - 2014. - 25 мая - Режим доступа: http://www.forbes.ru/forbes-woman/zhenshchiny-v-biznese/252809-natalya-sindeeva-ya-nikogda-ne-dopushchu-zakrytiya-dozhdya. - Дата обращения: 08.04.2018.
57. СМИ: ВНИМАНИЕ И ЦЕНЗУРА [Электронный ресурс] // ЛЕВАДА – ЦЕНТР - 2016. - 6 июня - Режим доступа: https://www.levada.ru/2016/06/06/smi-vnimanie-i-tsenzura. - Дата обращения: 07.04.2018.
58. Сонькин В. У Натальи Синдеевой пошел «Дождь» [Электронный ресурс] / В. Сонькин // Сноб Медиа - 2011. - Режим доступа: https://snob.ru/chronicle/entry/17614. - Дата обращения: 08.03.2018.
59. ТАСС: ВЦИОМ: печатные СМИ теряют популярность, но к полному отказу от них россияне не готовы [Электронный ресурс] // ТАСС информационное агентство - 2018. - 10 янв. - Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=238&uid=8883. - Дата обращения: 03.05.2018.
60. Телеканал «Дождь» [Электронный ресурс] // Телеканал «Дождь» - официальная группа «Вконтакте» - Режим доступа: https://vk.com/tvrain. - Дата обращения: 05.05.2018.
61. Телеканал «Дождь» [Электронный ресурс] // Телеканал «Дождь» - официальный сайт - Режим доступа: https://tvrain.com. - Дата обращения: 05.05.2018.
62. Телеканал «Дождь» [Электронный ресурс] // Телеканал «Дождь» - официальный аккаунт в «Twitter» - Режим доступа: https://twitter.com/tvrain. - Дата обращения: 05.04.2018.
63. Телеканал «Дождь» [Электронный ресурс] // Телеканал «Дождь» - официальная страница в «Facebook» - Режим доступа: https://www.facebook.com/tvrain/. - Дата обращения: 02.04.2018.
64. Федеральные СМИ: март 2018 [Электронный ресурс] // Медиалогия – официальный сайт - 2018. - 24 марта. - Режим доступа: www.mlg.ru/ratings/media/federal/5946/#internet. - Дата обращения: 15.05.2018.
65. Чем отличается Дождь от федеральных каналов. Обращение Павла Лобкова [Электронный ресурс] // Youtube - официальная канал телеканала «Дождь» на Youtube - 2018. – 6 апреля - Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UCdubelOloxR3wzwJG9x8YqQ. - Дата обращения: 19.04.2018.
Интернет-источники на английском языке
66. Kemp Simon. DIGITAL IN 2018: WORLD’S INTERNET USERS PASS THE 4 BILLION MARK [Электронный ресурс] / Simon Kemp // We are. Social. - 2018. - 20 янв. - Режим доступа: https://wearesocial.com/blog/2018/01/global-digital-report-2018. Дата обращения: 02. 02. 2018.
67. Walker Shaun. TV Rain: inside Russia's only independent television channel [Электронный ресурс] / Shaun Walker // The Guardian. - 2015. - 9 июня - Режим доступа: https://www.theguardian.com/cities/2015/jun/09/tvrain-russian-language-moscow-independent-television. Дата обращения: 12. 03. 2018.