Введение 5
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПАНИИ ООО «ПИВОВАРЕННАЯ КОМПАНИЯ «БАЛТИКА»». 8
1.1. История компании ООО «Пивоваренная компания «Балтика»» 8
1.2. Компания в настоящее время 9
1.3. Анализ внешней среды компании 12
1.3.1. 5 конкурентных сил М.Портера по отрасли 12
1.3.2 Основные конкуренты компании 16
1.3.3. PEST-анализ 20
1.4. SWOT-анализ 27
1.5. Завод «Балтика-Санкт-Петербург» 33
Выводы 41
Глава 2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ И ЛУЧШИХ ПРАКТИК 44
2.1. Стадии складского технологического процесса 45
2.2. Методы по оптимизации размещения товаров на хранение 46
2.3. Методология АВС-анализа 48
2.3.1. Выбор релевантных факторов для АВС-анализа 52
2.3.2. Методы разделения объектов анализа на группы 56
2.4. Методология XYZ-анализа 60
2.5. Совмещение результатов АВС и XYZ-анализа 64
2.6. Статистические методы анализа данных 67
2.6.1. Проверка статистических гипотез 67
2.6.2. Методы расчёта сезонности 68
2.7. Принципы организации адресного хранения 72
Выводы 74
Глава 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СКЛАДСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ «БАЛТИКА» 75
3.1. Статистическая подготовка данных к исследованию 75
3.2. АВС- классификация 83
3.3. XYZ – анализ 88
3.4. Совмещение результатов АВС и XYZ – анализов 91
3.5. Расчёт необходимого количества паллето-мест 95
3.6. Оценка эффективности предложенных рекомендаций 98
3.6.1. Определение цели имитационного моделирования 99
3.6.2. Создание модели в AnyLogic 99
3.6.3. Проведение эксперимента 108
3.6.4. Интерпретация результатов моделирования 108
3.7. Практические шаги по внедрению изменений, оценка затрат и выгод 110
Выводы 111
Заключение 113
Список использованной литературы 116
Приложения 121
Приложение 1. Расчёт сезонных коэффициентов и построение сглаженного динамического ряда 121
Приложение 2. Пример расчёта мультипликативного критерия 122
Приложение 3. Расчёты для АВС-анализа 123
Приложение 4. Расчёты для XYZ- анализа 124
Приложение 5. Пример расчётов среднесуточного объёма товаропотока 125
Приложение 6. Пример расчётов необходимого количества паллето-мест для каждого SKU 126
Приложение 7. Визуализация размещения «горячих» и «холодных» зон хранения, март – август 127
Приложение 8. Визуализация размещения «горячих» и «холодных» зон хранения, сентябрь – февраль 128
За последние десятилетия в практике управления цепями поставок произошли значительные изменения. Среди современных трендов в развитии логистического менеджмента на предприятии можно выделить возможности электронной торговли для бизнеса и цепи поставок, интенсивное применение технологии just-in-time, необходимость поддержки обратной связи с потребителем. Однако, несмотря на указанные нововведения, организация логистической деятельности многих компаний по-прежнему не позволяет исключить складское хранение.
Вопросы, связанные с рациональной организацией складских операций особенно актуальны в настоящее время. Ввиду увеличения требований потребителей к качественному обслуживанию, особую важность для компании приобретает эффективная, быстрая и безошибочная работа склада. Таким образом, в настоящее время склады играют более важную роль в успехе либо неудачи бизнеса, чем когда-либо .
Фактическим доказательством возросшего интереса бизнеса к складскому хранению может служить большое количество заявок, направляемых компаниями различным консалтинговым фирмам, по осуществлению экспертной оценки работ, связанных с недостатками в управлении складами или в системах обработки товаропотока. Данная тенденция наблюдается во всех отраслях промышленности.
Так, в условиях ужесточившегося за последнее время государственного антиалкогольного регулирования и нестабильной экономической обстановки, повышение операционной эффективности является приоритетной задачей для лидера российского пивоваренного рынка – компании «Балтика». Несмотря на высокую степень автоматизации производственных процессов и внедрение современных информационных систем для управления бизнес-процессами, организация складской деятельности нуждается в значительных усовершенствованиях. В свою очередь оптимизированные складские операции служат одним из возможных рычагов для снижения операционных издержек и укрепления конкурентных позиций компании в условиях нестабильного макроэкономического окружения.
Таким образом, целью настоящей работы, выполняемой в формате консультационного проекта, является разработка новых принципов организации складской деятельности для пивоваренной компании «Балтика». Данная цель достигается путём решения следующих задач:
• Выделение основных этапов складского технологического процесса на заводе «Балтикବ¬-Санкт-Петербург»;
• Определение основных проблем в организации складской деятельности компании;
• Обзор существующих методик по решению выявленных проблем и выбор инструментов, соответствующих специфике деятельности компании;
• Применение выбранных методик для решения исследуемых проблем компании;
• Формулировка практических рекомендаций по совершенствованию складской деятельности компании;
• Проведение оценки эффективности предложенных рекомендаций.
Структура настоящей работы включает в себя такие части как: введение, основная часть и заключение. В свою очередь, основная часть состоит из трёх глав, в которых достигается поставленная в работе цель через решение вышеупомянутых задач.
Первая глава содержит общую информация о компании ООО «Пивоваренная компания «Балтика»», анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон компании, формулировку основных направлений стратегических рекомендаций по итогам проведённого анализа. По результатам первой главы, выявляются основные проблемы в организации основных бизнес-процессов компании «Балтика».
Во второй главе приведён обзор существующих методик и лучших практик в области решения выявленных проблем. Приводится подробное описание данных методик и их сравнительный анализ. По итогам главы 2, определяются методы, наилучшим образом отвечающие специфике деятельности компании и позволяющие решить выявленные ранее проблемы.
В завершающей главе выбранные методики применяются для решения исследуемых проблем компании, проводятся соответствующие количественные расчёты. На основе результатов проведённых анализов формулируются практические рекомендации по совершенствованию складской деятельности компании. С помощью инструмента имитационного моделирования проводится оценка эффективности предложенных рекомендаций, подчёркиваются выгоды для компании от внедрения соответствующих изменений.
В настоящей работе задействован широкий спектр источников информации. К первичным источникам относится ряд личных интервью с директором операционной логистики Северо-Западного дивизиона и руководителем складской логистики компании «Балтика». Вторичные источники представлены отчётами и прочими статистическими данными, полученными из корпоративных информационных систем компании – ERP и WMS. В работе используются научные публикации в периодических изданиях, монографии и учебные пособия таких авторов как Э.Фразелли, Г.Ричардс, Дж.Койл, В.С.Лукинский, Е.В.Коробков.
Нестабильность и неопределённость макроэкономического окружения пивоваренной отрасли подталкивают действующих игроков к поиску путей по повышению операционной эффективности. Детальный анализ деятельности завода «Балтика-Санкт-Петербург» показал, что полная автоматизация производства и постоянный пересмотр и обновление стратегии компании позволяют компании контролировать себестоимость производства, повышать качество и надёжность продукции, а также поддерживать гибкость бизнес-процессов компании в свете меняющихся условий внешней среды. Перечисленные компоненты являются важными показателями операционной эффективности компании, однако, данный список не является исчерпывающим. В частности, результаты компании по такому показателю как оперативность, заключающемуся в способности фирмы поставлять товар в точно обещанный срок или даже раньше, что возможно благодаря сокращению длительности производственных и непроизводственных бизнес-процессов, могут быть улучшены.
Так, наибольшим потенциалом в увеличении оперативности компании обладают бизнес-процессы, связанные со складской деятельностью. В настоящее время компания сталкивается со следующими проблемами в работе склада готовой продукции:
• Неупорядоченное размещение и хранение готовой продукции;
• Значительные временные затраты работников склада на поиск необходимого товара и комплектацию заказа;
• Ошибки при комплектации заказов;
• Снижение уровня обслуживания клиентов, ввиду увеличения продолжительности отгрузки заказов;
• Необходимость снижения складских затрат в расчёте на 1 гектолитр.
Для того, чтобы найти объективный подход к решению обозначенных проблем, во второй главе настоящей работы была проанализирована литература и лучшие практики в области совершенствования складской деятельности. Были описаны существующие методы по размещению продукции на хранение и осуществлён выбор наиболее подходящего – метода АВС- классификации. Подробно рассмотрены преимущества данного метода и присущие ему недостатки, главными из которых являются неудовлетворительное качество исходных данных и неправильный выбор факторов для анализа (как по количеству, так и по качеству). Описаны пути по устранению данных недостатков, включающие в себя методы по выявлению сезонности и сглаживанию динамического ряда. С целью грамотного выбора релевантных факторов для анализа используется подход внешнего бенчмаркинга и исследуется специализированная литература. Отмечается, что результаты АВС- анализа могут быть дополнены XYZ-категоризацией и приводится теоретический обзор данного метода.
Завершающая глава настоящей работы отражает процесс применения указанных методик на практике. Основные результаты практической части работы следующие:
• В деятельности компании «Балтика» выделены два сезонных периода: март – август и сентябрь – февраль;
• Реализованы АВС и XYZ- анализы для каждого из указанных периодов индивидуально;
• По результатам совмещения итогов указанных анализов выделено девять групп товаров, различающихся между собой по таким характеристикам, как объёмы отгрузок, частота обращения и стабильность спроса: AX, AY, AZ, BX, BY, BZ, CX, CY, CZ.
• На основе приведённой выше категоризации товаров основная зона хранения разделена на три области:
o «горячая» зона хранения (группы товаров AX, AY, ВХ – размещаются в непосредственной близости от зоны отгрузки)
o «тёплая» зона хранения (группы товаров AZ, BY, CХ – занимают срединное положение на складе, ввиду средних значений по объёмам отгрузок, частоте обращения, стабильности спроса)
o «холодная» зона хранения (группы товаров CY, CZ, BZ – размещаются в наименее доступных участках склада, ввиду низких значений товарооборота и отсутствия необходимости постоянного обращения к продукции данного рода для отбора)
• Рассчитана необходимая для хранения продукции каждого из девяти типов площадь и, таким образом, определены границы соответствующих зон.
• Ввиду сезонности спроса на продукцию компании рекомендовано организовать хранение продукции на складе следующим образом:
o Относительно идентифицированных сезонных периодов – динамическое хранение со статичным распределением зон хранения;
o Относительно выделенных зон хранения – статичное адресное хранение со статичным распределением зон хранения.
• С помощью инструмента имитационного моделирования проведена оценка эффективности предложенных рекомендаций, в частности, исследована целесообразность разделения товаров на группы и внедрения зонирования. С помощью специального программного обеспечения, AnyLogic, были смоделированы следующие процессы:
o приёмка продукции и размещение на хранение;
o формирование стандартного заказа, состоящего из 33 паллет;
o комплектация стандартного заказа (поиск, отбор и погрузка нужной продукции в транспортное средство);
• Исследована продолжительность процесса комплектации стандартного заказа данного процесса в двух ситуациях: в текущих условиях работы склада и при работе склада в условиях применения предложенных в настоящей работе рекомендаций.
• Установлено, что при внедрении новых принципов работы склада доля заказов, укомплектованных менее чем за час, может быть увеличена почти втрое (с 33% до 91%).
Следует отметить, что предложенные рекомендации по усовершенствованию деятельности склада компании «Балтика» не сопряжены с финансовыми инвестициями. Продолжительность работ по внедрению необходимых изменений оценивается в 1 – 2 месяца. К числу потенциальных выгод от реализации указанных рекомендаций относятся повышение уровня обслуживания клиентов и снижение складских затрат при осуществлении грузообработки продукции.
На основании вышесказанного, можно утверждать, что данная выпускная квалификационная работа достигла поставленной цели посредством поэтапного решения заявленных ранее задач.
1. Акопов, А.С. Имитационное моделирования: учебник и практикум для академического бакалавриата / А.С. Акопов. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2014. – 388 с.
2. Березинец, И.В. Практикум по теории вероятностей с математической статистике / И.В. Березинец.– 9-е изд. – СПб.: Высшая школа менеджмента, 2013. – 163 с.
3. Бодряков, Р.Е. AВС и XYZ: составление и анализ итоговой матрицы [Электронный ресурс] / Р.Е. Бодряков // Журнал «Логистик и система». – 2012. – № 3. – Режим доступа: http://www.rombcons.ru/ (дата обращения 20.02.2017).
4. Бодряков, Р.Е. АВС– анализ для повышения эффективности работы склада. Пошаговое описание методики [Электронный ресурс] / Р.Е. Бодряков // Журнал «Логистик и система». – 2010. – № 1. – Режим доступа: http://www.rombcons.ru/ (дата обращения 18.02.2017).
5. Боев, В.Д. Компьютерное моделирование: Пособие для практических занятий, курсового и дипломного проектирования в AnyLogic 7 / В.Д. Боев. – 2-е изд. – СПб.: ВАС, 2014. – 63 с.
6. Валуев, А.М. Оптимизация логистических процессов для одного класса распределительных центров [Электронный ресурс] / А. М. Валуев, Л.Е. Кулигин // Горный информационно– аналитический бюллетень (научно– технический журнал). – 2011. – № 36. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 09.04.2017).
7. Винжегин, О.М. Прогнозирование продаж товаров, обладающих сезонным спросом (на примере пива) [Электронный ресурс] / О.М. Винжегин // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. – 2016. – №3. –Режим доступа:http://cyberleninka.ru/ (дата обращения 04.03.2017).
8. Волгин, В.Г. Логистика хранения товаров: практическое пособие / В.Г. Волгин.– 2-е изд. – Litres, 2015. – 298 с.
9. Гаджинский, А.М. Логистика: Учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки «Экономика» / А.М. Гаджинский. – Москва: Дашков и Ко, 2013. – 142 с.
10. Герасименко, О.Н., Мирошников, А.И. Задачи управления производственными организационными системами с учётом сезонного воздействия [Электронный ресурс] /О.Н.Герасименко // Журнал «Экология». – 2012. – №2. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=21952985 (дата обращения 04.03.2017).
11. Голубков, Е.П. АВС и XYZ– анализ: проведение и оценка результативности. [Электронный ресурс] / Е.П. Голубков // Журнал «Маркетинг в России и за рубежом». – 2010. – №3. – Режим доступа: http://dis.ru/library/531/27354/ (дата обращения 15.04.2017).
12. Дёмин, В. Оптимизация ключевых операций складского технологического процесса» [Электронный ресурс] / В. Демин // Журнал практической логистики «Склад & Техника».– 2015. – №9. – Режим доступа: http://sitmag.ru/ (дата обращения 27.02.2017).
13. Джонсон, Д., Шоулз, К., Уиттингтон, Р. Корпоративная стратегия. Теория и практика / Д. Джонсон, Шоулз К., Уиттингтон Р. – 2-е изд.– М.: Вильямс, 2007. – 789 с.
14. Езепов Д. Техника проведения XYZ– анализа [Электронный ресурс] / Информационный портал «Statanalyz.Info». – 2014. – Режим доступа: http://statanaliz.info/ (дата обращения 13.03.2017).
15. Ельдештейн, Ю.М. Логистика [Электронный ресурс] / Ю.М. Ельдештейн // Электронный учебно-методический комплекс. – 2006. – Режим доступа: http://www.kgau.ru/ (дата обращения: 29.03.2017).
16. Замятина, О.М. Методы организации и алгоритмы адресной системы хранения [Электронный ресурс] / О.М. Замятина, Тюльменков В.Н. // Известия ТПУ. – 2017.– №7. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения 15.04.2017).
17. Иванов, А.И. Проектирование склада / А.И. Иванов // Журнал «Складские технологии». – 2010. – № 4. – 50 с.
18. История пивоваренной компании «Балтика» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООО «Пивоваренная компания «Балтика». – Режим доступа: http://corporate.baltika.ru/ (дата обращения: 02.02.2017).
19. Как сказались на рынке пива меры господдержки [Электронный ресурс] // Портал пивного рынка Profibeer – 2016. – Режим доступа: https://profibeer.ru/analytics/13238/ (дата обращения: 14.02.2017).
20. Каплан, Р.С. Сбалансированная система показателей / Р.С.Каплан, Д.П. Нортон. – 2-е изд. – М.: Олимп-бизнес, 2003. – 230 с.
21. КИС ERP– монолит от компании Монолит– Инфо. [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Монолит– Инфо». – Режим доступа: http://www.monolit.com/ru/products/ (дата обращения 26.02.2017).
22. Коллиз, Д., Монтгомери, С. Конкуренция на основе ресурсов: стратегия в 1990-е гг./ Д.Коллиз, С. Монтгомери // Вестник Санкт– Петербургского университета. – 2003.– Серия 8, Выпуск 4.– С.186 – 208.
23. Компания «Efes» закрывает очередной завод в России из-за резкого сокращения рынка. [Электронный ресурс] // РБК. – Режим доступа: http://www.rbc.ru/economics/ (дата обращения: 06.02.2017).
24. Компания «Балтика» закрыла 2 завода из– за тяжёлой ситуации на рынке [Электронный ресурс] // РБК.– Режим доступа: http://www.rbc.ru/business/ (дата обращения: 03.02.2017).
25. Коробков, Е.В.Процесс комплектования заказов на складе. Обзор [Электронный ресурс] / Е.В. Коробков // Наука и образование: научное издание МГТУ им. НЭ Баумана. – 2016. – №3. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 18.04.2017).
26. Кукарина, Е. ЕГАИС как механизм контроля оборота алкогольной продукции [Электронный ресурс] // Материалы VII Общероссийского заочного конкурса проектно-исследовательских работ «Проблемы и тенденции развития экономических процессов в сфере общественного питания и торговли». – Омск.:БПОУ ОКТЭС, 2016. – 147 с.
27. Лебедев, В.Г. Управление затратами на предприятии: учебник для вузов / В.Г. Лебедев и др. – 5-е изд. Стандарт третьего поколения. – Издательский дом «Питер», 2015. – 591 с.
28. Леванов, А. Обзор российского рынка пива [Электронный ресурс] / А. Леванов // Информационно-аналитический журнал Russian Food&Drinks Market Magazine. – 2014. – № 6. – Режим доступа: http://www.foodmarket.spb.ru/ (дата обращения: 28.02.2017).
29. Лукинский, В.С., Лукинский, В.В. Модели и методы теории логистики / под ред. В.С.Лукинского. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – 448 с.
30. Мониторинг доходов, расходов и социального самочувствия населения России. Ноябрь 2016 / под ред. Л.Н.Овчаровой. – М.: НИУ ВШЭ, 2016
31. Морковина, С.С. АВС – анализ как инструмент оперативного планирования основной деятельности организаций [Электронный ресурс] / С.С. Морковина, С.В. Фурсова // Экономический анализ: теория и практика. – 2012. – №38. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/ (дата обращения: 17.04.2017).
32. На выставке ИННОПРОМ в Екатеринбурге презентовали мобильную пивоварню и сварили эксклюзивное пиво [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООО «Пивоваренная компания «Балтика». – Режим доступа: http://corporate.baltika.ru/ (дата обращения 09.03.2017).
33. Нововведения для алкоголя: рост акцизов, ограничение объема ПЭТ-тары и ЕГАИС [Электронный ресурс] // Finanz.Ru. – Режим доступа: http://www.finanz.ru/ (дата обращения: 22.03.2017).
34. Осина, Г.И. Состояние рынка пива и алкогольной продукции / Г.И. Осина // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». – 2015.– №3.– С.17– 18.
35. Официальный сайт Efes [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.efesrus.ru/ (дата обращения: 07.02.2017).
36. Официальный сайт Heineken Russia [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.heinekenrussia.ru/ (дата обращения: 07.02.2017).
37. Официальный сайт SUN InBev [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.suninbev.ru/ (дата обращения: 07.02.2017).
38. Пена кризиса [Электронный ресурс] // Lenta.ru. – Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2015/02/02/beer/ (дата обращения 25.02.2017).
39. Петров, Г. Товарооборот и прибыль: Пути повышения рентабельности розничной торговли / Г. Петров. – 2-е изд. – М: Эксмо, 2009. – 126 с.
40. Пивной рынок: чрезмерное государственное регулирование является помехой в его развитии [Электронный ресурс] // Журнал «РесторановедЪ» – 2015. – №11. – Режим доступа: http://restoranoved.ru/ (дата обращения: 14.03.2017).
41. Пивоваренная компания «Балтика» будет судиться с губернатором Амурской области [Электронный ресурс] // PrimaMedia.ru.– Режим доступа :http://primamedia.ru/ (дата обращения: 05.04.2017).
42. Пивоваренная компания «Балтика» повышает эффективность диалога с государством. [Электронный ресурс] // Деловая газета Петербурга. – 2016. – Режим доступа: http://www.spbdg.ru/ (дата обращения: 09.02.2017).
43. Ражева, А.А. Анализ ассортимента и стабильности продаж с использованием ABC– анализа и XYZ– анализа/ А.А. Ражева // Журнал «Управление продажами». – 2011. – № 3.
44. Рудакова, Р.П. Статистика: учебное пособие / Р.П. Рудакова. – 2-е изд. – Издательский дом «Питер», 2010. – 169 с.
45. Рынок пива России. Баланс найден? [Электронный ресурс] // Международный аналитический журнал «Пивное дело».– 2016.– № 4.– Режим доступа: http://www.pivnoe– delo.info/ (дата обращения: 16.02.2017)
46. Союз российских пивоваров [Электронный ресурс] // Предприятия отрасли.– Режим доступа: http://www.beerunion.ru/ (дата обращения: 12.02.2017).
47. Ставки акцизов на алкоголь и табак и другие налоги. [Электронный ресурс] // Финмаркет.– Режим доступа: http://www.finmarket.ru/news/3872383 (дата обращения: 10.03.2017)
48. Третьяк, Л.Н. Технология производства пива с заданными вкусоароматическими свойствами и пониженными токсикологическими характеристиками / Л.Н. Третьяк // Вестник ОГУ. – 2015. – №4. – 123 с.
49. Фишер, А.Г. АВС – анализ в логистике: методы выделения групп [Электронный ресурс] // Интернет-портал «Корпоративный менеджмент».– Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/ (дата обращения: 18.03.2017).
50. Фразелли, Э. Мировые стандарты складской логистики / Э. Фразели. – 2-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2013.– 330 с.
51. Baltika Breweries LLC: company profile [Электронный ресурс] // Market Line. – Режим доступа: http://advantage.marketline.com/ (дата обращения: 05.02.2017).
52. Beer in Russia: industry profile [Электронный ресурс] // Market Line. – Режим доступа: http://advantage.marketline.com/ (дата обращения: 02.02.2017)
53. Coyle, J. The management of Business Logistics : A Supply Chain Perspective / J. Coyle, E.Bardi., J.Langley. – 2th ed.– Mason, OH: South– Western/Thomson Learning, 2013. – 707 p.
54. Global Beer Consumption predicted to rise [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический журнал «Beer Connoisseur».– 2016.– №4.– Режим доступа: https://www.beerconnoisseur.com/ (дата обращения : 17.04.2017).
55. Richards, G. Warehouse Management: A Complete Guide to Improving Efficiency and Minimizing Cots in the Modern Warehouse / G.Richards. – Kogan Page Publishers, 2014. – 390 p.
56. Rushton, A. The handbook of logistics and distribution management: Understanding the supply chain / A. Rushton, P. Croucher, P. Baker. – Kogan Page Publishers, 2014. – 571 p.
57. Sematech, N. Engineering statistics handbook / N.Sematech. – NIST SMATECH, 2013. – 423 p.