Действия участкового уполномоченного полиции по выявлению и раскрытию преступлений (Санкт-Петербургский университет МВД РФ)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты действий участкового уполномоченного полиции по выявлению и раскрытию преступлений 8
1.1 Административно-процессуальная деятельность участкового уполномоченного полиции 8
1.2 Основные направления деятельности участковых уполномоченных полиции по предупреждению и профилактике правонарушений и преступлений 13
1.3 Взаимодействие участковых уполномоченных полиции и подразделений уголовного розыска по предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений 20
Глава 2. Актуальные вопросы деятельности участкового уполномоченного полиции по выявлению и раскрытию преступлений 30
2.1 Оценка населением эффективности работы участкового уполномоченного полиции 30
2.2 Проблемы взаимодействия участковых уполномоченных полиции с оперуполномоченными уголовного розыска по предупреждению и раскрытию преступлений против личности 39
2.3 Совершенствование деятельности участкового уполномоченного полиции по выявлению и устранению причин и условий совершения преступлений 45
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Глава 1. Теоретические аспекты действий участкового уполномоченного полиции по выявлению и раскрытию преступлений 8
1.1 Административно-процессуальная деятельность участкового уполномоченного полиции 8
1.2 Основные направления деятельности участковых уполномоченных полиции по предупреждению и профилактике правонарушений и преступлений 13
1.3 Взаимодействие участковых уполномоченных полиции и подразделений уголовного розыска по предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений 20
Глава 2. Актуальные вопросы деятельности участкового уполномоченного полиции по выявлению и раскрытию преступлений 30
2.1 Оценка населением эффективности работы участкового уполномоченного полиции 30
2.2 Проблемы взаимодействия участковых уполномоченных полиции с оперуполномоченными уголовного розыска по предупреждению и раскрытию преступлений против личности 39
2.3 Совершенствование деятельности участкового уполномоченного полиции по выявлению и устранению причин и условий совершения преступлений 45
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Актуальность выпускной квалификационной работы. Проблема выявления преступлений и административных правонарушений продолжает оставаться одной из самых актуальных в деятельности полиции. Оставаясь не выявленными, преступления и административные правонарушения порождают у совершивших их лиц чувство безнаказанности, вседозволенности, а также создают условия для совершения новых преступлений и административных правонарушений. Необходимость эффективной деятельности в направлении выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений тесно связана с такими общеправовыми принципами, как верховенство права, законность, справедливость, правосудие, а также охрана прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с Федеральным законом «О полиции» выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений отнесено к основным направлениям деятельности полиции, включая службу участковых уполномоченных полиции. Наиболее приближенным к населению сотрудником полиции является участковый уполномоченный полиции, именно он является главным связующим звеном полиции с населением, по его поступкам в основном складывается общественное мнение о деятельности полиции.
В связи с этим, недопустимыми становятся пробелы в правовых знаниях участковых уполномоченных, ошибки в применении ими законов и иных нормативных актов. Участковый призван стать ключевой фигурой в полиции, обеспечивающей деятельность по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений на территории административного участка, так как участковый уполномоченный полиции знаком с территорией административного участка, его особенностями, системой дорог, расположением и режимом.
Кроме этого, участковый уполномоченный полиции владеет информацией о местах хранения огнестрельного оружия и взрывчатых материалов, аптеках, других местах хранения и оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, иных объектах хранения предметов (веществ), изъятых из гражданского оборота либо оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также участковый уполномоченный полиции владеет информацией о сложившейся на административном участке обстановке и взаимодействует с лицами, находящимися на профилактическом учете, и с лицами, за которыми установлен административный надзор. Владея всей информацией в совокупности, участковый уполномоченный полиции имеет возможности для выявления совершаемых на территории административного участка преступлений и административных правонарушений, однако, часто использует и реализует их не в полном объеме. Актуальность данной работы обусловлена тем, что на современном этапе возникает необходимость совершенствования деятельности участкового уполномоченного полиции в направлении выявления преступлений и административных правонарушений, что подтверждается результатами анкетирования, проведенного среди участковых уполномоченных полиции.
Так, 50% из них периодически сталкиваются с проблемами при выявлении преступлений и административных правонарушений, 14,3% опрошенных участковых уполномоченных сталкиваются с проблемами постоянно. Актуальность исследования подтверждается также и тем, что в настоящее время значительно число совершаемых преступлений и административных правонарушений, выявление которых является одной из приоритетных задач деятельности участкового уполномоченного полиции на территории административного участка.
Целью исследования выступает правовое исследование административной деятельности участковых уполномоченных полиции при осуществлении ими своих должностных обязанностей по выявлению и раскрытию преступлений, а также разработка предложений по совершенствованию данного института.
Достижение поставленной цели обеспечивается выполнением следующих задач:
1. Анализ административно-процессуальной деятельности участкового уполномоченного полиции.
2. Изучение основных направлений деятельности участковых уполномоченных полиции по предупреждению и профилактике правонарушений и преступлений.
3. Анализ взаимодействия участковых уполномоченных полиции и подразделений уголовного розыска по предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений.
4. Анализ оценки населением эффективности работы участкового уполномоченного полиции.
5. Анализ проблем взаимодействия участковых уполномоченных полиции с оперуполномоченными уголовного розыска по предупреждению и раскрытию преступлений против личности.
6. Предложения по совершенствованию деятельности участкового уполномоченного полиции по выявлению и устранению причин и условий совершения преступлений.
Объектом исследования выделяется деятельность участкового уполномоченного полиции в конкретном направлении, а именно, в направлении выявления, пресечения и предупреждения преступлений и административных правонарушений.
Предметом исследования в работе являются правовые нормы, регулирующие деятельность участкового уполномоченного полиции в направлении выявления преступлений и административных правонарушений.
Методологическую основу исследования составляют стандартный набор общенаучных и частно-научных методов - анализ и синтез, индукция и (в меньшей мере) дедукция, структурный метод, системный метод, функциональный метод, исторический метод, метод сравнительного правоведения, метод экономического анализа права и др.
Степень разработанности темы. Таким образом, деятельность участковых уполномоченных полиции, а также их правовое положение на данный момент исследованы не полностью. Работы ученых-юристов содержат целый ряд положений, прямо или косвенно относящихся к изучаемой проблеме, создают методологические предпосылки для дальнейшего исследования. Среди авторов, изучавших административную деятельность участковых уполномоченных, можно выделить следующих известных ученых-юристов Ю.П. Соловей, К.С. Вельский, О.И. Бекетов, М.И. Байтин, Д.Н. Бахрах, В.В. Борисов, О.И. Бекетов, К.С. Вельский, И.И. Веремеенко, И.Н. Даньшин, И.Я. Дюрягин, М.И. Еропкин и других.
Нормативной основой исследования являются Конституция РФ , Федеральный закон «О полиции, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» , Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» , Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» , Приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» и другие нормативно-правовые акты.
Практическая и теоретическая значимость исследования определяется актуальностью рассматриваемых проблем и новизной полученных выводов. Практическая значимость исследования определяется возможностью применения разработанных в ней теоретических положений при совершенствовании законодательства и в правоприменительной деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных правовых источников и специальной литературы.
В связи с этим, недопустимыми становятся пробелы в правовых знаниях участковых уполномоченных, ошибки в применении ими законов и иных нормативных актов. Участковый призван стать ключевой фигурой в полиции, обеспечивающей деятельность по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений на территории административного участка, так как участковый уполномоченный полиции знаком с территорией административного участка, его особенностями, системой дорог, расположением и режимом.
Кроме этого, участковый уполномоченный полиции владеет информацией о местах хранения огнестрельного оружия и взрывчатых материалов, аптеках, других местах хранения и оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, иных объектах хранения предметов (веществ), изъятых из гражданского оборота либо оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также участковый уполномоченный полиции владеет информацией о сложившейся на административном участке обстановке и взаимодействует с лицами, находящимися на профилактическом учете, и с лицами, за которыми установлен административный надзор. Владея всей информацией в совокупности, участковый уполномоченный полиции имеет возможности для выявления совершаемых на территории административного участка преступлений и административных правонарушений, однако, часто использует и реализует их не в полном объеме. Актуальность данной работы обусловлена тем, что на современном этапе возникает необходимость совершенствования деятельности участкового уполномоченного полиции в направлении выявления преступлений и административных правонарушений, что подтверждается результатами анкетирования, проведенного среди участковых уполномоченных полиции.
Так, 50% из них периодически сталкиваются с проблемами при выявлении преступлений и административных правонарушений, 14,3% опрошенных участковых уполномоченных сталкиваются с проблемами постоянно. Актуальность исследования подтверждается также и тем, что в настоящее время значительно число совершаемых преступлений и административных правонарушений, выявление которых является одной из приоритетных задач деятельности участкового уполномоченного полиции на территории административного участка.
Целью исследования выступает правовое исследование административной деятельности участковых уполномоченных полиции при осуществлении ими своих должностных обязанностей по выявлению и раскрытию преступлений, а также разработка предложений по совершенствованию данного института.
Достижение поставленной цели обеспечивается выполнением следующих задач:
1. Анализ административно-процессуальной деятельности участкового уполномоченного полиции.
2. Изучение основных направлений деятельности участковых уполномоченных полиции по предупреждению и профилактике правонарушений и преступлений.
3. Анализ взаимодействия участковых уполномоченных полиции и подразделений уголовного розыска по предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений.
4. Анализ оценки населением эффективности работы участкового уполномоченного полиции.
5. Анализ проблем взаимодействия участковых уполномоченных полиции с оперуполномоченными уголовного розыска по предупреждению и раскрытию преступлений против личности.
6. Предложения по совершенствованию деятельности участкового уполномоченного полиции по выявлению и устранению причин и условий совершения преступлений.
Объектом исследования выделяется деятельность участкового уполномоченного полиции в конкретном направлении, а именно, в направлении выявления, пресечения и предупреждения преступлений и административных правонарушений.
Предметом исследования в работе являются правовые нормы, регулирующие деятельность участкового уполномоченного полиции в направлении выявления преступлений и административных правонарушений.
Методологическую основу исследования составляют стандартный набор общенаучных и частно-научных методов - анализ и синтез, индукция и (в меньшей мере) дедукция, структурный метод, системный метод, функциональный метод, исторический метод, метод сравнительного правоведения, метод экономического анализа права и др.
Степень разработанности темы. Таким образом, деятельность участковых уполномоченных полиции, а также их правовое положение на данный момент исследованы не полностью. Работы ученых-юристов содержат целый ряд положений, прямо или косвенно относящихся к изучаемой проблеме, создают методологические предпосылки для дальнейшего исследования. Среди авторов, изучавших административную деятельность участковых уполномоченных, можно выделить следующих известных ученых-юристов Ю.П. Соловей, К.С. Вельский, О.И. Бекетов, М.И. Байтин, Д.Н. Бахрах, В.В. Борисов, О.И. Бекетов, К.С. Вельский, И.И. Веремеенко, И.Н. Даньшин, И.Я. Дюрягин, М.И. Еропкин и других.
Нормативной основой исследования являются Конституция РФ , Федеральный закон «О полиции, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» , Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» , Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» , Приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» и другие нормативно-правовые акты.
Практическая и теоретическая значимость исследования определяется актуальностью рассматриваемых проблем и новизной полученных выводов. Практическая значимость исследования определяется возможностью применения разработанных в ней теоретических положений при совершенствовании законодательства и в правоприменительной деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных правовых источников и специальной литературы.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие обобщения и выводы.
Как бы не реформировалась российская полиция, на тех или иных этапах развития Российского государства, важное место в системе органов внутренних дел занимает служба участковых уполномоченных - многопрофильных представителей полиции на определенной территории района (города), в сельской местности, наиболее приближенных к населению и выполняющих (во взаимодействии с другим подразделениями органов внутренних дели общественными структурами) ряд важнейших функций в деле предупреждения преступлений и правонарушений, охраны правопорядка.
Участковый уполномоченный полиции вносит существенный вклад в выявление, пресечение и раскрытие преступлений. Но центральный элемент его работы, несомненно, составляет реализация целого комплекса различных профилактических мероприятий административной деятельности органов внутренних дел.
В условиях демократического развития государственно-правовых и общественных отношений, существует необходимость как дальнейшего совершенствования российского законодательства, регламентирующего деятельность участкового уполномоченного полиции; так и практики функционирования этого важнейшего, в российской правоохранительной системе, института, по работе которого, граждане, как правило, во многом судят о работе всей российской полиции.
Уникальность участкового уполномоченного полиции среди прочих органов государственной власти состоит в том, что именно участковые правопорядка чаще других напрямую контактируют с гражданами.
От работы участковых уполномоченных полиции зависит соблюдение законности в жизни страны, порядок на улицах городов, а иногда и покой в домах и квартирах самих граждан. По числу обеспечиваемых социально значимых государственных функций, по степени проникновения во все слои общества с полицией могут сравниться разве что больницы и школы. Традиционно основной массой населения, полиция воспринимается как главная правоохранительная сила государства.
Правовой статус участкового уполномоченного полиции - это его правовое положение в структуре государственного аппарата Российской Федерации, урегулированное нормами права в сфере охраны и обеспечения реализации прав, свобод и законных интересов человека. Ядро правового статуса участкового уполномоченного полиции составляют его права и обязанности.
Все вышесказанное свидетельствует о необходимости качественной про-работки положений российского законодательства в сфере деятельности участкового уполномоченного полиции с точки зрения их целесообразности, практической направленности и, что немаловажно, приемлемости в условиях раз-вития общества и государства. Основным критерием в их оценке должно выступать мнение ведущих ученых и специалистов в сфере правоохранительной деятельности, опирающееся на профессиональный опыт сотрудников органов внутренних дел и мнение граждан.
Таким образом, можно установить, что совершенствование деятельности участковых уполномоченных полиции заключается в комплексной системе мер. Необходимо осуществлять стимулирование деятельности сотрудников, реализовывать социальные гарантии и устранять материально-технические вопросы, возникающие в процессе осуществления профессиональной деятельности по обеспечению прав и свобод человека. Качественный подбор кадров в свою очередь позволит повысить авторитет деятельности участковых уполномоченных полиции и эффективность их деятельности на отведенных административных участках. Комплексное сочетание социально-культурных и материально-технических мер постепенно повысит престиж службы участковых уполномоченных полиции, устраняя возникающие проблемы при осуществлении служебной деятельности по охране правопорядка.
Как бы не реформировалась российская полиция, на тех или иных этапах развития Российского государства, важное место в системе органов внутренних дел занимает служба участковых уполномоченных - многопрофильных представителей полиции на определенной территории района (города), в сельской местности, наиболее приближенных к населению и выполняющих (во взаимодействии с другим подразделениями органов внутренних дели общественными структурами) ряд важнейших функций в деле предупреждения преступлений и правонарушений, охраны правопорядка.
Участковый уполномоченный полиции вносит существенный вклад в выявление, пресечение и раскрытие преступлений. Но центральный элемент его работы, несомненно, составляет реализация целого комплекса различных профилактических мероприятий административной деятельности органов внутренних дел.
В условиях демократического развития государственно-правовых и общественных отношений, существует необходимость как дальнейшего совершенствования российского законодательства, регламентирующего деятельность участкового уполномоченного полиции; так и практики функционирования этого важнейшего, в российской правоохранительной системе, института, по работе которого, граждане, как правило, во многом судят о работе всей российской полиции.
Уникальность участкового уполномоченного полиции среди прочих органов государственной власти состоит в том, что именно участковые правопорядка чаще других напрямую контактируют с гражданами.
От работы участковых уполномоченных полиции зависит соблюдение законности в жизни страны, порядок на улицах городов, а иногда и покой в домах и квартирах самих граждан. По числу обеспечиваемых социально значимых государственных функций, по степени проникновения во все слои общества с полицией могут сравниться разве что больницы и школы. Традиционно основной массой населения, полиция воспринимается как главная правоохранительная сила государства.
Правовой статус участкового уполномоченного полиции - это его правовое положение в структуре государственного аппарата Российской Федерации, урегулированное нормами права в сфере охраны и обеспечения реализации прав, свобод и законных интересов человека. Ядро правового статуса участкового уполномоченного полиции составляют его права и обязанности.
Все вышесказанное свидетельствует о необходимости качественной про-работки положений российского законодательства в сфере деятельности участкового уполномоченного полиции с точки зрения их целесообразности, практической направленности и, что немаловажно, приемлемости в условиях раз-вития общества и государства. Основным критерием в их оценке должно выступать мнение ведущих ученых и специалистов в сфере правоохранительной деятельности, опирающееся на профессиональный опыт сотрудников органов внутренних дел и мнение граждан.
Таким образом, можно установить, что совершенствование деятельности участковых уполномоченных полиции заключается в комплексной системе мер. Необходимо осуществлять стимулирование деятельности сотрудников, реализовывать социальные гарантии и устранять материально-технические вопросы, возникающие в процессе осуществления профессиональной деятельности по обеспечению прав и свобод человека. Качественный подбор кадров в свою очередь позволит повысить авторитет деятельности участковых уполномоченных полиции и эффективность их деятельности на отведенных административных участках. Комплексное сочетание социально-культурных и материально-технических мер постепенно повысит престиж службы участковых уполномоченных полиции, устраняя возникающие проблемы при осуществлении служебной деятельности по охране правопорядка.
Подобные работы
- Методика расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - Права и обязанности сотрудника полиции в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021 - ПРИВЛЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ К УЧАСТИЮ В БОРЬБЕ С
ПРЕСТУПНОСТЬЮ (12.00.09)
Диссертации (РГБ), уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - ПРИВЛЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ К УЧАСТИЮ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Диссертации (РГБ), криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Злостное нарушение правил административного надзора: уголовно - правовой и криминологический аспекты
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016



