Взаимодействие прокуратуры с органами государственной власти в сфере обеспечения законности (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Сибирский институт управления))
Введение …………………………………………………………………………..6
Глава I. Понятия и теоретические основы взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти в сфере обеспечения законности………...15
§ 2. Теоретические основы взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти в сфере обеспечения законности…25
§ 3. Правовые основы взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти в сфере обеспечения законности……33
Глава II. Организация работы прокуратуры по взаимодействию с органами государственной власти в сфере обеспечения законности……………………37
§ 1. Содержание организации работы прокуратуры по взаимодействию с органами государственной власти в сфере обеспечения законности………..37
§ 2. Современное состояние взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти в сфере обеспечения законности……41
§ 3. Формы взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти в сфере обеспечения законности…………56
Глава III. Совершенствование взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти в сфере обеспечения законности……………………65
§ 1. Проблемы, возникающие в процессе взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти в сфере обеспечения законности………...65
§ 2. Направления совершенствования взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти в сфере обеспечения законности………...72
§ 3. Cтатистика органов прокуратуры по направлениям прокурорского надзора
Заключение ………………………………………………………………………78
Библиографический список …………………103
Актуальность темы исследования Прокуратура Российской Федерации – это уникальный государственный орган, который осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на территории России.
Востребованность научных исследований по рассматриваемой проблематике предопределена наличием существующих пробелов в теории прокурорской деятельности в современных условиях, поскольку вопросы взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти в последние годы комплексно учеными не изучались, в связи с чем образовался разрыв между потребностями практики, которая стимулируется, в том числе наличием действующих соглашений между названными органами публичной власти, и возможностями прокурорской науки обеспечить системность осуществления взаимодействия.
Следует также учитывать, что между прокуратурой, органами государственной власти осуществляется колоссальный по объему документооборот, а, следовательно, для совершенствования взаимодействия необходимо оптимизировать эти информационные потоки. Кроме того, взаимодействие выражается в оказании правовой помощи нуждающимся в ней органам и должностным лицам.
Прежде всего, это касается консультирования, а также разъяснения положений действующих нормативных правовых актов, практики их применения. Исходя из вышесказанного, представляется возможным рассмотреть взаимодействие не только в качестве одного из элементов организации работы прокуратуры, но и как самостоятельный участок ее внешне функциональной деятельности.
К такому выводу мы приходим благодаря сложившимся в науке о прокурорской деятельности тенденциям. Важным обстоятельством, предопределившим актуальность темы диссертационного исследования, является отсутствие комплексного организационно-распорядительного документа Генерального прокурора Российской Федерации, регулирующего вопросы взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти. Однако стоит отметить, что руководство надзорного ведомства не оставляет этот вопрос без внимания и понимает всю значимость такой деятельности для укрепления законности в стране . Об этом свидетельствует также факт проведения в 2010 г. совместного совещания Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства регионального развития Российской Федерации.
Степень научной разработанности темы. Несмотря на проявленный интерес к изучению взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти, до сегодняшнего дня остаются не исследованными вопросы правового регулирования и организации этой деятельности. Кроме того, не в полной мере выявлены проблемы, оказывающие негативное влияние на эффективность взаимодействия. Также без внимания остаются вопросы его совершенствования, которые будут рассмотрены в представленной диссертации.
Цель и задачи исследования. Цель настоящей магистерской диссертации – провести анализ теоретических и практических аспектов взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти в сфере обеспечения законности в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) исследование теоретических основ взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти в сфере обеспечения законности;
2) определение правовых основ взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти в сфере обеспечения законности на современном этапе;
3) исследование содержания организации работы прокуратуры по взаимодействию с органами государственной власти в сфере обеспечения законности;
4) анализ современного состояния взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти в сфере обеспечения законности;
5) структурно-системный анализ апробированных практикой основных форм взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти в сфере обеспечения законности;
6) выявление проблем, возникающих в процессе взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти в сфере обеспечения законности, и определение возможных вариантов их решения;
7) определение основных направлений совершенствования взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти в сфере обеспечения законности.
Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в процессе организации и осуществления взаимодействия органов прокуратуры с органами государственной власти в сфере обеспечения законности.
Предметом исследования выступают: содержание деятельности органов прокуратуры по взаимодействию с органами государственной власти, ее организационные и правовые основы; современное состояние и практика осуществления взаимодействия в сфере обеспечения законности; проблемы и негативные факторы, оказывающие влияние на эффективность такой деятельности; позиции ученых по рассматриваемой проблематике.
Научная новизна заключается в том, что диссертация представляет собой логически завершенное самостоятельное монографическое исследование, в котором с учетом современных тенденций развития прокуратуры Российской Федерации сформулированы научные положения об организации и осуществлении взаимодействия с органами государственной власти и в сфере обеспечения законности, рассмотрены вопросы, касающиеся его сущности, содержания и правовых основ. Новизна проведенного исследования также обусловлена: наличием авторских подходов в определении принципов и условий взаимодействия субъектов, а также цели, задач и предмета взаимодействия, его основных направлений; раскрытием содержания организации работы на рассматриваемом участке деятельности прокуратуры, анализом его современного состояния; определением проблем, возникающих в процессе взаимодействия, а также предложением путей и средств их решения; разработкой комплекса мер, направленных на совершенствование данной деятельности.
Теоретическую основу исследования составили научные труды в области законности, прокурорской деятельности (в основном в части надзора за исполнением законов органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и законностью их правовых актов) А.И. Алексеева, С.Г. Березовской, А.Д. Берензона, В.Г. Бессарабова, А.Д. Бойкова, И.П. Виноградова, А.Ю. Винокурова, Ю.Е. Винокурова, Б.М. Дубровинского, А.А. Жидких, Р.Н. Зинурова, А.Х. Казариной, Ф.М. Кобзарева, Т.Л. Маркелова, С.Г. Новикова, Е.И. Орловской, А.А. Петуховского, В.П. Пивненко, Н.А. Поддубного, Т.А. Рабко, Н.П. Руднева, В.П. Рябцева, А.С. Саломаткина, К.Ф. Скворцова, А.Ф. Смирнова, А.Я. Сухарева, Ю.Н. Турыгина, Э.Б. Хатова, Р.Б. Хуторецкого, В.Б. Ястребова и др.
Кроме того, существенную помощь в решении поставленных задач оказали работы: по теории государственной власти и местного самоуправления – С.А. Авакьяна, И.А. Азовкина, Д.С. Белявского, П.Т. Василенкова, В.И. Васильева, Б.Н. Габричидзе, В.Б. Зотова, А.Н. Кокотова О.Е. Кутафина, И.И. Овчинникова, А.С. Прудникова, Б.Н. Топорнина, В.И. Фадеева, Е.С. Шугриной и др.; по социологии – А.И. Кравченко, Л.Н. Москвичева, Г.В. Осипова, В.И. Староверова и др.; по психологии – М.Ю. Кондратьева, В.Г. Крысько, В.В. Романова, В.Б. Шапарь и др.
Нормативную основу исследования составили: Конституция Российской Федерации , Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», законодательные акты, регулирующие деятельность органов государственной власти, указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, организационно распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации, а также соглашения о сотрудничестве (взаимодействии) органов прокуратуры с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Методология и методы исследования.
При решении поставленных задач были использованы важнейшие методы познания, выработанные наукой и практикой. Среди низ ведущая роль отведена диалектическому методу, который применялся к раскрытию сущности понятий как взаимодействие, взаимодействие прокуратуры с органами государственной власти.
Не менее важную роль играют системно-структурный, исторический, логический, статистический, функциональный, сравнительный и иные методы познания. В частности, например, исторический метод исследования дал возможность проследить историю возникновения, становления и развития принципов организации и деятельности российской прокуратуры. Системно-структурный подход позволил выработать определенную, строгую систему рассматриваемых принципов и классифицировать их по различным основаниям. С помощью логического метода были сформулированы основные предложения по совершенствованию законодательства о прокуратуре. Использование всех названных методов позволило наиболее полно, целостно и всесторонне исследовать выбранный объект.
Предметом взаимодействия в сфере обеспечения законности выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и осуществления субъектами данной деятельности взаимосогласованных мероприятий (совершение действий, принятие решений и т. д.), направленных на обеспечение законности.
Субъектами взаимодействия в сфере обеспечения законности являются:
1) органы прокуратуры и прокуроры (уполномоченные лица органа прокуратуры);
2) органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления, а также должностные и иные лица этих органов.
Объектом взаимодействия в сфере обеспечения законности выступает складывающееся в конкретный временной отрезок на определенной территории (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования), отдельно взятом объекте состояние законности в той или иной сфере общественных отношений, улучшению которого призваны способствовать субъекты взаимодействия.
Механизм взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти и органами местного самоуправления состоит из нескольких уровней, среди которых: – комплексный анализ (определение приоритетных форм работы);
– планирование мероприятий (включая анализ факторов, оказывающих негативное влияние на эффективность взаимодействия);
– трансформация концепций как в собственные, так и в совместные решения сторон для последующей их реализации;
– оценка эффективности совершенных действий, их корректировка в будущем с целью устранения недостатков.
Взаимодействие прокуратуры с органами государственной власти в сфере обеспечения законности – это взаимосвязанная, согласованная по месту и времени их совместная деятельность, которая осуществляется в рамках закона в пределах компетенции указанных органов присущими каждому из них способами и методами, а также направленная на решение общих задач и достижение единой цели – обеспечение законности.
Взаимодействие с органами государственной власти в сфере обеспечения законности представляет собой участок внешнефункциональной деятельности прокуратуры Российской Федерации, осуществляемой в целях обеспечения выполнения, возложенных на нее функций, который характеризуется преимущественно ведомственным (межведомственным) регулированием полномочий прокуроров, не носящих властного характера.
В настоящее время правовые основы взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти в сфере обеспечения законности определяются Конституцией Российской Федерации, конституционными и федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, иными законодательными и подзаконными актами, организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации, совместными приказами о сотрудничестве, а также межведомственными соглашениями.
Организация работы прокуратуры по осуществлению взаимодействия с органами государственной власти в сфере обеспечения законности представляет собой создание необходимых условий для реализации их совместной деятельности путем информационно-аналитической работы, прогнозирования, планирования, распределения служебных обязанностей, материально-технического обеспечения
За последние десять лет взаимодействие прокуратуры с органами государственной власти в сфере обеспечения законности заметно активизировалось, в определенной мере произошло его качественное улучшение. Этому способствовали такие обстоятельства как:
– обсуждение проблем взаимодействия органов прокуратуры и контрольно-надзорных органов с органами местного самоуправления на уровне руководства страны и Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
– накопление прокурорами положительного опыта работы по организации и осуществлению рассматриваемой деятельности;
– организационные изменения в структуре Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратур субъектов Российской Федерации (появление профильных подразделений и соответствующих должностей);
– рассмотрение вопросов взаимодействия в научной, учебной и методической литературе;
– совершенствование правовой основы взаимодействия, прежде всего, путем подписания различных соглашений о сотрудничестве, в том числе и на уровне субъектов Российской Федерации. Кроме того, прослеживаются положительные тенденции, связанные с повышением эффективности данной деятельности, в первую очередь по таким направлениям, как правотворчество и противодействие коррупции, что подтверждается результатами проведенного исследования.
Формы взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти – это наиболее результативные, оправдавшие себя на практике способы организации и осуществления совместной деятельности, которая складывается в результате осознания ее участниками потребности в сотрудничестве на основе взаимопомощи для более эффективного решения задач в сфере обеспечения законности.
Взаимодействие прокуратуры с органами государственной власти в сфере обеспечения законности осуществляется в следующих формах:
– взаимное информирование о состоянии законности, борьбы с правонарушениями, в особенности с преступностью и по другим вопросам правоохранительной деятельности;
– совместная разработка, обсуждение и принятие комплексных программ по борьбе с преступностью, коррупцией, а также последующее их выполнение;
– совместная деятельность по подготовке проектов нормативных правовых актов, касающихся укрепления законности;
– предварительное ознакомление прокуроров с проектами нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти;
– оценка законности нормативных правовых актов органов государственной власти;
– участие прокуроров в заседаниях и слушаниях, проводимых органами государственной власти;
– участие представителей соответствующих органов в работе межведомственных совещаний, собраний и иных форумов;
– участие представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления в координационных совещаниях, организуемых органами прокуратуры;
– привлечение специалистов из контрольно-надзорных органов для участия в прокурорских проверках;
– совместное или согласованное ведение правового просвещения;
– проведение совместных мероприятий по повышению квалификации работников органов прокуратуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления;
– консультирование по правовым вопросам государственных и муниципальных служащих.
Основными направлениями осуществления взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере обеспечения законности являются:
– координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и коррупцией (координационные совещания, подготовка соответствующих комплексных программ);
– правотворческая деятельность (разработка законопроектов, их правовая и антикоррупционная экспертиза, мониторинг законодательства);
– правовое просвещение (участие прокуроров в мероприятиях, проводимых представительными и исполнительными органами);
– рассмотрение обращений граждан и прием населения.
Проблемы, возникающие в процессе взаимодействия, в большинстве своем носят организационный характер и возникают на основе ведомственных и межличностных противоречий. Несмотря на предпринятые в последнее время Генеральной прокуратурой Российской Федерации меры по оптимизации рассматриваемой деятельности, данные проблемы, на наш взгляд, в полной мере не решены.
Одной из важнейших как для органов прокуратуры, так и иных органов публичной власти является проблема кадровых ресурсов, которая особенно остро стоит на муниципальном уровне. Как представляется, работа здесь должна вестись по двум основным направлениям. Первое – это постоянный мониторинг ситуации с кадрами, второе – использование специальных методик для определения штатной численности. Кроме того, в целях повышения профессионализма государственных и муниципальных служащих необходимо разрабатывать и внедрять специальные программы обучения, которые предполагают их совместное участие.
Ряд проблем организационного характера связан с отдаленностью и труднодоступностью многих населенных пунктов, а также с увеличением временных затрат прокуроров на осуществление тех или иных видов деятельности, например, консультирования по правовым вопросам. Для решения этих проблем предлагается использование современных технологий, а именно «спутникового» Интернета и специальных программных продуктов, позволяющих оптимизировать работу, а, следовательно, уменьшить роль фактора времени.
Межличностные противоречия в процессе взаимодействия чаще всего появляются вследствие конфликта интересов. Для того, чтобы свести к минимуму возникновение подобной ситуации, нужно в полной мере соблюдать антикоррупционное законодательство. Однако если она уже произошла, то в целях недопущения нарушений закона необходим поиск компромиссных решений. Что касается напряженности в отношениях, то она может быть преодолена с помощью посредника (посредников) при согласии всех заинтересованных сторон в его (их) привлечении.
Проблемы ведомственного характера возникают тогда, когда интересам государства противопоставляются интересы отдельных органов или должностных лиц. Для их решения необходимо заключать соглашения о сотрудничестве, в которых следует отражать механизм урегулирования всех возможных спорных вопросов.
Совершенствование взаимодействия представляет собой повседневное, постоянное улучшение его качественных характеристик, а также устранение тех недостатков и упущений (факторов), которые, как показывает проведенное исследование организации и осуществления данной деятельности, имеют место в органах прокуратуры и иных органах публичной власти.
Эффективность информационного обмена зависит от использования возможностей системы межведомственного электронного взаимодействия всеми его участниками.
Немаловажным является совершенствование организации совместной деятельности путем оптимального распределения нагрузки между работниками, которые задействованы в решении общих задач. Вместе с тем на результативность взаимодействия во многом влияет профессионализм государственных и муниципальных служащих, уровень которого необходимо повышать.
В рамках исследования опрос работников органов прокуратуры, органов государственной власти в ряде субъектов Российской Федерации свидетельствует о том, что в совершенствовании нуждается правовое регулирование взаимодействия. Это касается не только федерального законодательства, но и ведомственных нормативных правовых актов. Кроме того, названными лицами отмечается положительный эффект от заключения межведомственных соглашений о сотрудничестве.
Результаты совместной деятельности напрямую зависят от ее методического и научного обеспечения, которое на сегодняшний день не в полной мере отвечает потребностям практики. Фактически можно говорить о единичных пособиях и разработках, касающихся тех или иных аспектов взаимодействия. В связи с этим ученым, которые занимаются вопросами совершенствования прокурорской деятельности, а также практическим работникам, ответственным за подготовку методической литературы, необходимо обратить внимание на данную проблему.
Совершенствование материально-технического обеспечения, включая внедрение инновационных технологий (электронный документооборот и электронно-цифровая подпись) в работу органов прокуратуры и иных органов публичной власти позволит организовать взаимодействие на качественно новом уровне.
Прежде всего, речь идет о надлежащих технических средствах, в том числе интерактивных, дающих возможность реализовывать различные формы совместной деятельности (прием, передачу и обработку информации, проведение учебных и иных мероприятий, общение в режиме онлайн).
В свою очередь, использование электронного документооборота и электронно-цифровой подписи позволит решить многие проблемы, связанные с обменом служебными сведениями и материалами, повысить объективность и обеспечить разумную прозрачность при принятии управленческих решений, а также межведомственное электронное взаимодействие.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993: принята на
всенародном голосовании 12 декабря 1993 года [с учетом поправок,
внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008, No 6-
ФКЗ, от 30.12.2008, No 7-ФКЗ, от 05.02.2014 No 2-ФКЗ, от 21.07.2014 No 11-
ФКЗ, от 14.03.2020 No 1-ФКЗ, от 04.10.2022 No 5-ФКЗ, от 04.10.2022 No 5-
ФКЗ, от 04.10.2022 No 7-ФКЗ, от 04.10.2022 No 8-ФКЗ, Указа Президента РФ
от 27.03.2019 No 130] // Официальный интернет-портал правовой
информации: гос. система правовой информации. — URL:
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102027595 (дата обращения
18.12.2023)
2. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
3. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ // СЗ РФ.
4. О судах общей юрисдикции в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 898.
5. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74 (с посл. изм.).
6. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992.
7. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253 (с посл. изм.).
8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822 (с посл. изм.).
9. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215 (с посл. изм.).
10. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228 (с посл. изм.).
11. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776 (с посл. изм.).
12. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ // СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3609.
13. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4179.
14. Об общих принципах организации и деятельности контрольносчетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований: Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 903 (с посл. изм.).
15. Об электронной подписи: Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 5. Ст. 2036.
16. О внесении изменений в статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Федеральный закон от 21.12.2013 № 370-ФЗ // СЗ РФ. 2013. № 51. Ст. 6690.
17. О неотложных мерах по реализации федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 годы: Указ Президента РФ от 24.05.1994 № 1016 // СЗ РФ. 1994. № 5. Ст. 403 (с посл. изм.).
18. Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: утв. Указом Президента РФ от 18.04.1996 № 567 // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1958 (с посл. изм.).
19. Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики: Указ Президента РФ от 03.03.1998 № 224 // СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1159 (с посл. изм.).
20. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 // СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112 (с посл. изм.).
21. Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации: Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 // СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4108 (с посл. изм.).
22. О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов: Указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 // СЗ РФ. 2010. № 27. Ст. 3446 (с посл. изм.).
23. О мониторинге правоприменения в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 20.05.2011 № 657 // СЗ РФ. 2011. № 21. Ст. 2930.
24. О федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы: постановление Правительства РФ от 10.03.1999 № 270 // СЗ РФ. 1999. № 12. Ст. 1484 (с посл. изм.).
25. О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)»: постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 531 (с посл. изм.).
26. Об утверждении Положения о системе межведомственного документооборота: постановление Правительства РФ от 22.09.2009 № 754 // СЗ РФ. 2009. № 39. Ст. 4614 (с посл. изм.).
27. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 // СЗ РФ. 2010. № 10. Ст. 1084.
28. О единой системе межведомственного электронного взаимодействия: постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 // СЗ РФ. 2010. № 38. Ст. 4823 (с посл. изм.).
29. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 // СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. 2). Ст. 2159.
30. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 345 // СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. 4). Ст. 2188.
31. О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления: приказ Генерального прокурора РФ от 17.09.2007 № 144 // СПС «КонсультантПлюс».
32. Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления: приказ Генерального прокурора РФ от 02.10.2007 № 155 // СПС «КонсультантПлюс».
33. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: приказ Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 // Законность. 2008. № 3.
34. Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению: приказ Генерального прокурора РФ от 10.09.2008 № 182 // Законность. 2008. № 10.
35. Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления: приказ Генерального прокурора РФ от 24.11.2008 № 243 // СПС «КонсультантПлюс».
36. Об организации исполнения Соглашения об информационном взаимодействии между Федеральной службой охраны Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации: приказ Генерального прокурора РФ от 04.12.2008 № 254 // Документ опубликован не был.
1. Научная, учебная и иная литература
37. Винокуров А.Ю. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации»: в 2 т. 3-е изд.
38. Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - М.: Проспект, 2019. 592 с.
39. Конституционное право России. Учебный курс: в 2 т. / С.А. Авакьян. М.: Норма: Инфра-М, 2020. 928 с.
40. Бессарабов В.Г. Организация и деятельность российской прокуратуры. – Нальчик: Эль-Фа, 2006. – 368 c.
41. Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор: учебник. – М.: Проспект, 2006. – 536 с.
42. Бессарабов В.Г., Хуторецкий Р.Б. Участие российской прокуратуры в правотворческой деятельности. – М.: Камерон, 2006. – 320 c.
43. Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть: учебник / под ред. С.А. Старостина. - М.: Проспект, 2017. 336 с.
44. Проблемы общей теории права и государства: учебник / под общ.ред. В. С. Нерсесянца. М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. 816 с.
45. Взаимодействие органов прокуратуры и органов юстиции в сфере обеспечения единства правового пространства Российской Федерации: материалы круглого стола / под общ. ред. Ф.М. Кобзарева. – М.: АГП РФ, 2014. – 192 с.