Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы взаимосвязи личностных особенностей и психологического здоровья педагогов 9
1.1 Понятие и критерии психологического здоровья 9
1.2 Личность и личностные особенности педагогов 15
1.3 Особенности взаимосвязи личностных особенностей
и психологического здоровья педагогов 29
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи личностных особенностей и психологического здоровья педагогов 35
2.1 Организация и методы исследования личностных
особенностей и психологического здоровья педагогов 35
2.2 Результаты исследования взаимосвязи личностных
особенностей и психологического здоровья педагогов 39
2.3 Рекомендации по сохранению психологического здоровья
педагогов 53
Заключение 63
Список используемой литературы 67
«Здоровье человека является одной из наиболее важных жизненных ценностей. Здоровье - это одновременно состояние и сложный динамический процесс, включающий созревание, формирование и работу физиологических структур организма, развитие и функционирование психической сферы, личностное становление, переживания и поступки человека. Здоровье может зависеть от образа жизни человека, от наследственности, от влияния окружающей среды, а также от качества медицинских услуг» [3]. Отечественные и зарубежные разработки по психологическому здоровью все больше привлекают внимание психологов. Данной проблемой занимались Б.Г. Ананьев, И.В. Дубровина, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, Э. Фромм, О.В. Хухлаева, А.В. Шувалов, А. Эллир.
Психологическое здоровье представляет собой работу всех структур психики человека. Человек становится психологически здоровым в том случае, когда приходят в равновесие его душа и разум, когда душа и личность находятся в гармонии. Быть здоровым в психологическом плане означает ощущать благополучие, это такое состояние, когда человека не угнетают неразрешимые проблемы, когда он умеет управлять своими эмоциями, его не пугают трудности.
Личностные особенности являются одним из факторов, влияющих на психологическое здоровье человека. Каждый человек имеет свои присущие только ему индивидуальные особенности. «Личностные особенности - это не только способности, темперамент, характер, а также мотивы людей, их стремления и воля, тяга к совершенствованию, их личностная устойчивость и личностная идентификация, совокупность моральных качеств и внутренних законов, статус, социальные функции и роли, установки и ценностные ориентации, жизненная направленность, образ жизни и нравственный опыт» [7].
Педагогов можно выделить как социальную группу, которая является особой частью людей, на которой лежит ответственность за воспитание и обучение детей. Это, естественно, отражается на физическом, психическом и духовном здоровье будущего поколения. Здоровье становится одной из важнейших составляющих благополучия человека, получение удовлетворения от профессиональной деятельности. Ведь если педагог будет заниматься деятельностью, которая будет приносить ему радость, счастье, приносить удовольствие, если он будет чувствовать себя на своем месте, свое призвание, работа для него будет праздником, тогда он будет работать с полной самоотдачей. Те педагоги, которые, делая добро людям, помогая им открыть себя с разных новых сторон, о которых человек может даже не предполагать, ощущая при этом себя счастливыми, нашли свое признание в жизни. В этом случае профессионалы своей деятельности будут ощущать себя полными сил и здоровья, понимать, что они идут правильным путем. У них будет отсутствовать фрустрация, стресс, неудовлетворенность жизнью, что приведет их к долголетию и спокойствию.
В результате, если возникают такие проблемы как непрерывное умственное и эмоциональное напряжение, страх совершить ошибку, нарушение режима труда, отдыха, питания (многим педагогам приходится работать ненормированно, занимаясь много вечерами, например, проверяя домашнее задание и общаясь с родителями в свободное от работы время, при этом время на семью, досуг, творчество, обучение, расслабление становится все меньше), малая двигательная активность, изменение привычного образа жизни, недостаточный профессиональный рост, страх потерять работу, невозможность наладить отношения с коллегами, с учениками и их родителями, все это приводит к снижению уровня квалификации работника и в итоге к профессиональному выгоранию, которое негативно отражается на его профессиональной деятельности и качестве жизни.
Таким образом, проведенный анализ исследуемой темы диссертационного исследования позволяет определить противоречие, что несмотря на многочисленные исследования проблемы психологического здоровья в психологии, остается недостаточно изучена взаимосвязь личностных особенностей и психологического здоровья педагогов в современных условиях.
...
Здоровье человека является одной из наиболее важных жизненных ценностей. Здоровье может зависеть от образа жизни человека, от наследственности, от влияния окружающей среды, а также от качества медицинских услуг. Отечественные и зарубежные разработки по психологическому здоровью все больше привлекают внимание психологов. Данной проблемой занимались Б.Г. Ананьев, И.В. Дубровина, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, Э. Фромм, О.В. Хухлаева, А.В. Шувалов, А. Эллир.
Подводя итог, отметим, что существуют индивидуально -
психологические особенности, которые есть либо от рождения, такие как темперамент, либо проявляющиеся во время развития человека (характер, способности). Личностные особенности появляются у человека при влиянии общества, социализации, при взаимодействии с другими людьми, с окружающим миром. У человека появляются мотивы (побуждения), потребности не только биологические, которые заложены природой, а также более «высшего «порядка», такие как потребности в самоактуализации, самореализации, установки и ценностные ориентации, жизненная направленность, автономность, образ жизни и нравственный опыт, духовные рост, желание быть здоровым. Личностью человека делает сознание, самосознание и самооценка.
Личностными качествами педагога, необходимыми для осуществления ими профессиональной деятельности, являются адекватная самооценка, сострадание, желание и способность работать, умение благодарить, уверенность в себе, эмпатия, умение общаться, практичность, способность контролировать ситуацию, мастерство, успешность, стрессоустойчивость, эмоциональная зрелость и устойчивость, способность сохранять спокойствие в сложной ситуации, готовность к личностному росту, наблюдательность, способность к интроспекции и рефлексии, желание обладать новыми навыками и умениями. Все это в значительной мере влияет на их психологическое здоровье.
В процессе изучения феномена психологического здоровья становится очевидна многогранность данного вопроса. Из представленных данных видно, что у респондентов наиболее высокое среднее значение по шкалам «Интеллектуальный вектор» (ИВ) - 9,2, «Просоциальный вектор» (ПВ) - 8,8 и «Стратегический вектор» (СтВ) - 8,6. Наиболее низкое значение имеют «Семейный вектор» (СВ) - 5,0 и «Я-вектор» (ЯВ)- 5,4, что может говорит о неудовлетворенной потребности респондентов в семейных вопросах и восприятия себя. По шкале «Экстраверсия - интроверсия» интроверсия говорит о том, что о внутреннем богатом мире человека, о его рассудительности, сосредоточенности, обладании обширной фантазией, развитым образным мышлением. Интроверт способен погружаться в себя, спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманны и рациональны. Это качество указывает на поиск предназначения, на раскрытие творческого потенциала. Все это очень важно для педагога. Конечно, у интровертов есть и черты, которые могут мешать людям данной профессии. В первую очередь -это трудности в установлении контактов с людьми и адаптация к реальности, но в данном случае речь идет о умеренной интроверсии, что нивелирует данные качества.
Исследуя корреляционные связи между шкалами 16-факторного личностного опросника Кеттелла и индивидуальной модели психологического здоровья у педагогов были выявлены определенные особенности. Респонденты с преобладающим стратегическим вектором общительны. Испытуемые с просоциальной направленностью психологического здоровья активны в социальных контактах, эмоционально чувствительны и эстетически восприимчивы. Развитие духовного вектора психологического здоровья осуществляется за счет наличия у педагогов склонности к консерватизму, имеющих высокую нравственность. Интеллектуальный вектор подкрепляется такими качествами,
сообразительность, экспрессивность. Гуманистический вектор
психологического здоровья реализуется благодаря наличию таких качеств, как проницательность, открытость, практичность.
...
1. Абрамова Г. С. Психологическое консультирование: Теория и опыт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Изд. Центр «Академия», 2000. 240 с.
2. Авдеева Ю. В. Эмоциональное выгорание у воспитателей детского сада // Вопросы психологии. 2015. С. 13-20.
3. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Концептуальные
основы психологии здоровья [Электронный ресурс]: СтудМед. URL:
https://www.studmed.ru/view/ananev-va-osnovy-psihologii-zdorovya-kniga- 1_d8929095b3e.html(дата обращения: 18.01.2021).
4. Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 176 с.
5. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. СПб. : Питер, 2006. 351 с.
6. Габай Т. В. Педагогическая психология: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2008. 240 с.
7. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб. : Питер, 2002. 368 с.
8. Емельянова М. Н. Как предотвратить стагнацию и эмоциональное выгорание педагогов? Профессиональные способы работы руководителя // Народное образование. 2013. № 6. С. 140-148.
9. Емельянова М. Н. Профессиональная стагнация и «эмоциональное выгорание» педагогов как проблема управления // Воспитательная работа в школе. 2013. № 8. С. 46-55.
10. Жесткова Н. А. Сущность и структура понятия «психологическое здоровье человека» // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. № 3 (№35). С. 384-392.
11. Ильин Е. П. Дифференциальная психология. СПб. : Питер, 2001.
464 с.
12. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб. : Питер, 2011. 702 с.
13. Котова М. Б., Розанов В. Б., Александров А. А., Иванова Е. И. Профессиональное выгорание и качество жизни учителей // Вопросы психологии, 2017. № 2. С. 67-79.
14. Котова С. А. Психологическая защита в стрессовых ситуациях. // Народное образование. 2010. № 7. С. 273-277.
15. Куртышова М. А. Как сохранить психологическое здоровье семьи. СПб. : Питер, 2007. 288 с.
...
38 источников