Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Курдский фактор в американо-турецких отношениях с 1980 г. по настоящее время

Работа №136605

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы151
Год сдачи2020
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
49
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…
Глава I. Природа американо-турецких отношений в контексте курдской проблемы…
1.1. Основные принципы и противоречия американо-турецкого союза……………....16
1.2. Международное и региональное значение курдской проблемы………………..…33
1.3. Курдский фактор в системе американо-турецких отношений………………….…40
Глава II. Курдский фактор в американо-турецких отношениях последнего десятилетия холодной войны (1980-1990)
2.1. Восхождение Рабочей партии Курдистана в контексте внутриполитических изменений Турции первой половины 1980-х годов
2.2. Вооруженное противостояние РПК и его влияние на отношения США и Турции
Глава III. Курдский вопрос в отношениях между США и Турцией в постбиполярный период(1991-2002)
3.1. Развитие двусторонних отношений в контексте т.н. «проблемы Ирака»
3.2 Американо-турецкие отношения в фокусе борьбы против РПК....…………...……71
Глава IV. Курдский фактор в американо-турецких отношениях после прихода к власти Партии справедливости и развития (2002-2020)…………………………………………84
4.1. Стратегическое партнёрство в контексте новых международных угроз
4.2 Проблемы американо-турецкого сотрудничества в Ираке…………………………..91
4.3. Кризис двусторонних отношений на фоне сирийского конфликта
Заключение
Список использованных источников и литературы


В современный период американо-турецкие отношения остаются одним из самых сложных вопросов внешней политики обеих стран. На протяжении длительного периода, несмотря на возникающие разногласия и несовпадение взглядов в разных аспектах взаимодействия, характерной особенностью этих отношений была определенная направленность и привычная устойчивость. Одной из причин этих разногласий нередко выступал курдский вопрос, который уже долгое время дестабилизирует обстановку в странах массового проживания курдов. Нерешенная курдская проблема Турции, в настоящее время идентифицируется Анкарой, как главная угроза собственной национальной безопасности. Параллельно с этим она уже давно превратилась в один из главных факторов внешней политики Турции.
В последнее десятилетие курдский вопрос занимает прочные позиции в повестке дня американо-турецких отношений. Это во многом связано с обострением курдской проблемы на Ближнем Востоке и сменой приоритетов Вашингтона в осуществлении своей ближневосточной политики. Накопившиеся разногласия в конечном итоге вылились в полноценный кризис во время сирийского конфликта, где главным триггером выступило сближение США с курдскими вооруженными формированиями, которые традиционно считаются Анкарой исключительно террористическими. Курдский фактор еще до сирийского кризиса оказывал воздействие на американо-турецкие отношения, однако если раньше его влияние было эфемерным и ограниченным, то в настоящее время оно только усиливается.
В связи с этим актуальность темы исследования вызвана заметным возрастанием влияния курдского фактора на двусторонние отношения США и Турции, которая проявляет себя в различных формах. Этот фактор способен оказывать двойственное влияние на отношения, выступая одновременно и раздражителем, и стимулятором. Со стороны самих Соединенных Штатов, он нередко выступает и в качестве основного рычага давления на своего «непростого» союзника.
В настоящее время, отношения США и Турции, испытывают беспрецедентный за свою историю кризис, который охватывает все области взаимодействия, начиная военно-политическими, заканчивая торгово-экономическими вопросами. Это позволяет нам говорить о том, что данный кризис можно рассматривать как системный. Кризис отношений обусловлен широким комплексом разнообразных факторов, среди которых особое место занимает курдский вопрос. Научная проблема диссертации обусловлена необходимостью изучить влияние курдского фактора для того, чтобы лучше понять истоки и детерминанты современного кризиса. Это также способствует формированию более полной и четкой картины американо-турецких отношений современного периода.
Объектом исследования выступают американо-турецкие отношения с 1980 г. по настоящее время. Предметом исследования являются основные формы, каналы, особенности и сам процесс влияния курдского фактора на двусторонние отношения в исследуемый период.
Целью исследования является выявление степени влияния курдского фактора на американо-турецкие отношения с 1980-го года до настоящего времени.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
– выявить главные принципы и проблемы союзнических отношений между США и Турцией
– определить международное и региональное значение курдской проблемы
– выделить основные этапы процесса влияния курдского фактора на американо-турецкие отношения
– выявить и охарактеризовать основные переменные которые выступают индикаторами изменений в двусторонних отношениях
– проследить изменение этих переменных в разные исторические периоды
– установить причинно – следственную связь между изменением показателей и влиянием курдского фактора
Хронологические рамки данной работы охватывают временной отрезок с 1980-го года до настоящего момента. Этот период обуславливается временем генезиса и развития курдского фактора в двусторонних отношениях. Нижняя хронологическая граница исследования приходится на 1980-е годы, что не случайно, так как именно в этот период началась вооруженная борьба Рабочей партии Курдистана против турецкого государства, вызвавшая собой дальнейшее усугубление курдской проблемы в Турции и её трансформацию в один из главных аспектов американо-турецких противоречий.
Концептуально-теоретической рамкой исследования выступает неоклассический реализм, который утверждает, что международная система, воздействуя на внутристрановые процессы, вызывает их ответную реакцию. В соответствии с этим, несмотря на признание примата системных факторов, неоклассический реализм также учитывает внутреннюю динамику государства, которая нередко искажает системное давление, приводя к противоречивым действиям во внешней политике. Точно также в американо-турецких отношениях, вопреки системным импульсам, своеобразное восприятие Турцией курдской проблемы, зачастую отражается и на её внешней политике в отношении США.
Методологической основой исследования являются фундаментальные положения современной политической науки. Основным методологическим подходом исследования стал системный, что позволило подойти к объекту изучения как комплексу элементов, связанных между собой сетью взаимодействий. Это также даст возможность рассмотреть предмет изучения в его единстве с остальными составными частями системы и их взаимодействия. Применение такого подхода позволяет объяснить и проанализировать связи между различными субъектами политических отношений. Помимо этого, в исследовании использованы такие методы как историко-сравнительный, историко-системный и метод отслеживания событий (processtracing). Сравнительно исторический метод использован для того, чтобы дать оценку различным периодам влияния курдского фактора на двусторонние отношения. Историко-системный метод позволяет понять и выстроить общую структуру эволюции американо-турецких отношений под влиянием международных и внутриполитических процессов. Метод отслеживания событий служит для того, чтобы построить причинно-следственный механизм, посредством которого изменения в двусторонних отношениях оказываются связанными с влиянием курдской проблемы.
Степень разработанности проблемы. В научных исследованиях отечественных и зарубежных авторов процесс влияния курдского фактора на американо-турецкие отношения был исследован лишь в отдельных аспектах, не получив комплексного изучения и аналитического обобщения. Однако основной вклад в изучение этой проблемы внесли специалисты, занимающиеся вопросами двусторонних американо-турецких отношений, а также исследователи, акцентирующие своё внимание на курдской проблеме, как в самой Турции, так и в других странах, где компактно проживают курды. Как правило, в этих работах авторы не уделяли достаточного внимания выдвигаемой нами проблеме, в основном делая акцент на собственных исследовательских задачах.
Некоторые аспекты влияния курдского фактора на двусторонние отношения были рассмотрены в диссертациях, монографиях и научных статьях российских и иностранных исследователей, изучавших как американо-турецкие отношения в целом, и так и курдскую проблему в частности. В научной литературе не так уж много диссертационных работ (как российских, так и зарубежных авторов), где затрагивается изучаемая нами проблема.
В работах отечественных исследователей американо-турецких отношений, влияние курдской проблемы, а также её отдельные грани, освещены недостаточно полноценно. Так, в исследовании А. С. Шенина, посвященном изучению влияния внутриполитических процессов на разработку турецкой политики Вашингтона, хоть и косвенно, но затрагивается курдская проблема, которая выступает одной из причин появления недоверия в отношениях. Правда при этом автор больше фокусирует внимание на других проблемах двусторонних отношений, считая курдский вопрос лишь частью огромного спектра американо-турецких противоречий. Несомненный интерес данное исследование представляет с точки зрения анализа внутриполитических подходов республиканской и демократической партии в отношении курдской проблемы. Заслуживает внимания также работа Д.В. Накисбаева, где автор исследует состояние и перспективы двусторонних отношений на фоне трансформации международных политических процессов. Проанализировав основные этапы развития стратегических отношений между Вашингтоном и Анкарой, Д.В. Накисбаев выделяет несколько факторов, которые повлияли на ухудшение отношений. Среди их множества автор выделяет курдскую проблему и считает её главной причиной роста антиамериканских настроений в Турции. В диссертационном исследовании М.А. Астаховой, изучается характер американо-турецких отношений под влиянием фактора многостороннего соперничества в Прикаспийском регионе. Несмотря на то, что автор уделяет основное внимание проблемам американо-турецкого сотрудничества в районе Закавказья, тем не менее, им прорисовывается наглядная картина того, как двусторонние отношения эпизодически ухудшаются под влиянием курдского вопроса.
Источниковой базой данного диссертационного исследования послужили официальные документы правительства США и Турции (включая публикации исполнительной и законодательной власти),отчёты и доклады международных и неправительственных правозащитных организаций, общественных организаций, а также выступления лиц участвовавших в процессах принятия решений с обеих сторон.
Среди публикаций исполнительных властей нельзя не отметить совместные внешнеполитические документы, в которых описывались будущие механизмы двустороннего сотрудничества, а также прочерчивались общие контуры стратегического видения двух стран. Что же касается группы официальных документов законодательных властей, то в них особое место занимают отчёты исследовательского центра Конгресса(CongressionalResearchService – SRC), в которых эксперты предоставляли конгрессменам целостную картину американо-турецких отношений, с возможными сценариями развития событий. В изучении разных аспектов влияния курдского фактора на внешнюю политику Турции, невозможно было обойтись без публикаций международной правозащитной организации HumanRightsWatch, в отчётах которых постоянно фигурировали требования к американской стороне, связанные с необходимостью корректировки турецкой политики Вашингтона.
Наиболее важными для исследования представляются выступления американских и турецких политиков. Анализ их высказываний позволяет выделить интересы разных политических элит в среде американского и турецкого истеблишмента, определить и выявить уровень недовольства или согласия в тех или иных вопросах. В ходе работы были проанализированы речи президентов Дж. Буша-мл., Б. Обамы, Д. Трампа, дающие представление об отношении администрации к курдской проблеме, а также выступления представителей турецкого истеблишмента А. Гюля, Р.Т.Эрдогана, А. Давутоглу, объясняющие восприятие Анкарой насущных проблем и перспектив двусторонних отношений.
Автор прибегал к использованию многочисленных отчётов мозговых трестов и аналитических центров. Вопросы двусторонних отношений, региональных проблем, а также особенности взаимодействия США и Турции по курдскому вопросу, рассматривались Российским советом по международным делам, Вашингтонским институтом ближневосточной политики, Институтом Брукингса и Центром стратегических исследований при МИД Турции.
И наконец, для изучения политических материалов по изучаемой теме, автор использовал публикации ведущих средств массовой информации: TheNewYorkTimes, WashingtonPost, Guardian, CNN, BBC, NTV, CBCNews, Hurriyet и др.
Структура диссертации подчинена целям и основным задачам исследования и состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определен его объект и предмет, цели и задачи, раскрыта теоретико-методологическая база, охарактеризована научная новизна и научная проблема диссертации.
В первой главе – «Природа американо-турецких отношений в контексте курдской проблемы», которая состоит из трёх параграфов, проанализированы основные принципы и проблемы американо-турецкого союзничества, а также установлена значимость курдской проблемы, как для двусторонних отношений, так и для региональной политики на Ближнем Востоке. Союзнические отношения США и Турции установились сразу после окончания Второй мировой войны, что нашло отражение в серии военно-политических соглашений между двумя странами. Эти соглашения послужили основой для механизма взаимовыгодного обмена. США оказывали Турции военно-экономическую помощь, взамен чего Турция выполняла свои союзнические обязательства – предоставляла территорию для военных баз и поддерживала американские военные кампании в регионе. Несмотря на относительную устойчивость, союзнические отношения всё же подвергались кризисным явлениям. Основными причинами кризисов в основном выступали проблемы связанные с «политикой памяти» и автономизация внешней политики Турции, вызванная внутриполитическими процессами. С начала 1980-х годов ХХ века, прослеживается обострение курдской проблемы в Турции, которая во многом была спровоцирована вооруженной деятельностью Рабочей партии Курдистана. Курдская проблема становится частью внешней политики Турции и постепенно проникает в поле американо-турецкого взаимодействия. В дальнейшем данная проблема превращается в один из главных факторов, оказывающий заметное влияние на динамику и направленность двусторонних отношений.
Во второй главе – «Курдский фактор в американо-турецких отношениях последнего десятилетия холодной войны (1980-1990 гг.)», которая состоит из двух параграфов, рассматривается период, характеризующийся укреплением американо-турецкого союзничества и обострением курдской проблемы в Турции. В ней анализируется процесс генезиса курдского фактора, а также его влияние на военно-экономическое сотрудничество. В начале 1980-х гг., после долгого внутриполитического кризиса, в Турции к власти приходят военные элиты, отличающиеся жестким правлением. Курдское меньшинство, находящееся в бедственном положении, подвергается систематическим репрессиям и социальным лишениям. Это сыграло решающую роль в кристаллизации националистических сепаратистских идей и радикализации курдского населения. На фоне этого леворадикальная Рабочая партия Курдистина, пользуюсь поддержкой курдского населения, в 1984 году начинает вооруженную борьбу против турецкого правительства. С усилением интенсивности военных действий, Анкара всё больше становится зависимой от американской военной помощи. Военные действия против РПК приводят к вопиющим нарушениям прав человека на юго-востоке страны. Эти события широко освещались международными правозащитными организациями, которые пытались повлиять на турецкую политику Вашингтона. В Конгрессе США, начинают появляться всё больше критических замечаний в адрес Турции по поводу нарушений прав курдского населения. Конгресс, в свою очередь, делает первые попытки для того чтобы урезать военную помощь Турции. Однако, учитывая стратегическую значимость Турции для Вашингтона, в годы холодной войны администрации, как Р. Рейгана, так и Дж. Буша старшего, настойчиво не поддаются призывам Конгресса.
В третьей главе «Курдский вопрос в отношениях между США и Турцией в постбиполярный период (1991-2002 гг.)», состоящей из двух параграфов, анализируется влияние курдского фактора на двусторонние отношения в период трансформации международной биполярной системы в однополярную. После окончания холодной войны, Турция превращается из союзника США в стратегического партнёра. Данная роль предполагает активное вовлечение Турции во многие региональные кризисы, а также превращение Турции в «моста» между Западом и Востоком. Начавшаяся в Персидском заливе и активная поддержка Анкарой антисаддамовской коалиции позволяет США сохранять высокий уровень военно-экономической помощи Турции, несмотря на неоднократные нарушения прав человека. Однако дальнейшие операции по созданию «бесполетных зон» в Ираке приводит к образованию вакуума власти на севере страны. Этим вакуумом власти активно пользуется РПК, что вынуждает Анкару прибегать к практике проведения трансграничных военных операций в Ираке. Действия Анкары в Ираке и на юго-востоке Турции, мешают планам Вашингтона по сдерживанию Саддама. На фоне событий вокруг Ирака, в двусторонних отношениях возникают первые расхождения. Хрупкость иракской государственности, деятельность РПК в Ираке, а также вероятность появления независимого курдского государства у турецких границ, создают т.н. «Проблему Ирака». Эта проблема закладывает семена будущих разногласий в ближневосточном измерении американо-турецких отношений. Во второй половине 90-х годов, в отношениях Турции со своими соседями и союзниками всё возрастающую роль начинает играть фактор борьбы с Рабочей партией Курдистана. На фоне этого турецкая политика Вашингтона, становится предметом межпартийной борьбы между демократами и республиканцами. Демократы в разработке турецкой политики Вашингтона начинают придавать большое значение ценностно-идеологическому фактору и поэтому идут на ухудшение двусторонних отношений с Турцией, ради соблюдения демократической и правозащитной платформы в своей внешней политике. Республиканцы же, систематически выступают за более «реалистичный» курс, который ассоциируется с пониманием озабоченностей Анкары, несмотря на возможные проблемы с правами человека.
В четвертой главе «Курдский фактор в американо-турецких отношениях после прихода к власти Партии справедливости и развития (2002-2020 гг.)», состоящей из трех параграфов, двусторонние отношения рассматриваются в контексте появления в 2000-е гг., такой новой угрозы как «международный терроризм», а также прихода к власти в Турции исламистских элит. В начале нового тысячелетия администрация Дж. Буша объявляет всему миру новую стратегию США на Ближнем Востоке, предполагающую борьбу против терроризма в самых разных формах. Однако пришедшие к власти новые исламистские элиты во главе с ПСР отказываются поддерживать американские инициативы, связанные с интервенцией в Ирак. Отказ Анкары становится первым сигналом изменений приоритетов в рамках американо-турецких отношений, где на фоне осознания своих национальных интересов запускается процесс автономизации турецкой внешней политики. С другой стороны, на время сошедшая с арены борьбы Рабочая партия Курдистана, к 2004 году переводит свои базы в Ирак и начинает новую волну нападений на турецкие вооруженные силы. В ответ на это Турция параллельно проведению кросс-граничных военных операций против РПК обращается к США за помощью. В свою очередь Вашингтон нередко использует курдский вопрос в качестве разменной монеты, например, предлагая помощь в решении проблемы РПК в Ираке в обмен на поддержку Анкарой США в вопросе иранской ядерной программы. С обострением сирийского конфликта, курдская проблема выступает основным дестабилизирующим фактором двусторонних отношений. Поддержка Вашингтоном курдских сил YPG в Сирии – становится поворотным пунктом в развитии сирийского конфликта, а также главной причиной появления современного системного кризиса отношений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Начиная с 1980-х гг. американо-турецкие отношения прошли несколько этапов, в ходе которого они были подвержены влиянию курдского фактора, в той или иной степени.
В годы холодной войны Турции была отведена роль «южного форпоста» НАТО, главной задачей которого оставалось сдерживание советской экспансии. В 1980-е годы из-за того, что США потеряли ценного союзника на Ближнем Востоке – шахского Ирана, стратегическая значимость Турции резко возросла. Однако именно в этот период произошло обострение курдской проблемы, что вылилось в полноценное вооруженное восстание Рабочей партии Курдистана против центрального правительства. На фоне борьбы против курдских сепаратистов, турецкие власти подвергались существенной критике со стороны международных правозащитных организаций, которые обвиняли Анкару в нарушении прав человека. Несмотря на появление первых критических замечаний от конгрессменов в адрес Турции, американское руководство продолжило оказывать Турции военно-экономическую помощь, закрывая глаза на вопиющие акты нарушения прав человека. Импульсы международной системы искусственно сглаживали влияние курдского фактора.
В 1990-е гг., после исчезновения советской угрозы, роль Турции как стратегического союзника стала ставиться под сомнение. В связи с этим турецкая политика Вашингтона стала предметом межпартийной борьбы между демократами и республиканцами, где первые заявляли о необходимости ужесточения турецкой политики для принуждения Турции к соблюдению прав человека, в то время как другие пытались сохранить прагматический курс Вашингтона. Администрации Дж. Буша было легче противостоять требованиям демократов, так как война в Персидском заливе вновь актуализировало значимость Турции. Благодаря поддержке Анкарой антисаддамовской коалиции администрации удалось сохранить высокий уровень двусторонних отношений.
Однако появившийся вакуум на севере Ирака, вкупе со стремлениями иракских курдов к независимости впервые вывело курдский вопрос на внешнеполитический уровень и создало т.н. «проблему Ирака». Передислокация сил РПК в Ирак, окончательно сделала турецкую политику подверженной влиянию курдского фактора. Территория Иракского Курдистана стала первым полем американо-турецких противоречий по курдскому вопросу. В среде турецких элит неоднократно возникали опасения по поводу того, что США содействует в Ираке созданию независимого курдского государства.
После прихода к власти администрации Б. Клинтона демократам удалось навязать Вашингтону новый подход в турецкой политике, опирающийся на снижение военно-экономической помощи в пользу продвижения либерально-демократических реформ. Доминирование демократов в турецкой политике привело к росту антиамериканских настроений в Турции и усилению недовольства Анкары, которая стала предпринимать автономные шаги в ближневосточной политике. Критика Турции в курдском вопросе привела к сближению Анкары с Ираком и Ираном, а также проведению несанкционированных кросс-граничных операций против РПК.
После 1997 года на фоне усиления республиканцев в Конгрессе, администрация Клинтона, осознав ошибочность своего турецкого подхода, внесла коррективы в свою внешнюю политику в отношении Турции. В результате изменений, в американских планах геополитическая значимость Турции приобрела первостепенную важность, а вопросы с правами человека отошли на второй план, приняв инструментальный характер. Позитивные сдвиги Вашингтона в турецкой политике были также достигнуты и в курдском аспекте. Благодаря помощи США, Турция удалось поймать лидера РПК и тем самым временно обезвредить её. Американская поддержка Анкары в курдском вопросе в итоге стало началом процесса укрепления отношений во всех измерениях.
После прихода к власти администрации Дж. Буша-мл., Турция была отведена ключевая роль в новой ближневосточной стратегии США на Ближнем Востоке. Однако в 2002 году в Турции к власти пришли умеренные исламские силы во главе с ПСР, которые всё больше стали оттеснять светские силы на обочину турецкой политики. Курдская проблема для новых властей стала объектом политизации и десекьюритизации, но при этом её влияние на внешнюю политику нисколько не уменьшилось. Пример мартовского кризиса 2003 года стал первым сигналом того, что турецкое государство под руководством ПСР будет проводить более независимую внешнюю политику и ставить вопросы своей безопасности превыше союзнических обязательств. Курдский вопрос стал главным камнем преткновения американо-турецкого сотрудничества в Ираке, периодически вызывая микрокризисы в двустороннем диалоге.
В отличие от предыдущих американских руководств, администрация Дж. Буша-мл., использовала курдский вопрос в качестве «геополитических размен», к примеру, предлагая свою помощь в борьбе против РПК в обмен на изменение подхода Анкары в иранской ядерной программе. Но такой инструменталистский подход периодически давал сбои. В то время как турецкие лидеры отождествляли решение курдской проблемы со своими национальными интересами, подход Дж.Буша-мл. буквально игнорировал турецкие соображения, недооценивая важность этого вопроса для двусторонних отношений. В итоге к концу президентства Дж. Буша американо-турецкие отношения стремительно ухудшились.
При администрации Обамы к курдскому вопросу отнеслись более серьезно, в связи, с чем были предприняты значительные шаги на пути его урегулирования. Вашингтон согласился с правом правительства Турции защищать себя от террористов РПК, содействовала политическому примирению Анкары с курдскими партиями на юго-востоке Турции. Акцентирование внимания на курдском вопросе способствовало восстановлению доверия и координации действий с Анкарой во многих вопросах.
Но сирийский кризис стал серьезным вызовом для двусторонних отношений. Администрация Обамы поддержав курдские силыYPG в Сирии, которые рассматриваются Анкарой как террористические, положила начало процессу эрозии американо-турецких отношений. Дальнейшие ошибки, допущенные администрацией Обамы в курдском вопросе, а также неоднозначные действия, после попытки государственного переворота, в дальнейшем еще больше усугубили двусторонние связи. Американо-турецкое стратегическое сотрудничество было понижено до уровня взаимодействия на тактическом уровне, основанном на транзакционном принципе.
Даже после прихода к власти Д. Трампа продолжилось игнорирование курдского вопроса, после чего внешняя политика Турции начала всё стремительнее дрейфовать в сторону стратегических противников США – России, Ирана и т.д. Разногласия по курдскому вопросу дестабилизировали многие аспекты двустороннего взаимодействия, заставив Анкару действовать более независимо в вопросах собственной безопасности (кросс-граничные военные операции в Сирии, диверсификация военно-технического сотрудничества, сближение с Россией и т.д.).
Более того, если в годы правления Обамы в американском истеблишменте присутствовали сторонники налаживания отношений с Турцией, то при Трампе, как в Конгрессе, так и в других государственных ведомствах был достигнут консенсус относительно ужесточения турецкой политики Вашингтона. Единственным каналом, посредством которого всё еще удается смягчать дестабилизирующее влияние курдского фактора остается личная связь президента Трампа с Эрдоганом. Благодаря доверительным отношениям лидеров стран, удалось достичь тактического взаимопонимания во многих проблемных направлениях. Помимо этого, именно президент является последним барьером на пути окончательного ухудшения двусторонних связей и возможной потери Турции в качестве стратегического партнера для США. В результате проведенного исследования двусторонних отношений, автором выявлены несколько особенностей курдского фактора, которые заслуживают особо внимания.
Во-первых, проведенный анализ двусторонних отношений показал, что значение курдского фактора в отношениях США и Турции за годы их развития и эволюции только увеличилось. Такая тенденция объясняется как трансформацией международной системы, так и внутриполитическими процессами, происходящими в самой Турции. Если в годы холодной войны курдская проблема оказывала незначительное влияние на американо-турецкие отношения и воспринималась сторонами как второстепенный вопрос, то в современный период, она является главной «болевой точкой» сотрудничества, на которой замыкаются все проблемы и противоречия партнёрства. Кроме системных трансформаций, также важную роль в усилении влияния курдского фактора сыграли турецкие исламисты во главе с ПСР, которые рассматривают Турцию как новую региональную державу и в случае недовольства американской политикой, используют курдский вопрос, как средство для усиления антиамериканских настроений в турецком обществе. Учитывая все эти обстоятельства, для того чтобы преодолеть современный системный кризис, как с американской так и с турецкой стороны должны быть приложены максимальные усилия для устранения американо-турецких противоречий в курдском вопросе.
Во-вторых, курдский фактор может играть двоякую роль в развитии отношений, выступая, одновременно и раздражителем, и стимулятором. С одной стороны он может всесторонне ухудшить двусторонние отношения, как это случилось во время сирийского кризиса. С другой стороны, конструктивный подход США к курдской проблеме вкупе с учетом национальных интересов Турции (как например в 1997-1999 гг., 2009-2011гг.), а также умеренная и ненасильственная позиция Анкары в курдском вопросе, вполне способна обратить негативное влияние курдского фактора в позитивное, тем самым восстановив потерянное доверие и вернув отношениям статус стратегического партнерства.
И наконец, в-третьих, курдская проблема должна быть урегулирована с учетом интересов не только США и Турции, но и самого курдского населения. Как показывает история, курды в ближневосточной политике многих стран нередко выступали объектом манипуляций, исполняя роль эффективного рычага давления на внешнюю политику различных государств. Курды в борьбе за свои права и свободы нередко оказываются втянутыми как в региональное противостояние стран (турецко-сирийское, ирано-иракское и т.д.) так и в долгосрочные планы США, Израиля в отношении таких стран как Иран, Сирия и др. От справедливого решения курдского вопроса зависит не только дальнейший вектор развития американо-турецких отношений, но и региональный уровень конфликтности на Ближнем Востоке.



I. Документы и отчёты международных организаций
1. Устав ООН (гл. 2 ст. 1). Официальный вебсайт ООН.- [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-i/index.html
2. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Электронный архив резолюций Генеральной Ассамблеи 1970г.[Электронный ресурс]URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml
3. Резолюция № 678, принятая Советом Безопасности ООН 29 ноября 1990 года. [Электронный ресурс] // Электронный архив резолюций Совета Безопасности ООН. URL: https://undocs.org/ru/S/RES/678(1990)
4. Резолюция № 688, принятая Советом Безопасности ООН 5 апреля 1991 года. // Электронный архив резолюций Совета Безопасности ООН. [Электронный ресурс] URL: https://undocs.org/ru/S/RES/688(1991)
5. Minorities at Risk Project, Chronology for Kurds in Iraq. UNHCR, the UN Refugee Agency.2004. [Электронный ресурс] URL:https://www.refworld.org/docid/469f38a6c.html
II. Международныедоговорыисоглашения
6. The Treaty of Peace between the Allied and Associated Powers and Turkey. Signed at Sevres August 10, 1920. The Treaties of Peace 1919-1923, Vol. II, Carnegie Endowment for International Peace. [Электронный ресурс]. URL:https://wwi.lib.byu.edu/index.php/Section_I,_Articles_1_-_260
III. Отчеты и документы международных правительственных организаций
7. Environmental Performance Reviews: Turkey 1999. France : OECD publication service. 1999 – c. 38 Электронный ресурс.URL: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/9789264173804-en.pdf?expires=1582989071&id=id&accname=oid031446&checksum=2A623CEE43D5F391227EFA18D406F1E2
8. Protocol to the North Atlantic Treaty on the Accession of Greece and Turkey from 22 Oct. 1951.[Электронный̆ ресурс]. URL: http://archives.nato.int/uploads/r/null/3/2/32154/D-D_51_280_ENG.pdf(дата обращения: 05.12.2019)
9. Defense Expenditure of NATO Countries (2012-2019). Website of the North Atlantic Treaty Organization. – с. 12 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_2019_06/20190625_PR2019-069-EN.pdf
IV. Отчёты и доклады международных правозащитных организаций
10. Human Rights Watch World Report 1989: Turkey. The website of HRW. [Электронный ресурс]. URL:https://www.hrw.org/reports/1989/WR89/Turkey.htm#TopOfPage
11. Human Rights Watch, Human Rights Watch World Report 1993 - Turkey, 1 January 1993, [Электронный ресурс]. URL:https://www.refworld.org/docid/467fca705f.html
12. U.S. Cluster bombs for Turkey? Human Rigths Watch. December 1994 Vol.6, No.19 [Электронный ресурс]. URL:https://www.hrw.org/reports/1994/turkey2/
13. Weapons transfers and violations of the laws of war in Turkey. Human Rights Watch, Nov. 1995.[Электронный ресурс]. URL:https://www.hrw.org/reports/1995/Turkey.htm#P412_75737
14. Minorities and indigenous peoples in Turkey. The World Directory of Minorities and Indigenous Peoples – 2018. [Электронный ресурс]. URL:https://minorityrights.org/minorities/kurds-2/
V. Отчеты и документы неправительственных организаций
15. Trends in world military expenditure 2018. Stockholm International Peace Research Institute. SIPRI Fact Sheet 2019 – c.2 [Электронный ресурс]. URL:https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/fs_1904_milex_2018.pdf
16. Turkey’s military Build-Up: Arms Transfers and an Emerging Military Industry. Power Projection. Pax for Peace. January 2017 – c.16 [Электронный ресурс]. URL:https://www.paxforpeace.nl/media/files/paxreportturkijefinaldigisinglepage.pdf
17. Iraq and the Kurds: Trouble Along the Trigger Line. Middle East Report №88. International Crisis Group. 2009-c.25 [Электронный̆ ресурс]. URL: https://d2071andvip0wj.cloudfront.net/88-iraq-and-the-kurds-trouble-along-the-trigger-line.pdf
18. Global Terrorism Index 2016. Measuring and Understanding The Impact of Terrorism. Institute for Economics&Peace. Nov.,2016 –c.4 [Электронный ресурс]. URL: http://economicsandpeace.org/wp-content/uploads/2016/11/Global-Terrorism-Index-2016.2.pdf
19. Operation Northern Watch. The Website of Global Security. [Электронный ресурс] URL:https://www.globalsecurity.org/military/ops/northern_watch.htm


VI. Документы законодательной власти
20. Constitution of the Republic of Turkey (1924). World Statesmen. [Электронный ресурс]. URL:https://www.worldstatesmen.org/Turkeyconstitution1924.pdf
21. The Constitution of Republic of Turkey (1982). National Legislative Bodies. 7 November 1982 [Электронныйресурс].URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_protect/---protrav/---ilo_aids/documents/legaldocument/wcms_127495.pdf
22. H.R.4399 - To prohibit all United States military and economic assistance for Turkey until the Turkish Government takes certain actions to resolve the Cyprus problem and complies with its obligations under international law. [Электронный̆ ресурс]. URL: https://www.congress.gov/bill/102nd-congress/house-bill/4399/text?q=%7B%22search%22%3A%5B%22Turkey+Human+Rights%22%5D%7D&r=2&s=2
23. H.R. 2810 — FY18 National Defense Authorization Bill. U.S. House of Representatives official website. [Электронный ресурс].URL: https://docs.house.gov/meetings/AS/AS00/20170628/106123/BILLS-115HR2810ih.pdf
24. Expressing the sense of the Senate that it is the policy of the United States to commemorate the Armenian Genocide through official recognition and remembrance. S.Res.150. December 12, 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.congress.gov/bill/116th-congress/senate-resolution/150/text
25. The State of Human Rights in Turkey. U.S. Commission on security and cooperation in Europe. Congress of United States. Washington, 1988. [Электронный̆ ресурс]..URL: https://www.csce.gov/sites/helsinkicommission.house.gov/files/1988-07%20hr%20in%20turkey.pdf
26. Government of the United States. U.S. Senate. A concurrent resolution expressing the sense of Congress on federalism in Iraq. Res.37, 110th Congress 1st Session. June 7, 2007 [Электронный ресурс]. URL: https://www.govtrack.us/congress/bills/110/sconres37/text
27. McConnell Statement on Turkey and U.S. Partners in Syria. U.S. Senate Press Releases. Oct.10,2019./ Электронный ресурс]. URL:https://www.republicanleader.senate.gov/newsroom/press-releases/mcconnell-statement-on_turkey-and-us-partners-in-syria
28. Olaganustu hal bolge valiligi ve olaganustu hain devamı suresinin alınacak ilave tedbirler hakkında kanun hukmunde kararname. Mevzuat Bilgi Sistemi.1990. [Электронный̆ ресурс]..URL: https://www.mevzuat.gov.tr/MevzuatMetin/4.5.430.pdf
29. Terörle Mücadele Kanunu. TBMM. Mevzuat Bilgi Sistemi. 1991. [Электронный̆ ресурс]..URL: https://www.mevzuat.gov.tr/MevzuatMetin/1.5.3713.pdf
30. The Defense and Economic Cooperation Agreement (DECA)// U.S. Government Accountability Office. [Электронный ресурс] URL: http://www.gao.gov/assets/140/137457.pdf
31. Turkey-U.S. Relations: Timeline and Brief Historical Context. Congressional Research Service, 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://fas.org/sgp/crs/mideast/IF10487.pdf
32. Zanotti J. Turkey—U.S. Cooperation Against the “Islamic State”: A Unique Dynamic? // CRS Insights.21.10.2014. [Электронный ресурс]. URL: https://fas.org/sgp/crs/mideast/IN10164.pdf
33. Zanotti J., Thomas C., Turkey: Background and U.S Relations in Brief. CRS Report.Congressional Research Service. Apr.2020. [Электронный ресурс]. URL:https://fas.org/sgp/crs/mideast/R44000.pdf
34. Helen Chapin Metz, ed. Turkey: A Country Study. Washington: GPO for the Library of Congress, 1995. [Электронный ресурс]. URL: http://countrystudies.us/turkey/26.htm
35. Pelosi Statement on President Trump’s Announced Withdrawal from Northern Syria. Speaker of the House. Oct.7, 2019. [Электронный ресурс]. URL:https://www.speaker.gov/newsroom/10719
VII. Документы исполнительной власти
36. Telegram from the Department of State to the Embassy in Turkey. Foreign relations of the United States, 1977-1980, Volume XXI, Cyprus; Turkey ; Greece. Washington, September 20, 1980. /.[Электронный ресурс]. URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-80v21/d155
37. Report on Human Rights in Turkey and Situation in Cyprus 01.06.1995. U.S Department of State, Bureau of European Affairs. /.[Электронный ресурс]. URL:https://fas.org/asmp/profiles/turkey_cyprus_1995.txt
38. Foreign Terrorist Organizations. Bureau of Counterterrorism. U.S Department of State/ [Электронный ресурс]. URL:https://www.state.gov/foreign-terrorist-organizations/
39. Gilmore Gerry J., Disappointed Wolfowitz Still Supports U.S.-Turkish Defense Ties. American Forces Press Service. U.S Department of Defense.2003. [Электронный ресурс]. URL:https://archive.defense.gov/news/newsarticle.aspx?id=29012
40. Iraqi Kurdistan Regional Government’s Planned Referendum. Heather Nauert, State Department Spokesperson. U.S Department of State/[Электронный̆ ресурс]. URL: https://www.state.gov/iraqi-kurdistan-regional-governments-planned-referendum/
41. Treasury Designates Turkish Ministries and Senior Officials in Response to Military Action in Syria. Press Releases. An official website of U.S. Department of the Treasure. October 14, 2019//[Электронный ресурс]. URL:https://home.treasury.gov/news/press-releases/sm792
42. Executive Order on Syria-related Sanctions; Syria-related Designations; Issuance of Syria-related General Licenses. Resource Center. An official website of U.S. Department of the Treasure. October 14, 2019//[Электронный ресурс]. URL:https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/OFAC-Enforcement/Pages/20191014.aspx
43. Senior State Department Officials on the Situation in Syria. Special Briefing. Office of the Spokesperson.U.S Department of State. Oct 19,2019/[Электронный ресурс]. URL:https://www.state.gov/senior-state-department-officials-on-the-situation-in-syria/
44. Foreign Military Sales, Foreign Military Construction Sales and Other Security Cooperation Historical Facts. Security Cooperation Agency. Department of Defence. Historical Facts Book. Sep.30,2010. [Электронный ресурс]. URL:http://securityassistance.org/sites/default/files/HistoricalFactsBook-2010_0.pdf//
45. Foreign Military Sales, Foreign Military Construction Sales and Other Security Cooperation Historical Facts. Security Cooperation Agency. Department of Defence. Historical Facts Book. Sep.30,2017. [Электронный ресурс]. URL:http://securityassistance.org/sites/default/files/historical_facts_book_-_30_september_2017.pdf
46. Turkish Ministry of Foreign Affairs: PKK is a terrorist organization. The Ministry of External Affairs of the Republic of Turkey. [Электронный ресурс].URL: http://www.mfa.gov.tr/pkk.en.mfa
47. Shared Vision and Structured Dialogue to Advance the Turkish-American Strategic Partnership. Washington, July 2006. [Электронный ресурс]. URL:https://2001-2009.state.gov/r/pa/prs/ps/2006/68574.htm
48. Turkey-EU relations. History of Turkey- EU Relations. Republic of Turkey Ministry of Foreign Affairs. Directorate for EU Affair’s. . [Электронный ресурс]. URL: https://www.ab.gov.tr/111_en.html
49. Dışişleri Bakanı Mevtlüt Çavuşoglu A Haber Kanalına Verdigi Özel Röpörtaj. Türkiye DB Resmi İnternet Sitesi.25.09.2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mfa.gov.tr/disisleri-bakani-sayin-mevlut-cavusoglu_nun-ahabere-verdigi-ozel-roportaj.tr.mfa
50. Foreign military sales, Foreign military construction sales and military assistance facts. Deputy for financial management comptroller. Defense Security Assistance Agency, September, 2000. [Электронный ресурс]. URL:https://fas.org/asmp/profiles/FMS_FACTS/FMS_9_30_00/fulltext.pdf
51. Terör örgütü PYD/YPG komutasında sözde “Suriye Sınır Güvenliği Gücü” kurulacağı yönündeki beyanlar hk. Açıklama №15. Türkiye Dışişler Bakanlıgı İnternet Sitesi. Oct.15,2018. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mfa.gov.tr/no_-15_-teror-orgutu-pydypg-komutasinda-sozde-suriye-sinir-guvenligi-gucu-kurulacagi-yonundeki-beyanlar-hk.tr.mfa
52. Statement on Joint Military Talks Regarding Syria. U.S Embassy &Consulates in Turkey. [Электронный ресурс]. URL:https://tr.usembassy.gov/statement-on-joint-military-talks-regarding-syria/
53. Меморандум о создании зон деэскалации в Сирийской Арабской Республике. 5 мая2017 г. Министерство иностранных дел РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2746041
VIII. Публичные выступления и интервью лиц
54. Cumhurbaşkanı Erdoğan: S-400 olayı Türkiye-Amerika ilişkilerini kesinlikle bozmamalı. Anadolu Ajansı. Sep.26,2019. [Электронный ресурс]. URL:https://www.aa.com.tr/tr/dunya/cumhurbaskani-erdogan-s-400-olayi-turkiye-amerika-iliskilerini-kesinlikle-bozmamali/1594460
55. Cumhurbaşkanı Gül Dış İlişkiler Konseyi’ne Hitap Etti. Abdullah Gül İnternet sitesi.2013 [Электронный ресурс]. URL:http://www.abdullahgul.gen.tr/haberler/170/87222/cumhurbaskani-gul-dis-iliskiler-konseyine-hitap-etti.html
56. Mustafa Kemal's speech at the 10th Anniversary of the Republic of Turkey. October 29, 1933. [Электронный ресурс]. URL:http://www.columbia.edu/~sss31/Turkiye/ata/onuncuyil.html
57. George Bush addresses the NATO summit in Turkey. The full text of the speech given by George Bush to the NATO summit at Galatasary University, Istanbul, Turkey. The Guardian. Jun.24,2004. [Электронный ресурс]. URL:https://www.theguardian.com/world/2004/jun/29/eu.nato1
58. Speech Delivered by the Minister of Foreign Affairs H.E. Ahmet Davutoğlu at the 28th Annual Conference on US-Turkish Relations Organized by ATC-DEIK: “Turkey-US relations: A Model Partnership, Global and Regional Dimensions”. The Ministry of External Affairs of the Republic of Turkey .Washington,2009. [Электронный ресурс]. URL:http://www.mfa.gov.tr/minster_s-speechat-the-28th-annual-conference-on-us-turkish-relations.en.mfa
59. Remarks By President Obama To The Turkish Parliament. The official website of the White House.2009/ [Электронный ресурс]. URL:https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/remarks-president-obama-turkish-parliament
60. Remarks by President Trump and President Erdoğan of Turkey in Legislative Engagement with Select Members of the Senate. The official website of the White House. Nov.13,2019. [Электронный ресурс]. URL:https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-president-erdogan-turkey-legislative-engagement-select-members-senate/
61. Remarks at the Departure Ceremony for Prime Minister Suleyman Demirel of Turkey. Public Papers. The George W. Bush Presidential Library and Museum, 1992. [Электронный ресурс]. URL:https://bush41library.tamu.edu/archives/public-papers/3928
62. Transcript: President Obama’s Speech on Combating ISIS and Terrorism.CNN. September 11, 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://edition.cnn.com/2014/09/10/politics/transcript-obama-syria-isis-speech/index.html
63. Dışişleri Bakanı Mevtlüt Çavuşoglu A Haber Kanalına Verdigi Özel Röpörtaj. Türkiye DB Resmi İnternet Sitesi.25.09.2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mfa.gov.tr/disisleri-bakani-sayin-mevlut-cavusoglu_nun-ahabere-verdigi-ozel-roportaj.tr.mfa
64. Bila F., Kürt devletini hazmedemeyiz. Milliyet. December 27, 2001. [Электронный ресурс]. URL: https://www.milliyet.com.tr/siyaset/kurt-devletini-hazmedemeyiz-5267693
65. Wolfowitz: We will Completely Remove Kurdish Group From Northern Iraq. Turkish Daily News, 2004. [Электронный ресурс]. URL:https://original.antiwar.com/orig-guest/2004/02/01/wolfowitz-we-will-completely-remove-kurdish-group-from-northern-iraq/
Литература:
66. Afacan Isa., Turkish-American Relations in the Post-Cold War Era, 1990-2005. FIU Electronic Theses and Dissertations. 2011.
67. Altunışık M. B., The Middle East in Turkey – USA Relations: Managing the Alliance. Journal of Balkan and Near Eastern Studies, Vol. 15, No. 2. 2013 – P. 157-173.
68. Alan Cowell., Turkey Faces Moral Crisis Over Bosnia. New York Times. July 11, 1992, Section 1, Page 4 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nytimes.com/1992/07/11/world/turkey-faces-moral-crisis-over-bosnia.html
69. Ayşe Ömür Atmaca The Geopolitical Origins of Turkish-American Relations: Revisiting the Cold War Years. All Azimuth Journal of Foreign Policy and Peace. V3, N1, Jan. 2014 – P. 19-34.
70. Aydıntaşbaş A., Kirisçi K., The United States and Turkey: Friends, Enemies, or Only İnterests. Center on the United States and Europe at Brookings. Apr.2017. [Электронный ресурс]. URL:https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2017/04/aydintasbas-kirisci_united-states-and-turkey.pdf
71. Aksu K., Turkey–EU Relations: Power, Politics and the Future. Cambridge Scholars Publishing. 2012 [Электронный ресурс]. URL: https://www.cambridgescholars.com/download/sample/61346
72. Acar Y.G., Village Guards as «In Between» in the Turkish-Kurdish Conflict: Re-Examining Identity and Position in Intergroup Conflict. Journal of Social and Political Psychology. Vol 7, No 2, 2019 //Электронныйресурс.URL: https://jspp.psychopen.eu/article/view/854/html
73. Akkaya A.H., Jongerden J., The PKK in the 2000s: continuity through breaks? Nationalisms and politics in Turkey :political Islam, Kemalism and the Kurdish Issue. Routledge Studies in Middle Eastern Politics. 2011
74. Amikam Nachmani., Turkey: facing a new millennium. Coping with intertwined conflicts. Manchester University Press, 2003 /Электронныйресурс.URL: http://www.oapen.org/download/?type=document&docid=341407
75. A timeline of the PKK’s war on Turkey: 1974-2019. TRTWorld. Электронный ресурс.URL: https://www.trtworld.com/magazine/a-timeline-of-the-pkk-s-war-on-turkey-1974-2019-30618
76. A Helsinki report criticizes Soviet. New York Times November 6, 1986, Section A, Page 17/Электронныйресурс.URL: https://www.nytimes.com/1986/11/06/world/a-helsinki-report-criticizes-soviet.html
77. Aziz, S. Force Won't Solve Turkey's Kurdish Issue.The New York Times. March 21, 1994.[Электронный ресурс]. URL:https://www.nytimes.com/1994/03/21/opinion/l-force-won-t-solve-turkey-s-kurdish-issue-531049.html
78. AB yolu Diyarbakır'dan geçer. SABAH - Güncel Haberler.2009. [Электронный ресурс]. URL:https://www.sabah.com.tr/siyaset/2009/08/10/ab_yolu_diyarbakirdan_gecer
79. Athanassopoulou E., American-Turkish Relations Since the End of the Cold War. Middle East Policy XIII(3) September, 2001. .[Электронный ресурс]. URL:https://mepc.org/journal/american-turkish-relations-end-cold-war
80. ABD askerleri bazen aptalca şeyler yapar. Milliyet. [Электронный ресурс]. URL:https://www.milliyet.com.tr/siyaset/abd-askerleri-bazen-aptalca-seyler-yapar-216230
81. Aaron Stein., Transatlantic Trialogue: Turkey, The Syrian War, and the Future of the Transatlantic Alliance. Foreign Policy Research Institute. Dec.10,2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.fpri.org/wp-content/uploads/2019/12/stein-transatlantic-trialogue.pdf
82. ABD: YPG'yi terör örgütü olarak görmüyoruz. Hurriyet. Oct.22,2015. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hurriyet.com.tr/dunya/abd-ypgyi-teror-orgutu-olarak-gormuyoruz-30136698
83. ABD’den Bakan Soylu’nun darbe girişimi açıklamasına tepki geldi. Sözcü. July 17,2016. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sozcu.com.tr/2016/dunya/abdden-bakan-soylunun-darbe-girisimi-aciklamasina-tepki-geldi-1318223/
84. ABD Başkan Yardımcısı Joe Biden ve Erdoğan’dan önemli açıklamalar .Sözcü. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sozcu.com.tr/2016/gundem/abd-baskan-yardimcisi-joe-biden-ve-erdogandan-onemli-aciklamalar-1364121/
85. Ayasun A., Mattis Pledges US Support Against PKK to Appease Turkey. The Globe Post. Aug.25,2017. [Электронный ресурс]. URL:https://theglobepost.com/2017/08/25/mattis-support-turkey-pkk/
86. Balta E., Military success, state capacity and internal war-making in Russia and Turkey. The City University of New York. ProQuest Dissertations Publishing, 2007
87. Barkey, H. J., Fuller G.E., Turkey's Kurdish Question. Carnegie Corporation of New York, 1998 //Электронныйресурс.URL: https://production-carnegie.s3.amazonaws.com/filer_public/c5/3f/c53f7ed9-172e-45b0-95a2-88a3d4f19351/ccny_book_1998_turkey.pdf
88. Barkey, H. Preventing Conflict over Kurdistan. Washington, DC: Carnegie Endowment for International Peace. 2009// [Электронный ресурс].URL:https://carnegieendowment.org/files/preventing_conflict_kurdistan.pdf
89. Bolme, S.M., “SoğukSavaş’taNATO-ABD-Türkiye ÜçgenindeAskeri Üsler: SüreklilikVeDeğişim”, Uluslararası İlişkiler, Cilt 9, Sayı 34, 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://www.uidergisi.com.tr/wp-content/uploads/2014/12/Soguk-Savasta-Nato-ABD.pdf
90. BaskModeli'ndenfailimeçhullere. Aljazeera Turk. 2013 [Электронный ресурс]. URL: https://www.aljazeera.com/topics/country/turkey.html
91. Bozkurt Ihsan., Terör, PKK ve dış destek. T.C Celal Bayar universitesi sosyal bilimler enstitüsü. Yüksek lisans tezi. Manisa, 2013
92. Bozarslan H., «Human rights and the Kurdish issue: 1984-1999». Human Rights Review, 3(1), March 2001.[Электронный ресурс]. URL:https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/s12142-001-1005-7.pdf
93. Bal, I., Ozkan. E., PKK Teror Orgutu Kronolojisi 1976-2006. USAK (Uluslararası Stratejik Araştırmalar Kurumu) 2006. Электронный ресурс.URL: https://docplayer.biz.tr/3435573-Dunyada-onemli-olaylar-kronolojisi-pkk-partiya-karkeren-kurdistan-kurdistan-isci-partisi-teror-orgutu-kronolojisi-1976-2006.html
94. Bacik G., Coskun B.B., The PKK Problem: Explaining Turkey's Failure to Develop a Political Solution. Studies in Conflict and Terrorism 34(3)., 2011 // Электронныйресурс.URL: https://www.researchgate.net/publication/233340060_The_PKK_Problem_Explaining_Turkey's_Failure_to_Develop_a_Political_Solution
95. Bengio O., The “Kurdish Spring” in Turkey and its İmpact on Turkish Foreign Relations in the Middle East.Turkish Studies Vol. 12, No. 4, 619–632, December 2011. P 619-632
96. Brennan M., U.S. and Turkey mulling “safe zone” in northern Syria // CBS News. July 27, 2015. [Электронный ресурс]. URL:https://www.cbsnews.com/news/us-turkey-want-safe-zone-northwest-syria-border-us-rejects-no-fly-zone/
97. Blank S.J., Mediterranean security into coming the millennium. Strategic Studies Institute, U.S. Army War College, 1999. [Электронный ресурс]. URL: https://publications.armywarcollege.edu/pubs/1450.pdf
98. Cumhurbaşkanı Gül Dış İlişkiler Konseyi’ne Hitap Etti. Abdullah Gül İnternet sitesi.2013 [Электронный ресурс]. URL:http://www.abdullahgul.gen.tr/haberler/170/87222/cumhurbaskani-gul-dis-iliskiler-konseyine-hitap-etti.html
99. Barron R., Barnes J. Trump Policy in the Middle East: Syria. Rice University’s Baker Institute for Public Policy, Issue Brief. March,2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bakerinstitute.org/media/files/files/2883be8c/bi-brief-030718-cme-syria.pdf
100. Candar Cengiz. Some Turkish Perspectives on the Unites States and America Policy Toward Ankara. Turkey Transformation and American Policy, ed. Morton Abramowitz. New York: Century Foundation Press, 2001. P.128-131
101. Cagaptay S., Uslu E., Is the PKK Still a Threat to the United States and Turkey? The Washington Institute for near policy. 2005 [Электронный ресурс]. URL:https://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/view/is-the-pkk-still-a-threat-to-the-united-states-and-turkey
102. Cumhurbaşkanı Erdoğan: S-400 olayı Türkiye-Amerika ilişkilerini kesinlikle bozmamalı. Anadolu Ajansı. Sep.26,2019. [Электронный ресурс]. URL:https://www.aa.com.tr/tr/dunya/cumhurbaskani-erdogan-s-400-olayi-turkiye-amerika-iliskilerini-kesinlikle-bozmamali/1594460
103. Cumhurbaşkanı Gül Dış İlişkiler Konseyi’ne Hitap Etti. Abdullah Gül İnternet sitesi.2013 [Электронный ресурс]. URL:http://www.abdullahgul.gen.tr/haberler/170/87222/cumhurbaskani-gul-dis-iliskiler-konseyine-hitap-etti.html
104. Celik Y., Turkish foreign policy after the Cold War. The City University of New York, ProQuest Dissertations Publishing, 1998.
105. Ceylan Tokluoğlu., Ziya Gökalp: Turancılıktan Türkçülüğe. Atatürk Araştırma Merkezı Dergisi c. 28, s. 84. 2012 [Электронный ресурс]. URL: https://www.atam.gov.tr/wp-content/uploads/84.-SAYI-pages-103-142.pdf
106. Cakmak C., Human Rigths, The European Union and Turkey. “Alternatives” Turkish Journal of İnternational Relations. Vol 2. Num.4.,2003 [Электронный ресурс]. URL: https://dergipark.org.tr/en/download/article-file/19426
107. Can Y.K., Nationalism in Turkey: Roots and Contemporary Answers. Heinrich Böll Foundation, 2019. Электронный ресурс]. URL:https://tr.boell.org/en/2019/08/22/nationalism-turkey-roots-and-contemporary-answers
108. Callimanopulos D., Kurdish repression in Turkey. Cultural Survival Quarterly Magazine. June 1982. Электронный ресурс.URL: https://www.culturalsurvival.org/publications/cultural-survival-quarterly/kurdish-repression-turkey
109. Clawson P., Syrian Kurds as a U.S. Ally: Cooperation and Complications. The Washington Institute for Near East Policy,2016. Электронныйресурс.URL: https://www.washingtoninstitute.org/uploads/Documents/pubs/PolicyFocus150_Clawson-2.pdf
110. Cohen R., Arrest Uniting Europe's Kurds In Indignation. The New York Times, February 19, 1999, Section A, Page 1. Электронный ресурс.URL: https://www.nytimes.com/1999/02/19/world/arrest-uniting-europe-s-kurds-in-indignation.html
111. Cowell, A. War on Kurds Hurts Turks in U.S. Eyes The New York Times. November 17, 1994. .[Электронный ресурс]. URL: https://www.nytimes.com/1994/11/17/world/war-on-kurds-hurts-turks-in-us-eyes.html
112. Chronology: 1991 Gulf War crisis. Public Information Section. The website of UN Refugee Agency. [Электронный ресурс] URL: https://www.unhcr.org/subsites/iraqcrisis/3e798c2d4/chronology-1991-gulf-war-crisis.html
113. Clyde Haberman., Allied Strike Force Aimed at Iraq Forms in Turkey. The New York Times Archives July 25, 1991. [Электронный ресурс] URL: https://www.nytimes.com/1991/07/25/world/allied-strike-force-aimed-at-iraq-forms-in-turkey.html
114. Carrol T.P., In a War Against Iraq, Can the US Depend on Turkey? Middle East Intelligence Bulletin, Vol.4, No.3, March/April 2002. [Электронный ресурс] URL:https://www.meforum.org/meib/articles/0203_t1.htm
115. Candar C., Regime Change in Iraq: Repercussions for Turkey. Global Europe Program. Wilson Center. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wilsoncenter.org/publication/regime-change-iraq-repercussions-for-turkey


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ