Роль культурных объединений в реализации государственной национальной политики (на примере СПб)
|
Оглавление 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 8
1.1. Нормативная база формирования общественных объединений в России 8
1.2. Гражданское структурирование в условиях многонационального российского общества 15
1.3. Особенности национально-культурного самоопределения 22
ГЛАВА II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 30
2.1. Социокультурный институциональный ландшафт Санкт Петербурга 30
2.2. Регулирование органами власти деятельности национально-культурных институтов гражданского общества 37
2.3. Участие национально-культурных организаций в стабилизации межэтнических отношений 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 8
1.1. Нормативная база формирования общественных объединений в России 8
1.2. Гражданское структурирование в условиях многонационального российского общества 15
1.3. Особенности национально-культурного самоопределения 22
ГЛАВА II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 30
2.1. Социокультурный институциональный ландшафт Санкт Петербурга 30
2.2. Регулирование органами власти деятельности национально-культурных институтов гражданского общества 37
2.3. Участие национально-культурных организаций в стабилизации межэтнических отношений 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Актуальность исследования. Современная Россия провозгласила своими приоритетами создание правового государства, гражданского общества, формирование единой политической нации. Базовым требованием государственной политики, а также условием для интеграции нашей страны в мировое сообщество, является реализация основных прав и свобод гражданина. Проблематика, связанная с реализацией прав граждан и функционированием институтов гражданского общества, заслуживает пристального внимания.
Мировая практика гласит: общественные объединения являются трансляторами воли гражданского общества и его движущей силой. Степень реализации интересов и прав участников общественных объединений зависит от уровня взаимодействия данных объединений с государством и бизнесом. Такое социальное партнерство рассматривается как приоритетное направление развития гражданского общества.
Следует заметить, что взаимоотношения между общественными объединениями и государством являются двойственными. С одной стороны, уровень влияния общественных объединений на государство в демократическом обществе значителен, поэтому некоторые исследователи включают их в число проявлений непосредственной демократии. Однако, с другой стороны, в правовом государстве право граждан на объединение реализуется свободно, без публичной власти. По мнению В.С. Нерсесянца, цель существования правового государства заключается в «утверждении правовой формы и правового характера взаимоотношений <...> между публичной властью и подвластными субъектами». Тем не менее, право – вовсе не идеальный регулятор. Существующие пробелы, противоречия и нормы искажают сущность общественных отношений, в связи с этим актуально проводить постоянный научный мониторинг действующего законодательства для достижения целесообразного соответствия статей закона и реальных потребностей общества. Правоведы часто абсолютизируют тот порядок, который установлен законами, но политика-это живая реальность, это то, что происходит здесь и сейчас. Из всего сказанного ранее следует, что актуальным является исследование политической составляющей работы общественных объединений, выявление несоответствий в действующем законодательстве, а также разработкой путей их устранения.
Правовые акты конца 20 – начала 21 столетий, регулирующие порядок функционирования общественных объединений и реализующих права граждан на объединение в различных сферах деятельности, не характеризуется единством. Демократические процессы проходили стихийно, единая программа реформ отсутствовала – все это не позволило выстроить комплексную модель законодательства об общественных объединениях. Сегодня, в условиях укрепления государственности актуальным видится формирование такой модели, которая определила бы порядок взаимоотношений между государством и структурами гражданского общества.
Степень разработанности темы. Проблема регулирования существования общественных объединений в СССР и России изучались недостаточно. Среди советских исследователей, чьи труды посвящены общественно-культурным объединениям, выделяется Ц.А. Ямпольская, которая проанализировала статус общественных объединений в СССР и других социалистических странах и получила исчерпывающее представление о данном явлении на тот момент. А.И. Щиглик в своей монографии разработал основополагающие положения теории общественных объединений в обществознании. Особо следует выделить исследования И. Н. Рожко, которые касались развития института общественных объединений в СССР.
С середины 90-х годов 20 века появляются работы, посвященные исследованию деятельности общественных объединений, возникших в период «перестройки». Среди них: А.А. Данилова, Ю.Ф. Лукин, А. Сунгурова, А.М. Цыганков. Теоретические вопросы, связанные с понятием «общественные объединения», отражены в публикациях Н.И. Калинина, О.А. Кожевникова, В.В. Лысенко. Проблемы взаимодействия гражданского общества и общественных объединений исследованы в работах С.А. Авакьяна, З.М. Зотовой, А.Д. Керимова, Д.В. Шутько.
Объектом исследования являются особенности современной государственной национальной политики в РФ.
Предметом настоящего исследования является деятельность национально-культурных организаций и общественных объединений по формированию единого политического пространства в России (на примере СПб).
Цель данного исследования заключается в выявлении с помощью анализа законодательства, которое регулирует деятельность общественных организаций, функционирования и влияния их на государственную национальную политику (на примере СПб).
Данная цель определила следующие задачи:
1. Выявить ступени развития российского законодательства по вопросу создания общественных объединений;
2. Определить в какой мере государство влияет на функционирование общественных объединений;
3. Выделить основную роль национально-культурных объединений в государственной политике;
4. Объективировать механизмы взаимодействия органов власти и управления с национально-культурными объединениями;
5. Обозначить спектр прав культурных объединений;
6. Охарактеризовать участие национально-культурных объединений в стабилизации межэтнических отношений;
7. Рассмотреть деятельность национально-культурных объединений в Санкт-Петербурге и обозначить их роль в реализации эффективной государственной национальной политики России.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Мировая практика гласит: общественные объединения являются трансляторами воли гражданского общества и его движущей силой. Степень реализации интересов и прав участников общественных объединений зависит от уровня взаимодействия данных объединений с государством и бизнесом. Такое социальное партнерство рассматривается как приоритетное направление развития гражданского общества.
Следует заметить, что взаимоотношения между общественными объединениями и государством являются двойственными. С одной стороны, уровень влияния общественных объединений на государство в демократическом обществе значителен, поэтому некоторые исследователи включают их в число проявлений непосредственной демократии. Однако, с другой стороны, в правовом государстве право граждан на объединение реализуется свободно, без публичной власти. По мнению В.С. Нерсесянца, цель существования правового государства заключается в «утверждении правовой формы и правового характера взаимоотношений <...> между публичной властью и подвластными субъектами». Тем не менее, право – вовсе не идеальный регулятор. Существующие пробелы, противоречия и нормы искажают сущность общественных отношений, в связи с этим актуально проводить постоянный научный мониторинг действующего законодательства для достижения целесообразного соответствия статей закона и реальных потребностей общества. Правоведы часто абсолютизируют тот порядок, который установлен законами, но политика-это живая реальность, это то, что происходит здесь и сейчас. Из всего сказанного ранее следует, что актуальным является исследование политической составляющей работы общественных объединений, выявление несоответствий в действующем законодательстве, а также разработкой путей их устранения.
Правовые акты конца 20 – начала 21 столетий, регулирующие порядок функционирования общественных объединений и реализующих права граждан на объединение в различных сферах деятельности, не характеризуется единством. Демократические процессы проходили стихийно, единая программа реформ отсутствовала – все это не позволило выстроить комплексную модель законодательства об общественных объединениях. Сегодня, в условиях укрепления государственности актуальным видится формирование такой модели, которая определила бы порядок взаимоотношений между государством и структурами гражданского общества.
Степень разработанности темы. Проблема регулирования существования общественных объединений в СССР и России изучались недостаточно. Среди советских исследователей, чьи труды посвящены общественно-культурным объединениям, выделяется Ц.А. Ямпольская, которая проанализировала статус общественных объединений в СССР и других социалистических странах и получила исчерпывающее представление о данном явлении на тот момент. А.И. Щиглик в своей монографии разработал основополагающие положения теории общественных объединений в обществознании. Особо следует выделить исследования И. Н. Рожко, которые касались развития института общественных объединений в СССР.
С середины 90-х годов 20 века появляются работы, посвященные исследованию деятельности общественных объединений, возникших в период «перестройки». Среди них: А.А. Данилова, Ю.Ф. Лукин, А. Сунгурова, А.М. Цыганков. Теоретические вопросы, связанные с понятием «общественные объединения», отражены в публикациях Н.И. Калинина, О.А. Кожевникова, В.В. Лысенко. Проблемы взаимодействия гражданского общества и общественных объединений исследованы в работах С.А. Авакьяна, З.М. Зотовой, А.Д. Керимова, Д.В. Шутько.
Объектом исследования являются особенности современной государственной национальной политики в РФ.
Предметом настоящего исследования является деятельность национально-культурных организаций и общественных объединений по формированию единого политического пространства в России (на примере СПб).
Цель данного исследования заключается в выявлении с помощью анализа законодательства, которое регулирует деятельность общественных организаций, функционирования и влияния их на государственную национальную политику (на примере СПб).
Данная цель определила следующие задачи:
1. Выявить ступени развития российского законодательства по вопросу создания общественных объединений;
2. Определить в какой мере государство влияет на функционирование общественных объединений;
3. Выделить основную роль национально-культурных объединений в государственной политике;
4. Объективировать механизмы взаимодействия органов власти и управления с национально-культурными объединениями;
5. Обозначить спектр прав культурных объединений;
6. Охарактеризовать участие национально-культурных объединений в стабилизации межэтнических отношений;
7. Рассмотреть деятельность национально-культурных объединений в Санкт-Петербурге и обозначить их роль в реализации эффективной государственной национальной политики России.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Не вызывает сомнений тот факт, что этнический фактор играет важную роль в становлении и развитии социально-политического процесса в современном российском обществе. В многонациональной стране, какой является Россия, национально-культурные объединения, которые возникли в ходе институциализации демократических национальных движений, превращаются в структурообразующие элементы формирующегося гражданского общества.
Новый уровень самосознания народа даст возможность создать предпосылки для выстраивания гражданского общества в Российской Федерации, консолидировать все силы общества, обеспечить социальную стабильность. Первостепенными задачами государства и нации должны стать укрепление госструктур, законности, экономики, защита интересов и прав граждан, а также повышение культуры общества. Залогом того, что гражданское общество будет построено, является формирование среды гражданского общества и новых институтов, которые будут учитывать национальные традиции, а также возьмут на вооружение старые и эффективные методы взаимодействия общества и государства. Данную задачу призваны решить национально-культурные объединения, представляющие собой форму самоорганизации, которая проживает в полиэтническом окружении этнической группы.
В данном исследовании проведен анализ деятельности национально-культурных объединений города Санкт-Петербурга с позиции политологического подхода.
Проведенная научно-исследовательская работа позволяет сделать некоторые теоретические выводы:
1. Структуру гражданского общества составляют различные общественные организации и гражданские объединения, которые создаются на добровольных началах с целью удовлетворить многообразные коллективные и индивидуальные потребности. В условиях Российской Федерации важно удовлетворять потребности различных этносов в части реализации культурной самобытности, сохранения и развития национальных традиций, языка, обрядов. Сделать это призваны национально-культурные объединения, которые занимают важное место в структуре гражданского общества и являются его неотъемлемыми элементами;
2. Национально-культурное объединение – это добровольное самоуправляемое объединение граждан-представителей различных этносов, которые проживают в полиэтническом окружении и реализуют право на национально-культурное самоопределение, а также создаваемые в целях сохранения национально-культурной идентичности, развития самосознания, национального языка, обычаев, образования и обрядов;
3. Национально-культурные объединения, являясь общественными организациями, реализуют право граждан на национальную и культурную автономию, как одну из форм права наций на самоопределение. Кроме того, наличие таких объединений в многонациональном государстве и их сотрудничество с властями говорит о высоком уровне развития гражданского общества. Данный факт определяет функции таких объединений: сохранение культурной самобытности и национальной идентичности, этническая социализация и консолидация, толерантность и предотвращение конфликтов на национальной почве, формирование активной гражданской позиции;
4. Анализ деятельности национально-культурных объединений в Санкт-Петербурге показывает, что она реализуется в условиях взвешенной национальной политики, которая направлена на поддержку всех народов города и области. Действует нормативно-правовая база, регламентирующая сферу создания различных объединений и сферу национальных отношений;
5. Модель взаимоотношений гражданского общества и государства в Санкт-Петербурге можно охарактеризовать как договорную, основанную на принципах партнерства и сотрудничества. В настоящий момент число национально-культурных объединений постоянно растет. Наиболее активные среди них русские, украинские, эстонские, латышские национально-культурные центры и объединения. Увеличивается количество объединений армян, грузин, азербайджанцев и казахов;
6. Направления деятельности указанных национально-культурных объединений соответствуют их функциям и включают: сохранение национальных языков, обрядов и обычаев; проведение конкурсов, фестивалей, круглых столов и конференций; издание печатного материала на национальных языках, а также программ в теле- и радиоэфире; создание исторических и культурных центров. При этом некоторые мероприятия носят совместный характер нескольких национально-культурных объединений;
7. В то же время, проведя исследование, мы можем сделать вывод о том, что не весь потенциал таких объединений использован в части оптимизации взаимного сотрудничества с государственными органами.
К примеру, необходимо выработать механизм материально-финансовой поддержки национально-культурных объединений, а также конкретные законодательные акты о благотворительной деятельности, которые привлекут меценатов и спонсоров.
Также требуется более активная пропаганда деятельности национально-культурных объединений в СМИ, особенно в молодежной среде. Зачастую сами представители этносов не проявляют интерес к сохранению национальной культуры, особенно это относится к молодежи, которая находится под воздействием СМИ, пропагандирующих не лучшие образцы массовой культуры.
Таким образом, такому многонациональному государству как Россия, необходимо поддерживать и развивать деятельность национально-культурных объединений, которые могут стать гарантами мира и государственной безопасности, особенно в условиях отсутствия нестабильности в мире.
Новый уровень самосознания народа даст возможность создать предпосылки для выстраивания гражданского общества в Российской Федерации, консолидировать все силы общества, обеспечить социальную стабильность. Первостепенными задачами государства и нации должны стать укрепление госструктур, законности, экономики, защита интересов и прав граждан, а также повышение культуры общества. Залогом того, что гражданское общество будет построено, является формирование среды гражданского общества и новых институтов, которые будут учитывать национальные традиции, а также возьмут на вооружение старые и эффективные методы взаимодействия общества и государства. Данную задачу призваны решить национально-культурные объединения, представляющие собой форму самоорганизации, которая проживает в полиэтническом окружении этнической группы.
В данном исследовании проведен анализ деятельности национально-культурных объединений города Санкт-Петербурга с позиции политологического подхода.
Проведенная научно-исследовательская работа позволяет сделать некоторые теоретические выводы:
1. Структуру гражданского общества составляют различные общественные организации и гражданские объединения, которые создаются на добровольных началах с целью удовлетворить многообразные коллективные и индивидуальные потребности. В условиях Российской Федерации важно удовлетворять потребности различных этносов в части реализации культурной самобытности, сохранения и развития национальных традиций, языка, обрядов. Сделать это призваны национально-культурные объединения, которые занимают важное место в структуре гражданского общества и являются его неотъемлемыми элементами;
2. Национально-культурное объединение – это добровольное самоуправляемое объединение граждан-представителей различных этносов, которые проживают в полиэтническом окружении и реализуют право на национально-культурное самоопределение, а также создаваемые в целях сохранения национально-культурной идентичности, развития самосознания, национального языка, обычаев, образования и обрядов;
3. Национально-культурные объединения, являясь общественными организациями, реализуют право граждан на национальную и культурную автономию, как одну из форм права наций на самоопределение. Кроме того, наличие таких объединений в многонациональном государстве и их сотрудничество с властями говорит о высоком уровне развития гражданского общества. Данный факт определяет функции таких объединений: сохранение культурной самобытности и национальной идентичности, этническая социализация и консолидация, толерантность и предотвращение конфликтов на национальной почве, формирование активной гражданской позиции;
4. Анализ деятельности национально-культурных объединений в Санкт-Петербурге показывает, что она реализуется в условиях взвешенной национальной политики, которая направлена на поддержку всех народов города и области. Действует нормативно-правовая база, регламентирующая сферу создания различных объединений и сферу национальных отношений;
5. Модель взаимоотношений гражданского общества и государства в Санкт-Петербурге можно охарактеризовать как договорную, основанную на принципах партнерства и сотрудничества. В настоящий момент число национально-культурных объединений постоянно растет. Наиболее активные среди них русские, украинские, эстонские, латышские национально-культурные центры и объединения. Увеличивается количество объединений армян, грузин, азербайджанцев и казахов;
6. Направления деятельности указанных национально-культурных объединений соответствуют их функциям и включают: сохранение национальных языков, обрядов и обычаев; проведение конкурсов, фестивалей, круглых столов и конференций; издание печатного материала на национальных языках, а также программ в теле- и радиоэфире; создание исторических и культурных центров. При этом некоторые мероприятия носят совместный характер нескольких национально-культурных объединений;
7. В то же время, проведя исследование, мы можем сделать вывод о том, что не весь потенциал таких объединений использован в части оптимизации взаимного сотрудничества с государственными органами.
К примеру, необходимо выработать механизм материально-финансовой поддержки национально-культурных объединений, а также конкретные законодательные акты о благотворительной деятельности, которые привлекут меценатов и спонсоров.
Также требуется более активная пропаганда деятельности национально-культурных объединений в СМИ, особенно в молодежной среде. Зачастую сами представители этносов не проявляют интерес к сохранению национальной культуры, особенно это относится к молодежи, которая находится под воздействием СМИ, пропагандирующих не лучшие образцы массовой культуры.
Таким образом, такому многонациональному государству как Россия, необходимо поддерживать и развивать деятельность национально-культурных объединений, которые могут стать гарантами мира и государственной безопасности, особенно в условиях отсутствия нестабильности в мире.
Подобные работы
- Оптимизация направлений реализации государственной национальной политики на региональном уровне (на примере Алтайского края)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - ОПЫТ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ «СТРАТЕГИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА» В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Становление институтов гражданского общества Республики Татарстан на примере ассамблеи народов Татарстана
Магистерская диссертация, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Роль национально-культурных объединений в интеграции местного
сообщества (на примере земляческих и диаспорных групп)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «КРАСНЕНСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Деятельность органов государственного управления по реализации молодёжной политики: региональные аспекты (Санкт-Петербургский Университет Технологий Управления и Экономики)
Дипломные работы, ВКР, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛА МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Государственные коммуникации в системе развития межнациональных отношений
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018



