Оглавление 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 8
1.1. Нормативная база формирования общественных объединений в России 8
1.2. Гражданское структурирование в условиях многонационального российского общества 15
1.3. Особенности национально-культурного самоопределения 22
ГЛАВА II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 30
2.1. Социокультурный институциональный ландшафт Санкт Петербурга 30
2.2. Регулирование органами власти деятельности национально-культурных институтов гражданского общества 37
2.3. Участие национально-культурных организаций в стабилизации межэтнических отношений 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Актуальность исследования. Современная Россия провозгласила своими приоритетами создание правового государства, гражданского общества, формирование единой политической нации. Базовым требованием государственной политики, а также условием для интеграции нашей страны в мировое сообщество, является реализация основных прав и свобод гражданина. Проблематика, связанная с реализацией прав граждан и функционированием институтов гражданского общества, заслуживает пристального внимания.
Мировая практика гласит: общественные объединения являются трансляторами воли гражданского общества и его движущей силой. Степень реализации интересов и прав участников общественных объединений зависит от уровня взаимодействия данных объединений с государством и бизнесом. Такое социальное партнерство рассматривается как приоритетное направление развития гражданского общества.
Следует заметить, что взаимоотношения между общественными объединениями и государством являются двойственными. С одной стороны, уровень влияния общественных объединений на государство в демократическом обществе значителен, поэтому некоторые исследователи включают их в число проявлений непосредственной демократии. Однако, с другой стороны, в правовом государстве право граждан на объединение реализуется свободно, без публичной власти. По мнению В.С. Нерсесянца, цель существования правового государства заключается в «утверждении правовой формы и правового характера взаимоотношений <...> между публичной властью и подвластными субъектами». Тем не менее, право – вовсе не идеальный регулятор. Существующие пробелы, противоречия и нормы искажают сущность общественных отношений, в связи с этим актуально проводить постоянный научный мониторинг действующего законодательства для достижения целесообразного соответствия статей закона и реальных потребностей общества. Правоведы часто абсолютизируют тот порядок, который установлен законами, но политика-это живая реальность, это то, что происходит здесь и сейчас. Из всего сказанного ранее следует, что актуальным является исследование политической составляющей работы общественных объединений, выявление несоответствий в действующем законодательстве, а также разработкой путей их устранения.
Правовые акты конца 20 – начала 21 столетий, регулирующие порядок функционирования общественных объединений и реализующих права граждан на объединение в различных сферах деятельности, не характеризуется единством. Демократические процессы проходили стихийно, единая программа реформ отсутствовала – все это не позволило выстроить комплексную модель законодательства об общественных объединениях. Сегодня, в условиях укрепления государственности актуальным видится формирование такой модели, которая определила бы порядок взаимоотношений между государством и структурами гражданского общества.
Степень разработанности темы. Проблема регулирования существования общественных объединений в СССР и России изучались недостаточно. Среди советских исследователей, чьи труды посвящены общественно-культурным объединениям, выделяется Ц.А. Ямпольская, которая проанализировала статус общественных объединений в СССР и других социалистических странах и получила исчерпывающее представление о данном явлении на тот момент. А.И. Щиглик в своей монографии разработал основополагающие положения теории общественных объединений в обществознании. Особо следует выделить исследования И. Н. Рожко, которые касались развития института общественных объединений в СССР.
С середины 90-х годов 20 века появляются работы, посвященные исследованию деятельности общественных объединений, возникших в период «перестройки». Среди них: А.А. Данилова, Ю.Ф. Лукин, А. Сунгурова, А.М. Цыганков. Теоретические вопросы, связанные с понятием «общественные объединения», отражены в публикациях Н.И. Калинина, О.А. Кожевникова, В.В. Лысенко. Проблемы взаимодействия гражданского общества и общественных объединений исследованы в работах С.А. Авакьяна, З.М. Зотовой, А.Д. Керимова, Д.В. Шутько.
Объектом исследования являются особенности современной государственной национальной политики в РФ.
Предметом настоящего исследования является деятельность национально-культурных организаций и общественных объединений по формированию единого политического пространства в России (на примере СПб).
Цель данного исследования заключается в выявлении с помощью анализа законодательства, которое регулирует деятельность общественных организаций, функционирования и влияния их на государственную национальную политику (на примере СПб).
Данная цель определила следующие задачи:
1. Выявить ступени развития российского законодательства по вопросу создания общественных объединений;
2. Определить в какой мере государство влияет на функционирование общественных объединений;
3. Выделить основную роль национально-культурных объединений в государственной политике;
4. Объективировать механизмы взаимодействия органов власти и управления с национально-культурными объединениями;
5. Обозначить спектр прав культурных объединений;
6. Охарактеризовать участие национально-культурных объединений в стабилизации межэтнических отношений;
7. Рассмотреть деятельность национально-культурных объединений в Санкт-Петербурге и обозначить их роль в реализации эффективной государственной национальной политики России.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Не вызывает сомнений тот факт, что этнический фактор играет важную роль в становлении и развитии социально-политического процесса в современном российском обществе. В многонациональной стране, какой является Россия, национально-культурные объединения, которые возникли в ходе институциализации демократических национальных движений, превращаются в структурообразующие элементы формирующегося гражданского общества.
Новый уровень самосознания народа даст возможность создать предпосылки для выстраивания гражданского общества в Российской Федерации, консолидировать все силы общества, обеспечить социальную стабильность. Первостепенными задачами государства и нации должны стать укрепление госструктур, законности, экономики, защита интересов и прав граждан, а также повышение культуры общества. Залогом того, что гражданское общество будет построено, является формирование среды гражданского общества и новых институтов, которые будут учитывать национальные традиции, а также возьмут на вооружение старые и эффективные методы взаимодействия общества и государства. Данную задачу призваны решить национально-культурные объединения, представляющие собой форму самоорганизации, которая проживает в полиэтническом окружении этнической группы.
В данном исследовании проведен анализ деятельности национально-культурных объединений города Санкт-Петербурга с позиции политологического подхода.
Проведенная научно-исследовательская работа позволяет сделать некоторые теоретические выводы:
1. Структуру гражданского общества составляют различные общественные организации и гражданские объединения, которые создаются на добровольных началах с целью удовлетворить многообразные коллективные и индивидуальные потребности. В условиях Российской Федерации важно удовлетворять потребности различных этносов в части реализации культурной самобытности, сохранения и развития национальных традиций, языка, обрядов. Сделать это призваны национально-культурные объединения, которые занимают важное место в структуре гражданского общества и являются его неотъемлемыми элементами;
2. Национально-культурное объединение – это добровольное самоуправляемое объединение граждан-представителей различных этносов, которые проживают в полиэтническом окружении и реализуют право на национально-культурное самоопределение, а также создаваемые в целях сохранения национально-культурной идентичности, развития самосознания, национального языка, обычаев, образования и обрядов;
3. Национально-культурные объединения, являясь общественными организациями, реализуют право граждан на национальную и культурную автономию, как одну из форм права наций на самоопределение. Кроме того, наличие таких объединений в многонациональном государстве и их сотрудничество с властями говорит о высоком уровне развития гражданского общества. Данный факт определяет функции таких объединений: сохранение культурной самобытности и национальной идентичности, этническая социализация и консолидация, толерантность и предотвращение конфликтов на национальной почве, формирование активной гражданской позиции;
4. Анализ деятельности национально-культурных объединений в Санкт-Петербурге показывает, что она реализуется в условиях взвешенной национальной политики, которая направлена на поддержку всех народов города и области. Действует нормативно-правовая база, регламентирующая сферу создания различных объединений и сферу национальных отношений;
5. Модель взаимоотношений гражданского общества и государства в Санкт-Петербурге можно охарактеризовать как договорную, основанную на принципах партнерства и сотрудничества. В настоящий момент число национально-культурных объединений постоянно растет. Наиболее активные среди них русские, украинские, эстонские, латышские национально-культурные центры и объединения. Увеличивается количество объединений армян, грузин, азербайджанцев и казахов;
6. Направления деятельности указанных национально-культурных объединений соответствуют их функциям и включают: сохранение национальных языков, обрядов и обычаев; проведение конкурсов, фестивалей, круглых столов и конференций; издание печатного материала на национальных языках, а также программ в теле- и радиоэфире; создание исторических и культурных центров. При этом некоторые мероприятия носят совместный характер нескольких национально-культурных объединений;
7. В то же время, проведя исследование, мы можем сделать вывод о том, что не весь потенциал таких объединений использован в части оптимизации взаимного сотрудничества с государственными органами.
К примеру, необходимо выработать механизм материально-финансовой поддержки национально-культурных объединений, а также конкретные законодательные акты о благотворительной деятельности, которые привлекут меценатов и спонсоров.
Также требуется более активная пропаганда деятельности национально-культурных объединений в СМИ, особенно в молодежной среде. Зачастую сами представители этносов не проявляют интерес к сохранению национальной культуры, особенно это относится к молодежи, которая находится под воздействием СМИ, пропагандирующих не лучшие образцы массовой культуры.
Таким образом, такому многонациональному государству как Россия, необходимо поддерживать и развивать деятельность национально-культурных объединений, которые могут стать гарантами мира и государственной безопасности, особенно в условиях отсутствия нестабильности в мире.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. – М.: Эксмо, 2013. – 63 с.
2. Федеральный Закон «Об общественных объединениях» // Российская газета, 25.05.2015.
3. Федеральный Закон «О национально-культурной автономии» // Российская газета, 25.06.2016.
4. Авакьян С. А. Политический плюрализм и общественные объединения в РФ: конституционно-правовые основы / С. А. Авакьян. – М.: РЮИД, –1996. – 364 с.
4. Агеев B. C. Психология межгрупповых отношений / В. С. Агеев. – М.: Наука, 2009. – 289 с.
5. Александренко Э. Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность» / Э. Г. Александренко // Этнографическое обозрение. – 2006. – № 3. – С. 21.
6. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М.: Наука, 2014. – 301 с.
7. Андриченко Л. B. Право национальных меньшинств на культурно-национальную автономию / Л. В. Андриченко // Расы и народы. – 2007. – № 24. – С. 34.
8. Арьков В. В. Приоритетные направления деятельности национально-общественных объединений в процессе формирования гражданской идентичности / В. В. Арьков // Социосфера. – 2013. – № 4-1. – С. 194–199.
9. Арчаков М. К. Диагностирование проявлений политического экстремизма в деятельности общественных организаций / М. К. Арчаков // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 8. – С. 16-19.
8. Бергер П. А. Социальное конструирование реальности / П. А. Бергер, Т. Н. Лукман. – М.: Медиум, – 2005. – 420 с.
9. Боков Х. Х. Российская идея и национальная идеология народов России / Х. Х. Боков, С. В. Алексеев. – М.: Наука, – 2006. – 338 с.
10. Бороноев А. О. Этническая психология / А. О. Бороноев, В. Н. Павленко. – С-Пб: Книга, – 2004. – 214 с.
11. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография / Ю. В. Бромлей. – М.: Наука, – 2003. – 279 с.
12. Бурдье П. Начала / П. Бурдье. – М.: Sociologos, – 1994. – 319 с.
13. Винер Б. Е. Этническая идентичность у крупнейших меньшинств современного Санкт-Петербурга / Б. Е. Винер // Мир России. – 2009. – № 1-2. – С. 24-61.
14. Галкина Е. М. Методический аспект изучения проблемы этнической идентичности / Е. М. Галкина // Духовная культура и этническое самосознание наций. – М.: Наука, – 2000. – 243 с.
15. Григорьев B. C. «Игры сознания» и биографические исследования в этнопсихологии» / В. С. Григорьев // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. – М.: Институт психологии РАН, – 2007. – 315 с.
16. Гуляихин В. Н. Правовая культура в России: природа и формы правового нигилизма / В. Н. Гуляихин. – Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, – 2011. – С. 240.
17. Гуляихин В. Н. Архетипы политической культуры российских граждан / В. Н. Гуляихин // NB: Проблемы общества и политики. – 2013. – № 1. – С. 153-170.
16. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. – М.: Наука, – 1990. – 281 с.
17. Донцов А. И. Язык как фактор этнической идентичности / А. И. Донцов, Т. Г. Стефаненко, Ж. Т. Уталиева // Вопросы психологии. – 2007. – № 4. – С. 29-42.
18. Дробижева Л. М. Демократизация и образы национализма в РФ 90-х годов // Л. М. Дробижева, Коротеева В. В., Солдатова Г. У. – М.: Мысль, – 2006.
19. Зотова З. М. Гендерная реконструкция политических систем / З. М. Зотова. – СПб. – 2004. – С. 611-640.
19. Зубов А. З. Послесловие к эпохе этнических революций. Советская практика современной теории этнических движений / А. З. Зубов // Знамя. – 1993. – № 5. – С. 34.
20. Как создать общественную организацию? [Электронный ресурс] // Общественная палата тверской области [сайт]. URL: http://www.optver.ru/nko/howto (дата обращения: 02.11.12).
21. Калинин Н. И. Законодательство об общественных объединениях требует совершенствования / Н. И. Калинин // Бюл. Министерства Юстиции РФ. – 2001. – № 10.
22. Кожевников О. А. Деятельность общественных объединений в Свердловской области / О. А. Кожевников // Правовой Екатеринбург. – 2000. – С. 21.
23. Лысенко В. В. Общественные объединения как форма реализации конституционного права на объединение в Российской Федерации / В. В. Лысенко. – М.: Наука, – 2012. – 216 с.
21. Качанов Ю. А. Социальная реальность Социальное отношение / Ю. А. Качанов // Социологические чтения. – 2007. – № 2. – С. 42-51.
22. Керимов А. Д. К вопросу о формировании в России гражданского общества / А. Д. Керимов. – М.: Знание, – 2011. – 284 с.
22. Кирдина С. Г. Институциональные матрицы и развитие России / С. Г. Кирдина. – М.: ТЕИС, – 2000. – 357 с.
23. Комарова В. В. Формы непосредственной демократии в России / В. В. Комарова. – М.: Издание, – 2008. – С. 226.
24. Кононенко Ю. Т. Объединения украинцев Москвы / Ю. Т. Кононенко // Русская культура вне границ. Информационно-аналитический сборник. – М.: Изд-во РГБ НИО Информкультура. – 2006. – № 2. – С. 61.
25. Константинова Н. Н. Учрежден институт диаспоры и интеграции / Н. Н. Константинова // Русская культура вне границ. – М.: Слово, – 2008. – № 5. – С. 23-29.
26. Королев В. Н. Роль общественных объединений в обеспечении национальной безопасности: оценка зарубежного опыта / В. Н. Королев // Среднерусский вестник общественных наук. – 2007. – № 1. – С. 105-108.
27. Коротеева В. В. «Воображенные», «изобретенные» и «сконструированные» нации: метафора в науке / В. В. Коротеева // Обзоры, рецензии. – 2003. – №3. – С. 41-59.
28. Коротеева В. В. Существуют ли общепризнанные истины о национализме? / В. В. Коротеева // Вокруг книг – Т. 2. – 2007. – №3. – с. 28-
28. Коротеева В. В. Теории национализма в зарубежных социальных науках / В. В. Коротеева. – М.: Изд-во РГГУ, – 1999. – 217 с.
9. Китайгородский Е. А. Экстремистская преступность представителей этнических диаспор Российской Федерации / Е. А. Китайгородский // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. – 2012. – № 3. – С. 79-86.
10. Куликов И. В. Экстремизм как общественно опасное деяние / И. В. Куликов // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. – № 6. – С. 188–190.
29. Курило О. В. Прошлое и настоящее евангелическо-лютеранской общины немецкой традиции в Москве / О. В. Курило // Этнографическое обозрение. – 2005. – № 6.
30. Лукин Ю. Ф. Из истории сопротивления тоталитаризму в СССР / Ю. Ф. Лукин. – М.: Изд-во МГУ, – 1992. – 204 с.
30. Нерсесянц B. C. Философия права / В. С. Нерсенянц. – M.: Наука, – 1997. – С.106.
30. Резник Ю. М. Введение в социальную теорию / Ю. М. Резник. – М.: Институт востоковедения РАН, – 2009. – 349 с.
31. Рожко И. Н. Общественные организации трудящихся в политической организации советского общества: системный анализ: автореф. дис канд. юрид. наук. – М.: Изд-во МГУ, – 1973. – 20 с.
31. Романов П. В. Формальные организации и неформальные отношения: Кейс-стадии практик управления в современной России / П. В. Романов. – Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, – 2000. – 264 с.
32. Сафронова Т. А. Социологический анализ структурных компонентов этнокультуры / Т. А. Сафронова // Этносоциальная ситуация в Саратовском Поволжье и проблемы управления. – Саратов: Изд-во Поволж. фил. Рос. учеб. центра, – 2006. – Ч. 1. – С. 48-51.
33. Семенов В. В. Татарские национальные объединения в России как элемент гражданского общества / В. В. Семенов // Власть. – 2011. – № 9. – С. 26–29.
34. Сикевич З. В. О соотношении этнического и социального / З. В. Сикевич // Социология и соц. антропология. – 2009. – Т 2. – № 2. – С. 23-41.
35. Сикевич З. В. Социология и психология национальных отношений / З. В. Сикевич. – СПб: Изд-во Михайлова В.А. – 2009. – 426 с.
35. Скворцов Н. Г. Проблема этничности в социальной антропологии / Н. Г. Скворцов. – СПб: Admarginem, – 1997. – 267 с.
36. Скворцов Н. Г. Этничность: Социологическая перспектива /Н. Г. Скворцов // Социологические исследования. – 1999. – № 1. – С. 134.
37. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности / Г. У. Солдатова // Фундаментальная психология. – М.: Смысл, – 2008. – 371 с.
38. Сорокин П. А. Национальность, национальный вопрос и социальное равенство / П. А. Сорокин // Этнополитический вестник России. – 1992. – № 2. – С. 25.
39. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. – М.: Институт психологии РАН, Академический проект. – 2009. – 247 с.
41. Сунгуров А. Становление политических партий и органов государственной власти в Российской Федерации /А. Сунгуров. – СПб.: Знание, – 1994. – 122 с.
42. Сулейманов А. З. Роль общественных организаций в формировании национального самосознания / А. З. Сулейманов // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 1. – С. 153-155.
41. Суслов А. А. Этнокультурные меньшинства и власть / А. А. Ссулов // Социология города. – 2012. – № 1. – С. 21-29.
41. Тавадов Г. Т. Этнология: Словарь-справочник / Г. Т. Тавадов. – М.: Наука, – 1998. – 572 с.
42. Тишков В. А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистических обществах / В. А. Тишков // Вопросы социологии. – 2003. – № 3. – С. 37-51.
43. Тощенко Ж. Т. Диаспора как объект социологического исследования / Ж. Т. Тощенко, Т. И. Чаптыкова // Социс. – 2006. – № 12. – С. 12.
44. Файзулин Ф. С. Грани этнической идентификации / Ф. С. Файзулин // Социол. иссл. – 2007. – № 8. – С. 25.
45. Флигстайн Н. Постсоветское общество: новые методы исследования и модели интерпретации / Н. Флигстайн // Поля, власть и социальный талант. Критический анализ теории нового институционализма. – М.: Наука и общество, – 2007. – 257 с.
46. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание / В. Ю. Хотинец. – СПб.: Алетейя, – 2000. – 198 с.
47. Хуснутдинова Л. Г. Роль национально-культурных центров в социокультурной адаптации и интеграции мигрантов в Самарской области / Л. Г. Хуснутдинова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 9. – С. 87–89.
47. Цыганков A. M. К гражданскому обществу / А. М. Цыганков. – Петрозаводск: Карелия, – 1991. – 278 с.
47. Чебоксаров Н. Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых / Н. Н. Хотинец // Советская этнография. – 1997. – № 4. – С. 24-38.
48. Чеботарева В. Г. Немецкие колонии Российской империи «государства в государстве» / В. Г. Чеботарева // Этнографическое обозрение. – 1997. – № 1. – С. 49-57.
49. Штомпка П. Социология социальных изменений / П. Штомпка. – М.: Аспект Пресс, – 2006. – 307 с.
50. Шутько Д. В. Общественные объединения и гражданское общество в Российской Федерации / Д. В. Шутько. – М.: ИГиП РАН. – 2001. – с. 38-42.
49. Щиглик А. И. Закономерности становления и развития общественных организаций в СССР: политико-правовое исследование / А. И. Щиглик. – М.: Наука, – 1977. – 253 с.
50. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: Прогресс, 2006. – 249 с.
51. Юрьев С. С. Правовой статус национальных меньшинств / С. С. Юрьев. – М.: Эдиториал УРСС, – 2000. – 293 с.
52. Ядов В. А. Символические и примордиальные солидарности в условиях быстрых социальных перемен / В. А. Ядов // Проблемы теоретической социологии. – СПб: Петрополис, – 1994. – 573 с.
53. Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / В. А. Ядов // Мир России. – 1995. – T.IV. – № 3/4. – 495 с.
54. Ямпольская Ц. А. Общественные организации в СССР / Ц. А. Ямпольская. – М.: Наука, – 1972. – 267 с.
55. Ярская-Смирнова Е. Р. Социальные изменения и мобилизация ресурсов: жизненные истории российских инвалидов / Е. Р. Ярская-Смирнова // Интер. – 2002. – № 1. – 291 с.