Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние общественного мнения на участие бундесвера в зарубежных операциях

Работа №136587

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы59
Год сдачи2021
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение. 3
Глава 1. Общественное мнение и механизм принятия решений об участии бундесвера в зарубежных операциях 8
1.1 Роль общественного мнения в процессе принятия политических решений 8
1.2 Механизм принятия решений об участии бундесвера в операциях за рубежом 10
1.3 Концептуальные документы по вопросам зарубежных операций бундесвера 15
Глава 2. Отношение общественности к участию бундесвера в зарубежных операциях 21
2.1 Отношение общества к бундесверу 21
2.2 Реакция общественности на участие Германии в операции в Афганистане 25
2.3 Реакция общественности на возможное участие бундесвера в операциях в Ливии и Сирии 30
Глава 3. Влияние общественного мнение на позицию политических партий и решения органов власти 35
3.1 Влияние общественности на позицию политических партий ФРГ 35
3.2 Влияние общественного мнения на принятие решений об участии в зарубежных операциях 42
Заключение 47
Список источников и литературы 49
Приложения 56


Вооруженные силы Германии задействованы во многих уголках планеты в операциях по поддержанию мира. Но в обществе нет консенсуса по поводу справедливости участия бундесвера за рубежом, зачастую оно делится на два лагеря – поддерживающих зарубежные операции и критикующих их. Причиной тому, с одной стороны, может являться «историческое бремя» ФРГ, из-за которого немцы особо остро воспринимают вопрос применения силы в международных отношениях. Осторожное отношение к военной силе внутри Германии приводит к тому, что правительству ФРГ необходимо выстраивать стратегию по использованию бундесвера в качестве инструмента внешней политики, оглядываясь в том числе и на внутриполитическую обстановку. Таким образом, общественное мнение может де-факто ограничить масштаб действий немецкого правительства.
В связи с этим возникает вопрос, каким образом общественное мнение фигурирует в процессе принятии решений относительно участия Германии в зарубежных операциях и какие действия предпринимает правительство для того, чтобы избежать общественного недовольства по поводу участия в вооруженных миссиях.
Изменение общественного мнения по поводу участия в зарубежных операциях имеет высокую исследовательскую актуальность. Германия, будучи одним из самых значимых игроков на региональной политической арене, определяет как европейскую, так и международную внешнеполитическую повестку. И от того, какое именно решение будет принято в политических кругах внутри самой страны, зависит дальнейший ход остальных международных акторов.
Учитывая возрастающую популярность пацифистских лозунгов в партийных кругах (Левые, СДПГ, Зелёные / Союз 90, Альтернатива для Германии), роста антивоенного движения, разного рода протестных акций, необходимо оценить, какую роль они играют в формировании оборонной повестки. Изучение роли и эволюции общественного мнения по поводу зарубежных операций бундесвера позволяет прогнозировать дальнейшее участие ФРГ в международных миссиях, оценить перспективы использования вооруженных сил в качестве инструмента внешней политики современной Германии.
Цель данной работы– определить влияние общественного мнения на участие Германии в зарубежных миссиях в период 2000-2015 гг. Указанный временной промежуток обоснован принятием четырёх важных правительственных решений – об участии в операции в Афганистане 2001 г., о невступлении в войну в Ираке 2003 г., о неучастии в операции в Ливии 2011 г. и о вступлении в сирийскую операцию в 2015 г.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить механизм принятия решений о зарубежных миссиях в ФРГ
2. Раскрыть позицию парламентских партий по вопросам участия Германии в зарубежных операциях (путем привлечения актуальных предвыборных документов)
3. Проанализировать взгляды и отношение немецкого общества к зарубежным операциям
4. Рассмотреть влияние общественного мнения на принятие решений на примере конкретных операций (Афганистан, Ливия и Сирия)
Что касается зарубежной научной литературы по вопросу участия бундесвера в заграничных операциях и роли общественного мнения в нем, то данный вопрос особенно подробно освещался немецкими исследователями. В качестве литературы в данной дипломной работе будут часто делаться отсылки к монографиям Ульфа фон Краузе, в первой из которых содержится информация об общественных кампаниях против перевооружения и ядерного участия, об общественных и федеральных дискуссиях по поводу участия бундесвера в заграничных операциях, описание операции в Афганистане и ее восприятие в немецком обществе, операции в Ливии. Во второй же рассматриваются предпосылки вступления ФРГ в афганскую военную операцию, непосредственно роль общественного мнения в принятии решения по вопросу дальнейшего участия. Кроме того, важный вклад в исследование вопроса влияния общественного мнения на принятие решений относительно участия бундесвера в зарубежных миссиях внес Ник Милошевич. В своей монографии он ставит цель установить факторы, влияющие на процесс принятия решений правительства по вопросам безопасности на примере операций в Косово, Афганистане, Ираке и Ливии. В качестве переменных, влияющих на решения политиков были выбраны общественное мнение, роль канцлера, политическая культура Германии, межпартийные дискуссии и т.д.
«Одним из зарубежных авторов, занимающихся данным вопросом, также является Томас Бульман, в работе которого есть раздел, посвященный восприятию обществом участия ФРГ в военных операциях. Кроме того, привлекается работа Матиаса Мадера, объект исследований которой тесно связан с темой данной исследовательской работой. В монографии содержится как теоретический анализ основных установок в обществе по поводу членства ФРГ в военных структурах, так и рассмотрение конкретного кейса – операция в Афганистане, а также определяющих факторов отношения общества к участию бундесвера в этой миссии.
Научная новизна дипломной работы заключается в обобщении случаев влияния общественного мнения на возможное участие бундесвера во всех операциях данного временного отрезка (в Афганистане, Ираке, Ливии и Сирии), в то время как большинство работ по данной проблематики рассматривают лишь отдельные ее аспекты. Так, в раннее упомянутой монографии Ульфа фон Краузе «Афганские операции бундесвера. Процесс принятия политических решений с динамикой эскалации» акцент смещен в сторону подробного изучения участия в афганской операции, без рассмотрения дальнейших событий. Вопрос о прямом влиянии мнения общества также слабо изучен в отечественной среде. К немногочисленным отечественным работам, связанным с данной тематикой, относится статья А. А. Синдеева «Реформа бундесвера: три этапа», в которой рассматривается процесс реформирования военных структур Германии в контексте общеевропейской политики безопасности. Кроме того, детально вопрос участия Германии в войне в Афганистане рассматривал Н. А. Власов в статье «Уроки Гиндукуша: миссия бундесвера в Афганистане и политика безопасности ФРГ». В ней автор изучает влияние германского опыта участия в данной войне на последующее принятие решений в сфере политики безопасности ФРГ, а также исследуется вопрос влияния общественной дискуссии на дальнейшее участие бундесвера в данной операции. Статья Н. К. Меден посвящена анализу современных тенденций развития оборонной политики Германии, при этом она напрямую не затрагивает роль общественного мнения в этом вопросе. Таким образом, данная дипломная работа имеет целью внести свой вклад в углубление изучения вопроса влияния общественного мнения на оборонную политику ФРГ.
При анализе роли общества в формировании внешнеполитической повестки ФРГ нельзя также обойтись без привлечения опросов общественного мнения. В данной исследовательской работе используются статистические данные с электронного ресурса Statista, а также результаты исследований различных независимых изданий, таких как Spiegel, Handelsblatt и др. Опросы общественного мнения дают непосредственную информацию о позиции общества по отношению к глобальной роли Германии, роли бундесвера и необходимости вступления в зарубежные операции. Именно поэтому они имеют ключевое значение в данном исследовании. Кроме того, для раскрытия позиции политических партий были использованы все программные документы парламентских партий за период 2000-2015 гг, а также были привлечены публичные высказывания глав партий по данному вопросу. Данные источники позволяют сделать вывод относительно того, как политические партии реагируют на общественные настроения и влияют ли они на их собственную позицию по вопросам безопасности. В исследовании также были привлечены основные концептуальные документы, которые фиксируют официальную позицию органов власти по поводу роли бундесвера в современном мире. Они помогают, во-первых, проследить изменения в правительственной позиции и, во-вторых, понять, какое место правящие структуры отводят роли общественного мнения в принятии политических решений.
Объектом дипломной работы является принятие политических решений об участии бундесвера в зарубежных миссиях.
Предметом дипломной работы является влияние общественного мнения на принятие политических решений об участии вооруженных сил ФРГ в зарубежных операциях.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы участия бундесвера в зарубежных операциях, а именно, механизм принятия решений путем анализа основных нормативно-правовых актов, регламентирующих данный аспект. Во второй главе раскрывается общественная позиция по вопросу интеграции Германии в военные структуры и размещения военных сил за рубежом. Третья глава посвящена рассмотрению позиции политических партий и политическим решениям, которые были приняты под влиянием общественного мнения, на примере афганского, ливийского и сирийского кейсов.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Общественное мнение является особенно важным фактором в процессе принятия решений в демократических государствах. В контексте изучаемого вопроса, фактор общественного мнения выступает в роли системы «сдержек и противовесов» («checksandbalances»). Оно контролирует действие правительства, которое действует от его лица, и определяет легитимность его действий.
Важно отметить, что общественное мнение и органы власти находятся в большой взаимозависимости. Так, правительство вступает в диалог с обществом посредством публикации официальных документов по разъяснению целей и задач проводимого политического курса, использования СМИ, которые формируют благоприятный образ бундесвера, где солдаты руководствуются исключительно доблестными целями и желают восстановить мир, при этом показывая террористические атаки во всех красках и делая акцент на количестве жертв среди мирного населения, чтобы добиться поддержки со стороны населения. Общество, в свою очередь, также использует средства массовой информации в качестве канала для выражения своей позиции, которые проводят опросы, освещают различные собрания и митинги против использования оружия.
Кроме того, самым влиятельным каналом коммуникации являются политические выборы. Так, политические партии в Германии выступают в роли некого медиатора между обществом и лицами, принимающими решения. Партии обладают большим весом в органах власти, так как ФРГ – это парламентская республика. В особенности, члены правящих партий являются частью правительства, бундестага, бундесрата и других подразделений, которые непосредственно участвуют в формировании внешнеполитической повестки. Для того, чтобы добиться поддержки на выборах и получить или сохранить свое присутствие у власти им необходимо прислушиваться к общественности и в какой-то степени подстраиваться под меняющиеся обстоятельства. При анализе основных предвыборных программ парламентских партий Германии мы действительно можем отметить, что партиям необходимо было в одних случаях прикладывать большие усилия для разъяснения необходимости германского присутствия за рубежом, а в других пытаться завуалировать свою истинную позицию по отношению к участию в зарубежных операциях, если оно не совпадало с мнением общественности.
Позиция общественности сыграла ключевую роль в принятии решений правительством по поводу участия в зарубежных операциях. Когда весь мир находился под впечатлением от террористических атак 11 сентября 2001 года, которые значительно сплотили общественность в понимании необходимости проведения совместных действий в борьбе с терроризмом, правительству Германии было легче принять решение о вступлении в операцию ISAF в Афганистане, так как оно поначалу не встретило сильного сопротивления со стороны общественности. Дабы избежать его впоследствии, политические элиты старались избегать слово война (K-Wort) и характеризовали деятельность бундесвера как, в первую очередь, помощь гражданскому населению, восстановление инфраструктурных объектов и т.д.
По мере затягивания германского присутствия в данном регионе среди населения Германии накопилась усталость от проводимых военных действий, что впоследствии вело к более осторожному участию в военных мероприятиях. Правительство ФРГ стремилось ограничить масштабы операции, периодические давая публичные обещания о выводе бундесвера из зон конфликта. Общественное мнение также заставляло правительство всеми силами избегать потерь в районах боевых действий, чтобы не вызвать недовольство среди немцев.
Показательным фактом влияния общественного мнения на принятия решений органов власти стала позиция Германии в ходе иракского и ливийского кризисов. В связи с царившими внутри общества антимилитаристскими настроениями немецкие политики приняли решение о невступлении в данные военные миссии, так как на тот момент общественность выступала против. Принятые решения о неучастии, в свою очередь, вызвали критику со стороны союзников Германии.
Таким образом, лица, принимающие решения относительно участия/неучастия в той или иной зарубежной операции вынуждены лавировать между ожиданиями своих союзников по НАТО и общественным мнением, что не всегда оказывается просто. В результате такой неоднозначной позиции бундесвер не может в полной мере функционировать при решении боевых задач за рубежом во время антитеррористических операций и одновременно внутри общества возникают конфликты относительно целесообразности деятельности германских вооруженных сил. В конце концов, правительство столкнется с необходимостью занять четкую позицию – либо полностью отойти от идеи участия в военных операциях, либо окончательно приспособить общество к своей возрастающей роли на международной арене, что более вероятно, учитывая текущие тенденции. Таким образом, политическим элитам необходима широкая поддержка, чтобы иметь возможность довести до успешного завершения наиболее затяжные дипломатические, гражданские и военные задачи в области предотвращения и урегулирования конфликтов, во время которых неудачи со стороны органов власти ФРГ ведут к падению уровня доверия общества. Поддержка и легитимация политических действий при этом могут быть достигнуты только посредством открытого диалога.



1. Heun W. BVerfG, 12. 7. 1994—2 BvE 3/92, 5, 7, 8/93. Zum Auslandseinsatz deutscher Streitkräfte //JuristenZeitung. – 1994. – С. 1062-1075.
2. Bundestag D. Plenarprotokoll 14/173, Deutscher Bundestag, Stenographischer Bericht, 173 //Sitzung, Berlin, Donnerstag, den. – 2001. – Т. 31 [Электронный источник] URL: http://dip21.bundestag.de/dip21/btp/14/14173.pdf
3. Gesetz über die parlamentarische Beteiligung bei der Entscheidung über den Einsatz bewaffneter Streitkräfte im Ausland (Parlamentsbeteiligungsgesetz) // Bundesamt für Justiz, 2005 [Электронный ресурс] URL: https://www.gesetze-im-internet.de/parlbg/BJNR077500005.html
4. Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland // Parlamentarische Rat, 1949.[Электронный ресурс] URL: https://www.gesetze-im-internet.de/gg/GG.pdf
5. der Bundesregierung A. Fortsetzung der Beteiligung bewaffneter deutscher Streitkräfte an dem Einsatz der Internationalen Sicherheitsunterstützungstruppe in Afghanistan (International Security Assistance Force, ISAF) unter Führung der NATO auf Grundlage der Resolutionen 1386 (2001) und folgender Resolutionen, zuletzt Resolution 1943 (2010) des Sicherheitsrates der Vereinten Nationen/Deutscher Bundestag, 17. Wahlperiode. Drucksache 17/4402 //Drucksache. – 2011. – Т. 17. [Электронный ресурс] URL: https://dip21.bundestag.de/dip21/btd/17/044/1704402.pdf
6. Konzeption der Bundeswehr //Bundesministerium der Verteidigung Presse und Informationsstab, Berlin, 2004 [Электронный ресурс] URL: https://www.bmvg.de/resource/blob/26546/befaf450b146faa515e19328e659fa1e/20180731-broschuere-konzeption-der-bundeswehr-data.pdf
7. Luftsicherheitsgesetz // Bundesverfassungsgericht, 2005 [Электронный ресурс]URL: https://www.gesetze-im-internet.de/luftsig/
8. Sächsisches Gesetz über den Brandschutz, Rettungsdienst und Katastrophenschutz (SächsBRKG) // 4. Juni 2004 [Электронный ресурс] URL: https://www.revosax.sachsen.de/vorschrift/4911-SaechsBRKG
9. Unterrichtung durch die Kommission zur Überprüfung und Sicherung der Parlamentsrechte bei der Mandatierung von Auslandseinsätzen der Bundeswehr – Abschlussbericht der Kommission (BT-Drs. 18/5000 vom 16.6.2015) [Электронный ресурс] URL: http://dip21.bundestag.de/dip21/btd/18/050/1805000.pdf
10. Verteidigungspolitischerichtlinien Bundeswehr //Bundesministerium der Verteidigung Presse und Informationsstab, Berlin, 2003 [Электронный ресурс] URL: https://www.bmvg.de/resource/blob/13568/28163bcaed9f30b27f7e3756d812c280/g-03-download-die-verteidigungspolitische-richtlinien-2003-data.pdf
11. Verteidigungspolitischerichtlinien Bundeswehr //Bundesministerium der Verteidigung Presse und Informationsstab, Berlin, 2011 [Электронный ресурс] URL: https://www.bmvg.de/resource/blob/13568/28163bcaed9f30b27f7e3756d812c280/g-03-download-die-verteidigungspolitische-richtlinien-2011-data.pdf
12. Weißbuch 2006 zur Sicherheitspolitik Deutschlands und zur Zukunft der Bundeswehr / Bundesministerium der Verteidigung [Электронный ресурс] URL: http://www.humanistische-union.de/fileadmin/hu_upload/doku/frieden/weissbuch2006/WB_2006.09.28.pdf
Электронные ресурсы:
1. Afghanistan – ISAF/ Bundeswehr [Электронный ресурс] URL: https://www.bundeswehr.de/de/einsaetze-bundeswehr/abgeschlossene-einsaetze-der-bundeswehr/afghanistan-isaf
2. Befürworten Sie den Einsatz deutscher Soldaten in Libyen bei humanitären Einsätzen? // Statista, 2011. [Электронный ресурс] URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/183620/umfrage/meinung-zum-humanitaeren-einsatz-deutscher-soldaten-in-libyen/#professional
3. Bundeswehr-Generalinspekteur Schneiderhan tritt zurück // Spiegel.de [Электронный ресурс] URL: https://www.spiegel.de/politik/deutschland/kunduz-bombardement-bundeswehr-generalinspekteur-schneiderhan-tritt-zurueck-a-663561.html
4. Bundeswehreinsatz gegen Terrororganisation IS // Deutscher Bundestag, 4. Dezember 2015 [Электронный ресурс] URL: https://www.bundestag.de/parlament/plenum/abstimmung/abstimmung?id=378
5. German minister quits in row over Nato air strike that killed civilians // The Guardian, 2009 [Электронныйресурс] URL: https://www.theguardian.com/world/2009/nov/27/franz-josef-jung-nato-afghanistan
6. Germans Overwhelmingly Oppose War in Iraq-Poll // Global Policy Forum, 2002 [Электронный ресурс] URL: https://archive.globalpolicy.org/component/content/article/166-advocacy/31013.html
7. Guttenberg spricht das K-Wort aus // Spiegel, 03.11.2009 [Электронный ресурс] URL: https://www.spiegel.de/politik/deutschland/einsatz-in-afghanistan-guttenberg-spricht-das-k-wort-aus-a-658850.html
8. Deutsche Soldaten posieren mit Totenschädel // Handelsblatt, 25.10.2006 [Электронный ресурс] URL: https://www.handelsblatt.com/politik/international/afghanistan-deutsche-soldaten-posieren-mit-totenschaedel/2723612.html?ticket=ST-409465-BzdAjaX6LI1fSjWW9bXM-ap5#:~:text=Bei%20einer%20morgendlichen%20Patrouillenfahrt%20sind,die%20Soldaten%20nun%20hart%20b%C3%BC%C3%9Fen
9. EKD-Friedensbeauftragter: Brahms warnt vor Bundeswehr-Einsatz in Syrien // Jesus.de, 2015 [Электронный ресурс] URL: https://www.jesus.de/ekd-friedensbeauftragter-brahms-warnt-vor-bundeswehr-einsatz-in-syrien/
10. Infratest dimap // ARD – DeutschlandTREND, 2007. [Электронный ресурс] URL: http://www.infratest-dimap.de/uploads/media/dt0704.pdf
11. Kritik an Afghanistan-Reise des Ehepaars Guttenbergs // Reuters [Электронный ресурс] URL: https://www.reuters.com/article/deutschland-afghanistan-guttenberg-20101-idDEBEE6BC09J20101213
12. Lob der Ladehemmung// Zeit.online, 2020 [Электронный ресурс] URL: https://www.zeit.de/2020/08/militaer-deutsche-verteidigungspolitik-bundeswehr-zurueckhaltung
13. Mandatsverlängerung in Afghanistan (ISAF) // Deutscher Bundestag, 25. März 2011 [Электронный ресурс] URL: https://www.bundestag.de/parlament/plenum/abstimmung/abstimmung?id=21
14. Mehrheit der Deutschen unterstützt Anti-IS-Einsatz // Welt, 2015 [Электронный ресурс] URL: https://www.welt.de/politik/deutschland/article149589806/Mehrheit-der-Deutschen-unterstuetzt-Anti-IS-Einsatz.html
15. Rede von Bundespräsident Horst Köhler bei der Kommandeurtagung der Bundeswehr in Bonn / Bonn, 10. Oktober 2005 [Электронный ресурс] URL: https://www.bundespraesident.de/SharedDocs/Reden/DE/Horst-Koehler/Reden/2005/10/20051010_Rede.html
16. Soll die Bundeswehr in Zukunft zusammen mit anderen Armeen den Frieden in Libyen absichern? // Statista, 2011 [Электронный ресурс] URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/200715/umfrage/meinung-zum-bundeswehr-einsatz-in-libyen/
17. Soll eine militärische Intervention in Syrien erfolgen? Sollte sich Deutschland daran beteiligen? // Statista, 2013 [Электронный ресурс] URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/269183/umfrage/umfrage-zu-einem-militaereinsatz-in-syrien/
18. Und es trifft doch: Soldaten haben keine Probleme mit G36 // Siegener Zeitung, 14.10.2015 [Электронный ресурс] URL: https://www.siegener-zeitung.de/siegen/c-lokales/und-es-trifft-doch-soldaten-haben-keine-probleme-mit-g36_a161212
19. USA und Briten überziehen Deutschland mit Kritik-Kampagne // Spiegel, 17.11.2006 [Электронный ресурс] URL: https://www.spiegel.de/politik/deutschland/afghanistan-einsatz-usa-und-briten-ueberziehen-deutschland-mit-kritik-kampagne-a-449160.html
20. Wahl zum 17. Deutschen Bundestag am 27. September 2009 // Der Bundeswahlleiter [Электронный ресурс] URL: https://www.bundeswahlleiter.de/bundestagswahlen/2009.html
21. War die Enthaltung Deutschlands im Libyen-Konflikt richtig? // Statista, 2011. [Электронный ресурс] URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/182541/umfrage/meinung-zur-enthaltung-deutschlands-im-libyen-konflikt/
22. Warum Ursula von der Leyen das brisante K-Wort vermeidet // Berliner Morgenpost, 27.11.2015 [Электронный ресурс] URL: https://www.morgenpost.de/politik/article206731019/Warum-Ursula-von-der-Leyen-das-brisante-K-Wort-vermeidet.html
23. Westerwelle verspricht Afghanistan-Abzug ab 2011 // Zeit.de [Электронный ресурс] URL: https://www.zeit.de/politik/ausland/2010-12/westerwelle-afghanistan-bundeswehr-abzug
24. Zentralrat der Muslime kritisiert Syrien-Einsatz // Zeit.online, 2015 [Электронный ресурс] URL: https://www.zeit.de/politik/deutschland/2015-12/bundeswehr-zentralrat-muslime-kritisiert-syrien-einsatz
25. Zustimmung zum ISAF-Einsatz in Afghanistan / Bundeszentrale für politische Bildung, 2015 [Электронный ресурс] URL: https://www.bpb.de/politik/grundfragen/deutsche-verteidigungspolitik/238332/afghanistan-einsatz
26. Über 60 Prozent der Deutschen befürworten den Angriff // Bild, 20.03.2013 [Электронный ресурс] URL: http://www.bild.de/BILD/politik/2011/03/20/libyen-deutsche-fuer-angriff/aber-mehrheit-lehnt-beteiligung-ab.html
Программные документы:
1. CDU Deutschland (2002) Leistung und Sicherheit. Zeit für Taten. Regierungsprogramm 2002/2006 von CDU und CSU. Berlin
2. CDU Deutschland (2002)Deutschlands Chancen nutzen. Regierungsprogramm 2005/2009 von CDU und CSU. Berlin.
3. CDU / CSU. Wir haben die Kraft. Gemeinsam für unser Land. Regierungsprogramm 2009/2013 von CDU und CSU – 2009.
4. CDU / CSU. Gemeinsam Erfolgreich Für Deutschland: Regierungsprogramm 2013–2017. – 2013.
5. FDP. Bürgerprogramm. Deutschlandprogramm der Freien Demokratischen Partei. – 2002.
6. FDP: Arbeit hat Vorfahrt. Deutschlandprogramm 2005. – 2005.
7. FDP. Die Mitte stärken. Deutschlandprogramm der Freien Demokratischen Partei. – 2009.
8. FDP. Bürgerprogramm 2013. Damit Deutschland stark bleibt. – 2013.
9. Die Grünen/ Bündnis 90. Grün wirkt. Deutschlandprogramm 2002– 2006. – 2002.
10. Die Grünen/ Bündnis 90. Eines für alle. Deutschlandprogramm 2005– 2009. – 2005.
11. Die Grünen / Bündnis 90. Der grüne neue Gesellschaftsvertrag 2009-2013. – 2009.
12. Die Grünen / Bündnis 90. Zeit für den grünen Wandel //Teilhaben. Einmischen. Zukunft schaffen. Bundestagswahlprogramm. – 2013.
13. Die Linke. Wahlprogrammzu den Bundestagswahlen. – 2005.
14. Die Linke. Konsequent sozial-Für Demokratie und Frieden: Bundestagswahlprogramm der Partei DIE LINKE; Beschluss des Bundestagswahlparteitags der Partei DIE LINKE, 20./21. Juni 2009 in Berlin.
15. Die Linke. 100% sozial: Bundestagswahlprogramm der Partei DIE LINKE; Beschluss des Bundestagswahlparteitags der Partei DIE LINKE. – 2013.
16. Sozialdemokratische Partei Deutschlands (2002) Erneuerung undZusammenhalt. Wir in Deutschland. Regierungsprogramm 2002–2006. Berlin.
17. Sozialdemokratische Partei Deutschlands (2002) Das Wir entscheidet. Regierungsprogramm 2013-2017. Berlin.
Литература
Монографии:
1. Feldhoff M. Die Medien, die Politik und der Krieg. – 2012.
2. Flechtner S., Kompass 2020. Deutschland in den internationalen Beziehungen, Ziele, Instrumente und Perspektive / Friedrich Ebert Stiftung, 2007
3. Jacobs J. Öffentliche Meinung, Bundeswehr und Informationsarbeit //Deutsche Verteidigungspolitik. – Nomos Verlagsgesellschaft mbH & Co. KG, 2013.
4. Jacobi D., Hellmann G., Nieke S. Deutschlands Verteidigung am Hindukusch //Zehn Jahre Deutschland in Afghanistan. – VS Verlag für Sozialwissenschaften, Wiesbaden, 2011.
5. Mader M. Öffentliche Meinung zu Auslandseinsätzen der Bundeswehr: Zwischen Antimilitarismus und transatlantischer Orientierung. – Springer-Verlag, 2016.
6. Milosevic N. Deutsche Kriegsbeteiligung und Verweigerung: Analyse der Einflussfaktoren im politischen Entscheidungsprozess der Fälle Kosovo, Afghanistan, Irak und Libyen. – Diplomica Verlag, 2012.
7. Pötzschke J., Schoen H., Rattinger H. Mehr als ein Thema für Spezialisten? Der Afghanistaneinsatz der Bundeswehr und das Wahlverhalten bei der Bundestagswahl 2009 //Sicherheitspolitik und Streitkräfte im Urteil der Bürger. – Springer VS, Wiesbaden, 2015.
8. Saideman S. M. Lehren aus Afghanistan: Der Krieg am Hindukusch hat die westliche Sicherheitspolitik verändert Ist //Internationale Politik. – 2015. – Т. 70. – №. 4.
9. Keck M. E., Sikkink K. Transnational advocacy networks in the movement society //The social movement society: Contentious politics for a new century. – 1998.
10. Von Bredow W. Germany in Afghanistan: The Pitfalls of Peace-Building in National and International Perspective //Res Militaris. – 2011.
11. Von Krause U. Die Bundeswehr als Instrument deutscher Außenpolitik. – Springer-Verlag, 2012.
12. Von Krause U. Die Afghanistaneinsätze der Bundeswehr: Politischer Entscheidungsprozess mit Eskalationsdynamik. – Springer-Verlag, 2010.
13. Власов Н. А. Уроки Гиндукуша: миссия бундесвера в Афганистане и политика безопасности ФРГ //Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. – 2016. – №. 3.
14. Меден Н. К. О некоторых тенденциях в оборонной политике Германии //Вестник МГИМО Университета. – 2015. – №. 2 (41).
15. Синдеев А. А. Реформа бундесвера: три этапа //Мировая экономика и международные отношения. – 2015. – №. 3. – С. 86-94.
16. Aldrich J. H., Sullivan J. L., Borgida E. Foreign affairs and issue voting: Do presidential candidates" waltz before a blind audience?" //The American Political Science Review. – 1989.
17. Bulmahn T., Henning J. Sicherheits-und verteidigungspolitisches Meinungsklima in der Bundesrepublik Deutschland: Ergebnisse der Bevölkerungsbefragung 2008 des Sozialwissenschaftlichen Instituts der Bundeswehr. – 2014.
18. Dieterich S., Hummel H., Marschall S. Parliamentary war powers: A survey of 25 European Parliaments. – Geneva Centre for the Democratic Control of Armed Forces, 2010.
19. Norpoth H., Sidman A. H. Mission accomplished: The wartime election of 2004 //Political Behavior. – 2007. – Т. 29. – №. 2.
20. Steinbrechher M. et al. Sicherheits-und verteidigungspolitisches Meinungsbild in der Bundesrepublik Deutschland: Ergebnisse und Analysen der Bevölkerungsbefragung. – BoD–Books on Demand, 2019. – Т. 128.
21. 5Perthes, Volker. Wie? Wann? Wo? Wie oft? //Internationale Politik, 2007, С. 16– 21.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ