Введение
Глава I. Основные подходы к изучению социальных проблем в гуманитарном знании
§ 1 Классические подходы к изучению социальных проблем……………………….……..11
§2. Конструктивистский подход к социальным проблемам……………………..…………24
§ 3. Репрезентация реальности методами визуального искусства……………….…………30
Глава 2. Репрезентация социальных проблем в поле современного искусства……..…….39
§1. Программа эмпирического исследования процессов репрезентации социальных проблем в современном визуальном искусстве (на примере арт-пространств г. Санкт-Петербург)
§ 2. Конструирование социальных проблем методами визуальных искусств…………….45
§3. Роль куратора в процессе репрезентации реальности
§ 4. Восприятие зрителем арт-объектов, репрезентирующих социальные проблемы в поле выставочных пространств
Заключение…
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10…
Искусство – сложный многоуровневый процесс, объединяющий духовный мир человека и мир его окружающий. Художественный опыт любого индивида, опирающийся больше на чувства и переживания как результат взаимодействия с окружающей средой, а не на логическое её познание, является одним из важнейших элементов познания окружающего мира.
Не смотря на то, что создание художественного произведения – процесс больше личный, его презентация – это получение художником коллективных впечатлений от его работы. Как наскальные рисунки когда-то сплачивали племена перед охотой, так сейчас произведения искусства объединяют людей из разных эпох, собирают вокруг себя представителей разных национальностей, профессий, социального положения и мировоззрения. Именно поэтому, социальный аспект создания художественных произведений позволяет выделить тот основной неизменяемый элемент, который объединяет традиционные формы и направления изобразительного искусства и современные художественные практики. Им становится возможность человека к символическому восприятию мира, поскольку именно искусство является основным транслятором скрытых смыслов, всевозможных «отсылок» и метафор.
Под современным искусством, или искусством на современной стадии его развития, в данной работе понимается все многообразие искусства, создаваемое в настоящее время, каким его видит и как его оценивает современное общество через призму господствующих теорий искусства, в том числе и такое искусство, которое только приобретает статус принадлежности к «искусству».
Человек, проживающий в городской среде, окружен различными формами современного визуального искусства со всех сторон. Столкнуться с продуктом творчества художников можно не только в специально отведенных для этого местах, а также на просторах сети интернет, на улицах, в парках. Образы, созданные художниками, транслируются зрителю в общественном транспорте, с рекламных плакатов, через иллюстрации и при помощи печатной продукции. Господство визуальной культуры в XXI веке неоспоримо.
Однако искусством может считаться лишь то, что признается искусством в данный момент данным обществом. Организаций, способных легитимировать арт-объект как предмет современного искусства в данном контексте не так уж и много. Можно сказать, что данные особенности полностью реализуются в арт-пространствах, основной функцией которых является презентация/экспонирование предметов искусства. В данную категорию попадают частные и государственные музеи, галереи и другие выставочные пространства.
Картина мира, пространство социума и представления о самом себе у человека, так или иначе, складываются благодаря процессам репрезентации – конструированию представлений об одном объекте посредствам другого. В поле современного искусства конструирование окружающей действительности художниками происходит с использованием выразительных средств, а созданные авторами образы уже при создании имеют потенциального потребителя – зрителя.
В исследовании проанализирована проблемная ситуация, связанная с особенностями репрезентации социальных проблем в поле современного визуального искусства на разных выставочных площадках города. Полученные в ходе работы данные позволят описать процесс конструирования образов социальных проблем средствами современного искусства и его восприятие основным потребителем.
С развитием современного искусства и увеличением форм его воплощения расширяются и наши границы восприятия окружающего мира. Внедряясь во все сферы жизни человека, искусство изменяет не только его личное мироощущение, но и общемировые культурные стандарты. Художник, находящийся в особом творческом поле бытования транслирует проявления политических, экономических и социо-культурных процессов, используя художественные выразительные средства, что также обуславливает восприятие его творчества безотрывно от исторических и общественных процессов.
Учитывая тенденции развития современного искусства: господства содержания, идеи, над формой воплощения, что приводит к увеличению непонимания образов, конструируемых современным искусством среди непрофессиональной аудитории и трансформации взаимодействия публики, художника и произведения, стремлении к увеличению участия зрителя в процессе создания акта искусства. Анализ процессов, происходящих в поле современного искусства, представляется актуальным направлением исследования, поскольку его результаты помогут спрогнозировать тенденции дальнейшего развития общественных отношений.
Степень разработанности проблемы. В связи с особенностями материального воплощения, впечатляющими формами и использованием провокации во взаимодействии со зрителем современное искусство можно назвать популярным объектом исследования в разных научных областях. Социальные проблемы также привлекают к себе внимание исследователей в связи со своей значимостью в контексте развития общества. Однако редкостью являются подобные данному исследованию междисциплинарные анализы, включающие в себя и искусствоведческий, и культурологический, и философский, и социологический взгляды на проблему.
Среди современных научных работ по исследованию процессов репрезентации социальных проблем можно выделить труды О.В. Бойко, М. З. Ярмиевой, Т. В. Дубровской и Е. А. Кожемякина, однако они анализируют представление о социальных проблемах, формируемое СМИ. Также здесь необходимо упомянуть и о работах, исследующих схожие процессы конструирования социальных проблем. Над этим вопросом работали Е. Антонова и О. Бендина, П. В. Баутина, И. Г. Ясавеева, Е. Г. Дьякову, М.В. и Т.А. Ромм, но в большинстве своём их исследования сфокусированы также на СМИ. Отдельно стоит выделить магистерскую диссертацию Т. А. Кузиной, как анализ процессов репрезентации в классическом изобразительном искусстве, искусстве модерна и постмодерна. Однако она также далека от исследуемых в данной работе процессов репрезентации социальных пробоем и является более философской, раскрывающей эстетические особенности процесса.
Таким образом, новизна исследования заключается в социологическом подходе к анализу процессов репрезентации социальных проблем и конструирования их образов методами современного искусства, а также в выявлении особенностей успешной коммуникации между художником и зрителем.
Теоретико-методологической основной данного исследования является конструктивистский подход к исследованию социальных проблем, а именно, его «мягкая» версия – контекстуальный конструктивизм, которые берет своё начало в работах Блумера, Спектора и Китсьюза, Шнейдера и других. Также в качестве вспомогательной методологии исследования используются концепция «публичных арен» С. Хилгартнера и Ч.Л. Боска и концепция знака Ч. Пирса . Отдельно хотелось бы упомянуть использование работ И. Г. Ясавеева : не только его трудов теоретического и практического характера, но и большого числа переводов зарубежных исследований.
В данном контексте объектом исследования является современное визуальное искусство.
Предметом исследования выступают способы функционирования механизма репрезентации социальных проблем в поле современного искусства.
Цель данного исследования заключается в выявлении особенностей конструирования и презентации образов социальных проблем в выставочных пространствах города Санкт-Петербург.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Провести историографический анализ литературы, посвященной исследованию социальных проблем, их репрезентации в философских, социологических и искусствоведческих трудах.
2. Проанализировать и конкретизировать понятие репрезентации в современном искусстве.
3. С помощью анализа текстового сопровождения выставочных проектов 2017-2018 годов и публикаций в СМИ за указанный период выявить выставочные проекты, связанные с тематикой социальных проблем.
4. Выявить современных художников, проживающих и работающих в Санкт-Петербурге, представивших на выставках свои арт-объекты, посвящённые социальным проблемам, при помощи визуального наблюдения и вторичного анализа текстовых материалов (кураторских статей, экспликаций и этикетажа к выставкам).
5. С использованием метода интервью выявить значимые для художника социальные проблемы, формы и ограничения в их представлении.
6. При помощи интервью с куратором выделить этапы и особенности организации выставочных проектов.
7. Используя метод анкетирования посетителей выставочных пространств, выявить значимые для зрителя социальные проблемы, цели посещения выставки и отношение к экспонированию материального воплощения образов социальных проблем.
8. Используя данные, полученные из опроса посетителей и бесед с художниками, проанализировать успешность понимания заложенных художником в арт-объект смыслов.
9. Изучить степень влияния художника, куратора и посетителя на тематику экспонируемых произведений с помощью полученных при применении указанных выше методов исследования.
Для достижения поставленных целей и решения предстоящих задач в качестве методов исследования были выбраны:
1. Наблюдение.
2. Вторичный анализ текстовых документов.
3. Полуструктурированное глубинное интервью с художниками и кураторами.
4. Анкетирование посетителей.
Также были сформулированы следующие исследовательские вопросы, соответствующие гипотезам исследования:
• Какие социальные проблемы являются приоритетными для художников, кураторов и посетителей выставочных пространств?
• С какими проблемами сталкивается художник и куратор в процессе представления произведений современного искусства?
• Каким образом куратор исполняет роль инструмента цензуры в современных выставочных пространствах?
• Как художественное произведение может стать более понятным для зрителя?
• Как изменяется основная идея арт-объекта в процессе его потребления?
Эмпирическую базу исследования составили результаты анкетных опросов посетителей арт-пространств Санкт-Петербурга, проведенных автором, глубинные интервью с художниками и кураторами, а также архивные материалы музеев современного искусства и выставочных пространств Санкт-Петербурга.
Структура работы соответствует сформулированным целям и задачам исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и приложения. Во введении прописана актуальность выбранной темы, обоснована новизна исследования, определены объект и предмет, сформулированы цели и задачи, описаны теоретико-методологические основания работы и эмпирическая база. В первой главе задаётся теоретическая рамка для изучения репрезентации социальных проблем. Представлены основные подходы к исследованию социальных проблем в гуманитарном знании. Представлено становление конструкционистского подхода в социологическом знании. Также представлена характеристика процесса репрезентации реальности в современном искусстве. Вторая глава посвящения представлению результатов эмпирического исследования, а также выводов, полученных в процессе сопоставления и анализа полученных данных. Здесь приводится программа эмпирического исследования процессов репрезентации социальных проблем, проведённого в рамках данной работы. В заключении сформулированы основные выводы исследования. В приложения помещены характеристики информантов, гайды интервью с художниками и кураторами, анкета, использованная для опроса посетителей, примеры интервью с художником и куратором.
Мировоззрение человека, его представление о самом себе и обществе, в котором он существует, складываются благодаря постоянной репрезентации, то есть конструированию представлений об одном объекте при посредничестве другого. В поле современного искусства конструирование окружающей действительности художниками происходит с использованием выразительных средств, а созданные авторами образы уже при создании имеют потенциального потребителя – зрителя.
Применив конструктивистскую концепцию к понятию искусства, можно заключить, что таковым может считаться лишь то, что признается искусством в данный момент данным обществом. Организаций, способных наделить такими «особенностями» какое-либо произведение не так уж и много. В полной мере данный процесс реализуется в арт-пространствах с возможностью выставки: в частных и государственных музеях, галереях и иных выставочных пространствах.
В качестве главной цели исследования был обозначено выявление особенностей конструирования и презентации образов социальных проблем в выставочных пространствах города Санкт-Петербург. Для решения поставленных задач, соответствующих цели исследования, была проделана следующая работа:
• проведен историографический анализ литературы, посвященной исследованию социальных проблем, их репрезентации в философских, социологических и искусствоведческих трудах;
• проанализировано понятие репрезентации в социологии;
• с использованием метода интервью выявлены наиболее значимые для художника социальные проблемы, формы и ограничения в их представлении;
• при помощи интервью с куратором выявлены особенности и охарактеризованы этапы организации выставочных проектов;
• используя метод анкетирования посетителей выставочных пространств, выявлены значимые для посетителей социальные проблемы, цели посещения выставки и отношение к экспонированию материального воплощения образов социальных проблем;
• используя данные, полученные из опроса посетителей и интервью с художниками, проанализировано искажение смыслов, заложенных художником в арт-объект при его создании.
• исследована степень влияния художника, куратора и посетителя на тематику экспонируемых произведений, вявленная при помощи методов анкетирования и интервью.
Для характеристики методологической базы исследования в работе были описаны основные подходы к исследованию социальных проблем, а именно паталогический (С. Смит, Г. Спенсер, У. Самнер и Ч. Ломброзо) дезорганизационный (У. Томас, Ф. Знанецкий), структурно-функциональный (Т. Парсонс, Р. Мертон), конфликтный (К. Маркс, Р. Дарендорф), конструктивистский (М. Спектр, Дж. Китсус), феноменологический подход (А. Шюц, П. Бергер,Т. Лукман.) и символический интеракционизм ( Дж. Г. Мид, Ч. Кули и Г. Блумер). Данные подходы были разделены на три основных направления по фокусу исследования: первая группа сосредотачивает своё внимание на исследовании условий возникновения проблем, вторая группа держит в фокусе своего исследования субъективные факторы их появления, а третья старается преодолеть ограничения подходов, представленных в двух других направлениях.
Также в работе подробно рассмотрен конструктивистский подход к исследованию социальных проблем, описаны теория «наклеивания ярлыков» Г. Беккера и Э. Лемерта, процесс выдвижения «утверждений требовательного характера», описанный М. Спектором и Дж. Китсьюзом, концепция публичных арен С. Хилгартнера и Ч. Боска и концепция знака Ч. Пирса, которые легли в основу теоретико-методологической рамки исследования.
Современное искусство прошло длительный путь совершенствования, в процессе которого роль художника значительно видоизменилась. Художник теперь предстает не как создатель новой художественной формы, а как организатор коммуникаций между миром и зрителем. Важным становится не воплощение подобий окружающей действительности, а определенный театрализованный «жест». Поскольку замысел создателя может быть неощутим «без должной подготовки», полю искусства требуется переводчик – посредник, благодаря которому коммуникация становится возможной для большего количества зрителей.
Из эмпирической части исследования следует, что процесс репрезентации социальных проблем в современном искусстве начинается с личного восприятия художником какой-либо жизненной ситуации и признания его социальной проблемой. Далее художник разрабатывает художественный образ и воплощает его в материальной форме с использованием художественных визуальных средств выражения. Затем следует кураторская адаптация произведения для зрителя и представление работы в выставочном пространстве. Итоговыми подпроцессами в данном случае выступают восприятие заложенного образа зрителем, переработка и осмыслением его в новое впечатление, которое иногда возвращается художнику в форме отзывов.
В качестве основной трудности репрезентации социальных проблем в современных арт-пространствах Санкт-Петербурга была выявлена цензура. Ограничения в экспонировании появляются поэтапно, постепенно увеличиваясь в масштабе. Начинаются в процессе создания работы с отмеченной всеми опрошенными художниками самоцензурой, внутренне запрещающей художнику создавать что-либо «неподобающее», затем в силу вступают ограничения, вводимые куратором при подборе работ и комментарии по поводу экспонирования арт-объектов администрации и общественности.
В качестве побочного продукта репрезентации выступили впечатления, полученные зрителям от процесса потребления художественного объекта. При этом пути получения данного художественного продукта могут быть как прямыми - от зрителя лично художнику, так и опосредованными - через социальные сети, слухи, друзей и книгу отзывов. Интересно, что художники признают важность хотя бы минимальной обратной связи от зрителя относительно выставляемых работ. Но важность высказывания зависит от «профессионализма» посетителя: наиболее значимыми являются комментарии художников, искусствоведов и кураторов.
В качестве наиболее значимых для посетителей социальных проблем были выделены «бедность» и другие финансовые проблемы, проблемы связанные с коррупцией, экономическим кризисом и инфляцией, «тоталитаризм» и обеспечение прав и свобод человека, уровень образования, здравоохранения и социального обеспечения, «алкоголизм» и «наркозависимость», «экология». Для художников наиболее приоритетны «ограничение прав и свобод» и «РПЦ».
Главным выводом из проделанной работы является заключение том, куратор выступает основным регулятором процесса репрезентации в выставочном пространстве, поскольку лично отвечает за подбор и экспонирование каждой работы. Решение об использовании арт-объекта он принимает, чаще всего, на основе идеи проекта, своего социального опыта и социальных связей. При этом для штатного куратора важна посещаемость выставочной площадки, что вносит в процесс выбора работ дополнительный критерий «популярности» работы или художника. Куратор, в данном случае, выступает как «линза», собирающая воедино актуальные в художественной жизни общества темы и проблемы, волнующие людей, не связанных с искусством так тесно.
В исследовании также был обнаружен феномен «самоцензуры», отмеченный художниками и кураторами. Самоцензура художника не позволяет ему создавать работы в шокирующих формах или на «неудобные темы». Самоцензура куратора, как дополнительный фильтр в репрезентации, включается в работу при подборе выставляемых картин, зачастую неосознанно. Следующим уровнем ограничения выступает администрация площадки, а после открытия проекта для публики и сам посетитель.
В исследовании также был проведен анализ понимания зрителями арт-объектов, посвященных социальным проблемам. Что ожидаемо, наиболее легкой в восприятии оказалась работа, простая в исполнении, не имеющая сложных деталей. Самой сложной для понимания стала работа, состоящая из большого количества элементов, сложных образов и символов. Причины полученного результата видятся не только неоднозначном названии работы и большом количестве художественных особенностей картины, мелких и недостаточно четких деталях. Но и в том, что художник и зритель являются носителями разного жизненного опыта, зачастую, противоположных идей и жизненных целей, а их сферы интересов практически не пересекаются.
В дискурсе репрезентации в современном искусстве роль художника заключается в создании образа реального феномена, роль куратора - в объяснении, а роль зрителя в его правильном восприятии. Куратор здесь выступает как главный «фильтр» того, что и как будет представлено широкой публике, а согласно методологии конструктивизма, социальный процесс является проблемой тогда, когда признается таковой.
1. Blumer H. Social problems as collective behavior // Social problems. 1971. Vol. 18. 9 Spector M., Kitsuse J. I. Constructing social problems. Menlo Park, CA: Cummings, 1977.
2. Grеen, A.W. Social Problems: Arena of Conflict, N.Y., 1975.
3. Hilgartner S., Bosk Ch. L. The Rise and Fall of Social Problems: A Public Arenas Model // American Journal of Sociology. 1988. Vol. 94 (№ 1).
4. Peirce C.: A Chronological Edition: Vol. 1–8 / Peirce Edition Project (eds.). – Bloomington: Indiana University Press, 1982–2010.
5. Rubington E., M. S. Weinberg. TheStudy of Social Problems: Seven Perspectives. NewYork — Oxford, 2003;
6. Schneider J. W. Defining the definitional perspective on social problems // Social problems. 1985. Vol. 32 (№ 3).
7. Smith S. The Organic Analogy, in Rubington, E., Weinberg, M.S. (eds.) TheStudyofSocialProblems, N.Y.: Oxford, 1995. p. 21.
8. Social Problems //International Encyclopedia of Social Sciences / David L. Sills. NewYork - London. 1972. V.14.
9. Sumner W.G. The Science of Society. New Haven, 1927- 1929.
Отечественные источники
1. Антонова Е., Бендина О. конструирование социальных проблем //Социологические исследования. – 2010. – №. 1.
2. Баутина П. В. Журналистика как средство конструирования социальных проблем:(по материалам федеральной и региональной печати современной России). – 2009.
3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: "Медиум", 1995.
4. Бест Дж. Конструкционистский подход к исследованию социальных проблем // Контексты современности - II. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001.
5. Блумер Г. Социальные проблемы как коллективное поведение // Контексты современности - II. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2001.
6. Бойко О. В. Репрезентация социальных проблем в российской прессе 90-х годов //Социологические исследования. – 2002. – №. 8.
7. Врубель-Голубкина И. Разговоры в зеркале. – М.: Новое литературное обозрение, 2016.
8. Готлоб Ф: Смысл и денотат // Семиотика и информатика. № 35. Opera selecta: сб. научных статей. М., 1997.
9. Гудмен Н. Когда есть искусство? // Способы создания миров. М.: Идея-Пресс; Логос, 2001.
10. Давыдов Ю. Н. История теоретической социологии. Социология XIX века: от появления новой науки до предвестников ее первого кризиса: [учебное пособие для вузов] - 3-е изд., перераб. и доп. - М: Гаудеамус Академический Проект, 2010.
11. Дубровская Т. В., Кожемякин Е. А. Конструирование межнациональных отношений в СМИ: специфика репрезентаций //Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – Т. 27. – №. 18 (215).
12. Дьякова Е. Г. Конструирование и легитимация социальных проблем в процессе установления повестки дня //Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – 2005. – №. 6.
13. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: «Канон», 1996 [1893].
14. И.Г.Ясавеев. Социальные проблемы: конструкционистское прочтение / Сост.. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2007.;
15. Иванов О. И. Введение в социологию социальных проблем. СПб.: Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, 2003.
16. Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок. Пер. с англ.— М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.
17. Латинско-русский и русско-латинский словарь / Сост. Подосинов А.В., Козлова Г.Г., Глухов А.А., Белов А.М. - 8-е здание. - М.: Флинта, 2018.
18. Ломброзо Ч. Женщина — преступница или проститутка / пер. с ит. Г.Гордон. — М.: Астрель, 2012.
19. Маркс К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г. – Мультимедийное издательство Стрельбицкого, 2018 [1850].
20. Мертон Р. К. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. 1992. №2.
21. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: Хранитель, 2006 [1949].
22. Минина В. Н. Социология социальных проблем: аналитический обзор основных концепций //Журнал социологии и социальной антропологии. – 1998. – Т. 1. – №. 3.
23. Осмоловский А. Ф. Несколько тезисов Нонспектакулярного искусства // Художественный журнал. №43-44, 2002).
24. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения/Теоретическая социология: Антология: в 2 ч. //Сост. и общ. ред. С.П. Баньковская. М.: Книжный дом «Универсат». – 2002.
25. Пирс Ч.С. Учение о знаках // Избранные произведения. М.: Логос, 2000.
26. Полач Д. Социальные проблемы с конструкционистской точки зрения // Журнал исследований социальной политики. Том. 8. №1. М.: Издательство НИУ ВШЭ, 2010.
27. Ромм М. В., Ромм Т. А. Конструирование теоретических образов социальных феноменов //Новосибирский государственный университет. – Новосибирский государственный университет, 2010.
28. Симонова Т. М. Теоретические аспекты изучения социальных проблем //Социологические исследования. – 2009. – №. 8.
29. Смолянская Н.В. Проблема репрезентации в концепции конструирования «возможных миров» Нельсона Гудмена // Философия сознания: история и современность. Материалы научной конференции, посвященной памяти профессора МГУ А. Ф. Грязнова (1948 - 2001). - М.: изд-во «Современные тетради», 2003.
30. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г.
31. Спектор М., Китсьюз Дж. Конструирование социальных проблем // Контексты современности – II: Хрестоматия. Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Каз. Ун-та, 2001.
32. Спенсер Г. Основания социологии // Западно-европейская социология XIX века: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996.
33. Томас У., Знанецкий Ф. Польский крестьянин в Европе и Америке //Контексты современности-2. Хрестоматия. Казань: Изд-во Казан. ун-та. – 1998.
34. Фуллер Р., Майерс Р. История социальной проблемы // Контексты современности 2: Хрестоматия / Сост. и ред. С. А. Ерофеев / Пер. с англ.: 2-е изд. Казань, 2001.
35. Фуллер Р., Майерс Р. Стадии социальной проблемы// Контексты современности - II. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2001.
36. Ямпольский М. Б. Ткач и визионер: Очерки истории репрезентации, или О материальном и идеальном в культуре. М.: Новое литературное обозрение, 2007
37. Ярмиев М. З. Репрезентация бедности как социальной проблемы в российских СМИ //Социологические исследования. – 2008. – №. 4.
38. Ясавеев И.Г. Конструкционистский подход к социальным проблемам // Журнал исследований социальной политики. Вып. 2, № 4, 2004
Интернет источники
1. Blumer H. Collective Behavior. Chapt. XIX—XXII / New Outline of the Principles of Sociology / ПереводД. Водотынского. N.Y., 1951. P. 170. URL: http://society.polbu.ru/sociology_hrestomatia/ch14_i.doc (Дата обращения: 17. 02. 2018)
2. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования - № 5, 1994. С. 143. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/968/645/1216/019_darendorf.pdf (Дата обращения: 27. 05. 2018)
3. Довлатова А. В. Арт-объекты в современной городской среде // «Архитектон: известия вузов». № 50. 2015. Интернет-источник. URL: http://archvuz.ru/2015_22/21 (Дата обращения: 23. 09. 2017)
4. Мид. Г. Социальное сознание и сознание смысла / Пер. с англ. Р.Э. Бараш // Эпистемология & философия науки. 2013. Т. XXXV. - № 1. URL: http://www.isras.ru/files/File/publ/Barash_George_Herbert_Mead.pdf (Дата обращения: 15.05. 2018)
5. Рыльская Т. П. Визуальный поворот как переосмысление современного искусства // Культурная жизнь Юга России. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnyy-povorot-kak-pereosmyslenie-sovremennogo-iskusstva (дата обращения: 07.05.2018).
6. Тезаурус современной музейной и художественной практики: методическое пособие / под ред. А. А. Никоновой, М. В. Бирюковой. — СПб., 2013. URL: http://museum.philosophy.spbu.ru/upload/userfiles/files/12_12_25_%D1%82%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D1%83%D1%80%D1%83%D1%81__%D0%BC%D0%B5%D1%82.doc (Дата обращения: 18. 05. 2018)
7. Хилгартнер С., Боск Ч. Л. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия. — Перевод с английского: И. Г. Ясавеев. И. Казань: Издательство Казанского университета, 2000. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2008/2704 (Дата обращения: 12.04.2018)
8. Шюц. А. Структура повседневного мышления / Шюц. А. // Социологические исследования. - 1988, № 2. URL: http://ktpu.kpi.ua/wp-content/uploads/2014/02/A-SHyuts-struktura.pdf (Дата обращения 17. 02. 2018)
9. Яшина Т. В. Вариативность семантического треугольника в аспекте изучения терминологических единиц //Огарев-online. Раздел «Филологические науки. – 2013. – №. 4. URL: http://journal.mrsu.ru/wp-content/uploads/2013/10/Variativnost-semanticheskogo-treugolnika2.pdf (Дата обращения: 29.05.2018).