Исследование особенностей интернет-зависимости у лиц раннего юношеского возраста
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы интернет-зависимости у лиц раннего юношеского возраста 9
1.1 Развитие личности в раннем юношеском возрасте 9
1.2 Характеристика феномена интернет-зависимости, риски
формирование интернет-зависимости в раннем юношеском возрасте 21
1.3 Направления психологической профилактики интернет-
зависимости у лиц раннего юношеского возраста 34
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей интернет- зависимости у лиц раннего юношеского возраста 47
2.1 Организация и методы исследования 47
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 49
2.3 Рекомендации по профилактике интернет-зависимости
в раннем юношеском возрасте 58
Заключение 63
Список используемой литературы 67
Приложение А Данные эмпирического исследования 72
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы интернет-зависимости у лиц раннего юношеского возраста 9
1.1 Развитие личности в раннем юношеском возрасте 9
1.2 Характеристика феномена интернет-зависимости, риски
формирование интернет-зависимости в раннем юношеском возрасте 21
1.3 Направления психологической профилактики интернет-
зависимости у лиц раннего юношеского возраста 34
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей интернет- зависимости у лиц раннего юношеского возраста 47
2.1 Организация и методы исследования 47
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 49
2.3 Рекомендации по профилактике интернет-зависимости
в раннем юношеском возрасте 58
Заключение 63
Список используемой литературы 67
Приложение А Данные эмпирического исследования 72
Актуальность исследования особенностей интернет-зависимости у лиц раннего юношеского возраста «подтверждена специалистами разного профиля (психологами, психиатрами, педагогами). Обострение данной проблемы обусловлено технологическим прогрессом, внедрением цифровой техники, информационных технологий, Интернета в жизнь современного человека. Они позволяют получить всю необходимую информацию в нужное время. Однако, активное вовлечение людей во взаимодействие посредством использования Интернета может быть и негативным, если Интернет используется для создания иллюзии общения вместо реального общения» [29].
«Интернет-среда многофункциональна и включает в себя многообразные виды деятельности, отличающиеся по своему характеру, целям, мотивам (А.Е. Войскунский, 2000, 2009 [9]; А.Ю. Егоров, 2007 [15]). С каждым годом растет количество пользователей Интернета, увеличивается количество используемых и созданных интернет-ресурсов, в деятельность в сети Интернет вовлекаются все социальные и возрастные слои населения. Особенно часто возникает сверхувлеченность сетью Интернет в подростковом возрасте и раннем юношеском возрасте. Для целого ряда увлеченных интернет-пользователей глубокое и захватывающее погружение в интернет-пространство начинает заслонять реальность, которая постепенно отходит на второй план. Возникает интернет-зависимость» [21]. «Данный вид зависимости возникает при чрезмерном использовании Интернета, сопровождающимся навязчивым желанием подключиться к Интернету и неспособностью вовремя отключиться от Интернета. Последствия интернет- зависимости выражаются как в психологических, так и физических симптомах, а также в проблемах в социальной сфере (семья, учебная деятельность, работа)» [42].
«Интернет-зависимость как сравнительно «молодой» вид
поведенческой зависимости дополняет перечень уже известных форм аддиктивного поведения, связанного с воздействиями разного рода химических и нехимических агентов. Причем доля нехимических аддикций постоянно возрастает. Пищевая, интернет-зависимость и другие разновидности нехимических аддикций относятся к тем формам поведения, которые внешне не противоречат правовым, морально-этическим и культурным нормам, но вместе с тем нарушают целостность личности и гармоничность ее развития, осложняют межличностные
взаимоотношения» [21].
«Обсуждение данного вопроса началось не так давно. Впервые о компьютерной зависимости заговорили американские ученые в конце 80-х годов ХХ века. Изучением проблемы патологического использования Интернета занимались такие ученые, как В.А. Бурова (Лоскутова), А.Е. Войскунский, А. Голдберг, А. Жичкина, К. Мюррей, О.В. Смыслова, Г.Д. Сугутская, К. Янг и другие.
Термин «интернет-зависимость» был предложен А. Голдбергом в 1995 году для характеристики новой формы зависимости, которая протекает по всем законам зависимого поведения и проявляется в непреодолимом желании пользоваться Интернетом» [42].
«Несмотря на то, что исследованию интернет-зависимости посвящено значительное число работ и их количество продолжает возрастать, зачастую они довольно фрагментарны (направлены на изучение отдельных сторон этого феномена) и выполнены на выборках младших школьников, подростков и студентов» [21]. Категория пользователей в контексте формирования интернет-зависимости в периоды ранней юности остается недостаточно изученной. Между тем, период ранней юности характеризуется важнейшими жизненными задачами личностного становления, а наличие зависимостей любого рода является неблагоприятным фактором. Таким образом, возникает противоречие между практическим запросом на разработку эффективных психологических технологий профилактики интернет-зависимости, коррекции ее отрицательных последствий в раннем юношеском возрасте и недостатком исследований особенностей интернет- зависимости в данном возрасте.
...
«Интернет-среда многофункциональна и включает в себя многообразные виды деятельности, отличающиеся по своему характеру, целям, мотивам (А.Е. Войскунский, 2000, 2009 [9]; А.Ю. Егоров, 2007 [15]). С каждым годом растет количество пользователей Интернета, увеличивается количество используемых и созданных интернет-ресурсов, в деятельность в сети Интернет вовлекаются все социальные и возрастные слои населения. Особенно часто возникает сверхувлеченность сетью Интернет в подростковом возрасте и раннем юношеском возрасте. Для целого ряда увлеченных интернет-пользователей глубокое и захватывающее погружение в интернет-пространство начинает заслонять реальность, которая постепенно отходит на второй план. Возникает интернет-зависимость» [21]. «Данный вид зависимости возникает при чрезмерном использовании Интернета, сопровождающимся навязчивым желанием подключиться к Интернету и неспособностью вовремя отключиться от Интернета. Последствия интернет- зависимости выражаются как в психологических, так и физических симптомах, а также в проблемах в социальной сфере (семья, учебная деятельность, работа)» [42].
«Интернет-зависимость как сравнительно «молодой» вид
поведенческой зависимости дополняет перечень уже известных форм аддиктивного поведения, связанного с воздействиями разного рода химических и нехимических агентов. Причем доля нехимических аддикций постоянно возрастает. Пищевая, интернет-зависимость и другие разновидности нехимических аддикций относятся к тем формам поведения, которые внешне не противоречат правовым, морально-этическим и культурным нормам, но вместе с тем нарушают целостность личности и гармоничность ее развития, осложняют межличностные
взаимоотношения» [21].
«Обсуждение данного вопроса началось не так давно. Впервые о компьютерной зависимости заговорили американские ученые в конце 80-х годов ХХ века. Изучением проблемы патологического использования Интернета занимались такие ученые, как В.А. Бурова (Лоскутова), А.Е. Войскунский, А. Голдберг, А. Жичкина, К. Мюррей, О.В. Смыслова, Г.Д. Сугутская, К. Янг и другие.
Термин «интернет-зависимость» был предложен А. Голдбергом в 1995 году для характеристики новой формы зависимости, которая протекает по всем законам зависимого поведения и проявляется в непреодолимом желании пользоваться Интернетом» [42].
«Несмотря на то, что исследованию интернет-зависимости посвящено значительное число работ и их количество продолжает возрастать, зачастую они довольно фрагментарны (направлены на изучение отдельных сторон этого феномена) и выполнены на выборках младших школьников, подростков и студентов» [21]. Категория пользователей в контексте формирования интернет-зависимости в периоды ранней юности остается недостаточно изученной. Между тем, период ранней юности характеризуется важнейшими жизненными задачами личностного становления, а наличие зависимостей любого рода является неблагоприятным фактором. Таким образом, возникает противоречие между практическим запросом на разработку эффективных психологических технологий профилактики интернет-зависимости, коррекции ее отрицательных последствий в раннем юношеском возрасте и недостатком исследований особенностей интернет- зависимости в данном возрасте.
...
На основе теоретического анализа в данном исследовании рассмотрены особенности развития личности в раннем юношеском возрасте и выявлены сущностные характеристики феномена интернет-зависимости.
В рамках определения особенностей ранней юности, установлено, что хронологические границы данного периода - 15-17 лет. Выделены основные отличительные особенности формирования личности в раннем юношеском возрасте: формирование Я-концепции; развитие мировоззрения;
самоопределение; профессиональное самоопределение; окончательное формирование личности и вступление во взрослую жизнь. В раннем юношеском возрасте человек впервые раскрывает свое внутреннее «Я» и приобретает свой значимый опыт взрослой жизни. В данный возрастной период происходит становление ценностных ориентаций, определяющей направленностью которых выступает социальная ответственность. Ранний юношеский возраст представляет собой период формирования новых качеств психики и личности. Главная задача развития в раннем юношеском возрасте заключается в самоопределении в сфере общечеловеческих ценностей.
В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, имеющей широкие перспективы для эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов. С каждым годом растет количество пользователей Интернета, увеличивается количество используемых и созданных интернет-ресурсов, в деятельность в сети Интернет вовлекаются все социальные и возрастные слои населения. Особенно часто возникает сверхувлеченность сетью Интернет в подростковом возрасте и раннем юношеском возрасте. Для целого ряда увлеченных интернет-пользователей глубокое и захватывающее погружение в интернет-пространство начинает заслонять реальность, которая постепенно отходит на второй план. Возникает интернет-зависимость.
Зависимое поведение - непреодолимая потребность человека взаимодействовать с чем-либо для собственного удовлетворения. Интернет- зависимость определяется как чрезмерное использование цифровых устройств и сети Интернет, что может иметь негативные последствия для физического и психологического здоровья.
В работе выделены следующие факторы влияния Интернета и социальных сетей на личность в раннем юношеском возрасте: особенности виртуального пространства, особенности взаимодействия в сети, возрастные особенности (повышение саморегуляции, контроль проявлений эмоций и коммуникативной контроль), наличие коммуникативных барьеров и затруднений, степень активности в социальной сети. Вовлеченность в социальные сети может привести к возникновению психологической зависимости. Профилактику негативного влияния социальных сетей на развитие личности в раннем юношеском возрасте в образовательных организациях осуществляют: педагог-психолог, классный руководитель, социальный педагог, учителя-предметники.
Психологическая профилактика интернет-зависимости у юношей предполагает: формирование цифровой и медиакомпетентности,
включающих пользовательские умения и установку на эффективную работу с Интернет-ресурсами и гаджетами, а также личное отношение к использованию Интернет-ресурсов и гаджетов, основанное на чувстве ответственности. Профилактика негативного влияния Интернета и социальных сетей на развитие личности обучающихся в образовательных организациях осуществляется на уровне информационной подготовки педагогов, родителей и обучающихся.
Эмпирическое исследование особенностей интернет-зависимости у лиц раннего юношеского возраста показало: у 46% юношей экспериментальной выборки преобладает склонность к возникновению интернет-зависимости; у 42% юношей экспериментальной выборки сформировано устойчивое
интернет-зависимое поведение, и только у 12% респондентов установлен минимальный риск возникновения интернет-зависимости.
...
В рамках определения особенностей ранней юности, установлено, что хронологические границы данного периода - 15-17 лет. Выделены основные отличительные особенности формирования личности в раннем юношеском возрасте: формирование Я-концепции; развитие мировоззрения;
самоопределение; профессиональное самоопределение; окончательное формирование личности и вступление во взрослую жизнь. В раннем юношеском возрасте человек впервые раскрывает свое внутреннее «Я» и приобретает свой значимый опыт взрослой жизни. В данный возрастной период происходит становление ценностных ориентаций, определяющей направленностью которых выступает социальная ответственность. Ранний юношеский возраст представляет собой период формирования новых качеств психики и личности. Главная задача развития в раннем юношеском возрасте заключается в самоопределении в сфере общечеловеческих ценностей.
В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, имеющей широкие перспективы для эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов. С каждым годом растет количество пользователей Интернета, увеличивается количество используемых и созданных интернет-ресурсов, в деятельность в сети Интернет вовлекаются все социальные и возрастные слои населения. Особенно часто возникает сверхувлеченность сетью Интернет в подростковом возрасте и раннем юношеском возрасте. Для целого ряда увлеченных интернет-пользователей глубокое и захватывающее погружение в интернет-пространство начинает заслонять реальность, которая постепенно отходит на второй план. Возникает интернет-зависимость.
Зависимое поведение - непреодолимая потребность человека взаимодействовать с чем-либо для собственного удовлетворения. Интернет- зависимость определяется как чрезмерное использование цифровых устройств и сети Интернет, что может иметь негативные последствия для физического и психологического здоровья.
В работе выделены следующие факторы влияния Интернета и социальных сетей на личность в раннем юношеском возрасте: особенности виртуального пространства, особенности взаимодействия в сети, возрастные особенности (повышение саморегуляции, контроль проявлений эмоций и коммуникативной контроль), наличие коммуникативных барьеров и затруднений, степень активности в социальной сети. Вовлеченность в социальные сети может привести к возникновению психологической зависимости. Профилактику негативного влияния социальных сетей на развитие личности в раннем юношеском возрасте в образовательных организациях осуществляют: педагог-психолог, классный руководитель, социальный педагог, учителя-предметники.
Психологическая профилактика интернет-зависимости у юношей предполагает: формирование цифровой и медиакомпетентности,
включающих пользовательские умения и установку на эффективную работу с Интернет-ресурсами и гаджетами, а также личное отношение к использованию Интернет-ресурсов и гаджетов, основанное на чувстве ответственности. Профилактика негативного влияния Интернета и социальных сетей на развитие личности обучающихся в образовательных организациях осуществляется на уровне информационной подготовки педагогов, родителей и обучающихся.
Эмпирическое исследование особенностей интернет-зависимости у лиц раннего юношеского возраста показало: у 46% юношей экспериментальной выборки преобладает склонность к возникновению интернет-зависимости; у 42% юношей экспериментальной выборки сформировано устойчивое
интернет-зависимое поведение, и только у 12% респондентов установлен минимальный риск возникновения интернет-зависимости.
...
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - Личностные особенности интернет-зависимых подростков
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогическая коррекция компьютерной и интернет зависимости у подростков
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - Взаимосвязь склонности к отклоняющемуся поведению
с антиципационной состоятельностью
в периоды подросткового, юношеского возрастов и ранней взрослости
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2017 - ОСЕБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, ИГРАЮЩИХ В ОНЛАЙН-ИГРЫ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - Работа с семьей по профилактике компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2019 - Программа психологической коррекции никотиновой зависимости у юношей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелом возрасте (19.00.13)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004





