Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование особенностей интернет-зависимости у лиц раннего юношеского возраста

Работа №136579

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2024
Стоимость5000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы интернет-зависимости у лиц раннего юношеского возраста 9
1.1 Развитие личности в раннем юношеском возрасте 9
1.2 Характеристика феномена интернет-зависимости, риски
формирование интернет-зависимости в раннем юношеском возрасте 21
1.3 Направления психологической профилактики интернет-
зависимости у лиц раннего юношеского возраста 34
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей интернет- зависимости у лиц раннего юношеского возраста 47
2.1 Организация и методы исследования 47
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 49
2.3 Рекомендации по профилактике интернет-зависимости
в раннем юношеском возрасте 58
Заключение 63
Список используемой литературы 67
Приложение А Данные эмпирического исследования 72


Актуальность исследования особенностей интернет-зависимости у лиц раннего юношеского возраста «подтверждена специалистами разного профиля (психологами, психиатрами, педагогами). Обострение данной проблемы обусловлено технологическим прогрессом, внедрением цифровой техники, информационных технологий, Интернета в жизнь современного человека. Они позволяют получить всю необходимую информацию в нужное время. Однако, активное вовлечение людей во взаимодействие посредством использования Интернета может быть и негативным, если Интернет используется для создания иллюзии общения вместо реального общения» [29].
«Интернет-среда многофункциональна и включает в себя многообразные виды деятельности, отличающиеся по своему характеру, целям, мотивам (А.Е. Войскунский, 2000, 2009 [9]; А.Ю. Егоров, 2007 [15]). С каждым годом растет количество пользователей Интернета, увеличивается количество используемых и созданных интернет-ресурсов, в деятельность в сети Интернет вовлекаются все социальные и возрастные слои населения. Особенно часто возникает сверхувлеченность сетью Интернет в подростковом возрасте и раннем юношеском возрасте. Для целого ряда увлеченных интернет-пользователей глубокое и захватывающее погружение в интернет-пространство начинает заслонять реальность, которая постепенно отходит на второй план. Возникает интернет-зависимость» [21]. «Данный вид зависимости возникает при чрезмерном использовании Интернета, сопровождающимся навязчивым желанием подключиться к Интернету и неспособностью вовремя отключиться от Интернета. Последствия интернет- зависимости выражаются как в психологических, так и физических симптомах, а также в проблемах в социальной сфере (семья, учебная деятельность, работа)» [42].
«Интернет-зависимость как сравнительно «молодой» вид
поведенческой зависимости дополняет перечень уже известных форм аддиктивного поведения, связанного с воздействиями разного рода химических и нехимических агентов. Причем доля нехимических аддикций постоянно возрастает. Пищевая, интернет-зависимость и другие разновидности нехимических аддикций относятся к тем формам поведения, которые внешне не противоречат правовым, морально-этическим и культурным нормам, но вместе с тем нарушают целостность личности и гармоничность ее развития, осложняют межличностные
взаимоотношения» [21].
«Обсуждение данного вопроса началось не так давно. Впервые о компьютерной зависимости заговорили американские ученые в конце 80-х годов ХХ века. Изучением проблемы патологического использования Интернета занимались такие ученые, как В.А. Бурова (Лоскутова), А.Е. Войскунский, А. Голдберг, А. Жичкина, К. Мюррей, О.В. Смыслова, Г.Д. Сугутская, К. Янг и другие.
Термин «интернет-зависимость» был предложен А. Голдбергом в 1995 году для характеристики новой формы зависимости, которая протекает по всем законам зависимого поведения и проявляется в непреодолимом желании пользоваться Интернетом» [42].
«Несмотря на то, что исследованию интернет-зависимости посвящено значительное число работ и их количество продолжает возрастать, зачастую они довольно фрагментарны (направлены на изучение отдельных сторон этого феномена) и выполнены на выборках младших школьников, подростков и студентов» [21]. Категория пользователей в контексте формирования интернет-зависимости в периоды ранней юности остается недостаточно изученной. Между тем, период ранней юности характеризуется важнейшими жизненными задачами личностного становления, а наличие зависимостей любого рода является неблагоприятным фактором. Таким образом, возникает противоречие между практическим запросом на разработку эффективных психологических технологий профилактики интернет-зависимости, коррекции ее отрицательных последствий в раннем юношеском возрасте и недостатком исследований особенностей интернет- зависимости в данном возрасте.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе теоретического анализа в данном исследовании рассмотрены особенности развития личности в раннем юношеском возрасте и выявлены сущностные характеристики феномена интернет-зависимости.
В рамках определения особенностей ранней юности, установлено, что хронологические границы данного периода - 15-17 лет. Выделены основные отличительные особенности формирования личности в раннем юношеском возрасте: формирование Я-концепции; развитие мировоззрения;
самоопределение; профессиональное самоопределение; окончательное формирование личности и вступление во взрослую жизнь. В раннем юношеском возрасте человек впервые раскрывает свое внутреннее «Я» и приобретает свой значимый опыт взрослой жизни. В данный возрастной период происходит становление ценностных ориентаций, определяющей направленностью которых выступает социальная ответственность. Ранний юношеский возраст представляет собой период формирования новых качеств психики и личности. Главная задача развития в раннем юношеском возрасте заключается в самоопределении в сфере общечеловеческих ценностей.
В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, имеющей широкие перспективы для эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов. С каждым годом растет количество пользователей Интернета, увеличивается количество используемых и созданных интернет-ресурсов, в деятельность в сети Интернет вовлекаются все социальные и возрастные слои населения. Особенно часто возникает сверхувлеченность сетью Интернет в подростковом возрасте и раннем юношеском возрасте. Для целого ряда увлеченных интернет-пользователей глубокое и захватывающее погружение в интернет-пространство начинает заслонять реальность, которая постепенно отходит на второй план. Возникает интернет-зависимость.
Зависимое поведение - непреодолимая потребность человека взаимодействовать с чем-либо для собственного удовлетворения. Интернет- зависимость определяется как чрезмерное использование цифровых устройств и сети Интернет, что может иметь негативные последствия для физического и психологического здоровья.
В работе выделены следующие факторы влияния Интернета и социальных сетей на личность в раннем юношеском возрасте: особенности виртуального пространства, особенности взаимодействия в сети, возрастные особенности (повышение саморегуляции, контроль проявлений эмоций и коммуникативной контроль), наличие коммуникативных барьеров и затруднений, степень активности в социальной сети. Вовлеченность в социальные сети может привести к возникновению психологической зависимости. Профилактику негативного влияния социальных сетей на развитие личности в раннем юношеском возрасте в образовательных организациях осуществляют: педагог-психолог, классный руководитель, социальный педагог, учителя-предметники.
Психологическая профилактика интернет-зависимости у юношей предполагает: формирование цифровой и медиакомпетентности,
включающих пользовательские умения и установку на эффективную работу с Интернет-ресурсами и гаджетами, а также личное отношение к использованию Интернет-ресурсов и гаджетов, основанное на чувстве ответственности. Профилактика негативного влияния Интернета и социальных сетей на развитие личности обучающихся в образовательных организациях осуществляется на уровне информационной подготовки педагогов, родителей и обучающихся.
Эмпирическое исследование особенностей интернет-зависимости у лиц раннего юношеского возраста показало: у 46% юношей экспериментальной выборки преобладает склонность к возникновению интернет-зависимости; у 42% юношей экспериментальной выборки сформировано устойчивое
интернет-зависимое поведение, и только у 12% респондентов установлен минимальный риск возникновения интернет-зависимости.
...


1. Арендачук И. В. Самооценка и Я-концепция как факторы межличностных отношений подростков // Известия Саратовского ун-та. 2017. № 1. С. 356-360.
2. Арестова О. Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник Московского университета. М. : Вестник Московского университета, 1997. С. 15-23
3. Бабаева Ю. Д. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 2008. Т. 19 №1. С.89-100.
4. Баранова Ю. М. Общение подростков в социальных интернет-сетях как особый вид коммуникации // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. Вып. 4. С. 105-110.
5. Богомолова Е. И. Взаимосвязь личностных характеристик с особенностями активности пользователей социальных сетей Интернета : автореф. дис ... канд. психол. наук. Краснодар, 2015. 20 с.
6. Вересаева О. В. Психология и интернет на пороге XXI века // Психологическая газета. №12. 2016. С.4-6.
7. Возрастная психология : Учеб. пособие / В. Скрипченко,
Л. В. Клинский, С. В. Огороднийчук [и др.]. М. : Просвещение, 2001. С. 233¬259.
8. Воскрекасенко О. А., Дунаева О. В. Адаптация старшеклассников:
особенности, факторы, направления педагогического сопровождения // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 11. С. 107-111. URL:
https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39404 (дата обращения:
04.03.2024).
9. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета // Психологический журнал. 2004. № 1. С. 90-100.
10. Войскунский А. Е., Евдокименко А. С. Альтернативная идентичность в социальных сетях // Вестник Московского университета. 2013. № 1. С. 66-83.
11. Галяутдинова С. И. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями // Вестник Башкирского ун-та. 2013. № 1. С. 232-235.
12. Градосельская Г. В. Сетевые измерения в социологии : учеб. пособие. М. : Феникс, 2004. 184 С.
13. Губанов Д. А., Новиков Д. А. Социальные сети : модели информационного влияния, управления и противоборства. М. : Физматлит,
2010. 228 с.
14. Гурьева Л. П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты // Вопросы психологии. 2005. № 3. С. 6-17.
15. Егоров А. Ю. Нехимические зависимости. СПб. : Речь, 2007. 190 с.
...
54 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ