ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты в развитии событийного туризма 6
1.1 Основные определения и особенности событийного туризма, требования к инфраструктуре 6
1.2 Исторические аспекты развития событийного туризма 11
1.3 Виды, направления и функции событийного туризма 16
ГЛАВА 2. Анализ туристского рынка 22
2.1 Специфика туристской индустрии Татарстана 22
2.2. Состояние событийного туризма в Республике Татарстан на основе анализа гостиничного рынка 30
2.3. Проблемы и перспективы развития событийного туризма в Татарстане 34
ГЛАВА 3. Мероприятия по развитию событийного туризма в межсезонье 38
3.1. Общая характеристика событийного тура в Республику Татарстан 38
3.2 Калькуляция турпродукта 50
3.3 Анализ эффективности событийного тура в Республику Татарстан 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
В современных реалиях туризм давно уже стал одной из самых рентабельных сфер экономики, благодаря которой государство повышает не только свой престиж на мировой арене, но и уровень жизни и благосостояния местного населения, что входит в первоочередные задачи концепции социально-экономического развития Республики Татарстан.
Согласно данным Государственного комитета Республики Татарстан по туризму, республику в 2019 году посетило 3,6 млн. туристов, что на 6% больше, чем было в 2018 году [45] . Регион пользуется повышенным спросом у туристов, а рынок туристских услуг стал одним из наиболее значимых для экономического развития. В то же время в структуре рынка туристских услуг происходят изменения под воздействием факторов течения времени, изменения моды, экономической ситуации в государстве и многих других. В частности, возник и активно усиливает свои позиции на рынке событийный туризм, особенно для тех регионов, которые наиболее подвержены сезонности туризма.
В Республике Татарстан много городов, обладающих историческим, культурным и природным потенциалом, который не реализован в полной мере в силу неразвитости туристкой инфраструктуры, слабой работы местных органов власти по информированию населения о регионе и зачастую малым количеством объектов туристского показа, которые достаточно посмотреть всего один раз.
Актуальность темы обуславливается ростом популярности событийного туризма на мировом рынке, увеличением спроса на продукты внутреннего туризма и его активная поддержка со стороны государства, а также существующей проблемой сезонности туризма, особенно характерной для туризма в областях России.
Целью данной работы является создание тура в регионе для решения проблемы сезонности с помощью развития событийного туризма.
Главными задачами выпускной квалификационной работы являются:
1. Определение понятия событийного туризма
2. Выявление особенностей событийного туризма
3. Изучение истории его развития от представлений прошлого до его современного состояния
3. Рассмотрение способов классификации событийного туризма
4. Определение функций событийного туризма
5. Выявление специфики развития событийного туризма в Республике Татарстан
6. Создание картины состояния событийного туризма в Республике Татарстан на основе анализа гостиничного рынка в регионе
7. Выявление проблем и определение перспектив развития событийного туризма в регионе
8. Разработка в событийного тура в Республику Татарстан
Объектом исследования является потенциал Республики Татарстан для развития событийного туризма.
Предметом исследования – состояние событийного туризма в Республике Татарстан.
В рамках работы были использованы методы анализа, сравнения, обобщения, классификации, описания и прогнозирования.
По структуре выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты событийного туризма. Во втором разделе тщательно проводится анализ гостиничного рынка Республики Татарстан, выявляется его взаимосвязь с проводимыми в регионе мероприятиями и предлагаются решения проблемы сезонности с помощью развития событийного туризма. Третья глава представляет собой результат исследования – разработку тура и анализ его эффективности. В заключении содержатся основные выводы и итоги работы. Список литературы представляет теоретическую базу работы.
В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены теоретические аспекты событийного туризма и перспективы его развития в Республике Татарстан, на основании которых можно сделать вывод о том, что событийный туризм – это перспективное направление развития с богатой историей и разнообразием предложений для туристского рынка и для формирования туристского продукта как такого. На основе изученных понятий о событийном туризме, было сформулировано универсальное определение. Событийный туризм – это вид туризма, ориентированный на поездки, которые совершаются с целью удовлетворения потребности в посещении какого-либо общественного мероприятия культурной или спортивной жизни, способствующие развитию инфраструктуры, интеграции разных слоев населения в общество и формированию положительного имиджа дестинации.
Было проведено историческое исследование с целью продемонстрировать, как события эволюционировали от примитивного скопления людей по сельскохозяйственным или религиозным причинам до современных событий, организованных с целью привлечения туристов, получения экономической выгоды, создания имиджа территории и потока возвращающихся туристов. Например, были сделаны выводы о том, что данный вид туризма зародился в Античное время, а в средние века зародилась тенденция значимости события, если на нем присутствуют высокопоставленные лица и королевская знать. В это же время появился коммерческий туризм, где главной целью посетителей были не столько впечатления, сколько товарно-денежный обмен (ярмарки). Также в ходе исторического анализа был сделан вывод о том, что не менее важными для туризма являются конгрессы профессионалов, например, съезды врачей, который проводятся с целью обмена опытом и установления деловых контактов, однако визиты гостей всегда сопровождаются культурной программой, поэтому туризм здесь тоже имеет место быть.
Так, историческое исследование четко определило видимую разнообразность событийного туризма и необходимость в его классификации. В ходе изучения литературы, были выделены 4 основных критерия для классификации событий: по масштабу, по содержанию, а также исходя из цели и организации. У каждого автора своя классификация, так как в современном мире существует огромное количество различных мероприятий, и их число с каждым годом увеличивается, что говорит о росте всего направления в целом.
Весь изученный материал стал фундаментом для понимания процесса организации событийного тура, формирования спроса, определении целевой аудитории и других важных элементов при создании туристского продукта в конкретном регионе
На основании проведенного исследования были выявлены следующие проблемы, тормозящие развитие событийного туризма в Республике Татарстан.
Во-первых, на 2021 год все еще существует проблема нехватки квалифицированных кадров в области event-менеджмента, так как в высших учебных заведениях отсутствует специальность организатора мероприятий, хотя потребность в таком типе профессионалов растет с каждым годом.
Во-вторых, отсутствие событийных туров на тур.рынке региона. Все существующие экскурсии однообразные и ключевым их центром является Казань. Ни один тур не включает даже непродолжительное посещение какого-либо мероприятия и тем более не привязан к региональному событию.
В-третьих, довольно слабая приобщенность местного населения к региональным мероприятиям ввиду слабого маркетингового продвижения. Хотя в период проведения мероприятий появляются стимулы возродить народное творчество, старые традиции, забавы и игры, что ведет за собой сплочение местного населения разных народностей. Именно заинтересованность и участие местного населения формирует завершенность концепции того или иного события в туризме делает его более гармоничным и притягательным.
В-четвертых, в туристической статистике вес имеют только международные мероприятия, причем преимущественно спортивной тематики, однако Республика Татарстан имеет историко-культурные и этнографические ресурсы для создания интересного фестиваля, большинство из которых посетить можно совершенно бесплатно.
Для решения перечисленных проблем были предложены следующие решения:
- создать мероприятие, в основу которого ляжет событие и которое будет интересно не только туристам, но и местному населению или выбрать уже готовое и продвигать его;
- придумать запоминающийся логотип, который будет ассоциироваться именно с этим мероприятием, а оно в свою очередь должно ассоциироваться со всей республикой в целом;
- создать направление в высших учебных заведениях по обучению организации мероприятия и его продвижения;
- переключить туристское внимание на всю республику, а не сконцентрировать его только на столице, путем предложений туров с посещением интересных мероприятий в муниципальных образованиях региона.
Событийный туризм в Татарстане имеет мощный потенциал и все условия для его развития. В республике каждый год проводятся различные мероприятия, которые могли бы дать мощный толчок развитию всего направления в целом. В процесс создания различных маршрутов и туров вовлекается молодежь со свежими идеями и взглядами на туризм. Развитие событийного туризма чрезвычайно важно для региона, так как решило бы проблему низкого турпотока в несезоны. Необходимо на примере хотя бы одного тура создать положительный прецедент для внутренних туроператоров Татарстана.
1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон РФ от 24.11.1996 №132-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 1996. - №49. - Ст. 5491. - (в ред. от 03.05.2012 №47-ФЗ). – СПС «Электронный фонд».
2.Об утверждении Государственной программы "Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014 - 2023 годы" [Электронный ресурс]: постановление кабинета министров Республики Татарстан от 21. 07. 2014 №522. – (в ред. от 22.06.2020 №512). – СПС «Электронный фонд».
4. Об утверждении правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление правительства Рос.Федерации от 09.10. 2015 №1085. – Центр развития туризма Республики Татарстан. - URL: http://www.tdc-tatar.ru/for-professionals/regulations/ (Дата обращения 01.04.2021)
5. Об утверждении стратегии развития туризма до 2021 года и плановый период до 2030 года. [Электронный ресурс]: приказ государственного комитета Республики Татарстан по туризму от 24. 07. 2017 №109.- СПС «Электронный фонд»
6. ГОСТ Р 50681-2010 Туристские услуги. Проектирование туристских услуг [Электронный ресурс]: Национальный стандарт РФ от 01.07. 2011. – (переизд. июль 2020). – СПС «Электронный фонд».
7. ГОСТ Р 53522-2009 Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения [Электронный ресурс]: Национальный стандарт РФ от 15.12.2009. – (переизд. октябрь 2019). - URL: http://www.tdc-tatar.ru/for-professionals/regulations/ (Дата обращения 01.04.2021)
8. Биржаков М. Б. История туризма: от прототуризма до туризма современности: книги по туризму// М.Б. Биржаков, А. Г. Макаров / – Издательство: СПБГИЭУ. – 2012. - С. 162. - Дата добавления книги: 19 февраля 2014 года.
9. Донских С.В. Событийный туризм [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие // С.В. Донских / - Изд.: РИПО. – 2014. – С. 212. – URL: http://tempus.bseu.by/files_new1/13_2051_sobitini_turism.pdf (Дата обращения 05.01.2021)
10. Крючков В.Н. СВОТ-анализ: подробная методика// В.Н. Крючков / – Изд.: T/O "Neformat". – 2014. – С. 49.
11. Сибгатулин, Р. Р. Анализ современного состояния гостиничного бизнеса в Республике Татарстан // Р. Р. Сибгатулин, Д. Д. Макарова. / Инновационная экономика : материалы VI Междунар. науч. конф. – Издательство: Молодой ученый. - 2019. — С. 33-35.
12. Франкель Н. Event-маркетинг // Н. Франкель, Д.Румянцев / – Изд.: Питер. – 2019.- С.320.
13. Событийный туризм в Республике Татарстан [Электронный ресурс]: статья в сборнике трудов конференции / Данилевич В.В. [и др.]; ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» : Изд - во: ООО «НОЦ «ЗНАНИЕ», 2018.- С. 61-66. – Огранич доступ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37036418 (Дата обращения 13.02.2021)
14. Бейсимбинова А.С. Событиный туризм: понятия, виды, классификация [Электронный ресурс]: научная статья // А.С. Бейсимбинова, А.Е. Молдагалиева / Казахский национальный университет имени аль-Фараби. – 2017. - URL: https://pps.kaznu.kz/ru/
15. Бердникова О.А. Анализ и динамика показателей развития туристской отрасли на примере Республики Татарстан. [Электронный ресурс]: научная статья // О.А. Бердникова, С.Е. Иванов/ «Век качества». - №1, 2015. – с.73-76. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-i-dinamika-pokazateley-razvitiya-turisticheskoy-otrasli-na-primere-respubliki-tatarstan (Дата обращения 04.04.2021)
16. Булганина С. В. Событийный туризм: история и перспективы развития [Электронный ресурс]: научная статья // С. В. Булганина, Н.С. Лопаткина / Вестник евразийской науки. – 2015. - №3 (7). – С. 15. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sobytiynyy-turizm-istoriya-i-perspektivy-razvitiya/viewer (Дата обращения 17.02.2021)
17. Галимов Ш.Ш. Объекты нематериальной культуры Татарстана в развитии регионального туризма [Электронный ресурс]: научная статья // Ш.Ш. Галимов, Л.И. Галимова /Современные проблемы сервиса и туризма. – 2016.- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obekty-nematerialnoy-kultury-tatarstana-v-razvitii-regionalnogo-turizma (Дата обращения 08.04.2021)
18. Кравчук Т.А. Структурно-функциональная модель организации событийных мероприятий в регионе [Электронный ресурс]: научная статья // Т.А. Кравчук, Д.А. Савенкова / Международный научно-исследовательский журнал. – 2016.- №11 (53). – С. 47 – 51. –URL: https://research-journal.org/pedagogy/strukturno-funkcionalnaya-model-organizacii-sobytijnyx-meropriyatij-v-regione/ (Дата обращения: 23.04.2021).
19. Кузнецова А.С. Особенности событийного туризма [Электронный ресурс]: научная статья // А.С. Кузнецова, А.В. Еремеев / Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2015. - №2 (12). - URL: https://readera.org/osobennosti-sobytijnogo-turizma-140125631 (Дата обращения 28.01.2021)
20. Леонидова Е.Г.Событийный туризм как новое направление российского туристического рынка [Электронный ресурс]: научная статья // Е.Г.Леонидова / Universum: Экономика и юриспруденция: электронный научный журнал. – 2015.- №7 (18). – С. 7-9. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sobytiynyy-turizm-kak-novoe-napravlenie-rossiyskogo-turisticheskogo-rynka/viewer (Дата обращения: 26.02.2021).
21. Морева С.Н. Событийный туризм как перспективное направление регионального туризма [Электронный ресурс]: научная статья // С. Н. Морева, Е.А. Пескова / Современные тенденции рзвитии науки и технологии. – 2016. - №12 (12). – С. 82-84. – Огранич. доступ: https://elibrary.ru/item.asp?id=27675814 (Дата обращения: 26.02.2021).
22. Нарута Я.С.. СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ: ПОНЯТИЯ, ВИДЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ [Электронный ресурс]: научная статья // Я.С. Нарута, Т.А. Гагарина / Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11(6). – С. 1158-1162. - URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10744 (Дата обращения: 01.02.2021).
23. Полякова А.В. Проблемы развития событийного туризма в России [Электронный ресурс]: научная статья // А.В. Полякова / Проблемы современной науки и образования. – 2015. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-sobytiynogo-turizma-v-rossii (Дата обращения 23.03.2021)
24. Розанова Л.Н.Событийный туризм: опыт вовлечения нематериального культурного наследия республики Татарстан в сферу туризма [Электронный ресурс]: научная статья // Л.Н. Розанова, Л.Ф. Мухаметова, Д. И. Чинкина / Современные проблемы сервиса и туризма. – 2016. - №3(10). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sobytiynyy-turizm-opyt-vovlecheniya-nematerialnogo-kulturnogo-naslediya-respubliki-tatarstan-v-sferu-turizma (Дата обращения 14.03.2021)
25. Сердюков С.Д. Система продвижения туристской дестинации как составляющая информационного обеспечения в туризме [Электронный ресурс]: научная статья // С.Д. Сердюков, Н.К. Сердюкова, Л.М. Романова / Вестник евразийской науки. – 2018. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-prodvizheniya-turistskoy-destinatsii-kak-sostavlyayuschaya-informatsionnogo-obespecheniya-v-turizme (Дата обращения 25.04.2021)
26. Хорева Л.В. Территориальный брендинг: инновационный инструмент повышения конкурентоспособности услуг туристской дестинации [Электронный ресурс]: научная статья // Л.В. Хорева, Д.А. Королева / Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2019. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/territorialnyy-brending-innovatsionnyy-instrument-povysheniya-konkurentosposobnosti-uslug-turistskoy-destinatsii (Дата обращения 01.04.2021)
27. Цыганкова Ю. А. Состояние гостиничного бизнеса г. Казани после проведения Универсиады-2013: статья // Ю.А. Цыганкова / European Student Scientific Journal. – 2013. – № 1. – С. 8. - URL: http://sjes.esrae.ru/pdf/2013/1/61.pdf (Дата обращения: 27.03.2021).
28. Getz D. Event management and event tourism [Electronic recourse]: // D. Getz / Ed. 2nd. - New York: Cognizant.- 2005.- C.36. - URL: https://www.researchgate.net/ (Дата обращения: 12.02.2021)
29. Getz D. Event tourism: Definition, evolution, and research [Electronic recourse]: // D. Getz / University of Calgary.- 2008. – p. 25. - URL: https://www.researchgate.net/ (Дата обращения: 12.02.2021)
30. Myung J.J. Tourism and event characteristics of Hampyeong Butterfly Festival, South Korea [Electronic recourse]: article // J.J. Myung, C. Hwa-Yeol / Asia Life Sciences. - 2019 Supplement. - Vol. 20. - Issue 1. - 1 Chart. – p. 9. - Огранич. доступ: http://proxy.library.spbu.ru/ (Дата обращения: 24.01.2021)
31. Nadotti L. Cultural and event tourism: an interpretative key for impact assessment [Electronic recourse]: article // L.Nadotti, V.Vannotti / Eastern Journal of European Studies. - 2019, - Vol. 10 Issue 1. – p. 115-131. – Огранич. доступ: http://proxy.library.spbu.ru/ (Дата обращения: 14.01.2021)
32. Schlemmer P. Research note sport tourism versus event tourism: Considerations on a necessary distinction and integration [Electronic recourse]: article // P. Schlemmer, M.Bath, M. Schnitzer / Journal of Convention & Event Tourism. – 2020/ - Vol. 21. - Issue 2/- p. 9. - Огранич. доступ: http://eds.a.ebscohost.com/ (Дата обращения: 15.01.2021)
33. Zima K. Event Tourism Economical and tourstic impacts on regional economy: a study of Polish regions preparations for UEFA EURO 2012 [Electronic recourse]: study // K. Zima / School of Business. – 2011. – URL: https://www.diva-portal.org/smash/get/diva2:444721/FULLTEXT01.pdf (Дата обращения: 01.03.2021)
34. Афанасьев С. Гостиницы Татарстана: как рынок пережил постуниверсиадскую «диету» // С. Афанасьев / интернет-портал «Реальное время». – 2015. - URL: https://realnoevremya.ru/articles/11265 (Дата обращения: 16.03.2021)
35. Анализ основных показателей гостиничного рынка республики Татарстан в 2019 году. // Центр развития туризма Республики Татарстан / – 2020. - URL: http://www.tdc-tatar.ru/for-professionals/statistics-and-analytics/ (Дата обращения: 07.03.2021)
36. Госкомитет Республики Татарстан по туризму подвел итоги 2020 года. // Государственный комитет Республики Татарстан по туризму / – 2021. -URL: https://tourism.tatarstan.ru/index.htm/news/1913526.htm (Дата обращения: 06.03.2021)
37. Итоги работы государственного комитета Республики Татарстан по туризму за 2020 год. // Центр развития туризма Республики Татарстан / – 2020. - URL: http://www.tdc-tatar.ru/for-professionals/statistics-and-analytics/ (Дата обращения: 07.03.2021)
38. Итоги работы государственного комитета Республики Татарстан по туризму за 2017 год. // Центр развития туризма Республики Татарстан / – 2020. - URL: http://www.tdc-tatar.ru/for-professionals/statistics-and-analytics/ (Дата обращения: 07.03.2021)
39. Календарь событий Казани 2018 // Министерство спорта Республики Татарстан / – 2018. - URL: https://minsport.tatarstan.ru/ (Дата обращения 16.04.2021)
40. Отчет о деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан за 2018 год // Правительство Республики Татарстан / – 2019. - URL: https://prav.tatarstan.ru/ (Дата обращения: 14.04.2021)
41. PESTLE – анализ. URL: http://www.bbe.kiev.ua/db_method/pestle_how_to.html ( Дата обращения: 1.05.2021)
42. Официальный сайт Правительства Республики Татарстан [Электронный ресурс]: интернет портал. - URL: https://prav.tatarstan.ru/ (Дата обращения: 12.02.2021)
43. Официальный сайт центра развития туризма Республики Татарстан [Электронный ресурс]: интернет портал. - URL: http://www.tdc-tatar.ru/ (Дата обращения: 16.02.2021)
44. Официальный сайт VisitTatarstan [Электронный ресурс]: интернет портал. – URL: https://visit-tatarstan.com/ (Дата обращения: 19.04.2021)
45. Официальный сайт Государственного комитета Республики Татарстан по туризму [Электронный ресурс]: интернет портал. – URL: https://tourism.tatarstan.ru/ (Дата обращения: 14.03.2021)
46. Официальный сайт Национальный календарь событий [Электронный ресурс]: интернет портал. – URL: http://eventsinrussia.com/ (Дата обращения: 08.03.2021)
47. Официальный сайт Мамадышского краеведческого музея [Электронный ресурс]: интернет портал. - URL: http://museum.tatar.ru/ (Дата обращения 24.04.2021)
48. Официальный сайт Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника [Электронный ресурс]: интернет портал. - URL: http://elabuga.com/index.html (Дата обращения 03.05.2021)
49. Официальный сайт фестиваля креативных санок «SUNNYФЕСТ» [Электронный ресурс]: веб-сайт. - URL: https://sunny-fest.ru/ (Дата обращения 05.03.2021)
50. Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]: веб-сайт. - URL: https://culture.gov.ru/ (Дата обращения: 06.04.2021)
51. Официальный сайт Visit Udmurtia [Электронный ресурс]: веб-сайт. - URL: https://visitudmurtia.ru/ (Дата обращения: 23.04.2021)
52. Официальный сайт Марафона «Жигулёвское море» Самарской обл. [Электронный ресурс]: веб-сайт. - URL: https://zhigmore.snowkiterussia.com/ (Дата обращения: 17.03.2021)
53. Официальный сайт транспортной компании «Буревестник» [Электронный ресурс]: веб-сайт. - URL: http://www.bus-kazan.ru/
54. Официальный сайт Гостинично-развлекательного комплекса «Апрель» 3* [Электронный ресурс]: веб-сайт. - URL: http://aprilme8.ru/
55. Официальный сайт Гостинично-ресторанного комлпекса «Шишкинъ» [Электронный ресурс]: веб-сайт. - URL: https://www.shishkin-hotel.com/