Проблемы и перспективы развития банковского надзора в Российской Федерации
|
Введение 3
Глава 1. Понятие, правовые и теоретические основы банковского надзора 5
1.1. Понятие банковского надзора, его роль в экономике страны 5
1.2. Инструменты и методы банковского надзора и регулирования 8
1.3. Законодательные основы банковского надзора 15
Глава 2. Роль Банка России в осуществлении банковского надзора 18
2.1. Система банковского надзора как подсистема Банка России 18
2.2. Основные тенденции в развитии системы банковского надзора в России 22
2.3. Роль иных государственных органов в организации банковского надзора и регулирования 34
Глава 3. Анализ процесса осуществления банковского надзора 38
3.1. Инспектирование кредитных организаций и дистанционный надзор 38
3.2. Меры надзорного реагирования, применяемые к кредитным организациям 49
Заключение 57
Список использованной литературы 58
Глава 1. Понятие, правовые и теоретические основы банковского надзора 5
1.1. Понятие банковского надзора, его роль в экономике страны 5
1.2. Инструменты и методы банковского надзора и регулирования 8
1.3. Законодательные основы банковского надзора 15
Глава 2. Роль Банка России в осуществлении банковского надзора 18
2.1. Система банковского надзора как подсистема Банка России 18
2.2. Основные тенденции в развитии системы банковского надзора в России 22
2.3. Роль иных государственных органов в организации банковского надзора и регулирования 34
Глава 3. Анализ процесса осуществления банковского надзора 38
3.1. Инспектирование кредитных организаций и дистанционный надзор 38
3.2. Меры надзорного реагирования, применяемые к кредитным организациям 49
Заключение 57
Список использованной литературы 58
Коммерческие банки являются неотъемлемой частью экономической системы любого современного государства. С каждым годом население всё чаще взаимодействует с банками, размещая средства на депозитных счетах, получая кредитные средства, пользуясь банковскими картами, совершая обмен валют и множество других операций и сделок. Важную роль играет банковская система и на макроэкономическом уровне: осуществляет взаимодействие с юридическими лицами, государственными органами, иностранными банками, через неё воздействуют на реальный сектор инструментами государственной политики. Столь широкий спектр деятельности банковских организаций и вовлечение в нее всех субъектов экономической деятельности позволяют сделать вывод о том, что устойчивость и надежность банковской системы страны непосредственно влияет на уровень стабильности экономики в целом.
Основной целью государственного надзора за банковской деятельностью является обеспечение устойчивости и надежности банковской системы, её способности сохранять стабильность в кризисных условиях. Проблемы одного банка, в частности, возникшие вследствие изъятия привлеченных им ресурсов, могут вызвать цепную реакцию и спровоцировать дисбаланс системы в целом, каждое кризисное событие с большой вероятностью обретает мультипликативный эффект. Доверие населения к кредитным организациям позволяет аккумулировать в них сбережения, при этом направляя денежные средства в инвестиции в реальный сектор и на финансовые рынки. При отсутствии должного надзора, собственники банков смогут совершать неправомерные действия со средствами вкладчиков, подвергая их риску, тогда население государства будет отдавать предпочтение хранению денег «в кармане», что будет тормозить развитие экономики.
Кроме того, в современном мире, где продолжаются процессы глобализации и интеграции, развитие банковской системы государства невозможно в условиях закрытости. Для обеспечения бесперебойного притока иностранных инвестиций и клиентской базы в сектор, необходимо соответствие принципов деятельности международным стандартам. Именно банковский надзор помогает постепенно внедрять в отечественную практику стандарты, принятые в развитых странах, а затем оценивать их влияние и осуществлять дальнейший контроль за соблюдением нормативов.
Банковский надзор является непрерывным процессом, так как денежные потоки проходят через кредитные организации на постоянной основе. Несвоевременная реакция надзорного органа может повлечь за собой утечку средств в теневой сектор или же отмывание денежных средств, полученных преступным путем. Здесь крайне важной и сложной задачей является соблюдения баланса между интересами государства и кредитных организаций. Излишне жесткая надзорная политика будет «удушать» банковскую систему, не давая возможности мелким региональным банкам развиваться, излишне мягкая – давать волю преступности в секторе.
Таким образом, актуальность исследования системы банковского надзора объясняется самой природой банков как фундамента экономической системы страны и вытекающей из этого необходимости непрерывного надзора за их деятельностью.
Целью исследования является выявление проблем и перспектив развития банковского надзора в России и выработка на данной основе рекомендаций по его организации.
Цель обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Определить сущность понятия «банковский надзор» и оценить его роль в экономики России;
2. Раскрыть сущность используемых в настоящее время инструментов и методов надзора, оценить их преимущества и недостатки;
3. Рассмотреть основополагающие законодательные основы банковского надзора и отметить основные тенденции в изменении законодательства в данной области;
4. Оценить роль Банка России и иных государственных институтов осуществлении банковского надзора и банковского регулирования в настоящее время;
5. Выявить основные тенденции в развитии банковского надзора, в том числе провести анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей;
6. Раскрыть сущность и проанализировать процесс осуществления банковского надзора.
Объектом исследования является банковская система Российской Федерации.
Предмет исследования – особенности организации банковского надзора в РФ.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили научные труды российских учёных-экономистов и политических деятелей, имеющих влияние на исследуемые в работе процессы, а также отчеты о деятельности отечественных и зарубежных органов государственной власти и новостные издания, в том числе зарубежные.
Методологическая база исследования основана на общенаучных и специальных методах и приемах научного познания: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция и системный анализ.
Основной целью государственного надзора за банковской деятельностью является обеспечение устойчивости и надежности банковской системы, её способности сохранять стабильность в кризисных условиях. Проблемы одного банка, в частности, возникшие вследствие изъятия привлеченных им ресурсов, могут вызвать цепную реакцию и спровоцировать дисбаланс системы в целом, каждое кризисное событие с большой вероятностью обретает мультипликативный эффект. Доверие населения к кредитным организациям позволяет аккумулировать в них сбережения, при этом направляя денежные средства в инвестиции в реальный сектор и на финансовые рынки. При отсутствии должного надзора, собственники банков смогут совершать неправомерные действия со средствами вкладчиков, подвергая их риску, тогда население государства будет отдавать предпочтение хранению денег «в кармане», что будет тормозить развитие экономики.
Кроме того, в современном мире, где продолжаются процессы глобализации и интеграции, развитие банковской системы государства невозможно в условиях закрытости. Для обеспечения бесперебойного притока иностранных инвестиций и клиентской базы в сектор, необходимо соответствие принципов деятельности международным стандартам. Именно банковский надзор помогает постепенно внедрять в отечественную практику стандарты, принятые в развитых странах, а затем оценивать их влияние и осуществлять дальнейший контроль за соблюдением нормативов.
Банковский надзор является непрерывным процессом, так как денежные потоки проходят через кредитные организации на постоянной основе. Несвоевременная реакция надзорного органа может повлечь за собой утечку средств в теневой сектор или же отмывание денежных средств, полученных преступным путем. Здесь крайне важной и сложной задачей является соблюдения баланса между интересами государства и кредитных организаций. Излишне жесткая надзорная политика будет «удушать» банковскую систему, не давая возможности мелким региональным банкам развиваться, излишне мягкая – давать волю преступности в секторе.
Таким образом, актуальность исследования системы банковского надзора объясняется самой природой банков как фундамента экономической системы страны и вытекающей из этого необходимости непрерывного надзора за их деятельностью.
Целью исследования является выявление проблем и перспектив развития банковского надзора в России и выработка на данной основе рекомендаций по его организации.
Цель обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Определить сущность понятия «банковский надзор» и оценить его роль в экономики России;
2. Раскрыть сущность используемых в настоящее время инструментов и методов надзора, оценить их преимущества и недостатки;
3. Рассмотреть основополагающие законодательные основы банковского надзора и отметить основные тенденции в изменении законодательства в данной области;
4. Оценить роль Банка России и иных государственных институтов осуществлении банковского надзора и банковского регулирования в настоящее время;
5. Выявить основные тенденции в развитии банковского надзора, в том числе провести анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей;
6. Раскрыть сущность и проанализировать процесс осуществления банковского надзора.
Объектом исследования является банковская система Российской Федерации.
Предмет исследования – особенности организации банковского надзора в РФ.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили научные труды российских учёных-экономистов и политических деятелей, имеющих влияние на исследуемые в работе процессы, а также отчеты о деятельности отечественных и зарубежных органов государственной власти и новостные издания, в том числе зарубежные.
Методологическая база исследования основана на общенаучных и специальных методах и приемах научного познания: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция и системный анализ.
Итак, по итогам проделанной исследовательской работы можно сделать следующие выводы, соответствующие поставленным задачам:
• Эффективный банковский надзор является необходимым условием стабильности банковского сектора государства и экономики в целом. Это обуславливается наличием связей между банками, а также кредитными отношениями с реальным сектором экономики, что приводит к высокому мультипликационному эффекту изменений.
• В современной методологии банковского надзора и регулирования используются различные группы инструментов и методов, большинство из которых применяются на практике и в развитых странах. Индивидуальные недостатки отдельных инструментов надзора могут нивелироваться путем разумного сочетания различных подходов.
• Основные тенденции в изменениях законодательных основ регулирования и надзора – поэтапная конвергенция со стандартами Базелей и содействие транспарентности деятельности.
• В структуре банковского надзора внутри Банка России ускоренно действуют процессы централизации, надзорный орган действует по механизму мегарегулятора, что оценивается, как наиболее эффективный метод организации надзора. Сотрудничество с другими государственными структурами при разработке и осуществлении мер по банковскому регулированию и надзору необходимо Банку России. Основные сферы взаимодействия – обмен необходимой информацией и содействие соблюдению российского законодательства.
• Основными современными направлениями деятельности ЦБ РФ в сфере банковского регулирования и надзора являются совершенствование риск-ориентированных подходов, приведение отечественных норм регулирования в соответствие со стандартами требований Базеля III и ужесточение процесса государственной регистрации и лицензирования банков с целью «очищения» банковского сектора от недобросовестных организаций. Основные угрозы и слабые стороны отечественного банковского надзора сфокусированы вокруг несовершенства законодательного регулирования и недостаточно развитой информационной безопасности. Ключевые сильные стороны и возможности связаны с расширением круга объектов надзора и введением трехуровневой системы надзора за кредитными организациями.
• При фактическом анализе осуществления банковского надзора были выявлены случаи отклонения от нормативно-правовых актов при процедурах выбора банков-санаторов и недостаточной прозрачности принятия решений при санации и отзыве лицензий. Практика использования мотивированных суждений и принципа приоритета содержания над формой уже просматривается при обработке документации по итогам проверок кредитных организаций, тем не менее, не все формализованные «универсальные» процедуры удалось искоренить к настоящему моменту.
• Эффективный банковский надзор является необходимым условием стабильности банковского сектора государства и экономики в целом. Это обуславливается наличием связей между банками, а также кредитными отношениями с реальным сектором экономики, что приводит к высокому мультипликационному эффекту изменений.
• В современной методологии банковского надзора и регулирования используются различные группы инструментов и методов, большинство из которых применяются на практике и в развитых странах. Индивидуальные недостатки отдельных инструментов надзора могут нивелироваться путем разумного сочетания различных подходов.
• Основные тенденции в изменениях законодательных основ регулирования и надзора – поэтапная конвергенция со стандартами Базелей и содействие транспарентности деятельности.
• В структуре банковского надзора внутри Банка России ускоренно действуют процессы централизации, надзорный орган действует по механизму мегарегулятора, что оценивается, как наиболее эффективный метод организации надзора. Сотрудничество с другими государственными структурами при разработке и осуществлении мер по банковскому регулированию и надзору необходимо Банку России. Основные сферы взаимодействия – обмен необходимой информацией и содействие соблюдению российского законодательства.
• Основными современными направлениями деятельности ЦБ РФ в сфере банковского регулирования и надзора являются совершенствование риск-ориентированных подходов, приведение отечественных норм регулирования в соответствие со стандартами требований Базеля III и ужесточение процесса государственной регистрации и лицензирования банков с целью «очищения» банковского сектора от недобросовестных организаций. Основные угрозы и слабые стороны отечественного банковского надзора сфокусированы вокруг несовершенства законодательного регулирования и недостаточно развитой информационной безопасности. Ключевые сильные стороны и возможности связаны с расширением круга объектов надзора и введением трехуровневой системы надзора за кредитными организациями.
• При фактическом анализе осуществления банковского надзора были выявлены случаи отклонения от нормативно-правовых актов при процедурах выбора банков-санаторов и недостаточной прозрачности принятия решений при санации и отзыве лицензий. Практика использования мотивированных суждений и принципа приоритета содержания над формой уже просматривается при обработке документации по итогам проверок кредитных организаций, тем не менее, не все формализованные «универсальные» процедуры удалось искоренить к настоящему моменту.
Подобные работы
- Современные направления банковского надзора
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Банковский аудит и его роль в системе риск-менеджмента кредитной организации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Международно-признанные принципы банковского надзора и их развития (Макроэкономический анализ и регулирование банковской сферы, Всероссийский заочный финансово-экономический институт (ВЗФЭИ))
Курсовые работы, макроэкономика. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2019 - Банковское регулирование и надзор в системе мероприятий по предотвращению банковских кризисов
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы и перспективы развития электронных денег в России на примере ПАО «Банк Уралсиб
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Банковская система России. Современные проблемы и перспективы развития. Законотворчество и правовые основы Банковской системы РФ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2019 - Теоретико-правовые основы банковского надзора в Российской Федерации
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2020 - Инспектирование как одна из форм банковского надзора в Российской Федерации (Макроэкономический анализ и регулирование банковской сферы, ВЗФЭИ)
Курсовые работы, макроэкономика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - МИРОВОЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2020



