ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВОВ И БАРЬЕРОВ ЭКО-ПОТРЕБЛЕНИЯ 8
1.1 Зеленая экономика и осознанное потребление 8
1.2 Анализ существующих поведенческих моделей 16
1.3 Мотивы и барьеры осознанного потребления 22
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ ЭКО-МОДЫ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 34
2.1 Эко-мода и ее проявления 34
2.2 Анализ рынка эко-одежды 41
2.3 Анализ драйверов и барьеров 48
ГЛАВА 3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ ЭКО-МОДЫ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 60
3.1 Разработка дизайна исследования 60
3.2 Анализ данных 70
3.3 Проверка гипотез исследования 81
3.4 Обсуждение результатов исследования 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 110
ПРИЛОЖЕНИЯ 127
За последнее десятилетие потребление товаров и услуг резко возросло во всем мире, что привело к истощению природных ресурсов и нанесению серьезного ущерба окружающей среде (Chen and Chai, 2010). Так, по данным Организации Объединенных Наций (UN, 2019) в 1990 году для удовлетворения потребностей одного человека требовалось около 8,1 тонны природных ресурсов, а к 2015 году данный показатель вырос аж до 12 тонн ресурсов. Эти ошеломляющие уровни потребления оказывают серьезное воздействие на окружающую среду и биоразнообразие. Потребительские расходы стимулируют естественную добычу и производство, оказывая воздействие на водные ресурсы, энергию и землепользование. К числу серьезных последствий экологического ущерба относятся глобальное потепление, усиление загрязнения окружающей среды и сокращение флоры и фауны. Все данные факторы привели к повышению осознанности нависшей над миром экологической проблемы и к смещению организационных устоев и покупательских поведенческих моделей потребления. Таким образом, изучение потребительского поведения становится центральным элементом любого маркетингового исследования, так как именно благодаря глубокому пониманию покупательских ориентиров и настроев, компании способны выстроить более эффективные маркетинговые коммуникацию по продвижению своей продукции или услуги в новой экономической, более зеленой, парадигме.
Данное осознание и забота об окружающей среде и обществе в целом привели к появлению и пропаганде «устойчивого развития», которое подчеркивает необходимость содействия устойчивости и выступает за ту форму развития, которая сводит к минимуму негативное воздействие на окружающую среду и общество. Устойчивое развитие способствует также экологическим инновациям и «зеленому» потреблению. Экологические инновации направлены на внедрение практики экологической устойчивости на каждом этапе создания товаров и услуг (Veleva and Ellenbecker, 2001). С другой стороны, «зеленое потребление», как правило, связано с экологически ответственным потреблением, при котором потребители учитывают воздействие покупки, использования и утилизации различных продуктов или услуг на окружающую среду (Moisander, 2007).
Так, в данной исследовательской работе анализ покупательских мотивов и барьеров делается на основе рынка одежды, а точнее представленных на нем эко-альтернатив. Появление подобных «зеленых» инноваций обусловлено тем, что текстильная отрасль является одной из самых загрязнённых и неэтичных на сегодняшний день. В большинстве своем это обусловлено колоссальным объемом используемой воды, загрязнением водоемов опасными химическими препаратами и красителями, выбросами в атмосферу при производстве и транспортировке, эксплуатацией человеческого труда и многим другим. Зарубежными исследователями было выявлено растущее движение «этического и ответственного потребления», последователи которого требуют, чтобы товары, которые они приобретают, были изготовлены таким путем, который минимизирует пагубное экологическое воздействие на природу, а также решает проблему эксплуатации и социального неравенства.
Итак, учитывая тот факт, что потребители становятся все осознаннее при совершении тех или иных покупок, компании призваны систематически решать ориентированные на потребителя проблемы этики и ответственности (Sheth etal., 2011).По причине того, что тематика, посвященная изучению восприятия эко-одежды российскими потребителями малоизучена в существующее научной литературе, это придает текущей работе наибольшую актуальность для компаний данной сферы.
Формулировка проблемы
Традиционно компании, осознавая существующий тренд, подстраиваются под ориентиры своих покупателей и адаптируют не только саму продукцию, но и коммуникационную стратегию. Тренд на эко-одежду только начинает зарождаться на российском рынке. В силу своей малоизученности на передний план встает необходимость изучения факторов, влияющих на потребительские намерения. Так, мотивы потребления могут принимать различные проявления. Например, покупатель, приобретая ту или иную эко-продукцию, больше заинтересован своим удобством, а не последствиями для окружающего мира. Тогда, единая система коммуникаций, направленная на различные потребительские сегменты, не даст должного результата, так как делает акцент не на самых важных для определенных потребителей атрибутах продукта. При отсутствии у компании понимания истинных мотивов и барьеров формирования покупательских намерений, проблемой становится первоначальное построение неэффективной коммуникационной стратегии. Так, организации не могут достигнуть своего максимального потенциала и донести информацию должным образом до каждого из сегментов, что влечет упущенную выгоду и снижение эффективности маркетинговых коммуникаций. Одним из возможных решений данной проблемы будет создание адаптированной коммуникационной кампании и иных маркетинговых инициатив под мотивы выбора эко-одежды и барьеры, с которыми потенциальный покупатель сталкивается при совершении того или иного выбора.
Объект исследования: поведение российских потребителей на рынке эко-одежды в Санкт-Петербурге.
Предмет исследования: восприятие российскими потребителями изделий эко-моды.
Целью данного исследования является выявление мотивов и барьеров, влияющих на формирование намерений о покупке эко-одежды на рынке Санкт Петербурга. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Определить понятие «ответственное потребление», на основе анализа литературы выявить его составляющие элементы и пути его формирования;
2. Выделить актуальные модели поведения потребителей в исследованиях, посвященных проблематике эко-потребления;
3. Проанализировать и выявить особенности рынка одежды, уточнить категорию эко-одежды, ее проявления и формы;
4. Выявить внутренние и внешние источники мотивации, а также ограничения, способные повлиять на потребительские намерения о покупке эко-одежды;
5. Сформировать и эмпирически протестировать модель формирования потребительских намерений о покупке эко-одежды, а также существующих мотивов и барьеров на рынке Санкт-Петербурга;
6. Сформулировать рекомендации компаниям на рынке Санкт-Петербурга по использованию полученной модели при разработке коммуникационных стратегий и иных маркетинговых инициатив.
Описание использованных источников литературы
В процессе написания данной исследовательской работы использовались публикации преимущественно зарубежных исследователей по тематике ответственного потребления, отношения к эко-продуктам и эко-одежде, в частности. Основные ресурсы были найдены на следующих платформах: SAGEResearchMethod, EBSCO, Elsevier (платформа ScienceDirect),JSTORи другие.
Структура работы
Структура работы выстроена на основании сформулированных цели и задач исследования. Первая глава посвящена анализу существующей экономической парадигмы, в разрезе которой функционируют современные компании, а также выявлению ключевых поведенческих моделей, которые использовались ранее в различных исследованиях для более эффективного прогнозирования потребительского ответственного, эко-поведения. Во второй главе приводится подробный анализ рынка одежды, а также ключевых трендов в отрасли, одним из которых и является появление более экологичных и этичных альтернатив. Далее проводится выявление ключевых мотивов и барьеров формирования покупательских намерений на рынке эко-одежды, на основании которых выдвигаются гипотезы и выстраивается общая исследовательская модель работы. В заключительной, третьей главе описывается проведенное эмпирическое исследование, в котором были протестированы гипотезы по выведенной поведенческой модели, а также демонстрируются его результаты и рекомендации для компаний данной отрасли.
В разрезе текущего исследования был проведен комплексный анализ особенностей покупательского поведения для нового для локального покупателя сегмента эко-одежды на рынке Санкт-Петербурга. В силу своей новизны и малоизученности данная работа вносит вклад как с теоретической, так и с практической точки зрения, определяя для функционирующих в данной сфере компаний по производству эко-одежды ориентиры и рекомендации по дальнейшему развитию и взаимодействию с текущими и потенциальными покупателями.
Так, первоначальные этапы написания обуславливалась подробным и глубоким анализом вторичных источников информации, а именно академической и профессиональной (преимущественно зарубежной) литературы. В первую очередь они были посвящены тематике определения и понимания более «зеленой» экономической парадигмы, в которой современные компании ведут свою детальность, а также конкретизации концепции и термина осознанного потребления, его проявлений и существующих внутренних и внешних мотивов и барьеров. Благодаря исследованию данной проблематики стало возможным выявление индустрий и направлений, в которых ответственное производство и потребление развито в наибольшей степени (органические продукты, переработка, экономия энергии и т.д.), а также те сферы, которые только начали свое развитие и требуют более детального анализа и фокуса. Подобным направлением и стала индустрия эко-моды, на разбор которой и была направлена данная работа.
Далее последовал анализ самого понятия эко-одежды, которое имело огромное количество различных трактовок. Так, в текущем исследовании под эко-одеждой понималась та одежда, которая предназначена для длительного использования, производится в соответствии с этическими нормами производства, иногда, даже на локальном уровне, которая практически не оказывает никакого воздействия на окружающую среду и использует переработанные материалы или материалы с экологической маркировкой. Помимо этого, были разобраны различные проявления и формы, которые может принимать эко-мода, а также тенденции на самом рынке как розничной, так и эко-одежды. Результаты показали, что оба рынка демонстрируют стремительный рост как в глобальной, так и локальной перспективе, и за следующие несколько лет в значительной степени увеличат свое влияние и востребованность для петербургского покупателя, что демонстрирует высокую актуальность исследования данной области. Поэтому, именно благодаря понимаю покупательской мотивации и возникающих преград, которые стоят перед человеком, становится возможным адаптировать свои коммуникационные сообщения и создать новые маркетинговые активности, способные более эффективным образом отразиться на покупательских намерениях и в итоге склонить потенциального клиента приобрести изделие эко-моды.
Изучение и разбор литературы способствовало созданию более точной и обоснованной исследовательской модели, что подразумевало под собой детальный анализ преимуществ и недостатков каждой из них, что впоследствии привело к определению наиболее приемлемой поведенческой модели, послужившей базой для текущей работы. Так, финальная модель, включавшая в себя все возможные барьеры и мотивационные факторы, потенциально влияющие на покупательские намерения, базировалась на известной теории запланированного поведения Айзена, которая комбинировала в себе все необходимые как внутренние, так и внешние элементы. Таким образом, были обусловлены основные драйверы и барьеры, которые результировались в постановке и проверке 10 гипотез исследования.
После составления и проведения структурированного онлайн опроса, который собрал 210 респондентов, соответствующих всем ранее упомянутым параметрам, были проведены факторные и регрессионные анализы, которые были направлены на подтверждение качества и надежности построенной исследовательской модели, а также на тестирование самих гипотез. Результаты показали, что лишь 5 гипотез из 10 полностью подтвердили свое воздействие на анализируемую переменную, 2 были приняты частично, а оставшиеся были отклонены. Так, выяснилось, что среди факторов, способных позитивным образом повлиять на покупательские намерения в сегменте эко-одежды, можно выделить биосферные ценности человека (направленные на защиту природы и состояния планеты), уровень осведомленности и образованности относительно экологических проблем, мнение людей ближнего окружения (семья и друзья), а также маркетинговые стратегии и коммуникации брендов об их ответственной деятельности. К основным барьерам, которые препятствуют желаниям и стремлениям петербуржцев рассматривать изделия эко-моды как потенциальную покупку в будущем, относят низкое воспринимаемое качество, высокую воспринимаемую цену, а также низкое разнообразие в стиле и дизайне вещей.
Следствием полученных результатов тестирования гипотез стало составление управленческих рекомендаций для брендов, представляющих для своих покупателей возможность приобретения вещей из эко-коллекций. В большинстве своем ранее упомянутые рекомендации были направлены на повышение образованности и осведомленности горожан относительно проблем экологии, развитие и инвестирование средств и времени на повышение узнаваемости эко-коллекций через различного рода цифровые платформы и инструменты, улучшение взаимодействия с клиентами и работа с их лояльностью к «зеленым» альтернативам, модернизацию самого товарного предложения, а также на развитие потенциальных направлений бизнеса, которые помогут компаниям найти новые источники получения дохода. Так, все вышеперечисленное при грамотном планировании, разработке и внедрению маркетинговых коммуникационных сообщений и иных инициатив способно позитивным образом отразиться на покупательских намерения петербуржцев и изменить их восприятие изделий эко-моды на более благоприятное.
Безусловно, в текущем исследовании присутствовали определённые ограничения, касающиеся метода составления выборки, профиля респондентов и территориального фокуса, которые могут быть проработаны и проанализированы в будущих работах, касающихся затрагиваемой проблематики. Однако, можно сделать вывод, что цель и задачи, поставленные в данном эмпирическом исследовании по выявлению существующих мотивов и барьеров у жителей Санкт-Петербурга и разработке конкретных рекомендаций по работе с особенностями их поведения на рынке эко-одежды, были полностью достигнуты и реализованы.
1. Вукович, Н.А. «Зеленая» экономика: определение и современная эколого-экономическая модель / Н.А. Внукович // 145 Вестник УрФУ. Серия экономика и управление – 2018. – Т. 17, № 1. – С. 128–145.
2. Галицкий, Е. Б. Маркетинговые исследования. Теория и практика: учебник для вузов / Е. Б. Галицкий, Е. Г. Галицкая. — 2-е изд., перераб. И доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — С. 570
3. Гладких, И.В., Компендиум по курсу «Управление маркетингом» / И.В. Гладких // СпбГУ – 2020. – С. 58.
4. Глобальное исследование потребительского поведения [Электронный ресурс] // Официальный сайт PwC. – 2019. – Режим доступа:https://www.pwc.ru/ru/publications/consumer-insights-survey.html
5. Зорина, Д. Не просто тренд [Электронный ресурс] // Газета «Коммерсантъ». – 2019. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4038431
6. Коллекция Eco-Aware [Электронный ресурс] // Официальный сайт бренда Reserved. – Режим доступа: https://www.reserved.com/ru/ru/lookbook/woman-lookbook/eco-aware-more-info
7. Коллекция JoinLife [Электронный ресурс] // Официальный сайт бренда Zara. – Режим доступа:https://www.zara.com/ru/ru/ustoychivoye-razvitiye-l1449.html
8. Малхорта, Нэриш К., Маркетинговые исследования. Практическое руководство., 3-е издание.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. – 960с.: ил. – парал.Тит. анг. – с. 230
9. О бренде Nnedre [Электронный ресурс] // Официальный сайт бренда Nnedre. –Режим доступа:https://www.nnedre.com/page/about-us
10. О нас –Jeansrevision [Электронный ресурс] // Официальный сайт бренда JeansRevision. – Режим доступа: https://jeansrevision.ru/#about
11. Онлайн рынок одежды и обуви [Электронный ресурс] // DataInsight [2019]. – February, 2020 fromhttp://www.datainsight.ru/sites/default/files/DIOnlineFashion1h2019.pdf
12. Отчет ООН, Рост мирового населения [Электронный ресурс] // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. – 2019. – Режим доступа:https://www.un.org/ru/sections/issues-depth/population/index.html
13. Отчет Nielsen, Коронавирус и FMCG-тренды в россии: новая реальность и новые возможности [Электронный ресур] // Nielsen. Официальный сайт. – 2020. – Режим доступа: https://www.nielsen.com/ru/ru/insights/webinar/2020/vebinar-koronavirus-i-fmcg-trendy-v-rossii/
14. Российская школа теории поколений [Электронный ресурс] // Официальный сайт проекта RuGenerations. – Режим доступа: https://rugenerations.su
15. Численность населения г. Санкт-Петербурга на 1 января 2019 г. [Электронный источник] // Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростат). – 2019. – Режим доступа: https://petrostat.gks.ru/storage/mediabank/Возраст-пол%20нас%20СПб%202019.pdf
16. Экологическая и социальная ответственность [Электронный ресурс] // Официальный сайт бренда Levi’s. – Режим доступа: https://www.levi.com/RU/ru_RU/features/sustainability
17. Экологическая коллекция от H&M [Электронный ресурс] // Официальный сайт бренда H&M. – Режим доступа: https://www2.hm.com/ru_ru/free-form-campaigns/conscious-exclusive-2020.html
18. Abrahamse, W., Steg, L. Social Influence Approaches to Encourage Resource Conservation: A Meta-Analysis // Journal of Global Environmental Change. – 2013. – Vol. 23, № 6. – P. 1773–1785.
19. A deep dive into the global market for sustainable apparel [Электронныйресурс] // Just-Style: Apparel Sourcing Strategy, [2019]. – March, 2020 from https://www.just-style.com/analysis/a-deep-dive-into-the-global-market-for-sustainable-apparel_id136210.aspx
20. Ajzen, I. From intention to actions: A theory of planned behavior. In Kuhl, J., and Beckman, J. (eds.). – Action-Control: From Cognition to Behavior / I. Ajzen. – Heidelberg: Springer, 1985. – 11-39 pp.
21. Ajzen, I. Nature and Operation of Attitudes //Annual Review of Psychology. – 2001. – Vol.52. – P. 27–58.
22. Ajzen, I., Question, T., Employee, T., Network, E., Zinger, D. The theory of planned behavior // Journal of Organizational Behavior and Human Decision Processes. – 1991. – Vol. 50, № 2. – P. 179–211.
23. Akatu’s 2018 Survey, Conscious Consumption Brazilian Background: Challenges, Barriers and Drivers. [Электронныйресурс] // Global SCP Database, [2019]. – February 5, 2020, from https://www.oneplanetnetwork.org/resource/conscious-consumption-brazilian-background-challenges-barriers-and-drivers
24. Albayrak, T., Aksoy, Ş., Caber, M. The effect of environmental concern and scepticism on green purchase behavior // Journal of Marketing Intelligence and Planning. – 2013. – Vol. 31, № 1. – P. 27–39.
25. Antil, J. H. Socially responsible consumers: Profile and implications for public policy // Journal of Macromarketing. – 1984. – Vol. 4, №2 – P. 18–39.
26. Archer-Brown, C.J. Towards an Understanding of the Antecedents of Influence in Virtual Communities // Doctoral Thesis submitted to School of Management, University of Bath, [2012]. – February 2020, from https://purehost.bath.ac.uk/ws/portalfiles/portal/187922456/UnivBath_PhD_2012_C_J_A_Brown.pdf
27. Balderjahn, I., Buerke, A., Kirchgeorg, M., Peyer, M., Seegebarth, B., Wiedmann, K.P. Consciousness for sustainable consumption: Scale development and new insights in the economic dimension of consumers’ sustainability //Academy of Marketing Science Review. – 2013. – Vol. 3, №1. – P. 181–192.
28. Bamberg, S. How does environmental concern influence specific environ- mentally related behaviors? A new answer to an old question // Journal of Environmental Psychology. – 2003. – Vol. 2, №1. – P. 21–32.
29. Bandura, A. Social learning theory /A. Bandura. – New York: General Learning Press, 1971.
30. Bariss, U., Dandens, A., Timma, L., Blumberga, A., Blumberga, D. How to assess involvement of electricity end user in energy efficiency improvement – analysis of survey results // Energy Procedia. – 2015. – Vol.72. – P. 270–277.
31. Bergek, A., Mignon, I. Motives to adopt renewable electricity technologies: evidence from Sweden // Journal of Energy Policy – 2017. – Vol.106. – P. 547–559.
32. Brooker, G. The self-actualizing socially conscious consumer // Journal of Consumer Research. – 1976. – Vol. 3. – P. 107–112.
33. Brown, K.W., Ryan, R.M. The benefits of being present: mindfulness and its role in psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology. – 2003. – Vol.84. – P. 822-848.
34. Butler, S.M., Francis, S. The effects of environmental attitudes on apparel purchasing behaviour // Clothing and Textiles Research Journal. – 1997. – Vol.15. – P. 76–85.
35. Carr, D. J., Gotlieb, M. R., Lee, N.J., Shah, D. V. Examining Overconsumption, Competitive Consumption, and Conscious Consumption from 1994 to 2004: Disentangling Cohort and Period Effects // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. – 2012. – Vol. 644, № 1. – P. 220–233.
36. Carrigan, M., Attalla, A. The myth of the ethical consumer: Do ethics matter in purchase behaviour? // Journal of Consumer Marketing. – 2001. – Vol. 18, № 7. – P. 560-578.
37. Chan, K. Mass communication and pro-environmental behaviour: waste recycling in Hong Kong // Journal of Environmental Management – 1998. – Vol. 52, № 4. – P. 317–325.
38. Chan, T., Wong, C.W.Y. The consumption side of sustainable fashion supply chain: understanding fashion consumer eco-fashion consumption decision // Journal of Fashion Marketing and Management. – 2012. – Vol. 16, № 2. – P. 193-215.
39. Chen, T. B., Chai, L. T. Attitude towards the environment and green products: Consumers’ perspective // Management science and engineering. – 2010. – Vol. 4, № 2. – P. 27- 39.
40. Cho, Y., Thyroff, A., Rapert, M. I., Park, S., Lee, H. J. To be or not to be Green: Exploring individualism and collectivism as antecedents of environmental behavior // Journal of Business Research. – 2013. – Vol.66. – P. 1052–1059.
41. Choo, H., Chung, J.E., Pysarchik, D.T. Antecedents to new food product purchasing behavior among innovator groups in India // European Journal of Marketing. – 2004. – Vol.38, № 5. – P. 608–625.
42. Cialdini, R., Trost, M. Social influence: Social norms, conformity and compliance // The Handbook of Social Psychology. – 1998. – Vol. 2.
43. Cline, E.L. Overdressed: The shockingly high cost of cheap fashion / E.L. Cline. – New York: Portfolio/Penguin, 2012.
44. Cone Gen Z CSR study: How to Speak Z [Электронныйресурс] // Cone [2017]. – April, 2020 from https://www.conecomm.com/research-blog/2017-genz-csr-study
45. Connell K.Y. Barriers to eco-conscious apparel acquisition // International Journal of Consumer Studies. – 2010. – Vol. 34. – P. 279-286.
46. Corral-Verdugo, V., González-Lomelí, D., Rascón-Cruz, M., Corral-Frías, V.O. Intrinsic motives of autonomy, self-efficacy, and satisfaction associated with two instances of sustainable behavior: frugality and equity // Journal of Psychology. – 2016. – Vol. 7. – P. 662–671.
47. Conscious Consumerism by Nguyen Jennifer [Электронный ресурс] // Growensemble [2019]. – February, 2020 from https://growensemble.com/conscious-consumerism/
48. Cowan, K. and Kinley, T. Green spirit: consumer empathies for green apparel // International Journal of Consumer Studies. – 2014. – Vol. 38. – P. 493-499.
49. D’Astous, A., Legendre, A. Understanding consumers’ ethical justifications: a scale for appraising consumers’ reasons for not behaving ethically // Journal of Business Ethics. – 2009. – Vol.87, № 2. – P. 255–268.
50. Davis, G., O’Callaghan, F., Knox, K. Sustainable Attitudes and Behaviours Amongst a Sample of Non-academic Staff – A Case Study from an Information Services Department, Griffith University, Brisbane // International Journal of Sustainability in Higher Education.– 2009. – P. 136-151.
51. De Angelis, M., Adıgüzel, F., Amatulli, C. The role of design similarity in consumers’ evaluation of new green products: an investigation of luxury fashion brands // Journal of Cleaner Production. –2017. – Vol. 141. – P. 1515-1527.
52. De Groot, J. I. M. D., Steg, L. Morality and prosocial behaviour: The role of awareness, responsibility, and norms in the norm activation model // Journal of Social Psychology. – 2009. – Vol. 149, № 4. – P. 425–449.
53. Dean, M., Raats, M.M., Shepherd, R. The role of self-identity, past behavior, and their interaction in predicting intention to purchase fresh and processed organic food // Journal of Applied Social Psychology –2012. – Vol. 42, № 3. – P. 669–688.
54. Dickson, M.A. Utility of no-sweat labels for apparel consumers: profiling label users and predicting their purchases // Journal of Consumer Affairs. – 2001. – Vol.35, № 1. – P. 96 119.
55. Digital Market Outlook: Fashion [Электронныйресурс] // Statista, [2020]. – March, 2020 from https://www.statista.com/outlook/244/149/fashion/russia#market-arpu
56. Dodd, C.A., Clarke, I., Baron, S., Houston, V. ‘Looking the part’: identity, meaning and culture in clothing purchasing – theoretical considerations // Journal of Fashion Marketing and Management. – 2000. – Vol. 4, № 1. – P. 41-48.
57. Dolan, P. The sustainability of “sustainable consumption”// Journal of Macromarketing. – 2002. – Vol. 22, № 2. – P. 170–181.
58. Eagly, A. H., Chaiken, S. The psychology of attitudes / A.H. Eagly, S. Chaiken. – Fort Worth, TX: Harcourt Brace Jovanovich College Publishers, 1993
59. Environmental indicator report 2014. [Электронныйресурс] // European Environmental Agency, [2014]. – March 13, 2020, from. https://www.eea.europa.eu/publications/environmental-indicator-report-2014
60. Ertz, M., Karakas, F., Sarigöllü, E. Exploring pro-environmental behaviors of consumers: an analysis of contextual factors, attitude, and behaviors // Journal of Business Research. – 2016. – Vol.69, № 10. – P. 3971-3980.
61. Etienne, J. Compliance theory: a goal framing approach // Journal of Law Policy. – 2011. – Vol. 33, № 3. – P. 305–333.
62. Eyal, C.H., Winter, J.P., DeGeorge, W.F. The concept of time frame in agenda-setting // Mass Communication Review Yearbook. – 1981. – Vol. 2. – P. 212–218.
63. Fang, W.T., Ng, E., Wang, C.M., Hsu, M.L. Normative beliefs, attitudes, and social norms: people reduce waste as an index of social relationships when spending leisure time // Journal of Sustainability. – 2017. – Vol. 9, № 10. – P. 1696.
64. Fishbein, M., Ajzen, I. Beliefs, Attitude, Intention and Behavior: An Introduction to Theory and Research / M. Fishbein, I. Ajzen. –Reading, MA: Addison-Wesley, 1975
65. Fisk, G. Criteria for a theory of responsible consumption // Journal of Marketing. – 1973. – Vol. 37, № 2. – P. 24-31.
66. Fletcher, K. Slow fashion // The Ecologist. – 2007. – Vol. 37, № 5. – P. 61.
67. Forget Millennial Purchasing Power. Gen Z Is Where It’s At” by Tabaka, Marla [Электронныйресурс] // Inc. [2018] – April, 2020 from https://www.inc.com/marla-tabaka/forget-millennial-purchasing-power-gen-z-is-where-its-at.html
68. Fukukawa, K. A theoretical review of business and consumer ethics research: normative and descriptive approaches // Journal of Marketing Review. – 2003. – Vol. 3, № 4. – P. 381–401.
69. Geng, J., Long, R., Chen, H., Li, W. Exploring the motivation-behavior gap in urban residents’ green travel behavior: a theoretical and empirical study // Journal of Resources Conservation and Recycling. – 2017. – Vol. 125. – P. 282–292.
70. Gifford, R. The dragons of inaction: psychological barriers that limit climate change mitigation and adaptation // American Psychologist. – 2011. – Vol. 66, № 4. – P. 290–302.
71. Gilg, A., Barr, S., Ford, N. Green consumption or sustainable lifestyles? Identifying the sustainable consumer // Futures. – 2005. – Vol. 37, № 6. – P. 481–504.
72. Gleim, M., J. Lawson, S. Spanning the gap: An examination of the factors leading to the green gap // Journal of Consumer Marketing. – 2014. – Vol. 31, № 7. – P. 503-514.
73. Gorsuch, R.L., Ortberg, J. Moral obligation and attitudes: their relation to behavioural intentions // Journal of Personality and Social Psychology. – 1983. – Vol. 44, № 5. –P. 1025–1028.
74. Grossman, P. Mindfulness for Psychologists: Paying Kind Attention to the Perceptible // Mindfulness. – 2010. –Vol. 1, №2. – P. 87–97.
75. Ha-Brookshire, J., Hodges, N. Socially responsible consumer behavior? Exploring used clothing donation behavior // Clothing and Textiles Research Journal. – 2009. – Vol. 27, № 3. – P. 179-196.
76. Han, H., Kim, Y. An investigation of green hotel customers’ decision formation: developing an extended model of the theory of planned behavior // International Journal of Hospitality Management. – 2010. – Vol. 29, № 4. – P. 659–668.
77. Han, S., Gupta, S., Lehmann, D. R. Consumer price sensitivity and price thresholds // Journal of Retailing. – 2001. – Vol. 77, № 4. – P. 435-456.
78. Harland, P., Staats, H., Wilke, A.M. Explaining pro-environmental intention and behavior by personal norms and the theory of planned behavior // Journal of Applied Social Psychology. – 1999. – Vol. 29, № 12. – P. 2505–2528.
79. Haws, K., Winterich, K., Naylor, R. Seeing the world through green-tinted glasses: Green consumption values and responses to environmentally friendly products // Journal of Consumer Psychology. –2014. – Vol. 24, № 3. – P. 336-354.
80. Hofstede, G. Culture’s consequences: Comparing values, behaviors, institutions and organizations across nations / G. Hofstede. – Sage publications, 2001.
81. Hogan, D. Educational citizenship. In W. Hudson (Ed.), Rethinking Australian citizenship / D. Hogan. – Cambridge: Cambridge University Press, 2000.
82. Honkanen, P., Verplanken, B., Olsen, S.O. Ethical values and motives driving organic food choice // Journal of Consumer Behaviour. – 2006. – Vol. 5, № 5. – P. 420–430.
83. Hüttel, A., Ziesemer, F., Peyer, M., Balderjahn, I. To purchase or not? Why consumers make economically (non-) sustainable consumption choices // Journal of Cleaner Production. – 2018. – Vol. 175. – P. 827-836
84. Jansson, J., Nordlund, A., Westin, K. Examining drivers of sustainable consumption: the influence of norms and opinion leadership on electric vehicle adoption in Sweden // Journal of Cleaner Production. – 2017. – Vol. 154. – P. 176-187.
85. Jebarajakirthy, C., Lobo, A.C., War affected youth as consumers of microcredit: an application and extension of the theory of planned behaviour // Journal of Retailing and Consumer Services. – 2014. – Vol. 21, № 3. – P. 239–248.
86. Joergens, C. Ethical fashion: myth or future trend? // Journal of Fashion Marketing and Management. – 2006. – Vol. 10, № 3. – P. 360-371.
87. Jung, S., Jin, B. A theoretical investigation of slow fashion: sustainable future of the apparel industry // International Journal of Consumer Studies. – 2014. – Vol. 38, № 5. – P. 510-519.
88. Kabat-Zinn, J. Mindfulness-based interventions in context: Past, Present, Future // Clinical Psychology Science and Practice. – 2003. – Vol. 10, № 2. – P. 144-156.
89. Kaiser, F.G., Gutscher, H. The proposition of a general version of the theory of planned behavior: predicting ecological behavior // Journal of Applied Social Psychology. – 2003. – Vol. 33, № 3. – P. 586–603.
90. Kalafatis, S.P., Pollard, M., East, R., Tsogas, M.H. Green marketing and Ajzen’s theory of planned behavior: a cross-market examination // Journal of Consumer Marketing. – 1999. – Vol. 16, № 5. – P. 441–460.
91. Kang, J., Liu, C., Kim, S.H. Environmentally sustainable textile and apparel consumption: the role of consumer knowledge, perceived consumer effectiveness and perceived personal relevance // International Journal of Consumer Studies. – 2013. – Vol. 37, № 4. – P. 442–452.
92. Kapferer, J.N., Michaut-Denizeau, A. Is luxury compatible with sustainability? Luxury consumers’ viewpoint // Journal of Brand Management. – 2014. – Vol. 21, № 1. – P. 1-22.
93. Kim, H.E., Damhorst, M.L. Environmental Concern and Apparel Consumption // Clothing and Textiles Research Journal. – 1998. – Vol. 16, № 3. – P. 126-133.
94. Kim, Y., Choi, S.M. Antecedents of green purchase behaviour: an examination of collectivism, environmental concern and PCE // Advances in Consumer Research. – 2005. – Vol. 32, № 1. – P. 592–659.
95. Koh, T. H., Fang, W. C. The effects of corporate social responsibility on purchase intention: The mediating effects of brand attachment and brand image // Journal of Business Administration. – 2012. – Vol. 94. – P. 41-68.
96. Kollmuss, A., Agyeman, J. Mind the gap: why do people act environmentally and what are the barriers to pro-environmental behavior? // Journal of Environmental Education Research. – 2002. – Vol. 8,№ 3. – P. 239–260.
97. Kong, H. M., Ko, E., Chae, H., Mattila, P. Understanding fashion consumers’ attitude and behavioral intention toward sustainable fashion products: Focus on sustainable knowledge sources and knowledge types // Journal of Global Fashion Marketing. – 2016. – Vol. 7, № 2. – P. 103-119.
98. Korlimbinis, K., Algie, J. Young retail fashion shoppers: hunters and gatherers // Proceedings of the Australian and New Zealand Marketing Academy Conference Wellington, New Zealand: Australian and New Zealand Marketing Academy. – 2004. – P. 1-7.
99. Kushwah, S., Dhir, A., Sagara, M. Understanding consumer resistance to the consumption of organic food. Astudy of ethical consumption, purchasing, and choice behaviour // Journal of Food Quality and Reference. – 2018. – Vol. 77. – P. 1-14.
100. Lee, C., Green, R.T. Cross-cultural examination of the Fishbein Intentions Model // Journal of International Business Studies. – 1991. – Vol. 22, № 2. – P. 289–304.
101. Lee, K. Opportunities for green marketing: young consumers // Journal of Marketing Intelligence & Planning. – 2008. – Vol. 26, № 6. – P. 573–586.
102. Leading online stores in Russia [Электронный ресурс] // Statista, [2020]. – March, 2020 from https://www.statista.com/statistics/649954/online-store-clothing-shoes-accessories-russia/
103. Lindenberg, S., Steg, L. Normative, gain and hedonic goal frames guiding environmental behavior// Journal of Social Issues. – 2007. – Vol. 63, № 1. – P.117-137.
104. Lindenberg, S., Steg, L. Goal-framing theory and norm-guided environmental behavior. Encouraging Sustainable Behavior: Psychology and the Environment / S. Lindenberg, L. Steg. – New York: Psychology Press, 2013.
105. Liu, Y., Qu, Y., Lei, Z., Jia, H. Understanding the Evolution of Sustainable Consumption Research // Sustainable Development. – 2017. – Vol. 25, № 5. – P. 414-430
106. Long, M.M., Schiffman, L.G. Consumption values and relationships: Segmenting the market forfrequencyprograms // Journal of ConsumerMarketing. – 2000. – Vol. 17, № 3. – P. 214–232.
107. Lundblad, L., Davies, I.A. The values and motivations behind sustainable fashion consumption // Journal of Consumer Behavior. – 2016. – Vol. 15, № 2. – P. 149–162.
108. Madden, T., Ellen, P.S., Ajzen, I. A comparison of the theory of planned behavior and the theory of reasoned action // Personality and Social Psychology Bulletin. – 1992. – Vol. 18, № 2. – P. 3–9.
109. Malhotra, N.K., McCort, J.D. A CrossCultural Comparison of Behavioral Intention Models: Theoretical Consideration and an Empirical Investigation // International Marketing Review. – 2001. – Vol. 18, № 3. – P. 235–269.
110. Maslow, A. A theory of human motivation // Psychological Review. – 1943. – Vol. 50. – P.370-396.
111. Max-Neef, M. Development and human needs / M. Max-Neef. – London: Routledge, 1992. – 197-213 pp.
112. McGoldrick, P. J., Freestone, O. M. Ethical product premiums: Antecedents and extent of consumers’ willingness to pay // The International Review of Retail, Distribution and Consumer Research. – 2008. – Vol. 18, № 2. – P. 185-201.
113. McNeill, L., Moore, R. Sustainable fashion consumption and the fast fashion conundrum: fashionable consumers and attitudes to sustainability in clothing choice // International Journal of Consumer Studies. – 2015. – Vol. 39, № 3. – P. 212-222.
114. Meinhold, J.L., Malkus, A.J. Adolescent environmental behaviors: can knowledge, attitudes, and self-efficacy make a difference // Journal of Environment and Behavior. – 2005. – Vol. 37. – P. 511–532.