Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тема абсурда в художественном мире А.П.Чехова

Работа №13655

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы105стр.
Год сдачи2017
Стоимость2900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1253
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..………. 3
ГЛАВА 1. АБСУРД КАК ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ……….……….... 6
1.1. Понятие абсурда в гуманитарной науке …………………………………. 6
1.2. Абсурд как литературоведческое понятие ………………….………..….. 12
ГЛАВА 2. А.П. ЧЕХОВ И МОТИВ АБСУРДА В РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ………………………………………………………………...… 27
2.1. А.П. Чехов как преемник традиций художественного абсурда ……… 27
2.2. Поэтика абсурда в драматургии А.П. Чехова….…………………….…… 39
2.3. Поэтика абсурда в прозе писателя………………………………………… 54
ГЛАВА 3. ЛЮБОВЬ И АБСУРДНОСТЬ БЫТИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ
МИРЕ ЧЕХОВА …………………………………............................................... 64
3.1. Любовь как объективная невозможность в мире абсурда..….………….. 64
3.2. Любовь как сила, противостоящая абсурдности бытия ….……...……… 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………..…………...…….….. 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………...…..……... 87
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………...………. 95

Среди выдающихся русских писателей Антон Павлович Чехов был
неаристократом по происхождению, но в то же время настоящим
«аристократом духа».
Чехов стал тем писателем, который обыкновенную человеческую
жизнь изображал чрезвычайно виртуозно. В своих произведениях он дал
слово представителям всех слоев и сословий, его проза является, вероятно,
«самой населенной» в мировой литературе: в ней живут почти восемь тысяч
персонажей (для сравнения: в «Человеческой комедии» Бальзака — до трех
тысяч). Можно утверждать, что Чехов совершил «первую русскую
революцию» в литературе. Лев Толстой, который относился к новому
поколению настороженно, поскольку оно, по его мнению, состояло из врачей
и материалистов, из молодых авторов выделял одного лишь Чехова, хотя тот
был и врачом, и материалистом.
Творчество А.П. Чехова отечественным литературоведением
исследовано в разных аспектах: от жанровой специфики его произведений,
их тематики и проблематики до выявления роли писателя в истории мировой
литературы. На данный момент создано немало исследований, которые
касаются и драматических произведений, и прозы писателя. Однако стоит
отметить, что некоторые аспекты его произведений современной наукой еще
не изучены. К примеру, фактически обойдена вниманием такая проблема, как
исследование абсурдности бытия в произведениях А.П. Чехова. Такое
недостаточное исследовательское внимание к данной проблеме и обусловило
актуальность нашей работы.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что отдельные зарубежные
исследователи обращались к анализу произведений А. Чехова в аспекте их влияния на поэтику театра абсурда (Дж. К. Оутс, Дж.Б. Пристли, Д.
Рейфилд).
ХХ век во многих параметрах можно считать веком абсурда, начиная
от выявления абсурдности бытия в отдельных произведениях литературы и
заканчивая специфическими его проявлениями вроде «театра абсурда» или
экзистенциальной эстетики. А.П. Чехов не принадлежал ни к
экзистенциалистам, ни к писателям абсурдистам, но при этом в его
творчестве несложно заметить черты, говорящие о том, что проблема
абсурдности человеческого бытия не осталась незамеченной писателем.
Объектом исследования стали такие произведения А.П. Чехова, как:
рассказы «О любви», «Дама с собачкой», «Невеста», «Дом с мезонином»,
«Дуэль», «Ариадна», «Ионыч», «Смерть чиновника», «Человек в футляре»,
«Толстый и тонкий»; и пьесы «Вишнёвый сад», «Чайка», «Иванов», «Дядя
Ваня», «Три сестры».
Предметом исследования является рассмотрение художественного
воплощения абсурдности бытия в данных произведениях.
Целью работы является выявление особенностей поэтики абсурда в
художественном мире А.П. Чехова. Цель работы обусловила постановку
следующих задач:
 определить понятие абсурда в художественной литературе
 проанализировать, каким образом понятие абсурдности
интерпретируется современной гуманитарной наукой,
 исследовать абсурдность человеческого бытия в прозе и
драматургии А. П. Чехова,
 проследить взаимосвязь любви и абсурдности бытия в
произведениях писателя.
Практическое значение работы состоит в том, что ее результаты
могут быть применены в практике преподавания русской литературы как в
школе, так и высшем учебном заведении.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в литературоведении абсурд рассматривают как
совокупность выразительных приемов, к которым относятся, в частности,
оксюморон, гротеск, антиномия, алогизм, парадокс и другие, образующие
поэтику абсурда; а также как литературу абсурда, что подразумевает
условное название разножанровой модернистской, авангардистской и
постмодернистской литературы, которая осуществляет художественную
интерпретацию жизненной бессмыслицы в виде хаотичного нагромождения
случайных, на первый взгляд, несуразных ситуаций.
Также в литературе используют это понятие для обозначения стиля,
или отдельного литературного явления. Элементами поэтики абсурда могут
быть нонсенс, чушь и парадокс.
А.П. Чехов был тесно связан с русской литературой предыдущих
периодов. Именно в произведениях своих предшественников он черпал и
темы, и мотивы для многих своих произведений, в том числе – и для тех, в
которых реализована поэтика абсурда.
Для поэтики А.П. Чехова характерно обращение к абсурду прежде
всего в тематическом и проблематическом аспектах. Мир чеховских героев
отображает абсурдность бытия, как это было и у предшественников писателя
(Д. Фонвизина, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.В. Гоголя). Вместе с тем, на
фоне писателей-абсурдистов ХХ века творчество А.П. Чехова выделяется
особо. Оно хотя и несло в себе признаки абсурдизма, однако не может
считаться принадлежащим к театру абсурда. Тем не менее именно пьесы
Чехова во многих аспектах заложили основы для создания театра абсурда.
Проанализировав ряд драматических произведений и рассказов
писателя, мы пришли к выводу, что проявления абсурда в его мире
реализуются в следующих аспектах: герои чувствуют свою потерянность,
нелепость в обществе, осознают абсурдность своего существования, причем такая потерянность зачастую может свидетельствовать о вырождении
дворянства; женщины выражают большую стойкость в надежде на лучшую
жизнь, чем мужчины, несмотря на то, что самим обществом им отведена
гораздо более пассивная роль.
Во многих произведениях А.П. Чехова отображена абсурдность мира,
где доминирует преклонение перед сильными мира сего, где герои живут в
замкнутом пространстве бездушия, чинопоклонничества, мира, где просто
нет смысла. При этом абсурд в творчестве А.П. Чехова реализуется на уровне
художественных приемов, однако предметом нашего исследования является
абсурдность не как стилевой прием, а именно как один из мотивов
произведения.
Проявления этой абсурдности может реализоваться в таких аспектах:
герои чувствуют свою потерянность, ненужность в обществе; люди
искусства также чувствуют свою нереализованность; во многих
произведениях Чехова любовь не является тем чувством, которое приносит
удовлетворение герою, напротив, она становится поводом для трагедии. Это
лишний раз подчеркивает то, что в условиях той жизни, которая отображена
в произведениях, нормальная любовь не выживает; мелкие чиновники
заискивают перед крупными, вплоть до того, что это приводит к абсурдным
ситуациям вроде смерти, вызванной страхом перед возможным наказанием.
Одно из ведущих мест в художественном мире А.П. Чехова занимает
тема любви. Данные произведения мы условно разделили на две группы:
 В первой появляются попытки героев преодолеть абсурдность
мира при помощи любви.
 А во второй герои расстаются со своими иллюзиями и понимают,
что любовь не может победить данную абсурдность.
Нереализованная любовь предстает в драматических произведениях
(«Чайка» и «Вишневый сад») и в рассказах («Ионыч», «Дама с собачкой», «О
любви», «Дом с мезонином», «Невеста») Чехова.


Абдуллаева З. Вещь в мире Чехова // Декоративное искусство
СССР. – 1985. – №4. – С. 194 – 201
2. Абдуллаева З. Жизнь жанра в пьесах Чехова // Вопросы
литературы. – 1987. – №4. – С. 155 – 174
3. Балухатый С. Проблемы драматургического анализа. Чехов.
Л.: Academia, 1927. – 186 с. (Вопросы поэтики: Непериодическая серия,
издаваемая Отделом Словесных Искусств. Вып. IX.)
4. Белик А.П. О своеобразии нравственно-эстетической позиции
А.П. Чехова // Вопросы философии. – 1981. – №12. – С. 127 – 137
5. Бердников Г. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания.
Изд. 3-е, доработ. – М.: Худож. лит-ра, 1984. – 511 с.
6. Бердников Г.П. Чехов в современном мире // Вопросы
литературы. – 1980. – №1. – С. 65 – 97
7. Бродская Г. Другая жизнь Шарлотты Ивановны: Чехов //
Литературная газета. – 1996. – №8. – С. 6.
8. Булгаков С. Некоторые черты религиозного мировоззрения Л. И.
Шестова // Сочинения. В 2 т.– Т. 1. – М., 1993. – С. 517-537.
9. Буренина О. Что такое абсурд, или по следам Мартина Эсслина /
О. Буренина [Электронный ресурс]. –Режим доступа : http://www.ecdejavu.net/a/Absurd.
10. Быков Д. Два Чехова // Журнальный зал. – Режим доступа:
http://magazines.russ.ru/druzhba/2010/1/by15.html
11. Вейсман А. Д. Значение греческого термина. – СПб., 1899. – С.
188.
12. Высторобец А. Портрет писателя на фоне сада // Рос. газета. –
1995. 22 фев. – С. 168
13. Газина К. В. Мотив отверженной любви в творчестве А.П.Чехова
[Текст] // Актуальные проблемы филологии: материалы Междунар. науч.
конф. (г. Пермь, октябрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 23-26.
14. Головачева А.Г. “Звук лопнувшей струны”. Непрочитанные
страницы истории “Вишневого сада” // Литература в школе. – 1997. – №2. –
С. 34 – 45
15. Горенштейн Ф. Мой Чехов осени и зимы 1968 г. // Книжное
обозрение. – 1989. – 20 окт. (№42)
16. Гофф И. Двух голосов перекличка: О взаимоотношениях Чехова
и Авиловой // Новый мир. – 1981. – №12. – С. 165 – 173
17. Громов Л. Чехов и его великие предшественники. – режим
доступа: http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st003.shtml
18. Громов М.П. Чехов. – М.: Мол. гвардия, 1993. – 394 с.
19. Громова М.И. Чеховские традиции в театре А. Вампилова //
Литература в школе. – 1997. – №2. – С. 46 – 53
20. Делез Ж. Логика смысла. –М.: «Раритет», Екатеринбург:
«Деловая книга», 1998. – 480 с.
21. Дерман А. Творческий портрет Чехова. – М.: Мир, 1929
22. Доценко Е. Г. Абсурд как проявление театральной условности //
Известия Уральского государственного университета. 2004. – № 33. – С. 97-
112.
23. Друцэ И. Улыбающийся Чехов // Вопросы литературы. – 1971. –
№2. – С. 132 – 145
24. Дунаев М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская
литература. — М., 2003.
25. Елизарова М.Е. Творчество Чехова и вопросы реализма конца
XIX в. – М.: Гослитиздат, 1958. – 199 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ