Заявление о самостоятельном выполнении выпускной квалификационной работы 2
Введение 4
Глава 1. Оценка регулирующего воздействия 6
1.1 Основные этапы оценки регулирующего воздействия 6
1.2 Опыт проведения оценки регулирующего воздействия в России и в странах ОЭСР 11
Страны ОЭСР 16
Россия 17
1.3 Влияние консультаций с заинтересованными сторонами на результативность регуляторного вмешательства 21
Выводы 24
Глава 2. Оценка регулирующего воздействия системы взимания платы «Платон» 25
2.1 Особенности системы «Платон» 25
2.2 Оценка регулирующего воздействия системы «Платон» и реакция заинтересованных сторон 30
2.3 Изменения параметров «Платона» после запуска системы и анализ консультаций с заинтересованными сторонами 33
Выводы и рекомендации 45
Заключение 46
Список литературы 49
Приложение 1. Схема проведения оценки фактического воздействия 53
Приложение 2. На что пойдут деньги, собранные с помощью «Платона» 54
Приложение 3. Карта «Где и как бастуют дальнобойщики» 55
Качество государственного регулирования – один из ключевых факторов успешного экономического развития страны. С целью создания конкурентоспособного, социально ориентированного государства в рамках административной реформы России были поставлены следующие задачи[Административная реформа. Минэконом развития…]:
• Ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность
• Исключить чрезмерное регулирование
• Снизить административные барьеры для бизнеса
• Повысить уровень открытости деятельности органов власти и степень участия граждан в выработке государственной политики
Одним из инструментов, который используется в России для достижения поставленных в рамках реформы задач, является оценка регулирующего воздействия (ОРВ). Инструмент широко используется по всему миру, но самый большой опыт накоплен в странах-членах ОЭСР, где инструмент используется и совершенствуется более 20 лет. Оценка регулирующего воздействия позволяет дать оценку потенциальным последствиям государственного воздействия на экономику, а также повысить прозрачность законотворческого процесса в стране, благодаря проведению консультаций с заинтересованными сторонами (один из этапов ОРВ).Общественным консультациям, как одному из самых важных этапов ОРВ, будет посвящена основная часть данной работы, так как они помогают задействовать в разработке регулирования экспертов анализируемой области и организовать конструктивную дискуссию о решении поставленной проблемы, а также соблюсти баланс интересов сторон, затрагиваемых регулированием.
Важность консультаций рассматривается на примере системы «Платон», подразумевающей взимание платы с большегрузных транспортных средств за проезд по федеральным трассам в счет возмещения наносимого ими вреда, как одной из самых резонансных систем последних лет. В результате запуска системы «Платон» начались массовые недовольства грузоперевозчиков. Правительство неоднократно изменяло условия системы взимания платы уже после запуска, что повлекло за собой трансакционные издержки всех участников процесса: грузоперевозчиков, грузовладельцев, Правительства РФ, конечных потребителей товаров. Своевременно проведенная оценка регулирующего воздействия Системы и качественно организованные консультации с заинтересованными сторонами могли бы помочь избежать данных трансакционных издержек, однако отсутствие устоявшейся методики ОРВ в данной сфере не позволило провести качественный анализ.
Целью данной работы являются рекомендации по применению методики ОРВ в сфере автомобильных грузовых перевозок в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
• изучение методики ОРВ
• сравнительный анализ международного опыта проведения ОРВ
• изучение опыта проведения методики ОРВ в сфере автомобильного транспорта в России
• изучение особенностей введения и эксплуатации системы «Платон»
В ходе написания работы были использованы научные и аналитические публикации, официальные сайты органов государственного управления РФ и зарубежных стран.
В рамках выпускной квалификационной работы был изучен инструмент, использующийся во всех странах мира для повышения эффективности нормотворческой деятельности – оценка регулирующего воздействия. Были рассмотрены основные этапы проведения оценки в странах ОЭСР, а также этапы проведения ОРВ в Российской Федерации. Самым важным этапом ОРВ Европейской Комиссией, а также организацией TheWorldBankбыли названы консультации с общественностью, так как от их качества напрямую зависит эффективность и результативность вводимого регулирования.
Далее была составлена сравнительная таблица, включающая в себя основные отличия проведения ОРВ в России и в странах ОЭСР (США, Австралия, Канада и Великобритания). Основными отличиями стали следующие пункты:
• В России ОРВ проводится на этапе опубликования проекта НПА, а в странах ОЭСР – на этапе рассмотрения проблемы, нуждающейся в регулировании;
• В России все проекты НПА готовят инициирующие ведомства, а проводит Оценки Минкэкономразвития. В странах ОЭСР и проекты НПА, и их Оценку готовит инициирующее ведомство, а качество оценки проверяет специальный орган, ответственный за ОРВ.
Анализ проведенных ОРВ в России за 2015 год показал, что 30-40% представленных нормативных актов содержат в себе избыточные и затратные требования. Лидерами обременительного регулирования назвали Минтранс, Минприроды, Минсельхоз, Минстрой, Минфин, Минздрав, Роспотребнадзор и Минтруд России. На них пришлось около 75% отрицательных заключений за год. Самым обсуждаемым проектом 2015 года названо постановление Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования», которое предусматривало снижение размера платы в Систему «Платон».
В ноябре 2015 года (месяц запуска Системы) по всей России начались забастовки дальнобойщиков, которые были недовольны условиями Системы, а также ее реализацией: технические проблемы работы Системы, проблемы с составлением Маршрутных карт, установкой и эксплуатацией Бортовых устройств, высокими штрафами. Результатами забастовок стали снижение размеров штрафов, а также отмена повышения тарифа проезда. После запуска, ключевые параметры «Платон» неоднократно пересматривался, в том числе менялся размер тарифа, условия пользования бортовыми устройствами и условия оплаты проезда. Многие пересмотры системы проходили через ОРВ и получили отрицательное заключение Минэкономразвития, однако все равно были приняты. Подробное описание каждой ОРВ нормативных актов, изменяющих «Платон» представлено в таблице 2.
Так как консультации с заинтересованными сторонами являются одним из ключевых этапов ОРВ, в выпускной квалификационной работе подробно рассматривалось, как и с кем проводились обсуждения проектов нормативных актов по «Платону». Изучение различных отчетных документов по консультациям показали, что экспертами, приглашенными со стороны Минэкономразвития к участию в консультациях, были, в основном, сотрудники государственных органов и представители крупных транспортных компаний (подробный перечень участников предоставлен в таблице 2). Однако основными плательщиками системы являются частные перевозчики (см. рис. 4), а подробное изучение массовых забастовок показало, что основными участниками протестов являются именно частные перевозчики – дальнобойщики, для которых налоговое бремя от «Платона» ощущается намного острее, чем для крупных компаний.
Анализ качества проведенных публичных обсуждений происходил следующим образом: консультации с заинтересованными сторонами, проведенные в рамках Системы взимания платы с крупногабаритных транспортных средств, сравнивались с рекомендациями по проведению консультаций, предложенных Европейской Комиссией, которые также можно использовать в качестве критериев оценки качества проведенных слушаний. В результате было установлено, что большая часть рекомендаций ЕС не были соблюдены: только 3 пункта из 9 рекомендованных были полностью выполнены, что позволило говорить о наличии недоработок на данном этапе (подробнее – в таблице 3). В качестве рекомендаций по улучшению проведенных консультаций были выдвинуты следующие пункты:
• Консультации должны были включать более широкий круг лиц, а именно большее количество предпринимателей, работающих по найму или представителей Объединения перевозчиков России
• Необходимо придавать большей огласке начало проведения консультаций, возможно, задействовав дополнительные источники, такие как «Российская газета» или информационные агентства
• Нужно ввести инструменты оценки проведенных консультаций с заинтересованными сторонами, результаты которых были бы доступны в Интернете как участникам обсуждений, так и широкой общественности. В качестве такого инструмента предлагается использовать анкетирование заинтересованных сторон после окончания публичных слушаний, в котором бы оценивалось качество проведенных консультаций, а также определялось, действительно ли учитывались поступившие предложения в усовершенствовании текста НПА.
1. "Оценка фактического воздействия" правовой экспертизы Нормативно-Правовых актов [Электронный ресурс] // Информационный портал об оценке регулирующего воздействия. – Режим доступа: http://orv.gov.ru/Education?cat=39
2. Административная реформа в России [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития РФ. – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/admReform/
3. В Подмосковье – первый Всероссийский съезд дальнобойщиков [Электронный ресурс] // Радио Свобода. – Режим доступа: http://www.svoboda.org/a/27708825.html
4. Годовой обзор работы по ОРВ – 2015 [Электронный ресурс] // Информационный портал об оценке регулирующего воздействия. – Режим доступа :http://orv.gov.ru/Content/Item?n=11916
5. Грузоперевозчики из Москвы и Подмосковья сэкономили на транспортном налоге более 1,5 млрд рублей благодаря «Платону» [Электронынй ресурс] // Росавтодор. – режим доступа: http://www.rosavtodor.ru/about/upravlenie-fda/upravlenie-pravovogo-obespecheniya-i-proektov-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva/kontsessionnyy-proekt-sistema-vzimaniya-platy/novosti/33630
6. Дальнобойщик: В Саратов бортовые устройства системы «Платон» поступят только через полтора месяца [Электронный ресурс] // FreeNews-Volga.- Режим доступа: https://fn-volga.ru/news/view/id/41908
7. Дальнобойщики начали всероссийскую стачку против «Платона» [Электронный ресурс] // Лента.Ру . – Режим доступа: https://lenta.ru/news/2017/03/27/antiplato/
8. Итоги работы Системы «Платон» [Электронный ресурс] // официальный сайт РТ – Инвест Транспортные Системы. – Режим доступа: http://www.rtits.ru/ru/press_centr/press_relizi/1/88
9. Как «Платон» срывает поставки и влияет на цены [Электронный ресурс] // АвтоТрансИнфо. – Режим доступа: http://ati.su/Media/Article.aspx?ID=4836&HeadingID=13
10. Клименко А.В., Минченко О.С. Государственное регулирование экономики: вопросы теории и лучшая практика [Электронный ресурс] / Клименко А.В., Минченко О.С// Вопросы государственного и муниципального управления .-. - №3. – Режимдоступа: https://vgmu.hse.ru/data/2016/10/06/1122683343/%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,%20%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%203-2016.pdf
11. Консолидировнный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов [Электронный ресурс] // Федеральное казначейство.- Режим доступа: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/
12. Крючкова П.В. Шаститко А.Е. Оценка регулирующего воздействия и модернизация системы государственного регулирования [Электронный ресурс] / Крючкова П.В. Шаститко А.Е. // Общественные науки и современность. – 2006. - № 4, C. 21-31. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/12/13/1214861987/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8%20%D0%B8%20%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C.pdf
13. КрючковаП.В., ШаститкоА.Е.. Применение оценок регулирующего воздействия в контексте модернизации системы государственного регулирования 2005 [Электронный ресурс] /П.В. Крючкова, А.Е.Шаститко //Информационно-аналитический бюллетень.- №70.- Режим доступа: https://www.hse.ru/data/543/858/1235/Bulletin_70.pdf
14. Минтранс: для трудолюбивых водителей скидки по «Платону» будут незначительными [Электронный ресурс] // Газета.Ру. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/news/seealso/7996979.shtml
15. Методическое руководство к организации публичного обсуждения проекта нормативного правового акта на всех стадиях его подготовки, Москва 2011 [Электронный ресурс] // Режим доступа :http://economy.udmurt.ru/prioriteti/orv/doc/PublKons.pdf
16. Навальный опубликовал «секретное» концессионное соглашение по «Платону»[Электронный ресурс] // РБК.- Режим доступа: http://www.rbc.ru/business/28/12/2015/56812e829a79474934711c12
17. Налоговый кодекс Российской Федерации, гл. 22 и 28[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
18. Нововведения в оценке регулирующего воздействия [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития . - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ria/info/new/
19. О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации : Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1318 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139421/
20. ОФВ – «Оценка фактического воздействия» правовой экспертизы НПА Электронный ресурс] // Информационный портал об оценке регулирующего воздействия. – Режим доступа :http://orv.gov.ru/Education?cat=39
21. Официальный сайт системы «Платон» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://platon.ru/
22. Оценка регулирующего воздействиянормативных актов на параметры бюджетов: анализ опыта и новых тенденций в зарубежных странах[Электронный ресурс]// XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. –Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2013/04/04/1294765351/bratanova_040413.pdf
23. Программа «Развитие транспортной системы России (2010 – 2020 годы) [Электроннй ресурс] // Федеральные целевые программы России._ Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2016/264/
24. Проект общероссийского народного фронта «Дорожная инспекция ОНФ/ карта убитых дорог» [Электронный ресурс]/ - Режим доступа :http://dorogi-onf.ru/
25. Протест на приколе. Каковы реальные масштабы всероссийской стачки дальнобойщиков [Электронный ресурс] // Новая газета. – Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/04/08/72084-protest-na-prikole
26. Путин уменьшил штрафы для дальнобойщиков за неуплату сборов в системе «Платон» в 90 раз [Электронный ресурс] // Общероссийский Народный Фронт. – Режим доступа: http://onf.ru/2015/12/15/putin-umenshil-shtrafy-dlya-dalnoboyshchikov-za-neuplatu-sborov-v-sisteme-platon-v-90-raz/
27. Руководство по применению оценки регулирующего воздействия на региональном уровне, Москва 2011 [Электронный ресурс] // Режим доступа :http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/4092e48049d0d84cae8bfe2f7584aa35/02.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=4092e48049d0d84cae8bfe2f7584aa35
28. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 августа 2014 г. № 1662-р, Москва [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://platon.ru/wp-content/uploads/2015/06/1662-p.pdf
29. Российская газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/
30. Росавтодор: Акции дальнобойщиков не привели к снижению объемов перевозок [Электронный ресурс] // Взгляд. Ру. – Режим доступа: https://www.vz.ru/news/2017/3/27/863765.html
31. РТ-Инвест Транспортные системы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rtits.ru/
32. Система «Платон» [Электронный ресурс] // Центр Сулакшина (Центр научной и политической мысли и идеологии). – Режим доступа :http://rusrand.ru/docconf/sistema-platon
33. Тарифы и условия [Электронный ресурс] // Официальный сайт системы «Платон» . – Режим доступа : http://platon.ru/ru/about/procedure-and-conditions/
34. Транспортный налог и система Платон (нюансы) [Электронный ресурс] // Налог-Налог.Ру. – Режим доступа: http://nalog-nalog.ru/transportnyj_nalog/raschet_transportnogo_naloga/transportnyj_nalog_i_sistema_platon_nyuansy/
35. У «Платона» просят предоплату [Электронный ресурс] // Коммерсант.ру. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/2966303
36. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://regulation.gov.ru/
37. Цыганков Д. Умное регулирование 2012 [Электронынй ресурс] / Цыганков Д.Б. – Режим доступа: https://www.hse.ru/mirror/pubs/lib/data/access/ram/ticket/97/149530940028bda933e40ba5484a971bb4121100b2/Umnoreg_Gosnadsor.pdf
38. Хотулева М.В. Консультации с общественностью:основной инструмент стратегического планирования и стратегической экологической оценки [Электронный ресурс] / Хотулева М.В.. – Режим доступа: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/eia/documents/EaP_GREEN/Moldova_roundtable_29072014/29.07_Khotuleva_Public_consultations_Rus.pdf
39. Background Document on Public Consultationhttps[Электронныйресурс] // OECD.–Режимдоступа:www.oecd.org/mena/governance/36785341.pdf
40. Better policy making: a guide to regulatory impact assessment [Электронныйресурс] // Cabinet Office . — Режим доступа:http://www.dei.gov.ba/bih_i_eu/RIA_u_BiH/default.aspx?id=6595&langTag=bs-BA
41. Claudio M. Radaelli. The diffusion of regulatory impact analysis: Best practice or lesson-drawing 2003/ Claudio M. Radaelli // European journal of political research.- 2003.
42. Introductory Handbook for Undertaking Regulatory Impact Analysis (RIA)[Электронныйресурс] // OECD Regulatory Policy. – Режимдоступа: https://www.oecd.org/gov/regulatory-policy/44789472.pdf
43. Guidelines on Stakeholder Consultation [Электронныйресурс] // European Commission.–Режимдоступа: http://ec.europa.eu/smart-regulation/guidelines/ug_chap7_en.htm
44. National Regulatory Control Council: Expert report on the implementation of ex-post evaluation [Электронныйресурс] // Expert Report. – Режимдоступа : https://www.normenkontrollrat.bund.de/Webs/NKR/Content/EN/Publikationen/2014_02_24_evaluation_report.pdf?__blob=publicationFile&v=2
45. OECD Regulatory Policy Outlook 2015 [Электронныйресурс] // OECD Regulatory Policy. – Режимдоступа: http://www.oecd.org/publications/oecd-regulatory-policy-outlook-2015-9789264238770-en.htm
46. OECD Regulatory Impact Analysis: Best Practices in OECD Countries [Электронныйресурс] // OECD Regulatory Policy. – Режимдоступа: http://www.oecd.org/gov/regulatory-policy/35258828.pdf
47. OECD Regulatory Policy in Perspective A Reader's Companion to the OECD Regulatory Policy Outlook 2015 [Электронный ресурс] // OECD Regulatory Policy. – Режим доступа : http://www.oecd-ilibrary.org/governance/regulatory-policy-in-perspective_9789264241800-en
48. OECD: Impact assessment guidelines 2009 [Электронный ресурс]// OECD Regulatory Policy. – Режим доступа:file:///C:/Users/ASER/Desktop/%D0%92%D0%9A%D0%A0/%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0/Guidelines%202009.pdf
49. Public Consultation in the EA Process:A Strategic Approach 1999[Электронныйресурс] // The Word Bank.- Режим доступа: http://siteresources.worldbank.org/INTSAFEPOL/1142947-1118039086869/20526299/Update26PublicConsultationInTheEAProcessAStrategicApproachMay1999.pdf
50. Regulatory Impact Analysis: Benchmarking November 2012 [Электронный ресурс] // Australian Government Productivity Commission Research Report. – Режим доступа : http://www.pc.gov.au/inquiries/completed/regulatory-impact-analysis-benchmarking/report/ria-benchmarking.pdf
51. RIAS Writer`s Guide [Электронный ресурс] // Treasury Board of Canada Secretariat . — Режим доступа: https://www.tbs-sct.gc.ca/rtrap-parfa/riaswg-grrier/riaswg-grrier-eng.pdf
52. The Australian Government Guide to Regulation 2014[Электроннфй ресурс] // Australian Government. –Режим доступа: https://www.cuttingredtape.gov.au/sites/default/files/files/Australian_Government_Guide_to_Regulation.pdf