Введение
Глава 1.Ударение в русском языке
1.1. Ударение и его функции………………………………………………….....
1.2. Супрасегментные звуковые составляющие………………………………..
1.3. Словесное ударение в русском языке………………………………………
1.4. Формула Потебни и вокалический треугольник………………………….
1.5. Побочное ударение и структурные типы………………………………….
1.6. Акцентная кривая…………………………………………………………...
1.7. Акцентные варианты разных частей речи в русском языке………………
1.8. Выводы по главе 1
Глава 2.Ритмическая организация фразы …………………………………….
2.1. Значение и виды ритма……………………………………………………...
2.2. Типология языков и историческая справка………………………………..
2.3. Ритмическое правило в русском языке………………………………….....
2.4. Общие сведения о сдвиге ударения…………………………………….......
2.4.1 Сдвиг ударения в числительных ………………………………………….
2.5. Выводы по главе 2…………………………………………………………...
Глава 3. Влияние ритма на место ударения в слове……………………………
3.1. Материал исследования……………………………………………………..
3.2. Описание исследования …………………………………………………….
3.2.1. Эксперимент 1……………………………………………………………...
3.2.2. Эксперимент 2……………………………………………………………...
3.2.3. Эксперимент 3……………………………………………………………...
3.2.4. Эксперимент 4
4.2.5. Опрос дикторов
3.3. Выводы по главе 3
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию влияния ритма фразы на место ударения в двусложных псевдословах (на материале русского языка).Актуальность работы обусловлена необходимостью изучения русской речи с точки зрения ее ритмической организации, а также растущим интересом лингвистов к вопросу языковых универсалий — в том числе, с точки зрения ритма
Известно, что русский язык характеризуется подвижным ударением, которое создает предпосылки для возникновения вариативности в области словесной просодии.
Объектом данного исследования являются тексты с двусложными псевдословами и различным ритмическим контекстом.
Предметом исследования постановка ударения и ее обусловленность ритмическим контуром
Целью данной работы является проверка гипотезы о том, влияет ли ритмическая структура фразы на постановку ударения в двусложных словах (на материале русского языка). Эксперимент проводился на материале несуществующих двусложных слов, построенных в соответствии с русской фонотактикой (псевдослов).
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Отбор и чтение литературы, описывающей необходимые понятия, а именно, «ритм» и «ударение» и структуризация отобранного материала;
2. Обзор литературы современных ученых, исследующих данную или смежные проблематики;
3. Выборка псевдослов для исследования;
4. Составление текстов для чтения, в которых отобранные псевдослова будут помещены в разный ритмический контекст;
5. Был произведен поиск дикторов разных возрастов, пола и социального статуса.
6. Организация записи чтения составленных текстов;
7. Провести серию дополнительных экспериментов на осознанную расстановку ударений в указанных словах в тексте.
Материалом исследования служат записи чтения небольших текстов с двусложными псевдословами и различным ритмическим контекстом, а также ответы носителей языка на вопросы о постановке ударений.
Методом исследования были выбраны слуховой и акустический анализ, а также метод направленной выборки материала.
Результаты данного исследования могут помочь в дальнейшем исследовании ритма как в русском языке, так и в других языках мира.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава посвящена ударению в русском языке, вторая – ритмической организации фразы. В третьей главе представлено описание исследования на тему влияния ритма фразы на постановку ударений в псевдословах.
Целью данной работы была проверка гипотезы о том, влияет ли ритмическая структура фразы на постановку ударения в двусложных словах (на мате-риале русского языка). Эксперимент проводился на материале несуществующих двусложных слов, построенных в соответствии с русской фонотактикой (псевдослов). Из возможных псевдослов отбирались такие, в которых носители русского языка не отдают предпочтения одному из двух слогов с точки зрения постановки ударения.
Был проведен ряд экспериментов. Предполагалось, что если в русском языке действует ритмическое правило, то говорящие будут стараться избегать произношения двух ударных слогов подряд.
Последующий анализ записей чтения и ответов информантов не подтвердил исходную гипотезу. Из 20 информантов только один расставил ударения во всех контекстах так, как ожидалось с точки зрения ритмического правила. При этом сами псевдослова отличались по тому, как они встраивались в ритмический контекст.
Можно сделать вывод, что ритм в меньшей степени влияет на постановку ударения в псевдословах. Опрос дикторов после эксперимента говорит о том, что они интуитивно ставили ударение, исходя из внутренних ассоциаций относительно каждого слова. Некоторые из участников говорили, что слова созвучны с категорией слов той или иной тематики или же они ссылались на сходство этих псевдословсо словами иностранного происхождения.
Также, вероятно, можно наблюдать тенденцию к постановке ударений в незнакомых словах русского языка на первый слог.
Полученные выводы могут служить основой для дальнейших исследований влияния ритма на выбор места ударения в слове. Вероятно, решения дикторов бы изменились, если бы псевдослова, например, бы-ли написаны с заглавной буквы, в качестве имен собственных.
Сравнивая результаты с теми, что получились в исследовании у А.В. Кухто, А.Ч. Пиперски, можно сказать, что, вероятно, ритмическое правило в русском языке все же существует, но в речи не каждого человека [Kukhto, Piperski, 2016].Также, учитывая их результаты с глаголами, есть предположение, что ритм влияет на выбор места ударения в слове в псевдословах в меньшей степени.
1. Abercrombie, D. Elements of general phonetics, Edinburgh University Press, Edinburgh, 1967.
2. Arboleda-Guirao, Inmaculada & Monroy-Casas, Rafael (2010): “Gender and accent in the perception of English syllabic consonants vs. schwa”. Revista de Lingüística y Lenguas Aplicadas 5: 17-28.
3. Arvaniti, AThe usefulness of metrics in the quantification of speech rhythm. Journal of Phonetics 40 (2012), 351–373.
4. Arvaniti, Rhythm, timing and the timing of rhythm. Phonetica 66 (2009), 46–63.
5. Ashby, Michael & Maidment, John (2005): Introducing phonetic science. Cambridge: Cambridge University Press.
6. Bertinetto P.M., Bertini Ch., On modeling the rhythm of natural languages. Proceedings of the 4th International Conference on Speech Prosody, Brazil: Campinas, 427–430, 2008.
7. Bohn, Karen, Wiese, Richard & Domahs, Ulrike (2011): “The status of the Rhythm Rule within and across boundaries in German”. In: Lee, Wai-Sum & Zee, Eric (eds.). Proceedings of the 17th
8. Bond Z.S., D. Markus, V. Stockmal, Prosodic and rhythmic patterns produced by native and nonnative speakers of a quantity-sensitive language, Proceedings of XVth ICPHS, Spain: Barcelona, 527–530, 2003.
9. Celce-Murcia, Marianne, Brinton, Donna & Goodwin, Janet M. (1996): Teach-ing pronunciation: Areference for teachers of English to speakers of other lan-guages. New York: Cambridge University Press.
10. Cho, Hyea-Sung (2002): “Stress clash revisited”. The Linguistic Association of Korea Journal 10/1:101-115.
11. Chomsky, Noam & Halle, Morris (1968): The sound pattern of English. New York: Harper & Row.
12. Dauer R.M., Stress-timing and syllable-timing reanalysed. Journal of Phonetics 11 (1983), 51–62.
13. Dellwo V., P. Wagner, Relations between language rhythm and speech rate. Proceedings of XVth ICPHS, Spain: Barcelona, 471–474, 2003.
14. Edith, Newmeyer, Frederick, Noonan, Michael & Wheatley, Kathleen (eds.). Functionalism and formalism in linguistics, vol. 1. General Papers. Amster-dam/Philadelphia: John Benjamins, 329- 358.
15. First International Conference. June 3-5 2009, Université de Savoie, Chambéry, France. 13-36.
16. Fudge, Erik C. (1984): English word-Stress. London & Boston: Allen & Un-win.
17. García-Lecumberri, María Luisa (2006): “Perception of double stress by Span-ish learners of English”. In: Baptista Barbara O. & Whatins Michael A. (eds.). English with a Latin beat: Studies in Portuguese/Spanish-English interphonol-ogy. Amsterdam: John Benjamins, 185–198
18. Giegerich, Heinz J. (1985): Metrical Phonology and phonological structure. Cambridge: Cambridge University Press.
19. Grabe, E. E.L. Low, Durational variability in speech and the rhythm class hy-pothesis. In: C. Gussenhover (ed.), N. Warner (ed.): Papers in Laboratory Pho-nology 7, Mouton de Gruyter, Berlin, 515–546, 2002.
20. Grabe, Esther & Warren, Paul (1995): “Do speakers do it or do listeners hear it?” In: Connell, Bruce & Arvaniti, Amalia (eds.). Phonology and phonetic evidence: Papers in Laboratory Phonology, Vol. 4. New York: Cambridge University Press, 95-110.
21. Grela, Bernard & Gandour Jack (1999): “Case study stress shift in aphasia: A multiple case study”. Aphasiology 13/2: 151-166.
22. Gussenhoven, Carlos (1983): “Stress shift in Dutch as a rhetorical device”. Linguistics 21: 603-619.
23. Gussenhoven, Carlos (1991): “The English rhythm rule as an accent deletion rule”. Phonology 8: 1- 35.
24. Hammond, Michael (1999): “Lexical frequency and rhythm”. In: Darnell, Mi-chael, Moravcsik,
25. Hayes, Bruce (1984): “The phonology of rhythm in English”. Linguistic In-quiry 15: 33-74.
26. Hoey, Michael (2005): Lexical priming: A new theory of words and language. London: Routledge.
27. Honeybone, Patrick. 2011. Variation and linguistic theory. In Maguire, Warren and April McMahon (eds.), Analysing variation in English. Cambridge: Cam-bridge University Press. P. 151–177.
28. Huckvale, Mark (2013): SFS/WASP Version 1.54 [downloaded 01/09/2013]. DO Con-sulted 1 September 2013
29. International Congress of Phonetic Sciences. City University of Hong Kong Press: Hong Kong, China, 332-335.
30. Jones, Daniel, Roach, Peter, Setter, Jane, & Esling, John (2011): Cambridge English Pronouncing Dictionary. [18th ed.]. Cambridge: Cambridge University Press.
31. Kazlauskienė, A, Zigmantaitė, A The Speech Rhythm of the Lithuanian and Latvian Language Human language technologies – the Baltic perspective, 8th international conference Baltic HLT 2018, September 27 - 29,
32. Kazlauskienė, A. Kai kurie akustiniai lietuvių kalbos ritmiškumo parametrai. Baltistica: baltų kalbotyros žurnalas 48(1), (2013), 19–36.
33. Kingdom, Roger (1958): The groundwork of English stress. London: Long-man, Green and Co.
34. Kodzasov Sandro V Russian // Harry van der Hulst (Ed.). Word Prosodic Sys-tems in the Languages of Europe. Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 1999.
35. Kukhto, A. Piperski,A: Lexical stress variation and rhythmic alternation in Russian, 2016
36. Langacker, Ronald W. (1999): Grammar and conceptualization. Berlin & New York: Mouton de Gruyter.
37. Liberman, Mark & Prince, Alan S. (1977): “On stress and linguistic rhythm”. Linguistic Inquiry 8: 249-336.
38. Mairano P., Rhythm typology: acoustic and perceptive studies, PhD theses, University of Turin, 2011.
39. Mairano P., Romano A, Un confronto tra diverse metriche ritmiche usando Correlatore. In: S. Schmid, M. Schwarzenbach, D. Studer (eds.), La dimen-sione temporale del parlato (Proceedings of the V National AISV Congress, University of Zurich, Collegiengebaude, 4–6 February 2009), EDK: Torriana, 79–100, 2011.
40. Mompeán, Jose A. & Gómez, Alberto (2011):“Hiatus-resolution strategies in non-rhotic English: The case of /r/-liaison”. In: Lee, Wai-Sum & Zee, Eric (eds.). Proceedings of the 17th International Congress of Phonetic Sciences, Hong Kong, China, 1414-1417.
41. Mompeán, Jose A. (2010): “A corpus-based study of phonological free varia-tion in English”. In: Henderson, Alice (ed.). English pronunciation: Issues and practices (EPIP): Proceedings of the
42. Nespor, Marina (1990): “On the separation of prosodic and rhythmic phonolo-gy”. In: Inkelas, Sharon & Zec, Draga (eds.). The phonology-syntax connec-tion. Chicago: Chicago University Press,217-242.
43. Pike K.L., The intonation of American English, University of Michigan Press, Ann Arbor, 1945.
44. Prince, Alan S. (1983): “Relating to the grid”. Linguistic Inquiry 14: 19-100.
45. Pukevičiūtė, A. Kazlauskienė, A. Klasterinė tipologinių kalbos ritmo grupių analizė. Acta Linguistica Lithuanica, Lietuvių kalbotyros klausimai 69 (2013), 168–184. A. Kazlauskiene˙ and A. Zigmantaite˙ / The Speech Rhythm of the Lithuanian and Latvian Languages 69
46. Quené, Hugo & Robert, Port (2002): “Stress shift in rhythmical speech”. Acoustical Society of America Journal 111/5: 2477.
47. Quené, Hugo & Robert, Port (2003): “Produced speech rhythm depends on predictability of stress patterns”. In: Solé, María J. & Recansens, Daniel (ed.). Proceedings of the 15th International Congress of Phonetic Sciences. Adelaide, South Australia: Causal Productions, pp. 2445-2448.
48. Ramus, F. Nespor, M. Mehler J.: Correlates of linguistic rhythm in the speech signal, Cognition 73 (1999), 265–292.
49. Riester, Arndt & Baumann, Stefan (2011): “Information structure annotation and secondary accents”. In: Dipper, Stefanie & Zinsmeister, Heike (eds.). Beyond semantics: Corpus-based investigations of pragmatic and discourse phenomena. Volume 3 of BLA (Bochumer Linguistische Arbeiten). Göttingen: Ruhr-Universität Bochum, Sprachwissenschaftliches Institut, 111-127.
50. Roach P., On the distinction between "stress-timed" and "syllable-timed" lan-guages. In: D. Crystal (ed.): Linguistic Controversies, Edward Arnold, London, 73–79, 1982.
51. Schlüter, Julia. 2015. Rhythmic influence on grammar: Scope and limitations. In Vogel, Ralf and Ruben van de Vijver (eds.), Rhythm in cognition and grammar: A Germanic perspective. Berlin: de Gruyter Mouton. P. 179–206
52. Selkirk, Elisabeth O. (1984): Phonology and syntax: The relation between sound and structure. Cambridge, MA: MIT Press.
53. Shattuck-Hufnagel, Stefanie (1991): “Acoustic correlates of stress shift”. Pro-ceedings of the XIIth International Congress of Phonetic Sciences, Aix-en-Provence: Université de Provence, Service de Publications. Vol. 4, 266-269.
54. Shevelov, George Y. 1964. A prehistory of Slavic: The historical phonology of Common Slavic. Heidelberg: Carl Winter.
55. Shvedova, Nataliya Yu. (ed.). 1980. Russkaja grammatika [Russian grammar]. Moscow: Nauka, 1980.
56. Sweet, Henry. 1887. A handbook of phonetics. Oxford: Clarendon Press.
57. Timberlake, Alan. 2004. A reference grammar of Russian. Cambridge, UK: Cambridge University Press.
58. Vogel, Irene, Bunnell, H. Timothy & Hoskins, Steven (1995): “The phonology and phonetics of the Rhythm Rule”. In: Connell, Bruce & Arvaniti, Amalia (eds.). Phonology and phonetic evidence: Papers in laboratory phonology, Vol. 4. New York: Cambridge University Press, 111-127.
59. Wells, John C. (2006): English intonation: An introduction. Cambridge: Cam-bridge University Press.
60. Wells, John C. (2008): Longman Pronunciation Dictionary [3rd edition]. Har-low, UK: Longman.
61. Аберкромби Д. Взгляд фонетиста на структуру стиха // Новое в зарубежной лингвистике, вып. 9. - М., 1980., с. 6-34
62. Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. М., 1974. С. 80.
63. Авдеев В., Наумов А., Ладинская Н., Савченко А., Наумов И. 2016. Обнял / обнЯл // VASTRY: Variational Studies Repository. URL: https://web-socioling-hse.c9users.io/studies/a3c65c2974270fd 093ee8a9bf8ae7d0b [27.03.2016]
64. Алякринский Б.С., Степанов С.И. По закону ритма - М, 1985, 275с.
65. Алякринский Б.С., Степанов С.И. По закону ритма - М, 1985, 275с.
66. Аристова Г.А. Линейные контакты слов как источник прагматического эффекта французских конструкций типа n+adj. с необычной сочетаемо-стью.// Прагматические аспекты лексикологии французского языка. - М., 1987, вып. 292, с. 5-21.
67. Богородицкий В.А. Общий курс русской грамматики. 5-ое изд. - М,- Л, 1936, 354 с.
68. Бойчук Е. И., Воронцова И. А., Шляхтина Е. В., Беляева О. В. Идиостиль и ритм текста. Коллективная монография. Ярославль: РИО «Ярославский государственный педагогический университет», 2019. 184 с.
69. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова. СПб., 1998.
70. Бюхер К. Работа и ритм.- М.: Новая Москва, 1923, с. 281.
71. Виноградов В А. Ударение // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
72. Вундт В. Сознание и внимание.// Хрестоматия по вниманию.- М.: МГУ, 1976, 385 с.
73. Гиршман М. М. Ритм художественной прозы. Москва: Советский писатель, 1982. 272 c. реф. ... к. филол. н. Москва, 2015. 22 с.
74. Грамматический словарь русского языка [Текст] : Словоизменение : Около 100000 слов / А.А. Зализняк. - Москва : Рус. яз., 1977. - 879 с.;
75. Зализняк А.А От праславянской акцентуации к русской. М., 1985. С. 371-387.
76. Зализняк А. А. Древнерусское ударение: Общие сведения и словарь. М.: Языки славянской культуры, 2014. 728 с
77. Зализняк, А. А.: ‘Глагольная акцентуация в южновеликорусской рукописи XVI в.’, Славянское и балканское языкознание. Проблемы морфонологии, Москва, 1981, 89–174.
78. Златоустова Л.В. Фонетическая структура слова в потоке речи, Казань, 1962
79. Златоустоеа Л.В. Фонетическая реализация русского словесного ударения. Л., 1953.
80. Иванова - Лукьянова Г.Н. О ритме прозы.// Просодическая структура тек-ста.-М., 1984, вып. 230, с. 128-147.
81. Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф., Касаткин Л.Л. Большой орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Л. Л. Касаткина. М., 2012.
82. Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф., Касаткин Л.Л. Основные принципы “Большого орфоэпического словаря русского языка” // Слово и язык: Сборник статей к 80-летию акад. Ю.Д. Апресяна / Под ред. И.М. Богу-славский, Л. Л. Иомдин, Л.П. Крысин М., 2011. C. 407–421.
83. Кишалова Л. В. Экспериментальное исследование роли ритма прозаического текста в процессе его восприятия // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 2 (106). С. 142–149.
84. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: Фонетика, орфоэпия, графика и орфография: Учебное пособие для вузов. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2011. - 430 с.
85. Кодзасов С.В., Кривнова О Ф. Общая фонетика. М., 2001.
86. Колмогоров А.Н., Кондратьев А.М. Ритмика поэм Маяковского.// Вопросы языкознания, 1962, №3, с. 65-73.
87. Лосев А.Р., Шестаков В.Н. История эстетических категорий - М., 1965,418 с.
88. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие - М., 1966, 351 с.
89. Панов M.B. Современный русский язык. Фонетика. М, 1DU 1979. С. 80.
90. Панов М. В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979. С. 80.
91. Потебня А.А. П64 Теоретическая поэтика / Сост., вступ. ст., коммент. А .Б. Муратова. — М.: Высш. ш к., 1990. — 344 с.
92. Пэрна Н.Я. Ритм, жизнь и творчество.- М.-Л.: Петроград, 1925, с.133.
93. Русское литературное произношение и ударение: Словарь344 справочник / Под ред. Р.И. Аванесова и СИ. Ожегова. М. 1959.
94. Способин И.В. Музыкальная форма [Текст]/ И.В. Способин. - Москва: 1947. -275с.
95. Успенский Б.А.Краткий очерк истории русского литературного языка (X I-X IX вв.) - М .: «Гнозис», 1994. 240 с.
96. Холле М. Ударение и акцент в индоевропейском // Проблемы фонетики. Вып. П. М., 1995.
97. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике,- М., 1961, 730 с.
98. Шубников А.В., Копцик В.А. Симметрия в науке и искусстве.- М.: Наука, 1972,213 с.