Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Университетская проблематика в научно-популярных СМИ

Работа №136519

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
43
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
I. Научно-популярная журналистика в структуре медиа 5
1.1. Популяризация науки в России: генезис и особенности развития 5
1.2. Типологические особенности научно-популярных СМИ 14
1.3. Университеты и медиа в ландшафте научных коммуникаций 16
II. Информационное партнерство университета и медиа в продвижении научного знания 26
2.1. Университетская тематика в СМИ: анализ положительного и негативного опыта 26
2.2. Технологии работы журналиста при освещении научных достижений университетов 32
Заключение 46
Литература 49
Приложения 52



Актуальность исследования. Эффективность научных достижений во многом определяется тем, насколько полно общество о них осведомлено. Важную роль в популяризации научного знания играют средства массовой информации. В условиях развития инновационных технологий появляется острая необходимость разработки четких коммуникационных связей между всеми сторонами, вовлеченными в науку и ее популяризацию.
Тенденция к повышению информирования общества о научном знании сказалась на росте заинтересованности СМИ во взаимодействии с университетами как научно-исследовательскими центрами. Для вузов также назрела необходимость в информационном сотрудничестве с медиа, что объясняется ростом на рынке научных коммуникаций количества бизнес-проектов и перспективных стартапов, заинтересованных в продвижении собственного брэнда. Все это формирует рост конкуренции и дает начало становлению нового этапа популяризации науки в России, в условиях которого участники научных коммуникаций только начинают осваиваться.
Степень научной разработанности темы не высокая. Проблема университетской проблематики в СМИ поднимается в работах косвенно при освещении становления популяризации науки в России, а также обсуждении проблем современных научных коммуникаций. Наиболее полно данный вопрос рассматривается в сборнике «Формула научного PR 3.0.», разработанном коллективом университета ИТМО.
Проблемы науки, особенности научной популяризации в масс-медиа, а также типологию научно-популярны СМИ в своих трудах изучали такие авторы как А.И. Акопов, А.Г. Бочаров, Л.П. Громова, Б.И. Есин, А.В. Западов, Я.Н. Засурский, С.Г. Корконосенко, И.В. Кузнецов, Э.А. Лазаревич, Р.П. Овсепян, А.С. Пую, А.А. Тертычный, М.В. Шкондин.
Проблемы популяризации науки в России поднимаются в работах С.В. Альтшулера, И.И. Артоболевского, В.Н. Болховитинова, С.И. Вавилова, Е.П. Велихова, В.Ю. Иваницкого, Ю.В. Казарина, П.Л. Капицы, Б.М. Кедрова, Д.С. Лихачёва, И.В. Петрянова-Соколова и др.
Новизна и практическая значимость работы связана представлением нового взгляда на проблему и введением в научный оборот нового эмпирического материала.
Объектом исследования являются пресс-релизы, новости и информационные заметки университетов России для научно-популярных СМИ, а также тексты современных научно-популярных изданий.
Предметом исследования– динамика развития университетской тематики в научных СМИ, факторы и особенности развития.
Цель работы – определить университетскую проблематику в освещении научно-популярных медиа.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. определить факторы, влияющие на динамику развития научных коммуникаций;
2. определить формы взаимодействия университетов и научно-популярных СМИ;
3. обозначить технологии работы журналистов с информацией о научных достижениях университетов;
4. провести анализ особенностей научно-популярных текстов о науке;
5. выявить проблемы, с которыми сталкиваются научно-популярные СМИ при взаимодействии с университетами в современных условиях;
Эмпирическую базу исследования составили авторские материалы пресс-релизов и научно-популярных текстов Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого о научных достижениях за 2017 год, а также тексты о науке N+1, РИА Новости и ТАСС. Также исследованы платформы научно-популярных проектов «ПостНаука», «Арзамас», изучены новостные ленты университетов, пишущих о науке, например: ИТМО, СПбПУ, МИСиС, СПбГУ и другие.
В ходе работы применялись такие методы исследования, как: исследование теоретико-методологической базы, систематическая выборка, функциональный анализ. Методология и методы исследования основаны на принципах объективности, системности, историзма, комплексности, сочетания теоретического и эмпирического уровней анализа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе изучения научной литературы были обозначены периоды зарождения и развития популяризации науки в России, определены ее особенности. В результате изучения истории научной популяризации науки и российских научно-популярных медиа, определена прямая зависимость развития данной отрасли от проводимой государственной политики.
В иерархии ценностей общественного сознания наука сегодня занимает далеко не первое место. Причиной тому случит то, что четко сформулированной позиции в отношении популяризации науки на сегодняшний день нет. Несмотря на то, что в России сейчас делается ставка на инновационное развитие, до сих пор отсутствуют четкие механизмы продвижения научного знания.
Научные коммуникации в России пока находятся на этапе своего становления. Некоторые научные организации и СМИ подключились к популяризации научного знания и даже добились некоторых успехов – в первой главе рассмотрены примеры удачной деятельности научно-популярных медиа и проектов, а также определено место СМИ и университетов в ландшафте научных коммуникаций.
При изучении явления научных коммуникаций, обозначены позитивные стороны данного феномена, такие как повышение грамотности населения, установка доверительного отношений меду обществом и наукой, продвижение конкретных исследователей и компетенций, обеспечение прозрачности научных процессов.
Отмечается, что медиарынке зарождаются заметные проекты, которые обучаются правилам научной коммуникации и стараются выстроить эффективное взаимодействие меду его участниками. Однако не все потенциальные участники научных коммуникаций в полной мере подключились к данному процессу. Так, анализируя позицию образовательных учреждений в системе научных коммуникаций, в главах сформированы выводы о том, что участие вузов в продвижении научного знания остается низким, из-за чего университетская тематика в медиа до сих пор остается недостаточно освещенной. Однако, согласно изученным исследованиям, в последние годы наблюдается тенденция к позитивным переменам.
Во второй главе рассмотрены основные формы взаимодействия университетов и СМИ – такие как пресс-релизы, партнерские отношения и работа с сайтами научных новостей. Описаны особенности, сильные и слабые стороны данных способов продвижения университетской тематики в СМИ. Помимо этого, во второй части данной выпускной квалификационной работы обозначены проблемы как информационного взаимодействия вузов и СМИ, так и организации их работы в научно-популярной тематике в отдельности.
В частности, отмечен ряд недостатков в работе пресс-служб университетов, отвечающих за продвижение информационного контента в научно-популярные СМИ. Также обозначена проблема, свойственная работе журналиста с научным знанием, а именно - искажение информации, что несомненно вредит науке и порождает недоверие со стороны ученых к средствам массовой информации. Зачастую это происходит из-за стремления к сенсационности и желания перенести фокус повествования на цели исследования и их социальный контекст, мифологизировать тему, опустив на второй план сам исследовательский процесс.
Смещение акцентов в научно-популярном тексте может объясняться также недостаточной подготовкой журналиста и низкими навыками работы с научным знанием. В этой связи во второй главе данной работы представлены методы работы журналиста, освещающего науку. К таким относятся методы научной глубины, осмысления материала, доступности и занимательности изложения, каждый из которых предполагает возможности для наиболее глубокого и многостороннего рассмотрения исследуемой темы.
Таким образом, сформированы выводы о том, что ввиду неразвитых научных коммуникаций в России из-за отсутствия четкой позиции государства по данному вопросу, университеты не очень активно подключаются к процессу популяризации науки, а также продвижению собственных достижений и компетенций в научно-популярных СМИ.
Помимо этого, нет сил, которые бы осуществляли контроль и анализ деятельности в данном направлении. В этой связи назревает необходимость осуществления мониторинга за системой научных коммуникаций и их эффективностью с целью разработки наиболее действенных методов популяризации науки и поиска выгодных решений для всех сторон данного процесса.



1. Агамова Н. С., Аллахвердян А. Г., Арутюнов В. С. и др. Наука в России. От настоящего к будущему. М., 2009.
2. Акопов А. И. Научная популяризация как важнейшее звено в пропаганде и продвижении научных исследований. [Электронный ресурс]: RELGA. 2011. № 3. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2844&level1=main&level2=articles
3. Акопов А.И. Типология советских научно-технических журналов: Автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.10 / МГУ им. М.В. Ломоносова. – М., 1979а. – 16 с.
4. Ваганов А. Г. Нужна ли наука для популяризации науки? // Наука и жизнь. 2007. № 7. URL: http://wwwnkjru/archive/articles/11016/.
5. Ваганов А.Г. Спираль жанра: От «народной науки» до развлекательного бизнеса. История и перспективы популяризации науки в России. — М.: ЛЕНАНД, 2014. — 224 с.
6. Веретенников А.В. Учёные и мы // Журналист. – 1971. – № 2. – С. 34–40.
7. Громова Л. П. Научно-популярная журналистика в России XVIII-XIX вв.: вехи становления. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2012. - 98 с.
8. Джанджугазова Е. А. Роль популяризация науки в развитии российского образования (в контексте анализа российских научно-популярных изданий) // Рос.регионы : взгляд в будущее. 2014. № 1 (1). С. 53-70. URL: http://futurerussru/wp-content/uploads/201...andzhugazovapdf.
9. Дзялошинский И. М. Журналистика соучастия: Как сделать СМИ полезными людям / И. М. Дзялошинский— М.: Престиж, 2006. — 104 с.
10. Дзялошинский И. М. Инновационная журналистика. Модное словосочетание, или путь развития СМИ // ТелеЦентр. № 1. 2007. С. 50-53.
11. Дивеева Н. В. Основные направления воздействия новых информационных технологий на популяризацию науки // Изв. Юж. фед. ун-та. Филол. науки. 2014. № 5. С. 158-167. URL: http://wwwrelgaru/Environ/WebObjects/tguww...les&textid=3888.
12. Загидуллина М. В. Мастерство популяризации науки как элемент профессиональной культуры современного журналиста / Блог Марины Загидуллиной. – URL: http://zagidullina.ru/my_articles/мастерство-популяризации-науки. – Екатеринбург. – 2005. – С. 218–226.
13. Засурский Я.Н. Научно-техническая революция и журналистика // Вестник МГУ Сер.10. Журналистика. — М., 1971. — №4.
14. Кокурина Е.В. Научная журналистика: проблемы и перспективы // Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых при поддержке ЮНЕСКО «Ломоносов 2002». М. Факультет журналистики МГУ 10 апр. 2002 года. — М.
15. Коновец А.Ф. Функционально-структурные особенности современ- ной советской научной публицистики: Автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.10 / Киев.гос. ун-т им. Т.Г. Шевченко. – Киев, 1984. – 24 с.— URL:http://нэб.рф/catalog/000199_000009_000777870/viewer/
16. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева [и др.] – Москва : Флинта: Наука, 2003. − 493 с.
17. Лазаревич Э. А. С веком наравне: Популяризация науки в России: Книга. Газета. Журнал / МГУ им. М.В. Ломоносова. — М., 1981. — 244 с.
18. Лазаревич Э. А. Советские ученые как писатели-пропагандисты науки (Научно - попул произведения Вавилова, Обручева и Ферсмана) //Автореф. дис. канд. филол. наук МГУ им. М.В. Ломоносова — М., 1957
19. Лазаревич Э.А. Искусство популяризации: Академики С.И. Вавилов, В.А. Обручев, А.Е. Ферсман — популяризаторы науки. — М.: АН СССР, 1960. — 190 с.
20. Лазаревич Э.А. С веком наравне: Популяризация науки в России. Книга. Газета. Журнал. — М.: Книга, 1984. — 132 с.
21. Муранова О. С. Способы выражения позиции автора в тексте научно- популярной статьи // Изв. Рос.гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. СПб., 2009. № 12 (89). С. 238-244. URL:
22. Парафонова В.А. Научно-популярные журналы в структуре современных сми: типологические и профильные особенности // URL:http://dissertations.tversu.ru/system/dissertations/theses/000/000/129/original/Диссертация_ВАП_сайт.pdf?1482504643, Тверь – 2016. С. – 153
23. Петрянов-Соколов И.В. Хранители воздуха // Нева. – 1970. – № 7.
24. Пичугина Т.Б. Что каждый журналист должен знать о науке, а каждый ученый – о журналистике // Российская наука и СМИ. Сб. ст. междунар. Интернет-конференции 5 ноября – 23 декабря 2003 г. на портале www.adenauer.ru / Под общ.ред. Ю.Ю. Черного, К.Н. Костюка. – М., 2004. – С.144.
25. Прохоров Е.П. Массовое сознание как предмет социологического исследования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. – 2006. – № 1. – С. 30–46.
26. Современные проблемы науки и журналистика / сост. С. И. Сметанина. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2012. - 150 с.
27. Формула научногоPR 3.0. Сборник лучших практик в области научных коммуникаций. — СПб: Университет ИТМО, 2017 — 109 с.
28. Шкондин М.В. Газетно-журнальная типология в условиях становления коммуникативной системы информационного общества // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. – 2003. – № 2. – С. 12–32.
29. Юревич А. В. Наука и СМИ / А. В. Юревич // Политические исследования (Полис). – 2001. – № 3. – С. 66.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ