Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ЮНЕСКО В СФЕРЕ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Работа №136512

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы108
Год сдачи2019
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
75
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Основы международного сотрудничества ЮНЕСКО и Российской Федерации в сфере сохранения материального культурного наследия
1.1 Понятие культурного наследия в законодательстве Российской Федерации и в Конвенции ЮНЕСКО 1972 года
1.2 Нормативно-правовые и институциональные аспекты взаимодействия Российской Федерации и ЮНЕСКО
Глава 2. Результаты совместной деятельности России и ЮНЕСКО по сохранению культурного наследия на современном этапе
2.1 Культурное наследие Российской Федерации в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО ………………………………..………………… 35
2.2 Состояние объектов всемирного культурного наследия в России ……………….…… 40
2.3 Российская Федерация в международных проектах ЮНЕСКО, направленных на сохранение культурного наследия
Глава 3. Проблемы и перспективы сотрудничества Российской Федерации и ЮНЕСКО
3.1 Основные проблемы сотрудничества РФ и ЮНЕСКО в условиях современности ………………………………………………………………….... 60
3.2 Перспективы взаимодействия Российской Федерации и ЮНЕСКО в сфере сохранения культурного наследия ………………………………….……....……… 66
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение 1
Приложение 2


Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью оптимизации сотрудничества Российской Федерации и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в области охраны материального культурного наследия на международном, федеральном и региональном уровне. В контексте современных международных отношений сотрудничество рассматриваемых субъектов международного права имеет широкий потенциал.
Начало XXI века характеризуется обостренной международной политической обстановкой наряду с усилением военной мощи государств, растущей глобализацией и развитием урбанизации, что представляет глобальную угрозу утраты исторического культурного наследия и требует повышенного внимания мирового сообщества. Актуальность сотрудничества Российской Федерации и ЮНЕСКО на современном этапе трудно переоценить.
В силу своей богатой культуры и великой истории, насчитывающей более тысячи лет, Российская Федерация обладает широкими резервами культурного наследия. Это требует особого внимания государственных органов власти в ведении культурной политики на государственном и международном уровне, в частности, в выработке эффективной стратегии, в формировании нормативно-правовой базы, в оказании финансовой, технической и административной поддержки. В данной перспективе возрастает необходимость развития сотрудничества России, как важного актора международного гуманитарного сотрудничества, и ЮНЕСКО, как наиболее влиятельной межправительственной организации, одной из целей которой является содействие государствам в сохранении культурного наследия.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы становится выявление основных направлений и форм сотрудничества Российской Федерации и ЮНЕСКО в системе охраны материального культурного наследия на современном этапе.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
● Конкретизировать понятие материального культурного наследия в национальном законодательстве и в практике Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры;
● Изучить документальные основы сотрудничества России и ЮНЕСКО;
● Рассмотреть деятельность действующих структур Организации, отвечающих за сохранение материального культурного наследия, и их российских представительств;
● Рассмотреть и проанализировать наиболее крупные проекты в сфере сохранения материального культурного наследия, реализуемые ЮНЕСКО в кооперации с Россией;
● Выявить основные проблемы международного сотрудничества Российской Федерации и ЮНЕСКО в сфере сохранения культурного наследия;
● Обозначить перспективы деятельности ЮНЕСКО и России в области охраны культурного наследия.
Объектом исследования является всемирное культурное наследие.
Предметом исследования становятся основные направления деятельности ЮНЕСКО и России по вопросам сохранения материального культурного наследия в условиях современного мира, в частности, ряд флагманских проектов ЮНЕСКО, реализованных в России, а также совместные программы, направленные на сохранение всемирного культурного наследия.
В XXI столетии среди многих экспертов, от политиков до урбанистов, часто возникают дискуссии о том, насколько эффективна деятельность ЮНЕСКО, в том числе, в области сохранения и защиты культурного наследия. Постепенно интерес к исследованию современного международного сотрудничества в сфере охраны культурного наследия возрастает и в научных кругах. Однако, несмотря на повышенное внимание к культурно-гуманитарной составляющей международных отношений, число научных исследований по рассматриваемой проблематике достаточно ограничено. Следует также учитывать тот факт, что автором настоящей выпускной квалификационной работы рассматривается взаимодействие между двумя субъектами международного права. Заявленная автором тема оказалась недостаточно исследованной ни в отечественной, ни в зарубежной литературе, вероятно, ввиду ее узконаправленности. Данный пункт говорит о новизне исследуемой проблемы и создает определенную нишу для ее научной разработки. Был выделен лишь определенный ряд научных статей, опубликованных в научных и периодических изданиях, сборниках, и размещенных в электронных библиотеках и других интернет-ресурсах, и в разной мере затрагивающий проблематику сохранения культурного наследия в партнерской деятельности ЮНЕСКО и России.
Характеризуя источниковую базу данного исследования, отметим, что она включает важнейшие международно-правовые документы в области охраны материального культурного наследия. В частности, основополагающими актами, использованными при подготовке данной работы, являются: Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года и Руководство по ее выполнению (в редакции 2017 года). Ключевое значение данных документов для данной работы заключается в том, что сегодня обязательства России перед международным сообществом по сохранению культурного наследия вытекают из Конвенции 1972 года об охране всемирного культурного и природного наследия. Данный международный договор содержит унифицированное понятие культурного наследия, а также закрепляет за каждым государством-участником Конвенции обязательство охранять уникальные памятники, расположенные на его территории и оказывать помощь другим государствам-сторонам Конвенции в охране их наследия. Положения Конвенции и Руководства основаны на разработках экспертов Комитета всемирного наследия и включают в себя четкие критерии для включения объектов в Список всемирного наследия, для оказания им международной помощи и другие аспекты. Руководство развивает положения Конвенции, его применение является основным механизмом для ее реализации. В документе определяются процедуры для: внесения объектов в Список всемирного наследия и Список всемирного наследия, находящегося под угрозой; охраны и сохранения объектов всемирного наследия; предоставления международной помощи в рамках Фонда всемирного наследия; и мобилизации национальной и международной поддержки Конвенции. Наряду с Конвенцией 1972 года, Руководство является частью правовой системы РФ, и должно неукоснительно соблюдаться и выполняться в отношении объектов всемирного наследия. Документ регулярно пересматривается Комитетом с учетом новых концепций, знаний или опыта.
Также при подготовке работы рассматривалось содержание и других Конвенций ЮНЕСКО в области охраны культурного наследия, ратифицированных Российской Федерацией: Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года, а также Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 года.
Другой важной категорией источников, задействованных в ходе работы, является свод внутренних нормативно-правовых актов Российской Федерации, который регулирует культурную сферу, в частности, вопросы объектов культурного наследия. В качестве важнейших источников из данной категории мы использовали Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Данные акты являются основой российского законодательства в сфере культуры. Высокое значение обозначенных постановлений обусловлено, в частности, тем, что они регулируют отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Также к данной категории источников относится Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года и план мероприятий по ее реализации. Сохранение культурного наследия и создание условий для развития культуры является одним из приоритетных направлений Стратегии.
Помимо вышеназванных основополагающих документов ЮНЕСКО и Российской Федерации в области культурного наследия, большое значение для подготовки настоящей работы уделялось источникам, раскрывающим аспекты партнерства Россия-ЮНЕСКО. К данной категории относятся: «Меморандум о взаимодействии Российской Федерации и ЮНЕСКО» (1993 г.), «Соглашение между Правительством Российской Федерации и ЮНЕСКО об условиях выполнения проектов, осуществляемых в Российской Федерации при содействии Организации» (1999 г.) и «Меморандум о взаимопонимании между Государственным Эрмитажем и ЮНЕСКО по вопросу об охране и восстановлении культурных ценностей в зонах конфликтов, в частности, на Ближнем Востоке» (2017 г.). Целесообразность обращения к данным документам обусловлена тем, что они демонстрируют развитие сотрудничества России и ЮНЕСКО, реализующегося на основе подписания двусторонних соглашений. Это обеспечивает нашей стране возможность участвовать в разработке и осуществлении программной деятельности Организации, приобщаясь к передовому опыту и новейшим технологиям в сфере образования, науки, культуры и коммуникации, а также задействовать интеллектуального потенциала России в международном культурном сотрудничестве и содействие Организации в сохранении российского национального культурного наследия.
Также ключевым источниковым ресурсом при подготовке данного исследования послужили материалы цифровой библиотеки ЮНЕСКО, которая обеспечивает доступ к множеству публикаций, документов и других материалов, произведенным в ходе работы ЮНЕСКО или относящимся к областям ее компетенции. В частности, при написании работы на платформе указанной библиотеки были рассмотрены материалы Генеральных Конференций и сессий Исполнительного Совета ЮНЕСКО, отчетность Бюро ЮНЕСКО в Москве, а также Устав Организации и документы, связанные с финансовой составляющей ЮНЕСКО.
Наконец, важное значение при подготовке работы уделялось материалам официальных выступлений высших должностных лиц, государственных заседаний, симпозиумов и конференций в области охраны всемирного культурного наследия, а также интервью руководителей ЮНЕСКО.
Таким образом, в основе настоящей выпускной квалификационной работы был положен достаточно широкий спектр документальных источников, который позволяет комплексно рассмотреть исследуемую проблему.
Теоретическую базу данного исследования можно условно разделить на несколько групп. Во-первых, в данной работе уделяется большое значение рассмотрению дефиниции культурного наследия. Особенности данного понятия рассматриваются в работах специалистов в области теории культурного наследия и проблем его сохранения и защиты. В этом отношении важно отметить работы отечественных специалистов О. В. Галковой, Т. В. Растимешиной и А. С. Соколовой. Также к данной категории относится работа сотрудника ученого совета Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева, С. Ю. Житенева. В целом, научные работы из данной группы сформировали комплексное определение понятия «культурное наследие», а также сложившиеся формы и методы его использования.
Во-вторых, в исследовании рассматриваются нормативно-правовые основы сотрудничества России и ЮНЕСКО, ввиду чего было целесообразно обратиться к работам специалистов в области международного права. В частности, следует отметить научную статью А. В. Иглина, а также совместную работу М. С. Борисовой и Д. А. Лагутиной.
В-третьих, особую роль для составляющей данной выпускной квалификационной работы играют научные труды эксперта российского комитета ЮНЕСКО, руководителя отдела мониторинга всемирного и национального наследия Н. В. Максаковского. В данных работах автора делается особый акцент на текущем этапе и основных тенденциях развития системы всемирного наследия. Следует отметить, что ключевое значение для настоящей работы имеют научные статьи российских исследователей, посвященные многостороннему сотрудничеству России и ЮНЕСКО и раскрывающие уровень соответствия российских сложившихся принципов в системе охраны материального культурного наследия и положений, установленных в международных нормативно-правовых актах ЮНЕСКО.
В-четвертых, следует выделить работы профессоров Стэнфордского университета, в частности, статью Л. Мескелл, в которой анализируется деятельность ЮНЕСКО и ее структур, а также влияние сотрудничества в рамках Организации на многостороннюю дипломатию. Кроме того, отметим коллективную работу Л. Мескелл в соавторстве с К. Люцца, Д. Бертаччини и Д. Сакконе, где среди прочего рассматриваются тенденции последнего десятилетия в деятельности Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО и вопросы номинации объектов для внесения в Список всемирного наследия.
В-пятых, для рассмотрения деятельности Организации в работе задействованы исследования экспертов ЮНЕСКО. Следует отметить монографию Ж. де Баррина и совместное исследование П. Галланда, К. Лизицин, А. Удалль-Дитхардт и К. Янг. К данной группе также относится статья немецкого ученого и почетного члена Национальной комиссии Германии по делам ЮНЕСКО, К. Хафнера, где широко рассматриваются последствия финансового кризиса, случившегося в ЮНЕСКО после официального принятия Палестины в Организацию, и влияние случившегося на развитие проектов и, в целом, на сотрудничество с государствами-участниками. Обозначенные научные труды внесли большой вклад в осмысление гуманитарной деятельности и актуальных проблем Организации.
В-шестых, при подготовке настоящей работы использован ряд материалов периодических изданий и некоторых новостных интернет-ресурсов. Основной составляющей данной категории являются статьи портала «Хранители наследия». Ресурс предоставляет актуальную информацию и аналитику в сфере сохранения и популяризации архитектурного наследия, а также интервью, дискуссии и мнения опытных экспертов в соответствующей теме. Кроме того, следует отметить журналы «Вестник ЮНЕСКО», который издается Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, и «Международная жизнь», являющийся, в свою очередь, ведущим российским научно-политическим изданием.
Кроме того, для подтверждения фактического материала, институциональных и функциональных принципов работы Организации и ее российских структур в ходе работы использовались официальные сайты: ЮНЕСКО, Фонда всемирного наследия, консультативных органов Организации, Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Постоянного представительства России при ЮНЕСКО, официального интернет-представительства Президента Российской Федерации, министерств и ведомств, государственных учреждений, а также российских общественных организаций и гуманитарных проектов.
Таким образом, задействованная нами теоретическая база позволяет разносторонне рассмотреть исследуемую тему и отражает дискуссионный и междисциплинарный характер проблематики.
Методология исследования напрямую исходит из поставленных задач и позволила разносторонне рассмотреть поставленную проблему. Во-первых, нами применялся институциональный метод, позволивший раскрыть организационную структуру ЮНЕСКО, а также структуру российских представительств Организации. Во-вторых, использован функциональный метод, благодаря которому удалось более широко рассмотреть деятельность Организации, выявив ее функциональные особенности. В-третьих, в настоящей работе задействован метод контент-анализа, с помощью которого был проанализирован ряд источников, представленный нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также международно-правовыми документами и внутренней документацией ЮНЕСКО. В-третьих, компаративный метод позволил рассмотреть дефиницию культурного наследия с точки зрения российского законодательства и с точки зрения Конвенции 1972 года. В некоторых частях работы, в частности, при представлении совместных проектов ЮНЕСКО и России, а также при рассмотрении интервью и выступлений официальных лиц нами применялся дескриптивный метод.
Наконец, при попытке обозначить перспективы партнерства Россия-ЮНЕСКО в области сохранения культурного наследия мы также использовали прогностический метод.
Теоретическая значимость настоящей работы заключается в попытке установить место России в глобальной системе сохранения всемирного культурного наследия в современном мире в рамках сотрудничества с ведущей мировой гуманитарной организацией, а также в выявлении актуальных проблем, связанных с сохранением, защитой и популяризацией объектов культурного наследия.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что ее результаты позволяют идентифицировать практическое значение российского законодательства в сфере сохранения культурного наследия, а также обозначить необходимость дальнейшего развития международного сотрудничества с ЮНЕСКО, в частности, с целью применения международного опыта в исследуемой области.
Структура настоящей выпускной квалификационной работы подчинена сформулированной цели и установленным задачам и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных в ходе исследования источников и литературы, а также двух приложений к работе.
В первой главе за основу берется нормативно-правовая база, на основе которой раскрывается понятие культурного наследия а также документальные и исходящие из них институциональные основы взаимодействия РФ и ЮНЕСКО. Чтобы сузить поле исследования, автором рассматривается проблема сохранения всемирного культурного наследия, соответственно, раскрывается дефиниция материального культурного наследия в базовых законодательных актах Российской Федерации и в Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года.
Вторая глава посвящена непосредственно результатам сотрудничества России и ЮНЕСКО на современном этапе. В частности, рассматривается динамика представленности России в Списке всемирного наследия и вопросы оценки состояния российских объектов культурного наследия, а также участие нашей страны во флагманских и пилотных проектах Организации, реализуемых с 1990-х гг.
В третьей главе делается акцент на выявлении основных проблем в деятельности ЮНЕСКО, препятствующих в полной мере плодотворному сотрудничеству с Российской Федерацией, а также сформирован определенный ряд мер, которые должны быть реализованы в будущем и, вероятно, будут способствовать упрочению России в деле сохранения всемирного культурного наследия под эгидой ЮНЕСКО.
Работа также включает в себя два приложения: в Приложении 1 содержится актуальный список российских объектов всемирного наследия, включенных в него по культурным критериям, изложенным в главе 2; Приложение 2 включает в себя график, отражающий динамику внесения объектов, расположенных на территории Российской Федерации в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990-2018 гг.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Культурное наследие является неотъемлемой частью каждого народа, без него не мыслится становление мировой истории, развитие общества и существование культуры в целом, так как это, прежде всего, свидетельство исторической преемственности и неразрывной связи поколений. Объединение народов и государств с целью сохранения мирового культурного наследия является одним из важнейших приоритетов в деятельности ведущей межправительственной гуманитарной организации - Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
Придерживаясь принципов Организации, уже на протяжении 65 лет Российская Федерация играет важную роль в деятельности ЮНЕСКО. Высокий уровень представительности нашей страны в межправительственных органах ЮНЕСКО подтверждается ее неоднократным избранием в ряды членов Комитета всемирного наследия.
Постепенно в современной России развивается законодательная база в области охраны культурного наследия. Дефиниция материального культурного наследия закреплена в национальных нормативно-правовых актах и включает в себя множество категорий и значений, что коррелирует с подходом ЮНЕСКО в этом направлении. Принципы Организации в области охраны материального культурного наследия отражаются в содержании конвенций ЮНЕСКО и формируют международно-правовые нормы в этом направлении. Эти документы ратифицированы Российской Федерацией, являются частью ее правовой системы и составляют фундамент партнерских отношений нашей страны и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в области охраны, защиты, восстановления, управления и популяризации объектов культурного наследия. Уставом ЮНЕСКО а также основным международно-правовым документом в области охраны культурного наследия, а именно, Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года предусмотрено создание международных и национальных структур ЮНЕСКО, которые на сегодняшний день выполняют ключевые функции в глобальной системе охраны объектов и являются основными механизмами взаимодействия ЮНЕСКО с Российской Федерацией.
Развитие сотрудничества России и ЮНЕСКО в области охраны материального культурного наследия подтверждается возрастающим числом совместных просветительских проектов, программ по многостороннему развитию объектов, осуществляемых при содействии консультационных органов Организации, а также проектов направленных на вовлечение молодежи в дело сохранения и продвижения историко-культурного наследия. Тенденция взаимодействия на базе совместных проектов прослеживается с конца XX века. Проекты по реконструкции и модернизации Государственного Эрмитажа и Большого театра, реализованные в 1993-2005 гг. стали началом многостороннего сотрудничества ведущих культурных учреждений с Организацией, которое развивается и сегодня. В 2018 году российские объекты впервые прошли конкурсный отбор на участие в проекте «Волонтеры Всемирного наследия». Особого внимания заслуживает инициативная деятельность России в деле сохранения историко-культурных объектов, находящихся под угрозой уничтожения в результате вооруженных конфликтов. В кооперации с ЮНЕСКО наша страна активно участвует в миссии по восстановлению и защите памятников в Сирии и Республике Косово. С 1992 года российские историко-культурные объекты составляют Список всемирного наследия, предусмотренный Конвенцией 1972 года. На сегодняшний день среди государств-участников Конвенции Россия занимает девятую позицию по количеству включенных в Список объектов.
Учитывая вышеизложенные факты, ключевым моментом является то, что несмотря на широко развитую институциональную и нормативно-правовую базу сотрудничества между рассматриваемыми субъектами международного права, а также развивающуюся совместную проектную деятельность, уровень практической реализации политики в отношении объектов культурного наследия находится на достаточно низком уровне. В ходе исследования было установлено, что высокий международный уровень представительства нашей страны в рядах участников Организации не способствует в полной мере решению широкого спектра внутригосударственных проблем, препятствующих эффективной международной деятельности в сфере охраны культурного наследия, что также осложняется кризисной ситуацией, с которой ЮНЕСКО столкнулась в 2011 году ввиду региональных противоречий и, как следствие, недостатка финансирования.
Рассмотрев основные проблемы сотрудничества в сфере охраны материального культурного наследия, отмечаем неисправное выполнение российской стороной ряда обязательств, исходящих из ратифицированных Конвенций ЮНЕСКО и выражающееся в отсутствии надлежащей системы охраны объектов всемирного наследия и в низком уровне участия представителей субъектов Российской Федерации в деле продвижения национальных объектов культурного наследия.
Сложность решения данных проблем обусловлена, в частности, большим акцентированием внимания формированию положительного образа страны на международном уровне со стороны российских властей, нежели активизации деятельности, направленной на практическое решение внутригосударственных проблем.
На основании проделанного нами исследования представляется целесообразным представить ряд тезисов, которые могут быть рассмотрены как рекомендации в вопросах оптимизации взаимодействия Российской Федерации и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры сохранения в деле сохранения, защиты и популяризации как категории объектов всемирного культурного наследия, так и категории объектов-кандидатов, находящихся в Предварительном списке и являющимися перспективными для включения:
● Разработка на государственном уровне эффективной стратегии сохранения объектов культурного наследия, а также создание планов управления, ввиду их отсутствия у большинства объектов. Для уточнения следует отметить, что до 2016 года ни один российский объект ЮНЕСКО не имел утвержденного плана, несмотря на то, что согласно Конвенции 1972 года данный пункт является необходимым требованием по обеспечению сохранности объектов всемирного наследия.
● Расширение сотрудничества в рамках проектной деятельности в области сохранения материального культурного наследия на уровне субъектов Российской Федерации, так как на уровне регионов преимущественно реализуются совместные проекты, направленные на сохранение нематериального наследия (например, в Республике Саха (Якутия), в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра, в Республике Башкортостан и других регионах РФ).
● Повышение внимания государственных органов к международному опыту, с целью формирования оптимизированной системы мониторинга объектов культурного наследия в России, а также с целью оптимизации государственной системы реставрации объектов;
● В силу ограниченного бюджета ЮНЕСКО возрастает необходимость создания федеральных программ, направленных на повышение инвестиционной привлекательности объектов материального культурного наследия с целью привлечения финансовых ресурсов, которые в последующем должны быть направлены на их содержание и способствовать повышению туристического потока;
● Учитывая существующие проблемы в сфере охраны объектов культурного наследия в городах федерального значения при высоком уровне их развития, представляется крайне важной необходимость создания на региональном уровне специализированных государственных центров, способствующих продвижению национальных историко-культурных памятников.
Подводя итог, следует отметить, что на современном этапе угрозы утраты историко-культурных объектов, составляющих Список Всемирного культурного наследия, а также тех объектов, которые потенциально могут быть в него включены, исходят из низкой эффективности государственной политики и сложившихся международно-политических противоречий. В этой перспективе, учитывая изначальную деполитизированность ЮНЕСКО и приоритет ее деятельности, заключающийся в содействии государствам в сохранении культурного наследия, необходимо направлять все ресурсы и инициативы на усиление эффективности Организации и развитие многостороннего сотрудничества.



1. Меморандум о взаимодействии Российской Федерации и ЮНЕСКО (25 июня 1993 г.) / Вестник ЮНЕСКО №20. 2014. / Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. URL: http://www.unesco.ru/media/2014/Vestnik-20-Site-2.pdf (дата обращения: 10.03.2019).
2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) об условиях выполнения проектов, осуществляемых в Российской Федерации при содействии ЮНЕСКО / Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. URL: http://docs.cntd.ru/document/901763749 (дата обращения: 10.03.2019).
3. Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры / UNESCO Цифровая библиотека. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000125590_rus (дата обращения: 03.02.2019).
4. Convention Concerning the Protection of the World Cultural and Natural Heritage / World Heritage Centre - Official website. URL: https://whc.unesco.org/en/conventiontext/ (дата обращения: 17.02.2019).
5. Convention for the Protection of Cultural Property in the Event of Armed Conflict with Regulations for the Execution of the Convention / UNESCO - Official website. URL: http://portal.unesco.org/en/ev.php-URL_ID=13637&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html (дата обращения: 20.03.2019).
6. Convention on the Means of Prohibiting and Preventing the Illicit Import, Export and Transfer of Ownership of Cultural Property / UNESCO - Official website. URL: http://portal.unesco.org/en/ev.php-URL_ID=13039&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html (дата обращения: 20.03.2019).
7. The Operational Guidelines for the Implementation of the World Heritage Convention / World Heritage Centre - Official website. URL: https://whc.unesco.org/en/guidelines/ (дата обращения: 17.02.2019).

Нормативно-правовые акты Российской Федерации:
1. Закон Российской Федерации № 3612-1 от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» / Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102018866 (дата обращения: 13.03.2019).
2. Законопроект, обязывающий уведомлять ЮНЕСКО о строительстве в границах объектов всемирного наследия, будет внесен в Правительство в 2019 году / Министерство культуры Российской Федерации – официальный сайт. URL: https://www.mkrf.ru/press/news/zakonoproekt_obyazyvayushchiy_uvedomlyat_yunesko_o_stroitelstve_v_granitsakh_obektov_vsemirnogo_nasl/ (дата обращения: 29.03.2019).
3. Конституция Российской Федерации / Президент России - официальный сайт. URL: http://constitution.kremlin.ru (дата обращения: 25.01.2019).
4. Основы государственной культурной политики / Министерство культуры Российской Федерации – официальный сайт. URL: https://www.mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2016/OSNOVI-PRINT.NEW.indd.pdf (дата обращения: 15.04.2019).
5. Распоряжение Правительства РФ №2563-р от 1 декабря 2016 г. «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2016-2018 годах Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» / Правительство России. URL: http://static.government.ru/media/files/9JWKkzndyH2E0R6nR3x61AhuV3n6ysln.pdf (дата обращения: 17.02.2019).
6. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года / Правительство России. URL: http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (дата обращения: 27.01.2019).
7. Федеральный закон № 101-ФЗ от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» / Президент России - официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/8063 (дата обращения: 25.01.2019).
8. Федеральный закон № 73-ФЗ от 25 июня 2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» / Президент России - официальный сайт. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/18230 (дата обращения: 17.02.2019).
9. Указ Президента Российской Федерации № 1487 от 30 ноября 1992 г. «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» / Президент России - официальный сайт. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/2547 (дата обращения: 14.04.2019).
10. Указ Президиума ВС СССР № 8595-xi от 9 марта 1988 г. «О ратификации Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия» / Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. URL: http://docs.cntd.ru/document/901871120 (дата обращения: 25.01.2019).

Внутренняя документация ЮНЕСКО:
1. Contribution to UNESCO’s regular budget / UNESCO - Official website. URL: https://teamsnet.unesco.org/filedrop/Assessment%20Letters/2019/RU_RB_2019.pdf (дата обращения: 05.02.2019).
2. Key facts and figures on the Russia/UNESCO Cooperation / UNESCO - Official website. URL: http://www.unesco.org/eri/cp/factsheets/RUS_facts_figures.pdf (дата обращения: 30.03.2019).
3. Scale of assessments, currency of Member States' contributions and Working Capital Fund / UNESCO Digital Library. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000258947 (дата обращения: 16.04.2019).
4. Statement of compulsory and voluntary contributions to the World Heritage Fund / UNESCO Digital Library. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000217185?posInSet=3&queryId=0a927791-5a6b-4a86-bc2d-173320b03ab3 (дата обращения: 05.02.2019).
5. Investing in Cultural Diversity and Intercultural Dialogue: UNESCO World Report / UNESCO Digital Library / 2009. 402 p. URL: http://www.unesco.org/new/en/culture/resources/report/the-unesco-world-report-on-cultural-diversity/ (дата обращения: 30.03.2019).
6. UNESCO Moscow office. Activity report. M., 2001-2002 / UNESCO Digital Library. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000137278_eng (дата обращения: 12.04.2019).
7. UNESCO's role in safeguarding and preserving Palmyra and other Syrian world heritage sites / UNESCO Digital Library. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000217185?posInSet=3&queryId=0a927791-5a6b-4a86-bc2d-173320b03ab3 (дата обращения: 10.04.2019).
8. World Heritage: Challenges for the Millennium / World Heritage Centre - Official website. URL: https://whc.unesco.org/en/challenges-for-the-Millennium/ (дата обращения: 17.04.19).

Информационный сборник:
1. Всемирное наследие. Информационный сборник / Центр всемирного наследия ЮНЕСКО / Фонд «Охрана природного наследия». 2012. С. 30. URL: // http://www.nhpfund.ru/files/world-heritage-information-kit-ru.pdf (дата обращения: 05.02.19).

Материалы официальных мероприятий международного и национального уровней:
1. Владимир Мединский провел рабочую встречу с гендиректором ЮНЕСКО Одре Азуле / Министерство культуры Российской Федерации – официальный сайт. URL: https://www.mkrf.ru/press/news/vladimir_medinskiy_vstretilsya_s_direktorom_yunesko_gendirektor_yunesko_odre_azule/ (дата обращения: 27.04.2019).
2. Встреча с генеральным директором ЮНЕСКО Одре Азуле / Президент России - официальный сайт. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/59980 (дата обращения: 23.04.2019).
3. Заседание Совета при Президенте по культуре и искусству / Президент России - официальный сайт. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/51016 (дата обращения: 17.04.2019).
4. Кудрявцев, А. П. Остановить утраты, управлять настоящим и будущим культурного наследия России / А. П. Кудрявцев // II Международный научный симпозиум «Памятники всемирного культурного наследия в России – проблемы и перспективы»: тезисы докладов (19-21 сентября. 2018 г., Великий Новгород). 2018. - 66 с. - С. 2. / International Council on Monuments and Sites - Official website. URL: http://icomos.org.ru/images/docs/тезисы.pdf (дата обращения: 25.04.2019).
5. Пленарное заседание Санкт-Петербургского международного культурного форума / Президент России - официальный сайт. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50926 (дата обращения: 16.04.2019).
6. Совместное заседание Госсовета и Совета по культуре и искусству / Президент России - официальный сайт. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47324 (дата обращения: 18.04.2019).
7. Foreign Minister Sergey Lavrov’s remarks at a gala meeting of the Commission of the Russian Federation for UNESCO, Moscow, April 29, 2019 / Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО – официальный сайт. URL: http://unesco.ru/en/?module=news&action=view&id=994 (дата обращения: 27.04.2019).
8. Foreign Minister Sergey Lavrov’s remarks at the 38th session of the UNESCO General Conference, Paris, November 6, 2015 / Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД РФ) – официальный сайт. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/1922488 (дата обращения: 16.04.2019).
9. Russian Foreign Minister Sergei Lavrov’s address to the General Meeting of the Commission of the Russian Federation for UNESCO, Moscow, April 25, 2016 / Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО – официальный сайт. URL: http://www.unesco.ru/en/?module=news&action=view&id=821 (дата обращения: 10.04.2019).

ЛИТЕРАТУРА


Книги:
1. Волкова, Л. Б., Лужковская, М. Ф. Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в России/ Волкова, Л. Б., Лужковская, М. Ф. - Санкт-Петербург.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2017. - 130 с.
2. Лавров, В. В. Актуальные проблемы охраны и использования объектов природного и культурного наследия/ Лавров, В. В. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2016. - 64 с.
3. Barrin, J. UNESCO: The Seeds of Peace/ Barrin, J. / UNESCO Digital Library. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000123477 (дата обращения: 18.04.2019).
4. Galland, P., Lisitzin, K., Oudaille-Diethardt, A., Young, C. World Heritage in Europe today/ Galland, P., Lisitzin, K., Oudaille-Diethardt, A., Young, C. URL: https://whc.unesco.org/en/world-heritage-in-europe-today/ (дата обращения: 01.04.2019).

Научные статьи:
1. Арсанова, Т. Е. Роль ЮНЕСКО в современных условиях/ Арсанова, Т. Е. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-yunesko-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 29.03.2019).
2. Бардаков, А. В. Государство и культура в контексте программного документа «Основы государственной культурной политики»/ Бардаков, А. В. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvo-i-kultura-v-kontekste-programmnogo-dokumenta-osnovy-gosudarstvennoy-kulturnoy-politiki (дата обращения: 14.04.2019).
3. Борисова, М. С., Лагутина, Д. А. Международно-правовая защита культурных ценностей/ Борисова, М. С., Лагутина, Д. А. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27642612 (дата обращения: 20.03.2019).
4. Буданова, Е. А. ЮНЕСКО и субъекты Российской Федерации в системе международных отношений/ Буданова, Е.А. URL: https://eee-region.ru/article/5213/ (дата обращения: 24.04.2019).
5. Галкова, О. В. Культурное наследие: современные подходы и проблемы/ Галкова, О. В. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnoe-nasledie-sovremennye-podhody-i-problemy (дата обращения: 25.02.2019).
6. Демина, С. А., Валеев, Р. М. Взаимодействие Российской Федерации с ЮНЕСКО как один из приоритетов внешней политики в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества/ Демина, С. А., Валеев, Р. М. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-rossiyskoy-federatsii-s-yunesko-kak-odin-iz-prioritetov-vneshney-politiki-v-sfere-mezhdunarodnogo-kulturno-gumanitarnogo (дата обращения: 21.03.2019).
7. Житенев, С. Ю. Системы управления объектами культурного наследия/ Житенев, С. Ю. URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/11/89.html (дата обращения: 16.04.2019).
8. Жуков, А. Д., Канаев, Н. М. Рожденная сотрудничать: к 50-летию ЮНЕСКО/ Жуков, А. Д., Канаев, Н. М. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rozhdennaya-sotrudnichat-k-50-letiyu-yunesko (дата обращения: 05.02.2019).
9. Иглин, А. В. Международно-правовые вопросы участия России в деятельности ЮНЕСКО/ Иглин, А. В. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodno-pravovye-voprosy-uchastiya-rossii-v-deyatelnosti-yunesko (дата обращения: 29.03.2019).
10. Кодолова, Т. А., Шишкин, А. И. Методические аспекты повышения эффективности разработки и реализации планов управления объектами всемирного наследия в регионах России/ Кодолова, Т. А., Шишкин, А. И. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20724897 (дата обращения: 16.04.2019).
11. Максаковский, Н. В. История развития и современные тенденции формирования списка Всемирного наследия ЮНЕСКО/ Максаковский, Н. В. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-i-sovremennye-tendentsii-formirovaniya-spiska-vsemirnogo-naslediya-yunesko (дата обращения: 31.03.2019).
12. Максаковский, Н. В. Предварительный список Всемирного наследия России: история развития, современный состав, пути оптимизации/ Максаковский, Н. В. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predvaritelnyy-spisok-vsemirnogo-naslediya-rossii-istoriya-razvitiya-sovremennyy-sostav-puti-optimizatsii (дата обращения: 31.03.2019).
13. Молчанов, С. Н. Об использовании понятий «культурные ценности» и «культурное наследие» (достояние) в международном праве / Молчанов, С. Н. // Московский журнал международного права. - 2000. № 2. - С. 20-27.
14. Растимешина, Т. В. Реализация концепции всемирного культурного наследия в российской и международной правовой и политической практике/ Растимешина, Т. В. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-kontseptsii-vsemirnogo-kulturnogo-naslediya-v-rossiyskoy-i-mezhdunarodnoy-pravovoy-i-politicheskoy-praktike (дата обращения: 13.03.2019).
15. Родионова, В. О. Россия и ЮНЕСКО: основные направления сотрудничества/ Родионова, В. О. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/rossiya-i-yunesko-osnovnye-napravleniya-sotrudnichestva (дата обращения: 03.02.2019).
16. Соколова, А. С. Вклад ЮНЕСКО в сохранение всемирного культурного наследия/ Соколова, А. С. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vklad-yunesko-v-sohranenie-vsemirnogo-kulturnogo-naslediya (дата обращения: 15.04.2019).
17. Соколова, А. С. Культурное наследие как объект охраны ЮНЕСКО/ Соколова, А. С. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnoe-nasledie-kak-obekt-ohrany-yunesko (дата обращения: 25.02.2019).
18. Сургуладзе, В. Ш. Россия в программах ЮНЕСКО: опыт и потенциал сотрудничества/ Сургуладзе, В. Ш. URL: https://www.riss.ru/images/pdf/journal/2015/5/07_.pdf (дата обращения: 24.04.2019).
19. Шульгин, П. М., Штеле, О. Е. Принципы разработки и основные положения плана управления для российского объекта Всемирного наследия «Болгарский историко-археологический комплекс»/ Шульгин, П. М., Штеле, О. Е. URL: https://publications.hse.ru/articles/219179810 (дата обращения: 17.04.2019).
20. Янович, М. В. Значение конституционной обязанности в отношении объектов культурного наследия/ Янович, М. В. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28387505 (дата обращения: 28.02.2019).
21. Aituganova N.L., Valeev R.M., Sitdikov A.G., Khayrutdinov R.R. Activity of the International Workshop on UNESCO World Heritage Monitoring in the Russian Federation and CIS Countries/ Aituganova N.L., Valeev R.M., Sitdikov A.G., Khayrutdinov R.R. URL:https://www.researchgate.net/publication/322394369_O_rabote_mezdunarodnogo_seminara_Monitoring_obektov_vsemirnogo_nasledia_UNESKO_opyt_Rossijskoj_Federacii_i_stran_SNG (дата обращения: 04.04.2019).
22. Hüfner, K. The Financial Crisis of UNESCO after 2011: Political Reactions and Organizational Consequences/ Hüfner, K. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1111/1758-5899.12459 (дата обращения: 16.04.2019).
23. Meskell, L., Liuzza C., Bertacchini, D., Saccone, D. Multilateralism and UNESCO World Heritage: decision-making, States Parties and political processes/ Meskell, L., Liuzza C., Bertacchini, D., Saccone, D. URL: https://www.researchgate.net/publication/274461355_Multilateralism_and_UNESCO_World_Heritage_Decision-making_States_Parties_and_political_processes (дата обращения: 07.04.2019).
24. Meskell, L. UNESCO’s World Heritage Convention at 40: Challenging the Economic and Political Order of International Heritage Conservation/ Meskell, L. URL: https://www.jstor.org/stable/10.1086/671136?Search=yes&resultItemClick=true&searchText=world&searchText=cultural&searchText=heritage&searchText=in&searchText=russia&searchUri=%2Faction%2FdoBasicSearch%3FQuery%3Dworld%2Bcultural%2Bheritage%2Bin%2Brussia&ab_segments=0%2Fdefault-2%2Fcontrol&refreqid=search%3A03e1df0ace6bb658c3330d6fcd6ae101&seq=1#metadata_info_tab_content (дата обращения: 02.02.2019).

Периодические издания и другие новостные интернет-ресурсы:
1. Заграница нам поможет? Константин Михайлов — о кризисе национальной системы охраны культурного наследия / Издательский дом Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3758045 (дата обращения: 25.04.2019).
2. «Культура — это не пустая трата денег». Интервью гендиректора ЮНЕСКО Ирины Боковой / Газета.Ru. URL: https://www.gazeta.ru/culture/2013/12/12/a_5799585.shtml (дата обращения: 02.02.2019).
3. Культурное наследие: ежегодно и официально / Сайт «Хранители наследия». URL: http://hraniteli-nasledia.com/articles/nasledie-rossii/kulturnoe-nasledie-ezhegodno-i-ofitsialno/ (дата обращения: 05.04.2019),
4. Курс на трансформацию / Вестник ЮНЕСКО. 2018. № 35. / Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. URL: http://www.unesco.ru/media/2017/12/Vestnik_35.pdf (дата обращения: 23.04.2019).
5. Международные акты и конвенции / Сайт «Хранители наследия». URL: http://hraniteli-nasledia.com/dose/mezhdunarodnye-akty-i-konventsii/ (дата обращения: 07.03.19).
6. «Несущие венец ЮНЕСКО» / Сайт «Хранители наследия». URL: http://hraniteli-nasledia.com/articles/diskussii/nesushchie-venets-yunesko/?sphrase_id=50946 (дата обращения: 09.04.2019).
7. Новые объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО / Вестник ЮНЕСКО. 2018. № 35. / Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. URL: http://www.unesco.ru/media/2017/12/Vestnik_35.pdf (дата обращения: 31.03.2019).
8. О подписании Меморандума о взаимопонимании между ЮНЕСКО и Эрмитажем / Вестник ЮНЕСКО. №34. 2017. URL: http://www.unesco.ru/media/2017/12/Vestnik_34.pdf (дата обращения: 10.04.2019).
9. Опубликована Декларация градозащитников России / Сайт «Хранители наследия». URL: http://hraniteli-nasledia.com/articles/khraniteli/deklaratsiya-gradozashchitnikov-rossii/?sphrase_id=51284 (дата обращения: 18.04.2019).
10. «Памятники древнего Пскова» оценят в ЮНЕСКО / Сайт «Хранители наследия». URL: http://hraniteli-nasledia.com/articles/initsiativy/pamyatniki-drevnego-pskova-otsenyat-v-yunesko/ (дата обращения: 27.04.2019).
11. Постпред России в ЮНЕСКО: в Пальмире пока главная роль принадлежит саперам / РИА Новости. URL: https://ria.ru/20170505/1493702393.html (дата обращения: 11.04.2019).
12. Постпред России: выход США из ЮНЕСКО вредит многостороннему гуманитарному сотрудничеству / Информационное агентство ТАСС. URL: https://tass.ru/politika/5967516 (дата обращения: 16.04.2019).
13. Россия отдала долги ЮНЕСКО / Издательский дом Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/930063 (дата обращения: 05.02.2019).
14. «Формула власти»: гендиректор ЮНЕСКО Одри Азуле / Вести.Ru. URL: https://www.vesti.ru/videos/show/vid/790907/# (дата обращения: 25.04.2019).
15. ЮНЕСКО игнорирует реальное положение дел в Крыму / Информационный портал газеты Известия. URL: https://iz.ru/733662/ekaterina-postnikova/iunesko-ignoriruet-realnoe-polozhenie-del-v-krymu (дата обращения: 18.04.2019).
16. ЮНЕСКО о Ярославле: неподобающее строительство и угроза подлинности / Сайт «Хранители наследия». URL: http://hraniteli-nasledia.com/articles/paralleli/yunesko-o-yaroslavle-nepodobayushchee-stroitelstvo-i-ugroza-podlinnosti/ (дата обращения: 07.04.2019).
17. ЮНЕСКО утвердила первый в России план управления объектом Всемирного наследия / Сайт «Хранители наследия». URL: http://hraniteli-nasledia.com/articles/nasledie-rossii/yunesko-utverdila-pervyy-v-rossii-plan-upravleniya-obektom-vsemirnogo-naslediya-/ (дата обращения: 05.04.2019).
18. 12 архитектурных потерь в России в 2018 году / Варламов.ру. URL: https://varlamov.ru/3241793.html (дата обращения: 07.04.2019).
19. 24 сентября закроется представительство ЮНЕСКО в Москве / Москва 24. URL: https://www.m24.ru/articles/pamyatniki/24092015/85608 (дата обращения: 03.02.2019).
20. 62 года сотрудничества ЮНЕСКО и России / Журнал «Международная жизнь». URL: https://interaffairs.ru/news/show/15132 (дата обращения: 07.03.2019).
21. Defence Minister: Russia to deliver Syria’s Palmyra restorations files to UNESCO soon / The Middle East Monitor. URL: https://www.middleeastmonitor.com/20190320-defence-minister-russia-to-deliver-syrias-palmyra-restorations-files-to-unesco-soon/ (дата обращения: 11.04.2019).
22. Zaryadye Park Is One of the World's Greatest Places 2018 / Time Magazine. URL: http://time.com/collection/worlds-greatest-places-2018/5373188/zaryadye-park-moscow-russia/ (дата обращения: 17.04.2019).
23. Zaryadye Park Project submitted to UNESCO / Archcouncil of Moscow. URL: https://archsovet.msk.ru/en/article/actual/zaryadye-park-project-submitted-to-unesco (дата обращения: 05.04.2019).


Официальные сайты организаций, государственных ведомств, учреждений и проектов:
1. Администрация Санкт-Петербурга - официальный сайт. URL: https://www.gov.spb.ru
2. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) – официальный сайт. URL: http://www.voopik.ru
3. Государственный Эрмитаж - официальный сайт. URL: https://hermitagemuseum.org
4. Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО – официальный сайт. URL: http://www.unesco.ru
5. Культура.рф - официальный сайт. URL: https://www.culture.ru
6. Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД РФ) – официальный сайт. URL: http://www.mid.ru
7. Министерство культуры Российской Федерации – официальный сайт. URL: https://www.mkrf.ru
8. Постоянное Представительство РФ при ЮНЕСКО - официальный сайт. URL: http://www.russianunesco.ru
9. Президент России - официальный сайт. URL: // http://kremlin.ru
10. Санкт-Петербургское отделение ИКОМОС – официальный сайт. URL: https://www.icomos-spb.ru
11. Фонд «Русский мир» - официальный сайт. URL: https://russkiymir.ru
12. International Centre for the Study of the Preservation and Restoration of Cultural Property - Official website. URL: https://www.iccrom.org
13. International Council on Monuments and Sites - Official website. URL: https://www.icomos.org/
14. UNESCO - Official website. URL: https://en.unesco.org
15. World Heritage Centre - Official website. URL: https://whc.unesco.org


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ