Роль женщины в политической жизни РФ и ФРГ в XXI веке
|
Введение
Глава 1. Экскурс в историю развития роли и статуса женщины в обществах Германии и России
1.1. Экскурс в историю развития роли женщины в обществе на территории Германии. С древнейших времен до ХХ века
1.2. Экскурс в историю развития роли женщины в обществе на территории России. С древнейших времен до ХХ века
Глава 2. Феминистское движение и его влияние на положение женщины в политике
2.1 Становление феминистского движения ………………………………. 18
2.2 Теоретические рамки феминизма………………………………...…..... 23
2.3 Объективное и субъективное восприятие женщины-политика……….24
Глава 3. Немецкая модель интеграции женщины в политическую сферу
3.1 Исторические особенности положения женщин в Германии…………29
3.2 Современная ситуация
3.3 Правовой компонент политического участия женщин………………..34
Глава 4. Нормативно-правовая база положения женщины в российской политике
4.1 Конституционное положение женщины в РФ. Наследие СССР и перспективы развития
4.2 Представительство женщин во власти РФ……………………………..43
4.3 Отношение российского общества к женщинам во власти …………..47
4.4 Истории успеха российских женщин в политике
Заключение
Приложение 1
Приложение 2
Глава 1. Экскурс в историю развития роли и статуса женщины в обществах Германии и России
1.1. Экскурс в историю развития роли женщины в обществе на территории Германии. С древнейших времен до ХХ века
1.2. Экскурс в историю развития роли женщины в обществе на территории России. С древнейших времен до ХХ века
Глава 2. Феминистское движение и его влияние на положение женщины в политике
2.1 Становление феминистского движения ………………………………. 18
2.2 Теоретические рамки феминизма………………………………...…..... 23
2.3 Объективное и субъективное восприятие женщины-политика……….24
Глава 3. Немецкая модель интеграции женщины в политическую сферу
3.1 Исторические особенности положения женщин в Германии…………29
3.2 Современная ситуация
3.3 Правовой компонент политического участия женщин………………..34
Глава 4. Нормативно-правовая база положения женщины в российской политике
4.1 Конституционное положение женщины в РФ. Наследие СССР и перспективы развития
4.2 Представительство женщин во власти РФ……………………………..43
4.3 Отношение российского общества к женщинам во власти …………..47
4.4 Истории успеха российских женщин в политике
Заключение
Приложение 1
Приложение 2
Вопрос о равноправии полов одна из ключевых проблем, которую человечеству еще только предстоит решить. Осознание ее важности подтверждают особые усилия ООН, в частности, создание отдельной структуры ООН-женщины и установление одной из 17 целей устойчивого развития достижение гендерного равенства (ЦУР №5). Построить устойчивое будущее для всех - значит не оставить никого без внимания. Женщины и девочки имеют решающее значение для поиска решений самых серьезных проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня, и должны быть услышаны, оценены и прославлены во всем обществе, чтобы отражать их взгляды и выбор в отношении своего будущего. За последние 25 лет политическое представительство женщин во всем мире увеличилось вдвое. Тем не менее, на сегодняшний день это составляет лишь 1 из 4 мест в парламенте, которые занимают женщины.
Актуальность данного исследования. Одним из важнейших элементов на пути к равноправию полов является равная репрезентация мужчин и женщин в политике, поскольку именно через присутствие женщин в парламентах и можно достичь решения таких проблем как разница в заработной плате, проблему «стеклянного потолка» в карьерном росте, разделение отпуска по уходу за ребенком между обоими родителями и другие насущные вопросы путем законодательной инициативы. Согласно рейтингу GlobalGenderGapIndex, такие страны как Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция и Никарагуа (показатель выше 0,8 из 1) имеют наивысший показатель равенства полов в целом (во всех сферах жизни общества). Если сопоставить эти данные со списком стран с наибольшей репрезентацией женщин в парламенте, то окажется, что эти же страны являются лидерами и находятся в первой десятке списка.
В контексте данной работы изучается политическая репрезентация женщин в России и Германии. Данные страны на сегодняшний день кардинально разные в вопросе роли женщин в политике как на практике, так и в теории. Если Германия находится на 10 месте в рейтинге GlobalGenderGapIndex и на 30 месте в рейтинге представительства женщин в политике, то Россия в свою очередь занимает 81 и 168 места соответственно. Интересно то, что в исторической перспективе вплоть до конца XX века в роли и статусе женщин в двух странах было много общего. ФРГ, на наш взгляд, можно рассматривать как положительный пример работы по достижению равенства полов в политике, механизмы успеха которого могут быть в будущем применены в России.
Степень разработанности проблемы. Изучение источников и литературы по теме исследования позволяет сделать вывод о том, что исторические аспекты общественной и политической роли женщин в исследуемых странах изучены глубоко и всесторонне, в то время как современная ситуация наиболее широко отражена в работах западных, нежели российских авторов.
В данном исследовании важную роль сыграли работы, анализирующие историческое развитие роли женщин. Отечественные исследователи в лице Пушкаревой Н.Л, Забелина И. Е, Шейнис З. С, Винничук Л. внесли свой вклад в изучение роли и статуса русской женщины в обществе на протяжении истории. Такие западные историки как Филипп Дейлидер, Мелисса А. Макьюэн, Дженни Чапман, Георг Франц-Виллинг осветили проблему места женщин в европейском и в частности немецком обществе в исторической перспективе.
Гендерной экспертизой российского законодательства занимались Л.Н. Завадская, З.М. Зотова, А.С. Михлин.
В изучении и анализе развития феминистского движения особенно выделяются исследования МарленЛегейтс, Кэролайн Дори-Штайн, Марлен Легейтс, ИдаХустедХарпер, а также ХайдиЭ. Радемахер и Кэтлин М. Фэллон.
Теоретические рамки феминизма выстраивали К.Видон, Б. Хукс, А.Рич, Кэтлин А.Лафлин и Жаклин Л. Кастлдин.
Теоретиками либерального феминизма, теоретической основы данного исследования, являются Элизабет КэдиСтэнтон, Сьюзен Энтони, Эммелин Панкхерст.
Анализом современной ситуации занимаются такие исследователи как Вибке Анкерсен и Кристиан Берг, Родионов М.А., Волкова Т.А. и другие.
Информационной базой исследования выступили статистические данные и исследования таких организаций как немецкая Statista, Федеральная служба государственной статистики и ВЦИОМ. ОтчетынемецкойорганизацииTransparencyInternationalи фонда All-BrightFoundation также легли в основу практической части исследования.
Объектом данного исследования являются женщины в политике, предметом – уровень представительства женщин в политике в России и Германии.
Цель данного исследования - оценка роли женщины в политической жизни РФ и Германии в XXI в.
В процессе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать положение женщины в обществе России и Германии в исторической перспективе
2. Раскрыть основные положения теории феминизма и проанализировать ее влияние на положение женщин в обществе
3. Изучить законодательство Российской Федерации и Федеративной Республики Германия по вопросам гендерного равенства и проследить его развитие в этом вопросе.
4. Проанализировать правовое регулирование и методы решения проблем недостаточной репрезентации женщин во власти в Российской Федерации и ФРГ.
5. Рассмотреть и проанализировать количественное представительство женщин в органах власти России и Германии.
6. Выявить сходства и различия в подходах двух государств к решению проблемы и предложить альтернативные пути дальнейшего улучшения ситуации.
Гипотеза: в РФ женщины в значительной степени недопредставленны в политике, при этом данный факт не рассматривается как проблема ни обществом, ни представителями власти. В ФРГ, напротив, женщины широко представлены в политике и близки к достижению паритета с мужчинами.
Методологические и теоретические основы работы- основные положения теории либерального феминизма и современных гендерных исследований. В ходе работы применялись методы анализа литературы и нормативно-правовой документации по теме участия женщин в политике, сравнение походов двух стран к решению проблемы недостаточной репрезентации женщин в политике.
Научная новизна работы находит свое отражение в сопоставлении подходов двух стран, России и Германии, к решению проблемы недостаточной репрезентации женщин в политике.
Практическая значимость. Заключения исследования могут быть использованы в российском опыте решения проблемы недостаточного женского представительства в политике, а также в дальнейшем анализе политик двух стран в рассматриваемом вопросе.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка.
Первая глава посвящена анализу исторической роли женщин в обществе России и Германии. Во второй главе рассматривается становление и влияние феминизма на положение женщин в политике и развеиваются распространенные предубеждения о женщинах в политике. Третья и четвертая главы посвящены анализу современной роли женщин в политике Германии и России соответственно.
Актуальность данного исследования. Одним из важнейших элементов на пути к равноправию полов является равная репрезентация мужчин и женщин в политике, поскольку именно через присутствие женщин в парламентах и можно достичь решения таких проблем как разница в заработной плате, проблему «стеклянного потолка» в карьерном росте, разделение отпуска по уходу за ребенком между обоими родителями и другие насущные вопросы путем законодательной инициативы. Согласно рейтингу GlobalGenderGapIndex, такие страны как Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция и Никарагуа (показатель выше 0,8 из 1) имеют наивысший показатель равенства полов в целом (во всех сферах жизни общества). Если сопоставить эти данные со списком стран с наибольшей репрезентацией женщин в парламенте, то окажется, что эти же страны являются лидерами и находятся в первой десятке списка.
В контексте данной работы изучается политическая репрезентация женщин в России и Германии. Данные страны на сегодняшний день кардинально разные в вопросе роли женщин в политике как на практике, так и в теории. Если Германия находится на 10 месте в рейтинге GlobalGenderGapIndex и на 30 месте в рейтинге представительства женщин в политике, то Россия в свою очередь занимает 81 и 168 места соответственно. Интересно то, что в исторической перспективе вплоть до конца XX века в роли и статусе женщин в двух странах было много общего. ФРГ, на наш взгляд, можно рассматривать как положительный пример работы по достижению равенства полов в политике, механизмы успеха которого могут быть в будущем применены в России.
Степень разработанности проблемы. Изучение источников и литературы по теме исследования позволяет сделать вывод о том, что исторические аспекты общественной и политической роли женщин в исследуемых странах изучены глубоко и всесторонне, в то время как современная ситуация наиболее широко отражена в работах западных, нежели российских авторов.
В данном исследовании важную роль сыграли работы, анализирующие историческое развитие роли женщин. Отечественные исследователи в лице Пушкаревой Н.Л, Забелина И. Е, Шейнис З. С, Винничук Л. внесли свой вклад в изучение роли и статуса русской женщины в обществе на протяжении истории. Такие западные историки как Филипп Дейлидер, Мелисса А. Макьюэн, Дженни Чапман, Георг Франц-Виллинг осветили проблему места женщин в европейском и в частности немецком обществе в исторической перспективе.
Гендерной экспертизой российского законодательства занимались Л.Н. Завадская, З.М. Зотова, А.С. Михлин.
В изучении и анализе развития феминистского движения особенно выделяются исследования МарленЛегейтс, Кэролайн Дори-Штайн, Марлен Легейтс, ИдаХустедХарпер, а также ХайдиЭ. Радемахер и Кэтлин М. Фэллон.
Теоретические рамки феминизма выстраивали К.Видон, Б. Хукс, А.Рич, Кэтлин А.Лафлин и Жаклин Л. Кастлдин.
Теоретиками либерального феминизма, теоретической основы данного исследования, являются Элизабет КэдиСтэнтон, Сьюзен Энтони, Эммелин Панкхерст.
Анализом современной ситуации занимаются такие исследователи как Вибке Анкерсен и Кристиан Берг, Родионов М.А., Волкова Т.А. и другие.
Информационной базой исследования выступили статистические данные и исследования таких организаций как немецкая Statista, Федеральная служба государственной статистики и ВЦИОМ. ОтчетынемецкойорганизацииTransparencyInternationalи фонда All-BrightFoundation также легли в основу практической части исследования.
Объектом данного исследования являются женщины в политике, предметом – уровень представительства женщин в политике в России и Германии.
Цель данного исследования - оценка роли женщины в политической жизни РФ и Германии в XXI в.
В процессе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать положение женщины в обществе России и Германии в исторической перспективе
2. Раскрыть основные положения теории феминизма и проанализировать ее влияние на положение женщин в обществе
3. Изучить законодательство Российской Федерации и Федеративной Республики Германия по вопросам гендерного равенства и проследить его развитие в этом вопросе.
4. Проанализировать правовое регулирование и методы решения проблем недостаточной репрезентации женщин во власти в Российской Федерации и ФРГ.
5. Рассмотреть и проанализировать количественное представительство женщин в органах власти России и Германии.
6. Выявить сходства и различия в подходах двух государств к решению проблемы и предложить альтернативные пути дальнейшего улучшения ситуации.
Гипотеза: в РФ женщины в значительной степени недопредставленны в политике, при этом данный факт не рассматривается как проблема ни обществом, ни представителями власти. В ФРГ, напротив, женщины широко представлены в политике и близки к достижению паритета с мужчинами.
Методологические и теоретические основы работы- основные положения теории либерального феминизма и современных гендерных исследований. В ходе работы применялись методы анализа литературы и нормативно-правовой документации по теме участия женщин в политике, сравнение походов двух стран к решению проблемы недостаточной репрезентации женщин в политике.
Научная новизна работы находит свое отражение в сопоставлении подходов двух стран, России и Германии, к решению проблемы недостаточной репрезентации женщин в политике.
Практическая значимость. Заключения исследования могут быть использованы в российском опыте решения проблемы недостаточного женского представительства в политике, а также в дальнейшем анализе политик двух стран в рассматриваемом вопросе.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка.
Первая глава посвящена анализу исторической роли женщин в обществе России и Германии. Во второй главе рассматривается становление и влияние феминизма на положение женщин в политике и развеиваются распространенные предубеждения о женщинах в политике. Третья и четвертая главы посвящены анализу современной роли женщин в политике Германии и России соответственно.
Итак, вопрос о гендерном равенстве и в частности равной репрезентации в политике одна из ключевых задач, стоящих перед человечеством. В то время как ряд стран, включая Исландию, Норвегию, Швецию, Финляндию, практически справились с ней и доказали важность и эффективность женской репрезентации, другие прогрессивные страны идут в след за ними, перенимая успешный опыт и применяя его с оглядкой на свои особенности.
В ходе исследования было проанализировано положение женщины в обществах России и Германии исторической перспективе. Можно сделать вывод о том, что как в древнегерманских племенах, так и в древнерусских женщины были свободны от социальных ограничений и обладали равным с мужчинами статусом. Ситуация начала меняться с оформлением права, которое сначала лишило женщин возможности наследовать недвижимое имущество, а затем появились и другие ограничения (теремная система на Руси, невозможность женщины работать без разрешения мужа в Германии). На положение женщин в обществе повлияло и укоренение религиозных взглядов в европейском обществе. Первые надежды на изменение ситуации принесла Эпоха Просвещения, когда мыслители попытались объяснить и найти естественные причины подчиненного положения женщин. Важен уже тот факт, что на это обратили внимание. Затем, в XIX веке рождается феминизм.
Проанализировав основные положения феминистской теории и ее влияние на роль женщин в политической сфере, можно заключить, что феминистское движение способствовало обретению женщинами избирательного права к 1920 годам, права на доступ ко всем ступеням образования, права на аборт, отпуск по уходу за ребенком и материальную поддержку от государства. Также именно феминистское движение способствовало достижению определенных успехов в таких вещах как стремление к равному распределению домашних обязанностей, достижению равной заработной платы, обеспечению равного доступа мужчин и женщин к управляющим постам.
После проведения анализа законодательства РФ и ФРГ по критерию гендерного равенства, становится ясно, что обе страны формально предоставляют равные права обоим полам во всех сферах жизни общества.
Тем не менее, вXX веке начинает прослеживаться существенная разница в положении женщин в обществе и политике в двух рассматриваемых государствах. Две мировые войны первой половины ХХ века забрали жизни миллионов мужчин. В особенности, на ФРГ и РФ как на основных участников, влияние оказала Вторая мировая война. Пока большинство мужчин были на фронте, женщинам пришлось занять их места за станками и обеспечивать военные нужды. С этого момента в истории обратного пути уже не было, женщины не только не вернулись в свою прежнюю роль, а напротив стали добиваться больших возможностей и паритета с мужчинами.
В то время как в ФРГ во второй половине ХХ века наблюдается положительный тренд в представительстве женщин в политике (в 1980 – 8,5% женщин, в 1998 – 26%), то в СССР в этот же период, несмотря на декларирование равенства мужчин и женщин во всех сферах, управляют страной преимущественно мужчины. Показательно, что за 70 лет существования СССР лишь три женщины смогли достичь поста министра.
Количественные показатели политического представительства женщин сильно разнятся в исследуемых странах. С момента распада СССР и провозглашения в России демократического режима ситуация не изменилась в лучшую сторону. За последние 30 лет доля женщин в Государственной Думе не превышала 14%. (см. Приложение 1)В то же время в ФРГ достигнута общая доля женщин в Бундестаге в 30,7%. При этом, такие партии как Левые, Зеленые и СДПГ по собственной инициативе ввели внутренние квоты для женщин и на сегодняшний день лидируют в вопросе обеспечения равного представительства полов. Конечно, в общемировом рейтинге стран, обеспечивших наиболее свободный доступ женщин к управлению государством, Германия далека от первых позиций (49 место из 193).
В ходе исследования были проанализированы методы и подходы двух стран к решению проблемы недостаточной представленности женщин в политических структурах, в связи с чем можно сделать вывод о том, что в Германии на данный момент еще не выработан самостоятельный политический курс, направленный на решение данной проблемы. Работа ведется методом проб и ошибок, а также при помощи заимствования опыта, доказавшего свою эффективность в других государствах. Так, принятый в 2016 закон о рекомендательных квотах для женщин в советах директоров компаний никак не изменил процентное соотношение полов на управляющих должностях, в 2021 году был заменен новым законом, который в свою очередь, сделал квоты обязательными. В политике общеобязательных квот пока нет, но, как уже упоминалось, такие партии как Левые, Зеленые, СДПГ ввели их самостоятельно и являются лидерами в вопросе репрезентации женщин.
Не менее важна роль гражданского общества и неправительственных организаций. Вопрос обеспечения равного представительства мужчин и женщин во власти стоит на повестке дня, регулярно обсуждается в парламенте, предлагаются меры по его решению. Более того, в Германии функционируют специальные организации, продвигающие ту или иную проблему. По вопросу равноправия полов фонд All-BrightFoundationактивно проводит исследования и продвигает проблему неравноправия в Германии и Швеции. К сожалению, пандемия коронавируса повлияла негативно и на такой аспект жизни, как репрезентация женщин на управленческих постах. Из-за пандемии женщин, возглавляющих компании стало меньше. Это означает, что несмотря на все усилия и предписываемые квоты, принцип равной репрезентации еще не укоренился в Германии достаточно глубоко. Тем не менее, немцы не отчаиваются и продолжают работать в этом направлении. Таким образом, работа ведется и есть основания полагать, что ситуация будет меняться и положение немецких женщин как в политике, так и в других сферах жизни будет абсолютно равным с мужчинами.
В России в настоящее время права женщин появляются в повестке дня лишь в отношении вопроса о необходимости принятия закона о домашнем насилии. Уровень политического представительства, кажется, устраивает как представителей власти, так и народ. Таким образом, можно сделать вывод, что проблема еще не назрела и вопрос представительства женщин в органах власти еще ждет свою очередь стать важной темой для обсуждения. В то же время, нельзя сказать, что женщинам в России закрыт путь в политику. Это отнюдь не так, и истории успеха как приведенные в данной работе, так и множество других доказывают это.
Опираясь на схожесть исторических путей статуса и роли женщин в обществе и политике в России и Германии, есть все основания полагать, что, когда в России данная проблема станет достаточно зрелой, опыт ФРГ может быть использован. Таким образом, основываясь на определённых достижениях Германии в решении проблемы недостаточной политической репрезентации женщин, можно сформулировать следующие рекомендации для последующего решения этой проблемы в РФ:
• Введение обязательных партийных квот;
• Поощрение открытой дискуссии властей и гражданского общества;
• Создание неправительственных организаций для исследования проблемы;
• Социальное просвещение;
• Обеспечения выгодных условий отпуска по уходу за ребенком для обоих родителей (в ФРГ сегодня данная система устроена так, что семья финансово получает большую выгоду, если оба родителя по очереди берут на работе отпуск по уходу за ребенком)
В ходе исследования было проанализировано положение женщины в обществах России и Германии исторической перспективе. Можно сделать вывод о том, что как в древнегерманских племенах, так и в древнерусских женщины были свободны от социальных ограничений и обладали равным с мужчинами статусом. Ситуация начала меняться с оформлением права, которое сначала лишило женщин возможности наследовать недвижимое имущество, а затем появились и другие ограничения (теремная система на Руси, невозможность женщины работать без разрешения мужа в Германии). На положение женщин в обществе повлияло и укоренение религиозных взглядов в европейском обществе. Первые надежды на изменение ситуации принесла Эпоха Просвещения, когда мыслители попытались объяснить и найти естественные причины подчиненного положения женщин. Важен уже тот факт, что на это обратили внимание. Затем, в XIX веке рождается феминизм.
Проанализировав основные положения феминистской теории и ее влияние на роль женщин в политической сфере, можно заключить, что феминистское движение способствовало обретению женщинами избирательного права к 1920 годам, права на доступ ко всем ступеням образования, права на аборт, отпуск по уходу за ребенком и материальную поддержку от государства. Также именно феминистское движение способствовало достижению определенных успехов в таких вещах как стремление к равному распределению домашних обязанностей, достижению равной заработной платы, обеспечению равного доступа мужчин и женщин к управляющим постам.
После проведения анализа законодательства РФ и ФРГ по критерию гендерного равенства, становится ясно, что обе страны формально предоставляют равные права обоим полам во всех сферах жизни общества.
Тем не менее, вXX веке начинает прослеживаться существенная разница в положении женщин в обществе и политике в двух рассматриваемых государствах. Две мировые войны первой половины ХХ века забрали жизни миллионов мужчин. В особенности, на ФРГ и РФ как на основных участников, влияние оказала Вторая мировая война. Пока большинство мужчин были на фронте, женщинам пришлось занять их места за станками и обеспечивать военные нужды. С этого момента в истории обратного пути уже не было, женщины не только не вернулись в свою прежнюю роль, а напротив стали добиваться больших возможностей и паритета с мужчинами.
В то время как в ФРГ во второй половине ХХ века наблюдается положительный тренд в представительстве женщин в политике (в 1980 – 8,5% женщин, в 1998 – 26%), то в СССР в этот же период, несмотря на декларирование равенства мужчин и женщин во всех сферах, управляют страной преимущественно мужчины. Показательно, что за 70 лет существования СССР лишь три женщины смогли достичь поста министра.
Количественные показатели политического представительства женщин сильно разнятся в исследуемых странах. С момента распада СССР и провозглашения в России демократического режима ситуация не изменилась в лучшую сторону. За последние 30 лет доля женщин в Государственной Думе не превышала 14%. (см. Приложение 1)В то же время в ФРГ достигнута общая доля женщин в Бундестаге в 30,7%. При этом, такие партии как Левые, Зеленые и СДПГ по собственной инициативе ввели внутренние квоты для женщин и на сегодняшний день лидируют в вопросе обеспечения равного представительства полов. Конечно, в общемировом рейтинге стран, обеспечивших наиболее свободный доступ женщин к управлению государством, Германия далека от первых позиций (49 место из 193).
В ходе исследования были проанализированы методы и подходы двух стран к решению проблемы недостаточной представленности женщин в политических структурах, в связи с чем можно сделать вывод о том, что в Германии на данный момент еще не выработан самостоятельный политический курс, направленный на решение данной проблемы. Работа ведется методом проб и ошибок, а также при помощи заимствования опыта, доказавшего свою эффективность в других государствах. Так, принятый в 2016 закон о рекомендательных квотах для женщин в советах директоров компаний никак не изменил процентное соотношение полов на управляющих должностях, в 2021 году был заменен новым законом, который в свою очередь, сделал квоты обязательными. В политике общеобязательных квот пока нет, но, как уже упоминалось, такие партии как Левые, Зеленые, СДПГ ввели их самостоятельно и являются лидерами в вопросе репрезентации женщин.
Не менее важна роль гражданского общества и неправительственных организаций. Вопрос обеспечения равного представительства мужчин и женщин во власти стоит на повестке дня, регулярно обсуждается в парламенте, предлагаются меры по его решению. Более того, в Германии функционируют специальные организации, продвигающие ту или иную проблему. По вопросу равноправия полов фонд All-BrightFoundationактивно проводит исследования и продвигает проблему неравноправия в Германии и Швеции. К сожалению, пандемия коронавируса повлияла негативно и на такой аспект жизни, как репрезентация женщин на управленческих постах. Из-за пандемии женщин, возглавляющих компании стало меньше. Это означает, что несмотря на все усилия и предписываемые квоты, принцип равной репрезентации еще не укоренился в Германии достаточно глубоко. Тем не менее, немцы не отчаиваются и продолжают работать в этом направлении. Таким образом, работа ведется и есть основания полагать, что ситуация будет меняться и положение немецких женщин как в политике, так и в других сферах жизни будет абсолютно равным с мужчинами.
В России в настоящее время права женщин появляются в повестке дня лишь в отношении вопроса о необходимости принятия закона о домашнем насилии. Уровень политического представительства, кажется, устраивает как представителей власти, так и народ. Таким образом, можно сделать вывод, что проблема еще не назрела и вопрос представительства женщин в органах власти еще ждет свою очередь стать важной темой для обсуждения. В то же время, нельзя сказать, что женщинам в России закрыт путь в политику. Это отнюдь не так, и истории успеха как приведенные в данной работе, так и множество других доказывают это.
Опираясь на схожесть исторических путей статуса и роли женщин в обществе и политике в России и Германии, есть все основания полагать, что, когда в России данная проблема станет достаточно зрелой, опыт ФРГ может быть использован. Таким образом, основываясь на определённых достижениях Германии в решении проблемы недостаточной политической репрезентации женщин, можно сформулировать следующие рекомендации для последующего решения этой проблемы в РФ:
• Введение обязательных партийных квот;
• Поощрение открытой дискуссии властей и гражданского общества;
• Создание неправительственных организаций для исследования проблемы;
• Социальное просвещение;
• Обеспечения выгодных условий отпуска по уходу за ребенком для обоих родителей (в ФРГ сегодня данная система устроена так, что семья финансово получает большую выгоду, если оба родителя по очереди берут на работе отпуск по уходу за ребенком)
Подобные работы
- ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ НА РЫНКЕ ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ МОНОПРОФИЛЬНОГО ГОРОДА)
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Реализация конституционного принципа гендерного равенства в Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Право на жизнь и смертная казнь: проблемы конституционно-правовой регламентации в Российской Федерации.
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 970 р. Год сдачи: 2004 - Право на жизнь и смертная казнь: проблемы конституционно-правовой регламентации в Российской Федерации
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Право на жизнь и смертная казнь: проблемы конституционно-правовой регламентации в Российской Федерации
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА МИРОВЫХ СУДЕЙ В РОССИИ В СВЕТЕ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ 1864 ГОДА
Диссертации (РГБ), теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Деятельность Советской военной администрации в Германии:
организация мирной жизни. 1945-1949 годы
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - Становление и развитие института мировых судей в России в свете судебной реформы 1864 года.
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - Право на достоинство в России и зарубежом (вопросы теории)
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



