Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности эмоционального выгорания преподавателей высшей школы

Работа №136490

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы164
Год сдачи2024
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования проблемы взаимосвязи эмоционального выгорания и субъективного ощущения здоровья с профессиональной деятельностью 16
1.1 Обоснование признаков системности изучаемой проблемы. 16
1.1.1 Актуальность проблемы психосоматической
коррекции выгорания немедицинскими методами для современного общества 18
1.1.2 Многомерность сложности психосоматической
коррекции выгорания 25
1.1.3 Междисциплинарность изучаемой проблемы 26
1.2. Когнитивное и психофизическое состояние
преподавателей высшей школы в современных образовательных условиях 28
1.3 Нейро- и психофизиологические основы формирования адаптационного ответа на стресс 32
1.3.1 Теория функциональных систем Анохина-Судакова... 34
1.3.2 Взаимосвязь оси постуры и психоэмоционального
состояния 38
1.3.3 Применимость телесных техник в психосоматической
коррекции эмоционального выгорания 40
Глава 2 Организация исследования влияния телесно¬ориентированных методов на восстановление эмоционального состояния и субъективного ощущения здоровья 47
2.1 Этапы и методики исследования 47
2.2 Обоснование выбора плана эксперимента 54
Глава 3 Эмпирическое исследование эмоционального выгорания
преподавателей высшей школы 59
3.1 Анализ психофизического состояния респондентов 59
3.1.1 Диагностика эмоционального «выгорания» личности... 59
3.1.2Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности по методике ДОРС 71
3.1.3 Оценка накопления усталости по показателям
опросника САН 78
3.1.4 Анализ интегральных показателей психологической напряженности (111111) по шкале психологического стресса
PSM-25 83
3.1.5 Экспресс-диагностика неврозов 86
3.1.6 Определение уровня нервно-психической
напряженности 90
3.1.7 Субъективная оценка здоровья 93
3.1.8 Взаимосвязь самочувствия с работой на компьютере.... 98
3.2 Коррекционная программа работы для преподавателей
высшей школы 103
3.2.1 Обоснование программы 103
3.2.2 Сравнительный анализ влияния методов
саморегуляции на управление стрессом 107
3.2.3 Восстановление оптических рефлексов 110
3.2.4 Нормализация гемодинамики и состояния тонических
мышц 112
3.2.5 Коррекционная программа 115
Заключение 130
Список используемых источников 136
Приложение А Анкета-опросник «Компьютер и технические средства
в профессиональной деятельности» 145
Приложение Б Вибрационная гимнастика 152
Приложение В Техника замедленного дыхания 151
Приложение Г Методы работы с глазами 155
Приложение Д Интегративная типология 157
Приложение Е Подготовленные и опубликованные статьи 164

Актуальность. В эпоху цифровизации многие виды профессиональной деятельности интенсифицировали работу с большими объемами информации. Профессия преподавателя высшей школы, основным типом отношений в которой традиционно считались «человек - человек», дополнилась отношениями «человек - знак», и эти сравнительно новые отношения год от года становятся преобладающими. Технические средства, которые, как предполагалось в начале эпохи их создания, должны были высвободить человеку время от решения рутинных вопросов, на деле сформировали качественно новую информационную и деятельностную среду, где скорость обработки данных, работа с текстами, с содержанием образовательных массивов, поисковыми задачами, визуализацией подаваемого материала сконцентрировали интеллектуальную работу преподавателей вокруг этих средств. Изменения в профессиональной сфере поменяли вид социальных взаимодействий, что сказывается на использовании иных, чем прежде, двигательных и позных паттернов, откладывающих нездоровый с точки зрения и психики, и тела отпечаток на самоощущении и общем состоянии.
Преподавательская деятельность сама по себе, как и виды деятельности, направленные на работу с людьми, относится к факторам риска эмоционального истощения, одного из элементов синдрома выгорания, вероятность формирования которого увеличивается, если работа имеет признаки монотонности, напряженности, безрезультатности, либо не приносит профессионального удовлетворения.
Под выгоранием принято понимать истощение как на психоэмоциональном уровне, так и на физическом в ответ на эмоциональное перенапряжение. Синдром объединяет в себе три ключевых компонента - помимо эмоционального истощения, в этот симптомокоплекс включают деперсонализацию и редукцию личностных достижений.
Вопросы о наличии психосоматических взаимозависимостей в этом синдроме, как показывает анализ существующих исследований, первоначально был разработан в сфере психиатрии, и рассматривался как медицинская проблема [81]. По Международной классификации болезней (МКБ-11) выгорание отнесено к факторам, влияющим на состояние здоровья.
В психологии тенденция к изучению психосоматических закономерностей выгорания за последние десятилетия только растет. При этом, нужно признать, что если психиатрия ориентирована на наличие патологических проблем психики или органически зависимых патологий [31], то психология рассчитана на работу с людьми, не имеющими органических повреждений, влияющих на психику.
Психиатрия при наличии своих объектов и предметов исследования находит логические взаимозависимости между состоянием психики и наличием соматических дисфункций [31].
В то же время у психологии недостаточно методов аргументации взаимосвязи одного с другим, так как любое подтверждение изменения состояния здоровья в результате работы психолога возможно при обращении к исследовательским методам, находящимся в компетенциях медицины.
Наличие психологических публикаций в этой тематике показывает интерес и стремление психологов подойти к проблеме с учетом накопленного клинического опыта. Одновременно с этим, в психиатрии все больше стремления шире использовать психоаналитические и психологические подходы в лечении и реабилитации, в тех случаях, когда их применение позволяет снизить фармакологическую нагрузку на организм пациента. Это прямо указывает на то, что тема психосоматики давно вышла на междисциплинарный уровень [32].
Для относительно здорового человека такие зависимости имеют значение не меньше, чем для человека с патологией психики, но заниматься этими вопросами формально психология не может из-за того, что подтверждение и научное обоснование результатов возможно только медицинскими методами исследования.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Рассмотренные в представленной работе данные исследований ученых из разных областей науки видятся нам как предпосылки к объединению методов телесной регуляции и психологической коррекции в отношении состояний, не являющихся болезнью, но снижающих общее ощущение о качестве здоровья в результате эмоционального выгорания.
В теоретическом обзоре обоснованы все признаки системности проблемы эмоционального выгорания с учетом взаимосвязи психических и соматических процессов. Многомерность этой проблемы указывает на необходимость применения к ее решению междисциплинарных подходов, не ограниченных рамками только психологических или медикаментозных методов. Поиск наиболее экологичных способов влияния на психосоматические состояния должен опираться на биологическую природу человека.
Методы телесно-ориентированной терапии, основанные на соединении физических упражнений, самонаблюдения, дыхания, вытяжения, релаксации, построены на закономерных реакциях тела в ответ на оказываемые воздействия: они позволяют формировать соответствующие реакции
вегетативной нервной системы (расслабление, снятие физического и эмоционального напряжения), способствующие общей гармонизации психосоматических состояний, улучшению ощущений, связанных в сознании пациента с психологическим комфортом и субъективным ощущением состояния здоровья.
Проработанность вопросов приложения теории ФС (П.К. Анохин, К.В. Судаков), использования влияния нейромышечных и рефлекторных воздействий, остеопатических, биодинамических техник (С.В. Новосельцев) для коррекции психоэмоционального и соматического состояния позволяет сформировать соответствующую программу работы с эмоциональным состоянием и субъективным ощущением состояния здоровья преподавателей высшей школы, включающую групповую и самостоятельную коррекционно-профилактическую работу.
При отборе методик исследования и определении плана эксперимента руководствовались направленностью исследования на анализ влияния профессиональной деятельности на эмоциональное состояния и субъективное ощущение здоровья.
Отобрана группа участников, с учетом специфики которой и ограничений, связанных с особенностями профессиональной деятельности, определена последовательность проводимых исследований.
Для обеспечения диагностического этапа были подобраны психодиагностические методики: методика диагностики уровня
эмоционального выгорания В.В. Бойко [57]; методика дифференцированной оценки состояний сниженной работоспособности (ДОРС) [51]; опросник САН (самочувствие, активность, настроение) [57; 65]; шкала
психологического стресса PSM-25 [65]; методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса [57]; шкала нервно-психического напряжения Т.А. Немчинова [57], анкета-опросник «Субъективная оценка здоровья» по В.П. Войтенко [57]; самостоятельно разработанный опросник о количестве и качестве работы с компьютерными и другими техническими средствами (Приложение А).
Статистический анализ проводился с использованием программы StatTech v.4.0.7 (разработчик - ООО "Статтех", Россия). Количественные показатели оценивались на предмет соответствия нормальному распределению с помощью критерия Шапиро-Уилка (при числе исследуемых менее 50). Направление и теснота корреляционной связи между двумя количественными показателями оценивались с помощью коэффициента корреляции Пирсона (при нормальном распределении сопоставляемых показателей), Направление и теснота корреляционной связи между двумя количественными показателями оценивались с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена (при распределении показателей, отличном от нормального). Прогностическая модель, характеризующая зависимость количественной переменной от факторов, разрабатывалась с помощью метода линейной регрессии.
...


1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение [Электронный ресурс] / пер. с англ. А. М. Боковикова, В. В. Старовойтова; под науч. ред. С. Л. Шишкина. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2006. URL: https://www.psychol- ok.ru/lib/alexander/pm/pm_01.html(дата обращения 08.02.2023).
2. Андрющенко А. В. Психические и психосоматические расстройства в учреждениях общесоматической сети (клинико-эпидемиологические аспекты, психосоматические соотношения, терапия): Автореф. дисс. ... докт. мед. наук. М., 2011. 48 с.
3. Ананьев В. А. Психологическая адаптация и компенсация при заболеваниях внутренних органов // Автореф. дис. ... д-ра. психол. наук. - СПб, 1999. МАПО. 46 с.
4. Ананьев В. А. Психология здоровья: монография. С.-Пб: Речь, 2006. 384 с.
5. Анохин К. В., Величковский Б. М. Естественнонаучные перспективы современных когнитивных исследований // Вестник РФФИ. 2011. № 2-3 (70-71). С. 67-77.
6. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональных систем / П. К. Анохин. М., 1980.
7. Базарный В. Ф. Дошкольное образование - школа - вуз - ступени к
вымиранию образованных людей России [Электронный ресурс] // Сб. тез. по итогам Профессорского форума (2020) «Национальные проекты и профессорское сообщество». Москва, 2021. С. 7-11. URL: https://news.mail.ru/politics/37841803/?frommail=1 (дата обращения
31.05.2022)
8. Базарный В. Ф. Нам нужна другая школа! // Народное образование. 2018. № 10 (1471). С 34-46.
9. Базарный В. Ф. Человек XXI века: угрозы, которые мы не замечаем // В сборнике: Актуальные проблемы глобальных исследований: Россия в глобализирующемся мире: Сборник научных трудов участников VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией И. В. Ильина. 2019. С. 35-41.
10. Белая Т., Белый П. Анатомия йоги. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 159 с.
11. Блюм В. В. Структура внутренней картины здоровья у школьников // Автореф. ... канд. психол. наук. Спец. 19.00.04. Медицинская психология. Санкт-Петербург, 2011. 26 с.
12. Бройтигам В., Кристиан П. Психосоматическая медицина / М. Рад. М.: Гэотар Медицина, 1999. 376 с.
13. Ганзин И. В. Основы психосоматики. Интегративное учебное пособие. Психобиосоциальная модель. Симферополь: «Доля», 2012. 184 с.
14. Гончаренко А. И. Морфогенетические поля и кавитация в биосистемах. Здоровье в повреждении [Электронный ресурс] // «MIS-RT"-Collection. 2018. № 68. URL: http://ikar.udm.ru/mis-rt.htm(дата обращения 31.05.2022)
15. Гончаренко А. И., Гончаренко С. А. Кавитационная гемодинамика // Вестник московского государственного университета леса. Лесной вестник. 2005. № 4. С. 63-73.
...
84 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ