Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Дифференцированные задания по алгебре и началам математического анализа как средство индивидуализации обучения старшеклассников»

Работа №136479

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2024
Стоимость5000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
70
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы дифференцированных заданий по алгебре и началам математического анализа как средство индивидуализации обучения
старшеклассников 10
1.1 Понятие дифференцированного обучения и типологических групп
учащихся 10
1.2 Понятие дифференцированных заданий для учащихся средней
школы 18
1.3 Понятие индивидуализации обучения математике 22
1.4 Условия эффективности индивидуализации обучения математике в
старших классах 27
Глава 2 Методические основы дифференцированных заданий по алгебре и началам математического анализа как средство индивидуализации обучения
старшеклассников 33
2.1 Анализ школьных учебников с точки зрения исследуемой
проблемы 33
2.2 Методические рекомендации обучения тригонометрическим
уравнениям по алгебре и началам математического анализа 38
2.3 Дифференцированная система тригонометрических уравнений по
алгебре и началам математического анализа 50
2.4 Элективный курс «Тригонометрические уравнения» 53
2.5 Дифференцированные задания по теме «Тригонометрические
уравнения» и методика их реализации в современных условиях обучения математике 63
2.6 Педагогический эксперимент и его результаты 85
Заключение 89
Список используемой литературы и используемых источников 91

Актуальность и научная значимость исследования. Система образования в России развивается, опираясь на принципы системно-деятельностного подхода. Данный подход предполагает, что организация учебного процесса происходит с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, а также развивает у обучающихся способность к непрерывному самообразованию.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) призван обеспечить «построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся».
В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования «эффективным механизмом обеспечения достижения каждым обучающимся планируемых результатов освоения основных образовательных программ становится индивидуализация обучения».
Результатом освоения образовательной программы является готовность учащихся к «самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности»., так же к «участию в построении индивидуальной образовательной траектории».
Индивидуализация обучения - это «организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению».
Эффективным средством индивидуализации обучения алгебре и началам математического анализа являются дифференцированные задания, они предоставляют возможность учителям адаптировать учебный материал к индивидуальным запросам обучающихся, что способствует более глубокому и эффективному усвоению математических знаний. Эти задания позволяют учащимся выбирать уровень сложности и темп обучения, что, в свою очередь, мотивирует их к более активному участию в образовательном процессе.
Проблема индивидуализации обучения математике привлекает внимание авторов научных исследований.
В диссертации А.А. Прокофьева разработана методика обучения математике, «способствующая повышению эффективности педагогического процесса, основанная на индивидуализации, дифференциации, определяющая современное качество образования и гарантирующая успешность обучения в школе».
В.М. Гольховой в своей работе разработал «методику построения индивидуализированного дифференцированного очно-заочного обучения математике».
Е.В. Рыбникова в своем исследовании выявила и обосновала «комплекс педагогических условий и средств, обеспечивающих успешность дифференциации и индивидуализации процесса обучения естественно­научным предметам на основе знаний о когнитивно-стилевых особенностях школьников».
В диссертации А.А. Терова под индивидуализацией образования понимается «способ обеспечения каждому школьнику права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, собственной образовательной траектории, придание осмысленности учебному действию за счёт возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему обучению, видения своих учебных и образовательных перспектив».
Н.В. Кузина предлагает реализовать «дифференцированное обучение, основанное на учете познавательных стилей обучающихся». Автором разработаны «содержательный и процессуальный компоненты дифференцированного обучения математике на основе учета познавательных стилей обучающихся».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результаты и выводы, достигнутые в ходе решения задач, которые были поставлены в начале исследования:
• рассмотрены базовые теоретические основы дифференцированных заданий по алгебре и началам математического анализа как средство индивидуализации обучения старшеклассников, в результате чего;
• проанализированы различные подходы к понятиям «дифференцированное обучение» и «индивидуализация обучения»;
• определено, что индивидуализация обучения означает метод, в котором методы, приемы и темп адаптируются к индивидуальным способностям учеников с учетом их уровня развития;
• показано, что дифференцированные задания являются
эффективным инструментом реализации индивидуализации обучения в урочном процессе по математике;
• замечена нехватка методического обеспечения в виде дифференцированных заданий по алгебре и началам математического анализа;
• представлены трактовки понятий: «дифференцированное бучение»,
«типологическая группа», «индивидуализация обучения»,
«дифференцированные задания»;
• проанализированы исследовательские работы и статьи, в которых представлен практический опыт реализации индивидуализации обучения на уроках математики для старших классов;
• исследованы и проанализированы условия успешной индивидуализации обучения математике, выделенные авторами разных концепций;
• произведен анализ учебников по алгебре и начал математического анализа для десятых классов с учетом содержания теоретического материала и задач;

тригонометрических уравнений;
• описаны методические особенности обучения старшеклассников решению тригонометрических уравнений и отбору корней на заданных промежутках;
• разработана система задач по теме «Тригонометрические уравнения» с учетом отбора корней; при составлении задач выделены три уровня сложности: базовый, продвинутый и высокий;
• спроектирован элективный курс для десятых классов математического профиля по теме «Тригонометрические уравнения»;
• проведены все этапы педагогического эксперимента:
констатирующий, обучающий, контролирующий. На обучающем этапе педагогического эксперимента была произведена апробация составленного элективного курса «Тригонометрические уравнения»; в курс вошли методические и дидактические материалы, представленные во второй главе данного исследования. Подводя итоги выполнения старшеклассниками контрольных работ на констатирующем и контролирующем этапах эксперимента, следует заметить большую разницу: учащиеся допустили намного больше ошибок решая первую контрольную работу, чем при решении второй контрольной работы. Все вышеперечисленное подтверждает гипотезу исследования, которая заключалась в следующем: разработка и внедрение системы
дифференцированных заданий по алгебре и началам математического анализа как средство индивидуализации обучения старшеклассников повысит уровень результатов при прохождении единого государственного экзамена по математике профильного уровня.


1. Алимов Ш.А. Колягин Ю.М., Ткачёва М.В. и др., Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углублённый уровни). 10-11 классы / М.: Просвещение, 2012. 264с.
2. Атаманская, Г.А. Организация уровневой дифференциации учащихся в процессе обучения математике /Г.А. Атаманская //Международный студенческий научный вестник. - 2014. - № 4. - С. 11.
3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: «Педагогика», 1989. 560 с.
4. Баранова Ю.Ю. Индивидуализация обучения: возможности и ресурсы в аспекте введения ФГОС ОО/ // Научно-теоретический журнал «Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров». 2012 г. №1. С. 6-16.
5. Башмаков М.И. Уровень и профиль школьного математического образования /М.И. Башмаков //Математика в школе. 1993. №2. С. 8 - 9.
6. Болтянский В.Г., Глейзер Г.Д. К проблеме дифференциации школьного математического образования //Математика в школе. 1988. №2. С.13-17.
7. Глизбург, В.И. Алгебра и начала анализа. Контрольные работы для 10 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / В.И. Глизбург; под. ред. А.Г. Мордковича. - М.: Мнемозина, 2007. - 62 с.
8. Гольховой В.М. Индивидуализация учебной деятельности учащихся как основа дифференцированного обучения математике в условиях заочно-очных форм обучения (на примере Северо-Западной заочной математической школы при Санкт-Петербургском государственном университете) / В.М. Гольховой. М., 1997. 65с.
9. Границкая А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. М : Просвещение, 1991. 213с.
10. Гусев В.А. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе / В.А. Гусев : дис. ...д-ра. пед. наук / В.А. Гусев. М., 1990. 364 с.
11. Демченкова Н.А., Смирнова А.Ю. Некоторые аспекты дифференциации и индивидуализации обучения математике // Эвристическое обучение математике: труды VI Международной научно­методической конференции (Донецк, 21-23 декабря 2023 г.); под общ. ред. проф. С.В. Беспаловой, проф. А.А. Русакова, проф. Е.И. Скафы. Донецк : Изд- во ДонГУ, 2023. С.24-29.
12. Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Фирсов В.В. Дифференциация в обучении математике // Математика в школе. 1990. С.15­57.
13. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. -М.: Педагогика, 1989.161 с.
14. Ермош Е.Н. Реализация дифференциации обучения в образовательном процессе // Актуальные проблемы современности: наука и общество 1/2017. С. 53-58.
15. Ершова, А.П. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов: Учеб. Пособие / А.П. Ершова, В.В. Голобородько - М.: Илекса. - 2002. - 176 с.
... Всего 64 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ