«Дифференцированные задания по алгебре и началам математического анализа как средство индивидуализации обучения старшеклассников»
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы дифференцированных заданий по алгебре и началам математического анализа как средство индивидуализации обучения
старшеклассников 10
1.1 Понятие дифференцированного обучения и типологических групп
учащихся 10
1.2 Понятие дифференцированных заданий для учащихся средней
школы 18
1.3 Понятие индивидуализации обучения математике 22
1.4 Условия эффективности индивидуализации обучения математике в
старших классах 27
Глава 2 Методические основы дифференцированных заданий по алгебре и началам математического анализа как средство индивидуализации обучения
старшеклассников 33
2.1 Анализ школьных учебников с точки зрения исследуемой
проблемы 33
2.2 Методические рекомендации обучения тригонометрическим
уравнениям по алгебре и началам математического анализа 38
2.3 Дифференцированная система тригонометрических уравнений по
алгебре и началам математического анализа 50
2.4 Элективный курс «Тригонометрические уравнения» 53
2.5 Дифференцированные задания по теме «Тригонометрические
уравнения» и методика их реализации в современных условиях обучения математике 63
2.6 Педагогический эксперимент и его результаты 85
Заключение 89
Список используемой литературы и используемых источников 91
Глава 1 Теоретические основы дифференцированных заданий по алгебре и началам математического анализа как средство индивидуализации обучения
старшеклассников 10
1.1 Понятие дифференцированного обучения и типологических групп
учащихся 10
1.2 Понятие дифференцированных заданий для учащихся средней
школы 18
1.3 Понятие индивидуализации обучения математике 22
1.4 Условия эффективности индивидуализации обучения математике в
старших классах 27
Глава 2 Методические основы дифференцированных заданий по алгебре и началам математического анализа как средство индивидуализации обучения
старшеклассников 33
2.1 Анализ школьных учебников с точки зрения исследуемой
проблемы 33
2.2 Методические рекомендации обучения тригонометрическим
уравнениям по алгебре и началам математического анализа 38
2.3 Дифференцированная система тригонометрических уравнений по
алгебре и началам математического анализа 50
2.4 Элективный курс «Тригонометрические уравнения» 53
2.5 Дифференцированные задания по теме «Тригонометрические
уравнения» и методика их реализации в современных условиях обучения математике 63
2.6 Педагогический эксперимент и его результаты 85
Заключение 89
Список используемой литературы и используемых источников 91
Актуальность и научная значимость исследования. Система образования в России развивается, опираясь на принципы системно-деятельностного подхода. Данный подход предполагает, что организация учебного процесса происходит с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, а также развивает у обучающихся способность к непрерывному самообразованию.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) призван обеспечить «построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся».
В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования «эффективным механизмом обеспечения достижения каждым обучающимся планируемых результатов освоения основных образовательных программ становится индивидуализация обучения».
Результатом освоения образовательной программы является готовность учащихся к «самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности»., так же к «участию в построении индивидуальной образовательной траектории».
Индивидуализация обучения - это «организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению».
Эффективным средством индивидуализации обучения алгебре и началам математического анализа являются дифференцированные задания, они предоставляют возможность учителям адаптировать учебный материал к индивидуальным запросам обучающихся, что способствует более глубокому и эффективному усвоению математических знаний. Эти задания позволяют учащимся выбирать уровень сложности и темп обучения, что, в свою очередь, мотивирует их к более активному участию в образовательном процессе.
Проблема индивидуализации обучения математике привлекает внимание авторов научных исследований.
В диссертации А.А. Прокофьева разработана методика обучения математике, «способствующая повышению эффективности педагогического процесса, основанная на индивидуализации, дифференциации, определяющая современное качество образования и гарантирующая успешность обучения в школе».
В.М. Гольховой в своей работе разработал «методику построения индивидуализированного дифференцированного очно-заочного обучения математике».
Е.В. Рыбникова в своем исследовании выявила и обосновала «комплекс педагогических условий и средств, обеспечивающих успешность дифференциации и индивидуализации процесса обучения естественнонаучным предметам на основе знаний о когнитивно-стилевых особенностях школьников».
В диссертации А.А. Терова под индивидуализацией образования понимается «способ обеспечения каждому школьнику права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, собственной образовательной траектории, придание осмысленности учебному действию за счёт возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему обучению, видения своих учебных и образовательных перспектив».
Н.В. Кузина предлагает реализовать «дифференцированное обучение, основанное на учете познавательных стилей обучающихся». Автором разработаны «содержательный и процессуальный компоненты дифференцированного обучения математике на основе учета познавательных стилей обучающихся».
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) призван обеспечить «построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся».
В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования «эффективным механизмом обеспечения достижения каждым обучающимся планируемых результатов освоения основных образовательных программ становится индивидуализация обучения».
Результатом освоения образовательной программы является готовность учащихся к «самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности»., так же к «участию в построении индивидуальной образовательной траектории».
Индивидуализация обучения - это «организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению».
Эффективным средством индивидуализации обучения алгебре и началам математического анализа являются дифференцированные задания, они предоставляют возможность учителям адаптировать учебный материал к индивидуальным запросам обучающихся, что способствует более глубокому и эффективному усвоению математических знаний. Эти задания позволяют учащимся выбирать уровень сложности и темп обучения, что, в свою очередь, мотивирует их к более активному участию в образовательном процессе.
Проблема индивидуализации обучения математике привлекает внимание авторов научных исследований.
В диссертации А.А. Прокофьева разработана методика обучения математике, «способствующая повышению эффективности педагогического процесса, основанная на индивидуализации, дифференциации, определяющая современное качество образования и гарантирующая успешность обучения в школе».
В.М. Гольховой в своей работе разработал «методику построения индивидуализированного дифференцированного очно-заочного обучения математике».
Е.В. Рыбникова в своем исследовании выявила и обосновала «комплекс педагогических условий и средств, обеспечивающих успешность дифференциации и индивидуализации процесса обучения естественнонаучным предметам на основе знаний о когнитивно-стилевых особенностях школьников».
В диссертации А.А. Терова под индивидуализацией образования понимается «способ обеспечения каждому школьнику права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, собственной образовательной траектории, придание осмысленности учебному действию за счёт возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему обучению, видения своих учебных и образовательных перспектив».
Н.В. Кузина предлагает реализовать «дифференцированное обучение, основанное на учете познавательных стилей обучающихся». Автором разработаны «содержательный и процессуальный компоненты дифференцированного обучения математике на основе учета познавательных стилей обучающихся».
Результаты и выводы, достигнутые в ходе решения задач, которые были поставлены в начале исследования:
• рассмотрены базовые теоретические основы дифференцированных заданий по алгебре и началам математического анализа как средство индивидуализации обучения старшеклассников, в результате чего;
• проанализированы различные подходы к понятиям «дифференцированное обучение» и «индивидуализация обучения»;
• определено, что индивидуализация обучения означает метод, в котором методы, приемы и темп адаптируются к индивидуальным способностям учеников с учетом их уровня развития;
• показано, что дифференцированные задания являются
эффективным инструментом реализации индивидуализации обучения в урочном процессе по математике;
• замечена нехватка методического обеспечения в виде дифференцированных заданий по алгебре и началам математического анализа;
• представлены трактовки понятий: «дифференцированное бучение»,
«типологическая группа», «индивидуализация обучения»,
«дифференцированные задания»;
• проанализированы исследовательские работы и статьи, в которых представлен практический опыт реализации индивидуализации обучения на уроках математики для старших классов;
• исследованы и проанализированы условия успешной индивидуализации обучения математике, выделенные авторами разных концепций;
• произведен анализ учебников по алгебре и начал математического анализа для десятых классов с учетом содержания теоретического материала и задач;
тригонометрических уравнений;
• описаны методические особенности обучения старшеклассников решению тригонометрических уравнений и отбору корней на заданных промежутках;
• разработана система задач по теме «Тригонометрические уравнения» с учетом отбора корней; при составлении задач выделены три уровня сложности: базовый, продвинутый и высокий;
• спроектирован элективный курс для десятых классов математического профиля по теме «Тригонометрические уравнения»;
• проведены все этапы педагогического эксперимента:
констатирующий, обучающий, контролирующий. На обучающем этапе педагогического эксперимента была произведена апробация составленного элективного курса «Тригонометрические уравнения»; в курс вошли методические и дидактические материалы, представленные во второй главе данного исследования. Подводя итоги выполнения старшеклассниками контрольных работ на констатирующем и контролирующем этапах эксперимента, следует заметить большую разницу: учащиеся допустили намного больше ошибок решая первую контрольную работу, чем при решении второй контрольной работы. Все вышеперечисленное подтверждает гипотезу исследования, которая заключалась в следующем: разработка и внедрение системы
дифференцированных заданий по алгебре и началам математического анализа как средство индивидуализации обучения старшеклассников повысит уровень результатов при прохождении единого государственного экзамена по математике профильного уровня.
• рассмотрены базовые теоретические основы дифференцированных заданий по алгебре и началам математического анализа как средство индивидуализации обучения старшеклассников, в результате чего;
• проанализированы различные подходы к понятиям «дифференцированное обучение» и «индивидуализация обучения»;
• определено, что индивидуализация обучения означает метод, в котором методы, приемы и темп адаптируются к индивидуальным способностям учеников с учетом их уровня развития;
• показано, что дифференцированные задания являются
эффективным инструментом реализации индивидуализации обучения в урочном процессе по математике;
• замечена нехватка методического обеспечения в виде дифференцированных заданий по алгебре и началам математического анализа;
• представлены трактовки понятий: «дифференцированное бучение»,
«типологическая группа», «индивидуализация обучения»,
«дифференцированные задания»;
• проанализированы исследовательские работы и статьи, в которых представлен практический опыт реализации индивидуализации обучения на уроках математики для старших классов;
• исследованы и проанализированы условия успешной индивидуализации обучения математике, выделенные авторами разных концепций;
• произведен анализ учебников по алгебре и начал математического анализа для десятых классов с учетом содержания теоретического материала и задач;
тригонометрических уравнений;
• описаны методические особенности обучения старшеклассников решению тригонометрических уравнений и отбору корней на заданных промежутках;
• разработана система задач по теме «Тригонометрические уравнения» с учетом отбора корней; при составлении задач выделены три уровня сложности: базовый, продвинутый и высокий;
• спроектирован элективный курс для десятых классов математического профиля по теме «Тригонометрические уравнения»;
• проведены все этапы педагогического эксперимента:
констатирующий, обучающий, контролирующий. На обучающем этапе педагогического эксперимента была произведена апробация составленного элективного курса «Тригонометрические уравнения»; в курс вошли методические и дидактические материалы, представленные во второй главе данного исследования. Подводя итоги выполнения старшеклассниками контрольных работ на констатирующем и контролирующем этапах эксперимента, следует заметить большую разницу: учащиеся допустили намного больше ошибок решая первую контрольную работу, чем при решении второй контрольной работы. Все вышеперечисленное подтверждает гипотезу исследования, которая заключалась в следующем: разработка и внедрение системы
дифференцированных заданий по алгебре и началам математического анализа как средство индивидуализации обучения старшеклассников повысит уровень результатов при прохождении единого государственного экзамена по математике профильного уровня.
Подобные работы
- МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В УГЛУБЛЕННОМ КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017





