Оглавление 3
Введение 4
Глава 1. Теоретические подходы к формам взаимодействия государства и бизнеса 7
1.1 Теоретические основы типологий взаимодействия государства и бизнеса 7
1.2 Основные формы взаимодействия государства и бизнеса и их характеристики 11
Глава 2. Взаимодействие государства и бизнеса в сфере здравоохранения в Санкт-Петербурге: формы и текущее состояние 42
2.1 Место и роль взаимодействия власти и бизнеса в развитии сферы здравоохранения в Санкт-Петербурге в соответствии с документами стратегического планирования 42
2.2 Состояние взаимодействия государства и бизнеса в сфере здравоохранение в Санкт-Петербурге 52
Глава 3. Пути развития взаимодействия государства и бизнеса в форме ГЧП в сфере здравоохранения в Санкт-Петербурге 59
3.1 Факторы, влияющие на осуществление взаимодействия власти и бизнеса в форме ГЧП в сфере здравоохранения в Санкт-Петербурге 59
3.2 Апробация рекомендаций: экспертное интервью 64
3.3 Рекомендации по активизации взаимодействия государства и бизнеса в форме ГЧП в сфере здравоохранения 67
Заключение 68
Список использованной литературы 71
В современных условиях социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга во многих сферах, в частности, в сфере здравоохранения, требует активизации взаимодействия между государством и бизнесом. Очевидно, что в ряде случаев, различные формы взаимодействия бизнеса и власти, объединяющие их уникальные ресурсы и потенциал, являются более эффективным способом решения инфраструктурных, социальных, экономических, научно-технических и других задач, чем бюджетное финансирование или приватизация. Взаимодействие государства и бизнеса это один из механизмов, способствующих установлению баланса между растущими потребностями общества и возможностями для их реализации. Основное преимущество взаимодействия власти и бизнеса состоит в том, что независимо от формы, государство сохраняет регулирующую роль в взаимоотношениях, что позволяет ему обеспечить поставку товаров, работ или услуг населению в требуемом объеме и качестве, удовлетворяя его нужды. Взаимодействие государства с бизнесом позволяет власти не только разделить бремя ответственности за реализацию общественных потребностей, но и применить особые компетенции бизнеса для эффективного и экономичного использования ресурсов обеих сторон. При этом ключевой интерес бизнеса в таком роде отношений заключается в возможности обеспечения частичного финансирования инвестиционных проектов из бюджетных средств, разделении рисков реализации проекта с государством, в том числе, путем государственных гарантий, получения дополнительного дохода в виде прибыли от использования государственных активов. То есть взаимодействие государства и бизнеса строится на комбинации их интересов.
Для государства основной предпосылкой для взаимодействия с бизнесом, как правило, является необходимость в частных инвестициях, ноу-хау, опыте и знаниях менеджеров, а также других ресурсов частного сектора. Как и другие сферы общественной жизни Санкт-Петербурга, сфера здравоохранения столкнулась не только с традиционной проблемой, выражающейся в ограниченности и недостаточности бюджетных средств, но и с специфическими, например: усложнением и удорожанием создания и управления объектами здравоохранения, а также процессом предоставления медицинских услуг, обусловленное изношенностью и устареванием инфраструктуры, необходимостью широкого применения дорогостоящего медицинского оборудования, а также внедрения в клиническую практику передовых медицинских и информационных технологий. Именно взаимодействие власти с бизнесом может стать основой для использования сильных сторон частного сектора, таких как высокий уровень профессионализма менеджмента, гибкость и оперативность при принятии решений, способность к новаторской деятельности, в реализации качественных проектов, направленных на развитие сферы здравоохранения в целом.
Выбор формы взаимодействия между государством и бизнесом должен определяться целями и задачами, а также ожидаемыми результатами от этого взаимодействия для достижения социально-экономических развития, как Санкт-Петербурга в целом, так и сферы здравоохранения в частности. Грамотное использование форм взаимодействия имеет стратегическое значение, так как позволяет оптимальным образом использовать ресурсы и потенциал обоих участников.
Объектом исследования являются формы взаимодействия власти и частного бизнеса.
Предмет исследования – механизм взаимодействия власти и бизнеса в контексте решения социально-экономических задач в сфере здравоохранения на примере г. Санкт-Петербург.
Проблема заключается в ограниченном использовании всего разнообразия форм взаимодействия государства и бизнеса в Санкт-Петербурге для решения социально-экономических задач в сфере здравоохранения.
Цель исследования заключается в выработке рекомендаций, которые могут быть использованы органами государственной власти на региональном уровне, в целях активизации использования форм взаимодействия государства и бизнеса для решения социально-экономических задач развития субъектов Российской Федерации на примере сферы здравоохранения в Санкт-Петербурге.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Проанализировать типологии моделей взаимодействия государства и бизнеса;
2) Определить существующие формы взаимодействия государства и бизнеса и их особенности;
3) Проанализировать документы стратегического планирования Санкт-Петербурга для идентификации роли и места взаимодействия власти и бизнеса в решении социально-экономических задач в сфере здравоохранения;
4) Определить формы взаимодействия, с помощью которых возможно достижение социально-экономических целей и задач в сфере здравоохранения в Санкт-Петербурге;
5) Проанализировать текущее состояние взаимодействия власти и бизнеса и применяемые формы в реализации задач социально-экономического развития в сфере здравоохранения в Санкт-Петербурге;
6) Определить факторы, способствующие и препятствующие организации взаимодействия власти и бизнеса в форме ГЧП для решения задач социально-экономического развития в сфере здравоохранения в Санкт-Петербурге;
7) Выработать рекомендации по активизации использования форм взаимодействия власти и бизнеса в решении социально-экономических задач в сфере здравоохранения в Санкт-Петербурге в форме ГЧП.
Предполагаемый инструментарий исследования: анализ и обобщение специализированной литературы, публикаций и статей по выбранной теме, нормативно-правовой контент-анализ, кейс-анализ, обзор экспертных мнений, сбор и обработка первичной информации, проведение глубинных интервью с представителями государственных и частных медицинских учреждений, а также представителями комитета здравоохранения Санкт-Петербурга. Предполагаемые источники информации: нормативно-правовая база федерального и регионального уровня, научная и экспертная периодическая литература.
Взаимодействие власти и бизнеса в современных условиях является одним из определяющих факторов для достижения социально-экономического развития определённых территорий. Взаимодействие власти и бизнеса позволяет объединить сильные стороны частного сектора, к которым можно отнести способность и готовность к внедрению инноваций, наличие особых компетенций, знаний и опыта, оперативность и гибкость при принятии решений, с сильными сторонами государства, обладающего уникальным статусом в рыночных и правовых отношениях, а также уникальными ресурсами, к которым у представителей частного сектора нет доступа. Таким образом, в конечном итоге, при комбинации особых возможностей частного и публичного сектора, у бизнеса появляются дополнительные способы по получению прибыли, а у власти, являющейся ключевой ответственной фигурой за реализацию общественных потребностей и нужд – инструмент по их эффективному удовлетворению. Ввиду широкого разнообразия целей и задач социально-экономического развития, сфер, в которых они устанавливаются, возникают, формируются и развиваются многочисленные формы взаимодействия власти и бизнеса. В рамках первой задачи ВКР было выяснено, что большинство экспертов разделяют существующие формы взаимодействия власти и бизнеса на две группы: корпоративные и контрактные или договорные и только формы, относящиеся ко второй группе, являются основой для взаимодействия частного и публичного секторов. Вторая задача была решена посредством выявление основных форм взаимодействия государства и бизнеса на основе анализа теоретической литературы по контрактным формам взаимодействия государева и бизнеса. Далее были определены их особенности и характеристики, путем сопоставления форм на основе общих критериев. После проведения анализа было выявлено, что одна форма не является в полной мере контрактной, так как на ее основе могут быть лишь зафиксированы намерения сторон о взаимодействия. Это форма – соглашения о социально-экономическом сотрудничестве. Также была исключена одна форма взаимодействия власти и бизнеса – соглашения о разделе продукции, ввиду ее неприменимости к решению целей и задач в сфере здравоохранения.
Следующим шагом, в рамках решения третьей задачи, был проведен комплексный анализ документов стратегического планирования Санкт-Петербурга, а именно Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга, отраслевого документа города в сфере здравоохранения – государственной программы «Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге», а также Стратегии инвестиционного развития Санкт-Петербурга. Посредством двух первых документов были выделены и сформулированы задачи, в отношении которых идентифицированные формы взаимодействия власти и бизнеса могут быть использованы для их решения с теоретической точки зрения. С помощью государственной программы и Стратегии инвестиционного развития были выявлены формы, которые не упоминались в научной литературе, как контрактные формы взаимодействия власти и бизнеса: договор доверительного управления и инвестиционный договор.
Далее в рамках решения четвертой задачи были сопоставлены формы взаимодействия власти и бизнеса с целями и задачами, установленными в документах стратегического планирования Санкт-Петербурга в сфере здравоохранения. Так, было выяснено, что применение некоторых форм может решить только одну или две задачи, более того, не всегда эффективно. Одновременно с этим, такие формы, как СГЧП, концессионные соглашения, инвестиционные договоры могут решить все или практически все задачи, более того в рамках одного проекта при определенных условиях и потребностях государства.
В рамках пятой задачи было оценено текущее состояние взаимодействия власти и бизнеса в различных формах. Было выяснено, что в Санкт-Петербурге преобладает форма инвестиционных договоров, тогда как проектов в форме ГЧП значительно меньше, несмотря на то, что предварительно проведенный теоретический анализ показал, что данная форма является наиболее подходящей в достижении задач социально-экономического развития сферы здравоохранения в Санкт-Петербурге. Это послужило мотивом для продолжения исследования по поиску факторов, по которым взаимодействие между властью и бизнесом в форме ГЧП не применяется так же успешно, как и в форме инвестиционного договора, в сфере здравоохранения.
Итак, в рамках шестой задачи были выявлены факторы, которые должны оказывать благоприятной воздействие на организацию взаимодействия власти и бизнеса в форме ГЧП, к ним относятся: развитая институциональная среда ГЧП в Санкт-Петербурге, высокий уровень платежеспособного спроса населения Санкт-Петербурга, наличие крупнейших частных медицинских компаний, оперирующих на рынке Санкт-Петербурга, готовность банковского сектора участвовать в предоставлении заемных средств для реализации инфраструктурных проектов в сфере здравоохранения в Санкт-Петербурге на специальных условиях, увеличения износа основных фондов, низкого уровня материально-технического оснащения государственных медицинских учреждений. Далее были определены факторы, препятствующие возникновению взаимодействия между властью и бизнесом в форме ГЧП. К ним относятся: ограниченность бюджетных средств для предложения взаимовыгодных проектов ГЧП бизнесу со стороны города, отсутствие законодательного закрепления механизма минимального гарантированного дохода в сфере здравоохранения, отсутствие инвестиционной составляющей в тарифе ОМС, низкий уровень прозрачности и открытости информации о реализуемых или планируемых к реализации проектов ГЧП в сфере здравоохранения, длительные сроки подготовки соглашений и начала реализации по проектам ГЧП.
Наконец, в рамках последней задачи, направленной на выработку рекомендаций по активизации взаимодействия власти и бизнеса в сфере здравоохранения в Санкт-Петербурге, в частности, в форме ГЧП, были сформулированы рекомендации на основе экспертных интервью, а также анализа международного опыта и научно-аналитических обзорах, посвященных данной проблеме.
Таким образом, были сформулированы следующие рекомендации:
• Создание специализированного Фонда поддержки проектов ГЧП в здравоохранении для решения проблемы, связанной с ограниченностью региональных бюджетных средств;
• Закрепление механизма минимальной гарантированной доходности в сфере здравоохранения в проектах ГЧП;
• Обеспечить гарантию по размеру тарифа/объема услуг в рамках ОМС со стороны публичного партнера на весь срок реализации проекта ГЧП;
• Введение инвестиционной составляющей в тариф ОМС для инвесторов, реализующих проекты в форме ГЧП, в особенности для концессионных соглашений;
• Обеспечить информационное и консультационное взаимодействие с заинтересованными частными медицинскими компаниями по вопросам планирования и подготовки проектов ГЧП в сфере здравоохранения, а также публичность данных (не содержащих коммерческую тайну) по текущим и планируемым к реализации проектам ГЧП в сфере здравоохранения.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1996.
2. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»(с изменениями и дополнениями).
3. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (последняя редакция).
4. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (последняя редакция).
5. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ (последняя редакция).
6. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» в части регулирования специальных инвестиционных контрактов».
7. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями).
8. Постановление Правительства РФ от 16 июля 2015 г. № 708 «О специальных инвестиционныхконтрактах для отдельных отраслей промышленности».
9. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 марта 2014 г. № 17 «Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга».
10. О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года. Закон Санкт-Петербурга «О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года. Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 19 декабря 2018 года.
11. Закона Санкт-Петербурга от 29 ноября 2019 г. № 614-132 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
12. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30 июня 2014 г. № 553 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы».
13. Инвестиционная стратегия Санкт-Петербурга на период до 2030 года. Электронный доступ: https://clck.ru/GHoSw
14. Сводный аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам 2018 года.
15. Бабкин И.А., Жеребов Е.Д. Механизм взаимодействия государства и бизнеса на основегосударственно-частного партнерства // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2015. №4 (223).
16. Беляева И. Ю. и др. Особенности взаимодействия бизнеса и власти. Учебное пособие. – 2018.
17. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики// Мировая экономика и международные отношения. – 2011. – №. 9. – С. 41-50.
18. Григорьев А.А. Институт особых обстоятельств. Правовая характеристика и практические проблемы использования в концессионных соглашениях и соглашениях о государственно-частном партнерстве //Концессии и инфраструктурные инвестиции. – 2019. Режим доступа:https://clck.ru/NeTNk
19. Делмон Дж. Государственно-частное партнерство в инфраструктуре. Практическое руководство для органов государственной̆ власти. – 2010.
20. Дерябина М. А. Теоретические и практические проблемы государственно-частного партнерства // Доклады и научные сборники Института экономики РАН. Режим доступа: http://www.imepi-eurasia.ru/pdoklad.php.
21. Добрынин Л. А. и др. Взаимодействие государства и бизнеса: учебное пособие // СПб: Изд-во СПбГЭУ. – 2014.
22. Карачев И.А. Специальный инвестиционный контракт: новое видение инвестиционного инструмента // Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. – 2018.
23. Карпова Г.Н. Об эффективности специального режима налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции // Экономика. Налоги. Право. 2013. №3.
24. Коробкова Н. А., Парамонова Л. С. Совершенствование институтов взаимодействия власти ибизнеса в контексте регионального развития //Интернет-журнал Науковедение. – 2013. – №. 6 (19).
25. Лисов В.И. Некоторые аспекты развития минерально-сырьевого комплекса России в условиях модернизации экономики. М., 2011.
26. Лылова Е. В. Совершенствование взаимодействия властных и предпринимательских структур в социально-экономической сфере // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук // Москва. – 2013.
27. Лытаев А.В, Токарев А.Н. Условия соглашений о разделе продукции нефтедобычи // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2011. Том 11, выпуск 4.
28. Морозов О. А. Взаимодействие с органами государственной власти, или governmentrelations. –2015.
29. Писарев А. Формы взаимодействия государства и гражданского общества в РоссийскойФедерации. Учебное пособие. – 2017.
30. Рагулина Ю. и др. Государственно-частное партнерство: региональный опыт развития. – Litres, 2017.
31. Селин В.С., Зерщикова Н.И. Проблемы и перспективы применения соглашений о разделе продукции при освоении Арктического шельфа // Записки Горного института. 2008.
32. Синявский Н. Г. и др. Взаимодействие субъектов экономики в процессе институциональных преобразований в аграрной сфере // Известия НВ АУК. 2012. №1.
33. Шишков Б.Е. Механизмы государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе // Имущественные отношения в РФ. 2015. №12 (171). С. 88-97.
34. Шор Д.М., Шор И.М. Взаимодействие государства и частного бизнеса при реализации концессионных соглашений // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. №46 (328).
35. Шохин А.Н. и др. Анализ эффективности форм ГЧП в рамках взаимодействия бизнеса и власти // Журнал «Бизнес. Общество. Власть». № 1 (26). 2017.
36. Шохин С.О. Государственно-частное партнерство: проблемы правового обеспечения // Журнал «Юрист». – 2018. № 2. С. 4-10.
37. Юрьева Т. В. Проекты государственно-частного партнёрства в России и в зарубежных странах //Региональная экономика и управление: электрон. науч. журнал. № 4 (48).
38. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год: Роль бизнеса в общественном развитии // Под общей ред. С.Е. Литовченко. - М.: Ассоциация менеджеров, 2004. С. 80.
39. Исследование рынка коммерческой медицины в России 2018-2019 годы. Режим доступа:https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/ru_ru/news/2020/03/ey_healthcare_research_2018-2019_24032020.pdf