ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ АВИАКОМПАНИЙ КАК ФАКТОРА ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
|
Заявление о самостоятельном выполнении выпускной квалификационной работы 2
Введение 5
Глава 1. Роль и значение инновационной деятельности в обеспечении экономического развития логистических компаний – авиаперевозчиков 7
1.1 Сущность и виды инновационной деятельности авиакомпаний. 7
1.2 Содержание и критерии экономического развития авиакомпаний. 10
1.3 Теоретические исследования и методика изучения взаимосвязи инновационной активности и экономического развития авиакомпаний. 13
Вывод по главе 1 14
Глава 2. Разработка системы индикаторов оценки уровня инновационной активности и экономического развития авиакомпаний 15
2.1 Выбор индикаторов оценки инновационной активности авиакомпаний 15
2.2 Формирование индикаторов оценки экономического развития авиакомпаний 21
2.3. Построение гипотез и выбор инструментов эмпирического исследования 29
Выводы по Главе 2 35
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи инновационной активности и экономического развития авиакомпаний 35
3.1 Формирование группы изучаемых компаний 35
3.2. Построение эконометрических моделей 39
3.3 Анализ данных и проверка гипотез исследования 40
3.4 Практические рекомендации по применению моделей 55
Заключение 61
Список использованной литературы 61
Приложения 65
Приложение 1. Значения частных (IAI1 и IAI2) и комплексного (IAIc) индексов инновационной активности у авиакомпаний, 2017 и 2018 гг. 65
Приложение 2. График остатков переменной "Относительная выручка" авиакомпаний на 2018 г. 66
Приложение 3. График остатков переменной "Относительные операционные расходы" авиакомпаний на 2018 г. 66
Приложение 4. График остатков переменной "Относительная чистая прибыль" авиакомпаний на 2018 г. 66
Приложение 5. График остатков переменной "Относительный доход на кресло-километр" авиакомпаний на 2018 г. 67
Приложение 6. График остатков переменной "Относительный расход на кресло-километр" авиакомпаний на 2018 г. 67
Введение 5
Глава 1. Роль и значение инновационной деятельности в обеспечении экономического развития логистических компаний – авиаперевозчиков 7
1.1 Сущность и виды инновационной деятельности авиакомпаний. 7
1.2 Содержание и критерии экономического развития авиакомпаний. 10
1.3 Теоретические исследования и методика изучения взаимосвязи инновационной активности и экономического развития авиакомпаний. 13
Вывод по главе 1 14
Глава 2. Разработка системы индикаторов оценки уровня инновационной активности и экономического развития авиакомпаний 15
2.1 Выбор индикаторов оценки инновационной активности авиакомпаний 15
2.2 Формирование индикаторов оценки экономического развития авиакомпаний 21
2.3. Построение гипотез и выбор инструментов эмпирического исследования 29
Выводы по Главе 2 35
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи инновационной активности и экономического развития авиакомпаний 35
3.1 Формирование группы изучаемых компаний 35
3.2. Построение эконометрических моделей 39
3.3 Анализ данных и проверка гипотез исследования 40
3.4 Практические рекомендации по применению моделей 55
Заключение 61
Список использованной литературы 61
Приложения 65
Приложение 1. Значения частных (IAI1 и IAI2) и комплексного (IAIc) индексов инновационной активности у авиакомпаний, 2017 и 2018 гг. 65
Приложение 2. График остатков переменной "Относительная выручка" авиакомпаний на 2018 г. 66
Приложение 3. График остатков переменной "Относительные операционные расходы" авиакомпаний на 2018 г. 66
Приложение 4. График остатков переменной "Относительная чистая прибыль" авиакомпаний на 2018 г. 66
Приложение 5. График остатков переменной "Относительный доход на кресло-километр" авиакомпаний на 2018 г. 67
Приложение 6. График остатков переменной "Относительный расход на кресло-километр" авиакомпаний на 2018 г. 67
Данное исследование посвящено измерению и оценке направления и силы влияния уровня инновационной активности авиакомпаний на их экономическое развитие. Осуществление инновационной деятельности является одним из ключевых факторов роста и развития авиакомпании. Инновационная деятельность способствует развитию характеристик услуги авиаперевозок и процесса их оказания, в связи с повышенными требованиями к безопасности перелётов и к осуществлению непрерывного материального потока людей и материальных ценностей. Также инновационная активность способствует развитию практик позиционирования, что, с точки зрения соответствия потребностям клиентов, должно помочь авиакомпании оказывать более качественную услугу.
В теории, данное направление деятельности звучит весьма привлекательно и может натолкнуть на заблуждение о непременной положительной экономической отдаче. Однако данное утверждение требует проверки и подтверждения. На сегодняшний день существует множество исследовательских работ, в которых специалисты пытались дать оценку влияния инновационной деятельности на экономические результаты[Решетова; Скворцова; Zhu]. Экспертам удавалось выяснить, какова взаимосвязь упомянутой стратегии с показателями экономического развития, но основным упущением является то, что форма конкретной зависимости, дающей возможность ориентироваться на результаты этих исследований в практике менеджмента компании, так до сих пор и не установлена. Более того, многие специалисты для анализа не конкретизируют кластер анализируемых предприятий. Отсутствие конкретизации кластера анализируемых компаний лишает экспертов возможности воздействия на специфические аспекты компаний при разработке инструментария, и таким образом, разработанные инструментарии и методики носят весьма обобщённый характер. Соответственно, на данный момент проблема отсутствия инструментария для измерения экономической отдачи от инновационной деятельности логистических компаний(в том числе) все еще остается крайне актуальной.
Цель данной работы заключается в разработке моделей влияния инновационной активности на экономические результаты авиакомпаний, а также рекомендаций по их использованию в практике менеджмента компаний. Для достижения этой цели в работе представляется необходимым решить следующие задачи:
• Изучить теоретическую базу по предмету исследования, провести обзор подходов к оценке уровня инновационной активности компаний авиационного профиля;
• Сформировать рабочие гипотезы, определить индикаторы оценки уровня инновационной активности авиакомпаний;
• На основе эмпирического исследования разработать рабочие модели взаимосвязи уровня инновационной активности и экономических результатов деятельности авиакомпаний, предложить экономическую интерпретацию полученных результатов;
• Предложить рекомендации по использованию полученных моделей в практике менеджмента логистических компаний.
В данном исследовании в качестве инструментария использовались модели индексации численных данных (свёртка в частные и общий индексы путём метода линейного масштабирования) корреляционно-регрессионный анализ для исследования силы взаимосвязи между уровнем инновационной активности и экономическими результатами авиакомпаний, самые крупные из которых в мире и выступают как объект данного исследования. Предметом данного исследования является инновационная активность авиакомпаний как фактор их экономического развития.
В первой главе работы рассмотрены сущность, предпосылки и цели инновационной деятельности в авиакомпаниях, а также приведены имеющиеся классификации, сформированные как экспертами в области предпринимательства и бизнес-планирования, так и менеджментом крупнейших авиационных компаний. Помимо этого, представлены исследовательские работы, посвящённые оценке взаимосвязи инновационной деятельности авиакомпаний с их экономическими результатами.
Во второй главе представлен отбор индикаторов оценки уровня инновационной активности авиакомпаний и его критерии, механизм разработки частных и общего индексов инновационности авиакомпаний, а также постановка рабочих гипотез с обоснованием необходимости их проверки.
Третья глава посвящена процессу и экономическим интерпретациям эмпирического исследования, объектом которого выступает группа из 36 мировых крупных авиакомпаний. На основании полученных результатов даны практические рекомендации и предложения по их использованию в практике операционного менеджмента авиакомпаний.
Терминологическая база работы основана на понятийном аппарате, изложенном в отчетах, размещаемых авиакомпаниями, Руководстве Осло, а также публикациях по аналитическим инструментам в логистике. Для обзора теоретической базы, посвящённой инновационной активности и экономического развития привлекались публикации российских и зарубежных специалистов. Авиакомпании, из которых сформирована выборка, отобраны из международных и российских авиарейтингов, составленных на множестве критериев (с целью отбора компаний крупных относительно более пассивных конкурентов). Данные по индикаторам инновационной активности и экономическому развитию авиакомпаний заимствованы из информационно-аналитической базы Thomson ReutersDatastreamВШМ СПбГУ.
Данная исследовательская работа позволила разработать инструментарий для оценки влияния стратегии инновационности на экономические результаты авиакомпаний, который выражается в системе индикаторов оценки по факторному признаку.
В теории, данное направление деятельности звучит весьма привлекательно и может натолкнуть на заблуждение о непременной положительной экономической отдаче. Однако данное утверждение требует проверки и подтверждения. На сегодняшний день существует множество исследовательских работ, в которых специалисты пытались дать оценку влияния инновационной деятельности на экономические результаты[Решетова; Скворцова; Zhu]. Экспертам удавалось выяснить, какова взаимосвязь упомянутой стратегии с показателями экономического развития, но основным упущением является то, что форма конкретной зависимости, дающей возможность ориентироваться на результаты этих исследований в практике менеджмента компании, так до сих пор и не установлена. Более того, многие специалисты для анализа не конкретизируют кластер анализируемых предприятий. Отсутствие конкретизации кластера анализируемых компаний лишает экспертов возможности воздействия на специфические аспекты компаний при разработке инструментария, и таким образом, разработанные инструментарии и методики носят весьма обобщённый характер. Соответственно, на данный момент проблема отсутствия инструментария для измерения экономической отдачи от инновационной деятельности логистических компаний(в том числе) все еще остается крайне актуальной.
Цель данной работы заключается в разработке моделей влияния инновационной активности на экономические результаты авиакомпаний, а также рекомендаций по их использованию в практике менеджмента компаний. Для достижения этой цели в работе представляется необходимым решить следующие задачи:
• Изучить теоретическую базу по предмету исследования, провести обзор подходов к оценке уровня инновационной активности компаний авиационного профиля;
• Сформировать рабочие гипотезы, определить индикаторы оценки уровня инновационной активности авиакомпаний;
• На основе эмпирического исследования разработать рабочие модели взаимосвязи уровня инновационной активности и экономических результатов деятельности авиакомпаний, предложить экономическую интерпретацию полученных результатов;
• Предложить рекомендации по использованию полученных моделей в практике менеджмента логистических компаний.
В данном исследовании в качестве инструментария использовались модели индексации численных данных (свёртка в частные и общий индексы путём метода линейного масштабирования) корреляционно-регрессионный анализ для исследования силы взаимосвязи между уровнем инновационной активности и экономическими результатами авиакомпаний, самые крупные из которых в мире и выступают как объект данного исследования. Предметом данного исследования является инновационная активность авиакомпаний как фактор их экономического развития.
В первой главе работы рассмотрены сущность, предпосылки и цели инновационной деятельности в авиакомпаниях, а также приведены имеющиеся классификации, сформированные как экспертами в области предпринимательства и бизнес-планирования, так и менеджментом крупнейших авиационных компаний. Помимо этого, представлены исследовательские работы, посвящённые оценке взаимосвязи инновационной деятельности авиакомпаний с их экономическими результатами.
Во второй главе представлен отбор индикаторов оценки уровня инновационной активности авиакомпаний и его критерии, механизм разработки частных и общего индексов инновационности авиакомпаний, а также постановка рабочих гипотез с обоснованием необходимости их проверки.
Третья глава посвящена процессу и экономическим интерпретациям эмпирического исследования, объектом которого выступает группа из 36 мировых крупных авиакомпаний. На основании полученных результатов даны практические рекомендации и предложения по их использованию в практике операционного менеджмента авиакомпаний.
Терминологическая база работы основана на понятийном аппарате, изложенном в отчетах, размещаемых авиакомпаниями, Руководстве Осло, а также публикациях по аналитическим инструментам в логистике. Для обзора теоретической базы, посвящённой инновационной активности и экономического развития привлекались публикации российских и зарубежных специалистов. Авиакомпании, из которых сформирована выборка, отобраны из международных и российских авиарейтингов, составленных на множестве критериев (с целью отбора компаний крупных относительно более пассивных конкурентов). Данные по индикаторам инновационной активности и экономическому развитию авиакомпаний заимствованы из информационно-аналитической базы Thomson ReutersDatastreamВШМ СПбГУ.
Данная исследовательская работа позволила разработать инструментарий для оценки влияния стратегии инновационности на экономические результаты авиакомпаний, который выражается в системе индикаторов оценки по факторному признаку.
Осуществив данное эмпирическое исследование, мы пришли к следующим результатам:
1. Выявлены ключевые причины осуществления инновационной деятельности авиакомпаниями, а также потребности авиаперевозчиков, которые удовлетворяет формирование инновационной стратегии.
2. Выявлены и сгруппированы по ресурсному и результатному принципу индикаторы инновационной активности.
3. Выявлены и сгруппированы по функциональной направленности индикаторы экономического развития.
4. Сформирована выборка из 36 крупных мировых авиакомпаний.
5. Построены эконометрические модели, при помощи которых можно делать выводы о силе влияния уровня инновационной активности на экономические результаты авиаперевозчиков.
6. При помощи выбранных индикаторов проведены эмпирические расчеты по оценке влияния уровня инновационной активности авиакомпаний на их экономические результаты.
7. На основе стратегического подхода «планирование-реализация-контроль» сконструирована поэтапная схема процесса планирования инновационной деятельности для менеджмента логистических компаний, с применением методик, используемых в данном исследовании.
Полученные результаты свидетельствуют о полном решении поставленных в работе задач и ориентированы на использование в практике стратегического планирования инновационного развития компаний-авиаперевозчиков.
1. Выявлены ключевые причины осуществления инновационной деятельности авиакомпаниями, а также потребности авиаперевозчиков, которые удовлетворяет формирование инновационной стратегии.
2. Выявлены и сгруппированы по ресурсному и результатному принципу индикаторы инновационной активности.
3. Выявлены и сгруппированы по функциональной направленности индикаторы экономического развития.
4. Сформирована выборка из 36 крупных мировых авиакомпаний.
5. Построены эконометрические модели, при помощи которых можно делать выводы о силе влияния уровня инновационной активности на экономические результаты авиаперевозчиков.
6. При помощи выбранных индикаторов проведены эмпирические расчеты по оценке влияния уровня инновационной активности авиакомпаний на их экономические результаты.
7. На основе стратегического подхода «планирование-реализация-контроль» сконструирована поэтапная схема процесса планирования инновационной деятельности для менеджмента логистических компаний, с применением методик, используемых в данном исследовании.
Полученные результаты свидетельствуют о полном решении поставленных в работе задач и ориентированы на использование в практике стратегического планирования инновационного развития компаний-авиаперевозчиков.
Подобные работы
- ТУРИЗМ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ (НА ПРИМЕРЕ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА ИЗ КИТАЯ В РОССИЮ)
Магистерская диссертация, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2020 - ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ РОССИЙСКИХ АВИАКОМПАНИЙ В СРЕДНЕЙ И ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Деловой туризм - Российский опыт и проблемы развития в Татарстане
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Определение синергетического эффекта участия авиакомпании в альянсах
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - Исследование потенциала сетевого взаимодействия авиакомпаний на региональном рынке авиауслуг
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Повышение экономической эффективности инвестиционных проектов в организации (на примере компании «Уральские авиалинии»)
Бакалаврская работа, инвестиции. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2018 - АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВИАКОМПАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2021 - Внедрение современных методов деловой оценки персонала с целью повышения эффективности развития и использования кадрового потенциала организации
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Инновационные технологии в сфере
обслуживания пассажиров в аэропорту
(на примере ОАО «Аэропорт Толмачево»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



