Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Православный приход как церковно-народный институт

Работа №136233

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
43
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Проблематика православного прихода в церковной литературе, публицистике и научных исследованиях 8
Глава 2. Православный приход в системе государственного управления, церковной иерархии и общинных институтов 24
2.1. Взаимодействие с государством 24
2.2. Причт и взаимодействие с церковной иерархией 35
2.3. Взаимодействие духовенства и крестьянской общины 44
Глава 3. Роль причта в организации жизни общины 53
3.1. Пасторство 53
3.2. Трудовой комплекс церковного года 55
3.3. Церковные праздники , посты, обходы 62
3.4. Характер народной религиозности и бытовая обрядность 65
Заключение 69
Список использованной литературы и источников 71



Начиная с конца 80-х годов XX века в среде историков, этнографов, а также представителей других гуманитарных дисциплин наблюдается усиленный интерес к изучению прихода как основной структурной единицы православной жизни в России. Эта тенденция вызвана поиском ответа на вопрос о современном состоянии Русской Православной Церкви, а также интересом к ее истории.
В данный период начинается новый подъем активности Русской Православной Церкви и религиозного населения страны, свидетельство этому мы можем увидеть в увеличении количества приходов на территории РФ. В докладе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви от 24 июня 2008 года сообщается, что в 2007 г. на территории России действует 29 141 приход, в то время как в 1986 г. их количество составляло всего 6800. Значительный рост количества приходов продолжается и по сей день: так в 2013 г. насчитывается уже 33482 прихода . На протяжении долгого периода истории России, православие существовало как официальная религия государства, в связи с чем стало одним из ключевых факторов этнической самоидентификации населения . Возникает вопрос о том, чем вызван такой бурный рост приходов: исходит ли инициатива создания новых приходов от РПЦ как церковной организации или это следствие реальных нужд населения? Именно поэтому исследование данной проблемы является особенно актуальным в наше время.
Однако, интерес к приходской теме вызван не только внешними церковными преобразованиями, но и желанием узнать о внутренней жизни прихода, но прихода не только как церковной «организации», а как общины. И в этом заключается одна из основных сложностей, с которыми мы столкнемся при изучении прихода. Большинство исследователей отмечают, что приходская тема изучалась в контексте истории Церкви, при этом «совершенно упуская из внимания жизнь и верования народных масс, скромную деятельность низших церковных деятелей, никогда не заглядывая в темные углы церковных приходов – этих единиц, из которых складывается целое, - Церковь» , - пишет историк Русской Церкви П. В. Знаменский. Поэтому тема данного исследования имеет особую актуальность в связи с малоизученностью, а, следовательно, и широкими возможностями для дальнейшего изучения.
Важность изучения синодального устройства Церкви отмечена во многих работах ученых как прошлого, так и нынешнего столетия. Так, например, исследователи приходской темы связывают дискуссию об устройстве Церкви, возникшую в конце 1990-2000-х гг. с вопросами о реформировании синодальной системы в рамках Поместного собора 1917-1918 гг., в рамках которых особенно выделялся вопрос о преобразованиях в приходской сфере. Это объясняется тем, что именно приход является ключевой единицей в религиозной жизни общества в рамках Церковной иерархии. Сравнение современности и дореволюционного периода также может быть объяснено количеством приходов, так как в 1914 г. оно доходило до 48000 , что близко к нынешним цифрам.
Приступая к рассмотрению данной темы нам необходимо ответить на один из основных вопросов: что такое приход, какова его суть и границы? Т.А. Бернштам пишет о многогранности термина «приход» и эволюции понятия «приходская жизнь» . Под «приходом» мы можем понимать как исключительно церковно-административный округ, так и население, приписанное к нему, то есть его прихожан, либо же мы можем принять это понятие за все церковное общество прихода в целом – причт (духовенство) и прихожане. Объектом данного исследования является приход Русской Православной Церкви в синодальный период (более конкретно – второй половины XIX – начала XX вв.). Сложная организация прихода обуславливает многогранность предмета исследования – им являются разносторонние отношения духовенства и прихожан внутри прихода, а также их взаимоотношения с другими социальными структурами.
Целью данного исследования является изучение прихода РПЦ во второй половине XIX – начале XX веков, для чего нам необходимо решить следующие задачи: 1) выделить основные проблемы православного прихода, обсуждавшиеся в церковной литературе, публицистике и научных исследованиях, 2) определить основные направления и характер во взаимодействии духовенства с государственное, церковной властью, а также сельской общиной, 3) рассмотреть церковно-обрядную организацию приходской жизни и ее взаимосвязь с народной религиозностью.
Что касается географических рамок исследования, то необходимо сразу сказать, что они будут ограничены территорией Центральной части Европейской России и Сибири, в связи с тем, что большинство литературы основывается на материалах данных регионов. Хронологически работа будет рассматривать поздний синодальный период в истории РПЦ, и здесь следует обосновать данный выбор.
Очевидно, что невозможно проводить исследование приходской темы вне исторического контекста, так как события из истории РПЦ непосредственно влияют на жизнь приходских сообществ, как в прошлом, так и настоящем. Однако невозможно охватить в рамках данной работы всю историю формирования приходов, так как эта тема слишком объемна. Поэтому, для того, чтобы в перспективе дальнейшего изучения приходской темы иметь возможность исследования состояния приходской жизни в XXI в., нам необходимо особенно рассмотреть синодальный период, так как он является основой формирования современной организации прихода. Однако, также нужно учитывать преобразования, произошедшие в XX в. и их влияние на современность.
Методологической основой данной работы являются как общенаучные методы (количественный, описательный, метод анализа, синтеза, дедукции и индукции), так и специальные – историко-генетический и проблемно-исторический методы, используемые для изучения динамики развития православного прихода, а также структурный и функциональный методы для рассмотрения внутренней организации приходов и их взаимосвязей с внешними структурами.
Историографическую базу исследования можно разделить на несколько частей: 1. исторические работы, посвященные истории РПЦ, 2. этнографические работы по духовной культуре русского крестьянства, 3. работы социологов по изучению приходов, 4. а также работы представителей духовенства. Подробнее историография будет рассмотрена в 1 главе.
Научно-практическая значимость данной работы, во-первых, обусловлена малоизученностью приходской темы в этнографическом обозрении, и, во-вторых, способствует дальнейшему развитию и изучению данной темы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Содержание глав определяется поставленной целью и задачами. Общие выводы структурированы в заключении данного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог, мы можем еще раз отметить увеличившийся интерес к приходской теме в настоящее время, который обусловлен историей ее обсуждения в церковной, общественной научной среде — как мы видим, дискуссия вокруг статуса прихода и прав общины была активно обсуждаема как в середине XIX в, так и в начале и конце XX в.
Также, отвечая на вопрос о взаимоотношениях духовенства и общины, мы можем сказать, что синодальный период отличается увеличение влияния государства и церковной власти на деятельность приходов, что значительно подорвало систему их общинного самоуправления, что также сказалось на уровне религиозности населения.
Что касается статуса духовенства, то можно отметить его приниженное и зависимое положение от различных структур – материально причт обеспечивали доходы от приходской общины, большое влияние оказывала епархиальная власть, а также помещики и светские структуры. Однако, к концу XIX века, наметился ряд продвижения в сторону либерализации и улучшения положения духовенства.
Неканонические представление народа о православии, а также развитая обрядовая сторона религии может пониматься не как слабое понимание христианских догматов, а как проявление народного благочестия, народного представления о православии.
Приход являлся важным звеном в жизни общины, и не смотря на ослабление позиций духовенства и Церкви в глазах общественности, играл важную роль, как в хозяйственной, так и в духовной жизни крестьянства.



1. Freeze G.L. The Disintegration of Traditional Communities: The Parish in Eighteenth-Century Russia. // The Journal of Modern History. –– 1976. ––Vol. 48 (1). –– P. 32-50.
2. Freeze G.L. The Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia: Crisis, Reform, Reform. –– Princeton, New Jersey: «Princeton University Press», 1983. –– 507 p.
3. Freeze G.L. The Russian Levites: Parish clergy in the eighteenth century. — Cambridge, London: «Harvard university press», 1977. –– 325 p.
4. Агаджанян А. С. Приход и община в русском православии: современные процессы в ретроспективе последнего столетия. // Приход и община в современном православии: корневая система российской религиозности. –– М.: «Весь мир», 2011. –– 368 С.
5. Алексин К. Духовническая дисциплина в Русской Церкви и формирование приходских общин разных типов: попытка построения типологии местных христианских общин в России в её связи и с духовнической практикой, а также попыка обоснования одной гипотезы. // Научно-богословский журнал студентов и аспирантов Православного Свято-Тихоновского университета. — 2013. — Вып. V. — С. 20 – 33.
6. Алексин К. Приход: община или учреждение? (дискуссия в Предсоборном присутствии). // Научно-богословский журнал студентов и аспирантов Православного Свято-Тихоновского университета. — 2012. — Вып. IV. — С. 46 – 59.
7. Баловнев Д.А. Церковные приходы и приходское духовенство в XIV-XV вв. на Руси: Северо-Восточные, Новгородские и Псковские земли).: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ист.н. : Спец. 07.00.02 –– М., 1998. — 18 с.
8. Беглов А.Л. «Община, учреждение, братство...». Поиск идентичности православного прихода в проектах и дискуссиях конца XIX – начала ХХ в. // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. –– 2014. ––Вып. 48. –– С. 241-264.
9. Беглов А.Л. Земские проекты переустройства православного прихода в 1860 – 1890‑е гг. // Государство. Религия. Церковь. –– 2014. –– № 1(32). –– С.172-200.
10. Беглов А.Л. Конформизм приходской реформы К.П. Победоносцев. // Quaestio Rossica. –– 2014. –– № 3. –– С. 107-123.
11. Беглов А.Л. Объединения православных верующих в СССР в 1920-1930-е годы: причины возникновения, типология и направления развития. // Российская история. –– 2012. –– № 3. –– С. 91-104.
12. Беллюстин И.С. Описание сельского духовенства. ¬–– Paris, Berlin, London: «A. Franck», «A. Asher et C°», «Truhner and Co», 1858. –– 168 с.
13. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни общины XIX-начала XX в.: половозрастной аспект традиционной культуры. — Л.: «Наука», 1988. — 277 с.
14. Бернштам Т.А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: учение и опыт церкви в народном христианстве. –– СПб.: «Петерб. Востоковедение», 2000. — 394 с.: ил.
15. Бернштам Т.А. Приходская жизнь русской деревни: Очерки по церковной этнографии. — СПб.: «Петербургское востоковедение», 2005. — 413 с.: ил.
16. Громыко М. М. О воззрениях русского народа. –– М.: «Паломникъ», 2000. –– 540 с.
17. Есипова В.А. Приходское духовенство Западной Сибири в период реформ и контрреформ второй половины XIX века: (На материалах Том. епархии).: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ист.н. : Спец. 07.00.02 –– Томск, 1996. –– 24 с.
18. Знаменский П. В. История Русской Церкви: Учеб. рук. – 9-е изд., испр. ––М.: «Крутиц. Патриаршее подворье и др.», 2000. –– 461 с.
19. Знаменский П. В. Приходское духовенство на Руси; Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. –– СПб.: «Коло», 2003. –– 798 с.
20. Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община в XVIII веке. ––Новосибирск: «Наука», 1990. –– 288 с.
21. Казьмина О.Е. Русская православная Церковь и новая религиозная ситуация в России: этноконфессиональная составляющая проблемы. –– М.: «Изд-во Моск. Ун-та», 2009. –– 304 с.
22. Камкин А.В. Крестьянский мир на Русском Севере: (Материалы по истории северорусских крестьян. сообществ XVIII в.). –– Вологда: «Русь», 1995. –– 96 с.
23. Карташев А. В. История Русской Церкви. –– М.: «Эксмо», 2010. ––543 с.
24. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 2: Патриарший период (1586 - 1700). –– М.: «Терра», 1992. –– 686 с.
25. Лавров А. С. Колдовство и религия в России, 1700-1740 гг. –– М.: «Древлехранилище», 2000. –– 572 с.
26. Мангилева А. В. Духовное сословие на Урале в первой половине XIX в.: (На примере Перм. епархии). –– Екатеринбург: «УралНаука», 1998. –– 218 с.
27. Манчестер Л. Поповичи в миру: духовенство, интеллигенция и становление современного самосознания в России. –– М.: «Новое литературное обозрение», 2015. –– 439 с.: ил.
28. Манчестер Л. Сельские матушки и поповны как "агенты просвещения" в российской деревне: позднеимперский период. // Там, внутри: практики внутренней колонизации в культурной истории России: сборник статей. — М.: «Новое литературное обозрение», 2012. — С.311-348.
29. Миненко Н.А. Культура русских крестьян Зауралья, XVIII - первая половина XIX в. –– М.: «Наука», 1991. –– 222 с.
30. Митрохин Н. А. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. –– М.: «Новое литературное обозрение», 2006. –– 650 с.
31. Ожиганова А. А. Новая религиозность в современной России: учения, формы и практики. –– М.: «Институт этнологии и антропологии», 2006. –– 229 с.
32. Панченко А.А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-запада России. –– СПб.: Алетейя, 1998. — 320 с.
33. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. –– М.: «Республика», 1995. –– 509 с.
34. Приход русской православной церкви : материалы к изучению приходской жизни. –– М.: «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет», 2011. –– 154 с.
35. Прокофьев А. В. Приходская реформа 1864 года и ее влияние на самосознание сельского приходского духовенства: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ист.н. : Спец. 07.00.02. –– М., 2010. –– 26 с.
36. Пулькин М. В. Православный приход и власть в середине XVIII - начале XX в.: (по материалам Олонецкой епархии). –– Петрозаводск: «Карельский научный центр», 2009. –– 422 с.
37. Римский С. В. Российская Церковь в эпоху Великих реформ: (Церков. реформы в России 1860-1870-х годов) . –– М.: «Крутиц. Патриаршее Подворье О-во любителей церков. Истории», 1999. –– 567 с.
38. Розанов А.И. Записки сельского священника: Быт и нужды православного духовенства. –– СПб.: «Издание исторического журнала "Русская старина", 1882. –– 324 с.
39. Розов А. Н. Священник в духовной жизни русской деревни. –– СПб.: «Алетейя», 2003. –– 253 с.
40. Ропакова Е. Н. Священник и прихожане: о некоторых этических аспектах взаимоотношений (По материалам уездных приходов Петербургской епархии 1850–1860-х гг.). –– 2008. –– Ч. I , Вып. 4. ––Вестник Санкт-Петербургского университета. –– С. 35-44.
41. Священник Владислав Малышев. Церковно-общественная публицистика в эпоху «великих реформ» // Христианское чтение. –– 2015. –– № 5. –– С. 121-145.
42. Смолич И. К. История Русской Церкви: 1700-1917. Ч.1. –– М.: «Валаамский мон-рь», 1997. –– 798 с.
43. Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России в XVI-XVII веках. — М.: Изд–во. «Индрик», 2002. — 352 с.
44. Тимошенкова З.А. Приходские церкви и крестьянский мир // Средневековая и новая Россия : Сб. науч. ст. : К 60-летию проф. И.Я. Фроянова. –– СПб.: «Изд-во С.-Петерб. ун-та», 1996. –– С.474-493.
45. Фриз Г.Л. Вся власть приходам? Возрождение православия в 1920-е гг. // Государство. Религия. Церковь. –– 2012. –– № 3-4 (30). –– С. 86-105.
46. Хроника семи десятилетий // Наука и религия. –– 1987. –– №2. ––С.24.
47. Цыпин В. А., прот. История Русской Православной Церкви: синодальный и новейший периоды: (1700-2005). –– 3-е изд., испр. — М.: «Изд–е. Сретенского монастыря», 2007. - 815 с.

Источники:
1. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, Москва. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви. 2008. 24 июня. URL: https://mospat.ru/archive/2008/06/41501/ ( последнее обращение 10.05.2016).
2. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московской патриархии. 2013. 2 февраля. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2770923.html (последнее обращение 10.05.2016).
3. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы: Материалы «Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева. Т. 1.Костромская и Тверская губернии. — СПб.: «Деловая полиграфия», 2004. — 586 с.: ил.
4. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы: Материалы «Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева. Т. 2. Ярославская губерния. Ч. 2. Даниловский, Любимский, Романово-Борисоглебский, Ростовский и Ярославский уезды. — СПб.: «Деловая полиграфия», 2006. — 551 с.: ил.
5. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы: Материалы «Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева. Т. 2. Ярославская губерния. Ч. 1. Пошехонский уезд. — СПб.: «Деловая полиграфия», 2006. — 607 с.: ил.
6. Устав РПЦ 2000 г. Официальный сайт Московского Патриархата. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/133141.html . (последнее обращение 18.05.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ