Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования 5
1.1.Краткий обзор методов изучения детской речи 5
1.2. Усвоение морфологии 8
1.3. Усвоение категории числа имен существительных 12
1.4. Усвоение категории падежа имен существительных 13
1.5. Близнецы и язык 16
Выводы 23
Глава 2. Анализ данных 25
2.1. Материал 25
2.2. Анализ материала с помощью пакета программ CLAN 29
2.3. Усвоение близнецами категории числа 35
2.4. Усвоение близнецами категории падежа 36
2.5.Языковые особенности близнецов 40
Выводы 42
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложение 49
Настоящее исследование посвящено изучению процесса усвоения именной морфологии детьми раннего возраста (2-2;5 лет). Имена занимают ведущее место в раннем лексиконе ребёнка, что объясняется его познавательным интересом к предметному миру. Особенность мышления маленьких детей заключается в том, что в первую очередь их интересуют не признаки или действия, а названия окружающих предметов, вещей и живых существ.
Трудно представить, каким образом двух-трехлетний ребёнок делает то, что подчас вызывает немалые трудности у иностранцев, изучающих русский язык, а именно, начинает изменять существительные по падежам и числам. Ещё любопытнее выяснить, как с этой задачей справляются близнецы. В этом и заключается актуальность данной выпускной квалификационной работы.
Изучением близнецов занимался ряд западных учёных: Э. Дэвис , Э. Дэй, Р. Заззо C. Савич. В нашей стране их исследовали В. С. Мухина, В. Фридрих, В. В. Семенов. Они фокусируют внимание на физиологических особенностях близнецов, их разновидностях, особенностях поведения и советах по воспитанию, лишь поверхностно затрагивая речевые особенности. Самым выдающимся был эксперимент А. Р. Лурия, исследовавшего пятилетних мальчиков с задержкой речевого развития, однако лонгитюдных исследований, посвящённых ранним этапам усвоения русского языка, написано не было, этим и объясняется новизна данной работы.
Итак, ранние стадии усвоения именной морфологии близнецами и стали предметом исследования. Объект исследования – спонтанная речь русскоговорящих детей-близнецов в возрасте от 2 до 2;5 лет и обращенная к ним речь взрослых.
Цель работы – выявление индивидуальных особенностей ранней именной морфологии у близнецов.
Задачи исследования:
• Сбор, расшифровка и кодирование материала в системе CHILDES ;
• Анализ особенностей речевого взаимодействия матери и детей, а также детей между собой с помощью пакета программ CLAN ;
• Первичный анализ морфологической оппозиции в сфере имени;
• Установление периода, в которой происходит усвоение категории числа и падежа имен существительных;
• Сравнение данных близнецов с имеющимися данными одиночнорожденных детей.
Материалом стали видеозаписи и расшифровки спонтанной речи пары русскоговорящих близнецов-девочек и их родителей, закодированные в системе CHILDES.
Основным методом исследования является лонгитюдное наблюдение за спонтанной детской речью в условиях свободной деятельности. Регулярная запись одних и тех же объектов на протяжении долгого времени позволяет проследить, каким образом развивается языковая система ребёнка. Видео- и аудиозаписи затранскрибированы по стандартам кодирования речи CHAT .
Работа состоит из введения, двух глав, выводов к ним, заключения, списка литературы и приложения.
Проанализированный материал подтверждает, что речь близнецов, действительно, обладает характерными особенностями. Одна из которых – преобладание на ранних этапах слов автономного языка. Приступая к работе, мы опасались, что из-за такого обилия не удастся прийти ни к каким результатам, однако их наличие не повлияло на процесс усвоения именной морфологии.
Девочки успешно осваивают категорию числа и падежа, правда, с небольшими различиями. У Кати первые оппозиции появляются одновременно в возрасте 2;3, Варя же овладевает числом в 2;2, а винительным, родительным и дательными падежами в промежуток с 2;4 до 2;5 лет. Формы творительного и предложного падежей встречаются в речи детей, однако в расшифровках не обнаружилось самостоятельно произведённых противопоставлений, наличие которых подтвердило бы их усвоение.
Другой важной особенностью, безусловно, можно считать склонность детей к повторам. Она объясняется, как желанием маленьких близнецов быть схожими во всём, так и особенностью характера. Программа CHIP вычислила, что имитация в большей степени характерна для Вари, и это в самом деле так. Правильная и послушная, она и сейчас, в свои 3;8 очень любит говорить назидательными «взрослыми фразами».
Е. А. Сергиенко с соавторами писали, что словарь близнецов скуден и однообразен из-за их постоянного нахождения друг с другом. Данные, полученные с помощью программы VOCD, не позволяют согласиться с этим утверждением. На момент начала записи дети пользовались в основном замороженными формами, и этот показатель, действительно, был не очень велик, однако в 2;3 у девочек наступает «лексический взрыв», и VOCD увеличивается вдвое, затем каждый месяц стабильно растёт, что можно объяснить возросшим количеством повторов как за взрослыми, так и друг за другом.
Если сравнивать их с детьми других исследователей детской речи, мы, конечно, заметим некоторое отставание. Например, у дочки М. Б. Елисеевой все падежные формы существительных появляются в 1;9. Женя Гвоздев усваивает число в том же возрасте, а первые падежные противопоставления возникают в 1;11. Но, учитывая индивидуальные особенности, а также общую тенденцию близнецов всё делать немного позже одиночнорождённых детей, эта разница не представляется нам критичной. Более того, в соответствии с данными Института раннего вмешательства, девочки начинают употреблять формы других падежей в среднем в 27 месяцев, что и равняется 2;3, т.е. тому возрасту, когда у наших близнецов возникают первые осознанные противопоставления.
В связи с увеличением рождаемости двоен, данное направление работы может считаться весьма перспективным: многие родители взволнованы тем, что их дети либо плохо говорят, либо не говорят вовсе. Полученные результаты должны их успокоить – всему своё время. Кроме того, собранный материал является идеальной иллюстрацией того, как в одинаковой среде развиваются две разные, хоть и очень похожие, личности.
1. Brown R. A first language: the early stages. Cambridge, Mass. 1977. 437 p.
2. Day E. J. The development of language in twins: I. A comparison of twins and single children. 1932. P. 179-199.
3. Davis E. A. The development of linguistic skills in twins, singletons with siblings, and only children from age five to ten years. Minnesota. 1937. 245 p.
4. Savic S. How twins learn to talk. A study of the speech development of twins from 1 to 3. London. 1980. 195 p.
5. MacWhinney B., Snow C. The Child Language Data Exchange System: an Update // Journal of Child Language, 1990. № 17. P. 457-472.
6. MacWhinney B. The CHAT Transcription Format. P. 1. Carnegie Mellon University. 2017, 118 p.
7. MacWhinney B. The CLAN Program. P. 2. Carnegie Mellon University. 2017, 165 p.
8. Mittler P. Biological and social aspects of language development in twins. Develop. Med. Child Neurol., 1970. P. 741-757.
9. Zazzo R. Les jumeaux. Le couple et la personne. Paris, v.1, 1960. 273 p.
10. Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию: Т. 2. М., 1963. 391 c.
11. Воейкова М. Д. Проблемы использования подкорпуса устной разговорной речи (на примере анализа русских диминутивов) // Национальный корпус русского языка 2006—2008. Новые результаты и перспективы. СПб., 2009. С. 353—374.
12. Воейкова М. Д. Русская речь в системе «CHILDES». СПб., 1995. 19 с.
13. Воейкова М. Д., Ранние этапы усвоения детьми именной морфологии русского языка. М., 2011. 330 c.
14. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб., 1999. 223 с.
15. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1999. 352 с.
16. Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка Ч.1. М., 1949. 268 с.
17. Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка Ч.2. М., 1949. 192 с.
18. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. 472 с.
19. Гвоздев А. Н. От первых слов до 1 класса: Дневник научных наблюдений. Саратов, 1981. 254 с.
20. Гвоздев А. Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. Куйбышев, 1990. 103 с.
21. Дарвин Ч. Наблюдения над жизнью ребенка: Пер. с франц. и англ. / Ч. Дарвин, И. Тэн. СПб., 1990. 173 с.
22. Доброва Г .Р. Детская речь: универсальное – общее – дифференциальное – индивидуальное. //Онтолингвистика – наука XXI века. Материалы международной конференции, посвященной 20-летию кафедры детской речи РГПУ им. А.И.Герцена 4-6 мая 2011 г., г. Санкт-Петербург С 36-41.
23. Елисеева М. Б. Становление индивидуальной языковой системы ребёнка: ранние этапы. М., 2014. 344 с.
24. Елисеева М. Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста. СПб., 2008. 143 с.
25. Касевич Б. В Онтолингвистика, типология и языковые правила.// Язык и речевая деятельность. Т. 1. СПб., 1998. С. 31.-40.
26. Семенов В В, Кочубей Б И. Близнецы: проблемы воспитания и развития. М., 1985. 80 с.
27. Сергиенко Е. А., Виленская Г. А., Дозорцева А. В., Рязанова Т. Б. Близнецы от рождения до трёх лет. М., 2002. 142 с.
28. Сикорский И. А. О развитии речи у детей // Еженедельная клиническая газета. 1881. № 37. Год 1. С. 637—666.
29. Орлова О. С, Печенина В. А. Особенности речевого развития детей-близнецов, родившихся в результате вспомогательных репродуктивных технологий. М., 2014. №4 С. 50-54.
30. Рыбников Н. А. Язык ребёнка. М.;Л., 1926. 83 С.
31. Рыбников Н. А. Словарь русского ребёнка. М.:Л., 1926 112 С.
32. Чернов Д. Н. Речевое развитие близнецов. Вопросы психологии. 2001. №2 с.119-130.
33. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1979. 320 с.
34. Лурия А. Р. Этапы пройденного пути. М., 1982. 182 с.
35. Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребёнка. М., 1956. 93 с.
36. Мухина В. С. Близнецы. М., Просвещение, 1969. 416 с.
37. Цейтлин С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. М., 2009. 592 с.
38. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. М., 2000. 240 с.
39. Чуковский К. И. От двух до пяти. М., 2016. 366 с.
40. Чуковский К. И. Дневник. Т.2:1922-1935. М., 2012. 303 c.
41. Фридрих В. Близнецы. М., Прогресс.1985. 218 с.
42. Шахнарович А. М. Семантика детской речи: психолингвистический аспект. Автореф. дисс. … д-ра филол. наук. М., 1985.
43. Шапиро Я. Н., Чистович И. А. Руководство по оценке уровня развития детей от 1 года 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев по русифицированной шкале RCDI-2000. CПб., 2000.