ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНЦИИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 6
1.1 Понятие конкурентоспособности 6
1.2 Понятие и факторы формирования конкурентоспособности высших учебных заведений 12
1.3 Основы исследования конкурентоспособности высшей школы 21
1.4 Особенности и основные направления разработки стратегии конкуренции высших учебных заведений 35
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ И ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗОВ РОССИИ 44
2.1 Анализ развития высшей школы России и Санкт-Петербурга 44
2.2 Анализ и проблемы конкурентоспособности вузов Санкт-Петербурга и Москвы 69
2.3 Анализ и проблемы стратегического управления в высших учебных заведениях 80
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 101
3.1 Расчет интегрального Индекса конкурентоспособности университетов 101
3.2 Разработка стратегических карт для Санкт-Петербургского государственного университета 109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 117
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 121
В настоящее время все в большем числе стран происходит формирование и развитие экономики знаний. Главным фактором формирования и развития экономики знаний является человеческий капитал, а производство знаний и высоких технологий в развитых странах – это основной источник роста экономики. Повышение качества человеческого капитала, формирование экономики знаний, - все это становится невозможным без качественной системы образования, в особенности, системы высшего профессионального образования, которая является единственным источником кадров для экономики знаний, является необходимой основой для создания современных технологий и разработок. Таким образом, повышается роль высших учебных заведений - университетов, а для постоянного и непрерывного улучшения их деятельности становится необходимым определение и постоянное повышение уровня их конкурентоспособности как среди вузов России, так в мировой образовательной системе. В этих условиях разработка стратегии конкуренции становится актуальной для вузов России. Этим и объясняется актуальность вопросов, рассматриваемых в выпускной квалификационной работе.
Цель выпускной квалификационной работы – сформулировать и раскрыть предложения по разработке направлений стратегии конкуренции вузов России на примере высших учебных заведений Санкт-Петербурга.
Для достижения цели автор ставит перед собой следующие задачи:
1. Определить теоретические основы исследования конкурентоспособности высшей школы (рассмотреть понятия конкурентоспособности, конкурентоспособности высшей школы, факторы ее формирования, конкурентоспособности высшего учебного заведения и факторы ее формирования, дать авторское определение конкурентоспособности вуза, систематизировать основные внешние и внутренние факторы конкурентоспособности вуза);
2. Рассмотреть особенности и основные направления разработки стратегии конкуренции высших учебных заведений;
3. Проанализировать и систематизировать основные рейтинги национальных систем высшего образования и рейтинги глобальной конкурентоспособности университетов, рассмотреть методики оценивания университетов, используемые в данных рейтингах и разработать авторскую методику оценки конкурентоспособности университетов;
4. Проанализировать основные документы федерального и регионального уровня, регулирующие систему высшего образования, существующую систему управления образованием в России на федеральном и региональном уровнях и современное состояние системы высшего образования России и Санкт-Петербурга;
5. Проанализировать места, занимаемые РФ в рейтингах национальных систем высшего образования и вузами РФ в рейтингах конкурентоспособности университетов мира;
6. По материалам «Мониторинга эффективности деятельности организаций высшего образования» проанализировать статистическую информацию о развитии университетов: Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (СПбГЭТУ ЛЭТИ), Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова (МГУ), Московского физико-технического института (МФТИ); проанализировать программы повышения конкурентоспособности данных университетов и особенности стратегического управления университетами с учётом эволюции организационных структур управления;
7. Рассчитать интегральный Индекс конкурентоспособности университетов по авторской методике, проанализировать полученные результаты, определить стратегии повышения конкурентоспособности для каждого из исследуемых университетов;
8. Составить стратегические карты по выделенным на основе проведённого анализа стратегическим направления «инновационный потенциал университета», «научный потенциал университета» и «международная активность вуза» для Санкт-Петербургского государственного университета;
Объектом данного исследования являются процессы стратегического управления развитием высшего образования.
Предметом данного исследования являются процессы разработки стратегии конкуренции высших учебных заведений на примере вузов Санкт-Петербурга.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды учёных по конкурентоспособности организаций, труды учёных по проблемам развития высшей школы, по проблемам стратегического управления в организациях высшего образования, международные и национальные методологии оценки конкурентоспособности университетов. Информационную основу исследования составили нормативно-правовые акты по вопросам развития высшей школы, статистические сборники Росстата по вопросам развития образования, база данных мониторинга за развитием вузов России, которая ведётся Минобрнауки с 2012 года и др.
Самостоятельными разработками автора, составляющими научную новизну ВКР, являются следующие:
1. Обобщены определения конкурентоспособности высшего учебного заведения, данные различными авторами, на их основе дано собственное определение конкурентоспособности высшего учебного заведения;
2. Систематизированы основные внешние и внутренние факторы формирования конкурентоспособности высших учебных заведений;
3. Выделены основные этапы разработки стратегии конкуренции вуза;
4. Систематизированы рейтинги национальных систем высшего образования и рейтинги высших учебных заведений;
5. Предложена авторская методика оценки конкурентоспособности высших учебных заведений;
6. Разработаны традиционная и инновационная организационные структуры управления вузом;
7. Произведена оценка конкурентоспособности высших учебных заведений Санкт-Петербурга и Москвы по авторской методике;
8. Составлены стратегические карты по направлениям «инновационный потенциал университета», «научный потенциал университета» и «международная активность вуза» для Санкт-Петербургского государственного университета.
ВКР включает введение, три главы, заключение.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам исследования конкурентоспособности высшей школы.
Вторая глава посвящена анализу и проблемам конкурентоспособности вузов России.
В третьей главе представлены результаты оценки конкурентоспособности исследуемых в работе университетов, а также разработанные для Санкт-Петербургского государственного университета стратегические карты по достижению выделенных стратегических направлений развития.
В научной среде насчет определения понятия конкурентоспособности не существует единого мнения. Наиболее универсальное для субъектов экономической системы определение конкурентоспособности дал Р. А. Фатхутдинов: «Конкурентоспособность — это состояние (в статике) или способность (в динамике) субъекта со своим объектом быть лидером, успешно конкурировать со своими конкурентами на конкретном рынке в конкретное время по достижению одной и той же цели».
Формирование конкурентоспособной экономики начинается с повышения качества образования, поэтому необходимо уделять большое внимание качеству образовательных услуг, повышать конкурентоспособность субъектов рынка образовательных услуг, в том числе, вузов.
На определение понятия конкурентоспособности вуза также нет единого мнения. Авторское определение конкурентоспособности вуза: конкурентоспособность высшего учебного заведения – это его способность конкурировать с другими высшими учебными заведениями на рынке высшего образования на основе формирования и использования конкурентных преимуществ, максимально эффективного использования своего потенциала и имеющихся ресурсов, эффективного ведения воспроизводственной политики во всех сферах своей деятельности для выполнения главных функций: образовательной, научно-исследовательской, функции взаимодействия с местным сообществом.
Существует большое число факторов, влияющих на конкурентоспособность вуза, автором работы внешние факторы, влияющие на конкурентоспособность вуза, были распределены на пять групп, внутренние – на восемь.
Конкурентоспособность высшей школы страны (рынка образовательных услуг) определяется ее способностью готовить конкурентоспособных специалистов, способных достичь высоких результатов в выбранной сфере деятельности, а также созданием необходимых условий для успешного функционирования высших учебных заведений. Для оценки конкурентоспособности высшей школы существуют два уровня рейтингов: первый уровень рейтингов оценивает конкурентоспособность национальных систем высшего образования стран, второй – конкурентоспособность отдельно взятых вузов. Рейтинги, оценивающие национальные системы высшего образования: Рейтинг национальных систем высшего образования Universitas 21и Рейтинг национальных систем высшего образования по версии QS. Основные международные рейтинги, составляемые за рубежом и оценивающие конкурентоспособность отдельных вузов: Академический рейтинг университетов мира (Рейтинг АРУМ), THE World University Rankings (Рейтинг лучших университетов мира по версии Times Higher Education), QS World University Rankings (Рейтинг лучших университетов мира по версии Quacquarelli Symonds). Основные национальные (российские) рейтинги университетов: Московский международный рейтинг вузов «Три миссии университета», Рейтинг лучших вузов России по версии Рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА), Национальный рейтинг университетов.
Автором работы разработана собственная методика оценки конкурентоспособности университетов по материалам «Мониторинга эффективности деятельности организаций высшего образования», в которой показатели, по которым производится оценка, разделены на пять групп: качество образования, научно-исследовательская деятельность, международная деятельность, финансово-экономическая деятельность, кадровый состав.
Для повышения конкурентоспособности организаций, в том числе, высших учебных заведений, необходимо использование инструментов, методов и принципов стратегического менеджмента в управлении данными организациями. Важнейшим элементом стратегического управления является разработка и реализация стратегий различного рода. Существует большое число видов разрабатываемых и реализуемых в организациях стратегий. Для высших учебных заведений, например, могут разрабатываться следующие стратегии: стратегия развития научного потенциала, кадрового потенциала, стратегия повышения качества образовательных услуг, стратегия освоения международного рынка образовательных услуг, финансово-инвестиционная стратегия, стратегии развития факультетов и филиалов, стратегия опережающей подготовки кадров, стратегия экспорта образовательных программ, стратегия социальной политики и многие другие. Также для университета может быть разработана и реализована стратегия конкуренции. Автором выделено 8 основных этапов разработки стратегии конкуренции вуза. Широко используемым инструментом стратегического управления (в том числе и в вузах) является концепция Сбалансированной Системы Показателей (ССП), а также одна из ее составляющих, а именно, стратегическая карта.
В Российской Федерации развитию сферы образования уделяется большое внимание как на федеральном уровне, так и на уровне регионов. Система управления образованием на федеральном уровне включает в себя Министерство образования и науки Российской Федерации при Правительстве РФ, подчиненные ему региональные органы управления образованием, Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по делам молодежи. Действующие документы, регулирующие систему образования на федеральном уровне: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», Государственная программа РФ «Развитие образования», Постановление Правительства «О мерах государственной поддержки ведущих университетов РФ в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров», Постановление Правительства «Об осуществлении мониторинга системы образования», Паспорт приоритетного проекта «Вузы как центры пространства инноваций», Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования».
Система управления образованием на уровне города Санкт-Петербурга включает в себя два Комитета при Правительстве Санкт-Петербурга: Комитет по образованию и Комитет по науке и высшей школе. Комитету по науке и высшей школе подчинены две организации: Координационный центр международных научно-технических и образовательных программ и Экспертный центр оценки дополнительного и среднего профессионального образования. Действующие документы, регулирующие систему образования на уровне города Санкт-Петербурга: Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года, Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011 – 2020 годы «Петербургская школа 2020», Государственная программа Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы.
Число высших учебных заведений РФ и численность обучающихся в них сокращаются. Наибольшее число выпускников государственных и муниципальных организаций высшего образования фиксируется по группе специальностей «Экономика и управление». Растет число иностранных студентов. Аналогичные тенденции наблюдаются на региональном уровне, по городу Санкт-Петербургу. РФ занимает невысокие позиции в рейтингах национальных систем высшего образования (чаще всего входит в ТОП-40 стран), университеты России занимают невысокие позиции в международных рейтингах университетов в силу национальных особенностей системы высшего образования.
В настоящее время реализуется Проект «5-100» по повышению конкурентоспособности 21-го российского университета.
В данной работе исследуется конкурентоспособность следующих высших учебных заведений Санкт-Петербурга и Москвы: Санкт-Петербургский государственный университет СПбГУ (не участвует в Проекте 5-100); Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики ИТМО (отнесен к первой группе - лидерам проекта); Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого СПбПУ (отнесен ко второй группе); Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова СПбГЭТУ ЛЭТИ (отнесен к третьей группе); Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (МГУ) (не участвует в Проекте); Московский физико-технический институт МФТИ (отнесен к первой группе). Оценка конкурентоспособности данных вузов осуществляется на основе материалов Мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования за 2013, 2015 и 2017 годы.
Университеты СПбПУ, ИТМО, ЛЭТИ и МФТИ участвуют в проекте повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов «5-100». СПбГУ и МГУ в данном проекте не участвуют. Одним из условий участия в Проекте для университетов является разработка Программы повышения конкурентоспособности. В открытом доступе автору работы удалось найти Программы повышения конкурентоспособности трех университетов: ИТМО, ЛЭТИ, МФТИ. У МГУ и СПбГУ имеются Программы развития до 2020 года.
Для управления своей конкурентоспособностью вузам необходимо формировать структуру управления, которая могла бы отвечать современным тенденциям внешней среды, которая работала бы на повышение конкурентоспособности вуза. Происходит постепенная перестройка организационных структур управления вузами для повышения их конкурентоспособности и адаптации к меняющимся условиям среды. В современной конкурентной среде в университетах все чаще формируются структуры управления, близкие к тем, которые традиционно используются в бизнесе, появляются подразделения стратегического менеджмента, маркетинга, управления проектами, подразделения по повышению конкурентоспособности и т.п. Автором работы были составлены модели традиционной и инновационной структур управления в университетах.
Автором была разработана методика оценки конкурентоспособности вуза на основе показателей «Мониторинга эффективности деятельности организаций высшего образования» и произведена оценка конкурентоспособности по данной методике шести университетов: СПбГУ, ИТМО, СПбПУ, ЛЭТИ, МГУ, МФТИ. Для каждого университета были выявлены показатели, по которым в настоящее время происходит отставание вуза от конкурентов, либо же их опережение.
Далее автором работы были составлены проекты стратегических карт целей для Санкт-Петербургского государственного университета по стратегии повышения инновационного потенциала вуза, стратегии повышения научного потенциала вуза и стратегии повышения международной активности вуза (по данным направлениям в той или иной степени у данного университета наблюдается отставание от вузов-конкурентов). В каждой стратегической карте цели были разбиты по четырем перспективам: результаты для клиентов, внутренние изменения, ресурсы, управление. Для каждой цели стратегических карт и каждой стратегической карты в отдельности были выбраны показатели реализации целей и стратегических карт в целом. Для каждого показателя реализации показано его значение за 2016 год и плановое значение на 2020 и 2025 год.
1. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам №6 от 30 мая 2017 г. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_217871/ (дата обращения 20.02.2018)
2. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013 – 2020 гг. URL :http://www.ifmo.ru/ru/page/239/programma_povysheniya_konkurentosposobnosti_universiteta_itmo_programma_5-100.htm (дата обращения 15.03.2018)
3. Постановление Правительства РФ №295 от 15 апреля 2014 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162182/ (дата обращения : 25.10.2017)
4. Постановление Правительства РФ №497 от 23 мая 2015 г. «Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180188/2914760a9fb16ee00146b08c29c054ca2a2208a1/ (дата обращения : 25.10.2017)
5. Постановление Правительства РФ №662 от 5 августа 2013 г. «Об осуществлении мониторинга системы образования». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150568/ (дата обращения : 25.10.2017)
6. Постановление Правительства Санкт-Петербурга №355 от 13 мая 2014 г. «О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года». URL: http://spbstrategy2030.ru/?page_id=102 (дата обращения : 25.10.2017)
7. Постановление Правительства Санкт-Петербурга №453 от 4 июня 2014 г. «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы». URL: https://gov.spb.ru/law?d&nd=822403530&nh=3 (дата обращения : 25.10.2017)
8. Постановление Правительства РФ № 1642 от 26 декабря 2017 г. «Об утверждении государственная программа РФ «Развитие образования»». URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/ (дата обращения 15.03.2018)
9. Постановление Правительства РФ № 211 от 16 марта 2013 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов РФ в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров». URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70236756/ (дата обращения 15.03.2018)
10. Программа развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет" до 2020 года. URL : https://spbu.ru/sites/default/files/programm.2.pdf (дата обращения 15.03.2018)
11. Программа повышения конкурентоспособности Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) URL : http://www.eltech.ru/assets/files/university/normativnye-dokumenty/programma_5-100_etu.pdf (дата обращения 15.03.2018)
12. Программа развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» до 2020 года. URL : http://www.phys.msu.ru/rus/about/structure/admin/OTDEL-METROLOGY/programma-razvitiya-mgu/index.php (дата обращения 15.03.2018)
13. Программа повышения конкурентоспособности Московского физико-технического института. URL: https://mipt.ru/upload/medialibrary/cb7/document.pdf (дата обращения 15.03.2018)
14. Проект плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года. URL : http://econ.lenobl.ru/Document/1492084115.pdf (дата обращения 28.04.2018)
15. Протокол президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам №9 от 25 октября 2016 г. «Паспорт приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций»». URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216430/ (дата обращения : 25.10.2017)
16. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская Школа 2020». URL : http://www.324school.spb.ru/docs/strategy.pdf (дата обращения : 25.10.2017)
17. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в РФ». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения : 10.03.2018)
Монографии, учебники, учебные пособия
1. Дорога к академическому совершенству: Становление исследовательских университетов / ред. Ф. Дж. Альтбаха, Д. Салми. – М.: Весь Мир, 2012. – 403 с.
2. Ланкин, В.Е. Исследование и разработка организационных систем управления в высших учебных заведениях : монография / В.Е. Ланкин, Г.В. Горелова, В.Д. Сербин, Д.В. Арутюнова, А.В. Татарова, Г.Б. Баканов, Е.Л. Макарова. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 178 с.
3. Маленков, Ю. А. Стратегический менеджмент: учебник / Ю. А. Маленков. – М.: Проспект, 2011. – 224 с.
4. Мокроносов, А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. – Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 2014. – 194 с.
5. Повышение конкурентоспособности регионального вуза в условиях экономики знаний: монография / ред. М.Я. Веселовский, М.А. Измайлова. – М.: Научный консультант, 2015. – 200 с.
Статьи в журналах и других периодических изданиях
1. Баранова Н. М. Конкурентная стратегия накопления и развития интеллектуального капитала в системе многопрофильного университета классического типа / Н. М. Баранова, Е. Ю. Хрусталев // Материалы семнадцатого всероссийского симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий». – 2016. – С. 16-19.
2. В Екатеринбурге завершилось десятое заседание Совета Проекта 5-100. URL : https://5top100.ru/news/67036/ (дата обращения 5.12.2017)
3. Владимиров, А. И. О стратегическом планировании и управлении в вузе. Из записной книжки президента университета, профессора А.И. Владимирова. URL : http://gubkin.ru/O_strategicheskom_upravlenii_i_planorovanii_v_vuze.pdf (дата обращения 01.02.2018)
4. Габриелян, А. М. Факторы повышения конкурентоспособности университета: международный опыт / А. М. Габриелян // Человек. Сообщество. Управление. – 2017. - №2(18). – С. 85-100.
5. Голдобина, М. В. Конкурентоспособность высших учебных заведений на рынке образовательных услуг / М. В. Голдобина // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2014. - №17. – С. 204-215.
6. Диденко Д. А., Чулюков В. А. Линейно-штабная с временно-целевыми компонентами модель структуры гражданского вуза // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16510/ (дата обращения: 19.04.2018).
7. Методика исследования Академического рейтинга университетов мира. URL : https://ria.ru/docs/sn/Metodic_ARWU_2017/ (дата обращения : 01.11.2017)
8. Методика и процедуры формирования Национального рейтинга университетов (НРУ2017). URL: http://www.univer-rating.ru/txt.asp?rbr=30&txt=Rbr30Text9318&lng=0 (дата обращения 6.11.2017)
9. Московский международный рейтинг университетов «Три миссии университета». URL: https://3missions.ru/method/ (дата обращения : 5.11.2017)
10. Нюренбергер, Л. Б. Конкурентная стратегия вуза: обзор подходов к трактовке, принципы формирования и реализации / Л. Б. Нюренбергер, А. Е. Архипов, И. В. Краковецкая // Экономика: теория и практика. – 2018. - №1 (49). – С. 77-83.
11. Полихина, Н. А. Современные тенденции развития рейтингов. / Н. А. Полихина, И. Б. Тростянская. URL : https://5top100.ru/rankings/ (дата обращения : 09.12.2017)
12. Резник, Г. А. Оценка факторов конкурентоспособности вуза в современных условиях/ Г.А.Резник, Ю.С.Пономаренко, Л.С.Парамонова // Мир науки: Интернет-журнал. 2015. №1. URL: http://mir-nauki.com/PDF/12PMN115.pdf (дата обращения: 26.10.2017).
13. Система высшего образования России вошла в мировой топ-30. URL : https://5top100.ru/news/36502/ (дата обращения : 07.11.2017)
14. Рейтинг лучших вузов России – 2017. URL:https://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_2017 (дата обращения : 06.11.2017)
15. Рейтинг лучших университетов мира по версии Times Higher Education. URL : http://gtmarket.ru/ratings/the-world-university-rankings/info (дата обращения : 5.11.2017)
16. Рейтинг лучших университетов мира по версии Quacquarelli Symonds. URL : http://gtmarket.ru/ratings/qs-world-university-rankings/info (дата обращения : 05.11.2017)
17. Рейтинг национальных систем высшего образования. URL : http://gtmarket.ru/ratings/u21-ranking-of-national-higher-education-systems/info (дата обращения : 07.11.2017)
18. Стал известен топ-20 вузов первого национального рейтинга РФ. URL : http://tass.ru/obschestvo/4406017 (дата обращения : 7.11.2017)
19. Степенко, А. Е. Основные факторы конкурентоспособности ВУЗа / А. Е.Степенко // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сборник статей по материалам конференции. – 2015. - №2(46). – С. 28 – 33.
20. Фатхутдинов, Р. А. Сущность конкурентоспособности / Р. А. Фатхутдинов // Современная конкуренция. – 2007. – №3(15). – С. 99 – 129.
21. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью вуза / Р. А. Фатхутдинов // Высшее образование в России. – 2006. – №9. – С. 37 – 38.
22. Фатхутдинов, Р. А. Уровни и объекты конкурентоспособности / Р. А. Фатхутдинов // Современная конкуренция. – 2009. – №4(16). – С. 123 – 143.
23. Шамгунов, Р. Н. Система стратегического управления. URL : http://www.pmsoft.ru/pdf/Systema_strategicheskogo_upravleniya_CFIN.pdf (дата обращения 02.05.2018).
Статистические сборники и отчеты
1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: 1326 с. М., 2016. Стат. сб. / Росстат.
2. Российский статистический ежегодник. 2016: Стат.сб./Росстат. - М., 2016 – 725 с.
3. Россия в цифрах. 2017: Крат.стат.сб. / Росстат- M., 2017 - 511 с.
Электронные ресурсы и документы
1. Мониторинг эффективности деятельности организаций высшего образования. URL : http://indicators.miccedu.ru/monitoring/
2. Официальный сайт Правительства РФ. URL : http://government.ru/ministries/ (дата обращения 10.03.2018)
3. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга URL :http://gov.spb.ru/gov/otrasl/ (дата обращения 20.02.2018)
4. Официальный сайт Южно-Уральского государственного университета. URL : https://www.susu.ru/ru/about/projects/perspective (дата обращения 03.03.2018)
5. Официальный сайт Тверского государственного университета. URL : http://university.tversu.ru/general/statistics/selfres/part3.pdf (дата обращения 03.03.2018)
6. Официальный сайт СПбГЭТУ «ЛЭТИ». URL : http://www.eltech.ru/ru/universitet/struktura (дата обращения 03.03.2018)
7. Официальный сайт Уральского федерального университета. URL : http://urfu.ru/fileadmin/user_upload/common_files/orgstruktura/Organizacionnaja_struktura_UrFU_15.06.2012.pdf (дата обращения 03.03.2018)
8. Официальный сайт НИЯУ МИФИ. URL : https://mephi.ru/about/govrn-state/structure.php (дата обращения 03.03.2018)
9. Официальный сайт Университета ИТМО. URL : http://www.ifmo.ru/ru/page/92/2._struktura_i_organy_upravleniya_obrazovatelnoy_organizaciey.htm (дата обращения 03.03.2018)
10. Официальный сайт Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. URL : http://www.spbstu.ru/structure/ (дата обращения 03.03.2018)
11. Рейтинг национальных систем высшего образования. URL :http://gtmarket.ru/ratings/u21-ranking-of-national-higher-education-systems/info (дата обращения : 23.11.2017)
12. Справочная правовая система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/
13. Academic Ranking of World Universities. URL: http://www.shanghairanking.com/ (дата обращения 7.12.2017)
14. The Times Higher Education World University Rankings. URL : https://www.timeshighereducation.com/ (дата обращения 7.12.2017)
15. QS Higher Education System Strenght Rankings 2016 URL : https://www.topuniversities.com/system-strength-rankings/2016 (дата обращения : 23.11.2017)
16. QS Top Universities. URL : https://www.topuniversities.com/ (дата обращения 7.12.2017)