Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТУРИЗМА 7
1.1 История развития железнодорожного транспорта 7
1.2. Понятие и модели организации железнодорожных круизов, история железнодорожного туризма 13
1.3 История развития железнодорожного транспорта в России. История строительства Транссибирской магистрали 21
1.4 История развития железнодорожного транспорта в Китае 28
Глава 2. РАЗВИТИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В МИРЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ТУРИСТСКИЕ ПОТОКИ 41
2.1 Современный этап развития мировой железнодорожной сети. 41
2.2 Психологический эффект появления высокоскоростных железнодорожных магистралей на представления о путешествии 49
2.3. Тенденции в развитии железных дорог в мире в грядущем десятилетии 55
2.3. Анализ современного состояния железнодорожной сети РФ и Китая 58
Глава 3. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ РОСТА НА РЫНКЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КРУИЗОВ В РОССИИ И КНР 66
3.1 Анализ отрасли железнодорожного туризма в мире и Китае 66
3.2. Анализ актуальной ситуации туризма в Китае 70
3.3. Анализ рынка отечественных железнодорожных круизов, выявление точек роста и сдерживающих факторов развития 81
Глава 4. ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВЫ ВЪЕЗДНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТУРИЗМА ДЛЯ ТУРИСТОВ ИЗ КНР 87
4.1 Разработка и обоснование перспективного железнодорожного тура 87
4.2. Программа и расчет тура 88
4.3. Особенности продвижения туров на китайских информационных площадках. Варианты по продвижению разработанного тура 93
Список литературы 98
Приложения 101
Актуальным вопросом развития туризма является диверсификация существующего турпродукта с учетом имеющейся туристской инфраструктуры. Железнодорожный туризм представляется собой вновь набирающее популярность направление в Российской Федерации. Для более эффективного его развития необходимо изучить различные кейсы в зарубежной практике, выявить текущие и перспективные точки роста и сдерживающие факторы, чтобы их нивелировать.
Предметом исследования являются железнодорожные туры в отечественной и мировой практике. Объектом исследования в работе выступают особенности разработки и реализации железнодорожных туров, их преимущества и недостатки, а также проблемы организации и реализации продуктов железнодорожных туризма в контексте современных реалий, основные тенденции развития железнодорожного туризма.
Цель работы: выявление точек роста и сдерживающих факторов развития железнодорожных туров, разработка комплексного подхода по внедрению и реализации железнодорожных туров для диверсификации турпродукта и повышения привлекательности российских туристских продуктов для иностранных туристов, в том числе – из КНР.
Задачи исследования:
1. Определение текущего состояния железнодорожного туризма в России, выявление основных проблем и причин низкой развитости этого вида туризма.
2. Изучение опыта развития железнодорожного туризма в других странах, а также выявление примеров успешной реализации проектов в данной области.
3. Определение потенциальные точки роста железнодорожного туризма в России.
4.Изучение особенностей спроса на железнодорожный туризм в России и выявление основных целевых групп среди туристов из КНР.
5.Оценка потенциального экономического эффекта от развития железнодорожного туризма в России, включая привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест и развитие туристической инфраструктуры.
6. Изучить сдерживающие факторы, предложение конкретных мер по устранению сдерживающих факторов и стимулированию развития железнодорожного туризма в России
В первой главе выпускной квалификационной работы дается характеристика теоретических аспектов железнодорожного туризма, освещается понятийный аппарат. В работе также даётся характеристика истории развития железнодорожных круизов в мировой практике и России.
Во второй главе изучается вклад железнодорожных магистралей в развитие как известных мировых туристических центров, так и новых точек притяжения. Проводится анализ отрасли железнодорожного туризма в России и Китае. Освещаются лучшие кейсы России, Китая.
В третьей главе выпускной квалификационной работы производится анализ текущей рыночной ситуации, анализируются действующие практики ж/д туров: существующие, реализуемые железнодорожные туры в мировой практике и в Российской Федерации в том числе для туристов из Китайской Народной Республики. Проведен сравнительный анализ лучших международных кейсов ж/д туров и отечественных. В результате анализа выявлены точки роста и сдерживающие факторы отрасли. На основании научно-обоснованных результатов предлагаются пути решения, как для внутреннего туризма, так и для въездного, в том числе для туристов из Китайской Народной Республики. Рассмотрение брендирования российских железнодорожных маршрутов для туристов из Китайской Народной Республики, как способа диверсификации турпродукта, внедрения новых точек притяжения, и как результат – повышение туристической привлекательности страны и увеличение турпотока из КНР и других стран региона.
В четвертой главе предлагается практическая разработка межрегионального туристического железнодорожного маршрута из Санкт-Петербурга по регионам России для туристов из КНР. Маршрут разработан с учетом запросов и вкусов китайских туристов, нацелен на углубленное знакомство с русской культурой и страной в целом. В работе представлен комплексный расчет стоимости данного маршрута, построена модель продвижения маршрута в китайских социальных сетях и туристических приложениях.
На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы. Железнодорожный туризм характеризуется медленным и надежным передвижением, потребляющим меньше энергии и оказывающим меньшее воздействие на окружающую среду по сравнению с другими видами транспорта. Обеспеченный комфорт во время путешествий и повышенная экологичность делают железнодорожный туризм одним из самых перспективных направлений развития на туристическом рынке.
Железнодорожные туры являются одним из самых востребованных видов туризма на рынке внутреннего туризма Китая. Правительство Китая активно участвует в развитии данного направления туризма. В 2017 году была представлена "Стратегия развития железнодорожного туризма на период с 2017 по 2020 год", которая устанавливает цели и задачи для развития данной отрасли в стране, а также выделяет большие бюджетные средства для развития отрасли железнодорожных туров.
Китай – это крупнейший потребитель зарубежного туризма в мире, потративший в прошлом году около 255 млрд долларов. Китайские туристы готовы платить больше за отдых за рубежом, чем туристы из развитых стран. Ожидается, что китайский турпоток по выездному туризму будет постепенно восстанавливаться в течение период 2023-2024 годов.
Россия и Китай имеют длинную историю развития двусторонних визитов. Начиная с первых взаимных визитов первых лиц и подписания договоров о добрососедстве, государства уже много лет тесно сотрудничают в области развития туризма и стимулирования двусторонних туристических потоков. В 2019 году доля китайских туристов в России составила около 8%. Количество китайских туристов в России продолжает расти, хотя количество российских туристов в Китае также увеличилось. В 2020 году взаимные визиты были остановлены из-за пандемии COVID-19. До этого периода поток китайских туристов в Россию активно увеличивался, вырос на 2,15 раза с 2014 по 2019 год, и их доля в общем потоке иностранных туристов в России увеличилась с 3,44% до 7,71%.
Несмотря на большие объемы турпотока доходы от него были весьма скромные. Это связано с тем, что китайский турпоток в РФ до пандемии имел проблемы, связанные с «теневым туризмом» – все туры организовываются китайскими поставщиками-перекупщиками, из-за чего в туристической отрасли возникают сложности, в том числе из-за распространенности неофициального бизнеса, который наносит значительный экономический ущерб Российской Федерации. В 2019 году в «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» был принят ряд поправок, направленных на защиту «внутреннего рынка», а именно запрещающий проводить экскурсионную деятельность гидам без гражданства РФ, а также запрещающий в экскурсионных программах указывать какие-либо конкретные магазины, посещение которых туристами выступает в качестве отмывания денег.
Железнодорожный туризм в России развит меньше, чем в Китае. На сегодняшний день железнодорожные круизы по России организует только компания РЖД-тур. Монополия на рынке не способствует развитию отрасли. Железнодорожный туризм в России имеет потенциал для развития благодаря уникальным природным и культурным объектам, модернизации инфраструктуры и популяризации тематических поездок. Однако, сдерживающими факторами являются высокие цены на билеты, недостаточное продвижение на рынке, монополия одной компании и необходимость улучшения качества обслуживания туристов.
Разработанный железнодорожный тур «Транссибирская авантюра дорога, изменившая ход истории» призван снизить сезонность туристических поездок из Китая, обеспечить спрос на путешествия в низкий сезон, а также диверсифицировать турпоток.
1.Успенский Л.В. «Школьный этимологический Успенского Л. В. «Почему не иначе?», [электронный ресурс] //lexicography.online, 2023 URL:https://lexicography.online/etymology/uspensky/%D0%B4/%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0 (дата обращения 04.05.2023)
2.ГОСТ №34530-2019 «МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ. ТРАНСПОРТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ Основные понятия. Термины и определения», [электронный ресурс] 2020 URL:https://docs.cntd.ru/document/1200167867
3. CoullsAnthony, DivallColin and Robert Lee Robert «RAILWAYS AS WORLD HERITAGE SITES», Occasional Papers for the World Heritage Convention, International Council on Monuments and Sites [электронный ресурс] ICOMOS), 1999 URL: https://ticcih.org/wp-content/uploads/2014/06/railways.pdf
4. Ильина Е.Н. Туризм - путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес: Учебник для туристских колледжей и вузов. − М.: РМАТ,2018.
5. «Восточный экспресс» − история в картинках: [электронный ресурс]URL: http://portulan.ru/восточный-экспресс-история-в-картинках
6. Биржаков М.В., Никифоров В.И. Индустрия туризма: перевозки.-М.: Герда, 2001.- 400 с.
7.Бутко, И.И. Железнодорожный туризм: проектирование, организация и технология туристских маршрутов / И.И. Бутко, А.Я. Рубаник, В.А. Ситникова. — Ростов н/Д: Ризография РГУ ПС, - 2004.- 274с.
8. Бутко, И.И. Транспортное обслуживание туризма: Учебное пособие / И.И. Бутко, В.А. Ситников – М.: Ростов н/Д, 2006. – 134 с.
9. StarnsE. M. Karl«The Russian Railways and Imperial Intersections in the Russian Empire» [электронный ресурс]//University of Washington, 2012, p. 4-16 URL:https://digital.lib.washington.edu/researchworks/bitstream/handle/1773/21998/Starns_washington_0250O_10676.pdf
10. Liliopoulou Anastasia, Roe Michael, Pasukeviciute Irma «Trans-Siberian Railway: from inception to transition» [электронный ресурс] //University of Plymouth, 2005, p.10-16 URL:https://www.researchgate.net/publication/227580179_Trans_Siberian_Railway_from_inception_to_transition
11. «Эта уникальная железная дорога сыграла огромную роль в истории нашей страны!» [электронный ресурс]//Алтайский филиал РАНХиГС, 2021 (Дата обращения: 04.05.2023) URL:https://clck.ru/34QcnY
12. «История железных дорог России. Досье» [электронный ресурс]//TopicalPressAgency/GettyImages, 2017 (Дата обращения: 04.05.2023) URL:https://tass.ru/info/4718956
13. Shi Kehan, Wang Jinfang, Liu Xiaojin, Zhao Xiaoying«Impact of high-speed rail on tourism in China» [электронный ресурс]// Institute of Industrial Economics of CASS, Beijing, China, 18p.URL:https://www.researchgate.net/publication/366125225_Impact_of_high-speed_rail_on_tourism_in_China
14.Junjie Xi et Paco MejiasVillatoro «The Phenomenology of a Railway Expedition in China: The Gate, the Station, the Journey and the Arrival»,[электронный ресурс]//58p., 2023 URL:https://journals.openedition.org/ambiances/3074
15.UNECE Working Party on Rail Transport Sixty-fifth session Geneva, «Positioning of Railways in global transport arenа», 2011 [электронный ресурс]//URL:ECE-TRANS-SC2-inf02e (unece.org)
16.Подхалюзина В. А.Железнодорожный транспорт Китая: состояние и перспективы развития : Монография / В. А. Подхалюзина, К. Г. Овсепян. —[б. м.] : Издательские решения, 2019. — 82 с.
17.Petr Kurenkov, Pokrovskaya Oksana, Anastasov Mark, Sokolov Mikhail, Bochkov Alexander «Study of the current state of the transport infrastructure of road and rail transport of the Russian Federation» //IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering
18. Cheng-Fei Lee &Kuan-Yang Chen«Exploring factors determining the attractiveness of railway tourism»// Journal of Travel & Tourism Marketing, 2016 [электронный ресурс]//
URL:https://www.researchgate.net/publication/304338513_Exploring_factors_determining_the_attractiveness_of_railway_tourism
19. Официальный сайт компании «ChinaHighlights» 2023, [электронный ресурс]// URL:https://www.chinahighlights.com/tour/ (Дата обращения: 10.05.2023)
20. Лаборатория китайских исследований AsiaPacific«Китайский выездной туризм: каковы основные тренды и как привлекать туристов из Китая в 2023 году?»[электронный ресурс]// URL:https://vc.ru/asiapacific/661049-kitayskiy-vyezdnoy-turizm-kakovy-osnovnye-trendy-i-kak-privlekat-turistov-iz-kitaya-v-2023-godu(Дата обращения: 10.05.2023)
21.Заклязьминская Е.О. Туристическая отрасль в стратегии развития Китая: монография. – М.: ИМЭМО РАН, 2021. – 234 с.
22. Макарова С. Н. Железнодорожный транспорт в туризме: история для будущего // Наука и общество. 2018. №. 1. С. 177-183. [Электронный ресурс]: eLibrary.ru. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34992682 (дата обращения 04.03.23)
23. Чунихина И. А. Социально-экономическая значимость развития высокоскоростного железнодорожного движения в России для внутреннего и въездного туризма // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2020. №. 4. С. 107-114. [Электронный ресурс]: eLibrary.ru. URL: https://elibrary.ru/fbylrw (дата обращения 20.03.23)
24. Николаенко, В. Н. География туризма : курс лекций / В. ННиколаенко, Л Г. Скоробогатова. – Екатеринбург :УрГУПС, 2017. – 187 с.
25. Егорова Н. Е., Цыганков Д. А. Методы и инновации в планировании развития внутреннего туризма в регионе // Экономика и предпринимательство. 2013.- 88с.
26. Милевская, В.А. О развитии железнодорожного туризма //Железнодорожный транспорт. – 2019. – № 9. – С. 40-42
27. Ильина Е.Н. Организация железнодорожных путешествий. Учебно - методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2006, - 104с.
28. Сенин В.С. Организация международного туризма.-М.: Финансы и статистика, 2004.-400 с.
29. Папирян, Г.А. Маркетинг в туризме. Учебник – М.:2007. – 160 с.
30. РЖД Тур. [Электронный ресурс]: Tripadvisor.ru. URL: https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g298484-d15833643-Reviews-RZD_Tour-Moscow_Central_Russia.html (дата обращения 11.04.23)