Введение
Глава 1. Психолого-педагогические условия формирования лидерских качеств младших школьников в детском коллективе
1.1. Психологические основы формирования лидерских качеств младших школьников
1.2. Теории формирования и становления детского коллектива
1.3. Условия формирования лидерских качеств младших школьников в
процессе становления детского коллектива
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию лидерских
качеств младших школьников в процессе становления детского коллектива
2.1. Диагностика уровня сформированности лидерских качеств младших
школьников
2.2. Содержание работы по формированию лидерских качеств младших
школьников в процессе становления детского коллектива
2.3. Обобщение результатов экспериментальной работы
Заключение
Библиографический список
Приложение
В современных условиях развития российского общества и становления рыночной экономики успех каждого человека зависит от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и прогнозировать дальнейший ход событий, принимать соответствующие решения и действовать, согласно им. Развитие социальной активности, лидерской целеустремленности необходимо начинать уже в младшем школьном возрасте. Именно в этот период закладывается фундамент будущей личности, развиваются многообразные отношения к людям, различным видам деятельности, самому себе. В связи с этим, современная педагогическая практика должна опираться на личностно¬ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, где наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. Изучение механизмов проявления активности ребенка и процесса развития лидерского потенциала детей имеет исключительно важное значение для поиска эффективных путей и средств, способствующих становлению активности личности. Высокий уровень социального, психологического, интеллектуального развития поможет занять ребенку лидирующие позиции не только в настоящем, но и будущем окружении, а также способствует наиболее полной реализации способностей в различных видах деятельности.
Возможность в процессе воспитания у ребенка формировать качества лидера заложена в детском коллективе современной школы.
Лидерство в младшем школьном возрасте имеет свои возрастные особенности. Учащиеся младшего школьного возраста ориентированы на мнение педагога и принимают роль лидера без колебаний, если мнение высказано педагогом. Кроме того, в младшем школьном возрасте велико значение подготовленности к выполнению роли лидера, приобретенное умение быть организатором деятельности. Все перечисленное определяет актуальность выбранной мной темы исследования «Формирование лидерских качеств младших школьников в процессе становления детского коллектива».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования лидерских качеств младших школьников в процессе становления детско¬го коллектива.
Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс формирования лидерских качеств младших школьников.
Предмет исследования: формирование лидерских качеств младших школьников в процессе становления и развития детского коллектива.
Гипотезой нашего исследования является утверждение, что выполнение коллективных проектов будет способствовать формированию у младших школьников таких лидерских качеств, как умение планировать свою и чужую деятельность, умение находить разнообразные адекватные варианты решения проблемы, умение ставить цели и мотивировать других на дальнейшую работу.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования лидерских качеств младших школьников;
2. Выявить условия формирования лидерских качеств младших школьников в процессе становления детского коллектива;
3. Провести экспериментальную работу по развитию лидерских качеств младшего школьника в процессе становления детского коллектива.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Теоретические методы: Теоретический анализ научной литературы и исследований по проблемам лидерства у младших школьников, лидерства в образовании и формирования значимых качеств младшего школьника.
Практические методы: наблюдение, беседы, анализ документации, анкетирование, анализ продуктов деятельности.
База исследования - МБОУ «Козьмодемьяновская школа» Шебекинского района, Белгородской области.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, формулируется проблема, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе рассматриваются психологические основы формирования лидерских качеств младших школьников; существующие теории формирования и становления детского коллектива; условия формирования лидерских качеств младших школьников в процессе становления детского коллектива
Во второй главе представлены результаты экспериментальной работы по формированию лидерских качеств младших школьников в процессе становления детского коллектива.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, при-водится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, обобщаются результаты собственных исследований, формулируются выводы.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы: методики, фрагменты проектов.
В детском коллективе лидерство, сохраняя свою сущность, обладает рядом особенностей, связанных с:
- своеобразием развития ребенка на той или иной возрастной ступени;
- учением как преобладающим видом деятельности школьника;
- ситуацией лидерства (формальное / неформальное, временное / постоянное);
- заданностью отношений с педагогами.
Перенесение фактора социализации из семьи в начальную школу при-водит к тому, что с определенного возраста сверстники начинают играть решающую роль в жизни школьников. Ребята, обладающие высоким статусом в коллективах, оказывают особое влияние на одноклассников (товарищей по команде и т.д.). Поэтому при формировании лидерских позиций у детей очень важно определять и отслеживать их систему неформальных ценностей и норм.
Важным условием реализации любой лидерской программы является педагогическое стимулирование лидерства, создание педагогических условий для его формирования:
Обеспечение многообразия деятельности, в которую включается ребенок: в любой деятельности выдвигается свой лидер и такая организация жизнедеятельности временного детского коллектива позволяет практически каждому ребенку реализовать свой лидерский потенциал.
Создание самоуправления, которое может служить источником различных видов деятельности, фактором, помогающим развитию коллектива и отдельной личности в коллективе.
Создание условия для обучения в различных формах, как основного вида деятельности (может являться источником для появления лидеров); по¬этому для этого необходимо формирование познавательного интереса.
Формирование коллектива обладает способностью видеть в каждом ребенке личность, позволяет ей раскрыться, так как развитый коллектив обладает огромной воспитательной силой. Такой же силой обладает и личность педагога - организатора. Он своим поведением может влиять на динамику лидерства в коллективе.
Все взлеты и падения случаются благодаря лидерству. Чем больше мы будем пытаться сделать в жизни, тем чаще и увереннее станем приходить к выводу, что все зависит от лидерства. Любые предпринимаемые нами усилия, которые требуют привлечения других людей, будут благополучно жить или, напротив, умрут в зависимости от нашего лидерства. И, продвигаясь к достижению высочайших уровней, не забывайте брать с собой других людей, чтобы те смогли стать лидерами завтрашнего дня.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. Пособие для вузов/ Г.С. Абрамова. М.: Акад. проект: Екатеринбург: деловая книга.—2000.— 623с.
2. Беннис У. Как становятся лидерами. Менеджмент нового поколения / У. Беннис, Р. Томас. - М.: Вильямс, 2006. - 208
3. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А.А. Бодалев. - М., 1982. - С. 120 - 133
4. Викулова, М.А. Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребенка /М.А. Викулова. - М.: Автореферат кандидат пед. наук, 1990. - с. 54 - 64
5. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательство "Школьные технологии"; 2008. - 176 с.
6. Даренская, Л. Воспитание культуры общения / Л. Даренская // Ребенок в детском саду. - 2002. - №1. - С. 63-66.
7. Дунаев, В.Ю. Общение и личность /В.Ю.Дунаев. - М.:Просвещение, 1996.
8. Емельянова, М. Воспитание ребенка-лидера.//Воспитание школьников. - 2006. - №5. с.с.23-25.
9. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 9-е изд., доп.; Гриф МО. - М.: Академия, 2008. - 415 с.
10. Коломинский Я.Л Психология взаимоотношения в малых группах (общие и возрастные особенности): / учебн. Пособие. - Мн.: ТеатраСи- стемс, 2000.
11. Коротаева, Е. Хочу, могу, умею!/Е.Коротаева. - М.: КСП, 1997.
12. Кретов, Б.И. Типология лидерства//Соц-гуманистические знания. - 2000. - №3. - с.с.73-78.
13. Кричевский, Р.Л., Рыжак, М.М. Лидерство как структурный феномен // Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студен¬тов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2003. С. 268-274.
14. Кузякин, А.П. Что такое лидер и лидерство?//Образование. 2000.
- №4. с.с.89-99.
15. Курочкина, М.И. Деловая игра в воспитании качеств лидера. //Almamater. - 2001. - №8. с.18-19.
16. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. - М.: Педагогика, 1972. - 334 с.
17. Менегетти, А. Психология лидера /А. Менегетти.-М., 2001.- 202 с.
18. Немов, Р.С. Путь к коллективу: книга для учителей о психологии ученического коллектива /Р.С. Немов, А.Г. Кирпичник. - Москва : Педагоги¬ка, 1988. - 144 с.
19. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Ака-демия, 2002. - 225 с.
20. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2007.
- 483 с.
21. Психологическая характеристика лидерства. // Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. - Теоретическая психология. - 2001. - с. 267-281.
22. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2000.- С.397.
23. Репина, Т.А., Викулина, М.А. Специфика организации лидерами совместной деятельности со сверстниками /Т.А.Репина, М.А. Викулина //Педагогическое обозрение.- 1996.- № 3.- С.44-49.
24. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы / В.А. Сластенин.- М.: Просвещение, 2002. - C.78-81
25. Стогдилл. Р. Лидерство и структура управления персоналом / Р. Стогдилл.- М.: Норд-Вест, 2000.- 224с.
26. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива/ В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 2000.- 53c
27. Сушков, И.В.Социально - личностное развитие / И.В. Сушков // Ребенок в детском саду. - 2002. - №1. - С. 22-24.
28. Тихомирова Е.И. Самореализация школьников в коллективе: Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений/Е.И. Тихомирова.- М.: Из¬дательский центр «Академия», 2005. - 144 с.
29. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: учебное пособие /Л.И. Уманский. - Москва: Просвещение, 1980. - 160 с.
30. Уманский Л.И. «Личности. Организаторская деятельность. Коллектив» (Избранные труды) - Кострома: КГУ, 2001. - 208 с.
31. Фадеева Е.И. Как стать лидером? // Управление образовательным учреждением, 2012, №7, с.19.
32. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - С. 243-256.
33. Фрейд А., Фрейд З. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. - СПб., 1997. - 387 с.
34. Харламов, И.Ф. Педагогика. -7-е изд. - Мн.: Университетское, 2002. - 560 с.
35. Чередниченко, И.П., Тельных, Н.В. Психология управления. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 608 с.
36. Чулкова, А.В. Формирование диалога у дошкольников: учеб. пособие / А.В. Чулкова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. - 220 c.
37. Шорохова, Е.В. Коллектив и личность / Е.В. Шорохова К.К. Платонов, О.И. Зотова.- М.: Наука, 2005. - 262 с.