ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
|
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические условия формирования лидерских качеств младших школьников в детском коллективе
1.1. Психологические основы формирования лидерских качеств младших школьников
1.2. Теории формирования и становления детского коллектива
1.3. Условия формирования лидерских качеств младших школьников в
процессе становления детского коллектива
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию лидерских
качеств младших школьников в процессе становления детского коллектива
2.1. Диагностика уровня сформированности лидерских качеств младших
школьников
2.2. Содержание работы по формированию лидерских качеств младших
школьников в процессе становления детского коллектива
2.3. Обобщение результатов экспериментальной работы
Заключение
Библиографический список
Приложение
Глава 1. Психолого-педагогические условия формирования лидерских качеств младших школьников в детском коллективе
1.1. Психологические основы формирования лидерских качеств младших школьников
1.2. Теории формирования и становления детского коллектива
1.3. Условия формирования лидерских качеств младших школьников в
процессе становления детского коллектива
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию лидерских
качеств младших школьников в процессе становления детского коллектива
2.1. Диагностика уровня сформированности лидерских качеств младших
школьников
2.2. Содержание работы по формированию лидерских качеств младших
школьников в процессе становления детского коллектива
2.3. Обобщение результатов экспериментальной работы
Заключение
Библиографический список
Приложение
В современных условиях развития российского общества и становления рыночной экономики успех каждого человека зависит от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и прогнозировать дальнейший ход событий, принимать соответствующие решения и действовать, согласно им. Развитие социальной активности, лидерской целеустремленности необходимо начинать уже в младшем школьном возрасте. Именно в этот период закладывается фундамент будущей личности, развиваются многообразные отношения к людям, различным видам деятельности, самому себе. В связи с этим, современная педагогическая практика должна опираться на личностно¬ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, где наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. Изучение механизмов проявления активности ребенка и процесса развития лидерского потенциала детей имеет исключительно важное значение для поиска эффективных путей и средств, способствующих становлению активности личности. Высокий уровень социального, психологического, интеллектуального развития поможет занять ребенку лидирующие позиции не только в настоящем, но и будущем окружении, а также способствует наиболее полной реализации способностей в различных видах деятельности.
Возможность в процессе воспитания у ребенка формировать качества лидера заложена в детском коллективе современной школы.
Лидерство в младшем школьном возрасте имеет свои возрастные особенности. Учащиеся младшего школьного возраста ориентированы на мнение педагога и принимают роль лидера без колебаний, если мнение высказано педагогом. Кроме того, в младшем школьном возрасте велико значение подготовленности к выполнению роли лидера, приобретенное умение быть организатором деятельности. Все перечисленное определяет актуальность выбранной мной темы исследования «Формирование лидерских качеств младших школьников в процессе становления детского коллектива».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования лидерских качеств младших школьников в процессе становления детско¬го коллектива.
Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс формирования лидерских качеств младших школьников.
Предмет исследования: формирование лидерских качеств младших школьников в процессе становления и развития детского коллектива.
Гипотезой нашего исследования является утверждение, что выполнение коллективных проектов будет способствовать формированию у младших школьников таких лидерских качеств, как умение планировать свою и чужую деятельность, умение находить разнообразные адекватные варианты решения проблемы, умение ставить цели и мотивировать других на дальнейшую работу.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования лидерских качеств младших школьников;
2. Выявить условия формирования лидерских качеств младших школьников в процессе становления детского коллектива;
3. Провести экспериментальную работу по развитию лидерских качеств младшего школьника в процессе становления детского коллектива.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Теоретические методы: Теоретический анализ научной литературы и исследований по проблемам лидерства у младших школьников, лидерства в образовании и формирования значимых качеств младшего школьника.
Практические методы: наблюдение, беседы, анализ документации, анкетирование, анализ продуктов деятельности.
База исследования - МБОУ «Козьмодемьяновская школа» Шебекинского района, Белгородской области.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, формулируется проблема, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе рассматриваются психологические основы формирования лидерских качеств младших школьников; существующие теории формирования и становления детского коллектива; условия формирования лидерских качеств младших школьников в процессе становления детского коллектива
Во второй главе представлены результаты экспериментальной работы по формированию лидерских качеств младших школьников в процессе становления детского коллектива.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, при-водится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, обобщаются результаты собственных исследований, формулируются выводы.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы: методики, фрагменты проектов.
Возможность в процессе воспитания у ребенка формировать качества лидера заложена в детском коллективе современной школы.
Лидерство в младшем школьном возрасте имеет свои возрастные особенности. Учащиеся младшего школьного возраста ориентированы на мнение педагога и принимают роль лидера без колебаний, если мнение высказано педагогом. Кроме того, в младшем школьном возрасте велико значение подготовленности к выполнению роли лидера, приобретенное умение быть организатором деятельности. Все перечисленное определяет актуальность выбранной мной темы исследования «Формирование лидерских качеств младших школьников в процессе становления детского коллектива».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования лидерских качеств младших школьников в процессе становления детско¬го коллектива.
Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс формирования лидерских качеств младших школьников.
Предмет исследования: формирование лидерских качеств младших школьников в процессе становления и развития детского коллектива.
Гипотезой нашего исследования является утверждение, что выполнение коллективных проектов будет способствовать формированию у младших школьников таких лидерских качеств, как умение планировать свою и чужую деятельность, умение находить разнообразные адекватные варианты решения проблемы, умение ставить цели и мотивировать других на дальнейшую работу.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования лидерских качеств младших школьников;
2. Выявить условия формирования лидерских качеств младших школьников в процессе становления детского коллектива;
3. Провести экспериментальную работу по развитию лидерских качеств младшего школьника в процессе становления детского коллектива.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Теоретические методы: Теоретический анализ научной литературы и исследований по проблемам лидерства у младших школьников, лидерства в образовании и формирования значимых качеств младшего школьника.
Практические методы: наблюдение, беседы, анализ документации, анкетирование, анализ продуктов деятельности.
База исследования - МБОУ «Козьмодемьяновская школа» Шебекинского района, Белгородской области.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, формулируется проблема, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе рассматриваются психологические основы формирования лидерских качеств младших школьников; существующие теории формирования и становления детского коллектива; условия формирования лидерских качеств младших школьников в процессе становления детского коллектива
Во второй главе представлены результаты экспериментальной работы по формированию лидерских качеств младших школьников в процессе становления детского коллектива.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, при-водится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, обобщаются результаты собственных исследований, формулируются выводы.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы: методики, фрагменты проектов.
В детском коллективе лидерство, сохраняя свою сущность, обладает рядом особенностей, связанных с:
- своеобразием развития ребенка на той или иной возрастной ступени;
- учением как преобладающим видом деятельности школьника;
- ситуацией лидерства (формальное / неформальное, временное / постоянное);
- заданностью отношений с педагогами.
Перенесение фактора социализации из семьи в начальную школу при-водит к тому, что с определенного возраста сверстники начинают играть решающую роль в жизни школьников. Ребята, обладающие высоким статусом в коллективах, оказывают особое влияние на одноклассников (товарищей по команде и т.д.). Поэтому при формировании лидерских позиций у детей очень важно определять и отслеживать их систему неформальных ценностей и норм.
Важным условием реализации любой лидерской программы является педагогическое стимулирование лидерства, создание педагогических условий для его формирования:
Обеспечение многообразия деятельности, в которую включается ребенок: в любой деятельности выдвигается свой лидер и такая организация жизнедеятельности временного детского коллектива позволяет практически каждому ребенку реализовать свой лидерский потенциал.
Создание самоуправления, которое может служить источником различных видов деятельности, фактором, помогающим развитию коллектива и отдельной личности в коллективе.
Создание условия для обучения в различных формах, как основного вида деятельности (может являться источником для появления лидеров); по¬этому для этого необходимо формирование познавательного интереса.
Формирование коллектива обладает способностью видеть в каждом ребенке личность, позволяет ей раскрыться, так как развитый коллектив обладает огромной воспитательной силой. Такой же силой обладает и личность педагога - организатора. Он своим поведением может влиять на динамику лидерства в коллективе.
Все взлеты и падения случаются благодаря лидерству. Чем больше мы будем пытаться сделать в жизни, тем чаще и увереннее станем приходить к выводу, что все зависит от лидерства. Любые предпринимаемые нами усилия, которые требуют привлечения других людей, будут благополучно жить или, напротив, умрут в зависимости от нашего лидерства. И, продвигаясь к достижению высочайших уровней, не забывайте брать с собой других людей, чтобы те смогли стать лидерами завтрашнего дня.
- своеобразием развития ребенка на той или иной возрастной ступени;
- учением как преобладающим видом деятельности школьника;
- ситуацией лидерства (формальное / неформальное, временное / постоянное);
- заданностью отношений с педагогами.
Перенесение фактора социализации из семьи в начальную школу при-водит к тому, что с определенного возраста сверстники начинают играть решающую роль в жизни школьников. Ребята, обладающие высоким статусом в коллективах, оказывают особое влияние на одноклассников (товарищей по команде и т.д.). Поэтому при формировании лидерских позиций у детей очень важно определять и отслеживать их систему неформальных ценностей и норм.
Важным условием реализации любой лидерской программы является педагогическое стимулирование лидерства, создание педагогических условий для его формирования:
Обеспечение многообразия деятельности, в которую включается ребенок: в любой деятельности выдвигается свой лидер и такая организация жизнедеятельности временного детского коллектива позволяет практически каждому ребенку реализовать свой лидерский потенциал.
Создание самоуправления, которое может служить источником различных видов деятельности, фактором, помогающим развитию коллектива и отдельной личности в коллективе.
Создание условия для обучения в различных формах, как основного вида деятельности (может являться источником для появления лидеров); по¬этому для этого необходимо формирование познавательного интереса.
Формирование коллектива обладает способностью видеть в каждом ребенке личность, позволяет ей раскрыться, так как развитый коллектив обладает огромной воспитательной силой. Такой же силой обладает и личность педагога - организатора. Он своим поведением может влиять на динамику лидерства в коллективе.
Все взлеты и падения случаются благодаря лидерству. Чем больше мы будем пытаться сделать в жизни, тем чаще и увереннее станем приходить к выводу, что все зависит от лидерства. Любые предпринимаемые нами усилия, которые требуют привлечения других людей, будут благополучно жить или, напротив, умрут в зависимости от нашего лидерства. И, продвигаясь к достижению высочайших уровней, не забывайте брать с собой других людей, чтобы те смогли стать лидерами завтрашнего дня.



