Оптимизация эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы оптимизации эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Понятие и особенности развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Направления оптимизации эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 18
Глава 2 Экспериментальное исследование оптимизации эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 30
2.1 Выявление уровня развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2 Содержание работы по оптимизации эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 48
2.3 Выявление динамики уровня развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 64
Заключение 76
Список используемой литературы 79
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной работе 84
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на констатирующем этапе 85
Приложение В Тематический план работы по оптимизации эмоциональной сферы у детей 6-7 лет 87
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования на контрольном этапе 93
Глава 1 Теоретические основы оптимизации эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Понятие и особенности развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Направления оптимизации эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 18
Глава 2 Экспериментальное исследование оптимизации эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 30
2.1 Выявление уровня развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2 Содержание работы по оптимизации эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 48
2.3 Выявление динамики уровня развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 64
Заключение 76
Список используемой литературы 79
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной работе 84
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на констатирующем этапе 85
Приложение В Тематический план работы по оптимизации эмоциональной сферы у детей 6-7 лет 87
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования на контрольном этапе 93
Эмоциональная сфера ребёнка определяет общую линию психического развития ребенка. Именно от адекватного и соответствующего возрасту развития эмоциональной сферы зависит его психическое здоровье и становление личности в целом. Федеральные государственные образовательные стандарты нацеливают дошкольные образовательные учреждения на создание условий развития ребенка, в которых осуществляется его позитивная социализация и личностное развитие, определяемое сотрудничеством со взрослыми и сверстниками и осуществляемое в соответствующих возрасту видах деятельности.
Вместе с тем сложившаяся в современном обществе социальная ситуация зачастую негативно влияет на эмоциональное развитие дошкольников. Отрицательное влияние социума способствует формированию различных отклонений в развитии эмоциональной сферы дошкольников. Психотравмирующие жизненные обстоятельства, в которых зачастую оказываются дети, приводят к появлению у них различных невротических расстройств, способствует формированию страхов,
тревожности, нарушение поведения.
По мнению И.А. Криволапчук, В.В. Зайцевой тревожность отрицательно влияет на функциональное состояние организма дошкольника. Высокий уровень тревожности провоцирует у дошкольников возникновение устойчивых страхов, которые В.И. Гарбузов, В.В. Лебединский считают весомым фактором нарушений развития личности в онтогенезе.
По мнению Л.Л. Абрамян, Г.Ф. Бреслава, А.Д. Кошелевой, A.B. Запорожца, М.И. Лисиной тревожность и страхи, являясь эмоциональными расстройствами, вызывают у дошкольников деструктивное поведение, препятствуют социальному взаимодействию детей с окружающими людьми. В работах М. Кляйна, К. Леонгарда описана психологическая коррекция эмоциональной сферы детей с невротическими расстройствами. A.M. Власова, В.И. Гарбузов, Д.Н. Исаев, А.И. Захаров изучали возможности коррекции тревожности и страхов детей, причиной которых стали ошибки в семейном воспитании. Вместе с тем, в исследованиях A.B. Запорожца, A.A. Рояка, H.A. Татенко, Т.Н. Рахманиной, А.Н.Гайдапак, Ю.В. Егошкина описывается коррекционная работа по снижению проявлений эмоциональных нарушений без учета индивидуально¬психологических и возрастных особенностей детей .
Исследований, посвященных оптимизации эмоциональной сферы у старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения крайне мало. Анализ научных исследований и педагогической практики по проблеме оптимизации эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста позволил нам выявить противоречие между необходимостью осуществления психолого-педагогической работы по оптимизации эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью содержания работы в данном направлении в дошкольных образовательных организациях.
...
Вместе с тем сложившаяся в современном обществе социальная ситуация зачастую негативно влияет на эмоциональное развитие дошкольников. Отрицательное влияние социума способствует формированию различных отклонений в развитии эмоциональной сферы дошкольников. Психотравмирующие жизненные обстоятельства, в которых зачастую оказываются дети, приводят к появлению у них различных невротических расстройств, способствует формированию страхов,
тревожности, нарушение поведения.
По мнению И.А. Криволапчук, В.В. Зайцевой тревожность отрицательно влияет на функциональное состояние организма дошкольника. Высокий уровень тревожности провоцирует у дошкольников возникновение устойчивых страхов, которые В.И. Гарбузов, В.В. Лебединский считают весомым фактором нарушений развития личности в онтогенезе.
По мнению Л.Л. Абрамян, Г.Ф. Бреслава, А.Д. Кошелевой, A.B. Запорожца, М.И. Лисиной тревожность и страхи, являясь эмоциональными расстройствами, вызывают у дошкольников деструктивное поведение, препятствуют социальному взаимодействию детей с окружающими людьми. В работах М. Кляйна, К. Леонгарда описана психологическая коррекция эмоциональной сферы детей с невротическими расстройствами. A.M. Власова, В.И. Гарбузов, Д.Н. Исаев, А.И. Захаров изучали возможности коррекции тревожности и страхов детей, причиной которых стали ошибки в семейном воспитании. Вместе с тем, в исследованиях A.B. Запорожца, A.A. Рояка, H.A. Татенко, Т.Н. Рахманиной, А.Н.Гайдапак, Ю.В. Егошкина описывается коррекционная работа по снижению проявлений эмоциональных нарушений без учета индивидуально¬психологических и возрастных особенностей детей .
Исследований, посвященных оптимизации эмоциональной сферы у старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения крайне мало. Анализ научных исследований и педагогической практики по проблеме оптимизации эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста позволил нам выявить противоречие между необходимостью осуществления психолого-педагогической работы по оптимизации эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью содержания работы в данном направлении в дошкольных образовательных организациях.
...
Изучение теоретической литературы показало, что в основе нарушений развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста лежат два основных фактора. Конституциональный фактор представлен типом нервной системы ребёнка, его соматическими особенностями. Фактор взаимодействия ребёнка с социумом представляет собой личный опыт общения с родителями, а также со взрослыми и сверстниками .
На констатирующем этапе исследования был выявлен уровень тревожности у детей 6-7 лет. По результатам диагностики было установлено, что в экспериментальной группе низкий уровень тревожности был выявлен у 3 детей (20%), средний уровень тревожности выявлен у 6 детей (40%), высокий уровень тревожности выявлен у 6 детей (40%). В контрольной группе низкий уровень выявлен у 4 детей (25%), средний уровень - у 6 детей (40%), высокий уровень - у 5 детей (35%).
Реализация разработанного содержания психолого-педагогической работы по оптимизации эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста осуществлялась на формирующем этапе эксперимента, состоящем из трех последовательных этапов.
На первом этапе был подобран комплекс психокоррекционных средств, направленных на:
- снижение психоэмоционального напряжения детей и гармонизацию осознания ребенком своего я;
- снижение проявлений тревожности в сферах значимой деятельности и создание ситуаций успешности;
- снижение выраженности страхов;
- снижение выраженности негативного эмоционального состояния, развитие умения понимать себя, свои желания, чувства, видеть в себе положительные качества,
-повышение уверенности в своих силах, стимуляцию желания взаимодействовать с окружающими людьми.
На втором этапе формирующего эксперимента был разработан коррекционный комплекс, состоящий из 20 занятий, длительностью 30 минут, проводимых 2 раза в неделю на протяжении 10 недель.
На третьем этапе формирующей работы были реализованы коррекционные занятия по оптимизации эмоциональной сферы у детей 6-7 лет.
На ориентировочном этапе коррекционной работы было обеспечено благоприятное вхождение воспитанников в группу, коррекционная работа была направлена на осознание ими правил поведения со взрослыми и сверстниками, формирование у детей потребности придерживаться усвоенных правил поведения, способствовала активизации тревожных детей и проявлению у них игровой инициативы, формированию умения сопереживать другим людям, дети учились опознавать различные эмоциональные состояния, как свои, так и других людей.
На коррекционном этапе дети учились преодолевать свои страхи, у них формировались навыки выражения своего эмоционального состояния, они учились оценивать своё поведение и поведение окружающих, осваивали способы преодоления страхов, учились выражать тревожащие их чувства в рисунках. Коррекционная работа способствовала освобождению детей от негативных эмоций, снижению эмоционального напряжения, уменьшению эмоциональных следы от страхов и потрясений посредством их проигрывания, повышению активности и инициативности детей во взаимодействии с окружающими людьми, дети учились преодолевать застенчивость, замкнутость, нерешительность.
Коррекционная работа на закрепляющем этапе способствовала развитию у детей 6-7 лет уверенности в своих силах, была направлена на формирование у них чувства успешности, желание взаимодействовать с окружающими людьми.
В результате проведения контрольного среза была выявлена следующая динамика уровня:
- количество детей с низким уровнем увеличилось на 15%;
- количество детей со средним уровнем увеличилось на 15%;
- количество детей с высоким уровнем тревожности снизилось на 30%,
Таким образом, разработанное нами содержание психолого - педагогической работы по оптимизации эмоциональной сферы у детей 6-7 лет является эффективным, что подтверждает гипотезу. Задачи исследования решены, цель - достигнута.
На констатирующем этапе исследования был выявлен уровень тревожности у детей 6-7 лет. По результатам диагностики было установлено, что в экспериментальной группе низкий уровень тревожности был выявлен у 3 детей (20%), средний уровень тревожности выявлен у 6 детей (40%), высокий уровень тревожности выявлен у 6 детей (40%). В контрольной группе низкий уровень выявлен у 4 детей (25%), средний уровень - у 6 детей (40%), высокий уровень - у 5 детей (35%).
Реализация разработанного содержания психолого-педагогической работы по оптимизации эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста осуществлялась на формирующем этапе эксперимента, состоящем из трех последовательных этапов.
На первом этапе был подобран комплекс психокоррекционных средств, направленных на:
- снижение психоэмоционального напряжения детей и гармонизацию осознания ребенком своего я;
- снижение проявлений тревожности в сферах значимой деятельности и создание ситуаций успешности;
- снижение выраженности страхов;
- снижение выраженности негативного эмоционального состояния, развитие умения понимать себя, свои желания, чувства, видеть в себе положительные качества,
-повышение уверенности в своих силах, стимуляцию желания взаимодействовать с окружающими людьми.
На втором этапе формирующего эксперимента был разработан коррекционный комплекс, состоящий из 20 занятий, длительностью 30 минут, проводимых 2 раза в неделю на протяжении 10 недель.
На третьем этапе формирующей работы были реализованы коррекционные занятия по оптимизации эмоциональной сферы у детей 6-7 лет.
На ориентировочном этапе коррекционной работы было обеспечено благоприятное вхождение воспитанников в группу, коррекционная работа была направлена на осознание ими правил поведения со взрослыми и сверстниками, формирование у детей потребности придерживаться усвоенных правил поведения, способствовала активизации тревожных детей и проявлению у них игровой инициативы, формированию умения сопереживать другим людям, дети учились опознавать различные эмоциональные состояния, как свои, так и других людей.
На коррекционном этапе дети учились преодолевать свои страхи, у них формировались навыки выражения своего эмоционального состояния, они учились оценивать своё поведение и поведение окружающих, осваивали способы преодоления страхов, учились выражать тревожащие их чувства в рисунках. Коррекционная работа способствовала освобождению детей от негативных эмоций, снижению эмоционального напряжения, уменьшению эмоциональных следы от страхов и потрясений посредством их проигрывания, повышению активности и инициативности детей во взаимодействии с окружающими людьми, дети учились преодолевать застенчивость, замкнутость, нерешительность.
Коррекционная работа на закрепляющем этапе способствовала развитию у детей 6-7 лет уверенности в своих силах, была направлена на формирование у них чувства успешности, желание взаимодействовать с окружающими людьми.
В результате проведения контрольного среза была выявлена следующая динамика уровня:
- количество детей с низким уровнем увеличилось на 15%;
- количество детей со средним уровнем увеличилось на 15%;
- количество детей с высоким уровнем тревожности снизилось на 30%,
Таким образом, разработанное нами содержание психолого - педагогической работы по оптимизации эмоциональной сферы у детей 6-7 лет является эффективным, что подтверждает гипотезу. Задачи исследования решены, цель - достигнута.
Подобные работы
- Оптимизация эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Психологические условия эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОТЕРАПИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Экологические проекты как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Экологические проекты как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ОРФ-ПЕДАГОГИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018





