Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оптимизация эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Работа №136188

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2024
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
55
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы оптимизации эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Понятие и особенности развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Направления оптимизации эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 18
Глава 2 Экспериментальное исследование оптимизации эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 30
2.1 Выявление уровня развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2 Содержание работы по оптимизации эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 48
2.3 Выявление динамики уровня развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 64
Заключение 76
Список используемой литературы 79
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной работе 84
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на констатирующем этапе 85
Приложение В Тематический план работы по оптимизации эмоциональной сферы у детей 6-7 лет 87
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования на контрольном этапе 93

Эмоциональная сфера ребёнка определяет общую линию психического развития ребенка. Именно от адекватного и соответствующего возрасту развития эмоциональной сферы зависит его психическое здоровье и становление личности в целом. Федеральные государственные образовательные стандарты нацеливают дошкольные образовательные учреждения на создание условий развития ребенка, в которых осуществляется его позитивная социализация и личностное развитие, определяемое сотрудничеством со взрослыми и сверстниками и осуществляемое в соответствующих возрасту видах деятельности.
Вместе с тем сложившаяся в современном обществе социальная ситуация зачастую негативно влияет на эмоциональное развитие дошкольников. Отрицательное влияние социума способствует формированию различных отклонений в развитии эмоциональной сферы дошкольников. Психотравмирующие жизненные обстоятельства, в которых зачастую оказываются дети, приводят к появлению у них различных невротических расстройств, способствует формированию страхов,
тревожности, нарушение поведения.
По мнению И.А. Криволапчук, В.В. Зайцевой тревожность отрицательно влияет на функциональное состояние организма дошкольника. Высокий уровень тревожности провоцирует у дошкольников возникновение устойчивых страхов, которые В.И. Гарбузов, В.В. Лебединский считают весомым фактором нарушений развития личности в онтогенезе.
По мнению Л.Л. Абрамян, Г.Ф. Бреслава, А.Д. Кошелевой, A.B. Запорожца, М.И. Лисиной тревожность и страхи, являясь эмоциональными расстройствами, вызывают у дошкольников деструктивное поведение, препятствуют социальному взаимодействию детей с окружающими людьми. В работах М. Кляйна, К. Леонгарда описана психологическая коррекция эмоциональной сферы детей с невротическими расстройствами. A.M. Власова, В.И. Гарбузов, Д.Н. Исаев, А.И. Захаров изучали возможности коррекции тревожности и страхов детей, причиной которых стали ошибки в семейном воспитании. Вместе с тем, в исследованиях A.B. Запорожца, A.A. Рояка, H.A. Татенко, Т.Н. Рахманиной, А.Н.Гайдапак, Ю.В. Егошкина описывается коррекционная работа по снижению проявлений эмоциональных нарушений без учета индивидуально¬психологических и возрастных особенностей детей .
Исследований, посвященных оптимизации эмоциональной сферы у старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения крайне мало. Анализ научных исследований и педагогической практики по проблеме оптимизации эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста позволил нам выявить противоречие между необходимостью осуществления психолого-педагогической работы по оптимизации эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью содержания работы в данном направлении в дошкольных образовательных организациях.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение теоретической литературы показало, что в основе нарушений развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста лежат два основных фактора. Конституциональный фактор представлен типом нервной системы ребёнка, его соматическими особенностями. Фактор взаимодействия ребёнка с социумом представляет собой личный опыт общения с родителями, а также со взрослыми и сверстниками .
На констатирующем этапе исследования был выявлен уровень тревожности у детей 6-7 лет. По результатам диагностики было установлено, что в экспериментальной группе низкий уровень тревожности был выявлен у 3 детей (20%), средний уровень тревожности выявлен у 6 детей (40%), высокий уровень тревожности выявлен у 6 детей (40%). В контрольной группе низкий уровень выявлен у 4 детей (25%), средний уровень - у 6 детей (40%), высокий уровень - у 5 детей (35%).
Реализация разработанного содержания психолого-педагогической работы по оптимизации эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста осуществлялась на формирующем этапе эксперимента, состоящем из трех последовательных этапов.
На первом этапе был подобран комплекс психокоррекционных средств, направленных на:
- снижение психоэмоционального напряжения детей и гармонизацию осознания ребенком своего я;
- снижение проявлений тревожности в сферах значимой деятельности и создание ситуаций успешности;
- снижение выраженности страхов;
- снижение выраженности негативного эмоционального состояния, развитие умения понимать себя, свои желания, чувства, видеть в себе положительные качества,
-повышение уверенности в своих силах, стимуляцию желания взаимодействовать с окружающими людьми.
На втором этапе формирующего эксперимента был разработан коррекционный комплекс, состоящий из 20 занятий, длительностью 30 минут, проводимых 2 раза в неделю на протяжении 10 недель.
На третьем этапе формирующей работы были реализованы коррекционные занятия по оптимизации эмоциональной сферы у детей 6-7 лет.
На ориентировочном этапе коррекционной работы было обеспечено благоприятное вхождение воспитанников в группу, коррекционная работа была направлена на осознание ими правил поведения со взрослыми и сверстниками, формирование у детей потребности придерживаться усвоенных правил поведения, способствовала активизации тревожных детей и проявлению у них игровой инициативы, формированию умения сопереживать другим людям, дети учились опознавать различные эмоциональные состояния, как свои, так и других людей.
На коррекционном этапе дети учились преодолевать свои страхи, у них формировались навыки выражения своего эмоционального состояния, они учились оценивать своё поведение и поведение окружающих, осваивали способы преодоления страхов, учились выражать тревожащие их чувства в рисунках. Коррекционная работа способствовала освобождению детей от негативных эмоций, снижению эмоционального напряжения, уменьшению эмоциональных следы от страхов и потрясений посредством их проигрывания, повышению активности и инициативности детей во взаимодействии с окружающими людьми, дети учились преодолевать застенчивость, замкнутость, нерешительность.
Коррекционная работа на закрепляющем этапе способствовала развитию у детей 6-7 лет уверенности в своих силах, была направлена на формирование у них чувства успешности, желание взаимодействовать с окружающими людьми.
В результате проведения контрольного среза была выявлена следующая динамика уровня:
- количество детей с низким уровнем увеличилось на 15%;
- количество детей со средним уровнем увеличилось на 15%;
- количество детей с высоким уровнем тревожности снизилось на 30%,
Таким образом, разработанное нами содержание психолого - педагогической работы по оптимизации эмоциональной сферы у детей 6-7 лет является эффективным, что подтверждает гипотезу. Задачи исследования решены, цель - достигнута.


1. Астапова В. М. Тревога и тревожность : Хрестоматия / Сост. и общая редакция В. М. Астапова. М. : ПЕР СЭ, 2017. 240 с
2. Белисова А. А., Кронштатова Е. А., Сафонова А. А., Белисова А.А.
Причины возникновения тревожности у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Научная гипотеза. 2018. № 15. С. 25-31.
URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36742495. (дата обращения: 15.05.2023).
3. Брель Е.Ю. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях педагогической поддержки // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2020. Т. 4. № 2 (14). С. 95-106.
4. Вологодина Н. Г. Детские страхи днём и ночью. М. : Феникс, 2006. 224с.
5. Гребенщикова Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение
эмоционального развития детей дошкольного возраста в игре // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Сер. : Педагогика, психология. 2017. № 1 (28).
С. 21-25.
6. Гончарова Е. И. Взаимосвязь уровня тревожности и поведения дошкольников в конфликтных ситуациях [Электронный ресурс]// Конфликты в образовании и социальной сфере: теоретические и прикладные аспекты : материалы 1-й Международной научно-практической конференции, Астрахань, 25-27 октября 2018 года / Ответственные редакторы: Д. А. Яковец, Н. Г. Брюхова. Астрахань: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханский государственный университет», 2018. С. 123¬127. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36968641. (дата обращения:
15.05.2023)
7. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб. : Питер, 2000. 448 с.
8. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб : Питер, 2001. 752 с.
9. Изард К. Эмоции человека: монография. М.: Директ-Медиа, 2008. 954 с.
10. Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте// Психологические исследования. Тбилиси: Мецнисреба, 1960. С. 54-57.
11. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. М. : РПА, 2010. 191 с.
12. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб. : Речь, 2018. 160 с.
13. Клевцова А. Е. Возможности сказкотерапии в купировании
тревожности старших дошкольников [Электронный ресурс]// Гуманитарные научные исследования. 2022. № 1.
URL: https://human.snauka.ru/2022/01/47712 (дата обращения: 10.05.2023).
14. Короткова Л. Д. Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации. Центр гуманитарной литературы, 2006. 144 с.
15. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб. : Речь, 2003.160 с.
...
Всего источников 45


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ