Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Институт предоставления труда работников: историко-правовой анализ
1. Предоставление труда работников: иностранный и российский опыт……8
2. Соотношение договора о предоставлении труда работников, аутстаффингаи аутсорсинга
Глава 2. Правовой институт договора о предоставлении труда работников…23
1. Субъекты отношений по предоставлению труда работников……………...23
2. Правовая природа договора о предоставлении труда работников ………...29
Глава 3. Нормативное регулирование отношений по предоставлению трудаработников
1. Случаи, условия и порядок предоставления труда работников……………37
2. Организация трудового процесса в частных агентствах занятости………..44
3. Гарантии, предоставляемые работникам частных агентств занятости……52
Заключение
Список использованной литературы…
На современном рынке труда большое распространение получила нестандартная (нетипичная) занятость. «Нестандартные формы занятости – это собирательный термин, включающий формы занятости, отличные от стандартной хотя бы по одному из нескольких критериев».
К таким формам Международное Бюро Труда (далее – МБТ), в частности, отнесло временный заемный труд — форму организации труда, при которой работники оформлены не на предприятиях, где осуществляют непосредственную трудовую деятельность, а в компаниях, осуществляющих направление работников для работы у третьих лиц (агентствах занятости). Понятие «заемный труд» не является общепринятым в трудовом праве различных стран. В связи с этим МБТ при обзоре проблем нестандартных форм занятости делает поправку на то, что термины, принятые в практике Организации Объединенных Наций, не являются унифицированными.
Эта поправка является весьма существенной для Российской Федерации. Понятие «заемный труд» известно российскому трудовому праву, однако, само явление оценено как негативное и официально запрещено с 2016 года (с даты вступления в силу соответствующего федерального закона).
Вместе с запретом заемного труда российский законодатель ввел в систему трудового права институт договора о предоставлении труда работников (персонала) (далее – ДоПТР, Договор). Данный институт можно охарактеризовать как легальную замену заемного труда в Российской Федерации. В рамках Договора так же действуют частные агентства занятости, оформляющие трудовые отношения с работниками и направляющие их для работы у третьих лиц, но эта деятельность осуществляется с соблюдением законодательно установленных условий,сроков и порядка предоставления труда работников.
Актуальность темы исследования определяется возросшим значением нетипичных форм занятости на рынке труда и постоянно увеличивающимся количеством частных агентств занятости, осуществляющих предоставление труда работников. Так, к апрелю 2016 года (спустя 4 месяца после вступления в силу федерального закона, включившего в текст Трудового кодекса РФ положения о ДоПТР) Роструд аккредитовал 303 компании, предоставляющие временный персонал. Вместе с тем, необходимо отметить, что ограниченное число законодательных положений о ДоПТР, а так же отсутствие разъяснений высшей судебной инстанции по применению данного института создаютсложности при предоставлении труда работников.
Целью исследованияявляется комплексныйанализ института предоставления труда работников в системе трудового права России.
Задачи исследования:
1. Определение цели и необходимости введения в трудовое право России договора о предоставлении труда работников.
2. Определение признаков и сущностных свойств договора о предоставлении труда работников.
3. Выявление особенностей регулирования трудовых отношений в рамках деятельности частных агентств занятости.
4. Анализ правоприменительной практики, связанной с реализацией договоров о предоставлении труда работников.
5. Формулирование выводов и предложений в части совершенствования действующего законодательства о предоставлении труда работников.
Анализ научной литературой и судебной практики выявил недостаточную на сегодняшний деньстепень разработанности темы исследования. По мнению практикующих в данной сфере специалистов,существует ряд серьезных проблем, возникающих при организации работы в частных агентствах занятости (далее – ЧАЗ, агентства занятости) и при направлении работников для работы по Договору.
В связи с этим теоретическая и практическая значимость работы проявляется в том, что комплексное исследование института договора о предоставлении труда работников (персонала) позволит определить степень проработанности и достаточности правового регулирования Договора, возможные направления совершенствования нормативной базы.
Соответственно обозначенным выше положениям были избраны такие методы исследования, как сравнительно-правовой метод для реализации возможности системного изучения явления. Так же в исследовании были использованы формально-догматический метод, метод юридического толкования и метод правого прогнозирования.
Исходя из вышеизложенного, сформулированы следующие положения, выносимые на защиту:
1. В рамках ДоПТР формируется система многосторонних отношений, регулируемых как нормами трудового права, так и гражданского. Нормы двух отраслей права действуют совместно в отношениях между всеми участниками - частным агентством занятости (исполнителем), работником, принимающей стороной (заказчиком).
2. Понятие «договор о предоставлении труда работников» можно рассматривать в широком и в узком смысле. В широком смысле ДоПТР – это форма организации труда и система многосторонних отношений.
В узком смысле ДоПТР – это особый вид гражданско-правового договора.
3. ДоПТР является формой организации труда, позволяющей осуществлять мобильное перераспределение рабочих ресурсов, быстро реагировать на нужды гражданского оборота, при этом сохраняя и реализуя гарантии, предоставляемые работникамтрудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Таким образом, ДоПТР позволяет исключить или снизить риски, связанные с применение заемного труда.
4. ДоПТР представляет собой форму отношений, отличную от аутстаффинга и аутсорсинга.
5. Законодательное регулирование ДоПТР осуществляется ограниченным количеством нормативных правовых актов. С одной стороны, это позволяет развиваться институту, в большей степени согласуясь с практикой деятельности частных агентств занятости на рынке труда.
С другой стороны, можно констатировать наличие законодательных «пробелов» в регулировании ДоПТР, восполнение которых позволит сделать институт более устойчивым и проработанным, реализующим цели его включения в ТК РФ.
6. Представляется целесообразным внесениепоправок в трудовое законодательство в сфере предоставления труда работников для включения в него: 1) положенияо бессрочном характере трудового договора, заключаемого с работниками ЧАЗ; 2) положения, допускающего направление работников к принимающей стороне – физическому лицу на неопределенный срок; 3) положения, конкретизирующего сроки, периодичность и порядок проведения контроля ЧАЗ за принимающей стороной; 4) положения, устанавливающего порядок внесения записи в трудовую книжку работника о работе у принимающей стороны.
Степень достоверности полученных результатов определяется использованными автором источниками исследования. Исследование основывается на анализе доктринальных источников ученых в области трудового и гражданского права, на анализе и обобщении актуальной судебной практики, с учётом мнения практикующих юристов трудового права и HR-сферы.
По нашему мнению, для реальной апробации результатов необходимо привести данную научную работу в форму статьи и опубликовать для возможности проведения открытой дискуссии по полученным результатам.
Договор о предоставлении труда работников (персонала) порождает комплекс отношений, регламентация которых осуществляется как нормами трудового права, так и нормами гражданского права, поскольку имеет место два предмета регулирования: имущественные отношения в рамках гражданского оборота и трудовые отношения.
Предметом ДоПТР (в узком смысле, как гражданско-правовой сделки) является предоставление труда работников определенной квалификации для выполнения определенной трудовой функции в определенном временном промежутке.
Работодателем в ДоПТР (в широком смысле, как в институте трудового права) выступает частное агентство занятости, которое так же является исполнителем по гражданско-правовому договору. Работники, направляемые к принимающей стороне, состоят в трудовых отношениях с агентством занятости, заключают с ним трудовой договор и приобретают все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством РФ. При этом принимающая сторона не оформляет с работниками никаких юридических (в том числе и трудовых) отношений.
Так в общих чертах выглядит внутреннее содержание института ДоПТР. Однако данный Договор является намного более сложным явлением, и, как показывает зарубежный опыт, для становления института требуется достаточно продолжительное время и общественная поддержка.
Иностранный опыт свидетельствует, что если подобная форма организации труда станет эффективной и востребованной, будет сформирован целый комплекс различных правовых вариаций этой формы трудоустройства (так, например, в иностранных государствах весьма популярны и проработаны в отраслях права такие нетипичные формы занятости как фриланс, полное управление персоналом и т.п.).
Для дальнейшего развития нетипичных форм организации труда, несомненно, требуется проработанное законодательство, закрепляющее базовые положения института предоставления труда работников.
Можно констатировать, что на данный момент судебная практика в этой области не единообразна, не выработаны принципиальные позиции по отдельным аспектам института. Сложности так же возникают при квалификации и разделении близких по своему существу явлений (например, смешение ДоПТР и договора возмездного оказания услуг, смешение аутстаффинга и аутсорсинга и т.п.).
Определенные сложности при реализации ДоПТР отмечают специалисты HR-сферы. Так Т. Голубина указывает на следующие проблемы в деятельности частных агентств занятости в России:
необходимость серьёзных стартовых затрат. Это может быть связано с обучением работников или с подбором большого числа узких специалистов или с наймом высококласссных, а потому «дорогих» работников.
формальное предоставление персонала, без оказания услуг по действительному подбору кадров с необходимой квалификацией, опытом работы и т.д. Так снижается эффективность института в целом и эффективность деятельности принимающей стороны. Агентства, исполняя предмет договора - предоставление персонала, не несут риск выполнения направленными работниками поставленных перед ними задач. Отчасти это связано с тем, что рекрутинговые компании в России на сегодняшний день имеют проблемы с комплектацией собственного штата консультантов, подбирающих работников.
При этом передача бизнес-процессов профессионалам можно обеспечить сокращения издержек производства до 20% за счёт его трансформации и комплексной оптимизации. Но достижение этой цели напрямую зависит от деятельности частных агентств занятости и эффективности функционирования института ДоПТР. Как отмечает С. Змияк : «Уровень рекрутингового агентства определяется в наибольшей степени уровнем консультантов-рекрутеров, работающих в нем».
Исследование показало, что в нормативном регулировании отношений по предоставлению труда работников существуют пробелы, создающие на практике трудности при реализации договоров о предоставлении труда работников. В частности, законодателем однозначно не был решены следующие вопросы:
1. Срок, на который заключаются трудовые договоры с работниками ЧАЗ.
2. Срок, на который может быть предоставлен труд работников принимающей стороне – физическому лицу.
3. Срок, периодичность и порядок осуществления контроля ЧАЗ за соответствием фактического использования принимающей стороной труда направленных работников трудовым функциям, определенным трудовыми договорами этих работников, а также за соблюдением принимающей стороной норм трудового права.
4. Порядок внесения записей в трудовую книжку работника о работе у принимающей стороны.
По итогам проведенного исследования автор сформулировал рекомендации для внесения поправок в тексты нормативных правовых актов с целью приведения их в соответствие с основополагающими началами трудового законодательства. Для восполнения указанных пробелов представляется целесообразным дополнить трудовое законодательство, в первую очередь, положением о бессрочном характере трудового договора, заключаемого с работниками ЧАЗ. Подобное решение согласуется с международным стандартом организации устойчивой трудовой занятости. Заключение срочных договоров с работниками ЧАЗ, хотя нельзя признать незаконным, поскольку ЧАЗ осуществляет временное предоставление труда работников, тем не менее, нельзя признать и оправданным. Поскольку в этом случае предоставление таких гарантий работникам, как установление трудовых отношений на общих основаниях, участие в профсоюзной деятельности, право на профессиональное обучение и иные, фактически нивелируются. Работник может быть уволен из ЧАЗ при прекращении работы у конкретной принимающей стороны (не работодателя), поскольку конструкция срочных трудовых договоров позволяет прекратить трудовые отношения с работниками ЧАЗ как с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой.
Так же в части внесения поправок в трудовое законодательство можно рекомендовать включить положение, допускающее направление работников к принимающей стороне – физическому лицу на неопределенный срок.
Для исключения нормативного пробела в сфере проведения контроля ЧАЗ в отношении принимающей стороны в качестве возможных можно рассматривать два варианта регулирования: либо закрепление обязанности ЧАЗ и принимающей стороны включить в текст гражданско-правового договора условие о проведении контроля (с указанием срока, периодичности и порядка контроля), либо включение в текст ТК РФ положения, конкретизирующего его проведение.
Представляется так же целесообразным внесение дополнений в Инструкцию по заполнению трудовых книжек с включением порядка внесения записей о работе у принимающей стороны.
Таким образом, институт договора о предоставлении труда работников необходимо развивать и поддерживать. Приоритетными направлениями развития института являются: совершенствование правового регулирования, выработка единообразной судебной практики (в частности, путем принятия постановлений Верховным Судом РФ), общественная поддержка института на рынке услуг и на рынке труда, а так же проведение эффективного, направленного на выявление нарушений контроля за деятельностью частных агентств занятости. Контроль требуется, в первую очередь, для обеспечения гарантий и прав работников, а так же в целях предотвращения налоговых преступлений, связанных с получением необоснованной налоговой выгоды, чаще всего в форме избегания налогообложения, путем внешней замены реальных трудовых отношений гражданско-правовыми.
1. Декларация относительно целей и задач Международной Организации Труда: принята в Филадельфии 10 мая 1944 г. на 26-ой сессии Генеральной конференции МОТ// Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1956. Т.I. – Женева: Международное бюро труда, 1991. – С. 556-560 – СПС «Гарант».
2. Конвенция № 34 Международной Организации Труда о платных бюро найма [Электронный ресурс]: принята в Женеве 29 июня 1933 г. на 17- ой сессии Генеральной конференции МОТ // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1956. Т.I. – Женева: Международное бюро труда, 1991. – С. 300-315. – СПС «Гарант».
3. Конвенция № 88 Международной Организации Труда об организации службы занятости [Электронный ресурс]: принята в Сан-Франциско 9 июня 1948 г. на 31- ой сессии Генеральной конференции МОТ // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1956. Т.I. – Женева: Международное бюро труда, 1991. – С. 654-672. – СПС «Гарант».
4. Конвенция № 96 Международной Организации Труда о платных бюро по найму [Электронный ресурс]: принята в Женеве 1 июля 1949 г. на 32- ой сессии Генеральной конференции МОТ // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1956. Т.I. – Женева: Международное бюро труда, 1991. – С. 823-867. – (пересм. в 1949 г.). – СПС «Гарант».
5. Конвенция №181 Международной организации труда о частных агентствах занятости [Электронный ресурс]: принята в Женеве 19 июня 1997 г. на 85-ой сессии Генеральной конференции МОТ// Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. - С. 996 - 1017. – СПС «Гарант».
6. Рекомендация № 166 Международной Организации Труда о прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя [Электронный ресурс]:принята в Женеве 2 июня 1982 г. на 68-ой сессии Генеральной конференции МОТ// Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. - С. 1135 - 1017. – Режим доступа: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm.
7. Рекомендация № 188 Международной Организации Труда о частных агентствах занятости [Электронный ресурс]: принята в Женеве 3 июня
1997 г. на 85-ой сессии Генеральной конференции МОТ//Не опубликована. – СПС КонсультантаПлюс».
1.2. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы Российской Федерации
1.2.1. Конституция Российской Федерации
8. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 2009. – 21. янв. – (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). -
СПС «КонсультантПлюс».
1.2.2. Федеральные законы
9. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. - № 1.- Ст. 3. –
(с изм. и доп.на 05.02.2018). – СПС «КонсультантаПлюс».
10. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2[Электронный ресурс]: федер. закон от 26 января 1996 г. № 15 –ФЗ// СЗ РФ. – 1994. - № 32. - Ст. 3301. – СПС «КонсультантаПлюс».
11. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 5 мая 2014 N 116-ФЗ // СЗ РФ. – 2014. - № 19. – Ст. 2321. – СПС «КонсультантПлюс».
12. О занятости населения в Российской Федерации [Электронный ресурс]: закон от 19 апреля 1991 г. №1032-1// Ведомости съезда народных депутатов Рос. Фед. – 1991. - № 18. – Ст. 58. – (с изм. и доп. на 07.03.2018). – СПС «КонсультантПлюс».
13. Об аккредитации в национальной системе аккредитации [Электронный ресурс]: федер. закон от 28 декабря 2013 г. №N 412-ФЗ// СЗ РФ. – 2013. - № 52 ( Часть I). – СТ. 6977. – (с изм. и доп. на 02.03.2016). –
СПС «КонсультантПлюс».
14. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности [Электронный ресурс]: федер. закон от 12 января 1996 № 10-ФЗ// СЗ РФ. – 1996. - № 3. – Ст. 148. – (с изм. и доп. на 03.07.2016). –
СПС «КонсультантПлюс».
1.2.3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации
15. Об утверждении Правил аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала): Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 1165// СЗ РФ. – 2015. - № 45. – Ст. 6255. - (с изм. и доп. на 03.12.2016).
16. О трудовых книжках: Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. № 225// СЗ РФ. – 2003. - 16. – Ст. 1539. – (с изм. и доп. на 25.03.2016).
1.2.4. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций
17. Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек: Приказ Минтруда России от 10 октября 2003 № 69// Бюл. норм.актов фед. органов. власти – 2003. - №. 49. – ( с изм. на 31.10.2016).
2. Материалы судебной практики
2.2. Материалы судебной практики Российской Федерации
2.2.1. Акты судов общей юрисдикции Российской Федерации
18. Определение ВС РФ от 06.08.2015 г. по делу № А33-310/2014 [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс».
19. Решение ВС Республики Карелия от 03.10.2016 г. N 21-425/2016 [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс».
20. Апелляционное определение Пермского краевого суда от 27.01.2014 по делу № 33-13056/2013 [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс».
21. Решение Кировского районного суда г. Перми от 26.11.2015 по делу № 2-2551/2015 [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс».
22. Решение АС Читинской области от 12.10.2016 по делу А78-10704/2016 [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс».
23. Решение Калининского районного суда г. Тюмени от 07.12.2016 по делу № 2-6148/2016 [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс».
2.2.2. Акты арбитражных судов Российской Федерации
24. Определении ВАС РФ от 04.03.2010 N ВАС-2063 [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс».
25. Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2012 по делу N А55-17727/2011 [Электронный ресурс]//
СПС «КонсультантПлюс».
26. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.04.2012 по делу
N А70-7988/2011 [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс».
27. Постановление ФАС Поволжского округа от 04.05.2012 по делу N А55-17704/2011 [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс».
28. Постановление ФАС Московского округа от 02.08.2012 по делу N А40-119435/11-120-1015 [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс».
29. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.11.2012 по делу
N А03-19412/2011 [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс».
30. Постановление ФАС Уральского округа от 28.11.2013 N Ф09-10736/13 по делу N А60-49497/2012 [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс».
31. Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 03.03.2014 N Ф03-69/2014 по делу N А51-11116/2013 [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс».
32. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.10.2014 по делу N А17-6549/2013 [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс».
33. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.04.2016
N Ф05-4108/2016 по делу N А40-189274/15 [Электронный ресурс]//
СПС «КонсультантПлюс».
34. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2016 г. по делу N А23-1412/2016 [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс».
35. Постановление Двадцатого арбитражного суда от 29 ноября 2016 г. по делу N А23-16/2016 [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс».
3. Специальная литература
3.1. Книги
36. Трудовое право России. В 2 т. Т. 2: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ.ред. Е.Б.Хохлова, В.А. Сафонова. – 6-е изд., переаб. и доп. – М.: Из-во Юрайт, 2015. – 532 с.
37. Трудовое право: учебник/под.ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой, Н.Г. Гладкова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: РГ-Пресс, 2015. – 536 с.
38. Трудовое право России : учеб.для бакалавров / А. В. Завгородний [и др.] ; под общ. ред. Е. Б. Хохлова, В. А. Сафонова. – 5-е изд., перераб и доп. – М. : Юрайт, 2013. – 673 с.
39. Реализация и защита трудовых прав, свобод и законных интересов работников. Настольная книга профсоюзного работника и профсоюзного актива/Н. Г. Гладков. – 4-е изд.- М.: Из-вл: Проспект, 2017. – 994 с.
3.2. Статьи
40. Гвоздицких А. Проект закона о заемном труде [Электронный ресурс]/ А. Гвоздицких// Центральная профсоюзная газета «Солидарность». – 2007. - № 21. - Режим доступа: http://www.apsc.ru
41. Рымкевич О.П. «Заемный» труд: итальянский опыт/ О.П. Рымкевич//Правоведение. – 2004. – № 2. – С. 272 - 297.
42. Тихомирова Л.В. Возможность и пределы выполнения работ на опасных производственных объектах по договору о предоставлении труда работников (персонала) и осуществления деятельности в области промышленной безопасности по гражданско-правовому договору [Электронный ресурс]/Л.В. Тихомирова// Постатейные комментарии и книги. - 2016. - СПС «КонсультантПлюс».
43. Каримова Н.И. Заемный труд – угроза для работников/ И.Н. Каримова//Проект «Российско-шведское сотрудничество в области развития демократии, прав человека и профсоюзов». – 2012. – 32 с.
44. Кривой Я.В. Правовое регулирование заемного труда: опыт и перспективы/ Я.В. Кривой// Правоведение. – 2004. - № 4. – С. 280-305.
45. Коршунова Т.Ю. Договоры о предоставлении труда персонала: некоторые проблемы [Электронный ресурс]/Т.Ю. Коршунова//Журнал российского права. -2016. – № 10. - СПС «КонсультантПлюс».
46. Может ли частного агентства занятости предложить работнику работу по другому дополнительному соглашению у другой принимающей стороны, если работник приостановил работу в связи с задержкой выплаты заработной платы у первой принимающей стороны и срок действия прежнего дополнительного соглашения истек [Электронный ресурс]: Консультация эксперта// Государственная инспекция труда в Челябинской обл. – 2016. – СПС «КонсультнатПлюс».
47. Частные агентства занятости ищут пути работы в новом правовом поле [Электронный ресурс]: кадровый центр Юнити: [https://www.unity.ru] - Режим доступа: https://www.unity.ru/news/6972.
48. Змияк С. Государственные и частные посредники на рынке труда: пути взаимодействия [Электронный ресурс]/ С. Змияк// "Кадровик. Рекрутинг для кадровика". - 2011. - №12. - Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/gosudarstvennye-i-chastnye-posredniki-na-rynke-truda-puti-vzaimodeystviya.
49. Путеводитель по договорной работе. Возмездное оказание услуг. Рекомендации по заключению договора [Электронный ресурс]. -
СПС «КонсультантПлюс».
50. Черняева Д.В. Обеспечение права на защиту от безработицы в российском правовом поле [Электронный ресурс]/ Д.В. Черняева // Справочник кадровика. – 2006. - № 3. – Режим доступа:https://www.pro-personal.ru/article/6759-pravo-na-zashchitu-ot-bezrabotitsy
51. Чесалина О.В. Юридическая природа договора о предоставлении труда работников [Электронный ресурс] / О.В. Чесалина// Журнал российского права. - 2015. - № 4. – Режим доступа:https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1386142.
52. Элекчян Е. Заключение договора об оказании услуг в целях фактического предоставления персоанала/ Е. Элекчян// Ежемесячный практический журнал «Трудовое право». – 2017. - № 8. – С.5-12.
4. Интернет – ресурсы
53. Global employment industry records 8.6% annual growth with sales revenues of €450 billion [Электронныйресурс] // Режимдоступа: http://www.wecglobal.org.
54. Информация Роструда от 26.02.2016. Ответы на типовые вопросы // Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=26866.
55. Нестандартные формы занятости: анализ проблем и перспективы решения в разных странах. Обзорная версия. Международное Бюро Труда [Электронный ресурс]: издание МБТ//Женева: МБТ [http://www.ilo.org/global/lang--en/index.htm]. – Режим доступа:http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---dcomm/---publ/documents/publication/wcms_554952.pdf.
56. Словарь бизнес-терминов [Электронный ресурс]: словари и энциклопедии на академике. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/contents.nsf/business/
57. Философский энциклопедический словарь [Электронный ресурс]: словари и энциклопедии на академике. - 2010. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_philosophy/